Научная статья на тему 'Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте'

Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартынов Л. М.

Число публикаций об управлении знаниями и об «экономике знаний» непрерывно растет. Однако по данной проблеме пока отсутствует единое теоретическое обобщение по соответствующим социально-экономическим и организационно-управленческим аспектам, хотя уже и имеются для менеджеров некоторые методические рекомендации. В них знания рассматриваются как ресурс и как актив, как капитал и как потенциал. Причем, за рубежом и в нашей стране при исследовании указанной проблемы используются подходы, так называемой, информационной парадигмы, но уже признается: «Экономика, основанная на знаниях, это экономика, в которой создание, распространение и использование знаний есть основной фактор экономического роста»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте»

неслабое звено

об управлении знаниями в инфоком-менеджменте

_Число публикаций об управлении знаниями и об «экономике знаний»

_непрерывно растет. Однако по данной проблеме пока отсутствует

единое теоретическое обобщение по соответствующим социально-экономическим и организационно-управленческим аспектам,

_хотя уже и имеются для менеджеров некоторые методические

_рекомендации. В них знания рассматриваются как ресурс и как

_актив, как капитал и как потенциал. Причем, за рубежом и в нашей

стране при исследовании указанной проблемы используются подходы,

_так называемой, информационной парадигмы, но уже признается:

«Экономика, основанная на знаниях, - это экономика,

_в которой создание, распространение и использование знаний

_есть основной фактор экономического роста» [1].

Определенный вклад в обоснование некоторых положений управления знаниями (как «знаниевого менеджмента») сделан российскими авторами в целом ряде книг [2-7], в статьях данного журнала, в других публикациях, и имеется несколько переведенных на русский язык книг иностранных авторов. Анализ всех этих и других зарубежных работ позволяет сделать ряд заключений (кратко и фрагментарно изложенных здесь из-за ограниченных размеров настоящей статьи) и придти к предположениям, сформулированным в виде гипотез, позволяющих несколько иначе подойти к исследованию вопросов менеджмента знаниями в условиях современной среды.

1. Реализация такого вида менеджмента возможна только в условиях адекватной среды [2]. Это - не только и не столько среда поиска, накопления, систематизации, распространения, распределения («трансфера»), использования существующих и создания новых знаний, сколько среда контактов, отношений, взаимопонимания и

Мартынов Л.М.

докт. экон. наук, канд. техн. наук, профессор кафедры «Менеджмент» МГТУ им. НЭ. Баумана

взаимодействия сотрудников, менеджеров и исполнителей, то есть среда коммуникаций - внутрифрменных и с партнерами во внешней среде. Принято считать, что во-первых, в коммуникациях:

• реализуются адекватные системы «говорения-слушания» (вербальные и невербальные) и «чтения-письма»,

• происходят процессы приемо-передачи и восприятия информации, обмена информацией, которая, затем, интерпретируется в знания-,

во-вторых, вне коммуникаций:

• информация как бы не существует для человека, присутствуя потенциально до ее восприятия человеком,

• даже в ходе коммуникации одна и та же информация может быть ценной для одного коммуниканта и не нести ничего нового и ценного для другого,

• человек не познает мир и себя в нем, он не развивается и не ценится как личность с социально-значимыми характеристиками и качествами, не реализуются его индивидуальные и социальные способности и т.п.

Таким образом, коммуникация - это «бытие», способствующее формированию знания. По известному выражению Келли К., «коммуникация - и есть экономика». А Друкер П. отмечал коммуникативный характер экономико-управленческой деятельности. 2. Согласно другому известному изречению, «экономика эффективна, если эффективно управление данной экономикой», и поэтому на первое место встает проблема учета когнитивной сущности менеджмента. Именно познавательная, а, значит, и антиципаци-онная (основанная на предчувствии, предвидении, предугадывании, предсказании, прогнозировании) [3] сущность процессов взаимодействий экономических агентов в рассматриваемой нами информационно-коммуникационной, или кратко инфокомной среде (ИКС) лежит в основе идеи, теоретико-методологических и концептуально-мето-

информация как бы не существует для человека, присутствуя потенциально до ее восприятия человеком

'X

_даже в ходе

коммуникации одна и та же информация может быть

ценной для одного коммуниканта и не нести ничего нового и ценного для другого

дических основ инфоком-менеджмента. [4]. Поэтому в некоторых его принципах, в частности, учитываются:

• когнитивные аспекты (независимо от масштаба соответствующей ИКС),

• важная роль управления знаниями в организации, функционирующей в условиях ИКС,

• приоритетная роль ресурса «знание» среди других нематериальных ресурсов,

• то что, теперь естественная для людей «среда личных контактов для общения» дополняется современным инфраструктур-но-сетевым «инфокомным артефактом», ставшим «виртуальным бытием», основанным на использовании телесвязей в опосредованных коммуникациях,

• то, что среда - виртуальная, но дела в ней - реальные, так как умственная интеллек-

ьно-креативная деятельность успешно осуществляется в ней при обмене идеями, мнениями, гипотезами, концепциями, при ючении контрактов с применением электронной цифровой подписи, при осуществлении платежей, расчетов, и других различных трансакций в ходе интеракций (см. личный сайт автора - www.infocommanager. narod.ru).

3. Сейчас человечество на пути к созданию «глобального информационного общества» все больше развивает инфраструктуру на базе широкого использования информационно-компьютерно-телекоммуникационных с соответствующим программным обеспечением систем, сетей, средств и технологий (ИКСТ). Используя их, люди могут добиваться в хо-де опосредованных коммуникаций не менее плодотворных результатов, чем при непосредственном личном общении. Для менеджмента в условиях ИКС возможна реализация режимов: телетруда, телеработы, телеобучения, теледействия, телесодействия, телевзаимодействия, телевоздействия, телеуправления, телепартнерства, телесотрудничества. В рассматриваемых условиях приоритетным ресурсом являются именно зна-

ния, а их носители, по П. Друкеру - главным капиталом, который надо приумножать. Вот почему так широко до настоящего времени используемый ресурс «информация» уступает свое приоритетное значение ресурсу «знание» (который, в свою очередь, уже начинает, как показано и в наших работах, уступать свое современное первенство ресурсу «мудрость»...).

4. Для человека (на входе человеческой системы) есть только факты, данные, сигналы, сообщения, воздействующие на «человеческие датчики» - органы чувств и как бы включающие «процессор осмысления» по их систематизации, обработке и сопоставлению с существующими знаниями. Этот процесс осмысления сведений о ситуации, связанной с внешним окружением, есть «всего лишь» информационный механизм выявления индивидуумом этих сведений. Коммуникационные, в частности, его аспекты изучаются, как известно, семиотикой с учетом синтаксических, семантических и прагматических «фильтров восприятия» [5]. При таком когнитивном подходе никакой информации, как самостоятельного ресурса экономики, нет, так как в ходе восприятия при сопоставлении систематизированных данных с имеющимися знаниями человек приобретает новые знания, если на выходе этих фильтров отбирается ценное для этого конкретного человека «приращение» новых знаний. Информационный механизм здесь играет роль своеобразного посредника между входными данными и существующими знаниями для формирования новых знаний. Этот механизм дает «статичную картину» для данной ситуации», но решения человек всегда принимает на основе своих знаний, оценивая даже будущее в его «динамике», прогнозируя возможные последствия реализации принятых решений. Лишь благодаря знаниям менеджеры способны заглянуть в будущее, заниматься предвидением, прогнозированием, целеполаганием, планированием...

среда -виртуальная, но дела в ней -реальные,

так как умственная

интеллектуально-

креативная

деятельность

успешно

осуществляется

в ней при обмене

идеями, мнениями,

гипотезами

_лишь благодаря

знаниям менеджеры способны заглянуть в будущее, заниматься предвидением, прогнозированием, целеполаганием, _планированием...

5. Использование новейших ИКСТ позволяет увеличить гибкость, быстроту и качество жизнедеятельности людей, организаций, их коллективов, менеджеров, исполнителей, существенно дополняя материальную экономику новыми возможностями виртуальной среды с циркулирующими в ней интеллектуальными (нематериальными) ресурсами, с реализацией потенциала интеллектуально-креативных способностей. Для каждого из нас эти возможности остаются лишь потенциальными до тех пор пока мы не входим в рассматриваемую виртуальную инфокомную среду: (в диалоговом режиме с персональным компьютером или в режиме опосредованной коммуникации с другим пользователем такой среды). При этом в самих информа-ционно-компьютерно-телекоммуникацион-ных системах информация не циркулирует. В них задействованы лишь компьютерные данные и переносимые электромагнитными волнами по телекоммуникационным сетям, системам, средствам, каналам, трактам и т.д. сигналы.

Окончание следует

Литература

1.Гапоненко А.Л. Контуры наукоемкой экономики. - Экономист, 2005, № 10, с. 56-66.

2.Гапоненко А.Л. Управление знаниями. - М.: ИПКгосслужбы, 2001.

3. Мартынов Л.М. Система управления знаниями для инновационного развития предприятий в современных условиях инфокомной среды. - ИНФОКОМ-Труды МАС, 2005, №3, с. 32-40 и № 4, с. 41-48.

4. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003.

5. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.