DOI: 10.24412/2071 -783 0-2024-249-86-94
АВЕЕВАБ.М.
ОБ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ КАЧЕСТВОМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» Элиста, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется ситуация с транспортным обслуживанием населения в Республике Калмыкия на основе результатов социологического исследования по удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в 2024 году.
Ключевые слова: транспортное обслуживание населения, пассажирские перевозки, пассажирский транспорт, график поездок, стоимость проезда, муниципальный транспорт.
Качественная организация транспортного обслуживания населения является одним из показателей эффективности работы местного самоуправления. Стабильная, надежная организация пассажирских перевозок обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития населения, с помощью них осуществляются межмуниципальные и межрегиональные связи, повышается мобильность населения, обеспечивается эффективная и устойчивая деятельность людей, следовательно, и деятельность организаций. Пассажирский транспорт является неотъемлемой частью экономики любой региона, косвенно или прямо влияя на многие социально-экономические процессы, происходящие в нем.
Спрос на услуги межмуниципального пассажирского транспорта постоянно растет. Многие жители республики работают или учатся не по месту проживания, им необходимо регулярно выезжать к месту работы или учебы, жители перемещаются для решения деловых вопросов, для посещения медицинских учреждений, развлекательных мероприятий, торговых центров, для визитов к родственникам и т.д. Важность для государства вопроса качества транспортного обслуживания населения подтверждается принятием Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Стратегия определяет долгосрочные цели развития транспортной системы, в том числе: повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий; повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма [1].
Актуальность транспортной проблемы в области пассажирских перевозок в Республике Калмыкия подтверждается результатами ежегодных исследований, которые проводятся Институтом комплексных исследований аридных территорий в рамках выполнения Государственного задания на тему «Оценка результатов деятельности органов местного самоуправления и исполнительной власти населением Республики Калмыкия».
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
• к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п. 7 ст. 14);
• к вопросам местного значения муниципального района — создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п.6 ст. 15);
• к вопросам местного значения муниципального, городского округа — создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа (п.7 ст. 16) [2].
Перечень вопросов социологического опроса учитывал все критерии, характеризующие качество транспортного обслуживания населения, установленные Требованиями к региональному стандарту транспортного обслуживания населения [3]: доступность, безопасность и комфортность регулярных перевозок пассажиров.
По результатам исследования, значительная часть населения выражает неудовлетворенность работой пассажирского транспорта: отсутствием регулярного транспортного сообщения между райцентрами и городом Элистой, отсутствием муниципального транспорта, высокими тарифами на проезд, отсутствием условий оплаты для льготных категорий граждан (ветеранов труда, репрессированных) и т.д.
На рисунке 1 представлены сводные данные об удовлетворенности населения Республики Калмыкия организацией транспортного обслуживания по месту своего проживания.
0
Рис. 1. Удовлетворенность населения качеством организации транспортного
обслуживания (в %).
Обобщенные результаты исследования позволяют констатировать, что менее четверти (23,1%) жителей Калмыкии удовлетворены транспортным обслуживанием населения по месту своего проживания. Более половины (57,1%) жителей выразили недовольство качеством организации транспортного обслуживания в республике. Каждый пятый (19,8%) участник опроса оставил этот вопрос без результативного ответа.
На рисунке 2 показаны данные по уровню удовлетворенности организацией транспортного обслуживания по месту проживания респондентов (по типу поселения и по административно-территориальным муниципальным образованиям).
80% 70% 60% 50% 40% 30%
20%
10%
0%
— Удовлетворен Не удовлетворен V Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Удовлетворенность населения качеством организации транспортного обслуживания по месту проживания. Сводные данные по типу поселений, в %.
Как видно из представленных данных, доля удовлетворенных качеством транспортного обслуживания в городе Элисте крайне низкая — всего 14,3% горожан положительно оценили уровень организации пассажирских перевозок в Элисте, при этом недовольство выразили две трети населения (67,7%). В райцентрах и селах, поселках республики число позитивно оценивших качество транспортного обслуживания вдвое больше, чем в Элисте (29,5% и 28,6%) соответственно, хотя в большинстве районов республики муниципального транспорта нет. Объяснить более высокую удовлетворенность населения качеством организации транспортного обслуживания в райцентрах можно тем, что там активную деятельность развили таксисты — индивидуальные предприниматели и самозанятые, и жители райцентров не ощущают нехватку общественного муниципального транспорта для поездок из райцентров в Элисту или ближайшие города соседних регионов. Также в селах, поселках республики местные жители предоставляют транспортные услуги своим односельчанам, вследствие этого даже при полном отсутствии муниципального транспорта более четверти сельского населения выразили удовлетворенность транспортным обслуживанием по месту своего проживания. Также многие сельчане имеют в собственности машины, и у них нет потребности в муниципальном транспорте. Среди жителей сел и поселков неудовлетворенных качеством транспортного обслуживания более половины — 55,3% населения, среди жителей райцентров неудовлетворенных данным показателем менее половины населения — 44,6%.
Проведен сравнительный анализ удовлетворенности качеством транспортного обслуживания жителей города Элисты и районов республики (рис. 3).
67,7
В селе, поселке В райцентре (в т.ч. в гг. в г. Элисте
Городовиковск, Лагань)
60%
50%
40%
30%
20%
10%
50,0%
//'//////////// ж ж ж ж Ж ж ж ж ж ж <?
¿Г ^ Л? ^ # ~ ¿Г ^ ^ & о
0Я° # #
* V ^ *
——средний по республике
Рис. 3. Уровень удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания по месту проживания. Сравнительный анализ по муниципальным
образованиям РК, в %.
Организация транспортного обслуживания населения — трудно решаемая многолетняя проблема в регионе. Учитывая значительную территорию республики, большие расстояния между населенными пунктами, понятно требование граждан эффективного решения данной проблемы. Наибольшую удовлетворенность организацией транспортного обслуживания выразили жители Кетченеровского (55,6%), Яшалтинского (50%) и Ики-Бурульского (45%) районов. Самый низкий показатель удовлетворенности в Сарпинском районе, где ни один из респондентов не дал положительного ответа. Очень низкую удовлетворенность выразили жители Юстинского района (15%) и города Элисты (14,3%). Необходимо отметить, что опрос проводился в первой половине года, а в июле руководством Цаганаманского СМО был приобретен муниципальный автобус, которым осуществляются регулярные пассажирские перевозки по маршруту Цаган-^ман — Элиста с заездом в другие поселки района.
Для анализа причин неудовлетворенности жителей Калмыкии качеством организации транспортного обслуживания населения в зависимости от места проживания результаты рассмотрены раздельно по типу поселений: город Элиста (региональный центр), райцентры, в том числе города Городовиковск и Лагань, и села республики. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные причины неудовлетворенности жителей Республики Калмыкия качеством транспортного обслуживания населения по месту проживания,
в % от доли неудовлетворенных
Город Элиста % Райцентры (в т.ч. г. Городовиковск и г. Лагань) % Села РК %
Не устраивает график движения, а именно отсутствие на маршрутах транспортных средств в позднее вечернее время 87,4 Нет автовокзала и других условий для оказания транспортных услуг 68,7 Неуважительное отношение водителей к пассажиром 80,0
Не устраивает график движения, а именно длительное время ожидания транспортных средств (автобусов, газелей) 73,5 Не выполняются условия оплаты для льготных категорий граждан (ветераны труда, репрессированные) 60,0 Высокие тарифы на проезд 58.1
Не устраивает график движения, а именно недостаток транспортных средств на маршрутах в выходные дни 71,5 Плохое техническое состояние транспортных средств 55,6 Отсутствие муниципального транспорта 54,7
Плохое техническое состояние транспортных средств 43,0 Отсутствие транспортного сообщения внутри населенного пункта 52,6 Не соблюдаются правила перевозки пассажиров 54,5
Не устраивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания 35,8 Отсутствие регулярного транспортного сообщения между райцентром и населенными пунктами района 51,8 Отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами района (между поселками) 53,2
Отсутствие прямого транспортного сообщения с некоторыми жилыми районами города 28,5 Не устраивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания 50,0 Отсутствие регулярного транспортного сообщения между райцентром и городом Элистой 51,0
Не соблюдаются правила перевозки пассажиров 27,8 Отсутствие регулярного транспортного сообщения между райцентром и городом Элистой 49,0 Не устраивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания 50,0
Высокие тарифы на проезд 25,8 Отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами района (между поселками) 46,8 Отсутствие регулярного транспортного сообщения между райцентром и населенными пунктами района 48,2
Отсутствие регулярного транспортного сообщения между городом Элистой и райцентрами республики 23,2 Не соблюдаются правила перевозки пассажиров 45,5 Отсутствие транспортного сообщения внутри населенного пункта 47,4
Не выполняются условия оплаты для льготных категорий граждан 21,9 Отсутствие муниципального транспорта 45,3 Плохое техническое состояние транспортных средств 44,4
Неуважительное отношение водителей (или кондуктора) к пассажирам (громкая музыка, выяснение отношений и т.п.) 21,9 Высокие тарифы на проезд 41,9 Не выполняются условия оплаты для льготных категорий граждан (ветераны труда, репрессированные) 40,0
В моем районе города не организованы или не обустроены остановки общественного транспорта 9,3 Неуважительное отношение водителей (кондуктора) к пассажиром 20,0 Нет автовокзала и других условий для оказания транспортных услуг 31,3
Как видим, у горожан и жителей сельской местности разный уровень притязаний и разные претензии в сфере транспортного обслуживания.
Наибольшие претензии у жителей Элисты вызывают график движения муниципального транспорта, а именно: отсутствие на маршрутах транспортных средств в позднее вечернее время — об этом заявили 87,4% недовольных качеством организации транспортного обслуживания населения в столице, длительное время ожидания транспортных средств (73,5%), недостаток транспортных средств на маршрутах в выходные дни (71,5%). Также элистинцев не устраивают плохое техническое состояние транспортных средств (43%) и низкий уровень квалификации работников транспортного обслуживания (35,8%). О недовольстве отсутствием прямого транспортного сообщения с некоторыми жилыми районами города заявили 28,5% горожан, это жители периферийных районов Элисты, где наблюдается сильно изреженная сеть автобусных маршрутов. Около четверти (27,8%) респондентов, участников опроса в Элисте, недовольны несоблюдением правил перевозки пассажиров, высокими тарифами на проезд (25,8%), отсутствием регулярного транспортного сообщения между городом Элистой и райцентрами республики (23,2%). Каждый пятый (21,9%) респондент заявил о невыполнении условий оплаты для льготных категорий граждан и о том, что в его районе города не организованы или не обустроены остановки общественного транспорта.
У жителей райцентров республики в числе основных причин неудовлетворенности качеством организации транспортного обслуживания населения стоят отсутствие автовокзала и других условий для оказания транспортных услуг (68,7%), невыполнение условий оплаты для льготных категорий граждан (ветераны труда, репрессированные) (60%), плохое
91
техническое состояние транспортных средств (55,6%), отсутствие транспортного сообщения внутри населенного пункта (52,6%), отсутствие регулярного транспортного сообщения между райцентром и населенными пунктами района (51,8%), низкий уровень квалификации работников транспортного обслуживания (50%). Много нареканий по поводу отсутствия регулярного транспортного сообщения между райцентром и городом Элистой (49%), отсутствия регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами района (между поселками) (46,8%), несоблюдения правил перевозки пассажиров (45,5%), отсутствия муниципального транспорта (45,3%) и высоких тарифов на проезд (41,9%).
Жителей районных поселков в первую очередь возмущает неуважительное отношение водителей к пассажирам (80%). Также жители сел недовольны высокими тарифами на проезд в условиях отсутствия муниципального общественного транспорта, об этом заявили 54,7% респондентов, население вынуждено пользоваться услугами частного такси, и стоимость проезда, особенно из отдаленных сел в Элисту, достаточно высокая. 54,5% жителей отметили, что не соблюдаются правила перевозки пассажиров. Много претензий у населения из-за отсутствия регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами района (между поселками) (53,2%), между райцентром и городом Элистой (51%), из-за низкого уровня квалификации работников транспортного обслуживания (50%), отсутствия регулярного транспортного сообщения между райцентром и населенными пунктами района (48,2%), отсутствия транспортного сообщения внутри населенного пункта (47,4%), плохого технического состояния транспортных средств (44,4%) и невыполнения условий оплаты для льготных категорий граждан (40%).
Дополнительно была собрана информация о наличии регулярных пассажирских рейсов между Элистой и населенными пунктами региона, хотя бы между Элистой и районными центрами республики.
Из тринадцати районов в шести организовано регулярное движение пассажирского транспорта между районными центрами и Элистой — в Ики-Бурульском, Лаганском, Целинном, Черноземельском, Юстинском и Яшалтинском районах. В трех из них — в Целинном, Юстинском и Яшалтинском районах перевозки осуществляются муниципальным транспортом, в трех других — местными предпринимателями, причем индивидуальный предприниматель из п.Комсомольский (Черноземельский район) осуществляет пассажирские перевозки из Лаганского и Черноземельского районов.
График движения рейсовых автобусов разный, так, из села Троицкое (Целинный район), который считается пригородным населенным пунктом, и расстояние от Элисты до с. Троицкое всего 15 км, рейсы осуществляются каждые 30 минут. Стоимость проезда составляет 45 рублей. Пассажирские перевозки по маршруту Элиста - Троицкое осуществляет муниципальное автономное учреждение «Элистинский городской транспорт», так как наряду с еще четырьмя маршрутами (до с. Вознесеновка, поселков Хар Булук, Бурата и Песчаный) этот маршрут обслуживается в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 04.08.2020 № 262-р «Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок» [4].
Следующий по дальности районный центр — п. Ики-Б^ул расстояние — 70 км), автобус ходит по графику 3 раза в день, стоимость проезда — 200 рублей. Из города Лагани (Лаганский район), п. Комсомольский (Черноземельский район) и п. Яшалта (Яшалтинский район) рейсы осуществляются 4 раза в неделю, стоимость проезда 614, 400 и 430 рублей соответственно. Из самого отдаленного от Элисты районного центра п. Цаган-Аман муниципальный автобус ходит 2 раза в неделю, стоимость проезда — 632 руб., в пересчете цены за километр пути это самый дешевый тариф в регионе — 1,98 рублей за километр.
Немаловажным фактом является предоставление льготной категории граждан (ветераны труда, репрессированные) возможности использовать право на бесплатный проезд на внутриреспубликанском пассажирском транспорте. Муниципалитеты и предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки, заключают договоры с Министерством социальной защиты, труда и занятости населения о предоставлении льготной категории граждан бесплатного проезда, впоследствии Министерство возмещает муниципалитетам и предпринимателям стоимость проезда этих граждан.
Кроме регулярных рейсов пассажирские перевозки осуществляют индивидуальные предприниматели — таксисты, и население активно пользуется их услугами. Стоимость проезда на такси существенно выше цен на поездки в рейсовых автобусах, но жители вынуждены пользоваться услугами таксистов из-за неудобного графика поездок рейсовых автобусов.
Несмотря на некоторые улучшения в организации пассажирских перевозок между районами и столицей региона проблема транспортного обслуживания населения республики остается нерешенной. О стабильной, налаженной работе по пассажирским перевозкам с достаточным по интенсивности графиком поездок можно говорить лишь в двух районах — в Целинном и Ики-Бурульском. В четырех районах рейсовые пассажирские перевозки организованы, но с очень редкими рейсами, 2-4 раза в неделю, этого недостаточно, в семи районах регулярные пассажирские рейсы не организованы, все это вызывает вполне обоснованное недовольство населения качеством организации транспортного обслуживания.
В Элисте городской общественный транспорт постоянно подвергается критике населения, но положение не меняется в течение многих лет: получаемые МАУ «Элистинский городской транспорт» автобусы — это большей частью машины, списанные с баланса автопредприятий других регионов, в скором времени выходящие из строя и требующие дорогостоящего ремонта. На новые автомашины у города недостаточно финансовых средств. Остроту проблемы в некоторой степени снижают индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки на городских маршрутах, но и к ним претензии горожан за отсутствие на маршрутах в позднее вечернее время, плохое техническое и санитарное состояние транспортных средств, низкий уровень квалификации водителей маршрутных автобусов и т.д.
Неудовлетворительная работа общественного транспорта влечет за собой усложнение многих сфер жизнедеятельности населения республики: жителям приходится использовать личный автотранспорт или пользоваться услугами такси там, где было возможно пользоваться общественным — на поездки внутри региона, поездки детей и молодежи в образовательные учреждения, поездки жителей на работу и с работы, по личным и общественным делам и т.д. В итоге увеличивается нагрузка на дороги, у населения возрастают временные и финансовые затраты на передвижение в пределах республики и города, а какая-то часть населения, не имея личного транспорта и материальных возможностей пользоваться такси, теряют мобильность и недополучают своевременную медицинскую помощь, не посещают образовательные учреждения дополнительного образования, не удовлетворяют многие социальные и духовные потребности. Решение проблемы с транспортным обслуживанием населения в регионе должно стать одним из приоритетных вопросов в программе социально-экономического развития республики.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 года № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»
http://static.govemment.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). https://base.garant.ru/186367/
3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2023 года № 2086 «Об утверждении требований к региональному стандарту транспортного обслуживания населения». https://docs.cntd.ru/document/1304266740?marker=6540IN
4. Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 04.08.2020 № 262-р «Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок». https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_11458916
DOI: 10.24412/2071 -783 0-2024-249-94-98
БУРВИНОВА А.А.1, НЕМГИРОВА С.Н.2, УЛЮМДЖИЕВА Л.В.3
ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Российская Федерация,
[email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье на основе эмпирических данных выявлены особенности гражданского самосознания населения отдельно взятого региона. Отмечено, что респонденты, вполне осознанно отвечая на вопрос о самоидентификации, вполне ассоциируют себя с государственной общностью. Сделан вывод о необходимости разработки символов, которые объединяли бы все население, усиливая эмоциональное наполнение отмечаемых государством важнейших дат и иных событий и действий символического значения.
Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданское самосознание, патриотизм, Республика Калмыкия.
Понятие «идентичность» в настоящее время является одним из самых востребованных современным социально-гуманитарным знанием. Первоначально возникнув в рамках психологии личности, затем оно распространилось на смежные, в т.ч. социологические науки, где стало означать результат идентификации человека с какой-либо социальной группой или общностью. В отечественной научной среде активно обсуждается проблема государственной (гражданской) и этнической идентичности россиян. Дискуссии возникают не только в связи с какими-то определенными событиями (обсуждение в органах власти государственной национальной политики, принятие Конституции в новой редакции и т.д.), но и ведутся перманентно.
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666, одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации является укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа нашей страны (российской нации). Если сам термин идентичность очень размыт, то такой параметр как «российская идентичность» - отдельная и серьезная проблема. Здесь стоит сказать, что
94