Научная статья на тему 'Потребительские расходы населения Тюменской области: анализ современных тенденций'

Потребительские расходы населения Тюменской области: анализ современных тенденций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ / СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / СБЕРЕЖЕНИЯ / ИНДЕКСАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ / INCOME / CONSUMPTION EXPENDITURE / STRUCTURE OF CONSUMPTION / SAVINGS / INDEXATION / CONSUMER MARKET OF THE TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Павел Сергеевич

В статье представлен анализ текущего состояния баланса денежных доходов и расходов населения Тюменской области. Описаны современные тенденции в динамике и структуре потребительских расходов жителей региона. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма выявления региональных особенностей трансформации потребительского спроса на региональном рынке Тюменской области в условиях экономического кризиса с целью разработки и внедрения эффективных мер социальной поддержки особо нуждающихся слоев населения. Актуальность темы состоит в усилении роли социальной политики всех уровней власти в условиях снижения жизненного уровня россиян и падения реальных доходов трудоспособного населения под влиянием современных инфляционных процессов в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer expenses of the Tyumen region population: analysis of current trends

The paper analyses the current state of income and expenditure balance of the Tyumen region population. The author describes the current trends in the dynamics and the structure of consumer expenses of the region residents. Scientific novelty of the research consists in development of an algorithm identifying regional peculiarities of consumer demand change in the regional market of the Tyumen region in the context of the economic crisis, with the aim to develop and implement effective measures of social support of the indigent. The author believes that it is urgent to strengthen the role of social policy at all government levels in the context of declining living standards of Russians and falling of real incomes of the working population under the influence of modern inflationary processes in the national economy.

Текст научной работы на тему «Потребительские расходы населения Тюменской области: анализ современных тенденций»

УДК 330.567.227(571.12) Медведев Павел Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент Тюменского индустриального университета

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Medvedev Pavel Sergeevich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Tyumen Industrial University

CONSUMER EXPENSES OF THE TYUMEN REGION POPULATION: ANALYSIS OF CURRENT TRENDS

Аннотация:

В статье представлен анализ текущего состояния баланса денежных доходов и расходов населения Тюменской области. Описаны современные тенденции в динамике и структуре потребительских расходов жителей региона. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма выявления региональных особенностей трансформации потребительского спроса на региональном рынке Тюменской области в условиях экономического кризиса с целью разработки и внедрения эффективных мер социальной поддержки особо нуждающихся слоев населения. Актуальность темы состоит в усилении роли социальной политики всех уровней власти в условиях снижения жизненного уровня россиян и падения реальных доходов трудоспособного населения под влиянием современных инфляционных процессов в национальной экономике.

Ключевые слова:

доходы, потребительские расходы, структура потребления, сбережения, индексация, потребительский рынок Тюменской области.

Summary:

The paper analyses the current state of income and expenditure balance of the Tyumen region population. The author describes the current trends in the dynamics and the structure of consumer expenses of the region residents. Scientific novelty of the research consists in development of an algorithm identifying regional peculiarities of consumer demand change in the regional market of the Tyumen region in the context of the economic crisis, with the aim to develop and implement effective measures of social support of the indigent. The author believes that it is urgent to strengthen the role of social policy at all government levels in the context of declining living standards of Russians and falling of real incomes of the working population under the influence of modern inflationary processes in the national economy.

Keywords:

income, consumption expenditure, structure of consumption, savings, indexation, consumer market of the Tyumen region.

Динамика и структура потребления населением материальных благ и услуг являются ключевыми характеристиками уровня жизни населения. Показатели потребления на региональном уровне отражают сбалансированность доходов и расходов населения, уровень платежеспособного спроса на товары и услуги и степень его удовлетворения. Кроме того, анализ потребительского поведения позволяет выявить степень дифференциации потребления в зависимости от уровня материальной обеспеченности различных слоев населения с целью последующей разработки адекватной социальной политики региональных органов власти, обеспечивающей поддержку особо нуждающихся слоев населения [1, с. 216].

Потребление населения, его структура и динамика зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Факторами субъективного характера являются потребительские предпочтения, определяющие выбор потребителя в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке; рациональное поведение человека, стремящегося максимизировать совокупную полезность потребляемых товаров и услуг; а также доходы потребителя, выступающие лимитирующим фактором его предпочтений и желаний.

Кроме индивидуальных факторов на поведение потребителя влияют объективные детерминанты, предопределяющие его выбор. Так, например, рыночные цены вынуждают потребителя осуществлять выбор между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Уровень жизни населения Тюменской области в докризисный период (в 2013 г.) отличался высокими показателями стабильности и объемов потребления [2, с. 345]. Однако неблагоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках, от конъюнктуры которых зависит экспортоориенти-рованная экономика региона, а также инфляционные процессы в российской экономике негативно отразились на размерах денежных доходов населения экономически благополучной Тюменской области. Так, проводимая правительствами государства и региона политика индексации доходов предопределяла положительную динамику среднедушевых доходов тюменцев за анализируемый период: ежегодный прирост составлял порядка 6-7 % от уровня предшествующего периода (см. рис. 1).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000

5000 0

2013 г. 2014 г. 2015 г.

■ среднедушевые денежные доходы ■ располагаемые ресурсы на одного члена домохозяйства

Рисунок 1 - Динамика среднедушевых доходов и располагаемых ресурсов населения

Тюменской области, р. в месяц [3]

В то же время величина располагаемых ресурсов в 2014 г. сократилась относительно уровня предыдущего 2013 г. на 5 %, что объясняется ухудшением макроэкономической ситуации на фоне девальвации валюты, эконмических санкций и обострения внешнеторговых отношений. Прирост суммы располагаемых ресурсов в 2015 г. опережал темп роста денежных доходов тю-менцев и составил 10,3 % относительно предшествующего 2014 г., что свидетельствует о наметившейся стабилизации региональной экономики.

Наблюдаемое увеличение суммы средств, которыми располагали тюменцы в 2015 г., не привело к соответствующему росту их потребительских расходов. В 2015 г. на одного жителя Тюменского региона приходилось в среднем 17 768,9 р., направленных на приобретение товаров и услуг, что на 5 % меньше величины потребительских расходов предшествующего 2014 г. (см. рис. 2). Кризисный период 2014 г. ознаменовался существенным увеличением расходов на потребительском рынке населения (на 11,7 % относительно предыдущего 2013 г.), предпочитающего в условиях девальвации национальной валюты и инфляционных ожиданий вкладывать денежные средства в товары длительного пользования. Данная динамика была характерна для всего российского потребительского рынка.

^^потребительские расходы, руб./мес. темп роста, % к прошлому периоду

Рисунок 2 - Динамика потребительских расходов населения Тюменской области [4]

Падение покупательной способности денежных доходов населения и неопределенность экономической ситуации обусловили трансформацию структуры потребительских расходов жителей Тюменской области. Так, в 2015 г. в структуре расходов населения увеличилась доля расходов на продукты питания в связи с инфляционным ростом цен на продовольственном рынке региона (см. рис. 3). У тюменцев меньше средств оставалось на покупки непродовольственных товаров, что сократило долю средств, направленных на приобретение товаров длительного пользования, определяющих качество жизни населения.

41116,5

2015 г.

2014 г.

2013 г.

37,7

42,2

44,7

■ прочие расходы

® расходы на оплату услуг

■ расходы на непродовольственные товары

к расходы на питание

0,2 3

декабрь 2014 г. декабрь 2015 г. ^^ январь 2016 г. -7,2 ^^ февраль 2016 г.

0 10 20 30 40 50

Рисунок 3 - Структура потребительских расходов населения Тюменской области, %

На сегодняшний день в Тюменском регионе наметилась относительная стабилизация динамики потребительского спроса. Прирост располагаемых ресурсов населения области направляется на удовлетворение первичных потребностей населения, неспособного в современных условиях сберегать и тем более инвестировать средства. Так, в январе текущего 2016 г. зафиксировано значительное снижение доли прироста сбережений тюменцев в банках области (см. рис. 4).

8 6 4 2 0 -2 -4 -6 -8

Рисунок 4 - Динамика доли прироста (+), отлива (-) сбережений населения

Тюменской области, % [5]

Таким образом, можно сделать вывод о негативном влиянии экономического кризиса на уровень и качество жизни населения нефтедобывающего региона, экономика которого зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и курса национальной валюты. Инфляционные процессы нивелируют прирост располагаемых ресурсов населения, предпочитающего в условиях экономического кризиса текущее потребление накоплениям и сбережениям.

Однако благодаря эффективным и своевременным мерам поддержки уровня жизни населения, реализуемым правительством региона, можно констатировать относительную стабилизацию показателей потребления в области. В сложных экономических условиях руководство области осуществляет регулярный мониторинг изменения цен на потребительском рынке; кроме того, в регионе введена практика установления предельного размера торговых надбавок. В Тюменской области функционирует трехстороннее соглашение между правительством, работодателями и профсоюзными организациями, направленное на защиту экономических интересов трудящихся граждан. Данное соглашение предусматривает своевременное выявление угроз негативных изменений в уровне занятости населения, динамике заработной платы, а также развитии предпринимательского сообщества, формирующего значительную долю величины спроса на региональном рынке труда.

Ссылки:

1. Махмудова М.М. Потребительское поведение населения Тюменской области: анализ современных тенденций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (2). С. 216-219.

2. Медведев П.С. Современные тенденции динамики денежных доходов и расходов населения нефтедобывающего региона в условиях экономической нестабильности (на примере Ханты-Мансийского автономного округа) // Там же. № 9 (2). С. 344-347.

3. Тюменская область в цифрах (2010-2014) [Электронный ресурс] : краткий статистический сборник. 11Р1_: Ьйр:/Лит-stat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources/67923980485f0d3b949ad4f7eaa5adf2/25145.pdf (дата обращения: 19.05.2016).

4. Там же.

5. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.