Научная статья на тему 'Архитектор П. Ю. Сюзор и доходный дом купца Е. С. Егорова'

Архитектор П. Ю. Сюзор и доходный дом купца Е. С. Егорова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
594
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДНЫЙ ДОМ / АРХИТЕКТУРА / П.Ю. СЮЗОР / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ЭКЛЕКТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Наталья Михайловна

В статье рассматривается архитектурное убранство доходного дома купца Е.С. Егорова. Затрагиваются вопросы строительства доходных домов во второй половине XIX начале XX веков. Рассматривается работа известного русского зодчего Павла Юльевича Сюзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектор П. Ю. Сюзор и доходный дом купца Е. С. Егорова»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

АРХИТЕКТОР П.Ю. СЮЗОР И ДОХОДНЫЙ ДОМ КУПЦА

Е.С. ЕГОРОВА Иванова Н.М.

Иванова Наталья Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университет прокуратуры РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается архитектурное убранство доходного дома купца Е.С. Егорова. Затрагиваются вопросы строительства доходных домов во второй половине XIX - начале XX веков. Рассматривается работа известного русского зодчего Павла Юльевича Сюзора.

Ключевые слова: доходный дом, архитектура, П.Ю. Сюзор, Санкт-Петербург, эклектика.

Павел Юльевич Сюзор внес большой вклад в формирование облика города. Более 70 строений, выполненных под его руководством, украшают Санкт-Петербург. После окончания 31 августа 1866 Академии художеств с двумя серебряными медалями он получил звание классного художника 3-й степени с присвоением чина XIV класса и права возводить постройки [5, Л. 41]. Он активно включился в проектную и строительную практику, специализируясь на строительстве больших доходных домов. Сегодня известно 36 доходных домов Санкт-Петербурга, построенных по его проектам. Данная статья посвящена исследованию одного из них - доходного дома потомственного почетного гражданина, купца второй гильдии Ефима Савельевича Егорова.

Рождественская часть, в которой расположен дом, начала активно застраиваться во второй половине XIX века. В 1865 году был даже составлен проектный план Рождественской части. Знаменская улица к этому времени уже была застроена доходными домами и по этому плану не подлежала никаким изменениям [1, с. 27].

Е.С. Егоров приобрел участок с одноэтажным домом 24 марта 1873 года и 9 лет получал 2100 рублей дохода в год, сдавая его в аренду. В 1882 году в здании случился пожар, и Е.С. Егоров, получив страховую премию [3, Л.39], начинает строительство нового доходного дома на большом участке от Бассейной улицы до Баскова переулка. Для проектирования и строительства дома Ефим Савельевич выбирает известного архитектора П.Ю. Сюзора. Поскольку домовладельцы стремились к максимальному увеличению земельной ренты и были вправе самостоятельно определять форму и планировку своего участка, то, естественно, сложилось устойчивое требование к архитектору застраивать домовладение наиболее плотно [2, с. 154]. Поэтому изначальный проект двухэтажного здания в ходе согласования был заменен на проект пятиэтажного дома.

В 1884 году строительство было завершено. Дом, выходящий фасадами сразу на три улицы (Знаменская ул., Бассейная ул. и Басков переулок) имел площадь основания 867.4 погонных саженей (1.85 кв. км.), а его средняя высота составляла 25 м. В 1885 году архитектор Ф. Харламов, проводя обследование для залога дома, дал следующее описание строения: «... работы по чистой отделке в здании закончены, за исключением весьма немногих, а именно: по постановке балюстрады на балконах, зонтиков у подъездов, окончательной отделки некоторых квартир. Дом представляет собой капитальную постройку с солидной и богатой отделкой» [4, Л. 78].

П.Ю. Сюзор в своих проектах особое внимание уделял оформлению угловых частей зданий, выделяя их эркерами и башнями. Зодчий активно использовал глубокую рустовку фасадов, украшал их объёмной скульптурой. Дом Е.С. Егорова не стал

исключением. Фасады, выходящие на улицу Восстания и улицу Некрасова, различны, но объединены одной стилистикой. Угловые круглые эркеры увенчаны маленькими куполами со шпилями. Фасады покрыты лепниной, маскаронами, гирляндами из цветов и фруктов, башенками, характерными для эклектики, львиными головами. Наличники на окнах украшены цветочными гирляндами. Окна на третьем этаже, рядом с эркерами украшают увитые цветами вазы, поддерживаемые с двух сторон грифонами. П.Ю. Сюзор декорировал фасады здания кариатидами двух видов: первые - украшают центральный эркер, они держат в руках рог изобилия и пучок колосьев. Вторые -располагаются парами, они держатся за руки, а свободной рукой поддерживают антаблемент. Под кариатидами расположены головы львов, которые держат гирлянды из цветов и фруктов. В центре гирлянд располагаются изображение скрещенных якоря и жезла Гермеса с наложенным на них свертком. На четвертом этаже расположен щит со знаком владельца - вензелем "Е", украшенный гирляндами из листьев.

Если говорить о внутренних дворах, то они являются типичным для доходных домов Х1Х-ХХ веков. Архитектор не стал вносить в них никаких особых изысков. Внутренний фасад здания не имеет никаких украшений, в него выходили окна хозяйственных помещений и окна квартир небогатых жильцов. В диссертации Е.Д. Юхневой дается описание типичного двора петербургского доходного дома: «Петербургские дворы, катастрофически уменьшившиеся за XIX век, были плотно застроены различными хозяйственными сооружениями. Воздух дворов был наполнен запахами нечистот из выгребных и помойных ям, стоил <...> Воздух дворов был настолько плох, что жильцы не считали возможным проветривать помещения через форточки, несмотря на постоянные настоятельные призывы гигиенистов» [6, с. 179].

О внутреннем убранстве дома купца Егорова известно не много. В нижних этажах располагалось помещения для 22 магазинов. Однако, согласно ведомости о доходах дома Е.С. Егорова от 1885 года, известно, что в доме располагалось только 10 магазинов: посудный, булочная, мясная лавка, мануфактурный магазин, чайный, обойный, ламповый, фруктовый, стекольный и рейнсковый погреб [4, Л. 64].

В доме было 40 квартир, в которых насчитывалось от 5 до 19 комнат. Каждая квартира была оборудована голландской печкой, а в самых дорогих квартирах были установлены амосьевские печи и камины. Квартиры так же были оснащены санитарно-техническими средствами, такими как ватерклозеты, раковины с кранами и даже ванны с котлами. Это делало дом привлекательным для состоятельных горожан и позволяло получать немалый доход.

Знаток новых строительных и отделочных материалов, синтеза искусств в архитектуре, прогрессивных для того времени конструктивных решений, П.Ю. Сюзор оказал большое влияние на строительные практики своего времени. Несмотря на то, что доходный дом купца Е.С. Егорова является примером рядовой жилищной застройки Петербурга конца XIX - начала XX века, зодчий смог превратить его в настоящий шедевр, украшающий Санкт-Петербург по сей день и делающий город уникальным памятником всемирного культурного наследия.

Список литературы

1. Градостроительное величие Санкт-Петербурга. 300 лет единой градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. 1706-2006: каталог выставки / Сост. С.В. Семенцова. СПб.: Туристический и культурный Центр «Эклектика», 2006.

2. Кириченко Е.И. О некоторых особенностях эволюции городских многоквартирных домов второй половины XIX — начала XX в. (От отдельного дома к комплексу) // Архитектурное наследство. М., 1963. Вып. 15.

3. ЦГИА СПб. Ф.515 (Фонд Петроградского кредитного общества). Оп 1. Д. 2963.

4. ЦГИА СПб. Ф.515 (Фонд Петроградского кредитного общества). Оп 1. Д. 3045а.

5. ЦГИА СПб. Ф.256. (Строительное отделение Петроградского Губернского Правления. 1864-1917). Оп. 1. Д. 5.

6. Юхнева Е.Д. Жилище как элемент бытовой культуры городского населения: на материалах Петербурга конца XIX века: Дис. к. ист. н. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.