Научная статья на тему 'Об управлении развитием социальной инфраструктуры (на примере Тюменской области)'

Об управлении развитием социальной инфраструктуры (на примере Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
813
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
социальная инфраструктура / благоустройство жилья / учреждения культуры / здравоохранение / сфера образования / доступность услуг / social infrastructure / improvement of accommodation / cultural organizations / health care services / educational sphere / services availability

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махмудова М. М.

Целью исследования является определение ресурса роста эффективности функционирования учреждений социальной инфраструктуры Тюменской области. Методы и методология: ретроспективный анализ основных показателей состояния социальной инфраструктуры Тюменской области; метод экспертных оценок; метод сопоставления данных; графический метод; метод группировки данных. Результаты и область применения: В статье представлен анализ статистических данных за период с 2010– 2013 гг. о состоянии социальной инфраструктуры региона. В частности, автор описывает динамику обеспеченности населения области жильем, медицинскими услугами; исследуется доступность образования, услуг культурно-досуговых учреждений для жителей области. В статье также рассмотрена динамика развития структуры сфер общественного питания и торговли. На основании проведенного анализа, автор сформулировал выводы о современном состоянии институтов социальной инфраструктуры Тюменской области. Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования результатов представленного исследования для обоснования перспективных направлений развития социальной инфраструктуры в Тюменской области и в обосновании основных методов и инструментов формирования региональной политики по обеспечению доступности населения необходимыми социально-духовными и материальнобытовыми услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MANAGEMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT (AS AN EXAMPLE OF TYUMEN REGION)

Purpose. To determine the resource of effi ciency growth of functioning of social infrastructure institutions of Tyumen region. Methods and methodology. Retrospective analysis of basic indices of the social infrastructure conditions of Tyumen region; expert evaluation method; data comparison method; graphical method; method of data grouping. Results and the sphere of application. In the article, the author introduced a statistical data analysis for 2010– 2013 on the conditions of social regional structure. In particular, the author describes dynamics of providing population with accommodations, medical treatment: the author researches education services availability, services of cultural-leisure organizations for the residents of the region. In the article, the author considers dynamics of developing structures of public catering and trade spheres. Based on the conducted analysis the author made conclusions on the modern state of social infrastructure state of Tyumen region. Theoretical and practical importance of the research is in ability to use the results of the given research for substantiation of promising directions of social infrastructure development in Tyumen region and substantiation of the main methods and instruments of formation of regional policy on provision of social-spiritual and material-domestic services for people living in that area.

Текст научной работы на тему «Об управлении развитием социальной инфраструктуры (на примере Тюменской области)»

© Махмудова М.М., 2015

ВОПРОСЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ОБ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Махмудова М.М.

кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет (Россия), 625000, Россия,

г. Тюмень, ул. Володарского, д.38, к.504, mushkam@inbox.ru

УДК 316.334.3

ББК 66.3(2Рос-4Тюм),41

Целью исследования является определение ресурса роста эффективности функционирования учреждений социальной инфраструктуры Тюменской области.

Методы и методология: ретроспективный анализ основных показателей состояния социальной инфраструктуры Тюменской области; метод экспертных оценок; метод сопоставления данных; графический метод; метод группировки данных.

Результаты и область применения: В статье представлен анализ статистических данных за период с 20102013 гг. о состоянии социальной инфраструктуры региона. В частности, автор описывает динамику обеспеченности населения области жильем, медицинскими услугами; исследуется доступность образования, услуг культурно-досуговых учреждений для жителей области. В статье также рассмотрена динамика развития структуры сфер общественного питания и торговли.

На основании проведенного анализа, автор сформулировал выводы о современном состоянии институтов социальной инфраструктуры Тюменской области.

Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования результатов представленного исследования для обоснования перспективных направлений развития социальной инфраструктуры в Тюменской области и в обосновании основных методов и инструментов формирования региональной политики по обеспечению доступности населения необходимыми социально-духовными и материальнобытовыми услугами.

Ключевые слова: социальная инфраструктура; благоустройство жилья; учреждения культуры; здравоохранение; сфера образования; доступность услуг.

ON MANAGEMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT (AS AN EXAMPLE OF TYUMEN REGION)

Makhmudova M.M.

Candidate of Science (Pedagogics), Assistant Professor, Tyumen state oil and gas university (Russia), r.504, 38 Volodarskogo str.,

Tyumen, Russia, 625000, mushkam@inbox.ru

Purpose. To determine the resource of efficiency growth of functioning of social infrastructure institutions of Tyumen region.

Methods and methodology. Retrospective analysis of basic indices of the social infrastructure conditions of Tyumen region; expert evaluation method; data comparison method; graphical method; method of data grouping.

Results and the sphere of application. In the article, the author introduced a statistical data analysis for 20102013 on the conditions of social regional structure. In particular, the author describes dynamics of providing population with accommodations, medical treatment: the author researches education services availability, services of cultural-leisure organizations for the residents of the region. In the article, the author considers dynamics of developing structures of public catering and trade spheres.

Based on the conducted analysis the author made conclusions on the modern state of social infrastructure state of Tyumen region.

66

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Махмудова М.М.

Theoretical and practical importance of the research is in ability to use the results of the given research for substantiation of promising directions of social infrastructure development in Tyumen region and substantiation of the main methods and instruments of formation of regional policy on provision of social-spiritual and material-domestic services for people living in that area. .

Key words: social infrastructure, improvement of accommodation, cultural organizations, health care services, educational sphere, services availability.

Услуги отраслей социальной инфраструктуры способствуют повышению благосостояния народа и созданию возможностей членам общества использовать конституционные права на жилье, охрану здоровья, образование, отдых и др. Социальная инфраструктура, оказывая непосредственное воздействие на условия жизни людей, повышение благосостояния, уровня образования, культуры, является одним из активнейших средств формирования социальной однородности нашего общества.

Управляя развитием социальной инфраструктуры, можно оказать существенное воздействие на рост экономической эффективности общественного производства по следующим направлениям: во-первых, за счет рационального использования капитальных вложений, направляемых в это подразделение народного хозяйства посредством повышения эффективности его размещения и функционирования; во-вторых, благодаря повышению производительности труда во всех отраслях народного хозяйства в связи с увеличением степени обеспеченности населения услугами и объектами, созданием благоприятных условий жизни, вследствие чего будет решена проблема обеспечения предприятий кадрами, повышения продолжительности их трудоспособности, формирования активной жизненной позиции людей [1, с. 38].

Ускоренное развитие социальной инфраструктуры в последние годы позволяет полнее удовлетворять потребности населения в социально-духовных и материально-бытовых услугах. Вместе с тем социальная инфраструктура играет важную роль в достижении высоких показателей в сфере материального производства. Поэтому в настоящее время большое значение приобретают комплексное изучение социальноэкономической сущности инфраструктуры, процессов и явлений, происходящих в ней, разработка обобщающих показателей социальной инфраструктуры, необходимых для экономико-статистического анализа и планирования ее развития [2, с. 18].

В любом регионе перед социальной, инфраструктурой стоит задача создать условия для удовлетворения многогранных потребностей и всестороннего развития личности [3, с. 54]. Это выдвигает требование обеспечения комплексного развития всех без исключения звеньев обслуживания.

В Тюменской области в настоящее время развитию социальной инфраструктуры уделяется значительное внимание. Поскольку, социальная инфраструктура, территориально сопутствуя населению, играет, наряду с другими факторами размещения, важную роль в пространственной организации общественного производства и развитии регионального хозяйства.

Одной из ключевых отраслей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения и являющейся индикатором уровня развития социальной инфраструктуры, является жилой фонд и его строительство. Обеспеченность населения жильем в Тюменской области характеризуется положительной динамикой (см. рис. 1.). В среднем на одного жителя Тюменской области приходится сегодня 21,5 м2 жилого помещения.

Причем обеспеченность населения жильем в регионе одинакова как в сельской местности, так и в городах области. Тенденция роста обеспеченности тюменцев квадратными мерами обусловлена масштабным

в сельской в городах и поселках

местности городского типа

общая площадь жилых помещений,

' приходящаяся в среднем на одного жителя

Рис. 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Тюменской области, м2 [4]

67

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Махмудова М.М.

100

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

■ число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия

■ число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на конец года

Рис. 2. Динамика числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получивших жилье, тыс. ед. [4]

строительством жилых домов и целых кварталов в области. Так, в 2013г. число квартир в регионе увеличилось на 3% по сравнению с 2012г. и составило 1371 тыс. ед. Особой популярностью пользуются однокомнатные квартиры, строительство которых превысило в 2013г. уровень прошлого 2012г. на 5%. Однако, более 7% семей Тюменской области сегодня все еще нуждаются в жилье (см. рис. 2).

Хотя в регионе отмечено сокращение числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, более, чем на 4 тыс. единиц, доля семей, получивших жилье или улучшивших жилищные условия, составляет лишь 9% от числа зарегистрированных в качестве нуждающихся в жилье.

В целом, по области 86% домохозяйств проживают в отдельных квартирах, оборудованных необходимыми коммуникациями (см. рис. 3).

Немаловажным элементом социальной инфраструктуры являются образовательные учреждения различных типов, обеспечивающие содержание и воспитание граждан, развитие личности, включая ее социализацию, а также духовное, нравственное развитие. Кроме того, институты системы профессионального образования формируют трудовой потенциал общества, осуществляют воспроизводство квалифицированной рабочей силы, востребованной на региональном рынке труда. Сфера образования в Тюменской области развивается интенсивно с учетом современных

методов и технологий. В последние годы увеличилось многообразие видов образовательных учреждений и услуг, расширяется возможность выбора необходимой литературы, возник и развивается негосударственный сектор, введена многоуровневая система высшего образования [5, с. 355]. На территории Тюменской области в образовательной сети функционирует: 11 государственных и 3 негосударственных высших учебных заведений; 47 учреждений среднего профессионального образования; 43 учреждения начального профессионального образования; 1034 учреждений общего образования и 868 учреждений дошкольного образования (см. рис. 4).

В настоящее время в регионе наметилась устойчивая тенденция сокращения числа школ, гимназий и лицеев, обусловленная снижением контингента обучающихся. Сегодня в общеобразовательных учреждениях области обучаются 410,5 тыс. чел., что лишь на 2% превышает уровень 2012 г.

Реструктуризация дошкольной образовательной сети также привела к сокращению количества детских садов в области. Однако численность детей, посещающих дошкольные учреждения в 2013г. увеличилась по сравнению с 2012 г. на 8% и составила 213,3 тыс. чел. Сократилась и Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях до 109 чел. по сравнению с предшествующим 2012г., когда 111 чел. приходилось на 100 мест.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на сокращение числа учреждений сферы

телефоном

газом (сетевым, сжиженным)

ваннами

(душем)

горячим

водоснабжением

центральным

отоплением

водоотведением

(канализацией)

центральным

водопроводом

73,3 1

/ 39,9 |

90,7 “ 1

/— 68,8 1

71,8 1

86,5 1

/— 93,1 1

Рис. 3. Распределение домашних хозяйств по благоустройству занимаемого жилого помещения, % от общего числа домохозяйств [4]

68

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Махмудова М.М.

образования, функционирующие на региональном рынке образовательных услуг учреждения полностью охватывают детей дошкольного, школьного возраста и молодым тюменцам также представлен широкий спектр услуг высшего, среднего и начального профессионального образования.

Еще одним существенным элементом социальной инфраструктуры является система здравоохранения, основная задача которого заключается в поддержании здоровья граждан, повышении доступности для населения всех видов медицинской помощи, организация наиболее удобного сервиса для посетителей учреждений здравоохранения [6, с. 77]. На сегодняшний день в Тюменской области функционирует 139 больничных организаций различного типа и 327 поликлиник (см. рис. 5).

Как видно из представленной информации, в последние годы в регионе наблюдается сокращение числа учреждений здравоохранения. Вместе с тем возросла обеспеченность населения медицинским персоналом, больничными койками, мощность амбулаторнополиклинических учреждений и их посещаемость. Медико-социальная помощь рассматривается как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и поддержки населения [7].

В Тюменской области сегодня продолжается реализация федеральных и областных целевых программ охраны и укрепления здоровья населения. Активно реализуются мероприятия по сохранению и развитию

государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Важным элементом социальной инфраструктуры является также сфера культуры, выступающая одним из ключевых факторов духовного развития личности. От уровня культуры как каждого отдельно взятого человека, так и общества в целом, существенно зависит успешное осуществление социальных проектов и реформ, внедрение инновационных проектов в экономике, соответственно - повышение качества жизни населения. Разветвленная по всей территории Тюменской области сеть учреждений культуры на сегодняшний день представлена 1191 объектами. Библиотечное обслуживание населения в Тюменской области осуществляют 814 открытых библиотек (см. рис. 6). Сегодня обслуживание читателей региона развивается стабильно, о чем свидетельствуют показатели книговыдачи, зарегистрированных пользователей, посещаемости библиотек.

Музейное направление отрасли представлено 60 музеями, которые информируют население о проводимых мероприятиях, выставках посредством размещения материалов в средствах массовой информации и на собственных сайтах [7]. Кроме того, в регионе растут количественные показатели деятельности театров и филармонии. Стабильно растет и число посещений учреждений профессионального искусства.

Значимым элементом социальной инфраструктуры является также и спортивная отрасль, деятельность которой способствуют укреплению и сохранению здоровья

1200

дошкольные

образовательные

учреждения

общеобразовательные

учреждения

образовательные учреждения начального профессионального образования

образовательные учреждения среднего профессионального образования

образовательные учреждения высшего профессионального образования

Рис. 4. Динамика числа образовательных учреждений Тюменской области, ед. [4]

69

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Махмудова М.М.

■ число больничных организаций, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П7^ число

АЯ амбулаторно-поликлинических организаций, ед.

rvi численность врачей

АА на 10 000 населения, тыс. чел.

■ численность среднего медицинского персонала на 10 000 населения, тыс. чел.

Рис. 5. Динамика показателей деятельности организаций здравоохранения Тюменской области [4]

населения. В Тюменской области сегодня активно проводится политика популяризации массового и профессионального спорта, а также приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Так, в области функционируют 6586 спортивных сооружений, в том числе стадионы, спортивные площадки, бассейны и пр. (см. рис. 7.).

В области традиционно развиты зимние виды спорта, а также конный спорт (действует Федерация конного спорта Тюменской области), парашютный, авиамодельный спорт.

Удовлетворение основных потребностей общества осуществляется благодаря функционированию предприятий и организаций отраслей торговли

70

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Махмудова М.М.

стадионы с трибунами 1 25

крытые с искусственным льдом 1 28

спортивные площадки и поля 2531 |

спортивные залы 2383 |

плавательные бассейны Я 207

объекты для стрелковых видов я 170

У

Рис. 7. Количество спортивных сооружений в Тюменской области, ед. [4]

12000

9000

6000

3000

т

г~

1Г>

%

%

2013 г.

М организации общественного питания организации розничной торговли ZZ3 организации оптовой торговли

Рис. 8. Динамика числа организаций торговли и общественного питания, ед. [4]

и общественного питания, являющихся структурообразующим элементом социальной инфраструктуры региона. Развитие потребительского рынка Тюменской области отражено в динамике числа организаций торговли и общественного питания (см. рис. 8.).

Расширение сферы торговли и услуг питания в определенной степени завит от товарного производства и одновременно стало важным фактором его роста. Увеличение уровня доходов тюменцев в современных условиях, проявляющееся в формировании вкусов и потребительских предпочтений, повышении спроса на региональном потребительском рынке, обусловил развитие ресторанного бизнеса в регионе, как в сельской местности, так и в городах области.

В последние годы одним из эффективных и доступных инструментов построения бизнеса в сфере потребительского рынка является франчайзинг, который способствует развитию малого и среднего предпринимательства.

Немаловажным показателем уровня развития социальной инфраструктуры региона является сегодня и доступность интернет-ресурсов для населения. На территории области сегодня действуют более 50 пунктов коллективного бесплатного доступа к сети Интернет. В результате партнерства с основными интернет-провайдерами в регионе разработаны специальные тарифные планы, по которым тюменцы могут получить услуги доступа к сети Интернет по сниженным ценам. В результате проводимой политики в области по доступности интернет-ресурса 65% самых бедных слоев населения имеют возможности пользоваться

этими услугами. Причем, эта доступность интернеттехнологий ежегодно увеличивается для всех жителей региона [8, с. 169].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе в Тюменской области эффективно функционирует развитая социальная инфраструктура. Деятельность основных институтов социальной инфраструктуры региона демонстрирует высокую обеспеченность населения необходимыми социально-духовными и материально-бытовыми услугами, совершенствование распределения благ и услуг, повышение комфортности и качества обслуживания населения области.

Литература:

1. Социальная инфраструктура региона / под ред. Дрица В.И. Минск: Наука и техника, 1992. 199с.

2. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1993. 206с.

3. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры / Под ред. Моженко В.П. и др.. М.: Наука, 1990. 266с.

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [электронный ресурс]. URL: tumstat.gks.ru (дата обращения 21.12.2014)

5. Королева А.М. Состояние рынка высшего профессионального образования Тюменской области // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 354-357.

6. Хайруллина Н.Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших

71

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Махмудова М.М.

учебных заведений. Экономика. Социология. Право. 2014. № 3. С. 74-80.

7. Органы государственной власти Тюменской области [электронный ресурс]. URL: www.admtyumen.ru (дата обращения 21.12.2014)

8. Махмудова М.М., Королева А.М. Современные тенденции формирования информационного общества в Тюменской области. // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ: Материалы международной научно-практической конференции. Тюмень: Тюм-ГНГУ. 2014. С. 167-174.

9. Кривова Д.А. Противоречия развития социальной инфраструктуры в малом городе среднего Урала // Вопросы управления. 2012. № 2 (19). С. 213-218.

10. Беликова Н.В. Государственная поддержка реформирования социальной инфраструктуры регионов страны // Вопросы управления. 2012. № 1 (1). С. 401-405.

References:

1. Social infrastructure of the region / Edited by Drits V.I. Minsk: Nauka I tekhnika, 1992. 199 p.

2. Toshchenko Zh.T. Social infrastructure: essence and ways of development. M.: Misl, 1993. 206p.

3. Regional problems of social infrastructure development / Edited by Mozhenko V.P. and others. M.: Nauka, 1990. 266p.

4. Territorial body of the Federal service of public statistics in Tyumen region [e-resource]. URL: tumstat.gks.ru (date of reference 21.12.2014)

5. Korolyova A.M. Situation on the market of high professional education of Tyumen region // Ekonomika I pred-prinimatelstvo. 2014. № 11-3. P. 354-357.

6. Khairullina N.G. Social aspects of steady development of Tyumen region // Izvestiya visshikh uchebnikh zavedeniy. Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. 2014. № 3. P. 74-80.

7. State power bodies of Tyumen region [e-resource]. URL: www.admtyumen.ru (date of reference 21.12.2014)

8. Makhmudova M.M., Korolyova A.M. Modern trends of development of an informative society in Tyumen region. // Problems of formation of the single environment of economic and social development of CIS countries: Materials of an international scientific-practical conference. Tyumen: TyumGNGU. 2014. P. 167-174.

9. Krivova D.A. Contradictions of the development of social infrastructure in a small town of the middle Urals // Voprosy upravleniya. 2012. № 2 (19). P. 213-218.

10. Belikova N.V. State support in reforming social structure of various regions of the country. // Voprosy upravleniya. 2012. № 1 (1). P. 401-405.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.