ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ИНТЕРЬЕРА РУССКОЙ УСАДЬБЫ В СТИЛЕ НЕОКЛАССИЦИЗМА НА ПРИМЕРЕ ГУСЕВОЙ ПОЛОСЫ В СКОЛКОВЕ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
ЯО Михаил, научный консультант Международного института антиквариата, к.с.н..
Аннотация: статья посвящена истокам и эстетическому своеобразию русских усадеб начала XX века, созданных в неоклассическом стиле. Прослеживаются истоки этого стиля, его взаимосвязь с архитектурой Палладио и идеями Просвещения. Главной темой является неповторимость русской неоклассической архитектуры. В статье предлагаются принципы реконструкции интерьеров усадьбы Гусева Полоса с использованием предметов Большого собрания изящных искусств ASG.
Ключевые слова: неоклассицизм, усадьба, Гусева полоса, портик, эркер, ротонда, симметрия, сандрик.
Abstract: The article is devoted to the origins and aesthetic originality of the Russian manors of the beginning of the XX century in neoclassical style. Researches the origins of this style, its relationship with the architecture of Palladio and the ideas of the Enlightenment. The main theme is the uniqueness of Russian neoclassical architecture. The article suggests the principles of reconstruction of the interiors of Guseva polosa manor with objects from a large collection of fine arts ASG.
Keywords: Neoclassicism, manor, Guseva polosa, portico, bay window, rotunda, symmetry, pediment.
Среди многочисленных направлений историзма в последней трети XIX века намечается тенденция попыток обобщения противоречивых элементов эстетики этого направления и создания цельного эстетического принципа, позволяющего добиться стройной системы художественного образа. Такой новой концепцией можно считать направление конца XIX века, получившее в разных странах свои названия: во Франции - ар-нуво, в Германии и Австрии - югендстиль, в Италии - либерти. В России он получил название модерн. Эклектической пестроте искусства середины XIX века модерн противопоставил свое искреннее желание объединить все виды искусства в единый стиль, главной особенностью которого было освобождение от рационального, т.е. от того, что го-
сподствовало в прагматизме того времени. Этот стиль концентрировал внимание на субъективном начале, на чувственном, мистическом восприятии окружающего. Объединение эстетических форм в слитное целое модерн мыслил по принципу эстетизации ирреального, существующего в своем мире, где нет конструктивной конкретности, а все изображаемое зачастую существует в пространстве без притяжения. Неслучайно орнаментальным знаком модерна был «Удар бича», или «Цикламен», композиция, созданная Германом Обристом. Как в этой работе, так и в большинстве декора этого стиля расплываются традиционные принципы гармонии: здесь царит ассиметрия, плавное перетекание одних форм в другие, сокрытие конструкции декоративными деталями. Олицетворением
модерна являются роковые героини, выразительно смотрящие на зрителя или объятые завораживающими их чувствами.
Неоклассицизм можно рассматривать как реакцию на модерн. Мозаичная пестрота эклектики создателям этого направления так же была чужда, как и творцам модерна. Однако мир, который привлекал их, был создан несколькими веками европейской культуры, утверждавшей художественную содержательность разумного, логичного, целостного. Если последователи модерна вырастают из динамики барокко и чувственности рококо, то неоклассицизм исходит из рациональной эстетики классицизма и осознания содержательности ампира.
Желание воссоздать величественную образность классики
Иллюстративный материал заимствован из блога Вадима Разумова «Летопись русской усадьбы» (http:// deadokey.livejoumal.com/) и общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
ощутимо в искусстве всей эпохи конца XIX века. Классическое - это та основательность, которая обеспечивает стабильность и значимость всего того, в чем оно пребывает. Вот почему в традициях классицизма решались и имения английских аристократов, и особняки поселенцев в Америке. Если модерн рождался в экспериментах мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства и лишь потом был воспринят архитектурой, то неоклассицизм -это направление, созданное, прежде всего, в архитектуре. Главным смысловым содержанием нового стиля было желание вернуть в культуру масштабность и идейную содержательность. Так же, как и предшественник неоклассицизма -собственно классицизм характеризовался амбициозным величием, строгостью и умением подчинить все составляющие единому архитектоническому началу, так и неоклассицизм мечтал о цельности и рациональной художественной чистоте стиля. В сути своей неоклассицизм можно разделить на два направления. Первое - это масштабные ансамбли, утверждающие величие и рациональность, проявившиеся в воскрешении анфилад, портиков и симметрии ордерной системы. Примером могут служить такие общеизвестные постройки, как Капитолий в Вашингтоне (завершил строительство Томас Уолтер), здание австрийского парламента (архитектор Теофил фон Хансен) и Мемориал Линкольна (архитектор Генри Бэкон).
В России, в отличие от XIX века, масштабных неоклассицистических ансамблей построено не было, однако сохранился грандиозный проект Ивана Фомина (1872 - 1936) и Фёдора Лидваля (1870 - 1945) по возведению впечатляющего комплекса «Новый Петербург» на острове Голодай. Реализация проекта была прервана Первой мировой войной.
Второе направление, в отличие от первого, не выдвигает масштабные идеи и вопросы создания общественно значимых ансамблей.
Капитолий
Вашингтон, 1793 - 1865 гг.
Завершил строительство Томас Уолтер
При проектировании купола Капитолия Томас Уолтер
пользовался чертежами Огюста Монферрана -
архитектора Исаакиевского собора
Здание австрийского парламента Вена, 1874 - 1883 гг. Архитектор Теофил фон Хансен
Проект «Новый Петербург» 1912 г.
Архитекторы Иван Фомин, Фёдор Лидваль
Дом князя С.С. Абамелек-Лазарева Санкт-Петербург, 1913 - 1914 гг. Архитектор Иван Фомин Дом на Набережной Мойки, 23
Главная тема его - более камерная эстетика жилища. Объектом данного направления становятся городские дома и загородные усадьбы. Главная тема здесь - соединение комфортности с изысканным декоративизмом, основанным на классических формах, образах и орнаментике. Нас в первую очередь интересует второе направление, конкретнее, развитие классических традиций в архитектуре русской усадьбы.
ИСТОКИ ЭСТЕТИЗАЦИИ УСАДЕБНОГО БЫТА
Несмотря на то, что усадебное строительство в России уходит в глубокое прошлое, мы практически не имеем образцов ранее XVIII века. При этом создание архитектурно значимых ансамблей и в XVIII столетии было привилегией представителей аристократии и двора. Вплоть до указа Екатерины II от 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» поместные жилища большинства дворян мало отличались от домов представителей других сословий, включая порой жилища государственных крестьян. Многие дворянские постройки конца XVIII века пострадали в результате Отечественной войны 1812 года. Широкое обустройство дворянского быта началось во втором десятилетии XIX века. В это время дворянин ощущает себя не только принадлежащим к привилегированному сословию, но и позиционирует себя как просвещенный европеец -знаток и ценитель западного жизненного уклада, культуры и искусства, чтущий античные идеалы. Вот почему этические, конструктивные и художественные особенности классицизма нашли здесь благодатную почву и глубоко вошли в сознание этого сословия. Все особенности мировоззрения и эстетизма того времени получили отражение в ансамбле русской усадьбы. Рационализм архитектурного решения усадьбы вполне соответствовал классицистической идее гармонии и соразмерности. Усадьба становилась не только частью окружающей
человека среды, но являлась смысловой и архитектурной доминантой пространства, подтверждающей смысл и значимость существования ее владельцев. Усадьба стала пространством, в котором рождалась и жила духовность нескольких поколений русского дворянства. В его сознание органично входили и прелести родного пейзажа, и художественная содержательность русского крестьянского фольклора и быта, и европейская культура и искусство. Гармонический рационализм усадьбы стал основой миропонимания и художественных представлений нескольких поколений русского мелкого и среднепо-местного дворянства. Вышедшее из этой среды поколение конца XIX века, удивляясь и отдавая должное новомодным причудам модерна, все же не могло отказаться от здравого рационального начала, заложенного в его сознание культурой усадьбы. Большинство деятелей русской культуры, образно говоря, вышли из русской усадьбы, духовно оставаясь верными ей. Ампирная усадьба так или иначе была запечатлена в творчестве писате-
лей Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Александра Блока, Николая Гумилева, композиторов Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Сергея Танеева, художников Василия Поленова, Виктора Борисова-Мусатова, Марии Якунчиковой, Константина Сомова, Александра Бенуа и Станислава Жуковского.
Классическим типом городского особняка неоклассицизма является дом крупного российского промышленника С.С. Абамелека-Лазарева. Он был построен на месте снесенного в начале XX века особняка графа Апраксина, возведенного архитектором Г. Крафтом в 1735 - 1737 годах. Постройку возводил Е.С. Воротилов в 1907 - 1909 годах, а перестраивал ее Иван Фомин в 1913 - 1914 годах. Точнее, это не дом, а три его части, объединенные в целостный ансамбль. Такой синтетический характер неожиданно роднит эту городскую постройку с объединенными несколькими зданиями традиционной русской усадьбы.
Каждая постройка неоклассицизма, рассматриваемого нами вто-
Вестибюль дома князя С.С. Абамелека-Лазарева Архитектор Иван Фомин
рого направления, это не столько демонстрация амбиций, сколько показ изысканного профессионального художественного вкуса. Фоминский ансамбль пример этого. В нем виртуозно сочетаются все аспекты неоклассицизма: артистизм, цельность, безукоризненная соподчиненность всех элементов. Весь художественный образ здания - пример объединения практически всех видов изобразительного искусства - архитектуры малых форм, живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Это здание - образец соединения реальности с классическими формами и элементами декора античности. Убедиться во всем этом можно, если остановиться и рассмотреть часть особняка, выходящую на Мойку, под номером 23. Она производит впечатление нарядного фасада венецианского палаццо, возведенного Андреа Палладио (1508 - 1580). Пышные коринфские пилястры торжественно несут на себе графически четко «нарисованный» аттик. Артистическую изысканность придают белые медальоны с изображением Аполлона и муз театрального искусства.
Своеобразие неоклассицизма чувствуется в вестибюле, который можно сравнить с вестибюлем Академии художеств в стиле раннего классицизма А.Ф. Кокоринова (1726 - 1772) и архитектора Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Дела-мота (1729 - 1800), принимавшего участие в создании внутреннего убранства. Оба вестибюля объединяет глубокое знание зодчими клас-
сической архитектуры. Однако если у Валлен-Деламота интерьер величественно демонстрирует возможности сложной организации пространства с колоннадами, то вестибюль Фомина - это пример не столько масштабной незыблемости ордерной системы, сколько виртуозной игры создателя с ней. Это позволяет Фомину превратить сложную конкретность ордера в мягкую пластическую трактовку.
Старая фотография столовой дома Абамелека-Лазарева убедительно передает ансамблевость интерьера, в котором в едином решении сочетаются пластика архитектурного пространства, объемная скульптура и рельефы, настенная роспись, а также бронзовая осветительная аппаратура и неожиданная здесь барочная шпалера Брюсселя XVII века.
К сожалению, подавляющее большинство русских усадеб не дожило до настоящего времени. Повезло тем усадьбам, чья история была связана с жизнью тех или иных деятелей отечественной культуры, искусства или науки. Остальные, если и дошли до нас, то в руинном состоянии. К мемориальным усадьбам в нашей статье мы будем об-
ращаться лишь тогда, когда будет необходимо найти художественно-стилистическую параллель.
«ПРИРОДА, МИР, ТАЙНИК ВСЕЛЕННОЙ»: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ УСАДЬБЫ
Характерным принципом организации русской усадьбы был ландшафтный принцип. Истоком его стилистического развития можно назвать архитектуру имений английской родовитой аристократии. Они же в свою очередь создавались под впечатлением наследия Андреа Палладио. На протяжении своей жизни он неоднократно обращался к созданию загородных жилищ итальянских магнатов. Именно ему принадлежит открытие принципа организации усадьбы-виллы и ее наиболее выразительного включения в окружающую среду. Примером может служить вилла Барбаро в Мазере, построенная в 1560-е годы. Для этого комплекса свойственно четко продуманное соединение построек с окружающим ландшафтом. Палладио удается гармонично соединить регулярную симметричную композицию
Вилла Барбаро
Мазер (провинция Тревизо), 1560-е годы
Архитектор Андреа Палладио
построек, их строго продуманную планировку с открытым пространством окружающей среды. Здесь белый мрамор статуй и прямые стрелы дорог и аллей не подавляют природу, а предлагают ей звучать в унисон. Созданию радостного приподнятого настроение от созерцания ансамбля служит и цветовое решение, построенное на сочетании золотистых оттенков светлой охры с белилами. Этот цветовой симбиоз будет широко использоваться последователями Палладио и станет характерной чертой искусства классицизма.
Сочетание желтого и белого получит широкое распространение в архитектуре русского классицизма и станет едва ли не его отличительной чертой. Одним из первых широко использовал эти цвета в своих постройках итальянец Джакомо Кваренги (1744 - 1817). Особенно характерны они будут для русских усадеб как середины XIX века, так и конца его - времени утверждения неоклассицизма как стиля.
Источником для стилистической образности, а иногда и напрямую для подражания в России, всегда были дворцовые комплексы Царского Села, Павловска и Стрельны. Особенно цельным как образец стиля классицизма представляется
Павловский дворец Павловск, 1782 - 1786 гг. Архитектор Чарльз Камерон
ансамбль Павловска. В строительстве всего комплекса и оформлении интерьеров принимали участие Чарльз Камерон (1745/1746 -1812), Винченцо Бренна (1747 -1820), Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин (1759 - 1814) и Карло Росси (1775 - 1849). Весь ансамбль Павловска служит убедительным примером способности классицизма не только противопоставить себя эстетике барочных построек Растрелли (1700 - 1771), но и создать свой единый гармоничный комплекс, сливающийся с окружающей средой. Неслучайно на смену четким графическим построениям
регулярного французского парка здесь приходит свободная пейзаж-ность английского иррегулярного устройства парковой среды. Можно сказать, что создатели Павловска воплотили свое понимание идей Палладио, придав им уникальную масштабность и максимально приспособив к северной природе. Однако не только единство с природой характерно этому ансамблю, но и умение, не нарушая гармонии, подчеркнуть особый статус архитектуры, а вместе с ней и высокое положение владельца в окружающем его мире. Именно это нашло отклик в душах представителей
Усадьба Середниково Солнечногорский район Московской области, конец XVIII - начало XIX вв. Архитектор Иван Старов (?)
просвещенного дворянства. Вот почему аналогичные Павловску классицистические образы украсят собой далекие уголки Российской империи.
Своеобразным миниатюрным вариантом Павловска можно считать подмосковную усадьбу Середни-ково, реконструкция которой была завершена в 2000-е годы. Как и в масштабном ансамбле XVIII века, главное здание усадьбы Серед-никово соединяется с флигелями округлыми галереями с колоннадами, тем самым образуя эффектное полукольцо, вызывающее чувство торжественности. Миниатюрность ансамбля в сравнении с Павловском делает это ощущение задушевным и трогательным.
Такой лирический характер образа станет едва ли не самой отличительной чертой неоклассических усадеб России. Они, как и их предшественники, - усадьбы первой половины XIX века - умело вписываются в окружающий ландшафт и так же, как и они, несут в себе элемент амбициозной репрезентативности. Однако эта репрезентативность более мягкая. Наряду с прямолинейными формами своего предшественника неоклассицизм часто стремится сгладить объемы, ввести в композицию мягкие округлые очертания. Вот почему здесь мы часто встречаем соединение полукруглой арки-архивольта с портиком из парных колонн или облегченные «разорванные»
фронтоны, в нижнюю часть которых вписывается полукруг окна. Для этих построек характерны полукруглые выступы-эркеры, балконы, террасы, полуротонды, образованные ордерными колоннадами. Усадебной архитектуре этого направления свойственна лирическая праздничность, именно поэтому вместо популярной в прошлом дорической или тосканской капители здесь предпочитают ионический или нарядный коринфский ордеры. Как в облике усадьбы Середниково можно почувствовать в качестве
Главный штаб
Санкт-Петербург, 1819 - 1828 гг. Архитектор Карло Росси
прообраза дворец Павловска, так и другие усадьбы несут в себе черты, заимствованные из масштабных построек былого. Торжественная арка Главного штаба, являвшаяся величественным символом александровской эпохи, прочно вошла в сознание дворянских поколений второй половины XIX века.
Интересно, что наряду с масштабностью ампира они же находили в наследии Карло России элементы лирики, изысканности и камерные формы. Примером тому может служить Павильон в Павловске, по-
Павильон Росси Павловск, 1913 год Архитектор Карл Шмидт по Карло России 1816 год
строенный по замыслу и проекту Росси, составленному в 1816 году. Через столетие, в 1913 году его реализовал Карл Карлович Шмидт (1866 - 1945). Павильон является обрамлением памятника Марии Федоровны - жены Павла I.
Весь ансамбль этой постройки органично собирает в единое целое арку с ордерным портиком. Постройка Шмидта сливается с окружающим пейзажем. Цветочные розетки в кессонах на своде конхи (перекрытие в форме полукупола) и венки на архитравах (нижней части антаблемента, непосредственно опирающейся на капители колонны) вторят живой природе, окружающей павильон. Такое же соединение природы и зодчества, античных мотивов с новой пластичностью станет характерным для всей усадебной архитектуры неоклассицизма.
проекту
Вероятно, еще большее воздействие на усадьбы XIX века, построенные в стиле ампир, оказала первая крупная постройка Росси - Елагин дворец. Здесь Росси выступает не как создатель масштабных городских ансамблей, а как зодчий, поставивший для себя задачу не столько противопоставить свое творение окружающей природе, сколько соединить его с ландшафтом. Дворец являет собой единый ансамбль с окружающим пространством, в котором радость восприятия природы сочетается с радостью созерцания чистых, но мягких архитектурных форм. Именно это будет воспринято строителями усадеб XIX века, создававшими, как и Рос-си, образ возвышенного и приподнятого ощущения жизни.
Здесь присутствуют разнообразные трактовки художественного образа здания в зависимости от ракурсов его наблюдения. Как и позднее в усадьбах, во всем облике дворца читаются два единых образа. Первый - это вид главного фасада, открывающегося со стороны Масляного луга. Он не столько торжественен, как фасады будущих дворцов архитектора, сколько производит мажорное впечатление светлыми стенами и сочными коринфскими капителями. Даже по-
логие пандусы материализуют скорее не амбициозность владельцев, а обещание отдыха загородной резиденции. Второй образ - восточный фасад, выходящий на протоку Средней Невки, - украшен белой полуротондой с капителями того же ордера, что и колонны на главном фасаде. Этот фасад, производящий не менее праздничное впечатление, еще больше погружает в свободное предвкушение отдыха. Вместо впечатляющих пандусов со львами, здесь к зданию ведет лестница, декорированная рельефными вазами, в верхней части располагается фриз с женскими маскарона-ми. Центром этого фасада является полукруглая ротонда, такая же, как и ротонды-эркеры последующих усадеб.
Еще один архитектор оказал большое влияние на классицистическую архитектуру XX века - это Василий Стасов (1769 - 1848). На формирование облика неоклассицистической усадьбы повлияла архитектура дачи М.В. Кочубей. Ее симметричная планировка, включающая в себя полукруглую ротонду входа, и украшающий ее ионический портик, будет повторяться в поздних усадебных постройках, в частности, по близкому плану будет построена усадьба Гусева Полоса в Сколко-ве. Первоначальный проект дачи был составлен Адамом Менела-сом (1753 - 1831) - зодчим, чье творчество оказало влияние на несколько направлений русской архитектуры. Кроме проектов в
Елагин дворец Санкт-Петербург (Елагин остров), 1785 - 1790 годы Архитектор Карло Росси, Джакомо Кваренги
Дачи М.В. Кочубей
Пушкин, 1817 - 1824 гг.
Архитектор Адам Менелас, Василий Стасов
План Дачи М.В. Кочубей
классическом стиле, он одним из первых в XIX веке обратился в России к готике, тем самым определив облик усадеб другого - неоготического направления.
Оказывала воздействие на неоклассическую архитектуру и другая сторона деятельности Стасова, а именно его храмовые постройки. Элементы их можно увидеть в облике усадеб. В частности, если вспомнить разрушенный в 1930-е годы собор Александра Невского в Саратове, то здесь мы бы назвали полукруглое арочное окно с выделенным замковым камнем посередине, возвышающееся над портиком входа в виде строгой колоннады тосканского ордера. Позднее подобные окна украсят мезонины в усадьбах. Не будет забыта и полукруглая апсида, превратившаяся здесь в уютный эркер или полукруглую ротонду.
Архитектурный декор флигеля еще одной культовой постройки Стасова в Санкт-Петербурге - Спа-со-Конюшенной церкви - так же можно часто встретить в усадебных архитектурных решениях. Он представляет собой широкое полуциркульное окно, словно опирающееся через широкий антаблемент на пару колон под ним. Сам свод арки декорирован рельефными фацетами, которые позднее будут украшать внутренние парадные залы усадеб.
Проект собора Александра Невского, годы
Архитектор Василий Стасов Собор был разрушен в 1930-е годы
Саратов, 1815 - 1826
Спасо-Конюшенная церковь
Санкт-Петербург, 1816/1817 - 1823 годы
Архитектор Василий Стасов
Северный фасад усадьбы Гусева Полоса
Московская область (Одинцовский район), 1910 - 1914 годы
Архитектор Александр Шумилин
Южный фасад усадьбы Гусева Полоса
КЛАССИЦИЗМ - «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ УСАДЬБЫ
Новая волна развития классицизма в России приходится на начало XX века. В это время было построено большое количество усадеб, художественное содержание образов которых отличалось симметрией, широким использованием ордерных систем и адаптированной к современности начала XX века традиционной орнаментикой классицизма. Очень часто они представляют ансамбли, удачно вписанные в ландшафт, так же как в свое время Елагин дворец Росси. Их внешний облик часто напоминает ансамбли создателя этого дворца и постройки Василия Стасова. Как правило, они имеют два фасада: строгий парадный, к которому подводит дорога, и более интимный - парковый, в облике которого часто участвуют округлые формы эркеров, ротонд и полукруглых балконов, опирающихся на колоннады ионического или коринфского стилей. Здесь присутствуют такие элементы декора, как рельефная лепнина антаблементов над капителями колонн, вазоны и скульптура, обрамляющая лестницу, ведущую в парк. В архитектуре присутствует эстетизация элементов палладианской архитектуры, соединяющихся с такими новыми деталями, как разорванный фронтон, выступающие ризалиты, архитектурно выделенные мезонины с полукруглыми окнами-арками, неизменно украшенными замковым камнем.
Облик усадьбы Гусева Полоса в Сколкове можно расценивать как типичный для архитектуры неоклассицизма начала XX века: усадьба имеет два фасада, задающих два настроения. Северный фасад представляет собой двухэтажное здание со слегка выступающей средней частью под фронтоном. Фасад в виде прямоугольной части декорирован двумя парами пилястр коринфского ордера в два этажа, держащими разорванный посередине антаблемент. Над ним - треугольный фронтон. Ниже, между парами колонн, большое окно в форме «палладианской ячейки», представляющей собой
высокое полукруглое арочное окно с прилегающими к нему двумя другими прямоугольными окнами. Они обрамлены узкими пилястрами с ионическими капителями. Арка центрального окна сделана в виде архивольта с массивным замковым камнем. В нижней части они декорированы балюстрадой. Первый этаж отделен от второго горизонтальной тягой с полукруглыми углублениями над окнами. Слева и справа к зданию прилегают два флигеля (крыла) с большими ок-
нами, представляющими собой на втором этаже «палладианскую ячейку». По углам флигели декорированы пилястрами ионического ордера, центральная часть - литым лавровым венком во фронтоне и двумя медальонами.
Решение южного фасада несколько отличается от северного. Прежде всего он гораздо более объемен и пластичен. Центральная часть представляет собой выступающую из стены аркаду в виде объемных колонн большо-
го ордера с коринфскими капителями. Между первым и вторым этажами - небольшие балконы с балюстрадой. Верхняя часть решена в виде разорванного фронтона с аркой и кессонированным потолком в виде голубых квадратных углублений с розетками. Стена в углублении арки имеет, как и на северном фасаде, «палладианскую ячейку», украшенную сверху радиально расположенными трапециевидными углублениями с голубой окраской и рельефными белыми розетками. Центральная часть представляет собой дверь на полукруглый балкон, который поддерживается ротондой-эркером. Окна нижнего этажа декорированы белой горизонтальной тягой с полукруглыми навершиями и замковыми камнями в них. В композицию фасада включены также боковые флигели, идентичные северному, и подпорная стенка с балюстрадой, лестницей в средней части и арочными углублениями по бокам от нее.
Стилистическая близость архитектурного решения главного дома усадьбы Гусева Полоса другим постройкам неоклассицизма проявляется во множестве деталей. Одна из любимых тем усадебной архитектуры - полукруглая арка-окно - встречается в такой неоклассицистической усадьбе, как Н.Н. Беллей (Петергоф, 1907 - 1909 годы, архитектор Ипполит Претро), где она представляет собой едва ли не единственный элемент декора над строгим портиком из двух колонн, поддерживающих балкон.
Центром композиции такая же арка служит и на фасаде усадьбы Виноградово (Москва, 1911 год, архитекторы К.В. Аполлонов, А.Ф. Карст и И.В. Рыльский), а также в имениях Грибово (Москва, 1911 год, проект - Б. Великов-ский, осуществлял строительство - А. Милюков), усадьбе Л.А. Ильина (Санкт-Петербург, 1911 - 1915 годы, архитектор Л. Ильин), Любаново (Московская область, 1900-е годы, архитектор Э.А. Беренс) и в Студеных ключах (Ивановская область, 1912 год, архитектор В. Адамович). Во всех этих постройках центральная часть предстает в виде триумфальной арки. Однако русская архитектура достаточно убедительно освобождает ее от помпезности прообразов, созданных когда-то древнеримскими архитекторами как памятники честолюбия и тщеславия. Часто эти центральные арки поддерживаются двумя парами колонн. Такие композиции мы встречаем в Грибове, во флигеле усадьбы Л.А. Ильина и в Студеных ключах. Во многих из этих усадеб применяются и округлые балконы, с ведущими на них палладианскими проёмами и портиками колонн, которые позднее могли становиться основой для эркеров. Характерной особенностью является так же симметричная поэтажная планировка усадеб.
Таким образом, усадьбу Гусева Полоса можно аргументированно назвать типичной усадьбой последнего этапа неоклассицизма в России, в которой удачно сочетаются и творческая индивидуальность образа, соединенная с типичными элементами планировки и декора классицизма, и слияние архитектуры с окружающим пейзажем, и характерная камерность светского загородного сооружения начала XX века. Не меньше внешнего вида достойны были бы внимания интерьеры усадьбы, если бы они сохранились в полном виде.
Усадьба Н.Беллей
Петергоф, 1907 - 1909 годы Архитектор Ипполит Претро
Усадьба Грибово Москва, 1911год
Проект - Борис Великовский, осуществлял строительство - Алексей Милюков
Усадьба Студеные ключи Ивановская область, 1912 год Архитектор Владимир Адамович
ДЕКОРАТИВИЗМ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ИНТЕРЬЕРА
К сожалению, судьба Гусевой Полосы типична для русских усадеб, у которых внешний вид сохранился, пусть в руинном состоянии, до настоящего времени, а от интерьера в подавляющем большинстве случаев остаются лишь незначительные фрагменты. Можно сказать, что этой усадьбе в какой-то степени повезло, т.к. до нас дошел лепной декор интерьеров. Наиболее хорошо сохранилась лепнина в парадном зале на сводчатом полуциркульном кессонированном потолке. Обрамленные рельефной беленой лепниной кессоны в центре декорированы через один классическими розетками. Сам свод отделен от стен лепным антаблементом с фризом, состоящим из рельефных листьев аканта, грифонов, вазонов и круглых медальонов. В медальонах изображены профили голов, украшенных лавровыми венками. Изящно смотрятся придающие парадность залу лепные обрамления фальшь-проемов, увенчанных сандриками с кронштейнами.
Кессонированные сводчатые потолки характерны для русского классицизма. Так же, как и в нашем случае, они отделены от стен рельефными антаблементами с фризами. Такой потолок можно встретить в куполе Таврического дворца И.Е. Старова (1745 - 1808) и в своде особняка С.С. Абамеле-ка-Лазарева.
В отличие от белого фона свода Фомина, свод в Гусевой Полосе окрашен в светло-бирюзовый цвет, удачно имитирующий небо над усадьбой. Декоративизм украшения свода Фомина заключается в чередовании трех видов розеток. В случае с нашей усадьбой артистизм достигается ритмикой сочетания кессонов с розетками и без. В последнем случае внутри них -лишь вписанные в квадраты и прямоугольники ромбы.
Не менее декоративна и лепнина потолка парадной лестницы, перекрытой ложным сводом с падуга-
Потолок дома князя
С.С. Абамелека-Лазарева по
адресу Набережная Мойки, 23
Кессонированный потолок парадного зала усадьбы Гусева Полоса
ми и плафоном посередине. Здесь лепнина не такая торжественная, но более легкая, напоминающая
проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Чарльза Камерона.
Потолок парадной лестницы с плафоном и падугами в усадьбе Гусева Полоса
Проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Чарльза Камерона
Лепнина на внутренней поверхности арки южного фасада усадьбы Гусева Полоса
Декор потолка парадной лестницы Гусевой Полосы состоит из небольших медальонов, обрамленных венками и тонкими гирляндами с вазонами и стилизованными изображениями дельфинов. Композиция в плафоне состоит из комбинации канделябро-вых орнаментов с включением в них маскаронов и «бандеролей» - извивающихся лент.
Кроме этого лепнина фрагментарно сохранилась в комнатах первого и второго этажей, а также на внутренней поверхности арки южного фасада.
ПРИНЦИПЫ АНАЛОГОВОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
УСАДЕБНЫХ ИНТЕРЬЕРОВ
Ввиду отсутствия иконографических источников интерьеров усадьбы Гусева Полоса их восстановление должно носить характер аналоговой реконструкции в соответствии с разработанной концепцией. Знакомясь с интерьерами неоклассицизма, можно прийти к следующим определяющим принципам их создания: принцип организации должен носить спокойный структурированный характер, причем симметрия, столь обязательная для классицизма предыдущего времени, не должна возводиться в догму; в интерьер могут быть введены рельефные орнаментальные композиции с включением таких элементов, как ма-скароны, гирлянды, грифоны, листья аканта, тонкие арабески, бандероли, канделябровые композиции и другие детали, происходящие из наследия классики; использование тех элементов интерьера, которые можно найти в аналогах.
Колористическое решение интерьера должно строиться на сочетании белой лепнины высокого рельефа с монохромными стенами, окрашенными в такие приглушенные цвета, как светло-бирюзовый, фисташковый, золотистый, салатовый и другие оттенки пастельного характера. При создании внутреннего пространства совершенно не обязателен строгий отбор лишь предметов ярко выраженного классицистического облика. Практика создания интерьеров начала века показывает, что даже последовательные сторонники классицизма использо-
вали предметы близкого к классицизму звучания. Так, в интерьерах присутствуют шпалеры XVII - XVIII веков, а в мебели, наряду со строгими формами, широко использовались предметы, навеянные таким стилем, как транзисьон XVIII века и бидермейер следующего столетия. Главное, интерьер должен отличаться гармоничностью, согласованностью всех элементов между собой. На нем должна лежать печать изящества и артистизма, свойственных эпохе Серебряного века и снимающих амбиции и официальную строгость ампира.
ШЕДЕВРЫ ФРАНЦУЗСКОГО ИСКУССТВА В РУССКОМ ИНТЕРЬЕРЕ: ПОВТОРЕНИЕ ИСТОРИИ
Как ни парадоксально, порой легче восстановить внешний вид архитектурного сооружения, нежели воссоздать дух его внутреннего убранства. Свидетельством этому может быть реставрация усадьбы Середниково, воссоздавшая не только внешний облик здания, но и характерную для него слитность с окружающим ландшафтом. Кроме этого, во всем внешнем облике воссоздана лирическая уютность усадьбы, соответствующая духу времени. Однако интерьеры, вероятно из-за характера использования усадьбы в современных условиях, часто не отвечают стилевому единству с внешним обликом.
Благодаря своей истории, начиная с 20-х годов XX века, самой известной усадьбой неоклассицизма стала усадьба Большие Горки,
¿И
Центральный зал первого усадьбы Середниково
переименованная позднее в Горки Ленинские. В начале XX века в реконструкции усадьбы принимал участие Ф.О. Шехтель (1859 - 1926), сохранивший классицистический облик усадьбы. По своей классификации она может быть отнесена к объектам крупнопоместного уровня, что делает ее усадьбой дворцового типа. Сам масштаб пространства здесь отличается от миниатюрных размеров Гусевой Полосы. Нет здесь и той цельности интерьеров, которая свойственна особняку С.С. Абамелека-Лазарева. Не интерьеры усадьбы Горки в целом, а лишь их уголки, спланированные архитектором, могут быть использованы в реконструкции неоклассического интерьера.
Центральным объемом симметричного плана второго этажа усадьбы Гусева Полоса является парадный зал. Реконструкция его предполагает, прежде всего, скрупулезное восстановление всей сохранившейся лепнины как на своде, так и на окружающем его антаблементе. На характер восстановления интерьера влияет цветовое решение стен и свода, которое должно быть восстановлено по сохранившимся фрагментам расколеровки стен, сделанной при строительстве
усадьбы. Предполагаемый цвет - светлые оттенки бирюзового с матовой текстурой. Заполнение внутреннего пространства парадного зала в соответствии с его функцией и классицистическими принципами не должно быть громоздким, необходимо сохранить ощущение открытого интерьерного пространства. Однако он должен иметь и со-
Арну де Вюе
Семья Дария перед Александром
Македонским
Франция, XVII в.
Холст, масло. 101,5*135,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1005 (1)
этажа
Арну де Вюе
Встреча Александра Македонского с
первосвященником Симоном (Ши-
моном) у
врат Иерусалима
Франция, XVII в.
Холст, масло. 101,5*135,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1005 (2)
ответствующий репрезентативный характер. Здесь предполагается использовать предметы Большого собрания изящных искусств ASG или их факсимильные воспроизведения [3, 5-8,10]. Для этого вполне уместно размещение на стенах картин исторической тематики, столь популярной в интерьерах классицизма. В данном случае сюда подойдут факсимильные репродукции парных работ Арну де Вюе (1644 - 1720) -«Семья Дария перед Александром Македонским» и «Встреча Александра Македонского с первосвящен-
Вердюра с цаплями и фонтаном Франция, Обюссон, конец XVII - начало XVIII вв. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 252*485 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0785
Вердюра «Дрофа»
Франция, Обюссон, конец XVII в., бордюр с имитацией багета - XVIII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 271 *353 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0057
ником Симоном (Шимоном) у врат Иерусалима» из Большого собрания изящных искусств ASG.
В парадных интерьерах всегда ценились шпалеры. Причем стилистическая выраженность здесь не играла определяющей роли. Так, в интерьере столовой дома князя С.С. Абамелека-Лазарева размещена барочная брюссельская шпалера XVII века. Поэтому сти-
листически оправданным будет и включение в интерьер парадного зала имения Гусевой Полосы двух вердюр из Обюссона XVII - XVIII веков, воспроизведенных на ткани с имитацией рубчатой фактуры натуральной шпалеры.
Среди предметов мебели предлагается ввести в интерьер неоклассический гарнитур левкасной золоченой мебели для сидения кон-
ца XIX - начала XX веков. Гарнитур, состоящий из канапе и четырех кресел, обит натуральными шпалерами, сделанными также в Обюссоне.
В ансамбль мебели логично ввести и консоль золоченого левкаса 70 - 80-х годов XVIII столетия. Организующим элементом интерьера зала могут стать часы золоченой бронзы ормолу в виде воина в шлеме на колеснице.
Консоль
Франция, 70 - 80-е гг. XVIII в. Дерево, резьба, левкас, золочение, красный мрамор с прожилками и пятнами серого и белого цветов (Griotte rouge de belgique) 92*147*54 см БСИИ ASG, инв. № 143043
Набор из канапе и четырех кресел Франция, кон. XIX - нач. ХХ в. Дерево, резьба, левкас, золочение, шпалера Обюссон Канапе 97*133*65 см Кресла 97*62*55 см БСИИ ASG, инв. № 110457 (1-5)
Часы
Франция, вторая половина XIX в. Золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 48*40*15 см
БСИИ ASG, инв. № 08-0442
Пара канделябров-жирандолей Франция, конец XIX - начало XX в. Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; бельгийский черный мрамор (Noir de Mazy), полирование 83*29,5 см БСИИ ASG, инв. № 09-0060 (1,2)
Пара люстр Франция, ок. 1880 г. Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь Баккара, гранение
БСИИ ASG, инв. № 09-4096(1,2)
Дополнят интерьер осветительные приборы в виде парных люстр с хрустальными подвесками, а также золоченые канделябры с патинированными фигурами античной тематики на круглых постаментах в виде колонн.
Торжественному характеру парадного зала вряд ли может соответствовать имеющийся здесь в настоящее время второсортный
паркет «елочкой» 70-х годов XX века. В связи с этим логична его замена на наборный паркет (или его имитацию), созданный в стилистике неоклассицизма. В качестве аналога можно привести пол в Театральном (Танцевальном) зале дома С.С. Абамелек-Лазарева. Подобный паркет будет хорошо сочетаться с кессонированным сводом над ним.
В соответствии с вкусами начала XX века на окнах предполагаются подъемные шторы-маркизы из белого легкого материала.
Такой интерьер данного зала будет представлять собой целостный ансамбль внутреннего пространства усадебного дома периода неоклассицизма.
В отличие от парадного зала лестничная клетка с сохранившейся лепниной
Фото Театрального (Танцевального) зала дома С.С. Абамеле-ка-Лазарева
на ложном своде должна производить более легкое воздушное впечатление. Ее небольшой объем не позволяет введение каких-либо крупных предметов типа консольного зеркала или зеркала-псише, часто устанавливавшихся на лестничных маршах. Поэтому видится возможным введение в интерьер лишь пары бра золоченой бронзы в стиле неоклассицизма в виде лир с головами орлов.
Пара бра
Франция, ок. 1900 г. (стиль Людовика XVI) Золоченая бронза, литье, чеканка; зеркало 37,5*25 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4403 (1,2)
Для оформления интерьера кабинета, расположенного на втором этаже, предполагается решение, сочетающее в себе предметы, стилистически соответствующие неоклассицизму. Они могут быть как подлинные - XIX - XX веков, так и современные, но созвучные общему стилю. В убранстве данной комнаты, как и в других кабинетах неоклассицизма, предлагается использование объемной бронзовой скульптуры, отлитой по модели древнеримской статуи Артемиды из Габий.
В ансамбль мебели кабинета войдут плоское бюро (письменный стол) и конторка красного дерева, стилистически представляющие собой единый гарнитур.
На плоском бюро удачно разместятся лампа-«бульотка» с зеленым абажуром и рамка для фотографий с «бандеролью» наверху.
Настольная лампа «бульотка» Франция, начало XIX в. Посеребренная бронза, литье, чеканка; листовое железо Высота 67 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4668
Рамка для фотографий Франция, конец XIX -начало XX вв. Золоченая бронза, литье, чеканка 16,5*10,5 см БСИИ АБС, инв. № 090331
Артемида из Габий Скульптура отлита по модели древнеримской статуи Артемида из Габий
Франция, вторая половина XIX в. Патинированная бронза, литье, чеканка Высота 45 см БСИИ ASG, инв. № 094232
Жак Франсуа Момаль Отъезд Гая Гракха в Сенат Франция, XVIII в. Холст, масло. 84*106 см БСИИ ASG, инв. № 04-1327
Конторка
Франция, вторая половина XIX в. Красное дерево, маркетри, золочёная бронза, латунь, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné), стекло
БСИИ ASG, инв. № 14-2267
Франсуа-Анри Мюлар
Эпонина и Юлий Сабин перед
Веспасианом
Франция, 1802 г.
Холст, масло. 114*146 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3432
Дженнаро Греко Архитектурный каприз Италия, XVII в. Холст, масло. 44*59,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-2419
Вивиано Кодацци, круг Под сводами античных аркад Италия, ок. 1680 г. Холст, масло. 48*68 см БСИИ ASG, инв. № 04-2279
Живописное оформление кабинета может продолжить знакомство с исторической галереей живописи собрания ASG на примере факсимильных копий картин французских художников Жака Франсуа Мома-ля (1754 - 1832) «Отъезд Гая Грак-ха в Сента» и Франсуа-Анри Мюла-ра (1769 - 1850) «Эпонина и Юлий Сабин перед Веспасианом».
Второй вариант предполагает размещение менее масштабных видовых репродукций картин в жанре античных руин, таких как «Архитектурный каприз» Дженнаро Греко (1663 - 1714) и «Под сводами античных аркад» круга Вивиано Кодацци.
Создание целостных исторических интерьеров в гостиных и переговорных комнатах первого и второго этажа представляется нецелесообразным. Однако в каждой из них для поддержания единой эстетической атмосферы неоклассицизма могут быть использованы подлинные артефакты или их точные воспроизведения. Таковыми могут выступать картины круга Николо Кодацци (1648 - 1693) «Вид на площадь с портиком», круга Анжелики Кауфман (1740 - 1807) «Эней и Кумская сивилла», Фридриха Генриха Фюгера (1751 - 1818) «Апофеоз Кондрадина Гогенштау-фена» или круга Лорана де ла Гира (1606 - 1656) «Жертвоприношение Ифигении».
Николо Кодацци, круг Вид на площадь с портиком Италия, XVII в. Холст, масло. 71*89 см БСИИ ASG, инв. № 04-2751
Анжелика Кауфман, круг Эней и Кумская сивилла Англия, ок. 1800 г. Холст, дублированный на дерево, масло, 0 34 см БСИИ ASG, инв. № 04-1748
Лоран де ла Гир, круг Жертвоприношение Ифиге-нии
Франция, XVII в.
Холст, масло. 172*102 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4386
Комод
Франция, вторая половина XIX в. Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, зеленый мрамор с прожилками и пятнами светло-зеленого, желтого и белого цветов (Vert Maurin) 87*78*41 см
БСИИ ASG, инв. № 12-1253
Витрина
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, фанерование, золочёная бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Carrare blanc veiné), стекло 139*68*31 см БСИИ ASG, инв. № 17-1140
В интерьеры данных комнат как дополнительные, но формообразующие компоненты войдут предметы мебели, сделанные в XIX - начале XX веков в традициях классического стиля. Это предметы мебели для сидения, витрины и комоды. Для комодов времени тран-зисьона - переходного периода от рококо к классицизму, со свойственным ему сочетанием мягких округлых форм с уже выявленной
Комод
Франция, вторая половина XIX в.
Набор различных пород дерева, маркетри, золочёная бронза, красный мрамор с включениями и прожилками серого и белого цветов (Rouge griotte de Hautmont) 82,5*58,5*37,5 см
БСИИ ASG, инв. № 12-1256
конструкцией, - характерны наборы маркетри. Кроме этого здесь используются бронзовые накладки с круглыми ручками в виде венков - декоративным мотивом, популярным в прикладном искусстве классицизма.
Художественным акцентом одного из интерьеров данных комнат станет составной набор из часов и пары канделябров с фигурами мальчиков.
Часы
Франция (Париж), нач. ХХ вв. (стиль Людовика XVI) Мастера бронзовщики: Братья Сюсс (Susse frères) Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; розовый (Rosé vif des Pyrénées) мрамор, полирование; эмаль (циферблат) 47,5*40*13 см БСИИ ASG, инв. № 08-1048
Дионис
Скульптура отлита по модели греческой статуи мастерской Праксителя Франция, нач. XX в. Патинированная бронза, литье, чеканка; зеленый мрамор (Vert Tinos), полирование Высота 68,5 см БСИИ ASG, инв. № 09-0345
Пара канделябров Франция, вторая половина XIX в. (стиль Людовика XVI) Золоченая бронза, литье, чеканка; белый мрамор (SaintBéat blanc), полирование 42*21 см
БСИИ ASG, инв. № 09-4255 (1,2)
Особое внимание необходимо уделить вестибюлю усадьбы - первому помещению, куда попадает посетитель. Функционально оно отличается очень сложным темпе-ратурно-влажностным режимом, поэтому его интерьеры исключают введение живописных произведений, а также исторических образцов мебели. Единственные предметы, которые могут украсить его, - пара скульптур патинированной бронзы, сделанные с римских реплик греческих образцов. Обе эти скульптуры призваны создать легкую имитацию римского атриума с украшающими его статуями.
Сам же вестибюль может стать мемориальным залом, экспозиция которого будет посвящена истории усадьбы. Здесь могут располагаться фотографии, карты, помещенные в витрины артефакты, найденные в ходе реставрационных работ, благодарственные письма и т.д.
Русская усадьба уже с начала XX века воспринималась как явление, безнадежно уходящее в прошлое и уносящее с собой очарование целой эпохи. Она мыслилась как аура духовности и искусства. Ей посвящали свои труды и барон Николай Врангель, и Александр Бенуа, и Мстислав Добужинский, и многие другие. Тема усадьбы, начавшая
Копия античной статуи Франция, нач. XX в. Патинированная бронза, литье, чеканка; розовый мрамор с темными прожилками (Cipolin rose), полирование
Высота 65,5 см
БСИИ ASG, инв. № 09-0344
свое развитие в литературе начала века, в силу катастроф XX столетия уходила из центра общественного внимания страны с тем, чтобы вернуться вновь в наше время. Одним из самых позитивных явлений сегодняшней культурной жизни является не только возрастающий интерес к миру усадьбы, но и активные действия по ее воскрешению. Восстановление усадьбы Гусева Полоса должно быть ярким вкладом в этот процесс.
Список использованной литературы:
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 384 с.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII -XX вв. - Л.: Изобразительное искусство, 1968. - 360 с.
3. Западноевропейские часы XVII - начала XX вв.: каталог Большого собрания изящных искусств ASG. Т. 5 / А.В. Булгакова; Междунар. ин-т антиквариата. - Казань, 2016. - 206 с.
4. Ивлев С.А. Культура русской дворянской усадьбы // Русские усадьбы. - 2001. - №8. - С. 25 - 36.
5. Искусство мебели. Книга I. Западная Европа XVI - XVIII вв.: каталог Большого собрания изящных искусств ASG: в 2-х тт. /Междунар. ин-т антиквариата ASG; авторы-сост. А.В. Булгакова, А.А. Черепанова, М.К. Яо; общ. науч. ред.А.В. Булгакова; вступ. статьи М.К. Яо, Ю.Г. Ема-нова. - Казань, 2014. - 234 с.
6. Искусство мебели. Книга II. Западная Европа XIX - XX вв. Каталог большого собрания ASG: в 2-х тт./Междунар. ин-т антиквариата ASG; авторы-сост. А.В.Булгакова, А.А.Черепанова, М.К. Яо; под науч. ред. А.В.Булгаковой; вступ. ст. М.К. Яо, Ю.Г.Еманова. - Казань, 2015. - 240 с.
7. Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. Т. 1: Живопись Старых мастеров Западной Европы XVI-XVIII вв. /Междунар. ин-т антиквариата ASG; сост. М.К. Яо, А.В. Булгакова; ред. М.К. Яо. -Казань, 2013. - Т.1. Живопись. - 232 с.
8. Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. Т. VI: Шпалеры Западной Европы XVI - XIX вв. / Междунар. ин-т антиквариата; авт.: А.В. Булгакова, М.С. Торшина, М.К. Яо; общ. науч. ред. А.В. Булгакова. - Казань, 2017. - 78 с.
9. Соболев Н.Н. Стили в мебели. - М.: Сварог, 1995. - 349 с.
10. Художественная бронза. Т. IV: Западная Европа - Россия. XVII -XIX вв.: каталог Большого собрания изящных искусств ASG /Междунар. ин-т антиквариата; автор А.В. Булгакова. - Казань, 2015. - 124 с.