ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
АКТУАЛЬНОСТЬ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
В.В. Антонченко, кандидат юридических наук.
Дальневосточная пожарно-спасательная академия МЧС России - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Владивосток
Статья посвящена проблеме обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации как важному фактору устойчивого социально-экономического развития государства. Исследуется актуальность криминологических и уголовно-правовых исследований в данной сфере как основы для принятия основополагающего документа стратегического планирования, определяющего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности. Краткий анализ действующего уголовного законодательства в указанной сфере свидетельствует об отсутствии единства и взаимосвязи уголовно-правовых норм, охраняющих безопасность человека, и необходимости его совершенствования.
Ключевые слова: пожары, пожарная безопасность, потери от пожаров, жизнь человека, уголовное право
RELEVANCE OF CRIMINOLOGICAL AND CRIMINAL-LEGAL RESEARCH TO ENSURE FIRE SAFETY IN RUSSIA
V.V. Antonchenko. Far East fire and rescue academy of EMERCOM of Russia - branch of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Vladivostok
The article deals with fire safety of the Russian Federation as an important factor for sustainable socio-economic development of the state. We investigate the relevance of criminological and criminal-legal research in this field as a basis for the founding document of strategic planning, defining public policy in the field of fire safety. A brief analysis of the existing criminal legislation in this area indicates a lack of unity and the relationship of criminal law, protecting human security and the need to improve it.
Keywords: fires, fire safety, loss from fires, human life, criminal law
Противоправные деяния, посягающие на пожарную безопасность, и, как следствие, пожары во все времена были и остаются одной из наиболее актуальных проблем человечества. Как свидетельствует история и статистика, ни национально-территориальные особенности обществ и государств, ни разность в общественно-политическом укладе и смена общественных формаций, ни совершенствование техники и технологий сами по себе не в состоянии исключить или кардинально преуменьшить опасность трагической гибели людей и утраты имущества в огне. Цифры человеческих жертв в результате пожаров сопоставимы с общими потерями от преступности всех иных видов, а материальный ущерб
от пожаров в тысячи раз превосходит причиненный всеми иными преступлениями имущественный вред. Обеспечение должного уровня пожарной безопасности и минимизация потерь от пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. В сфере обеспечения пожарной безопасности в России существуют устойчивые позитивные тенденции, связанные с ежегодным уменьшением количества пожаров, погибших в них людей и уничтоженного огнем имущества. Несмотря на это, ежегодно в России в среднем в пожарах гибнет в 10-12 раз больше людей, чем в таких развитых странах Европы как Великобритания, Германия, Франция (в показателях на 100 000 жителей). Благодаря созданной на территории Российской Федерации эффективной системе мониторинга и регистрации пожаров, анализа их причин, информация о состоянии преступности в сфере нарушения требований пожарной безопасности в целом является достоверной. Официальная статистика в основном отражает реальное состояние проблемы с пожарами в России, латентность поджогов и нарушений требований пожарной безопасности, приведших к пожару, невелика и составляет не более 5 %. Состояние пожаробезопасности в России обладает региональными специфическими особенностями, имеющими корреляционную взаимосвязь с показателями плотности населения, характера застройки населенных пунктов, природно-ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей. Указанные факторы подлежат обязательному учету при организации мер пожарной профилактики и противопожарной защиты.
Общественная опасность деяний, связанных с преступным нарушением требований пожарной безопасности, крайне велика. Несмотря на ежегодное уменьшение количества пожаров в России и погибающих в них людей, наблюдающееся с 2003 г., их общее число вызывает тревогу у общества. Так, с 2003 по 2014 гг. в России зарегистрирован 3 187 151 пожар. По официальным данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) за эти годы по причине пожара в России погибло 176 652 человека, прямой материальный ущерб от пожаров составил 127,9 млрд руб., огнем уничтожены сотни тысяч строений (табл. 1). В России нет региона, где бы в пожарах не гибли люди и имущество.
Таблица 1. Статистика потерь от пожаров в России в период с 2003 по 2014 гг.
Год Количество пожаров Погибло (чел.) Пострадало (чел.) Мат. ущерб (млрд руб.)
2003 239286 20049 14058 4,2
2004 231486 19078 13673 5,8
2005 226952 18926 13183 6,8
2006 218570 17763 13379 7,9
2007 211163 16521 13646 8,5
2008 200386 15749 12800 12
2009 187 490 14529 13 207 11
2010 179098 12983 13067 14,6
2011 168528 12028 12457 17,3
2012 162975 11635 11962 14,4
2013 153208 10560 11101 13,7
2014 (янв.-сент.) 109009 6831 8001 11,7
Итого за 2003-2014 гг. 3187151 176652 150534 127,9
Только за 9 месяцев 2014 г. в Российской Федерации произошло 109 009 пожаров, прямой материальный ущерб от которых составил 11 661 354 руб. При этих пожарах погибло 6 831 и травмировано 8 001 человек, уничтожено 31 854 строения (65 883 строения повреждено), 16 морских и речных судов (198 судов повреждено), 3 воздушных судна (2 воздушных судна повреждено), 6 126 единиц автотракторной техники (16 674 единицы техники повреждено), 10 железнодорожных подвижных составов (107 повреждены) [1].
В подавляющем большинстве, в 97 % случаев, причинами пожаров являются неосторожные либо умышленные действия человека. Пожары могут возникать и по естественным причинам: удар молнии, извержение вулкана или падение метеорита. Однако доля таких естественных пожаров крайне невелика. Так, в 2013-2014 гг. причиной пожара в 7,53 % от общего количества пожаров случаях стали поджоги и взрывы, в 89,9 % случаях - преступная неосторожность в том или ином виде. И лишь 0,026 % пожаров произошли вследствие природных либо неустановленных причин.
Следует отметить, что по своим последствиям неосторожные действия, связанные с нарушением требований пожарной безопасности (особенно в сфере использования некоторых видов техники, атомной энергии и т. д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные.
Основными причинами пожаров в России являются нарушения требований пожарной безопасности (от 85 до 90 % всех пожаров) и поджоги (5-7 %). Несмотря на то, что роль природных, не зависящих от деятельности человека, причин невелика, они способны усиливать или ослаблять вероятность возникновения и опасность пожара, а также тяжесть его последствий. Большинство нарушений требований пожарной безопасности детерминировано нигилизмом по отношению к установленным правовым нормам и регламентам, устанавливающим правила пожаробезопасного поведения во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Поскольку то или иное пренебрежение указанными нормами является противоправным деянием, то, как и в случае умышленного поджога, специально-криминологические меры, заключающиеся в устранении или нейтрализации криминогенных факторов как основных причин пожаров, являются важнейшим элементом политики государства в области обеспечения пожарной безопасности.
Анализ научных работ по проблематике пожарной безопасности свидетельствует, что научное осмысление проблем обеспечения правовыми средствами эффективных мер профилактики пожаров привлекает к себе внимание исследователей. Однако при этом акцент делается на отдельные вопросы правового регулирования противопожарной профилактики и пожарной охраны, уголовной и административной ответственности за посягательства, связанные с пожарами и поджогами. При этом существует настоятельная необходимость комплексного исследования криминологических и уголовно-правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности, детерминации неосторожной преступности в сфере нарушения правил пожарной безопасности, механизма преступного посягательства на уничтожение имущества путем поджога, прогноза показателей пожароопасности и т. д. Особенно актуальными являются вопросы уголовно-правовой защиты пожарной безопасности, обеспечения целостности уголовного закона в вопросах охраны человека и его безопасности, приведения его норм в системное соответствие между собой и с иными законодательными актами.
Пожарная безопасность является составной частью общественной безопасности и представляет собой урегулированное нормами права состояние, исключающее причинение вреда от пожаров интересам личности, общества и государства или угрозы такого причинения. Пожар, в силу своего определения, причиняет вред непосредственно после возникновения очага пожара.
Основой государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности является профилактическая деятельность, то есть выявление и устранение причин и условий, порождающих преступления.
Кроме того, в систему специально-криминологических противопожарных мер входит, прежде всего, деятельность соответствующих государственных органов и общественных организаций по борьбе с указанными общественно-опасными деяниями:
а) издание законодательных актов, составляющих правовую основу этой борьбы (прежде всего в сфере уголовного, уголовно-процессуального, административного права);
б) раскрытие и расследование совершаемых поджогов и нарушений требований пожарной безопасности, изобличение виновных и применение к ним предусмотренных законом мер наказания;
в) осуществление исправительного процесса в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений в указанной сфере.
Комплекс общественных отношений, обеспечивающих на нормативной основе своевременное тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества от уже возникшего пожара, а также расследование его причин и привлечение к ответственности виновных лиц находится за пределами указанного состояния и характеризует не пожаробезопасность жизнедеятельности общества, а его способность должным образом реагировать на последствия нарушений требований пожарной безопасности, минимизировать и (или) возмещать причиняемый пожаром вред.
Для обеспечения в Российской Федерации реальной и устойчивой пожарной безопасности независимо от региональных особенностей и природных условий, минимизации потерь от пожаров необходимо принятие на законодательном уровне основополагающего документа стратегического планирования, определяющего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Таким документом может стать Концепция пожарной безопасности Российской Федерации. Указанная Концепция, определяя цели, задачи и принципы в сфере пожарной безопасности государства, а также приоритетные задачи в правовой, финансовой, организационной, информационной, технической и технологической области борьбы с пожарами, в обеспечении служб экстренного реагирования позволит добиться кардинального снижения показателей риска пожаров и вывести обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации на качественно новый уровень.
Основным объектом преступного посягательства, предусмотренного ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), выступают общественные отношения по обеспечению пожарной безопасности как составной части безопасности личности, общества и государства. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в соответствии с ч. 1 данной статьи наступает только в случае причинения тяжкого вреда здоровью. Гибель же человека или нескольких человек является в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 219 квалифицирующим признаком, дифференцирующим уголовную ответственность и отягчающим наказание [2].
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [3], действующий уголовный закон предусматривает гораздо более строгое наказание не в случае, например, случайной гибели человека, а в случае нарушения требований пожарной безопасности, даже не отягощенном такими последствиями. Определяя в ст. 219 УК РФ, что основным объектом уголовно-правовой защиты являются правила пожарной безопасности, а жизнь человека -это лишь квалифицирующий признак, влекущий за собой назначение более строгого наказания, данная норма противоречит и конституционному установлению, и корреспондирующей ему норме ч. 1 ст. 7 УК РФ о том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Указанное обстоятельство является основным и неустранимым недостатком конструкции ст. 219 УК РФ.
Сравнительный анализ санкций ст.ст. 109, 118, 219 УК РФ говорит о разбалансировке норм и отсутствии системности в определении вида и размера наказания (табл. 2).
Таблица 2. Сравнительная характеристика максимальных санкций ст.ст. 118, 109, 219 УК РФ
Последствия преступления, предусмотренные санкцией УК РФ Ст.ст. 118, 109 УК РФ Ст. 219 УК РФ
Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности Ч. 1 ст.118 арест на срок до шести месяцев Ч. 1 лишение свободы на срок до трех лет
... вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей Ч. 2 ст.118 лишение свободы на срок до одного года
Причинение смерти по неосторожности Ч. 1 ст.109 лишение свободы на срок до двух лет Ч. 2 лишение свободы на срок до пяти лет
... вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей Ч. 2 ст.109 лишение свободы на срок до трех лет
Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам Ч. 3 ст.109 лишение свободы на срок до четырех лет Ч. 3 лишение свободы на срок до семи лет
Так, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ) наказуемо арестом на срок до шести месяцев (фактически, в связи с неприменением ареста, максимально наказание по ч. 1 ст. 118 УК РФ - ограничение свободы на срок до трех лет, то есть наказание, не связанное с изоляцией осужденного от общества). Те же последствия, но причиненные нарушением требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК РФ), влекут за собой наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.
Причинение смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до двух лет. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 219 УК РФ), наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 2 ст. 109 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ), наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Представляется, что законодатель, определяя санкции в ст.ст. 109, 118 УК РФ, не учел социальную ценность и значимость объекта преступного посягательства - жизнь и здоровье человека. Однако исследование данной проблемы выходит за рамки настоящей статьи. Сравнительная же характеристика санкций ст.ст. 109, 118, 219 УК РФ иллюстрирует отсутствие целостного единства и взаимосвязи уголовно-правовых норм, охраняющих безопасность человека.
Кроме того, уровень общественной опасности квалифицированных составов априори должен быть неизмеримо выше по сравнению с той, которая выражена признаками основного состава. Однако уголовно-правовые последствия преступления, предусмотренные ч. ч. 2, 3 в сравнении с ч. 1 ст. 219 УК РФ, несмотря на несколько увеличенную тяжесть предусмотренного наказания, не адекватны причиненному вреду.
Кроме того, конструкция правовой нормы указанной статьи исходит из того, что преступление совершается по неосторожности исключительно специальным субъектом, на котором лежит обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Такая обязанность может быть возложена на лицо лишь в силу исполнения лицом своих
профессиональных обязанностей: должностных, служебных либо сходных с ними специальных обязанностей. На это косвенно указывает и упоминание в санкциях всех трех частей рассматриваемой статьи вида наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Представляется, что в случае неправомерного возложения на лицо обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, оно не будет нести ответственность по данной статье. При этом ответственность за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью либо смерти (в том числе и неограниченному количеству людей) по неосторожности уже предусмотрена действующим уголовным законом в ст.ст. 118, 109 УК РФ. Указанные нормы содержат также и квалифицированный состав преступления - «вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Такое дублирование уголовно-правовых норм усложняет уголовный закон и не представляется оправданным.
Распространенность и большая общественная опасность пожаров обусловливают настоятельную необходимость применения эффективных мер в сфере обеспечения и выполнения требования пожарной безопасности. Учитывая, что к возникновению и развитию пожаров в подавляющем большинстве случаев приводят поджоги и преступные нарушения правил пожарной безопасности, особую актуальность приобретают криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям в указанной сфере. УК РФ является единственным источником права, обеспечивающим уголовно-правовую защиту человеку, его законным правам и общественной безопасности в целом. Несоответствие уровня защиты охраняемым ценностям, разбалансировка его норм недопустимы. Представляется, что современные проблемы обеспечения пожарной безопасности криминологическими и уголовно-правовыми средствами являются крайне актуальными и нуждаются в серьезных и основательных научных исследованиях, которые позволят решить наиболее острые практические проблемы правоприменения в обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации.
Литература
1. МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/stats/Pozhariu (дата обращения: 20.11.2014).
2. Уголовный кодекс Рос. Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954.
3. Конституция Рос. Федерации (принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.