Научная статья на тему 'Основные достоинства и недостатки транспортного обслуживания населения в городском округе самара'

Основные достоинства и недостатки транспортного обслуживания населения в городском округе самара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2954
1296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ САМАРА / ДОСТОИНСТВА / НЕДОСТАТКИ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / PEST-АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратенко Анатолий Константинович

Рассмотрена система транспортного обслуживания населения г.о. Самары. Представлен обзор сложившейся ситуации в сфере общественного транспорта, выявлены основные достоинства и недостатки транспортной системы. Проведен PEST и SWOT анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main advantages and disadvantages of transport service in Samara

Observed the system of transport services in Samara. Provides an overview of the current situation in the field of public transport. Identified the main strengths and weaknesses of the transport system, conducted SWOT and PEST analysis.

Текст научной работы на тему «Основные достоинства и недостатки транспортного обслуживания населения в городском округе самара»

Региональное развитие • № 7(11) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 7(11), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/09/

URL статьи: https://regrazvitie.ru/osnovnye-dostoinstva-i-nedostatki-transportnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-gorodskom-okruge-samara/

УДК 338.47

Основные достоинства и недостатки транспортного обслуживания населения в городском округе Самара

© 2015 Кондратенко Анатолий Константинович

магистр

Самарский Г осударственный Экономический Университет E-mail: kondratenko. a.k@gmail .com

Ключевые слова: общественный транспорт, городской округ Самара, достоинства, недостатки, транспортное обслуживание, транспортная система, PEST-анализ, SWOT-анализ.

Аннотация. Рассмотрена система транспортного обслуживания населения г.о. Самары. Представлен обзор сложившейся ситуации в сфере общественного транспорта, выявлены основные достоинства и недостатки транспортной системы. Проведен PEST и SWOT анализ.

Main advantages and disadvantages of transport service in Samara

© 2015 Kondratenko Anatoliy Konstantinovich

Master

Samara State University of Economics E-mail: kondratenko. a.k@gmail .com

Keywords: public transportation, Samara city, advantages, disadvantages, transport services, transport system, PEST-analysis, SWOT-analysis.

Abstract. Observed the system of transport services in Samara. Provides an overview of the current situation in the field of public transport. Identified the main strengths and weaknesses of the transport system, conducted SWOT and PEST analysis.

Выходные сведения статьи:

Кондратенко А.К. Основные достоинства и недостатки транспортного обслуживания населения в городском округе Самара // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 7(11). URL: https://regrazvitie.ru/osnovnye-dostoinstva-i-nedostatki-transportnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-gorodskom-okruge-samara/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

regrazvitie@yandex.ru А Отраслевы е и межотраслевые региональные комплексы

Самара является одним из мегаполисов России и входит в десятку крупнейших городов по численности населения. Безусловно, для комфортного существования людей в таких условиях городу требуется развитая транспортная система. В данной статье определяются основные достоинства и недостатки действующей системы транспортного обслуживания населения городского округа Самара. Проведение данного этапа исследования необходимо для разработки и обоснования предложений по совершенствованию системы транспортного обслуживания населения муниципального образования.

Перевозка пассажиров в городском округе Самара осуществляется несколькими видами общественного транспорта: автобусами, трамваями, троллейбусами, метрополитеном, маршрутными такси, а также частными службами такси. Небольшую долю во внутригородских перевозках занимают пригородные электропоезда и речной транспорт.

Управление транспортом и координацию движения осуществляет Департамент транспорта городского округа Самара. В его подчинении находятся несколько муниципальных предприятий:

1. МП «Самарский метрополитен» обеспечивает перевозки пассажиров на метро.

2. МП «Трамвайно-троллейбусное управление» - трамвайным и троллейбусным транспортом.

3. МП «Пассажиравтотранс» - муниципальными автобусами.

4. МП «Пассажиртранссервис» обеспечивает функционирование диспетчерской службы, а также работает с транспортной моделью [5].

Следует ввести понятие транспортного предложения, оно характеризуется тем, какие возможности город предоставляет жителям для реализации их перемещений (транспортные корреспонденции).

Основной критерий эффективности транспортной системы — среднее время реализации транспортных корреспонденций (усредненное время перемещения по всем транспортным маршрутам). Это время рассчитывается с использованием транспортной модели, имеющейся в распоряжении МП «Пассажир-транссервис». В данную модель входят все дороги, знаки ограничения движения, светофоры, общественный транспорт и его расписание, при этом город разделен на транспортные районы. По каждому району известно количество проживающих, работающих, обучающихся и производится оценка межрайонных корреспонденций. Следует отметить, что самая точная оценка таких корреспонденций осуществляется с использованием обезличенных статистических данных о перемещениях абонентов, предоставляемых сотовыми операторами. В городе Самаре по данным за 2014 год среднее время реализации транспортных корреспонденций составляло 48 минут. Для сравнения это время значительно меньше, чем в Москве, но больше чем в ряде городов-аналогов по площади и численности населения. При этом важно понимать, что каждое незначительное изменение (например, разрешение или запрет левого поворота на одном из крупных перекрестков города) влияет на все корреспонденции. Кроме того, известно, что среднее время реализации транспортных корреспонденций увели-

Региональное развитие • № 7(11) • 2015

http://regrazvitie.ru

чивается на 30-40 секунд в год только за счет увеличения числа автомобилей [2].

Затем производится связь спроса с предложением: параметры модели соотносятся с данными, полученными на основе натурных наблюдений пассажиропотока на наиболее крупных остановках и перекрестках. В результате исследователи получают полную картину по городу. Таким образом, основные транспортные потоки можно просчитать, а значит можно смоделировать развитие эффективной транспортной системы города, для успешного функционирования которой и оценки достижимости поставленных целей необходимо использовать современные методы регионального стратегирования [3].

Практически во всех крупных городах, включая Самару, процент перемещений на личном автотранспорте растет, а на общественном снижается. В среднем в одном автомобиле едет 1,4 человека. Следовательно, каждые 60 человек, сменившие автобус на личный автомобиль, занимают на дороге места как 15 автобусов [2].

Кроме личного транспорта бурное развитие получило такси. Такси, с точки зрения общественного блага, «лучше» чем личный транспорт тем, что почти не занимает парковочные места. Кроме такси развивается "каршеринг" - совместная организация поездок несколькими людьми с разделением затрат [8].

По оценкам транспортных инженеров у нас в Самаре сравнительно высокая плотность улично-дорожной сети - достаточно много дорог по сравнению с другими российскими городами, это является весомым достоинством. Однако, далеко не всегда используются эти резервы. На самом деле, даже однополосная дорога без светофоров и перекрестков имеет приличную пропускную способность - около 1900 автомобилей в час при идеальных дорожных условиях. При этом максимальная пропускная способность обеспечивается при скоростях движения примерно 50 км/час. При большей скорости - растут интервалы между автомобилями и снижается плотность потока. Как показывают наблюдения и соответствующие математические модели, основные препятствия возникают на перекрестках, где машины ждут возможности проехать, снижают скорость, пропускают пешеходов и ждут несколько драгоценных секунд при смене сигнала светофора, пока все въехавшие на перекресток освободят его [8].

Одним из важнейших свойств уличной сети является ее связность. Транспортные районы г.о. Самары сильно сегментированы, что является существенным недостатком.

Наряду с несвязностью важной проблемой общественного транспорта г.о. Самары является сильный износ и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Вследствие износа подвижного состава понижается техническая надежность и безопасность транспорта для пассажиров, увеличивается количество сходов с маршрута по причине технической неисправности. Помимо этого, в некоторой степени возрастают издержки на содержание и эксплуатацию парка и себестоимость перевозок. Рост транспортной мобильности населения, при сокращении парка перевозчика приводит к увеличению наполняемости салонов. В "час пик" наполняемость практически в три раза превышает зна-

regrazvitie@yandex.ru А Отраслевы е и межотраслевые региональные комплексы

чения, рекомендованные Международным союзом общественного транспорта, и представляет собой физически возможный предел загрузки. В результате минимальный уровень комфортности для пассажиров и требуемые условия безопасности при перевозках не соблюдаются.

Рост тарифов на городском транспорте за последние годы составил более 100%. В большей мере это связано с увеличением расходов, неудовлетворительным техническим состоянием подвижного состава.

Сеть маршрутов городского транспорта в некоторых районах не соответствует пассажиропотокам, вследствие этого часть маршрутов переполнена, а в другой части курсируют пустые автобусы. Маршрутная сеть устроена так, что ряд поездок невозможно осуществить без пересадок. Значительные затруднения при организации обслуживания населения транспортом связаны с устаревшей планировкой города, в том числе, узкими улицами, отсутствием парковочных мест. Такая ситуация способствует появлению так называемой транспортной дискриминации, когда из-за низкого развития транспортной системы люди испытывают трудности при получении услуг в различных социальных сферах: образования, трудоустройства, здравоохранения.

Изучая зарубежный опыт, можно отметить, что мобильность граждан в США защищена на уровне конституционных прав.

Главной причиной нерентабельности крупных и средних предприятий общественного транспорта является низкое финансирование затрат перевозчиков из бюджетов различных уровней.

Одной из основных причин трудностей, испытываемых транспортными предприятиями, является дефицит финансовых ресурсов для обновления транспортного парка и создания для его эксплуатации современной инфраструктуры.

В результате перехода в последнее десятилетие в г.о. Самара от административной системы управления общественным транспортом к рыночной выявлен ряд проблем:

1. Появление недобросовестных перевозчиков.

2. Уменьшение средней вместимости подвижного состава.

3. Повышенная загруженность улично-дорожной сети, приводящая к росту аварийности.

4. Необорудованность автопарка частных перевозчиков для пользования маломобильными группами населения.

5. Отсутствие общественного транспорта в ночное время.

6. Сокращение числа маршрутов общественного транспорта из-за низкой популярности некоторых его направлений.

Стабильное и эффективное функционирование пассажирского транспорта является важнейшим элементом социально-экономической инфраструктуры, а также способствует улучшению качества жизни населения.

Проведение PEST-анализа внешней и внутренней среды пассажирского транспорта г.о. Самара позволяет выявить стратегические направления его развития (рис. 1).

Региональное развитие • № 7(11) • 2015

http://regrazvitie.ru

1. Государственная транспортная политика. 2. Государственная фискальная политика. 3. Государственная бюджетная политика. 4. Транспортное законодательство. 5. Антимонопольное законодательство. 6. Законодательство об охране окружающей среды. 7. Законодательство Самарской области в сфере организации 1. Уровень инфляции. 2. Цены на энергоресурсы. 3. Валовой региональный продукт. 4. Среднедушевые доходы населения г.о. Самара. 5. Уровень безработицы.

пассажирских перевозок. 8. Муниципальные нормативно -правовые акты администрации г.о. Самара. Р (правовые) Е (экономи- ческие)

1. Демографические изменения (естественная убыль населения, увеличение числа пенсионеров и т.д.). 2. Развитие системы S (социаль- ные) Т (технологи ческие) 1. Новые технологии в производстве автобусов. 2. Новые технологии в производстве электротранспорта. 3. Изменение

ценностей общества (экологические ценностей, духовные ценности и т.д.). 3. Перемены в образе жизни населения (мобильныйобраз жизни). 4. Уровень образованности населения (повышение процента населения с высшим образованием). 5. Изменение вкусов и предпочтений (предпочтение транспортных услуг более высокого качества). коммуникационных технологий (Интернет, спутниковые системы GP5/GLONASS и т.д.). 4. Уровень государственного и отраслевого финансирования научнотехнических исследований и разработок в области развития ОПТ.

Рис. 1. PEST-анализ факторов внешней среды, воздействующих на систему городского пассажирского транспорта г.о. Самара

К политико-правовым факторам, оказывающим воздействие на систему общественного пассажирского транспорта, относятся транспортная и бюджетно-налоговая политики Российской Федерации, транспортное, антимонопольное законодательства, законодательство об охране окружающей среды и т.д. Развитие правовой базы главным образом направлено на разделение сфер транспортной деятельности: потенциально конкурентных и монопольных, а также уменьшение уровня ценового регулирования. Одной из задач является создание правовых условий для открытой прямой конкуренции, в первую очередь, сектора городского и пригородного пассажирского транспорта, где положения действующего антимонопольного законодательства противоречат экономическим и социальным реалиям.

При этом, при развитии дорожной инфраструктуры необходимо учитывать архитектурно-строительные требования, а также не нарушать историко-

regrazvitie@yandex.ru______| Отраслевы е и межотраслевые региональные комплексы

культурную целостность, в условиях большого количества памятников архитектуры, в особенности на территории исторического центра города [4].

Из экономических факторов ключевым является показатель доходов населения. Слой людей, имеющих большие доходы, вероятнее всего, пользуется личными автомобилями и, как следствие, крайне редко прибегает к услугам общественного транспорта.

Проведенный SWOT-анализ внутренней и внешней среды транспортного обслуживания населения г.о. Самара представлен в таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ системы транспортного обслуживания ____________населения в городском округе Самара___________

Сильные стороны Слабые стороны

1. Высокая квалификация водителей муниципального транспорта. 2. Наличие льготной системы оплаты проезда (единая транспортная карта). 3. Развитая производственно-техническая база. 4. Наличие подвижного состава, оборудованного средствами для маломобильных групп населения. 5. Оказание услуг по техосмотру и техобслуживанию частным перевозчикам на коммерческой основе. 6. Безопасность перевозок муниципального транспорта. 7. Оказание услуг по осуществлению заказных перевозок на коммерческой основе. 8. Дополнительные финансовые доходы за счет размещения наружной и внутренней рекламы в общественном транспорте. 9. Большая вместимость муниципального подвижного состава. 10. Обеспеченность муниципального транспорта датчиками GPS/ГЛОНАСС, которые передают свои координаты каждые 30 с в диспетчерский центр в систему АСУ «Навигация». 11. Доступность для населения онлайн-карт движения на сайте "Транспортный оператор Самары - tosamara.ru" и в мобильных приложениях [6]. 1. Плохое качество дорожного покрытия. 2. Недостаточная компенсация из бюджетов по расходам на перевозку льготных категорий граждан. 3. Вынужденное поддержание тарифной политики. 4. Слабо развитая правовая база в сфере регулирования общественных пассажирских перевозок. 5. Отсутствие высококвалифицированных сотрудников в сфере управления и менеджмента. 6. Недостаточность маркетинговых мероприятий по продвижению услуг общественного транспорта. 7. Высокий износ основного количества подвижного состава. 8. Регулярный сход транспорта с рейса в результате технической неисправности. 9. Неэффективное использование подвижного состава. 10. Устаревшая инфраструктура электротранспорта. 11. Недостаточная развитость сети метрополитена. 12. Низкий пассажиропоток и эффективность метра 13. Несоответствие частного общественного транспорта современным требованиям по комфортности, безопасности, экологичности. 14. Отсутствие контроля в частном общественном транспорте за сбором выручки от проезда пассажиров. 15. Ненадлежащее состояние остановок общественного транспорта в некоторых транспортных районах или их отсутствие.

Региональное развитие • № 7(11) • 2015

http://regrazvitie.ru

Окончание табл. 1

Возможности Угрозы

1. Обновление подвижного состава с использованием лизинга на льготных условиях. 2. Финансирование из федерального и регионального бюджетов для обеспечения равной доступности транспортных услуг среди населения. 3. Введение автоматизированной формы слежения за выручкой с использованием электронных систем. 4. Дальнейшее развитие системы информационного обслуживания пользователей транспортных услуг, установка информационных табло и указателей на остановках. 5. Подключение к этой системе частного коммерческого транспорта. 6. Развитие сети метрополитена. 7. Запуск новых маркетинговых мероприятий по продвижению услуг общественного транспорта. 8. Модернизация инфраструктуры электротранспорта. 9. Оптимизация транспортной модели города. 1. Постоянно повышающийся уровень автомобилизации городских жителей. 2. Недобросовестная конкуренция и более высокая мобильность частных коммерческих перевозчиков. 3. Потеря контроля муниципальных служб за функционированием частного маршрутного транспорта и выпуска его на рейсы. 4. Несоответствие маршрутов частных перевозчиков рациональному распределению, разработанному местными службами. 5. Снижение пропускной способности уличнодорожной сети. 6. Постоянный рост уровня цен на ГСМ, запасные части и тарифов на электроэнергию. 7. Повышение процентных ставок на лизинговые сделки. 8. Недооценивание значения маркетинговых услуг общественного транспорта в решении существующих проблем.

Результаты анализа показали, что слабые стороны преобладают над сильными. Данное преобладание заключается в значимости некоторых ключевых слабостей транспортной системы города, таких как недостаточная развитость сети метрополитена, плохое качество дорожного покрытия и высокий износ основного количества подвижного состава. Состояние транспорта города по этим факторам для населения стало привычным, и в обозримом будущем кардинальных изменений в лучшую сторону пользователи услуг не ожидают. Однако, в случае планомерного следования утвержденной Транспортной стратегии развития Российской Федерации [2], решая существующие проблемы и реализуя указанные возможности, ситуация должна измениться в сторону перевеса сильных сторон, но для достижения этого безусловно потребуется финансирование из бюджета федерального уровня.

Таким образом, на основе проведенного анализа факторов внешней и внутренней среды и SWOT-анализа пассажирского транспорта общего пользования были определены основные достоинства и недостатки транспортной системы г.о. Самары. Выявленные положительные и отрицательные стороны системы транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании позволят разработать направления ее развития на перспективу в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации.

regrazvitie@yandex.ru

Отраслевы е и межотраслевые региональные комплексы

Литература:

1. Закон Самарской области от 12.10.2010 №107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» (в ред. от 03.10.2014 г.).

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // http://rosavtodor.ru/documents /transport-strategy-2030/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Цыбатов В.А. Модели и методы стратегирования регионального развития. Вестник СГЭУ. 2015. №3 (125).

4. Дмитриева Е.О., Хасаев Г.Р., Полянскова Н.В. Информационный потенциал историко-культурного наследия и оценка уровня его развития в муниципальных районах самарской области. Вестник СГЭУ. 2014. №11 (121).

5. Сайт администрации г.о. Самара, раздел посвященный МП «Пассажиртранссервис» // http://samadm.ru/authority/ municipal_enterprise_ of_the_city_of_samara_- passazhirtranssnab/ about-the-company4/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Cайт "Транспортный оператор Самары" // http://tosamara.ru/ transportnye_predpriyatiya/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Сайт МП «Пассажиравтотранс» // http://patsamara.ru/enterprise/about/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

8. Сайт "Другой город", статья "Общественный транспорт" Е. Нектаркин // http://drugoigorod.ru/samara_for_dummies_ferry_system1/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

References:

1. Law of the Samara region of 12.10.2010 №107-DG "On organization of public passenger transport services by road and urban land-electric public transport in the Samara region" (in red. 03.10.2014).

2. Transport Strategy of the Russian Federation for the period till 2030 // http://rosavtodor.ru/documents / transport-strategy-2030 / (free access). Header screen. Russian language.

3. Tsybatov V.A. Models and methods of strategy development of regional development. Vestnik SSEU. 2015. №3 (125).

4. Dmitrieva E.O., Hassan G.R., Polyanskova N.V. Information potential of historical and cultural heritage and the assessment of the level of its development in the municipal districts of the Samara region. Vestnik SSEU. 2014. №11 (121).

5. Samara Site Administration, a section dedicated to the MP "Passazhirtransservis» // http://samadm.ru/authority/ municipal_enterprise_ of_the_city_of_samara_-passazhirtranssnab / about-the-company4 / (free access). Header screen. Russian language.

Региональное развитие • № 7(11) • 2015

http://regrazvitie.ru

6. The site of "transport operator Samara" // http://tosamara.ru/ transportnye_predpriyatiya / (free access). Header screen. Russian language.

7. Website MP "Passazhiravtotrans» // http://patsamara.ru/enterprise/about/ (free access). Header screen. Russian language.

8. Site "Another city", the article "Public transport" E. Nektarkin // http://drugoigorod.ru/samara_for_dummies_ferry_system1/ (free access). Header screen. Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.