I ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОГОТИЧЕСКОГО ИНТЕРЬЕРА НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ ТАРАСКОВО
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
ЯО Михаил, научный консультант Международного института антиквариата, к.с.н..
Аннотация: статья посвящена принципам организации неоготического интерьера русской усадьбы конца XIX - начала XX веков. На примере усадьбы Тарасково, принадлежавшей дворянскому роду Толстых-Глебовых, рассматривается эволюция готического стиля в русской архитектуре, начиная с XVIII века. Проект интерьеров данной усадьбы восстановлен предметами из Большого собрания изящных искусств ASG.
Ключевые слова: Готика, Неоготика, интерьер, усадьба, Тарасково, П.С. Бойцов, зала-гостиная, кабинет, библиотека.
Abstract: The article focuses on organizational principles of the Neo-Gothic interior of the russian manor of the late XIX - early XX centuries. On the example of Taraskovo manor, belonging to the aristocratic family Tolstoy-Glebov, we consider the evolution of the Gothic style in russian architecture, beginning with the XVIII century. The interior design of this manor was restored with artworks from a large collection of fine arts ASG.
Keywords: Gothic, Neo-Gothic, interior, manor, Taraskovo, P.S. Boitsov, living room, study, library.
ЭКСТЕРЬЕР
Сохранившиеся постройки усадьбы Тарасково были возведены в конце XIX - начале XX веков, т.е. в период развития стиля модерн в России, в характерном неоготическом стиле. В истории европейской как культуры вообще, так и архитектуры существует удивительный парадокс обращения к готике - стилю, вошедшему в культуру Европы еще в конце 1100-х годов. Готика как самостоятельный, ведущий стиль существовала в Европе с XII по XVI столетия, а в некоторых видах искусства и странах и позднее. Традиционно считается, что готику радикально сменяет стиль Возрождения и далее барочное искусство XVII века. Однако если посмотреть на развитие архитектуры и особенно декоративно-прикладного искусства, мы увидим, что между этими стилями практически не было конфликта. И в XVI, и в XVII и в XVIII веках мы встречаем предметы и строения, которые органично сочетают в себе эле-
Усадьба Тарасково находилась рядом с селом того же названия, упоминавшимся уже с конца XVI века. Оно было расположено на правом берегу Оки. В 1624 году принадлежало фамилии Колтовских. Уже в это время в селе, вероятно, существовал деревянный храм архангела Михаила. С 1773 года село принадлежало А.А. Хрущевой. Именно в это время рядом с селом создается ансамбль усадьбы, в который входили господский дом, надворные постройки, «нерегулярный» плодовый сад. Иными словами, уже к концу XVIII столетия здесь существовал типичный классицистический усадебный ансамбль помещиков средней руки.
Усадьба начинает активно развиваться уже в конце XIX века. В ее планировке происходит смена рациональной строгой симметрии, свойственной классицизму, на более свободные пространственные решения. С XX века имение называется «Тарасковская экономия С.Н. и В.П. Глебовых» -последних владельцев имения. Изучением ансамбля Тарасково занимались историк и писатель Феликс Разумовский, историк архитектуры русской усадьбы Мария Нащокина.
Материалы по усадьбе Тарасково опубликованы в статье «Усадьба Тарасково - очарование Серебряного века»//Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. - 2014. - №3. - С.68-85.
7vf аестшкмэадунаррдного шстигла «hihkbwviwa
(Чир искусств
менты конструкции и декора готики с деталями и трактовкой новых стилей - Возрождения и Барокко. Каждый из этих стилей имел свою орнаментику и пластические решения, однако их объединяет любовь к природному материалу (дереву, камню, глине), декоративная выразительность стилистических элементов, определенная массивность, эстетизм формы и духовная содержательность. Конечно, выразительность архитектурных решений Палладио и Бернини резко отличается от образности готического собора, но в малых, камерных формах они вполне могли и соединялись в органичное целое. Внимание к готике традиционно относят к эпохе Романтизма, т.е. к концу XVIII - середине XIX столетий. Это вылилось в термин «неоготика», которая рассматривается как составная часть периода Эклектики - ретро эпохи, сформировавшейся в XIX веке. При изучении готических традиций в более позднее время можно констатировать, что казалось бы ушедший стиль прошлого на самом деле практически не прекращал своего существования. Даже
такой замечательный архитектор основоположник английского классицизма, паладианец Кристофер Рен (1632 - 1723) строит в 1681 -1682 годах свою знаменитую башню Тома в оксфордском колледже Крайст-Чёрч (Christ Church), производящую впечатление «младшей сестры» собора в Солсбери.
Серди тех кто «привил» готику европейскому искусству Нового времени обычно называют Огастеса Пьюджина (1812 - 1852) - главного архитектора Вестминстерского дворца и создателя Биг-Бена. Роль Пьюджина в формировании готического направления в европейской эклектике неоспорима, как и Джорджа Гилберта Скотта (1811 - 1878) - создателя вокзала Сент-Панкрас в Лондоне. Именно благодаря ему готические мотивы станут характерной чертой архитек-
туры, связанной с железной дорогой, что в дальнейшем будет использовано русскими архитекторами.
В общее число неготических архитектурных традиций неожиданно большой вклад внесли русские зодчие. Главной особенностью всей русской архитектуры XVIII века было желание догнать Европу, показать, что русская архитектура ничуть не хуже европейской. Это было доказано творчеством Бартоломео Франческо Растрелли (1700 - 1771), Саввы Чевакинского (1709/1713 -1772/1780), Дмитрия Ухтомского (1719 - 1774), Джакомо Кваренги (1744 - 1817) и др. Их ансамбли являются жемчужинами русской и мировой архитектуры. Однако стоит напомнить, что Юрий Матвеевич Фельтен (1730 - 1801), автор знаменитой решетки Летнего сада и каменной набережной реки Невы,
Чесменский дворец Санкт-Петербург, 1774 -1777 гг. Архитектор Юрий Фельтен
Башня Тома в Оксфорде 1681 - 1682 гг. Архитектор Кристофер Рен
Чесменская церковь Санкт-Петербург, 1777 - 1780 гг. Архитектор Юрий Фельтен
Пир ыекуеетБ
№1 (17) 2017
Царицыно
Большой мост через овраг Москва, 1778 - 1784 гг.
Архитекторы Василий Баженов, Матвей Казаков
Церковь Владимирской иконы Божьей Материи
Село Быково (Раменский район Московской области), 1789 г. Архитектор Василий Баженов (?)
создал еще и ансамбль небольшого дорожного Чесменского дворца с изысканной церковью святого Иоанна Предтечи в стиле поздней Готики.
Поистине в русских масштабах должна была прозвучать готика в творчестве В.И. Баженова (1737 -1799). Главный объект готического направления этого архитектора -дворцово-парковый ансамбль Царицыно - не был завершен из-за отрицательной оценки его строительства Екатериной II. Однако то, что уже было построено, поражает своими масштабами. В огромном ансамбле могли быть реализованы самые разнообразные декоративные возможности этого стиля. Именно декоративное осмысление готических элементов и их органическое соединение с рациональностью классицизма, а также окружающим ландшафтом, соста-
| Кабинет в усадьбе Быково
вили неповторимое своеобразие построек этого ансамбля. Активное участие в проектировании и строительстве Царицына принимал ученик и последователь Баженова -Матвей Казаков (1738 - 1812).
Малоизвестным, но замечательным образцом художественного осмысления готики является церковь Владимирской иконы Божьей Материи в селе Быково (1789 год), вероятно, созданная по проекту того же Баженова. Поднятая на высокое основание, с ведущим к входу легким упругим крыльцом, в подпружных арках которого так уместно читаются готические аркбутаны, своими стрельчатыми арками и устремленными вверх шпилями она выразительно читается на фоне неба.
Церковь являлась лишь частью усадебного комплекса Быково. Сохранившиеся интерьеры главного дома усадьбы хранят многие элементы неоготического стиля. Эффект их воздействия можно особенно почувствовать в интерьере кабинета, насыщенного виртуозной резьбой. Здесь неожиданно, но гармонично сочетаются, казалось бы несоединимые, элементы Ренессанса, Барокко и Готики.
Откуда взялась западная готика в православной России? Сам факт возникновения построек в готическом стиле является убедительным аргументом высокой образованности грамотной части населения Российской империи. Интерес к
этому стилю пришел из литературы Романтизма. Здесь зачитывались романами Вальтера Скотта, «Доктором Фаустом» Иоганна Гёте, «Разбойниками» Шиллера и сказками Эрнста Гофмана. В России был свой Вальтер Скотт - Александр Бесту-жев-Марлинский (1797 - 1837). Мир образов этой литературы был так не похож ни на действительность, ни на прошлое России. Он будил воображение и рождал неожиданные образы героев, преданных высоким идеалам чести и свободы. Все это не имело ничего общего с действительностью средневековой Европы, но, возможно, именно поэтому было так привлекательно как мечта или сказка. Мир этих образов требовал воплощения. Вот те мотивы, которые руководили не столько архитекторами, сколько их заказчиками. Поскольку читающей частью была образованная верхушка общества, стиль готики получил распространение среди высших слоев российской знати. Романтические мотивы этого стиля были чем-то призрачным, существующим где-то вдали от мира реальности. Вот почему готические формы получают распространение в загородной, усадебной архитектуре, где образы зодчества неразрывно соединяются с окружающим их ландшафтом. В этом состоит главное отличие новой готики, от готики Средневековья, которая была связана с городом - пространством людей и была мостом между ними
Церковь святой Екатерины Казань, 1862 - 1865 гг. Архитектор Л.К. Хрщонович
Дом Севастьянова Екатеринбург, 1863 - 1866 гг. Архитектор А.И. Падучев
и небесами. Готика Нового времени, которая в литературе именуется «неоготика», вошла в историю культуры как часть периода Историзма. В России большее распространение получил термин «псевдоготика». В самой приставке «псевдо» можно почувствовать отрицательное отношение, что, на наш взгляд, несправедливо по отношению к русским постройкам этого образного направления. Поэтому в дальнейшем мы не станем использовать этот термин и будем называть русскую готику Нового времени «неоготикой».
Хронологически русскую неоготику можно разделить на три этапа. К первому относятся ранние неоготические постройки конца XVIII - начала XIX столетий. Второй этап приходится на 1820 -1850 годы и совпадает с периодом правления Николая I. Во Франции это время от Реставрации периода Карла X до Наполеона III включительно. Интерес к готике в это время, наряду с предыдущими факторами, определялся и симпатиями императорского двора. Известно, что во время поездки по Европе великий князь Николай Павлович (будущий Николай I) посетил Шотландию, где в 1816 году познакомился с Вальтером Скоттом. Эта встреча во многом повлияла на формирование его вкуса. Как и многие образованные люди своего времени, он увлекся образами великого шотландца. При-
страстия Николая I разделяла и его жена Александра Фёдоровна - дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Идеи Романтизма оказались ей очень близки. Увлечение двух венценосных супругов стало залогом того, что готика превратилась в моду, охватившую довольно широкие слои русского общества. Второй период неоготики характеризуется, прежде всего, вниманием к внешним элементам готического стиля, которые иногда приходят в противоречие с конструктивными особенностями постройки или предметами декоративно-прикладного искусства. Декоративные элементы этого стиля здесь «украшают» современные своему времени технические конструкции. Именно к этому времени относится большинство неоготических построек в России.
С конца XIX века и в первые годы XX столетия можно выделить особый третий этап неоготики. Он близок ко второму, но отличается большей органичностью и артистизмом. Здесь главное не столько точность исторических деталей, сколько их пластика и соответствие целостному образу. Не случайно неоготика этого времени близка эстетике модерна, а зачастую является ее составной частью.
Удивительно количество объектов неоготического искусства, включающее в себя десятки зданий, церквей, построек общественного
назначения и усадеб. Чрезвычайно широка и их география. В неоготическом стиле построен собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1884 год) по проекту архитектора Яна Тамулевича, дом Севастьянова в Екатеринбурге (1863 - 1866 гг., архитектор А.И. Падучев) и лютеранская церковь святой Екатерины в Казани (1862 - 1865 гг., архитектор Л.К. Хрщонович).
Одной из самых ярких построек в Самаре является католический храм Пресвятого Сердца Иисуса, строительство которого велось с 1902 по 1906 годы по проекту Фомы Богдановича-Дворжецкого (1859 - 1920). Несколько ансамблей неоготического стиля было
Дворцовый ансамбль графини Паниной «Романтическая Александрия» Крым, 1830-е гг. Построен по проекту Филиппа Эльсона
Готическая капелла Александра Невского в парке Александрия Петергоф, 1830-е гг. Построена по проекту Карла Шинкеля
Эдуард Гау
«Готическая капелла в парке Александрия, внутренний вид капеллы», акварель 1850 - 1860-е гг. [1]
Здание почтовой конторы Петергоф, 1850 г.
Архитекторы Николай Бенуа, Альберт Кавос
Императорские главные конюшни Петергоф, 1848 - 1855 гг. Архитектор Николай Бенуа
построено в Крыму - дворцовый ансамбль графини Паниной «Романтическая Александрия» (1830-е гг., по проекту Филиппа Эльсона) и широко известное «Ласточкино
гнездо», спроектированное Леонидом Шервудом (1911 - 1912 гг.).
Много примеров неоготической архитектуры мы встречаем в Санкт-Петербурге и его окрест-
Здание вокзала в Новом Петергофе 1855 - 1857 гг. Архитектор Николай Бенуа
ностях. Ранее мы уже говорили о Чесменском дворце, который располагался на бывшем Царскосельском тракте и находился за пределами Петербурга XVIII века. Особенно богат объектами неоготики Петергоф. Открывает их антологию Готическая капелла Александра Невского в парке Александрия,построенная в 1830-е годы по проекту Карла Шинкеля (1781 - 1841) под руководством Адама Менеласа и Иосифа Шар-леманя. Мы можем получить представление об интерьере капеллы по акварели Эдуарда Гау (1807 -1887) середины XIX века.
Несколько ансамблей было сделано по проектам Николая Леонтьевича Бенуа (1813 - 1898) в том же Петергофе. Из многих его построек к готическим можно отнести три. По личному заказу Николая I Бенуа были построены Императорские главные конюшни (1848 - 1855), в которых удачно были аранжированы элементы английской готики. Совместно со строителем театров Альбертом Кавосом (1800 - 1863) было возведено здание почтовой конторы (1850 г.), а в 1855 - 1857 годах воплощен удачный проект в готическом стиле здания вокзала в Новом Петергофе.
ИНТЕРЬЕР
При изучении неоготического стиля как в России, так и в других странах наблюдается противоречие между экстерьером и внутренним убранством построек. Романтизм готики волновал, прежде всего, внешними элементами. Именно внешний облик был в центре внимания, начиная с середины XVIII столетия. Иное дело интерьеры. Собственно готические интерьеры светского назначения практически не сохранились. Среди редких памятников можно упомянуть дом Жака Кёра в Бурже, да и то его интерьеры носят восстановленный характер и зачастую представляют собой экспозицию отдельных предметов, а не жилую обстановку. Суровые условия жизни в эпоху Средневековья не могли дать предметы, которые нашли бы применение в изысканном XVIII и прагматичном XIX веках. Интерьер неоготики - это, конечно, комфортный интерьер Нового времени. Стиль здесь создает не сущностный образ, а скорее антураж. Вот почему готика пришла в интерьеры Нового времени в виде таких орнаментальных мотивов, как стрельчатая арка, крестоцветы, фиалы, декоративные вимперги и пинакли. Из каменных деталей архитектуры они превратились здесь в романтический декор, материализующий фантазии романтиков. Характерной особенностью неоготического интерьера является уже упомянутое соединение собственно готики с элементами последующих эпох - Ренессанса и Барокко, а также ощущение экзотики, необычного, того, что приходит в жизнь не благодаря необходимости, а волей мечты и фантазии. Мода на готику то приходила, то уходила, и это отразилось в том, что до нас дошло очень мало цельных неоготических интерьерных ансамблей. Многие из них погибли, многие же пережили реконструкцию, подчас изменившись до неузнаваемости. Как правило, мы имеем сейчас отдельные предметы, из которых, скорее, не реконструируется интерьер при реставрации, а создается музейная экспозиция на тему европейского
Дж. Хепплуайт Проект стула из альбома «The Cabinet Maker and Upholsterer's Guide» (London, 1794) http://www.wood-digital. com/russkaya-neogotika-v-mebeli
историзма. В таких условиях есть предметы, но нет атмосферы, которая создавалась в «живых» интерьерах не только в дворцовых ансамблях и парках, но и в усадьбах и имениях.
Первым предметом мебели в неоготическом стиле в России были деревянные ширмы, состоящие из многочисленных секций, которые вошли в интерьеры Царского Села и Петергофа с 1770-х годов. Специалистами упоминается левкасная золоченая ширма, изготовленная мастером Ф. Брюлло и установленная в марте 1781 года в спальне А.Д. Ланского в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца [2]. В готическом же стиле была сделана и ширма в Зеленой столовой того же Царскосельского дворца, изготовленная, вероятно, по проекту Юрия Фельтена. Кроме этого, к числу ранних предметов в неоготическом стиле в русском декоративно-прикладном искусстве XVIII века относились упоминаемые в литературе гостиные гарнитуры и отдельные предметы. На этом первичном этапе мастера неоготики
Т. Чиппендейл Проект кресла (hall-chairs) из альбома «The Gentleman Cabinet-Maker's Director» (London, 1762) http://www.wood-digital. com/russkaya-neogotika-v-mebeli
Кресло
Петербург (?), 1800-е гг. Береза, резьба, окраска, роспись; камыш, плетение http://www.wood-digital. com/russkaya-neogotika-v-теЬеП
предпочитали массив красного дерева, отказываясь от фанеровки, а образцами им служили изделия английских мебельщиков, таких как Томас Чиппендейл (1718 - 1779), Джордж Хепплуайт и Томас Шератон (1751 - 1806).
Характерной особенностью первых образцов русской мебели является использование мотива перекрещивающихся стрельчатых арок
Гостиная в павильоне Белая башня в Царском Селе Фото 1930-х гг.
http://www.wood-digital.com/russkaya-neogotika-v-mebel¡
Алоизий Рокштуль
Верхняя площадка лестницы в Царскосельском Арсенале с окном, украшенным витражами http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela
на спинках стульев и кресел, которые можно встретить в изделиях мебели Хепплуайта и Чиппендейла.
Более полное представление мы имеем об интерьерах неоготики второго этапа - 1820 - 1850-е годы. Здесь на смену красному дереву, карельской березе и тополю - главным материалам ампира -приходят отечественные породы: дуб, ясень, ольха и волнистая береза. Кроме этого, как наиболее соответствующая резьбе, широко применяется древесина ореха. В мастерской Гамбса и его сыновей русская неоготика приобрела интересную особенность, которую можно назвать национальной для российской мебели, она состоит в контрастном сочетании светлых фонов из древесины ясеня или волнистой березы с темными декоративными резными элементами из тонированного ореха или дуба.
Об интерьерах построек второго этапа неоготики мы имеем пред-
ставление благодаря сохранившимся фрагментам внутренних помещений, а в большей степени рисункам и фотографиям, запечатлевшим их до разрушения. Большое количество памятников неоготики было разрушено во Второй мировой войне, и их реставрация долгое время ждала своего часа. В центре огромной реставрационной работы до недавнего времени были объекты Больших стилей. Неоготика же, как эклектический стиль, долго время воспринималась как незначительное художественное явление, поэтому и не пользовалась большим внимание специалистов. Лишь последнее время она заняла достойное место в деле возрождения и сохранения культурных объектов. Свидетельством этому является восстановление в 1979 году дворца Коттедж в Петергофе, в 2012 - Белой башни и Арсенала в Царском селе в 2016 году.
Белая башня - павильон, построенный архитектором А.А. Менела-
сом для игр детей Николая I. Обстановка, создаваемая неоготическим декором, позволяла воссоздать атмосферу рыцарского романа, персонажами которого становились сами дети. Этому способствовали и планировка здания в виде башни (не случайно второе название павильона - «Дом рыцаря»), и изысканная лепка с готическими виньетками и цветами-крестоцве-тами. В интерьере присутствовали рыцарские щиты и шлемы, а стены украшали многофигурные композиции на сюжеты Крестовых походов, сделанные художником Джован-ни Батиста Скотти (1776/1777 -1830). Сама игровая природа павильона не предполагала, вероятно, большого количества предметов мебели. Среди уникальных объектов были недошедшие «резные колонны с бронзированными бюстами рыцарей наверху» [2]. Для нас интересны образцы неоготической мебели, сделанной в 1826 году в
7vf аЕстшкмэадунАррдного шстигла дщикацулгА
(Чир искусств
Стулья из павильона Белая башня в Царском Селе Петербург, мастерская Г. Гамбса, 1820-е гг. Дерево, резьба, точение; ткань
Не сохранились Фото 1930-х гг.
мастерских Генриха Гамбса, о которых мы можем судить лишь по фотографиям 1930-х годов.
Даже по фотографиям мы можем констатировать, что эти первые образцы готической мебели являются весьма успешными экспериментами мастеров Гамбсов. Возможно, в них нет того утонченного артистизма, который свойственен мебели Чиппендейла и Хепплуайта, однако здесь присутствует мягкая пластическая выразительность форм, органично соответствующая функциональному назначению. Своеобразию образа служат цвет и фактура древесины.
Комната камер-юнгферы во дворце Ферма http://www.admagazine.ru
Столики и кресло из павильона Белая башня в Царском Селе Петербург, мастерская Г. Гамб-са, 1820-е гг.
Дерево, резьба, точение, окраска
Не сохранились. Фото 1930-х гг.
Неоготика - стиль довольно пластичный и толерантный к другим направлениям. Он легко сочетается с формами, которые, казалось бы, должны быть ему чужды. В этом можно убедиться, разглядывая интерьеры Фермы - небольшого дворца в парке Александрия, построенного по проекту Адама Менеласа. Строительство продолжил А.И. Штакеншнейдер (1802 - 1865). Уже встреча двух этих архитекторов говорит о том, что художественный образ этого памятника материальной культуры должен быть многозначным. И действительно, здесь причудливо
Кабинет императрицы Марии Александровны во дворце Ферма
сочетаются готические элементы вместе с деталями бидермайе-ра, многословным вторым рококо и экзотическим мавританским стилем. Такое разностилие часто расценивалось в качестве упрека, хотя именно оно и создает своеобразие полифонического стиля этой постройки. В целом, общее впечатление от дворца Ферма -это комфортное соединение художественного стиля и утилитарного начала.
Ширма красного дерева с готической стрельчатой аркадой красного дерева органично входит в интерьер бидермайера комнаты камер-юнгферы Фермы, не создавая противоречия и вселяя чувство камерности и уюта. В гостиной императрицы стрельчатое завершение спинки дивана вместе с обрамлением ажурного стола сочетаются с мягкостью и масштабом кресел-бержер, а также с ампирным блеском багетов на стене. Своды кабинета, навеянные то ли готическими нервюрами, то ли специфическими формами восточных сводов, изысканно перетекают в тонкие филигранные колонны арок. Арки ширм-жардиньер и тонкие кабриоли рокайльного кресла и бюро создают симбиоз готики, мавританского стиля и второго рококо.
Среди всех объектов русской неоготики наиболее сохранившимся можно считать дворец Коттедж. Он
Гостиная императрицы Марии Александровны во дворце Ферма
Дворец Коттедж
Петродворцовый район Санкт-Петербурга, 1826 - 1829 гг. Архитектор Адам Менелас
был построен в Петергофе в парке Александрия по проекту обрусевшего шотландца Адама Менеласа.
Коттедж был возведен в качестве загородного дворца. Но в отличие от других дворцов, он с самого начала мыслился как загородный дом для частной жизни императорской семьи. «Жизнь в петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту скромную обитель, - рассказывала гостю императрица Александра Фёдоровна. - Никогда я не была так счастлива, как здесь [3, с. 271]. Коттедж было решено построить на месте руин дворца Александра Меншикова «Монку-раж» («Моя отвага»). Работа над проектом была начата в 1826 году, а основные работы завершились к 1829 году. Позднее в 1843 - 1844 годах Андрей Штакеншнейдер сделал пристрой к восточному фасаду Коттеджа, усложнив первоначальный облик дворца.
Коттедж оказался одним из первых восстановленных объектов неоготики. Он был открыт для посетителей уже в 1979 году. Дворец уникален и по точности реставрации. К счастью, из 2 500 тысяч
предметов, украшавших интерьер дворца, большая часть была эвакуирована во время Второй мировой войны. В настоящее время интерьер украшают более 1980 подлинных экспонатов.
Проект Менеласа и его воплощение представляют для нас большой интерес. Архитектор точно понял суть заказа и воплотил его в новых примечательных формах. Главная особенность всей постройки - это камерность масштабов, комфортность планировки и отказ от центрально-симметричного принципа, столь характерного для русской архитектуры, начиная от ансамблей Растрелли. Коттедж проектируется в то время, когда еще только создаются ансамбли Михайловского дворца и Генерального штаба Карла Росси с характерными для них эффектными анфиладами, пронизывающими все здание.
Первое от чего отказывается Менелас в данной постройке - это анфиладность, подчиняющая все объемы и диктующая положение каждой детали, порой независимо от ее функциональной значимости. Архитектор максимально учитывает потребности частной жизни. Все объемы пользуются гораздо боль-
Лестница во дворце Коттедж
шей автономией, чем в предыдущих архитектурных решениях. В особенностях каждого из них учитывается функциональная роль, поэтому общий объем - это не единое целое, собранное по воле архитектора, а сумма отдельных комнат, коридоров, лестниц и т.д., каждая из которых выполняет свою функцию. Такой конфедеративный принцип организации внутреннего пространства станет затем использоваться практически повсеместно. В целом художественный образ здания состоит из выступающих объемов и утопленных пространств. Вместе они задают комфортную масштабность. Посетитель Коттеджа ощущает приятную соразмерность всех объемов и деталей, масштабно близких человеку. Интересным дополнением к главным объемам здания является терраса Круглого балкона и аркада, поддерживающая ее. Они декорированы изящными килевидными арками, дополненными стрельчатыми элементами, и производят впечатление деталей, скорее не входящих в общий объем, а дополняющих его. Такое дополнение привносит в ансамбль постройки элемент изящества. Причем аркада представ-
ти* аестник мэедтародгаго шстигла «шикачудтд
(Чир искусств
Э. П. Гау
Кабинет Николая I в Коттедже 1861 г.
Бумага, акварель
ляет собой ажурную конструкцию из металла, возможности которого позволяют создать легкую кружевную композицию, напоминающую изысканность нервюрных сводов поздней готики. В этом использовании металла в декоративном украшении здания Менелас выглядит настоящим новатором в русской архитектуре.
О первоначальных интерьерах Коттеджа мы можем судить лишь по рисункам аквалериста Эдуарда Гау (1807 - 1887) и Александра Брюллова (1798 - 1877), исполнившего портрет Александры Фёдоровны в интерьере гостиной в 1830-е годы.
Позднее в интерьеры были активно введены предметы других стилей: бидермейер, неорококо, предметы в ампирных традициях и т.д. Вся первоначальная мебель в неоготическом стиле была изготовлена по проектам Менеласа в мастерских Генриха Гамбса в период с 1829 по 1834 годы. Здесь мастерами широко была использована древесина ясеня в сочетании с темным орехом. Среди дошедших
Александр Брюллов Портрет Александры Фёдоровны в интерьере гостиной Коттеджа 1830-е гг.
до нас предметов - умывальный комод из ясеня, сделанный в 1834 году, и два классических комода.
Атмосферу готического Коттеджа можно почувствовать и в Большой гостиной. Здесь в продуманном ансамбле сочетаются кресло, декорированная готическими мотивами дверь и ширма-жардиньер с разноцветными «готическими» витражными вставками. Среди недошедших до нас предметов в неоготическом стиле Коттеджа - стул из кабинета императрицы работы Огюста Монферрана (1786 - 1858), созданный в конце 1820-х годов из волнистой березы и ореха.
Туалетная комната во дворце Коттедж
Стул из кабинета императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж
По проекту О.-Р. Монферрана, мастерская братьев Гамбс Конец 1820-х гг. Волнистая береза, орех, фанеровка, резьба; ткань, вышивка. Не сохранился Фото 1920-х гг.
Столовая в особняке Сергея Третьякова
1860 - 1870-е гг. По проекту Александра Каминского
Великая княжна Ольга Ни колаевна
Библиотека во дворце Коттедж (рисунок из домашнего альбома) 1837 год
Государственный архив РФ, Москва
Григорий Сорока Часовня в Островках 1850-е гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Особняк князя И.Ф. Паске-вича-Эриванского на Английской набережной Рыцарский зал По проекту Р.А. Гёдике Здание реставрировано в XXI веке. Фото 1990-х гг. http://www.e-reading.life
Вслед за императорскими дворцами «готические» интерьеры и мебель появляются в столичных и загородных домах петербургской и московской знати. Чаще всего в этой стилистике оформляют кабинеты и библиотеки. В готическом вкусе был решен, например, Большой рабочий кабинет в доме графа А.И. Остерма-на-Толстого в Петербурге. В 1830-х
годах неоготическое убранство имели комнаты в доме княгини Барятинской на Сергиевской улице и на ее даче в Павлино под Петербургом; особняк князя И.Ф. Паскевича-Эри-ванского на Английской набережной; интерьеры в замке Фалль близ Ревеля, принадлежавшем АХ Бенкендорфу, в котором каждое кресло, богато декорированное резьбой, напоминало «маленький Миланский собор» [2].
В неоготическом стиле выдержан интерьер столовой в особняке младшего брата Павла Третьякова - Сергея Михайловича Третьякова на Пречистенском бульваре. Данная столовая спроектирована зятем владельца - архитектором Александром Степановичем Каминским (1829 - 1897).
В этом интерьере интересны два момента. Первый состоит в том, что архитектор включает в неоготическую постройку детали подлинных
хитектуре.
готических памятников. Второй - творческое использование приемов Г. Гамбса с введением в ансамбль полихромии. Цветовое сочетание светлых неоготических элементов с более темными собственно готическими, напоминает комбинацию Гамбса из светлой волнистой березы с темным резным орехом.
Как уже говорилось ранее, готика с XVIII века широко использовалась в загородной и парковой ар-Свидетельством тому является тот факт, что в готическом стиле строились либо загородные ансамбли, каким должен был являться ансамбль Царицыно, либо поздние здания общественного назначения, но опять-таки расположенные вне городской черты столицы. В качестве примера здесь можно привести уже упомянутую почтовую контору и вокзал в Новом Петергофе Николая Бенуа. Именно эти загородные постройки, вероятно, произвели впечатление на владельцев русских усадеб, т.к. с этого времени готика становится приметной стилистической особенностью в оформлении как самих дворянских усадеб, так и их парков и интерьеров. Одним из ярких доказательств вхождения готических элементов в облик русской усадьбы является картина Григория Сороки (1823 - 1864) «Часовня в Островках».
Библиотека в «Готическом домике» Акварель Ш. Ребу 1846 год
Готический домик в 1916 году https://ru.wikipedia.org
В изысканных миниатюрных формах изображенной часовни присутствует то же умение подать необычные элементы для русского пейзажа, что ощущалось в изяществе Чесменской церкви Ю.М. Фельтена.
Среди наиболее известных русских готических усадеб выступают три - Марьино (Ленинградская область), Марфино (Мытищи) и Авчурино (Калужская область). В усадьбе Авчурино в готическом стиле были возведены главный дом и флигель «Готический домик», где почти весь второй этаж занимала библиотека. Главной особенностью архитектурного решения всего ансамбля усадьбы являлось то, что готика определяла внешний вид построек, в то время как внутри преобладали иные стили. Даже располагавшаяся в «Готическом домике» библиотека находилась в интерьерах, где готическими элементами можно назвать лишь переплеты оконных рам. Представление о библиотеке можно получить по акварели Ш. Ребу 1846 года.
Более масштабным представляется ансамбль Марфино, построенный для графини Софьи Паниной по проекту Михаила Быковского (1801 -1885) - яркого представителя русской архитектуры середины XIX века. Однако и здесь псевдоготические элементы присущи внешнему облику построек: стрельчатая форма окон, башни и вимперги, килевидные аркады и т.д. При проектировании Быковский отталкивался от ансамбля Царицыно Василия Баженова. Особенно ярко это выражается во внешнем облике Большого моста, схожего с Фигурным мостом Царицынского ансамбля.
Так же как и в Авчурино, первоначальные интерьеры не сохранились и здесь. О них мы можем судить лишь по нескольким дореволюционным фотографиям двух комнат. Только в одной из них можно увидеть готические мотивы в декоре ширмы-жардиньер.
Большой мост усадьбы Марфино 1837 - 1839 годы Архитектор Михаил Быковский
Фигурный мост в Царицыне 1776 - 1778 годы Архитектор Василий Баженов
Фотография комнаты в усадьбе Марфино http://moscow-gothica.livejournal.com
Готический кабинет в усадьбе Марьино Фотография начала XX века Мебель по проекту Петра Садовникова, исполненная в мастерских братьев П. и Э. Гамбс
Экспозиция, воспроизводящая готический кабинет
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Определенный интерес представляет усадьба Марьино, построенная в 1813 - 1845 годах для графини С.В. Строгановой, урожденной Голицыной. Это один из выдающихся русских памятников эпохи Классицизма. Однако и неоготика оставила здесь свой след. Над оформлением интерьеров усадьбы в 1830-е годы работали такие выдающиеся архитекторы, как Адам Менелас и Петр Садовников (1796 - 1877), внесший свой вклад в русскую неоготику постройками в Стрельне. Вероятно, именно Петр Садовников был автором проектов мебели для кабинета. Саму мебель исполнили по его эскизам братья Гамбс. Декоративное решение этой мебели в готическом стиле сделало ее близкой предметам из Коттеджа.
Интерьер готического кабинета в Марьине просуществовал до 1920 года, когда усадьба превратилась в дом отдыха, а предметы меблировки были вывезены в Эрмитаж, где в настоящее время вошли в экспозицию, воспроизводящую неоготический интерьер. О музейном характере данной экспозиции говорит и тот факт, что в нее включена уже упомянутая работа Григория Сороки, которая и хронологически, и стилистически входит в суть художественного образа интерьера, но при этом никогда не находилась в Марьине.
Однако несмотря на подлинные предметы, здесь создана музейная экспозиция, а не живой уголок реальной русской усадьбы. Одним из интереснейших интерьеров неоготики является библиотека из Личных апартаментов Николая II в Зимнем дворце, спроектированная в 1894 - 1895 годы А.Ф. Красовским (1848 - 1918). Но даже и здесь мы сталкиваемся с музейными вставками. В библиотеке сохранились подлинные книжные шкафы, лестница, антресоли, кессонированные потолки и камин. Однако мебель для сидения происходит из уже упомянутой усадьбы Марьино: стулья с трехлопастными арками и четырехлист-никами, а также кресла, напоминающие по стилю мебель Людовика XIII.
Уже в библиотеке Николая II можно почувствовать характерную особенность неоготики третьего этапа - это ее близость к модерну. Их роднят между собой декоративность, подчеркнутая пластика и интерес к экзотике. Именно к этому времени относится строительство и создание интерьеров усадьбы Тарасково. В облике этой усадьбы, ее пропорциях, особенностях плана читаются черты нарождающегося в 1880-е годы в России модерна. Модерну как стилю свойственны раскрепощенные формы, ассиметрия, мистические содержания объемного декора, частое обращение к экзотике. В архитектурных произведениях модерна ощущается ожидание чего-то необычного, соединяющего в себе светское начало и экзальтированную духовность. Еще одна характерная черта - это выраженное желание
Библиотека Николая II в Зимнем дворце 1894 - 1895 годы
По проекту Александра Красовского
Стулья
Санкт-Петербург, мастерская братьев П. и Э. Гамбс, 1830-е годы Орех, береза Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург (ранее усадьба Марьино) [4, с. 147]
Кресло
Санкт-Петербург,
1880-е годы
Орех
Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург (ранее усадьба Марьино) [4, с. 148]
противопоставить общественному индивидуальное. Модерн мыслит себя как сецессион, т.е. движение, противопоставляющее носителей этого направления здравому практицизму эпохи. Модерн уже в начале своего развития состоит из двух направлений. Первое эстетизирует внутренние рефлексии человека, заглядывает в его чувственный внутренний мир. В искусстве здесь царят преобразованные классические формы. Второе направление словно старается перенести своего героя в мир былого, причем это былое представляет собой не традиционно идеализированные образы античности, а мифы иных цивилизаций и образы своего национального прошлого. Так в русский модерн приходит мир фольклора и приданий.
ТАРАСКОВО
При всем различии художественных традиций, бывших основой для различных направлений в модерне, они все объединены изменившимся представлением о быте как таковом и организации его внутреннего пространства в частности. Во главу угла здесь ставится комфортность существования, приближенность и архитектурных решений, и интерье-
ров построек к быту и потребностям хозяев. При этом предполагается, что хозяин ведет интенсивную духовную деятельность. На практике это выразилось в свободной асси-метричной планировке интерьеров, освобождении от официозности и большом внимании к удобству жильцов. Модерн - это соединение комфорта со свободной амбициозной декоративностью.
Все это мы можем встретить в имении Тарасково. Вероятно, оно было построено по проекту русского архитектора Петра Самойловича Бойцова (1849 - после 1918). Его малая известность отчасти объяснима тем, что обучаясь в Строгановском училище, он либо не завершил курс, либо не сдал выпускные экзамены и поэтому не получил лицензию на право проведения архитектурно-строительных работ. Именно поэтому большинство его проектов осуществляли другие архитекторы: Флодин А.В., Венсан А.Г., Мемнонов Н.А., Дулин К.А. и др. Однако отсутствие лицензии совсем не говорит о неуспешности архитектора. В литературе упоминается по крайней мере 47 объектов, которые построены непосредственно по его проектам, либо он принимал участие в их проектиро-
вании. Сюда же входят и объекты, стилистически очень близкие к известным постройкам автора. К последним относится и имение Та-расково, построенное в симбиозе модерна и неоготического стиля. О том, как высоко оцениваются проекты Бойцова в настоящее время, свидетельствует характеристика его творчества, данная исследователем русских усадеб Марией Нащокиной: «Будучи эклектиком по своим убеждениям и творческому методу, в своих объемно-пространственных, композиционных и декоративных решениях предвосхитил и развил многие формальные приемы модерна» [5].
Наиболее близки к нашей постройке усадьба баронессы Май-ендорф (поселок Барвиха), усадьба Храповицкого в Муромцеве, усадьба Святополка-Четвертинского в Успенском и усадьба Понизовки-ных в селе Красный Профинтерн (бывшее Гузицино), которая так же предположительно построена по проекту Бойцова. Все они соединяют в себе элементы модерна с неоготикой. То же самое характерно и для Тараскова. Во всех этих постройках явно ощущается рука одного архитектора-проектировщика. Общим для них является
Пир ыекуеетБ
№1 (17) 2017
Усадьба Майендорф Барвиха, ок. 1885 г. Архитектор Пётр Бойцов
Усадьба Храповицкого
Муромцево (Владимирская область), 1884 -
1906 гг.
Архитектор Пётр Бойцов
Усадьба Понизовкиных
Поселок Красный Профинтерн (Ярославская
область), 1912 - 1914 гг.
Архитектор Пётр Бойцов (?)
Усадьба Тарасково (восточный фасад) Московская область, Каширский район, 1880-е - начало XX века Архитектор Пётр Бойцов (?)
понимание архитектором единого объема постройки, разбивающегося на несколько частей; как правило, на фасадах общий объем разделен на три части, каждая из которых, имея собственный объем, скорее присоединяется к другой, чем довлеет над ней; архитектор любит выступающие ризалиты, округлые или граненые башни, прямоугольные выступы со ступенчатыми или гладкими щипцами, навеянными замковой архитектурой, рустованные, сделанные из светлого камня углы и сводчатые обрамления окон. Бойцов часто использует такие элементы средневековой архитектуры, как арка-турные пояса, стрельчатые формы окон, эркеры и высокие, часто темные, крыши, имитирующие покрытия из сланца. Романтикой готической архитектуры навеяны и люкарны, выступающие из крыш, а также своеобразно присоединенные к основным объемам крыльца, веранды и террасы, украшенные той же аркатурой.
Во всех этих постройках Бойцов словно играет в раннюю готику, уже познавшую вкус устремленных вверх стрельчатых арок, но еще дорожащую мягкостью объемов круглых башен, сочетающихся с полукруглыми романскими сводами.
Самыми близкими имению Тарасково представляются усадьба Понизовкиных и дом Святополка-Четвер-тинского в подмосковном селе Успенское. Кроме уже отмеченной нами трехчастности организации фасадов зданий, общее проявляется в выступающих прямоугольных ризалитах, увенчанных высокими щипцами, декорированными аркатурными поясками с небольшими круглыми окнами в середине. Роднит их и еще один элемент. Как и в усадьбе Понизовкиных, где угол здания фланкирует высокий донжон квадратного сечения, на углу северного фасада Тараскова к библиотеке примыкает эркер-фонарь. Его характерной особенностью является такой же основательный фундамент, как и фундамент башни. Вполне вероятно, что здесь предполагалось построить донжон аналогичной конструкции дома Понизовкиных.
тор вестник мэадтлродгаго шстигла «шикачудтд
(Чир искусств
Парадная гостиная князя Святополка-Четвертинского. Фото 1897 года
Архитектор Пётр Бойцов
http://um.mos.ru
В сравнении с другими постройками усадьбу Тараско-во можно считать небольшой. Масштабно ей близка усадьба Святополка-Четвертинского в деревне Успенское. Здесь, как и в Тараскове, нас встречают щипцовые завершения ризалитов, башня со стрельчатыми окнами, а также высокие темные крыши. Как и в других постройках Бойцова, отдельные части свободно соединяются в ансамбль здания, причем каждая из них хранит свое своеобразие. То же самое мы видим и в Тараскове. Обе постройки объединяет комфортная миниатюрность и соразмерность человеку. Каждый объем максимально приспособлен к той функции, которую он должен нести.
Кроме усадьбы в Успенском для нас большой интерес представляет еще одна постройка Петра Бойцова - городской особняк того же Святополка-Четвертинского в Москве (ныне Дом литераторов). Само здание построено в стиле Ренессанса, однако внутренние помещения были выполнены по эскизам самого Бойцова. До нас дошли кессонированные потолки, панели на стенах, паркеты, парадная лестница, мебель и т.д. Мебель и деревянные детали интерьера произведены на фабрике П.А. Шмидта, на сестре которого был женат Бойцов. Архитектор неоднократно делал эскизы и проекты мебели для фабрики своего родственника.
Рассматривая интерьеры этого здания, легко убедиться, что собственно готических элементов здесь не так уж и много. Множество предметов других стилей вошло сюда - стулья с обивкой крупного раппорта, вполне созвучные с мебелью первой половины XVII века, ренессансные аркады лестниц, барочные резные колонны. Неоготическими элементами здесь выступают лишь постаменты колонн, однако весь интерьер проникнут тем романтическим чувством, которое ассоциируется в сознании с рыцарской романтикой средневекового замка, таким, каким он был не на самом деле, а представал в фантазиях любителей Вальтера Скотта.
Парадная гостиная князя Святополка-Чет-вертинского
Архитектор Пётр Бойцов
Современный интерьер Дома литераторов Архитектор Пётр Бойцов
Для реконструкции интерьеров Тараскова нам представляется весьма полезным знакомство с альбомом Георга Ремона «Современные интерьеры апартаментов» (Georges Rémon «Intérieurs d'appartements moderns») [6]. Альбом был издан в 1900 году в Париже в издательстве «Dourdan». В нем представлены примеры интерьеров в различных исторических стилях. Нам особенно интересен этот альбом, поскольку автор предлагает не экстраординарные интерьеры эксклюзивного дворцового уровня. Его разработки предназначены для ансамблей усадеб, вилл и особняков «средней руки». Именно таковой являлась усадьба Тарасково. Вот почему масштабность и общий характер интерьеров, предложенных Г. Ремоном, весьма близки данной усадьбе. А если учесть, что внешний облик Тараскова навеян готическими мотивами, то логично предположить, что и внутренний облик апартаментов представлял собой комфортные фантазии архитектора на близкие ему мотивы. В интерьерах вполне логично будут смотреться три любимых стиля Бойцова - готика, ренессанс и барокко, причем общее настроение будет задаваться не столько амбициозным возрождением или пышным барокко, сколько близкой ему готикой с ее любовью к резному дереву, соответствующей орнамен-
тике и специфической трактовке пространства. Во всех интерьерах логично предположить присутствие мебели из резного массива дуба и ореха, присутствие текстиля с декором, начиная от мильфлёров шпалер XV - XVI веков, предметов из тяжеловесной бронзы, камня, а также декоративных скульптур и рельефов, соответствующих готическому стилю. В орнаментике могут сочетаться чисто готические элементы, такие как стрельчатая арка, масверк, «рыбий пузырь», «льняные складки» с растительными мотивами ренессанса и раннего барокко (витые ножки, балясины, токарные элементы, в орнаментах мотивы аканта, гранатового яблока, «Океана», арабески, гротески и проч.). Одним из основных принципов реставрации должно быть максимально точное восстановление тех элементов, которые сохранились или запечатлены на фотографиях. Таковыми являются панели в библиотеке на первом этаже, угловая печь белых гладких изразцов, остатки дубового паркета в зале-гостиной, а также фрагменты напольной плитки в башне с растительным орнаментом по голубому фону. Близко к первоначальному интерьеру могут быть восстановлены элементы декора комнаты с мраморным камином в соответствии с сохранившейся фотографией 1980-х годов.
Изразцовая печь в детской усадьбы Тарасково Фото 1980 г.
http://deadokey.livejournal.com
Напольная плитка в северо-западной башне усадьбы Тарасково
http://deadokey.livejournal.com
%
Деревянные панели в библиотеке усадьбы
Тарасково
Фото 1980 г.
http://deadokey.livejournal.com
Мраморный камин и остатки деревянных панелей в усадьбе Тарасково http://deadokey.livejournal.com
vw вестшкмэвдунарсвдного шступуга дщикацулгА
(Чир искусств
Георг Ремон Парадная столовая
В альбоме Георга Ремона в стиле неоготики решены три интерьера: парадная столовая, аванзал и библиотека.
На основании фотографии семьи Толстых-Глебовых в зале-гостиной вполне восстановимы деревянные панели. Присутствует на фотографии также и камин, находящийся у правой кромки фотографии. Основной целью является не мемориальная реконструкция усадьбы, как это было бы необходимо, если бы создавалась усадьба-музей. Главной задачей является воссоздание художественного облика неоготического интерьера, входящего в ансамбль усадьбы эпохи раннего модерна. Вот почему в дальнейшей реконструкции вполне логично обращаться к альбому Г. Ремона. Нет необходимости восстанавливать с документальной точностью плетенную мебель и стулья, на которых
Семья Толстых-Глебовых в зале усадьбы Та-расково
Фото 1910-х годов Из архива И.Ф. Глебовой
сидят члены семьи Толстых-Глебовых на фотографии. Однако здесь более уместны стулья и кресла гарнитура в необорочном стиле из Большого собрания изящных искусств ASG, по конструкции схожие со стульями парадной гостиной Дома литераторов.
В дополнение к ним логично включить кресло в стиле Людовика XIV, обивка которого буквально повторяет рисунок розовой ткани на стене с куртуазной сценой, предлагаемой Г. Ремоном. Исходя из логики декора этого автора стены зала-гостиной усадьбы Тарасково могут быть декорированы тканью или фактурными обоями, воспроизводящими композицию обивки кресла. Тканью с аналогичным рисунком можно обить и кресла залы-гостиной.
Набор из пары кресел и четырех стульев Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, резьба, точение Кресла 110^68,5^71 см Стулья 91^46^51,5 см БСИИ ASG, инв. № 11-0940 (1, 2), 11-0987 (1 - 4)
Георг Ремон
Парадная столовая (фрагмент тканей на стене)
щхш
Кресло
Франция, вторая половина XIX в.
Орех, резьба
116x65,5x78 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3294
Решение деревянного перекрытия потолка может повторять или быть близким потолку с иллюстрации парадной столовой альбома того же Г. Ремона.
Поскольку, предположительно, пол во всех комнатах был наборного паркета в виде простой «ёлочки», то представляется возможным его воссоздание.
Для предания особого духа готики необходимо присутствие предметов, повторяющих подлинные образцы мебели XIV - XVI веков. Вот почему в интерьер зала-гостиной предлагается ввести поставцы в неоготическом стиле, стол на витых ножках в стиле необарокко, а также длинные сундуки с растительным орнаментом и «льняными складками» на фасаде.
Стол
Франция, вторая половина XIX в.
Дуб, резьба, точение, молескин
75*110x67 см
БСИИ ASG, инв. № 15-1771
В случае восстановления камина для его оформления может быть применен каминный портал, производство которых было популярно в XIX веке и которого стилизовались под исторические стили.
Поставец
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, резьба
130x87x50 см
БСИИ ASG, инв. № 17-4732
Облицовка камина Франция, вторая половина XIX в. Массив ореха, резьба, точение 174x65x40 см БСИИ ASG, инв. № 24-1110
Размеры зала-гостиной позволяют ввести в ее интерьер такой эффектный элемент, как шпалера, точнее, ее факсимильное воспроизведение, сделанное в то же время, когда создава-
Поставец
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, резьба
225x84x48 см
БСИИ ASG, инв. № 17-4431
Сундук
Франция, основные фрагменты нач. XVI в. Детали каркаса и сборка - XIX век
Каркас - сосна, фасадный и боковые филенки -дуб, резьба, лак 99x262x57 см БСИИ ASG, инв. № 203461
Сундук
Испания (?), нач. XVI в. Массив ореха, кованое железо, резьба 66x177x56 см БСИИ ASG, инв. № 201278
лись интерьеры Тараскова. Шпалера посвящена истории императора Священной римской империи Максимилиана I. Картоны были изготовлены в начале XVI века Бернардом ван Орлеем (1488/1492 - 1541/1542) -видным представителем нидерландского романизма, испытавшего на себе влияние творчества Рафаэля.
Шпалера принадлежит серии «Охота императора Максимилиана» и посвящена месяцу июлю.
В аванзале, играющем роль приемной, над деревянными панелями с «льняными складками» предполагается разместить обивку или обои с рисунком, повторяющим обивку кресла в стиле раннего барокко с ножками токарной работы. На обивке изображены всадники, симметрично двигающиеся друг к другу.
Кресло
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, резьба
БСИИ ASG, инв. № 11-4142
Касса-панка Франция, фрагменты XVI - XVII вв. (?), каркас -XIX в.
Массив дуба, резьба 140x117x56 см БСИИ ASG, инв. № 11 3465
Факсимильное воспроизведение шпалеры «Месяц июль (Лев)» XIX век 238x370 см
БСИИ ASG, инв. № 05-1312
Как и зале-гостиной, в аванзале предполагается кессонированный потолок и дубовый паркет с аналогичным рисунком. Поскольку помещение будет использоваться как комната ожидания для гостей, то в ней логично присутствие относительно большого количества мебели для сидения, в частности двух касса-панок XIX века, в которые включены подлинные филенки XVI - XVII веков.
Касса-панка Франция, фрагменты XVI - XVII вв. (?), каркас -XIX в.
Массив ореха, резьба 134x131x51 см БСИИ ASG, инв. № 11 2868
Кроме этого здесь же разместятся два резных скабелло орехового дерева, созданные в Италии в XIX веке.
Пара стульев-скабелло Италия, XIX в. Орех, резьба 106x40x45 см БСИИ ASG, инв. № 11 3566 (1,2)
В дополнение к ним - кресло французской работы второй половины XIX столетия со старинными вставками.
Кресло
Франция, вторая половина XIX в. (со старинными вставками)
Орех, резьба, точение
130,5x64x47 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3361
Завершают набор мебели аванзала - столики с витыми ножками. Хотя они и имеют барочные элементы, однако по пропорциям созвучны скромным формам поздней готики.
Стол
Франция, вторая половина XIX в. Дерево, резьба, точение
73x99x63,5 см
БСИИ ASG, инв. № 13-2754
В реконструкции кабинета логично считать, что он был стилистически связан с библиотекой. Тем более, что в Тараскове кабинет был проходным и имел выход в библиотеку. Библиотека, в свою очередь, по проекту Бойцова имела хорошо освещенный эркер-фонарь, который назывался «Комнатой с фонариком». Решение интерьера кабинета предполагает использование аналогов XIX - начала XX веков, в которых применялись элементы готики. Таковыми являются интерьеры библиотеки Николая II в Зимнем дворце, кабинет Николая I и библиотека в Коттедже, а также проект библиотеки в альбоме Георга Ремона.
Предметом, психологически организующим пространство кабинета, может служить письменный стол, в роли которого будет выступать «бюро Мазарини», т.е. бюро с плоской столешницей, являющееся образцом подлинной мебели XVII столетия. Название «Мазарини» данный тип бюро получил по имени кардинала Джакомо Мазарини (1602 - 1661). По традиции считается, что именно он был первым заказчиком такого типа мебели. Если раньше в качестве поверхности для письма использовались откидные крышки предметов мебели, то «бюро Мазарини», по сути, является первым письменными столом со стационарной столешницей.
Стол
Франция, вторая половина XIX в. Дерево, резьба, точение
80x124x65 см
БСИИ ASG, инв. № 15-4689
Бюро
Франция, кон. XVII в. Набор различных пород дерева, маркетри, резьба 74x99,5x58 см БСИИ ASG, инв. № 13-2727
В интерьере кабинета, как создающими готическую атмосферу, предполагается использовать кресло, четыре стула в неоготическом стиле и два резных поставца с готическими элементами декора в виде стрельчатых арок, «бычьих пузырей», масверков и человеческих фигур.
Поставец
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, резьба 133x112x33 см БСИИ ASG, инв. № 17-4730
тор вестник мэадтлродгаго шстигла «шикачудтд
(Чир искусств
Поставец
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, резьба 146x116x53 см БСИИ ASG, инв. № 17-4731
Набор из четырех стульев
Франция, вторая половина XIX в. Массив бука, резьба, точение 123x53x45 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3443 (1 - 4)
Кресло
Франция, вторая половина XIX в. Массив ореха, резьба, точение 128,5x62x61 см БСИИ ASG, инв. № 25-4105(1)
По углам в интерьер кабинета также включены две деревянные скульптуры на постаментах, изображающие даму и монаха с книгой, а также резной сундук с рельефом святого Георгия Победоносца, убивающего дракона.
Парные скульптуры дамы и монаха
Франция, вторая половина XIX в.
БСИИ ASG, инв. № 10-2573 (1,2)
Сундук
Франция, вторая половина XIX в. Дерево, резьба, кованое железо 55x95x45 см БСИИ ASG, инв. № 20-2290
Деревянные панели в библиотеке усадьбы Тарасково Фото 1980 г.
http://deadokey.livejournal.com
Традиционно кабинеты обшивались деревянными панелями. Такие панели были и в кабинете усадьбы Тарасково. Фрагменты их можно увидеть на фотографии 1980 года.
По плану и по задумке архитектора библиотека соединена с «Комнатой с фонариком». В связи с этим интерьер этих двух объёмов решается в едином стиле. Как и кабинет, библиотека декорирована теми же деревянными панелями со стрельчатыми арками, дополненными полками в верхней части по всему периметру, удобными для расстановки книг, часов, подсвечников, бюстов и т.д. Над панелями предполагается вместо обоев факсимильное воспроизведение картин из Большого собрания изящных искусств ASG. Среди них могут быть работы Жо-зефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823 - 1883) «Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года», Агостино Тасси (1566 - 1644) «Похищение Елены» и круг Вивиано Кодацци «Пейзаж с античным храмом».
Кодацци, Вивиано, круг. Пейзаж с античным храмом
Италия, XVII в.
Холст, масло. 28x73 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2271
Агостино Тасси Похищение Елены Италия, XVII в. Холст, масло. 69x84,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-2215
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза
Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года Франция, 1867 г. Холст, масло. 273x360 см БСИИ ASG, инв. № 04-3588
Характерной деталью неоготических интерьеров, как уже говорилось, являются ширмы. Они часто декорированы готическими мотивами или включают в себя живописные композиции и витражи той же тематики. Примером может служить библиотека во дворце Коттедж с ширмой, состоящей из шести изображений персонажей в готических костюмах.
Исходя из этого, в интерьере библиотеки Тараскова будет уместна ширма, состоящая из семи факсимильных воспроизведений живописных полотен с изображениями добродетелей последователя Никлауса Мануэля Дойча из собрания ASG. В данном случае эти произведения будут нести не столько смысловую, сколько декоративную функцию.
Библиотека во дворце Коттедж
Никлаус Мануэль Дойч, последователь. Три теологические благодетели, связанные с четырьмя кардинальными благодетелями: Вера, Надежда, Милосердие, Осторожность, Умеренность, Сила, Справедливость (серия из семи полотен) Швейцария, XVI в. Холст, масло. 106x38 см БСИИ ASG, инв. № 04-3702 (1 - 7)
тор вестник меиодииродюго шститута «шикачудтд
(Чир искусств
Кроме этого уместным было бы введение в интерьер книжных шкафов, близких по декору шкафам Коттеджа или шкафам на эскизе библиотеки альбома Георга Ремона.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится стол, стилистически близкий к столу из библиотеки Николая II в Зимнем дворце. Их объединяют схожесть размеров, форма точеных ножек и H-образ-ная конструкция проножек.
Георг Ремон Библиотека
Стол в библиотеке Николая II в Зимнем дворце
Стол
Франция, вторая половина XIX в. Орех, резьба, точение 76x150x99,5 см БСИИ ASG, инв. № 13-2333
Набор из пяти стульев Франция, вторая половина XIX в. Массив ореха, резьба, точение 128x47,5x54 см БСИИ АБС, инв. № 25-4105
(2-6)
Стул
Франция, первая половина
XIX в. (период Реставрации)
Дерево, резьба, точение,
тонирование
108x45x43 см
БСИИ ASG, инв. № 11-4599
очень близкие к аркам настенных панелей Тараскова.
В интерьере библиотеки уместен дубовый поставец с женскими фигурками и геральдическими лилиями. В нем могут храниться книги, увражи с гравюрами и другие ценные предметы.
Поставец
Франция, вторая половина XIX в.
Дуб, резьба, кованое железо 145x92x43 см БСИИ ASG, инв. № 171688
Готический характер интерьера соблюдается вплоть до мелочей, в частности, в стульях с высокими спинками, характерными для неоготики.
Стилистическим акцентом интерьера библиотеки может стать секретер, облицованный шпоном клена, за откидной крышкой которого можно увидеть стрельчатые арки,
Секретер
Франция, 1-ая треть XIX в. Клен, интарсия, золоченая бронза, черный мрамор с включениями серого и белого цветов (Petit granité belge)
147x100x44 см
БСИИ ASG, инв. № 16-3778
Стол
Франция, вторая половина XIX в. Дерево, резьба, точение 71x90x60 см
БСИИ ASG, инв. № 13-4884
Канапе
Франция, вторая половина XIX в. Дерево, резьба, точение 94,5x190,5x78 см БСИИ ASG, инв. № 11-4084
Набор из четырех стульев Франция, вторая половина XIX в. Дерево, объёмная резьба, точение 129x49x55 см БСИИ ASG, инв. № 11-3123 (1 - 4)
В «фонарике», составляющем единое целое с библиотекой, как в самом освещенном помещении предполагается небольшая комната для чтения, где расположатся канапе, четыре стула с резными спинками и небольшой столик с точеными витыми ножками.
В декоративное оформление парадных комнат усадьбы Та-расково необходимо включение живописи и декоративно-прикладного искусства. Мы уже говорили об использовании подлинных тканей обивки мебели для изготовления обоев, специально предназначенных для усадебных помещений, а также об использовании живописи для ширмы в библиотеке. Тематика живописных произведений не должна стилистически входить в противоречие с неоготическими интерьерами, поэтому предлагается вводить в оформление живопись, сюжетно максимально созвучную духу помещений. Таковой представляется живопись, связанная с христианской иконографией, а также нейтральные античные сюжеты, изображенные на фоне пейзажа. Для Тараскова были отобраны следующие произведения живописи из Большого собрания изящных искусств ASG:
1. Гвидо Рени, мастерская, «Святой Себастьян». Италия, XVII в. Холст, масло, 132,5x96 см;
2.
Джованни Джакомо Семен-ти, мастерская Сусанна и старцы Италия, XVII в. Холст, масло. 130x161 см БСИИ ASG, инв. № 04-3839
3. Лука Камбьязо, «Мистическое обручение святой Екатерины». Италия, XVI в. Холст, масло, 138x108 см;
4. Лучано Борзоне, круг, «Христос и грешница». Италия, первая половина XVII в. Холст, масло, 177x106 см;
5.
6. Пьер Жак Каз, «Венера и Адонис». Франция, XVIII в. Холст, масло, 73,5x92 см;
7. Пьер Жак Каз, «Зефир и Флора». Франция, XVIII в. Холст, масло, 73,5x92 см;
8.
Франсуа Валентин Симеон Богоприимец Франция, XVIII в. Холст, масло. 132x95,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-4280
Аннибале Карраччи, последователь Латона и ликийские крестьяне
Италия, XVII в.
Холст, масло, 73x99 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2100
ТОР ВЕСтшкмэадунакздного шстигла «шикачудтд
(Чир искусств
9. Себастьяно Риччи, круг, «Жертвоприношение Авраама». Италия, XVIII в. Холст, масло, 71,5x89,5 см;
10.
у
\ кШ г
шж- л >
i
Жан Шалет
Распятие с Девой Марией и
Иоанном
Франция, 1620 - 1630 гг.
Холст, масло. 91x77,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4009
11. Пьер Юбер Сюблейра, школа, «Месса Василия Великого». Франция, XVIII в. Холст, масло, 136,5x76,5 см.
Среди предметов ДПИ всегда выделяются часы. Они являются неотъемлемой частью любого интерьера, включая и неоготический. Вот почему желательно их присутствие в имении Тарасково. При отборе часов мы руководствовались их сюжетикой, наиболее близкой художественному образу усадьбы. Назовем здесь часы с Екатериной Александрийской, выполненные из патинированной бронзы на высоком постаменте из обсидиана. Часы предполагается разместить в кабинете, а сама фигура святой может стать миниатюрным символом нового Тараскова.
Традиционно библиотеку украсят рельефы и мелкая пластика, связанная с литературой, чтением и искусством. Поэтому интерьер библиотеки украсят часы с
фигурами Данте и Беатриче, а на полках могут разместиться скульптуры, изображающие Вальтера и Ж.-Ж Руссо. Дополнят интерьер библиотеки лампа «бульотка» с зеленым абажуром (аналогичную лампу можно видеть на столе с витыми ножками в библиотеке
Николая II в Зимнем дворце) и Уорикская ваза, получившая свое название по имени последнего ее владельца Джорджа Гревилла 2-ого графа Уорика.
В неоготический антураж войдут и два рельефа из собрания ASG, сделанные в XIX веке и обращен-
Вольтер и Руссо
Скульптуры отлиты по моделям Жана-Антуана Гудона Франция, XIX в.
Патинированная бронза, литье, чеканка Высота 35,5 и 37,5 см БСИИ ASG, инв. № 10-4218 (1, 2)
Часы
Франция, 30 - 40-е гг. XIX в. (период Луи-Филиппа) Обсидиан, полирование; патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 54x31x14 см
БСИИ ASG, инв. № 08-2093
Уорикская ваза Франция, XIX в. Патинированная бронза, литье, чеканка; бельгийский черный мрамор (Noir de Mazy), полирование 18,5x22 см
БСИИ ASG, инв. № 09-3153 (1)
Часы
Франция (Париж), 1-а треть XIX в. (период Карла X) Мастер часового механизма: Жийон ^Июп)
Патинированная и золоченая бронза, железо, литье, чеканка 45x34x13,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-0774
Пара рельефов Франция, XIX в. Красное дерево, резьба БСИИ ASG, инв. № 15-1944 (1,2)
Часы
Франция, 1-ая четверть XIX в. (эпоха Реставрации) Золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 44x34x11,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-3959
Часы
Франция, 1-ая треть XIX в. (период Карла X) Золоченая бронза, литье, чеканка 47x33,5x11,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-4931
Часы
Франция, 1-а треть XIX в. (период Карла X) Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка 63x41x15 см
БСИИ ASG, инв. № 08-2366
ные к эпохе «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго.
В зале-гостиной, аванзале и комнате с камином разместятся часы золоченой бронзы, декорированные рыцарской и куртуазной тематикой с менестрелями.
Если днем, прежде всего, в интерьере обращают на себя внимание каминные часы, то в вечернее время эту роль берут на себя осветительные приборы. Важно, чтобы освещение интерьера не входило в противоречие с его стилистическим решением. В большинстве случаев в неоготических интерьерах дизайнеры довольно свободно относились к осветительным приборам, в частности к люстрам. Примером может служить люстра со стеклянным розовым плафоном из кабинета императрицы Марии
Александровны во дворце Ферма. В связи с этим осветительная аппаратура в нашем представлении должна иметь не столько стилистическое соответствие, сколько не
Люстра
Голландия, XIX в. Бронза, литье, чеканка 210x195 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4400
противоречить общей концепции интерьера. Здесь уместна патинированная бронза и изделия из нецветного металла без хрустального убора. Самая большая люстра на 34 свечи в четыре ряда будет располагаться в зале-гостиной. Несмотря на то, что она не имеет ярко читаемых готических черт, самой пластикой металла, плавным соединением рожков она напоминает переплетение готических нервюр.
Бронзовая двухъярусная люстра, навеянная голландскими осветительными приборами, займет достойное место в интерьере кабинета. Выполненная еще и в стилистике Людовика XIII, она будет хорошо сочетаться с округлыми точеными и витыми элементами мебели.
тор вестник мэедтародгаго шституга антикацулта
(Чир искусств
Люстра
Голландия, XIX в. Золоченая бронза, медь, литье, чеканка 140x74 см БСИИ ASG, инв. № 09-1035
Люстра
Франция, ок. 1800 г. Патинированная бронза, литье, чеканка 178x80 см
БСИИ ASG, инв. № 09-2322
Набор из двадцати одного бра
Франция, вторая половина XIX в. (голландский стиль XVII в.) Бронза, литье, чеканка 47x55 см
БСИИ ASG, инв. № 094398 (1 - 21)
Предполагается, что кессониро-ванный потолок библиотеки украсит люстра патинированной бронзы на ободе с керосиновой лампой в центре. С готикой ее роднит заостренный абрис декоративных элементов, созвучный с орнаментикой вимпергов и пинаклей.
Объединяющим элементов всех интерьеров может служить набор из двадцати одного бра на три свечи. Стилистически они близки как люстре из зала-гостиной, так и люстре из кабинета. Кроме этого, их количество позволяет украсить и остальные парадные помещения.
В данной статье мы коснулись лишь некоторых особенностей развития неоготического стиля в России, причем нас интересовал не стиль в целом, а лишь его приложение к миру русской усадьбы. Последовательное изложение истории стиля не входило в наши задачи, как не входило и создание «протокольно-подробных» рекомендаций восстановления усадьбы Тараско-во, поэтому наши предложения носят не характер точного рецепта, а скорее дизайнерско-искусство-ведческой гипотезы с подбором предметов коллекций Большого
собрания изящных искусств ASG. В дальнейшем они должны превратиться в единый ансамбль предметов этого усадебного интерьера. Главным смыслом статьи представляется наше желание донести основную идею, заключающуюся в том, что здесь нужно создавать не мемориальный музей в его академическом смысле, а воссоздать самое главное - эстетический дух этой, в сущности, типичной усадьбы, в которой отразилась интеллигентная эпоха и материализовался органичный вкус владельцев Та-раскова.
Список использованной литературы:
1. «Готическая Капелла»: домовая церковь царской четы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://a-121.ru/goticheskaya-kapella-domovaya-cerkov-carskoj-chety/ - Дата доступа: 20.01.2017.
2. Неоготика в русской мебели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wood-digital.com/ russkaya-neogotika-v-mebeli - Дата доступа: 03.02.2017.
3. Кюстин А. де Россия в 1839 году. - М.: Изд- во им. Сабашниковых, 1996. - 528 с.
4. «Итоги всех веков». Эпоха историзма в России 1820 - 1890-е годы: каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа. - СПб.: Славия, 2014. - 271 с.
5. Бойцов Пётр Самойлович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% 91%D0%BE%D0%B9%D1%86%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%A1%D0%B0% D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#CITEREF.D0.9D.D0.B0.D1.89.D0.BE. D0.BA.D0.B8.D0.BD.D0.B02005 - Дата доступа: 09.02.2017.
6. Rémon G. Intérieurs d'appartements moderns [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arstyle.org/ books/libjournals/89572-interieurs-d-appartements-modernes.html - Дата доступа: 10.02.2017.
Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.