Научная статья на тему 'Некоторые аспекты уголовной отвественности за нарушение требований пожарной безопасности'

Некоторые аспекты уголовной отвественности за нарушение требований пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3880
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL LIABILITY / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CRIMINAL CODE / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY / ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / VIOLATION OF REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / КОДЕКС ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / THE CODE ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорина Е. А., Борзунова Н. Ю.

Статья посвящена вопросам уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренное ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Представлен уголовно-правовой анализ состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Обращается внимание на то, что действующее уголовное законодательство в рассматриваемой сфере общественных отношений имеет ряд существенных недостатков. Вносятся конкретные авторские предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зорина Е. А., Борзунова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY

Dedicated to questions of criminal liability for violation of requirements of the fire safety, provided by article 219 of the Criminal code of the Russian Federation. The criminal and legal analysis of structure of the crime providing criminal liability for violation of requirements of fire safety is submitted. The attention that the existing criminal legislation in the considered sphere of the public relations has a number of essential shortcomings is paid. Concrete author's suggestions for improvement of the existing criminal legislation are made.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты уголовной отвественности за нарушение требований пожарной безопасности»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е.А. Зорина, кандидат юридических наук; Н.Ю. Борзунова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Статья посвящена вопросам уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренное ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Представлен уголовно-правовой анализ состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Обращается внимание на то, что действующее уголовное законодательство в рассматриваемой сфере общественных отношений имеет ряд существенных недостатков. Вносятся конкретные авторские предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства.

Ключевые слова: уголовная ответственность, Уголовный кодекс Российской Федерации, пожарная безопасность, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, административная ответственность, Кодекс по делам об административных правонарушениях

SOME ASPECTS OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY

E.A. Zorina; N.Yu. Borzunova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Dedicated to questions of criminal liability for violation of requirements of the fire safety, provided by article 219 of the Criminal code of the Russian Federation. The criminal and legal analysis of structure of the crime providing criminal liability for violation of requirements of fire safety is submitted. The attention that the existing criminal legislation in the considered sphere of the public relations has a number of essential shortcomings is paid. Concrete author's suggestions for improvement of the existing criminal legislation are made.

Keywords: criminal liability, the Criminal code, fire safety, requirements of fire safety, violation of requirements of fire safety, administrative responsibility, the Code on cases of administrative offenses

На современном этапе развития научно-технического прогресса вопросы всестороннего, в том числе и правового обеспечения пожарной безопасности в России играют все более значимую роль. Пожары как одно из самых разрушительных явлений

влекут за собой человеческие жертвы, значительный, а иногда и невосполнимый ущерб окружающей природной среде и человеческой цивилизации, материальным и духовным ценностям [1].

Осложнение пожароопасной обстановки в современных условиях связано с развитием научно-технического прогресса, появлением новых технологий, техники и оборудования, широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, повышением риска возникновения аварий и катастроф, сложностью политических и экономических проблем, ростом преступности, социальными конфликтами и противоречиями. Эти и многие другие факторы неизбежно приводят к возрастанию количества пожаров и увеличению социально-экономического ущерба от них.

Необходимо отметить, что основополагающими нормативно-правовыми актами в сфере обеспечения пожарной безопасности являются Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [2], определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» [3], Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [4], устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» [5].

Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и разработанные в их развитие нормативные документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регламентирующие организацию и деятельность органов государственного пожарного надзора, в целом, позволяют реализовать возложенные на МЧС России задачи и функции по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.

Вместе с тем возникающие угрозы обществу от пожаров заставляют постоянно искать новые, более современные и совершенные пути и способы профилактики пожаров и минимизации последствий от них, в том числе и правовые.

Достаточно большое количество пожаров в нашей стране происходит вследствие нарушений требований пожарной безопасности, установленных нормативно-правовыми, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Подобные нарушения приводят не только к возникновению пожара, они могут способствовать его быстрому развитию и наступлению тяжких последствий.

Показательными в этом отношении являются статистические данные, к примеру, наблюдался рост количества пожаров в 2012 г. по сравнению с предыдущим 2011 г. из-за нарушений правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов и печного отопления - на 5,3 %. В ряде округов России в 2012 и 2013 гг. наблюдался рост количества травмированных при пожарах людей (к примеру, в 2012 г. в Дальневосточном федеральном округе возрастание на 0,5 %, в Уральском - на 3,6 %) [6].

Кроме того, за период с января по сентябрь 2013 г. количество пожаров было 110 423, из них произошедших вследствие, например, нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов - 29 369. Для сравнения в 2012 г. за аналогичный период общее количество пожаров составило - 115 713, из них произошедших вследствие нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов - 28 928 [7]. Очевидно, что в целом количество пожаров снизилось, но по некоторым показателям (вследствие нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов) все же возрастает.

Кроме того, следует отметить тенденцию ежегодного незначительного снижения числа возбужденных уголовных дел по ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации

(УК РФ), предусматривающей уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, например, в 2012 г. дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России было рассмотрено в порядке ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [8] 159 123 сообщений о преступлениях. По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях приняты решения о возбуждении 13 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 219 УК РФ, что всего на 13,3 % меньше, чем в 2011 г. (15 уголовных дел) [9]. Следует отметить, что причины такого снижения далеко не всегда кроются в снижении количества нарушений требований пожарной безопасности, а зачастую еще и в существовании определенных трудностей, с которыми сталкиваются дознаватели как в процессе квалификации общественно опасных деяний по рассматриваемой статье УК РФ, так и в процессе доказывания истины по данным категориям уголовных дел, реализации привлечения к уголовной ответственности за рассматриваемые общественно опасные деяния.

Вместе с тем в настоящее время следует констатировать и недостаточное обращение внимания на проблемы эффективного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, проблемы, возникающие в процессе осуществления деятельности по обеспечению пожаробезопасного состояния объектов различного назначения.

Итак, как было указано ранее, в Российской Федерации ч. 1 ст. 219 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Ч. 2 вышеназванной статьи УК РФ предусматривает ответственность за совершение того же деяния, но уже повлекшего по неосторожности смерть человека, ч. 3 рассматриваемого состава преступления устанавливает уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Деяния, предусмотренные ч.ч. 1-3 рассматриваемой статьи, отнесены к категориям небольшой, средней тяжести и тяжким соответственно. Указанная статья УК РФ призвана служить весомым профилактическим фактором, обеспечивающим соблюдение должностными лицами и отдельными гражданами требований пожарной безопасности, снижение количества пожаров и тяжести их последствий.

Нарушение требований пожарной безопасности является преступлением против общественной безопасности и располагается в самостоятельной гл. 24 УК РФ, которая открывает раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» [10].

Преступления против общественной безопасности - это умышленные и неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни общества.

Ст. 219 УК РФ можно условно отнести к группе преступлений гл. 24 УК РФ, посягающих на специальные правила безопасности, под которыми можно понимать комплекс определенных технических, организационных, правовых и иных требований, соблюдение которых позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья человека, его имущества, имущественных интересов юридических лиц, предотвратить причинение вреда окружающей природной среды и т.д.

Основным непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, является пожарная безопасность.

Пожарная безопасность как непосредственный объект указанного преступления - это общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности жизни и здоровья людей, имущественных отношений и окружающей среды от угроз, проистекающих в ходе процесса неконтролируемого горения и связанных с ним химических реакций вне специально предназначенных для этого мест, возникающих в результате совершения

умышленного или неосторожного деяния, запрещенного уголовным законом (нарушения требований пожарной безопасности) [11].

Коряковцев Ю.Н. под пожарной безопасностью предлагает понимать динамически устойчивое состояние, при котором объективно отсутствуют или исключаются причины и условия, способные вызвать неконтролируемое горение, а в случае возникновения последнего прекращается его распространение и причинение ущерба окружающей среде, интересам личности, коллективов, общества и государства свойственными ему поражающими факторами и их вторичными проявлениями [12].

В целом согласно законодательному определению, пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [2].

Следует подчеркнуть, что, не соглашаясь с мнением ряда авторов о том, что указанный состав преступления является многообъектным, считаем, что состав ст. 219 УК РФ является однообъектным. Последствия в виде причинения физического, материального или иного вреда полностью охватываются понятием общественной безопасности и не требуют обоснования существования дополнительного объекта.

Потерпевшим от нарушения требований пожарной безопасности может быть любое лицо, в том числе и сам виновный в нарушении этих правил. В случае если вред причинен только здоровью виновного, уголовная ответственность по ст. 219 УК РФ наступать должна, но наказание для виновного очевидно должно быть мягче. Предметом преступления необходимо считать требования пожарной безопасности, содержащиеся в том или ином нормативном акте.

Учитывая, что диспозиция ч. 1 ст. 219 УК РФ является бланкетной и для квалификации по данному составу обязательно требуется указание на конкретные пункты требований пожарной безопасности, которые были нарушены, следует дать определение самим требованиям пожарной безопасности. Под ними подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом [2].

Объективная сторона ст. 219 УК РФ указывает на материальный состав этого преступления и слагается из трех обязательных признаков: 1) общественно опасного деяния - нарушения одного или нескольких требований пожарной безопасности выражающегося как в действии, так и в бездействии, то есть невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности; 2) общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК РФ), смерти человека (ч. 2 ст. 219 УК РФ), смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ); 3) причинно-следственной связи между нарушением требований пожарной безопасности и указанными выше последствиями. Общественно опасное деяние может осуществляться любым способом и нарушать различные требования пожарной безопасности. Главное, чтобы в результате этих нарушений последовало причинение человеку тяжкого вреда здоровью или смерти. Понятие тяжкого вреда аналогично понятию тяжкого вреда здоровью, закрепленному в ст. 111 УК РФ.

В случае если причиной возникновения пожара явилось нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, при ведении горных, строительных или иных работ либо нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий и т.п., содеянное охватывается специальными составами преступлений (ст.ст. 215-218 УК РФ и др.) и дополнительной квалификации по статье 219 УК РФ не требует.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, выражена виной в форме неосторожности. Лицо предвидит абстрактную возможность того, что в результате нарушений требований пожарной безопасности может наступить тяжкий вред здоровью, смерть человека, но без достаточных на то оснований самонадеянно

рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит наступление этих последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было это предвидеть. Мотивы и цели совершения рассматриваемого преступления на квалификацию не влияют.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2002 г. № 14 п. 3 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» разъяснено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, является лицо, на которое была возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке правила пожарной безопасности (например, руководители предприятий и организаций всех форм собственности и уполномоченные ими лица, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативно-правовых актов и инструкций непосредственно обязаны выполнять соответствующие правила либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ, собственники имущества, в том числе жилища, наниматели, арендаторы и др.) [13]. Следовательно, субъект указанного преступления - специальный.

Санкции во всех трех частях анализируемого состава являются альтернативными. За совершение рассматриваемых общественно опасных деяний предусмотрены в качестве основных видов наказаний штраф, ограничение свободы, принудительные работы, лишение свободы, а также дополнительный вид наказания, такой как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Говоря о правовой защите пожарной безопасности, следует также указать на то, что в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) п.п. 6 и 6.1 ст. 20.4 также предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, не только для граждан и должностных лиц, но и для юридических лиц, а в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека в результате нарушения требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность, исключительно, для юридических лиц [14]. Таким образом, если вследствие нарушения вышеуказанных требований причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, уголовная ответственность не последует. Разграничение же ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, следует, прежде всего, проводить по степени общественной опасности рассматриваемых правонарушений и по субъектам.

Так, говоря о степени общественной опасности рассматриваемых правонарушений, следует обратить внимание на разницу в содержании санкций за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, и санкций, предусмотренных составом преступления, закрепленным в ст. 219 УК РФ: по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц, а по ч. 6.1 этой же статьи - наложение административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление деятельности на определенный в санкции срок. В УК РФ наказание, безусловно, жёстче.

Кроме того, субъектом уголовной ответственности, в отличие от административной, может быть только физическое вменяемое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности (не ниже 16 лет по рассматриваемому состава преступления) и на котором лежала обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.

Возвращаясь к вопросу о санкциях за совершение правонарушений в рассматриваемой сфере общественных отношений, хотелось бы также заострить внимание на зарубежном опыте регламентации юридической ответственности за совершение подобных правонарушений. В целом пожаров, связанных с нарушением требований пожарной

безопасности, за рубежом происходит не меньше, чем в России. Например, в США в среднем каждые 5 дней происходит пожар с тяжкими последствиями из-за нарушения требований пожарной безопасности при производстве огневых работ - сварке, резке, пайке, настиле мягкой кровли на крыше с применением переносных горелок и т.д. Однако наказания за это следуют более суровые и значительно более неотвратимые, чем в нашей стране, даже если обвиняемый не причастен непосредственно к возникновению пожара. Нередко суды приговаривают виновных к пожизненному заключению [15], что явно свидетельствует об очень серьезном внимании, крайне негативном отношении и восприятии как весьма общественно опасного деяния со стороны зарубежного законодателя к подобного рода нарушениям. Возможно, следует воспринять вышерассмотренный зарубежный опыт и в нашем государстве.

Вместе с тем зачастую на практике в России правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений ограничена, а число возбуждаемых уголовных дел согласно приведенной выше статистике и тем более уголовных дел, дошедших до суда, составляет единицы. Одной из причин этого является правовая и техническая неподготовленность дознавателей Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России к работе по данным категориям уголовных дел, не умение оперативно и целенаправленно выявлять и закреплять признаки состава рассматриваемого преступления, устанавливать виновных лиц.

Следует также отметить, что внесенные изменения и дополнения в ст. 219 УК РФ не сняли всех спорных вопросов квалификации нарушений требований пожарной безопасности и не вполне учитывают законодательные изменения, связанные с появлением технического регулирования в области пожарной безопасности. Возникающие на правоприменительном уровне проблемы лишь отчасти решаются в вышеназванном Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем».

Рассмотрим следующий аспект: согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты (продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений.

Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации [4]. Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям Федерального закона Российской Федерации № 123-Ф3 осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Добровольное же подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных вышеназванным законом. Расчет по оценке пожарного риска - это

экспертные работы, в рамках которых разрабатываются рекомендации по снижению опасности возникновения пожаров и смягчению их последствий, основываясь на Федеральном законе Российской Федерации № 123-ФЗ, а также на Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» [16].

Независимая оценка пожарного риска включает сравнение полученных значений состояния объекта защиты с предельно допустимым уровнем риска, установленным ст. ст. 79 и 93 Федерального закона Российской Федерации № 123-ФЗ и подготовку выводов, которые оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска.

Вместе с тем на практике дознаватели сталкиваются с ситуациями возгорания из-за нарушений технического характера на объектах, где федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, и пожарная безопасность считается обеспеченной (если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных вышеназванным законом), что подтверждено соответствующей независимой оценкой пожарного риска. Соответственно, формально имеется состав нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренный ст. 219 УК РФ, но в соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации № 123-ФЗ для объекта защиты произведена независимая оценка пожарного риска и фактическое значение пожарного риска не превышает установленных законом значений (то есть даже при наличии некоторых отклонений от общей нормы). В таком случае по закону пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной. Получается, что пожар произошёл на объекте защиты, пожарная безопасность которого обеспечена, из-за нарушения требований пожарной безопасности (в данном случае речь идёт именно о нарушениях технического характера, так как нарушения режимного характера в нормах Технического регламента не учитываются). При этом имеется лицо, на которое были возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности, и общественно опасные последствия от пожара, указанные в УК РФ, то есть формально есть состав преступления по ст. 219 УК РФ.

Следует подчеркнуть, что в УК РФ данное противоречие на сегодняшний день не нашло логического должного и конкретного отражения. Видится, что правовая коллизия требует разрешения. В этой связи представляется необходимым скорректировать диспозицию ч. 1 ст. 219 УК РФ и установить уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности режимного и (или) технического характера, а в случае наличия положительного заключения независимой оценки пожарного риска, выданного аккредитованной в установленном законом порядке организацией - только режимного характера, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Кроме того, ввиду высокой степени общественной опасности, представляется необходимым и обоснованным ужесточить ответственность за злостное, то есть систематическое неисполнение предписаний государственных надзорных органов по вопросам обеспечения требований пожарной безопасности, если эти деяния создают угрозу жизни и здоровью человека, путем введения в УК РФ соответствующего состава преступления. При этом безусловно в примечании к данному новому составу преступления целесообразно раскрыть, что именно будет пониматься под злостным неисполнением вышеуказанных предписаний. Под таковым, к примеру, можно рассматривать неисполнение трех и более предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор.

Итак, подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что регламентация уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на сегодняшний день требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности ее реализации.

Указанные вопросы всегда являлись и будут являться объектом пристального внимания законодателей, ученых-правоведов, юристов-практиков. Одним из важнейших положений для достижения и сохранения высокого уровня пожарной безопасности, одной из задач, стоящих перед всей системой обеспечения пожарной безопасности, является соблюдение всеми участниками общественных отношений установленных законом требований пожарной безопасности, а дальнейшее совершенствование уголовно-правовых норм в рассматриваемой сфере общественных отношений является неизбежным, а также необходимым условием обеспечения и поддержания общественной безопасности российского общества в целом.

Литература

1. Гуциев В. А. Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. 179 с.

2. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 26 дек. 1994 г. № 35. Ст. 3649 (в ред. от 2 июля 2013 г.).

3. О добровольной пожарной охране: Федер. закон Рос. Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 9 мая 2011 г. № 19. Ст. 2717 (в ред. от 2 июля 2013 г.).

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 28 июля 2008 г. № 30. Ч. 1. Ст. 3579 (в ред. от 2 июля 2013 г.).

5. О противопожарном режиме: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 апр. 2012 г. № 390 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 19. Ст. 2415.

6. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году: Государственный доклад. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 341 с.

7. МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/Stats/Pozhari/2012_god/Svedenija_o_pozharah _i_ih_posledstvijah (дата обращения: 10.02.2014).

8. Уголовно-процессуальный кодекс Рос. Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 24 дек. 2001 г. № 52. Ч. I. Ст. 4921 (в ред. от 28 дек. 2013 г.)

9. Обзор деятельности органов ГПН ФПС за 2012 год по вопросам осуществления дознания по делам о пожарах. МЧС России. URL: www.mchs.gov.ru (дата обращения: 17.01.2014).

10. Уголовный кодекс Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954 (в ред. от 28 дек. 2013 г.).

11. Евдокимов А. А. Нарушение специальных правил безопасности в уголовном праве России: монография. М.: Проспект, 2012. 152 с.

12. Коряковцев Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: Административно-правовое регулирование: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. 254 с.

13. Бюллютень Верховного суда Рос. Федерации. 2002. № 8. (в ред. от 18 окт. 2012 г.).

14. Кодекс об административных правонарушениях Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 7 янв. 2002 г. № 1. Ч. 1. Ст. 1 (в ред. от 3 февр. 2014 г.).

15. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил пожарной безопасности / И.Д. Чешко [и др.]: метод. рекомендации. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2002.

16. Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска: Постановление Правительства Рос. Федерации от 7 апр. 2009 г. № 304 // Собр. законодательства Рос. Федерации от 13 апр. 2009 г. № 15. Ст. 1836 (в ред. от 2 окт. 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.