УДК 343.34
Р.Р. ФАЗЫЛОВ, кандидат юридических наук, заместитель начальника
Управление МВД по РТ, г. Казань
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье на основе существующей нормативной базы, воззрений ученых и данных статистики рассмотрены новеллы ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" и вызываемые ими последствия, а также обоснована авторская трактовка основного непосредственного объекта данного преступления.
Общественная опасность нарушения требований пожарной безопасности является исключительно высокой. Устаревшее оборудование и широкое распространение таких нарушений в России приводят к самым тяжелым последствиям. Ежегодно огромный ущерб причиняется экономике государства, в пожарах гибнет большое количество людей. Причины этого различны и многообразны: недооценка опасности соответствующих деяний, несовершенство законодательства, изношенная техника на предприятиях, коррупция в органах, контролирующих данную сферу деятельности, и т.п. Поэтому вопросы борьбы с нарушениями требований пожарной безопасности все чаще находятся в центре внимания ученых, государственных деятелей, общественности.
Особую актуальность данной проблемы подчеркивают страшные данные статистики последних лет и пожары с огромным количеством жертв. Примером последних может служить пожар, произошедший 5 декабря 2009 г. в ночном клубе "Хромая лошадь" в г. Перми и повлекший смерть 156 человек. Согласно официальным данным МЧС России, в 2009 г. зарегистрировано 187 490 пожаров, в результате которых погибло 13 207 человек и 13 207 травмировано. При этом наибольшее количество пожаров зарегистрировано в жилом секторе, их доля от общего числа пожаров по России составила 72,1%. Доля погибших в пожарах в жилом сек-
торе от общего количества погибших в пожарах по стране составила 91,0%, получивших травмы - 69,8%:. На фоне таких данных обеспечение пожарной безопасности в нашей стране представляется недостаточно эффективным.
С мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Проект данного закона был подготовлен МЧС России и принят в рамках реализации Федерального закона "О техническом регулировании".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и ус-
URL: http://www.mchs.gov.ru/stats/
танавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [1].
В рамках реализации данного технического регламента Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. № 247-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внесены изменения в ст. 219 УК РФ, согласно которым понятие "правила", используемое в данной статье ранее в названии и диспозиции, заменено на понятие "требования" [2]. Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные новеллы представляется необходимым проанализировать.
На наш взгляд, законодатель рассматривает понятие "требование" как более широкое по содержанию по сравнению с термином "правила". Последний, как представляется, вводил в заблуждение правоприменителей, поскольку они отождествляли его с конкретными нормативными актами, носящими название "правила". А именно с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (утверждены приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313), Правилами пожарной безопасности в лесах (утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417), Правилами пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. № 158) и т.п.
Однако нормы пожарной безопасности содержатся и в нормативных актах с иными наименованиями. В частности, в таких документах, как "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (утверждены приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323),
"Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утверждены приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. № 25), приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 30 ноября 2007 г. № 683 "О соблюдении требований пожарной безопасности на территориях административных зданий ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России" и т.п. Эта двусмысленность, ведущая к ошибкам в квалификации, и была устранена указанным федеральным законом. Таким образом, в настоящее время под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации и ее субъектов, обеспечивающих реализацию пожарной безопасности людей, иных объектов живой и неживой природы.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 219 УК РФ, состоит в нарушении требований пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Рассматриваемое преступление налицо в случаях, когда каким-либо образом нарушаются определенные требования пожарной безопасности.
Диспозиция ст. 219 УК РФ является бланкетной, поэтому для установления объективной стороны рассматриваемого преступления необходимо ознакомиться с соответствующими требованиями пожарной безопасности. В настоящее время основные правила безопасности содержатся в "Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности" и Федеральном законе "О пожарной безопасности". В соответствии с п. 3 ст. 1 положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов,
расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации [3]. Следовательно, кроме требований "основных" двух федеральных законов должны соблюдаться и требования других нормативных актов.
При возбуждении, расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел по ст. 219 УК РФ необходимо устанавливать, какое именно требование нормативных документов было нарушено и в чем это нарушение выразилось. В. Даль указывал, что нарушение - это существительное от глагола "нарушить" - "преступать, не соблюдать, поступать в противность чего-либо; расстраивать, разорять, прерывать" [4]. Согласно Большому толковому словарю русского языка, требование - это "правило, условие обязательное для выполнения", а само правило - это "постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь" [5]. Следовательно, использование понятия "требование" в новой редакции ст. 219 УК РФ расширяет возможность применения данной статьи правоприменителем. Единственную озабоченность вызывает огромный массив требований пожарной безопасности.
В настоящее время вопросы, связанные с пожарной безопасностью, регулирует более двух тысяч нормативных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований, которыми сегодня руководствуются свыше 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. При этом данные документы имеют различный юридический статус, часто противоречивы и дублируют друг друга [6].
В аннотации Технического регламента о требованиях пожарной безопасности говорится, что он вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты. Положения Регламента необходимо применять при работе с объектами защиты, в частности, в промышленности, на опасных производствах, при строительстве, а также в помещениях массового скопления народа. В Регламенте раскрыты основные понятия в области пожарной безопасности. Приведены класси-
фикации пожаров, пожарной опасности, веществ и материалов, пожароопасных зон, пожарной техники и т.п. Также определены системы предотвращения, обнаружения и тушения пожаров, защитные системы [7].
Таким образом, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Указание в аннотации о том, что он вводит единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты, не соответствует действительности, так как в данном регламенте не содержатся, например, нормы пожарной безопасности в быту, на транспорте и т.д.
Также хотелось бы отметить, что вступивший в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности объединил лишь часть норм, связанных с вопросами пожарной безопасности, не отменив при этом никаких иных нормативных актов. Следовательно, принятие данного регламента не решило в должной мере проблем правоприменителей по вопросам использования нормативно-правовых документов в данной области, так как им приходится сравнивать имеющиеся нормативные документы с положениями регламента.
В связи с изменениями ст. 219 УК РФ целесообразно исследовать вопрос объекта данного преступления. Впервые в советском уголовном праве ответственность за нарушение правил пожарной безопасности была установлена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1988 г. [8]. В соответствии с данным актом УК РСФСР был дополнен ст. 215.1 "Нарушение правил пожарной безопасности". Данный состав был включен в гл. 10 "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения". Комментируя ст. 215.1 УК РСФСР, М.С. Гринберг отмечал, что объект предусмотренного ею преступления - общественная безопасность [9].
По мнению А.Н. Гуева, объектом деяния, предусмотренного ст. 219 УК, являются установленные государством правила пожарной безопасности, а также общественная безопас-
ность и общественный порядок [10]. Б.В. Яце-ленко полагает, что объектом нарушения правил пожарной безопасности как преступления является "пожарная безопасность" [11]. Данные точки зрения являются спорными. Дело в том, что уголовный закон устанавливает ответственность не за собственно нарушение правил пожарной безопасности, а за вред, причиненный в результате такого нарушения, то есть в данных определениях объект преступления подменяется способом его совершения. Кроме того, по нашему мнению, рассмотренная выше трактовка объекта во многом сливается с определением родового объекта и не отражает специфики общественной опасности исследуемого преступления и направленности умысла виновного.
Т.Ф. Минязева указывает, что основным непосредственным объектом нарушения правил пожарной безопасности "является общественная безопасность, обеспечиваемая соблюдением специальных правил пожарной безопасности" [12].
В связи с этим представляется, что основным непосредственным объектом нарушения требований пожарной безопасности следует считать безопасность людей (населения) от наступления тяжкого вреда их здоровью или смерти вследствие нарушения требований пожарной безопасности. Наличие данного объекта порождает необходимость правильного исполнения своих обязанностей различными лицами в соответствии с требованиями пожарной безопасности с целью предотвращения наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или по неосторожности смерти одного или более лиц.
Дополнительными же объектами этого преступления могут быть блага любых конкретных лиц, такие как жизнь и здоровье людей, собственность, нормальная деятельность государственных, муниципальных и иных органов и организаций, общественный порядок и т.д.
Список литературы
1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 52 (ч. I). - Ст. 5140.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 45. - Ст. 5265.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 30 (ч. I). - Ст. 3579.
4. Даль В. Толковый словарь русского языка. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 406.
5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норит, 2003. - С. 556.
6. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности" // СПС "Гарант".
7. Аннотация к федеральному закону "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности" // СПС "Гарант".
8. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1988. -№ 48. - Ст. 1529.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. Л.Л. Кругликова и Э.С. Тенчова. - Ярославль: Влад, 1994. - С. 584.
10. Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для предпринимателей. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2006.
11. Российское уголовное право. Части Общая и Особенная: учебник / М.П. Журавлев (и др.); под ред. А.И. Рарога. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - С. 499.
12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - С. 543.
В редакцию материал поступил 28.04.10.
Ключевые слова: требования пожарной безопасности, нарушения, уголовная ответственность.