Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В Г. ЭЛИСТА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В Г. ЭЛИСТА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / Г. ЭЛИСТА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ДОСТУПНОСТЬ / TRANSPORT SERVICES / REPUBLIC OF KALMYKIA / ELISTA / LOCAL AUTHORITIES / POPULATION / INFRASTRUCTURE / ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубыкин Евгений Александрович, Арнюдаева Амуланга Басановна, Алиева Мадина Саят-гызы, Петрова Данара Батыровна, Убушаева Сарта Батааровна

Сегодня транспорт - составляющий элемент каждой городской среды. Общественный транспорт является средством передвижения для большого количества населения. От его эффективности будет зависеть не только скорость достижения пунктов назначения, но и увеличение свободного времени населения, улучшение экономики региона, однако существует ряд проблем, тормозящих развитие инфраструктуры. В настоящей статье рассматривается организационноправовая основа транспортного обслуживания, исследуются актуальные проблемы, связанные с пассажирскими перевозками в г. Элиста, приводится их решение для улучшения транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чубыкин Евгений Александрович, Арнюдаева Амуланга Басановна, Алиева Мадина Саят-гызы, Петрова Данара Батыровна, Убушаева Сарта Батааровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SERVICE IN ELISTA: ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORKS, CURRENT PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

Today transport is a constituent element of every urban environment. Public transport is a means of transportation for a large population. Its effectiveness will depend not only on the speed of reaching destinations, but also on increasing the free time of the population, improving the economy of the region, but there are a number of problems hindering the development of infrastructure. In this article the organizational and legal basis of transport service is considered, the actual problems connected with passenger transportations in the city are investigated. Elista, given their solution to improve transport services.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В Г. ЭЛИСТА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В Г. ЭЛИСТА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЧУБЫКИН Евгений Александрович,

магистрант по направлению «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: [email protected];

АРНЮДАЕВА Амуланга Басановна,

студент по направлению «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: [email protected];

АЛИЕВА Мадина Саят-Гызы,

студент по направлению «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: [email protected];

ПЕТРОВА Данара Батыровна,

студент по направлению «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: [email protected];

УБУШАЕВА Сарта Батааровна,

студент по направлению «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Сегодня транспорт - составляющий элемент каждой городской среды. Общественный транспорт

является средством передвижения для большого количества населения. От его эффективности будет зависеть не только скорость достижения пунктов назначения, но и увеличение свободного времени населения, улучшение экономики региона, однако существует ряд проблем, тормозящих развитие инфраструктуры. В настоящей статье рассматривается организационно-правовая основа транспортного обслуживания, исследуются актуальные проблемы, связанные с пассажирскими перевозками в г. Элиста, приводится их решение для улучшения транспортного обслуживания.

Abstract: today transport is a constituent element of every urban environment. Public transport is a means of transportation for a large

population. Its effectiveness will depend not only on the speed of reaching destinations, but also on increasing the free time of the population, improving the economy of the region, but there are a number of problems hindering the development of infrastructure. In this article the organizational and legal basis of transport service is considered, the actual problems connected with passenger transportations in the city are investigated. Elista, given their solution to improve transport services.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, Республика Калмыкия, г. Элиста, органы местного самоуправления, население, инфраструктура, доступность.

Keywords: transport services, Republic of Kalmykia, Elista, local authorities, population, infrastructure, accessibility.

Общественный транспорт представляет собой не-

блема общественного (пассажирского) транспорта. В связи с небольшой территорией региона наличие метро, трамваев не предусмотрено. Основным видом транспорта являются маршрутки (маршрутное такси) и автобусы.

отъемлемую часть жизни населения любого города, региона, страны, поскольку практически каждый житель взаимодействует с инфраструктурой. Эффективная работа транспортной системы позволяет обеспечить стабильность региона и улучшить качество жизни граждан. Уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления должны организовать единую транспортную политику и реализовать ее направления. Услуги по перевозке граждан следует рассматривать как комплексное понятие - транспортное обслуживание.

МУП) является коммерческой организацией, которая не наделена правом собственности, осуществляет транспортное обслуживание города/субъекта;

согласно выбранной модели функционирования, так, существуют следующие модели:

А) Муниципальное унитарное предприятие (далее -

Организация транспортного движения формируется

«Транспортное обслуживание понятие более слож-

Б) предприятия частной формы собственности могут

ное, так как клиент воспринимает его с точки зрения предоставляемых услуг, уровня организации транспортного процесса и взаимодействия с пользователями транспортных услуг. Понятие же услуги представляет собой в обобщенном понимании результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна»[8].

осуществлять деятельность в области транспортного обслуживания;

В) органы МСУ могут заключать договоры на предос-

тавление транспортных услуг по обслуживанию населения с муниципальными предприятиями/транспортными компаниями регионального уровня;

Г) создание различных форм объединения компаний,

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день в Республике Калмыкия и, в частности, в г. Элиста является про-

в которые входят заказчики на услуги, состоящих из органов МСУ. Они заключают договоры с частными предприятиями или

муниципальными.

Транспортное обслуживание в Республике Калмыкия представлено в основном второй моделью - частными перевозчиками, также перевозки осуществляются транспортом Муниципального бюджетного учреждения (далее - МБУ) «Дорожное управление «Элиста-Автодор». Организация перевозок осуществляется в двух направлениях: внутригородское обслуживание и пригороднее/междугороднее обслуживание.

На наш взгляд, наиболее предпочтительной моделью транспортного обслуживания является модель смешанного вида - муниципально-частного партнерства. В этом случае будут осуществляться функции как организатора транспортного обслуживания, так и функции перевозчика, при этом будут обеспечены все условия для комфортного передвижения граждан, тарифы, установленные на проезд, будут соответствовать доходам населения, а также пополнять бюджет города и республики.

Конституция РФ в ст. 71 (п. «и») закрепила положение о нахождении в ее ведении федерального транспорта и путей сообщения. Исходя из этого, Правительство России обязано решить вопрос об организации управления транспортом. Организация транспортного обслуживания населения относится к муниципальному уровню. Для решения возникающих проблем должен быть проведен комплекс мероприятий по их устранению, либо снижению их остроты.

Общественный транспорт реализует, в первую очередь, социальную функцию, поскольку население Калмыкии имеет различный уровень дохода, соответственно, разрешаются следующие вопросы:

А) тарификация - инфраструктурная система отказалась от тарификации, которая ранее исчислялась в зависимости от расстояния до пункта назначения, был установлен единый размер оплаты проезда для видов транспорта.

«Уровень и структура тарифов, а также инновационные методы взимания платы за проезд заметным образом влияют на привлекательность общественного транспорта. Уровень и структура транспортных тарифов должны представлять собой оптимальное разрешение компромисса между необходимостью максимизации доходных поступлений и главной целью общественного транспорта - привлечением максимального количества пассажиров. Ответ на вопрос о том, при каком уровне тарифа общественный транспорт остается привлекательным для потенциальных пассажиров, зависит от специфики конкретного города: его размеров, плотности населения, социальных условий и т. д.

Другим важным фактором является качество и стоимость конкурирующих транспортных услуг. Низкий уровень непосредственных затрат на автомобильную поездку задает, как правило, умеренный уровень тарифа, что, в свою очередь, вы-

зывает необходимость субсидирования общественного транспорта. Если парковка и другие аспекты использования автомобилей также субсидируются, потребность в субсидировании общественного транспорта возрастает еще сильнее»[7, с.65].

Что касается стоимости проезда общественного транспорта в г. Элиста, то для маршруток он составляет 15 рублей, для автобусов ПАЗ - 12 рублей.

Б) конкуренция - система общественного транспорта и ее доступность составляет конкуренцию автомобилям, однако стоит отметить плюсы и минусы пользования этими видами транспортных средств. Так, общественный транспорт выигрывает в цене, а личный автомобиль - в комфортных условиях и скорости.

Как на федеральном, так и на региональном уровне проводятся мероприятия по восстановительно-ремонтным работам согласно разработанным программам.

Согласно Постановлению Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 года № 2911 была утверждена муниципальная программа «Развитие, содержание улично-дорожной сети и благоустройство города Элисты на 2019 - 2024 годы», в соответствии с которой участником является МБУ «Дорожное управление «Элиста-Автодор». Задача программы заключается в создании комфортных условий для оказания транспортных услуг населению, улучшения состояния автомобильных дорог и обеспечения безопасности передвижения как для транспорта, так и для пешеходов. Исполнителем программы выступило Управление городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации столицы Калмыкии, а соисполнителем - Управление ЖКХ, строительства и транспорта Администрации.

На сегодняшний день стоит острая проблема обеспечения транспортными средствами отдаленных улиц города. Так, улицы Южная, Северо-Западная, ул. Ипподромная, ул. Западная, ул. Братьев Алехиных, ул. Демьяновская, ул. Физкультурная, п. Троицкое, п. Аршань, а также близлежащие к ним улицы и иные, отдаленные от центра, должным образом не обеспечены транспортом, что создает проблемы для передвижения жителей и достижения пунктов назначения - больниц, школ, торговых точек. Самыми загруженными являются ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Губаревича, ул. Пушкина и ряд других, кроме того, автобусный маршрут также проходит по последним.

В настоящее время данная проблема решается путем направления новых транспортных средств - автобусов ПАЗ на проблемные маршруты. Каспийский Трубопроводный Консорциум в августе 2019 года подарил 11 новых автобусов для пассажирских перевозок, которые пополнят ряды автобусов, выполняющих маршрут, под номерами 85, 1, 6, 7, 11, 15 и др. Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют пассажирские перевозки на территории Элисты, не могут обеспечить

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

доступный уровень транспортного обслуживания и удовлетворить потребность жителей в пассажирских перевозках.

Следующая проблема касается непосредственно оплаты услуг пассажирских перевозок. В большинстве российских городов существуют проездные билеты, специальные электронные карточки или билеты, подтверждающие оплату проезда. В Элисте факт оплаты проезда на том или ином маршруте подтвердить затруднительно, поскольку кассиры не выдают билеты.

Исходя из смысла положений ч. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ подтверждение факта заключения договора перевозки между перевозчиком и пассажиром должно удостоверяться билетом.

На основании п. 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, «проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам»[4].

П. 43 указанных Правил указывает на форму и реквизиты таких билетов, которые закреплены в Приложении №1 к Правилам.

На сегодняшний день водители маршрутных такси и автобусов г. Элисты не выдают пассажирам билеты или контрольные талоны, подтверждающие факт оплаты проезда.

Ранее водители/кондукторы транспортных средств не использовали контрольно-кассовую технику (далее - КТТ), однако с 1 июля 2019 года это положение утратило силу, Согласно нормам Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», а также Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с указанного периода ККТ должна применяться. Это говорит о том, что пассажирам должны выдаваться билеты за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Однако билеты пассажирам так и не выдаются, поэтому неясно, каким образом будут контролировать данный факт контрольные и иные налоговые органы. На наш взгляд, решение данной проблемы возможно на основании введения локального нормативно-правового акта о привлечении к административной ответственности за невыдачу билетов.

«В системе городского транспорта накопилось много сложных проблем. Одна из важнейших - износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт очень серьезно изношен. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда

вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт часто работает «вхо-лостую»»[7, с. 67].

Следующая проблема главным образом связана с дорогами на территории г. Элисты и республики в целом, на которых обеспечивается осуществление пассажирских перевозок.

Улично-дорожная сеть представляет собой важнейший элемент любой инфраструктуры. Ее техническое состояние обеспечивает безопасность всех участников движения. Дороги являются объектом дорожного хозяйства, соответственно, должен проводиться комплекс работ для поддержания состояния дорог в надлежащем состоянии (а также прилежащих к им элементов) и отвечающим требованиям безопасной эксплуатации.

Эксплуатация дорог допускается в течение определенного времени, соответственно, после истечения этого срока должен быть проведен ряд работ, позволяющих продлить срок эксплуатации. В связи с интенсивностью движения и увеличением количества грузовых автомобилей, проходящих через территорию г. Элисты, приводит к тому, что дорожное полотно быстрее разрушается, создается опасность аварийных ситуаций, соответственно, должно быть увеличено количество восстановительных работ по ремонту. В течение 2019 года в Элисте был проведен восстановительный ремонт дорог, их расширение, создание пар-ковочных мест, а также укладка нового асфальтированного покрытия, что улучшило ситуацию с движением в целом.

Кроме того, безопасность дорожного движения предполагает наличие светофоров, дорожных знаков, разметок пешеходного перехода «зебра», ограждений, лежачих полицейских, других разметок и неровностей. Работы проводятся в соответствии с приоритетным проектом «Безопасные и качественные дороги» (выполнение данного проекта предусматривается до 2025 года включительно), а также госпрограммой Калмыкии «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства», рассчитанной на период 2013-2024 гг.

На сегодняшний день отремонтированы дороги на территории 6,8 микрорайонов, ул. Сухэ-Батора, ул. Пушкина, ул. Ленина и ряд других. Результат свидетельствует о планомерной реализации государственных программ.

Подпрограмма «Дорожное хозяйство», которая начала действовать с 2019 года (2019-2024 гг.), также имеет цель -решить проблемы улично-дорожной сети г. Элисты. Так, например, в рамках подпрограммы планируется отремонтировать более 67 км дорог города, осуществить ямочный ремонт около 124 тысяч км дорог, дополнить дороги всеми техническими средствами.

Исходя из анализа положений программы, мы полагаем, что необходимо усилить контроль уполномоченных органов по надзору за ходом работ, чтобы избежать не только отставания от сроков, но и не допустить коррупции на местах.

Каково же решение проблемы развития качественной и эффективной транспортной системы региона в целом? Авторы Кирсанов С.А., Анопченко Т.Ю. полагают, что для совершенствования системы общественного транспорта необходимо «достаточное и стабильное финансирование. Наличие достаточного финансирования - главное условие устойчивой работы общественного транспорта как высококачественной, высокопроизводительной и привлекательной для пассажиров транспортной системы. Обычно такие затраты превосходят финансовые возможности местных властей, поэтому в их финансировании должны участвовать региональное и федеральное правительство, вклад которых часто оказывается основным и решающим. Субсидирование эксплуатационных расходов общественного транспорта является отражением интермодальной транспортной политики, избранной местными властями»[7, с.66-67].

«В целях улучшения ситуации на дорогах (по мнению автора Строгановой А.М. на примере г. Самары) важна системная работа по совершенствованию городского транспортного комплекса; необходима разработка транспортной модели города; поиск методов повышения связности территорий; моделирование и проектирование дорожного движения; оптимизация схемы маршрутов городского пассажирского общественного Библиография:

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2) Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // Российская газета, № 99, 27.05.2003.

3) Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, N 145, 06.07.2018

4) Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Российская газета, № 40, 11.03.2009

5) Постановление Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 29 декабря 2018 года № 2911 // официальный сайт Администрации города Элисты (www.gorod-elista.ru) [Электронный ресурс]

6) Строганова А. М. Проблемы транспортного комплекса региона и их решения // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. -№5-1 (81). - С. 251-254

7) Кирсанов С.А., Анопченко Т.Ю. Проблемы организации городского транспорта в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - №4. - С. 62-69

8) Лопарева И.Ю. Исследование понятия транспортного обслуживания // Transport business in Russia. - 2017. - №1. - С. 130-133

транспорта; оценка эффективности работы общественного транспорта при условии выделенных полос движения для автобусов; проработка аспекта ограничения парковки на дорогах в центральной части города; прогнозирование развития системы городского пассажирского общественного транспорта; анализ методов повышения привлекательности пассажирского общественного транспорта для жителей города (повышение качества обслуживания, внедрение: экономических стимулов при отказе от поездок на личном транспорте в центр города в пользу использования общественного транспорта); определение методов повышения эффективности создания автоматизированной системы управления дорожным движением»[6, С. 253].

Мы полагаем, что улучшение транспортной системы непосредственно зависит от нескольких факторов: финансирования, контроля и надзора уполномоченных на то органов за ходом выполнения плана предусмотренных программ, особенностей градостроительной системы региона, тарификации, социально-экономического благополучия населения и др.

Таким образом, транспортное обслуживание в г. Элиста составляет одну из актуальнейших проблем региона. Результативное решение имеющихся задач и проблем органами местного самоуправления можно достигнуть в случае применения рассмотренных нами возможностей и путей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.