Проблема нарушения требований пожарной безопасности в последнее время приобретает особую актуальность. В современных условиях обеспечение пожарной безопасности признано в качестве одной из важнейших функций нашего государства. В соответствии с Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ пожарная безопасность есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Данный нормативный акт, воплощая в себе правовые, социальные и экономические основы обеспечения пожарной безопасности в России, выступает своеобразной правовой гарантией защиты жизни, здоровья и имущества населения от названного источника повышенной опасности.
Однако несмотря на регламентацию в Федеральном законе комплекса мер, призванных обеспечить пожарную безопасность, как официальные источники, так и средства массовой информации систематически публикуют сведения о случаях неконтролируемого возгорания объектов вследствие нарушения противопожарных правил. Порой несоблюдение противопожарных правил влечет причинение тяжкого вреда здоровью или гибель значительного количества людей. Случившиеся в течение последнего десятилетия пожары в интернатах для престарелых и лиц, имеющих психические расстройства, в молодежных клубах и иных общественных местах, повлекшие многочисленные человеческие жертвы, не могут не подтверждать актуальность исследования проблемы нарушения правил пожарной безопасности.
Яркой иллюстрацией противоправных действий виновных, грубо нарушающих противопожарное законодательство и вызвавших наивысший общественный резонанс, явились трагические события в ночном клубе «Хромая лошадь», унесшие жизни более сотни молодых людей.
Ейским районным судом Краснодарского края 17.02.2009 по ч. 3 ст. 219 УК РФ были осуждены к 3,5 и 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении директор дома-интерната для престарелых и инвалидов и его заместитель по административным вопросам, обвинительный приговор которым был вынесен по факту пожара, произошедшего в марте 2007 г. в доме-интернате, где последние являлись ответственными за противопожарное состояние. Кроме того, они не принимали должных мер к устранению нарушений, выявленных органами государственного пожарного надзора. Вследствие этого были созданы условия для возникновения пожара, унесшего жизни 63 человек. Причиной возгорания согласно заключению эксперта стало воздействие источника открытого пламени или тлеющей сигареты на сгораемые изделия вещной обстановки в очаге пожара [1].
Произошедшие в последнее десятилетие трагедии в молодежном клубе (г. Пермь) и в других местах массового скопления людей повлекли усиление контроля со стороны государственных органов за соблюдением противопожарного законодательства руководителями организаций, что позволило выявить массовые нарушения правил пожарной безопасности. Руководители предприятий и иные уполномоченные лица, заботясь лишь о максимальном извлечении прибыли, далеко не всегда уделяют должное внимание соблюдению требований пожарной безопасности. Нередко в помещении, оснащенном морально устаревшей электрической проводкой, одновременно эксплуатируется не один десяток современных электроприборов, что служит одним из факторов, объективно способствующих совершению данного преступления. Интерьер молодежных клубов и иных заведений для проведения досуга порой сам по себе потенциально повышает риск неконтролируемого возгорания. Однако вопреки плановым проверкам уполномоченных должностных лиц, существенных изменений в перепланировке не происходит, что свидетельствует о признаках вступления должностных лиц и руководителей организаций в преступный сговор.
При осуществлении плановых проверок государственных учреждений и хозяйствующих субъектов должностные лица органов государственного пожарного надзора МЧС России, выявив нарушения правил пожарной безопасности, порой отдают предпочтение коррупционному пути решения данной проблемы. И он нередко сопровождается такими уголовно наказуемыми деяниями, как взяточничество, превышение полномочий, служебный подлог и иные преступления с коррупционной окраской.
Пусть действия лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 219 УК РФ, и не содержат умысла на непосредственное причинение смерти либо вреда здоровью людей, однако нарушение возложенных на них обязательств по соблюдению правил обращения с легковоспламеняющимися объектами,
способствующее их неконтролируемому возгоранию, безусловно, предопределяет повышенную общественную опасность указанного преступления.
Законодательное определение пожара закреплено в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»: «Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства» [2].
По мнению С. А. Никольской, пожар - это «неконтролируемое горение вне специального очага, которое возникло в результате общественно опасного, противоправного, виновного деяния лица и привело к причинению вреда здоровью людей, либо их гибели, уничтожению или повреждению имущества, нанесению вреда экономическим, экологическим или социальным интересам общества и государства, либо создало реальную угрозу причинения таких последствий» [3, с. 8].
По определению Я. В. Гармышева, пожар - «горение вне специального очага, которое возникает в результате общественно опасного и противоправного деяния лица, и приводит к причинению имущественного ущерба, вреда здоровью или гибели людей» [4, с. 9].
Уголовно-правовая охрана отношений пожарной безопасности проведена законодателем на уровне ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. «Нарушение требований пожарной безопасности» [5].
Понятие «пожарная безопасность» определяется на нормативном и научном уровнях. Так, Т. Ф. Минязева определяет пожарную безопасность как общественную безопасность, обеспечиваемую соблюдением специальных правил пожарной безопасности; В. П. Ревин - как отношения, регулирующие безопасность от пожаров. Р. Л. Габдрахманов говорит, что пожарная безопасность -это безопасность в сфере обращения с пожароопасными источниками [3, с. 19].
Представляется, что пожарная безопасность - это часть общественной безопасности; она включает в себя комплекс общественных отношений, позволяющих обеспечить безопасность личности и общества от угрозы пожаров и их последствий. Это состояние жизни общества достигается государством посредством системы органов пожарной охраны и государственного пожарного надзора, которые осуществляют разработку нормативной базы правил противопожарной безопасности, обязательных для исполнения как должностными лицами предприятий и организаций всех форм собственности, так и гражданами.
Отношения пожарной безопасности включают в себя правоотношения по нормативному обеспечению пожаробезопасной жизнедеятельности общества, профилактике и предотвращению пожаров, а также общественные отношения по поводу тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, а также спасения людей и имущества. Именно пожарная безопасность и выступает основным непосредственным объектом состава нарушения правил пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности выступают предметом преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, и обладают следующими признаками:
1) они представляют собой обязательные для исполнения требования пожарной безопасности;
2) они направлены на предотвращение пожаров и возможных в их результате вредных последствий, то есть на обеспечение защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
3) они устанавливаются в базовом Федеральном законе «О пожарной безопасности», в принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов, в частности, стандартах, нормах и отраслевых правилах пожарной безопасности, инструкциях и других документах, направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей и объектов в случае возникновения пожара [6, с. 175].
В настоящее время, когда последствия по составу связаны только с физическим лицом и причинением ему физического вреда, видимо, следует констатировать, что потерпевший по составу -физическое лицо - обязательный признак состава. Диспозиция ст. 219 УК РФ определяет преступное деяние как «нарушение правил пожарной безопасности». Преступное деяние может выражаться как в неисполнении или ненадлежащем исполнении правил пожарной безопасности лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, так и в совершении действий, запрещенных этими правилами.
Правила пожарной безопасности могут быть нарушены как действием (хранение канистр с бензином на балконах жилых домов), так и бездействием (необеспечение рабочих мест
необходимыми средствами пожаротушения). И «если неисполнение правил пожарной безопасности -это, как правило, бездействие, а совершение запрещенных правилами действий, наоборот, - активное действие, то ненадлежащее исполнение правил пожарной безопасности предполагает смешанное бездействие, в котором соединяются элементы действия и бездействия: сделал, но не до конца» [7, с. 25].
На основании изложенного следует сделать вывод, что пожарная безопасность представляет собой часть общественной безопасности, включающую в себя комплекс общественных отношений, обеспечивающих на нормативной основе состояние пожаробезопасной жизнедеятельности общества, своевременное тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества, а также защищенность интересов личности, общества и государства от угроз пожаров.
Литература
1. URL: http://www.sledcom.ru/news/2595.html
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35, ст. 3649.
3. Никольская С. А. Преступления, посягающие на пожарную безопасность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2005.
4. Гармышев Я. В. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил пожарной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
6. Фазылов Р. Р. Актуальные вопросы уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 2.
7. Красавин А. Регламент пожарной безопасности: лучше проще, но лучше // Государственная служба. 2010. № 1.