М. Ю. Бабушкин,
заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России
M.Yu. Babushkin
deputy Director of the Department of supervision and preventive work of the EMERCOM of Russia [email protected]
С. Б. Немченко,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
В. М. Шеншин,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
S. B. Nemchenko,
candidate of law .science, associate professor, head of the chair of theory and history of state and law, Saint-Petersburg university of State fire service of Ministry of Emergency Situations of Russia [email protected]
V. M. Shenshin,
candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg University of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia [email protected]
О <л
DOI:
ОБ УСИЛЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
■а
ф
Аннотация: постоянное вмешательство государства, продиктованное внесением изменений в Уголовный кодекс РФ, обусловливают необходимость совершенствования функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций путем установления новых требований в сфере пожарной безопасности. В статье отмечается, что правовая политика в сфере пожарной безопасности требует модернизации и нормативно-правового регулирования. Крупные природные пожары на территории Забайкальского края и ситуация с пожарами в стране в целом послужили основанием корректировки правовой политики в сфере обеспечения пожарной безопасности. Авторы выдвигают комплекс мер, направленных на усиление уголовной ответственности за преступления в сфере пожарной безопасности. Предлагается внести изменения в ст. 168 Уголовного кодекса РФ путем введения квалифицирующих признаков в зависимости от размера причиненного ущерба, способа и объекта посягательства, а также перевода указанного уголовно-правового деяния из категории преступлений небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести. Доказывается необходимость усиления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности путем дополнения ч. 2 ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицирующим признаком - причинение материального ущерба. Делается вывод о расширении круга субъектов, подпадающих под действие указанной статьи, вне зависимости от занимаемой должности или выполняемых
225
mos ООО
Ü» P s
обязанностей. В ст. 261 Уголовного кодекса РФ в целях недопущения двойного наказания граждан за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, повлекших возникновение лесных пожаров, обосновывается необходимость осуществления разграничения уголовно-наказуемого деяния и административного правонарушения путем установления суммы ущерба лесным насаждениям от пожара, при причинении которого наступает уголовная ответственность.
Ключевые слова: правовая политика, пожарная безопасность, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нарушения пожарной безопасности.
=0
On strengthening criminal liability in the field of fire safety
Abstract: the constant intervention of the state, due to the introduction of amendments
to the Criminal Code of the Russian Federation, necessitates the improvement of the state's
function for the prevention and elimination of emergency situations by establishing new
5 requirements in the field of fire safety. It is noted that the modern legal policy in the field
of fire safety requires modernization and further regulatory regulation. Major wildfires in
^ the Trans-Baikal Territory and the situation with fires in the country served as the basis for
(j- adjusting the legal policy in the field of fire safety. A set of measures aimed at strengthening
g criminal responsibility for crimes in the field of fire safety is being put forward. It is pro-
q posed to amend Article 168 of the Criminal Code of the Russian Federation by introducing
И qualifying features depending on the amount of damage caused, the method and object of
S encroachment, as well as the transfer of the specified criminal act from the category of crimes
of small gravity to crimes of medium gravity. The researchers prove the need to strengthen
^ criminal liability for violation of fire safety requirements by adding Part 2 of Article 219
^ of the Criminal Code of the Russian Federation with a qualifying feature-causing mate-
5 rial damage. The conclusion is made about the expansion of the range of subjects covered
^ by this article, regardless of the position held or the duties performed. Article 261 of the
^ Criminal Code of the Russian Federation, in order to prevent double punishment of citizens
for violations of fire safety rules in forests that have caused forest fires, justifies the need
g. to distinguish a criminal act from an administrative offense by establishing the amount of
^ damage to forest plantations from afire that causes criminal liability. GQ
О Keywords: legal policy, fire safety, emergency situations public function, fire safety
Для снижения или устранения преступности соци-226 ум постоянно изыскивает инструменты, позволяющие обеспечить национальную безопасность. Формой реализации правовой полису тики в сфере пожарной безопасности выступает законодательная, ® правоприменительная деятельность государства. Наряду с применением уголовно-правовых норм главным направлением деятельности в борьбе с «пожарной преступностью» является предупреждение преступлений.
Анализ статистики преступлений, объектом которых является пожарная безопасность, позволяет утверждать, что правовая политика
«V
в данной сфере требует дальнейшей проработки и законодательного закрепления в уголовном законе.
Защита граждан и их имущества от пожаров всегда была приоритетным направлением при обеспечении пожарной безопасности. Статистические данные о количестве возгораний, числе пострадавших и размере экономического ущерба с самого начала ведения государством учета этих сведений являются прямым доказательством необходимости продуманной государственной политики в сфере как
пожаротушения, так и предотвращения пожарных бедствий с помо- 0
щью профилактической работы [1, с. 9]. *
Вопросы ответственности в сфере пожарной безопасности 3
традиционно находили отражение в законодательстве в любой |
исторический период. Русская Правда вводила ответственность *
за неосторожное обращение с огнем в виде штрафа. Новгородская ¡3
и Псковская судные грамоты предусматривали систему предупреж- |
дения пожаров, при которой карательные методы применялись §<
к лицам, совершившим поджог умышленно; вместе с тем лица, §
по вине которых произошел пожар по неосторожности, подлежали 3
я
привлечению к материальной ответственности; за случайный по- §
жар лицо ответственности не подвергалось. По Судебнику 1497 г. §
за учинение пожара наказание наступало в виде штрафа, возмеще- 3
ния вреда, смертной казни. Соборное уложение 1649 г. в качестве *
наказания за совершение пожара называло материальную компен- §
сацию, штрафы-пени, за умышленный поджог - смертную казнь 3
через сожжение. По Уставу пожарному Российской империи 1832 г., §
вошедшему в Свод законов Российской империи, за совершенный Ц
по неосторожности пожар виновный должен был возместить убы- §<
ток владельцу сгоревшей собственности, также предусматривалось ?
денежное взыскание или наказание соразмерно вине; изобличенные §
в умышленном поджоге подлежали уголовному суду и наказанию § по всей строгости законов [2, с. 30].
Различные аспекты ответственности в сфере пожарной безопасности, истории развития, либерализации, усиления, проблем ква- 22-7 лификации находят отражение в трудах современных ученых [3-6].
В 2020 г. в стране серьезно осложнилась ситуация с пожарами, 3 слд
в том числе природными, в Забайкальском крае, которая не осталась §§01
без внимания Президента РФ и Правительства РФ. По итогам сове- !§•* щания были приняты распоряжения, ставящие в числе прочих задачу по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ [7]. 3 -1
Для эффективного осуществления государством функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций требуется своев-
ременное и качественное законодательное регулирование, отвечающее вызовам времени.
Так, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представило способы повышения ответственности субъектов за нарушение требований пожарной безопасности.
Первая проблема - отсутствие ряда квалифицирующих признаков в ст. 168 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Действующий УК РФ Российской Федерации не всегда отвечает потребностям сегодняшнего дня. Последствия пожаров, произошедших по преступной неосторожности, зачастую более катастрофичны и масштабны. В результате совершенных деяний ежегодно более тысячи граждан лишаются жилья, происходит прекращение и дезорганизация прозе мышленных и сельскохозяйственных предприятий, отключение по-§ требителей от источников жизнеобеспечения (электроэнергии, газа, ^ тепла, водоснабжения).
^ Действующая редакция ст. 168 УК РФ не предусматривает
§ в своем составе такие квалифицирующие признаки преступления,
® как причинение ущерба в особо крупном размере (более миллиона 2
с
рублей), оставление потерпевших без жилья, а также совершение 5- преступления путем выжигания сухой травянистой растительности. ^ Тем самым создается ситуация, когда лицо, уничтожившее пожаром 5; в результате своей преступной небрежности жилой дом потерпевшего и фактически лишившее последнего жилья, не может быть привлечено с5 к уголовной ответственности в случае, если стоимость жилого дома как объекта преступного посягательства не превышает 250 тыс. руб.,
С
о;
^ что для сельских населенных пунктов не редкость. § Следовательно, встает вопрос о дополнении ст. 168 УК РФ квали-^ фицирующими признаками преступления в зависимости от размеров С- причиненного ущерба, способов и объектов посягательства.
Преступления, предусмотренные ст. 168 УК РФ, несмотря на тя-228 жесть их последствий, отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести. Исходя из этого, органы, реализующие су на практике оперативно-розыскную деятельность, проводят ряд ® отдельных оперативно-розыскных мероприятий, хотя в условиях неочевидности содеянного или сокрытия умышленного преступления под видом неосторожного деяния требуется проведение всего комплекса предусмотренных законодательством Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, что возможно лишь при расследовании преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких.
Отсюда возникает необходимость приведения видов наказаний, предусматривающих ответственность за несоблюдение общепринятых разумных мер предосторожности, повлекшее возникновение пожара, в соответствие с характером и степенью общественной опасности таких преступлений, обстоятельствами их совершения путем перевода указанных преступных деяний из категории преступлений небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести.
Оценка имущества граждан и юридических лиц, уничтоженного
или поврежденного с помощью неосторожного обращения с огнем 0
©
или иными источниками повышенной опасности, позволяет вести *
о
речь о частом применении на практике ст. 168 УК РФ, тем самым §
указанная норма расширяет сферу применения уголовного закона, |
и ст. 167, предусматривающей умышленное уничтожение или по- ^
вреждение имущества. §
Говоря о форме собственности, следует обратить внимание на от- §
сутствие четкого указания на вид собственности [8, с. 67], охраняемый §
законом, поскольку, как следует из ст. 2 УК РФ, задачей уголовного §
законодательства является охрана собственности без какой-либо ссыл- д
ки на иной нормативный правовой акт, что в определенной степени |
порождает затруднения как в теории уголовного права, так и в право- о
применительной практике. Я
Предлагаем при определении размера ущерба, причиненного юри- §
дическому лицу, за основу принимать рыночную стоимость имуще- §
ства за вычетом износа. При оценке крупного ущерба, причиненного §
гражданину, следует принимать во внимание прим. 4 к ст. 158 УК РФ, |
где таким ущербом признается стоимость имущества, превышающая |
250 тыс. рублей, из чего следует, что уголовный закон не требует §
учитывать материальное положение потерпевшего физического или о
юридического лица. |
Кроме крупного ущерба, который необходимо установить в ходе о
расследования уголовного дела по ст. 168 УК РФ, иные тяжкие послед- 8
ствия не предусматриваются. Соответственно, причинение иного вида 229 ущерба, наступившего в результате уничтожения или повреждения
чужого имущества при неосторожном обращении с огнем или ины- 3 ^ ^ ми источниками повышенной опасности, следует квалифицировать
по иным составам, предусмотренным уголовным законом, а соответ- |§|* ственно, и вменять виновному лицу необходимо несколько составов по совокупности преступлений. -
Вторая проблема - отсутствие ответственности любых физических лиц, по вине которых были нарушены требования пожарной безопас-
ности, в результате чего произошло уничтожение или повреждение чужого имущества.
Независимо от размера, степени тяжести вреда здоровью (легкой или средней тяжести) предусмотрена лишь административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем при причинении тяжкого вреда здоровью, смерти одного лица и более наступает уголовная ответственность по ст. 219 УК РФ лишь для лиц, которые обязаны были соблюдать требования пожарной безопасности.
В связи с этим возникла необходимость внесения изменений в ст. 219 УК РФ, по которым все физические лица вне зависимости от занимаемой должности или выполняемых обязанностей будут привлекаться к уголовной ответственности. Кроме того, актуальность проблемы и необходимость расширения круга лиц, подлежащих от-Р) ветственности по указанной статье за подобные деяния, подтвержда-^ ется регулярно происходящими пожарами в результате палов сухой 0; травянистой растительности.
§ В связи с тем, что лицо, нарушившее требования пожарной без-§ опасности, уничтожившее пожаром в результате своей преступной 5 небрежности жилой дом потерпевшего и фактически лишившее последнего жилья, нанесшее ущерб предприятиям, фермерским хо-^ зяйствам, не может быть привлечено к уголовной ответственности, § предлагаем дополнить ч. 2 ст. 219 УК РФ квалифицирующим признаком преступления - причинение материального ущерба. Изменения с- позволят повысить безопасность граждан, защиту их имущества, ^ а также снизить риски и угрозы возникновения пожаров. ц- 9 марта 2021 г. Президент РФ подписал закон о внесении измене-^^ ний в ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, О предусматривающих ответственность за нарушения требований ^ пожарной безопасности. Так, за повторное нарушение требований С пожарной безопасности на объектах чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска он устанавливает административную 230 ответственность в виде штрафа: для должностных лиц - от 15 тыс. до 20 тыс., индивидуальных предпринимателей - от 30 тыс. до 40 СЧ тыс., юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей. Кроме того, ® деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ^ может быть приостановлена на срок до 30 суток.
Повторность нарушения должна выражаться в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной
сигнализации или противодымной защиты, средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Помимо этого, наказание будет наступать и за несоответствие эвакуационных путей и выходов требованиям пожарной безопасности [9].
Обусловленность правового регулирования значительным перечнем нормативных правовых актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, оказывает определенное воздействие на субъекты, обязанные соблюдать указанные требования, так как
круг их индивидуально не определен. Q
Исходя из того, что субъект состава преступления по ст. 219 УК РФ *
специальный, возникает необходимость в дополнении ч. 2 указанной |
статьи, позволяющем расширить круг лиц, которые потенциально мо- |
гут быть привлечены к уголовной ответственности. Это объясняется *
и тем, что, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря ¡3
1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за |
нарушение требований пожарной безопасности возлагается на соб- §<
ственников имущества (ч. 1); на граждан возложена обязанность |
по соблюдению требований пожарной безопасности (ч. 2). 3
Третья проблема выражается в недостаточности потенциала уго- ¡8
ловного закона в сфере применения уголовных репрессий. Ресурс, §
заложенный в УК РФ, не позволяет в должной мере привлекать 3
виновных лиц к уголовной ответственности в случае уничтожения *
или повреждения лесных насаждений в результате неосторожного 8
обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. ®
Поэтому, по-видимому, назрела необходимость усиления уголовной S
1 s
ответственности путем пенализации санкции, предусмотренной ч. 1 -о ст. 261 УК РФ [10, с. 56]. g В ч. 1 ст. 261 УК РФ не предусмотрен такой квалифицирующий З признак объективной стороны как нарушение требований правил S пожарной безопасности в лесах. Кроме того, в настоящее время § в указанном составе преступления не установлен размер ущерба от лесного пожара, причинение которого влечет наступление уголовной ответственности. Этот пробел приводит к тому, что дозна- 231 ватели органов государственного пожарного надзора федеральной шо§ противопожарной службы обязаны привлекать лицо к уголовной g eng ответственности за неосторожные действия, вызвавшие причинение ¡¡¡¡реп ущерба лесным и иным насаждениям, вне зависимости от суммы причиненного ущерба. °§1 Для разграничения уголовно наказуемых деяний и администра- " -1 тивных правонарушений в большинстве составов преступлений в УК РФ закреплен критерий криминализации деяния, неотъем-
лемо связанный с размером причиненного ущерба. Действующей редакцией ст. 260 УК РФ, например, критерий криминализации за умышленное деяние, направленное на незаконную рубку лесных насаждений, закреплен в примечании к статье и установлен в размере 5000 рублей.
Поэтому предлагаем внести изменения в ст. 261 УК РФ путем введения квалифицирующего признака, выражающегося в виде нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях, установить минимальный размер ущерба в качестве критерия криминализации деяния в размере 5000 рублей и одновременно повысить санкции за данные преступления, которые учитывали бы заложенный ст. 6 уголовного закона принцип справедливости, в уголовном праве означающий, что наказание ЗС и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, § совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соот-^ ветствовать характеру и степени общественной опасности вменяемого ^ противоправного деяния, что, несомненно, повысит ответственность § граждан и должностных лиц за нарушения требований пожарной ® безопасности, повлекших причинение ущерба лесным насаждениям
в результате пожара. 2- Таким образом, предложенные изменения позволят четко от-^ граничивать составы административного и уголовно наказуемого 5; деяния, повлекшие по неосторожности лесные пожары, и усилить 5; ответственность за их совершение.
С5 Цель внесения изменений - четкое разграничение уголовно наказуемого деяния «уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем § или иными источниками повышенной опасности, либо нарушения ® правил пожарной безопасности (выделено нами. - Прим. авт.)» и ад-С- министративного правонарушения «нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения 232 тяжкого вреда здоровью человека».
По нашему мнению, предлагаемые изменения в ст. 168, 219 су и 261 УК РФ повысят качество и эффективность законодательного регулирования функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Представленное видение проблемы совершенствования уголовного законодательства путем внесения изменений и дополнений в указанные статьи УК РФ позволяет говорить о важности и масштабности ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности нормами уголовного закона.
О
«V
СЧ
Список литературы:
1. Смирнова, А.А. О проекте пожарной реформы в России А. Д. Шереметева / А. А. Смирнова, С. Б. Немченко, С. М. Прокофьева и др. // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safeti. - 2020. - Т. 29. -№ 4. - С. 6-14.
2. Пожарный устав Российской империи: хрестоматия / под общ. ред.
B.С. Артамонова; сост. Э.Н. Чижиков, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова и др. -2-е изд., доп. и испр. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. - 264 с.
3. Малько, А.В. Обзор законодательства Российской империи XVIII -1-й пол. XIX в. в сфере борьбы со стихийными бедствиями / А.В. Малько,
C.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Известия Алтайского государственного университета. - 2017. - № 3 (94). - С. 18-27.
4. Сафронова Ю. Г. К истории становления юридической ответственности в области пожарной безопасности в России / Ю.Г. Сафронова, А. А. Смирнова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2019. - № 1 (42). - С. 29-35.
5. Шиканов, А.А. Ответственность за посягательства на пожарную безопасность : уголовно-правовой и криминологический анализ : дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Шиканов. - Н. Новгород, 2011. - 229 с.
6. Гармышев, Я.В. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил пожарной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук / Я.В. Гармышев. -Иркутск, 2009. - 209 с.
7. Поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. № Пр-741 и Правительства Российской Федерации от 7 мая 2020 г. № ЮБ-П4-4588.
8. Косякова, Н.С. Проблемы уголовной ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности / Н. С. Косякова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2013. - № 4 (21). - С. 62-71.
9. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 36-ФЗ // Российская газета. 2021. 12 марта.
10. Шеншин, В.М. Уголовно-правовое значение вреда, причиненного окружающей среде: противоречивость подходов, пути решения проблемы / В.М. Шеншин // Российский следователь. - 2019. - № 9. - С. 55-58.
233