Реализация опыта материально-технического обеспечения на удаленном театре военных действий Войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности
Генерал-лейтенант В.В. ТРИШУНКИН, кандидат экономических наук
Полковник А.В. БЫЧКОВ, кандидат военных наук
Полковник запаса И.В. МУРМАНСКИХ
АННОТАЦИЯ
ABSTRRACT
Проведен анализ развития системы материально-технического обеспечения Войск Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в современных условиях, предложены направления ее дальнейшего совершенствования с учетом опыта применения межвидовых, межведомственных группировок войск (сил) РФ на удаленном театре военных действий.
The paper analyzes the progress in the system of logistical support of the Troops (Collective Forces) of the Collective Security Treaty Organization in present-day conditions, suggests its further improvement lines given the experience of using inter-service and interdepartmental groupings of troops/ forces of the RF at a remote theater of military operations.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Войска (Коллективные силы), ОДКБ, инфраструктура материально-технического обеспечения (МТО), разномарочность вооружения и военной техники (ВВТ).
Troops (Collective Forces), CSTO, infrastructure of logistical support, various makes of armaments and military equipment, displaced persons camp.
В ХОДЕ встречи с Генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности С.В. Засем, состоявшейся в начале 2020 года, Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу заявил о необходимости дальнейшего совершенствования силового потенциала ОДКБ. Также в своем выступлении он отметил, что «...развитие взаимодействия в рамках ОДКБ — один из неизменных российских приоритетов»1.
Этими тезисами подтверждается генеральная цель Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, заключающаяся в обеспечении коллективной безопасности путем консолидации усилий и ресурсов государств — членов Организации2.
В рамках указанной Стратегии уставные и рабочие органы ОДКБ, совместно с национальными органами военного управления материально-техническим (тыловым и техническим) обеспечением, целенаправленно и планомерно реализуют свои функции в целях строительства и развития системы материально-технического обеспечения (МТО) Войск (Коллективных сил) ОДКБ (В(Кс) ОДКБ).
За последние годы удалось достичь значительных успехов в этом направлении. Так, в частности, завершено формирование управления материально-техническим обеспечением Объединенного штаба ОДКБ — органа, осуществляющего межгосударственную координацию в области материально-технического обеспечения войск (сил).
С 2019 года при Совете министров обороны ОДКБ создана Рабочая группа по вопросам МТО, руководство деятельностью которой возложено на заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Д.В. Булгакова3. Согласован и установлен состав сил и средств МТО В(Кс) ОДКБ, распределенных по группировкам войск,
в границах регионов коллективной безопасности. Рассчитаны и созданы запасы материальных средств, необходимых для обеспечения формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, эшелонирование которых осуществляется в соответствии с принятыми межгосударственными нормативно-правовыми актами.
Утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития системы совместной подготовки военных кадров4'5, согласованы программы их подготовки, которые успешно реализуются. С 2017 года Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (Военная академия МТО) определена базовой учебно-методической и научно-исследовательской организацией ОДКБ по вопросам материально-технического (тылового и технического) обеспечения6,7. Этот важный шаг придал существенный импульс развитию теории МТО коалиционных группировок войск (сил), позволил научно обосновать проекты нормативно-правовых актов в области регулирования вопросов материально-технического обеспечения В(Кс) ОДКБ.
Вместе с тем сложная, многокомпонентная структура системы МТО В(Кс) ОДКБ, вариативность применения структурных элементов определяют необходимость дальнейшей работы по ее совершенствованию. При этом необходимо учиты-
вать, что каждая из формируемых группировок В(Кс) (Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные миротворческие силы, Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, а также региональные (объединенные) группировки) является абсолютно уникальной и специфической по своему составу и задачам, по особенностям оперативного развертывания и применения, по организации всестороннего обеспечения, способам содержания и формирования органа управления МТО, составу и возможностям сил и средств МТО. Этот факт диктует необходимость формирования дифференцированных, гибких подходов к организации материально-технического обеспечения группировок В(Кс) ОДКБ.
Объединенным штабом ОДКБ, по согласованию со Штабом МТО ВС РФ, инициирована комплексная совместная работа, в рамках которой Научно-исследовательским институтом (военно-системных исследований МТО ВС РФ) Военной академии МТО был разработан проект «Рекомендаций по материально-техническому обеспечению Войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности», где сформулированы базовые понятия, принципы, подходы к организации и применению сил и средств МТО В(Кс) ОДКБ в операциях8. На данный момент завершается этап внутригосударственных согласований проекта.
Рекомендации, в свою очередь, послужили основой при формировании проекта Соглашения о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении В(Кс) ОДКБ9,10. Проект документа был рассмотрен на заседании Постоянного совета ОДКБ, а затем представлен на обсуждение на заседании Рабочей группы при Совете министров обороны ОДКБ по
вопросам МТО11. Заседание проводилось на полях совместного учения сил и средств МТО «Эшелон-2019», которое, необходимо отметить, было проведено впервые12.
Учитывая характер возможных угроз коллективной безопасности государств — членов ОДКБ, очевидно, что наработанная российскими Вооруженными Силами с 2015 года уникальная практика комплексного материально-технического обеспечения коалиционной, межведомственной, межвидовой группировки войск (сил) в ходе операции в Сирийской Арабской Республике (САР), безусловно, должна стать базой для реализации дальнейших направлений развития системы МТО В(Кс) ОДКБ, при разработке проектов межгосударственных нормативно-правовых актов в этой области, а также при планировании и проведении мероприятий совместной подготовки соответствующих специалистов, совершенствовании технического оснащения служб МТО.
Как неоднократно отмечал заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Д.В. Булгаков13,14,15, важнейшим условием, обеспечивающим завоевание превосходства над противником в современных условиях, является упреждающее по отношению к войскам развертывание сил и средств МТО. Этот тезис подтвержден богатым отечественным и зарубежным опытом проведения различных операций, таких как «Свобода Ираку», «Несгибаемая свобода», «Анадырь» и других16, в которых полноценная группировка МТО, как правило, приступала к развертыванию своей стационарной и мобильной инфраструктуры за 1-2 месяца до начала операции.
Блестяще были реализованы эти подходы и в августе 2015 года, когда более чем за месяц до перебазирования воздушного эшелона авиацион-
ных воинских частей ВКС ВС РФ на территорию САР оперативная группа МТО уже приступила к развертыванию минимально необходимой инфраструктуры.
В дальнейшем возможности группировки МТО наращивались одновременно с развертыванием российской группировки войск (сил), соответственно ее потребностям. Условно можно выделить четыре этапа совершенствования объектов, что характерно в целом для любых воинских контингентов, действующих за пределами национальных территорий.
На первом, начальном этапе размещение частей и подразделений
будет осуществляться, как правило, в полевых условиях. При этом тыловое и техническое обеспечение, минимальные бытовые удобства личного состава реализуются штатными техническими средствами, с незначительным использованием местных объектов (рис. 1, 2). Силы и средства государственных и коммерческих структур страны пребывания к оборудованию и содержанию инфраструктуры, предоставлению отдельных видов услуг, поставке отдельных номенклатур материальных средств на данном этапе привлекаться практически не будут. Продолжительность этого этапа может составлять от одного до трех месяцев.
Рис. 1. Размещение в стране пребывания в жилых модулях
Рис. 2. Внутреннее оборудование жилых модулей для размещения личного состава
На втором этапе для размещения, удовлетворения санитарно-гигиенических и бытовых потребностей личного состава используются быстро-
возводимые конструкции и сооружения, например блочно-модульного типа (рис. 3). Приготовление пищи осуществляется на полевых техниче-
Рис. 3. Использование санитарно-гигиенических модулей
ских средствах, а прием пищи — в различных павильонах (рис. 4). Наращи-
дружественных организаций страны пребывания. Например, организует-
вается инфраструктура технического ся вывоз твердых бытовых отходов
обслуживания и текущего ремонта или предоставляется электроэнергия.
вооружения и военной техники. По- Данные мероприятия проводятся
степенно в оборот вводятся услуги в период от трех месяцев до полугода.
Рис. 4. Использование павильонов для приема пищи
В дальнейшем, на третьем этапе, продолжается строительство и оборудование инфраструктуры круглогодичной эксплуатации. Особое внимание уделяется обеспечению высокой степени защиты личного состава, а также потенциально опасных объектов МТО от воздействия противника, в том числе от применения беспилотных летательных аппаратов и так называемых джихад-мобилей (рис. 5).
Постепенно увеличивается доля используемых объектов местной инфраструктуры и коммуникаций. Осуществляется строительство стационарных специальных объектов (улучшенные взлетно-посадочные полосы, элементы аэродромно-тех-нического обеспечения, склады ракет и боеприпасов, элементы парков вооружения и военной техники, столовые, бани, лаборатории и т. п.),
Рис. 5. Варианты повышения живучести объектов в полевых условиях (установка насыпных габионов)
расширяется спектр услуг, предоставляемых администрацией страны пребывания: перевозки материальных средств, оборудование стационарных водопровода и канализации, поставки отдельных видов продовольствия, например свежих овощей и фруктов, бутилированной воды. Это требует развертывания войсковых подразделений ветеринарно-санитарного контроля (надзора) качества и безопасности продовольствия, экологического мониторинга окружающей среды. Задействуются отдельные элементы местных производственных мощностей по ремонту военной техники. Совершенствуются системы защиты, охраны и обороны объектов группировки. Продолжительность этого этапа может составлять от полугода до года и более, при этом обеспечиваются условия размещения при круглогодичном климатическом цикле.
На четвертом этапе осуществляется беспрерывное плановое развитие и совершенствование объектов полноценной, автономной, самодостаточной инфраструктуры долгосрочной эксплуатации, которая обеспечивает возможность длительного пребывания военнослужащих. На этом этапе развернуты все элементы тылового, технического, медицинского обеспечения. Реализуется возможность проведения среднего ремонта вооружения и военной
техники (ВВТ). Одним из признаков четвертого этапа является постоянное снижение численности личного состава, привлекаемого к обслуживанию объектов и расширение спектра услуг, предоставляемых сторонними организациями, как национальными, так и страны пребывания.
Такая периодизация характерна для оборудования основного, базового района группировки войск (сил) (рис. 6). В зависимости от масштаба и целей операции будет достигаться баланс между количеством объектов в транспортном варианте и объемами строительства новых объектов.
Вместе с тем при расширении зон влияния и занятии частью сил и средств группировки (отдельными воинскими контингентами) районов, назначенных в глубине страны пребывания, преобладающая доля задач, выполняемых только подразделениями МТО, без привлечения сторонних организаций, в таких районах, как правило, будет сохраняться.
Анализ российского опыта в операции в САР позволяет выделить ряд особенностей при решении задач МТО, характерных и для возможных действий национальных контингентов в границах регионов коллективной безопасности ОДКБ, схожих по физико-географическим условиям с САР.
Работа органов управления МТО в подобных операциях и услови-
Рис. 6. Динамика развертывания инфраструктуры МТО на удаленном ТВД
ях будет значительно отличаться от классических методов, изложенных в национальных уставных документах. Во-первых, это параллельное совмещение планирования МТО как непосредственно боевых действий, так и мероприятий повседневной деятельности группировки, развития и совершенствования инфраструктуры. Во-вторых, устанавливается режим работы органов управления, в большей степени усиленный, а не боевой. В-третьих, формируется упрощенный, минимально необходимый документооборот, в рамках которого ряд трудоемких документов (таких как, например, директива по МТО и т. п.), как правило, не отрабатываются, а в оборот вводятся документы удобной формы, с указанием только необходимой информации. В-четвертых, наиболее продуктивным и эффективным показало себя суточное планирование МТО. Это позволило повысить гибкость принимаемых решений, наиболее точно
соответствующих действиям войск группировки войск (сил), значительно сократить цикл управления в условиях динамично меняющейся оперативной обстановки.
Вывод, сделанный на основе российского опыта, и имеющий актуальность для В(Кс) ОДКБ, заключается в необходимости проработки подходов по формированию и функционированию передовых пунктов МТО, развертываемых в глубине страны пребывания и предназначенных для содержания запасов материальных средств и бесперебойного обеспечения воинских контингентов, действующих на удалении от основных сил. Здесь необходимо предусматривать обеспечение полноценной защиты, в том числе от БПЛА противника, охраны и обороны этих пунктов. Для этого целесообразно применять долговременные огневые сооружения промышленного производства, подручные материалы (бочки, мешки), специально подготовленную бомбо-
тару, заполняемую камнями. Наиболее эффективным средством являются габионы насыпного типа ГНТ-1,2 (рис. 7). Они мобильны, удобны в использова-
нии, имеют неплохие характеристики и способны защитить личный состав, объекты и технику от огня стрелкового оружия и осколков.
Рис. 7. Применение габионов насыпного типа
Пункт МТО должен быть оснащен средствами хранения установленных объемов запасов продовольствия и воды, с обеспечением температурного и влажностного режима, горючего, в том числе авиационного керосина, а также различного военно-технического имущества.
Необходимо предусматривать и наличие полного комплекта технических средств, необходимых для полноценного бытового обеспечения личного состава пункта, организации горячего питания, выпечки хлеба, стирки. Как правило, в таких условиях военнослужащие размещаются в быстровозводимых сооружениях и осуществляют отдых с использованием комплектов постельного белья. Это потребует решения вопросов его стирки, сушки и глажки на месте или своевременной замены. Весьма важно обеспечить пункт МТО средствами хранения воды и обеспечения ее качества, так как осуществить подключение к стационарным сетям водоснабжения и энергообеспечения в большинстве случаев не представляется возможным.
Острой проблемой остается обеспечение подразделений, действу-
ющих удаленно, твердым топливом для обогрева помещений при значительных суточных перепадах температуры.
Отсюда вытекает еще одна особенность, обусловливающая необходимость развития технического оснащения системы МТО В(Кс) ОДКБ именно в направлении обеспечения качественных условий размещения военнослужащих, действующих длительное время на изолированных направлениях. Подходы Великой Отечественной войны, когда оборудовались перекрытые щели, блиндажи, бани-землянки, в современных условиях подобных операций неприменимы.
Необходимо проводить работу в направлении унификации этих технических средств, принятых на снабжение или разрабатываемых в вооруженных силах государств — членов ОДКБ, расширении их типажей. Так, в российских Вооруженных Силах данному вопросу уделяется значительное внимание и уже предпринят ряд шагов. В частности, в 2019 году заместителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Д.В. Булгаковым утверждена Дорожная карта развития системы
жизнеобеспечения военнослужащих в полевых условиях17, предусматривающая комплекс мероприятий по разработке и принятию на снабжение мобильных модулей проживания личного состава, санитарно-гигиенических модулей с многооборотным водоснабжением, многотопливных систем обогрева и т. п., формированию их типажа, а также по оперативно-тактическому обоснованию предложений по корректировке штатов и табелей соединений и частей для включения в них таких перспективных технических средств. Эти меры позволят значительно повысить мобильность и автономность соединений и частей в тыловом отношении.
Необходимо отметить, что грамотное использование потенциала местной экономической базы позволяет выстроить оптимальную структуру логистических процессов и снизить нагрузку на подразделения транспортного обеспечения на 20—25 %, что подтверждается фак-
тическим российским опытом в САР. Особенно это актуально при планировании применения Коллективных миротворческих сил ОДКБ.
При организации технического обеспечения коалиционных группировок необходимо учитывать специфику, связанную с восстановлением разномарочного вооружения и военной техники, стоящих на снабжении армий государств — членов ОДКБ. При этом потребуется также ремонтировать устаревшие, иностранные, нетиповые марки вооружения. В некоторых случаях ремонтными органами будет восстанавливаться вооружение, изготовленное кустарным способом, используемое дружественными вооруженными формированиями. Для этого необходимо содержать, а в некоторых случаях «добывать» расширенную номенклатуру запасных частей и агрегатов, осуществлять необходимую допод-готовку специалистов-ремонтников (рис. 8, 9).
Рис. 8. Ремонт ВВТ в полевых условиях удаленного ТВД
Рис. 9. Ремонт нетипового вооружения дружественных вооруженных формирований
Операция в САР дала существенный толчок развитию тактики соединений, частей МТО. Некоторые способы действий применимы и для сил и средств МТО В(Кс) ОДКБ, тем более что выполнять свои задачи они, как правило, будут не в своей штатной структуре, а в виде сводных формирований18,19.
Из-за отсутствия единой линии соприкосновения с противником и четко обозначенных зон ответственности, участия в боевых действиях множества вооруженных формирований различной подчиненности, в условиях высокой вероятности диверсионных актов и вооруженных нападений значительно усложняется организация подвоза. Это требует развития навыков идентификации по принципу «свой—чужой» наблюдаемых вооруженных подразделений, действия автомобильных колонн на больших скоростях, с увеличением суточного пробега, отработки способов быстрого рассеивания и обратного построения колонн. Автоколонны всегда должны сопровождать арт-и авианаводчики для противодействия тактике внезапного нападения противника. Также показала свою эффективность предварительная разведка маршрутов движения с применением БПЛА.
Объем огневых задач, постоянный интенсивный и маневренный характер боевых действий, применение
в составе разведывательно-ударных комплексов артиллерии, тактических огневых средств по схеме «обнаружил, поразил» обусловливают устойчивый рост расхода боеприпасов. Но из-за высокой динамики действий, постоянной смены огневых позиций содержать их повышенные запасы на грунте не представляется возможным. Отсюда возникает острая необходимость развития оснащенности подразделений МТО современными мобильными техническими средствами механизации погрузочно-раз-грузочных работ20.
Вооруженные конфликты последних десятилетий предопределили появление новой формы применения вооруженных сил государств — гуманитарной операции21. Задачи одновременного обеспечения действий войск (сил) и оказания гуманитарной помощи населению, очевидно, будут возникать и перед силами и средствами МТО группировок В(Кс) ОДКБ. Основными из них будут: оборудование лагерей для перемещенных лиц, создание полноценных санитарно-гигиенических и бытовых условий для больших групп населения, организация горячего питания, обеспечение большими объемами воды, организация сбора, утилизация твердых бытовых отходов и т. д. (рис. 10).
Это вызывает необходимость проработки подходов к решению таких
задач, созданию запасов материаль-
■
Рис. 10. Оборудование лагеря и организация горячего питания для перемещенных лиц (беженцев)
При Совете министров обороны ОДКБ создана Рабочая группа по вопросам МТО, руководство деятельностью которой возложено на
заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Д.В. Булгакова. Согласован и установлен состав сил и средств МТО В(Кс) ОДКБ, распределенных по группировкам войск, в границах регионов коллективной безопасности. Рассчитаны и созданы запасы материальных средств, необходимых для обеспечения формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, эшелонирование которых осуществляется в соответствии с принятыми межгосударственными нормативно-правовыми актами.
ных средств для оказания гуманитарной помощи по аналогии с российским Центром по примирению враждующих сторон.
Большое значение приобретает качественное планирование и проведение мероприятий ветеринарно-са-нитарного обеспечения: эпизоотической разведки и надзора. Возрастают роль и значение специалистов этой службы, наличие которых необходимо предусмотреть в национальных контингентах. Требует проработки в интересах всей группировки и вопрос формирования подразделений ветеринарно-санитарной службы, оснащенных современным лаборатор-но-диагностическим оборудованием.
Таким образом, полученный опыт МТО Вооруженных Сил Российской Федерации при подготовке и в ходе проведения операции в САР уникален по своему содержанию и качеству. Схожие физико-географические условия регионов коллективной безопасности, характер возможных угроз и предполагаемых действий противника подчеркивают актуальность и необходимость изучения этого опыта, отработки отдельных вопросов на совместных мероприятиях оперативной и боевой подготовки Войск (Коллективных сил) ОДКБ, в том числе и на ежегодных специальных учениях с силами и средствами МТО ОДКБ «Эшелон».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Встреча Министра обороны Россий-сккой Федерации с Генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности. URL: https://tvzvezda. ru/news/forces/content/20201201217-I6KTH.html (дата обращения: 20.10.2020).
2 Решение Совета коллективной безопасности ОДКБ «О Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года». М., 2016.
3 Решение Совета министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности «О создании Рабочей группы при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам материально-технического обеспечения Войск
(Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности». Бишкек, 2019.
4 Решение Совета министров обороны ОДКБ от 23 мая 2018 года «О Плане мероприятий по реализации Концепции развития системы совместной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств — членов ОДКБ на период до 2020 года». Астана, 2018.
5 Решение Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ от 24 мая 2018 года «О Плане мероприятий по реализации Концепции развития системы совместной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств — членов ОДКБ на период до 2020 года». Астана, 2018.
6 Положение о базовой учебно-методической организации по подготовке военных кадров для государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности (по специальностям материально-технического (тылового и технического) обеспечения). М., 2017.
7 Положение о базовой научно--иссле-довательской организации государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности в области исследования проблем материально-технического обеспечения. М., 2017.
8 Рекомендации по материально-техническому обеспечению Войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности. Проект. СПб.: ВАМТО, 2019.
9 Проект Соглашения о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности. Мулино, 2019.
10 Первое заседание рабочей группы при совете министров обороны ОДКБ прошло в Мулино. URL: https://tvzvezda. ru/news/forces/content/20191010170-scsIa. html (дата обращения: 19.10.2020).
11 Брифинг начальника Объединенного штаба ОДКБ об итогах совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ за 2019 год и задачах на 2020 год. URL: https:// www.jscsto.org/news/5634/ (дата обращения: 20.10.2020).
12 Интервью начальника Объединенного штаба ОДКБ. URL: https://www. jscsto.org/news/3854/?sphrase_id=298 (дата обращения: 19.10.2020).
13 Булгаков Д.В. Спектр решаемых задач широк и многообразен // Красная звезда. URL: http://redstar.ru/spektr-reshaemyh-zadach-shirok-i-mnogoobrazen/ ?print=print&attempt=1 (дата обращения: 20.10.2020).
14 Булгаков Д.В. Современное состояние и перспективы развития системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации //
Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. 2020. № 1. С. 4—12.
15 Баранец В. Русские запустили фантастический «Сирийский экспресс» // Еженедельник «Звезда». URL: https:// zvezdaweekly.ru/news/t/20182131621-7QShh.html (дата обращения: 20.10.2020).
16 Карпов В.В. Операция «Анадырь». Маршал Баграмян. «Мы много пережили в тиши после войны». URL: http:// litra.pro/marshal-bagramyan-mi-mnogo-perezhili-v-tishi-posle-vojni/karpov-vladimir-vasiljevich/read/12 (дата обращения: 19.10.2020).
17 Дорожная карта по реализации в 2020 году мероприятий по развитию технических средств и имущества жизнеобеспечения военнослужащих в полевых условиях (утвержденная 11 декабря 2019 года заместителем Министра обороны Роосийской Федерации генералом армии Булгаковым Д.В.).
18 Топоров А.В., Коновалов В.Б., Бычков А.В. Классификация потенциальных способов материально-технического обеспечения перспективных войск (Коллективных сил) Организации Договора о коллективной безопасности // Военная Мысль. 2017. № 10.
19 Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Бычков А.В. Направления совершенствования МТО Коллективных сил безопасности ОДКБ // Военная Мысль. 2016. № 11. С. 21—28.
20 Топоров А.В., Бычков А.В., Тулинов А.И. Направления совершенствования системы материально-технического обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности // Военная Мысль. 2018. № 6. С. 42—50.
21 Топоров А.В., Коновалов В.Б., Бычков А.В. Техническая оснащенность системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации как одна из основ безопасности государства // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2018. № 3 (103). С. 3—7.