Об управлении логистическими процессами в системе материально-технического обеспечения коллективных сил оперативного реагирования
Полковник B.C. ПЛОТНИК кандидат педагогических наук
Майор С.В. СТУЛОВ, кандидат экономических наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Проанализированы научные основы управления логистическими процессами в системе материально-технического обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования, рассмотрена методика, позволяющая сформировать оптимальный состав логистической системы на основе собственных и привлекаемых ресурсов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Логистический процесс, материально-техническое обеспечение, оптимизация, Организация Договора о коллективной безопасности.
The paper analyzes scientific grounds for managing logistic processes within the system of logistical support of the Collective Rapid Reaction Forces, and examines the methodology that helps form an optimum makeup of the logistical system on the basis of own and enlisted resources.
KEYWORDS
Logistics, logistical support, optimization, Collective Security Treaty Organization.
В ПОСЛЕДНИЕ десятилетия в мире наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли экономических факторов в международных отношениях при обеспечении национальной безопасности. Внешняя политика между государствами формируется в большей степени с учетом не только их военной, сколько экономической мощи — состояния национального хозяйства, размеров валового внутреннего продукта (ВВП) страны, ее экономического и военно-экономического потенциала.
В современных условиях для обеспечения целостности и национальной безопасности России первостепенное значение приобретает проблема укрепления ее военно-экономического потенциала (ВЭП).
Сегодня перспективы военно-экономического развития России во многом связаны с ее участием в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — региональной международной организации,
ОБ УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МТО КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
целями деятельности которой являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств — ее членов. Приоритет в достижении этих целей они отдают политическим средствам. Преобразование ОДКБ в такую международную региональную организацию было вызвано необходимостью ее адаптации к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым угрозам и вызовам XXI века.
Главной задачей ОДКБ по сей день остается координация и углубление военно-политического взаимодействия, становления многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечить на коллективной основе национальную безопасность государств — участников ОДКБ, а также осуществление необходимой помощи, включая военную, жертвам агрессии. Эффективное функционирование силовой компоненты ОДКБ возможно только в случае рациональной организации логистических процессов (процессов материального обеспечения) войск (сил).
В настоящее время экспертным сообществом ведется активный поиск оптимальных способов материально-технического обеспечения действий силового компонента Сил коллективной безопасности ОДКБ, в том числе и контингентов Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Одним из перспективных вопросов совершенствования и развития способов материального обеспечения контингентов КСОР ОДКБ является исследование основ управления логистическими процессами для решения данных задач с учетом свойственной им специфики. Несмотря на важность рассматриваемой предметной области,
в настоящее время исследованию теоретических и практических основ эффективности материально-технического обеспечения КСОР на основе оптимизации логистических процессов уделяется недостаточно внимания, а полученные ранее результаты требуют уточнения и развития применительно к новой обстановке.
Очевидно, что оптимизация логистических процессов материально-технического обеспечения КСОР ОДКБ имеет как теоретическое, так и практическое значение. Проведено значительное число исследований, посвященных проблеме использования имеющихся ресурсов для повышения эффективности деятельности логистической системы (системы материально-технического обеспечения) ВС РФ в целом. Отметим, что гибкий подход к формированию системы материально-технического обеспечения военной организации получил достаточно широкое распространение. Это фактически представляет собой адаптацию к специфике системы материального обеспечения военной организации модели метафирмы — хозяйствующей структуры, включающей как собственные внутренние подразделения, так и привлекающей на более или менее постоянной основе внешних партнеров1. Одним из направлений формирования такой гибкой системы материального обеспечения является, в частности, сотрудничество службы материального обеспечения военной организации с гражданскими логистическими операторами. Предлагается активно использовать предприятия местной экономической базы, которые предварительно необходимо оценивать с точки зрения удовлетворения интересов военным заказчикам.
В результате проведения оценки объектов экономического потенциала региона в соответствии
В.С. ПЛОТНИК, С.В. СТУЛОВ
с предложениями ряда авторов целесообразно разделять их на три категории — А, В и С2. Признаком отнесения объекта к определенной категории является значение обобщенного показателя Р/, характеризующего степень соответствия группы
типовых объектов экономического потенциала региона потребностям военной организации. Числовые интервалы значения Р/, необходимые для категорирования объектов, были определены методом экспертных оценок (табл.).
Таблица
Категорирование объектов экономического потенциала региона в интересах военной организации
Категория Числовые интервалы значения Pi Характеристика объекта экономического потенциала региона
А 0,75—1,00 Обладает достаточным потенциалом для удовлетворения потребностей военной организации государства в области организации материального обеспечения. Привлечение объекта для обслуживания военных потребителей целесообразно
В 0,55—0,75 В целом позволяет обеспечить выполнение задач по вещевому обеспечению военных потребителей. Отмечается дефицит производственных мощностей, целенаправленная работа по развитию объекта экономического потенциала не ведется. Привлечение объекта для обслуживания военных потребителей ограниченно целесообразно
С 0,01—0,55 Низкий уровень соответствия производственных мощностей объекта экономического потенциала региона запросам военных потребителей по размеру, составу и техническим характеристикам. Привлечение объекта для обслуживания военных потребителей целесообразно в рамках разовых заказов при невозможности выполнить задачу своими силами или силами более квалифицированного оператора
В зависимости от преобладания в регионе объектов соответствующей категории должностные лица государственного и военного управления делают выводы о возможности использования местной экономической базы для решения задач материального обеспечения военных потребителей. Кроме того, может определяться порядок (очередность) ее использования, который напрямую будет зависеть от категории того или иного объекта (группы объектов). Так, при наличии в регионе достаточного количества объектов категории А
взаимодействие государственного заказчика по вопросам обеспечения военных потребителей продукцией, работами или услугами будет организовано в первую очередь с муниципальными образованиями, на территории которых находятся данные предприятия. Однако, как мы полагаем, такое не всегда возможно, поскольку конкретное место дислокации воинского контингента может отличаться от места нахождения наиболее пригодных для организации материального обеспечения гражданских операторов, вследствие чего
ОБ УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ МТО КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
В зависимости от
преобладания в регионе объектов соответствующей категории должностные лица государственного и военного управления делают выводы о возможности использования местной экономической базы для решения задач материального обеспечения военных потребителей.
сотрудничество с ними может стать экономически нецелесообразным и придется использовать другие организации, которые не в полной мере соответствуют перечисленным выше критериям, но имеют более удобное расположение.
Приведенный анализ свидетельствует, что большая часть методик применяются на практике, однако им присущи определенные недостатки. Так, например, в них не учитываются риски, связанные с привлечением гражданских операторов для обслуживания потребностей военных потребителей, обусловленные, в частности, принадлежностью объекта экономического потенциала региона иностранным собственникам (в случае с организацией логисти-
ческого обеспечения КСОР ОДКБ гарантировать полную надежность поставщика будет весьма сложно). При этом следует признать, что в рамках исследований, проведенных A.B. Топоровым3, данный вопрос был частично затронут и разработана методика оценки экономической устойчивости хозяйствующих субъектов региона, действующих в интересах материального обеспечения войск (сил) военного округа. На основе агрегированной оценки хозяйствующий субъект относится к определенной категории угрозы невыполнения обязательств. Отличительной особенностью его методики является наличие частных показателей критериев оценки по двум группам факторов — «возможность ухудшения финансового состояния в будущем», учитывающий объемы иностранных инвестиций в объеме капитала субъекта экономики, предполагаемого к экономическому сотрудничеству, и «возможность технического и технологического отставания», учитывающий долю основных фондов иностранного происхождения.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день предложены некоторые методики, позволяющие сформировать оптимальный состав экономической (и, в частности, логистической) системы на основе собственных и привлеченных элементов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Котляров И. Д. Метафирма как форма организации хозяйственной деятельности // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV Международной научной конференции. Т. 1. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2015. С. 88—91.
2 Ворушилин Л.В., Горькое Л.В., Курба-нов А.Х. Теоретические основы анализа
объектов логистической инфраструктуры региона в интересах военной организации государства // Логистика. 2014. №9. С. 26—31.
3 Топоров A.B. Научно-методический аппарат обоснования военно-экономической безопасности системы материально-технического обеспечения военного округа: дис.... канд. экон. наук. СПб.: ВА МТО, 2016.