неслабое звено
об управлении знаниями в инфоком-менеджменте
_Число публикаций об управлении знаниями и об «экономике знаний»
_непрерывно растет. Однако по данной проблеме пока отсутствует
единое теоретическое обобщение по соответствующим социально-экономическим и организационно-управленческим аспектам,
_хотя уже и имеются для менеджеров некоторые методические
_рекомендации. В них знания рассматриваются как ресурс и как
_актив, как капитал и как потенциал. Причем, за рубежом и в нашей
стране при исследовании указанной проблемы используются подходы,
_так называемой, информационной парадигмы, но уже признается:
«Экономика, основанная на знаниях, - это экономика,
_в которой создание, распространение и использование знаний
_есть основной фактор экономического роста» [1].
Определенный вклад в обоснование некоторых положений управления знаниями (как «знаниевого менеджмента») сделан российскими авторами в целом ряде книг [2-7], в статьях данного журнала, в других публикациях, и имеется несколько переведенных на русский язык книг иностранных авторов. Анализ всех этих и других зарубежных работ позволяет сделать ряд заключений (кратко и фрагментарно изложенных здесь из-за ограниченных размеров настоящей статьи) и придти к предположениям, сформулированным в виде гипотез, позволяющих несколько иначе подойти к исследованию вопросов менеджмента знаниями в условиях современной среды.
1. Реализация такого вида менеджмента возможна только в условиях адекватной среды [2]. Это - не только и не столько среда поиска, накопления, систематизации, распространения, распределения («трансфера»), использования существующих и создания новых знаний, сколько среда контактов, отношений, взаимопонимания и
Мартынов Л.М.
докт. экон. наук, канд. техн. наук, профессор кафедры «Менеджмент» МГТУ им. НЭ. Баумана
взаимодействия сотрудников, менеджеров и исполнителей, то есть среда коммуникаций - внутрифрменных и с партнерами во внешней среде. Принято считать, что во-первых, в коммуникациях:
• реализуются адекватные системы «говорения-слушания» (вербальные и невербальные) и «чтения-письма»,
• происходят процессы приемо-передачи и восприятия информации, обмена информацией, которая, затем, интерпретируется в знания-,
во-вторых, вне коммуникаций:
• информация как бы не существует для человека, присутствуя потенциально до ее восприятия человеком,
• даже в ходе коммуникации одна и та же информация может быть ценной для одного коммуниканта и не нести ничего нового и ценного для другого,
• человек не познает мир и себя в нем, он не развивается и не ценится как личность с социально-значимыми характеристиками и качествами, не реализуются его индивидуальные и социальные способности и т.п.
Таким образом, коммуникация - это «бытие», способствующее формированию знания. По известному выражению Келли К., «коммуникация - и есть экономика». А Друкер П. отмечал коммуникативный характер экономико-управленческой деятельности. 2. Согласно другому известному изречению, «экономика эффективна, если эффективно управление данной экономикой», и поэтому на первое место встает проблема учета когнитивной сущности менеджмента. Именно познавательная, а, значит, и антиципаци-онная (основанная на предчувствии, предвидении, предугадывании, предсказании, прогнозировании) [3] сущность процессов взаимодействий экономических агентов в рассматриваемой нами информационно-коммуникационной, или кратко инфокомной среде (ИКС) лежит в основе идеи, теоретико-методологических и концептуально-мето-
информация как бы не существует для человека, присутствуя потенциально до ее восприятия человеком
'X
_даже в ходе
коммуникации одна и та же информация может быть
ценной для одного коммуниканта и не нести ничего нового и ценного для другого
дических основ инфоком-менеджмента. [4]. Поэтому в некоторых его принципах, в частности, учитываются:
• когнитивные аспекты (независимо от масштаба соответствующей ИКС),
• важная роль управления знаниями в организации, функционирующей в условиях ИКС,
• приоритетная роль ресурса «знание» среди других нематериальных ресурсов,
• то что, теперь естественная для людей «среда личных контактов для общения» дополняется современным инфраструктур-но-сетевым «инфокомным артефактом», ставшим «виртуальным бытием», основанным на использовании телесвязей в опосредованных коммуникациях,
• то, что среда - виртуальная, но дела в ней - реальные, так как умственная интеллек-
ьно-креативная деятельность успешно осуществляется в ней при обмене идеями, мнениями, гипотезами, концепциями, при ючении контрактов с применением электронной цифровой подписи, при осуществлении платежей, расчетов, и других различных трансакций в ходе интеракций (см. личный сайт автора - www.infocommanager. narod.ru).
3. Сейчас человечество на пути к созданию «глобального информационного общества» все больше развивает инфраструктуру на базе широкого использования информационно-компьютерно-телекоммуникационных с соответствующим программным обеспечением систем, сетей, средств и технологий (ИКСТ). Используя их, люди могут добиваться в хо-де опосредованных коммуникаций не менее плодотворных результатов, чем при непосредственном личном общении. Для менеджмента в условиях ИКС возможна реализация режимов: телетруда, телеработы, телеобучения, теледействия, телесодействия, телевзаимодействия, телевоздействия, телеуправления, телепартнерства, телесотрудничества. В рассматриваемых условиях приоритетным ресурсом являются именно зна-
ния, а их носители, по П. Друкеру - главным капиталом, который надо приумножать. Вот почему так широко до настоящего времени используемый ресурс «информация» уступает свое приоритетное значение ресурсу «знание» (который, в свою очередь, уже начинает, как показано и в наших работах, уступать свое современное первенство ресурсу «мудрость»...).
4. Для человека (на входе человеческой системы) есть только факты, данные, сигналы, сообщения, воздействующие на «человеческие датчики» - органы чувств и как бы включающие «процессор осмысления» по их систематизации, обработке и сопоставлению с существующими знаниями. Этот процесс осмысления сведений о ситуации, связанной с внешним окружением, есть «всего лишь» информационный механизм выявления индивидуумом этих сведений. Коммуникационные, в частности, его аспекты изучаются, как известно, семиотикой с учетом синтаксических, семантических и прагматических «фильтров восприятия» [5]. При таком когнитивном подходе никакой информации, как самостоятельного ресурса экономики, нет, так как в ходе восприятия при сопоставлении систематизированных данных с имеющимися знаниями человек приобретает новые знания, если на выходе этих фильтров отбирается ценное для этого конкретного человека «приращение» новых знаний. Информационный механизм здесь играет роль своеобразного посредника между входными данными и существующими знаниями для формирования новых знаний. Этот механизм дает «статичную картину» для данной ситуации», но решения человек всегда принимает на основе своих знаний, оценивая даже будущее в его «динамике», прогнозируя возможные последствия реализации принятых решений. Лишь благодаря знаниям менеджеры способны заглянуть в будущее, заниматься предвидением, прогнозированием, целеполаганием, планированием...
среда -виртуальная, но дела в ней -реальные,
так как умственная
интеллектуально-
креативная
деятельность
успешно
осуществляется
в ней при обмене
идеями, мнениями,
гипотезами
_лишь благодаря
знаниям менеджеры способны заглянуть в будущее, заниматься предвидением, прогнозированием, целеполаганием, _планированием...
5. Использование новейших ИКСТ позволяет увеличить гибкость, быстроту и качество жизнедеятельности людей, организаций, их коллективов, менеджеров, исполнителей, существенно дополняя материальную экономику новыми возможностями виртуальной среды с циркулирующими в ней интеллектуальными (нематериальными) ресурсами, с реализацией потенциала интеллектуально-креативных способностей. Для каждого из нас эти возможности остаются лишь потенциальными до тех пор пока мы не входим в рассматриваемую виртуальную инфокомную среду: (в диалоговом режиме с персональным компьютером или в режиме опосредованной коммуникации с другим пользователем такой среды). При этом в самих информа-ционно-компьютерно-телекоммуникацион-ных системах информация не циркулирует. В них задействованы лишь компьютерные данные и переносимые электромагнитными волнами по телекоммуникационным сетям, системам, средствам, каналам, трактам и т.д. сигналы.
Окончание следует
Литература
1.Гапоненко А.Л. Контуры наукоемкой экономики. - Экономист, 2005, № 10, с. 56-66.
2.Гапоненко А.Л. Управление знаниями. - М.: ИПКгосслужбы, 2001.
3. Мартынов Л.М. Система управления знаниями для инновационного развития предприятий в современных условиях инфокомной среды. - ИНФОКОМ-Труды МАС, 2005, №3, с. 32-40 и № 4, с. 41-48.
4. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003.
5. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.