АРИДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ, 2012, том 18, № 1 (50), с. 97-100
-РЕЦЕНЗИИ -
ОБ УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ МИГРИРУЮЩИХ ВИДОВ КОПЫТНЫХ В МОНГОЛИИ
LKHAGVASUREN B., CHIMEDDORJ B and SAJMYATAV D. 2011. BARRIERS TO MIGRATION: CASE STUDY IN MONGOLIA. Analysing the Effects of Infrastructure on Migratory Terrestrial Mammals in Mongolia. ULAANBAATOR, WWF MONGOLIA PROGRAMME OFFICE.
43 P. (на английском языке)
© 2012 г. А.А. Лущекина, В.М. Неронов
Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН
Россия, 119071 Москва, Ленинский проспект 33, E-mail: [email protected]
Среди биоразнообразия нашей планеты от 8 до 10 тысяч видов животных относятся к категории мигрирующих. Эти виды играют важную роль в экосистемах суши и моря, обеспечивающих существование жизни на Земле, и служат ценным ресурсом для экономики многих стран. С учетом многообразия мигрирующих видов (от слонов и китов до летучих мышей, птиц и бабочек) для их сохранения еще в 1979 г. по инициативе ООН была принята Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Конвенция по... 2003), которая внесла свой заметный вклад в укрепление международного сотрудничества для сохранения таких видов, представляющих важный компонент биоразнообразия планеты. Необходимость укрепления мер по охране мигрирующих видов животных отражена также в Конвенции о биологическом разнообразии (Конвенция.. .1995), принятой на Всемирном саммите в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Несмотря на важную роль этих двух конвенций, а также еще целого ряда международных соглашений, с каждым годом становится все более очевидным, что деятельность человека наносит значительный ущерб биологическому разнообразию, все больше видов находится на грани исчезновения, а в последние десятилетия размеры воздействия человека уже привели к глобальным изменениям климата, последствия которых, в том числе и для мигрирующих видов, пока невозможно оценить в полной мере.
Монголия была одной из первых стран, которые подписали Конвенцию о биологическом разнообразии, а в 1999 г. она присоединилась и к Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (КМВ). Судя по последним публикациям - о расширении сети охраняемых территорий (Оюунгерел, 2010; Неронов, 2011) и о проведении ГАП-анализа для обоснования мер по улучшению сохранения биоразнообразия (Chimed-Ochir et al., 2010), в Монголии уделяют серьезное внимание выполнению требований указанных конвенций. Результаты специального исследования (Lhagvasuren et al., 2011) о состоянии популяций четырех мигрирующих видов копытных (Equus hemionus, Saiga borealis, Procapra gutturosa, Gazella subgutturosa) и роли препятствий, созданных на путях их миграций человеком, можно считать еще одним наглядным примером ответственного отношения к сохранению уникального биоразнообразия страны. Осуществление данного проекта стало возможным благодаря поддержке Секретариата КМВ и Международного фонда дикой природы (WWF). При этом с помощью ГИС были уточнены ареалы указанных
ЛУЩЕКИНА, НЕРОНОВ
видов в пределах Монголии; проведен обзор литературы о возможных воздействиях линейных сооружений на передвижения мигрирующих видов и на фрагментацию их местообитаний; изучены доступные материалы о современном и планируемом строительстве различных сооружений для развития инфраструктуры; проведено полевое обследование территорий, где проявляется наибольшее негативное влияние тех или иных препятствий на путях миграций четырех исследованных видов копытных. Полученные данные были представлены на рабочем совещании (в конце книги приведен список его участников) и обсуждались с участием представителей всех заинтересованных организаций, отвечающих за охрану природы и за развитие экономики. В результате были подготовлены рекомендации, что можно и нужно безотлагательно сделать для предотвращения негативного воздействия деятельности человека на условия обитания мигрирующих видов копытных на территории Монголии.
Для каждого из четырех исследуемых видов в книге дано определение статуса его популяции в соответствии с принятыми критериями (от Красной книги МСОП до Красной книги Монголии, с учетом приложений к конвенциям - КМВ и СИТЕС). Затем приведено достаточно детальное описание (с многочисленными ссылками на публикации других авторов) распространения и предпочитаемых местообитаний, изменений за последние десять лет уровня численности и основных причин, которые привели к его сокращению, в ряде случаев критическому. В конце книги приложены карты, на которых показано историческое и современное распространение каждого вида. Особую ценность при этом, по нашему мнению, представляет изображение конкретных мест обнаружения тех или иных видов в ходе полевых обследований в разные годы на фоне действующих и проектируемых шоссейных и железных дорог и основных участков освоения минеральных ресурсов (в основном, нефть и уголь). Даны также обобщенные карты сразу для всех четырех видов на фоне проектируемой сети шоссейных и железных дорог (на 2016 и 2025 гг.) и фотографии различных препятствий на пути мигрирующих животных.
Большое внимание в данной публикации уделено описанию различных проектов по освоению богатых минеральных ресурсов. Только на одном из месторождений каменного угля (Таван-Толгой) предполагается добывать до 15 млн. тонн угля в год, а его разведанные запасы позволяют производить такую добычу более 100 лет. Для вывоза угля в Китай и Россию планируется построить и железные, и шоссейные дороги, причем строительство должно быть начато уже в 2012 г. Рассмотрены также другие проекты по освоению минеральных ресурсов (фосфориты, серебро, уран, железо и др.) в разных регионах Монголии. Представлено 7 карт с указанием местоположения этих дорог и дано краткое описание их пропускной способности при ширине дорожного полотна некоторых из них до 17 м. Наряду с непосредственным влиянием интенсивного движения по этим дорогам на животный мир, возникает дополнительная угроза, связанная с облегчением доступа браконьеров к местам концентрации мигрирующих копытных. Строительные компании пока только планируют создание переходов через эти магистрали, удобные для диких и домашних животных. Необходимо научное обоснование для определения соответствующих наиболее оптимальных мест их пересечения. Возможные риски для мигрирующих видов вызывают озабоченность не только в Монголии, но и со стороны международных организаций. По оценкам разных специалистов после завершения в 2025 г. строительства запланированных дорог популяция монгольского дзерена (Procapra gutturosa) будет разделена на девять, кулана (Equus hemionus) - на пять, а джейрана (Gazella subgutturosa) - на семь изолированных суб-популяций. На монгольскую сайгу (Saiga borealis), численность которой в настоящее время составляет не более 8 тыс. голов, пока в меньшей степени оказывает
ОБ УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ МИГРИРУЮЩИХ КОПЫТНЫХ В МОНГОЛИИ
негативное воздействие указанное строительство, но в будущем также возможна фрагментация ее ареала и формирование двух изолированных суб-популяций.
По результатам упомянутого выше рабочего совещания подготовлены рекомендации как уменьшить негативное воздействие дорог и других линейных сооружений на мигрирующие виды. При этом подчеркнута важность проведения дополнительных научных исследований с применением современных технологий для обоснования стратегий сохранения исследованных и других мигрирующих видов. Предлагается вдоль двух железных дорог, действующих в настоящее время в Монголии, убрать проволочные ограждения в местах, где наиболее часто дикие животные пытаются их пересечь, и избегать обустройства таких ограждений при строительстве новых дорог, по крайней мере, в местах с низкой численностью домашних животных. Кроме того, для всех проволочных ограждений (в том числе и на границе) предлагается заменить верхнюю и нижнюю колючую проволоку на обычную, что должно облегчить преодоление этих препятствий животными во время миграций. Также существующие туннели под железной дорогой, там, где это возможно, необходимо увеличить по ширине и высоте. Авторы полагают, что строительство асфальтированных дорог, по сравнению с грунтовыми, должно уменьшить риск при их пересечении мигрирующими животными, если будут установлены, там, где это необходимо, соответствующие дорожные знаки. В качестве примера международного сотрудничества для сохранения мигрирующих видов описаны случаи, когда линейные сооружения на границе России и Монголии несколько раз были временно демонтированы для обеспечения прохождения стад монгольского дзерена. Очевидно, в будущем такая практика должна быть закреплена в соответствующих двусторонних соглашениях.
Помимо Программного офиса Международного фонда дикой природы (WWF), рассмотрение проблемы сохранения популяций мигрирующих видов животных начато в рамках Голландско-Монгольского проекта, финансируемого Всемирным банком, двух проектов для Гобийского региона и Восточной Монголии, осуществляемых монгольским офисом Международной организации по охране природы (TNC), а также непосредственно горно-добывающими компаниями (Oyu Tolgoi LLC и Energy Resources LLC). Для того чтобы предлагаемые меры были эффективны, необходимо обеспечение соответствующего руководства и координации всех предлагаемых мероприятий. К выработанным на рабочем совещании рекомендациям было привлечено внимание различных средств массовой информации, и они направлены для принятия необходимых решений в Правительство Монголии и соответствующие министерства и ведомства, отвечающие за развитие экономики, повышение благосостояния населения страны и охрану биоразнообразия.
В списке цитированных источников в конце книги авторами указано 80 работ монгольских и иностранных специалистов, изучавших экологию копытных животных на территории Монголии, что, в свою очередь, может служить исходной базой данных для последующих исследований по такой важной проблеме, как обеспечение сохранения мигрирующих видов копытных. Считаем, что подходы и методы, описанные Б. Лхагвасуреном и его соавторами в этой книге, могут быть полезны и для проведения аналогичного исследования обеспечения охраны мигрирующих видов животных на территории России, где в последние годы также обращено особое внимание на развитие дорожной сети и инфраструктуры вокруг многочисленных населенных пунктов.
ЛУЩЕКИНА, НЕРОНОВ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конвенция о биологическом разнообразии. Текст и приложения. 1995. Женева (Швейцария). 34 с. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных. 2003. Бонн (Германия). 8 с. Неронов В.М. 2011. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия в Монголии и перспективы укрепления сотрудничества по особо охраняемым природным территориям Монголии и России (по результатам международной конференции «Экологические последствия биосферных процессов в экотонной зоне Южной Сибири и Центральной Азии) // Аридные экосистемы. Т. 17. № 1(46). С. 65-68 Оюунгерел Б. 2010. Система особо охраняемых природных территорий Монголии и перспективы ее
развития.// Аридные экосистемы. Т. 16. № 3 (43). С. 57-66 Chimed-Ochir B., Hertzman T., Batsaikhan N., Batbold D., Sanjmyatav D., Onon Yo. and Munkhchuluun B. 2010. Filling the gaps to protect the biodiversity of Mongolia, GAP analysis report. Ulaanbaatar WWF Programme Office, 136 p. Lkhagvasuren B.,Chimeddoij B. and Sajmyatav D. 2011. Barriers to Migration. Case study in Mongolia. Analysing the Effects of Infrastructure on Migratory Terrestrial Mammals in Mongolia. Ulaanbaatar WWF Programme Office, 43 p.
ON CONDITIONS OF CONSERVATION OF MIGRATING SPECIES OF UNGULATES IN
MONGOLIA
LKHAGVASUREN B., CHIMEDDORJ B and SAJMYATAV D. 2011 BARRIERS TO MIGRATION: CASE STUDY IN MONGOLIA. Analysing the Effects of Infrastructure on Migratory Terrestrial Mammals in Mongolia. ULAANBAATOR, WWF MONGOLIA PROGRAMME OFFICE. 43 PP. (IN ENGLISH LANGUAGE)
© 2012 A.A. Lushchekina, V.M. Neronov
A.N. Severtsov Institute of Ecology and Evolution of the Russian Academy of Sciences (RAS) Russia, 119071 Moscow, Leninsky prospect,33 E-mail: [email protected]
The animal world of Mongolia is diverse, and many of its members perform the long-distance migrations in different seasons for search of feed or suitable sites for reproduction. On the example of four species of ungulate animals (Equus hemionus, Saiga borealis, Procapra gutturosa, Gazella subgutturosa) authors of this publication evaluated the impacts of different types of obstacles created on the migration routes in the course of the general development of infrastructure and for extensive development of mineral resources planned in Mongolia in the coming years, on reducing numbers of the four mentioned migratory species of ungulates. Based on obtained results authors proposed urgent measures to improve conditions on the routes of animal migrations.
Keywords: Mongolia, migrating ungulate species, obstacles on migration routes, measures to improve migration conditions.