Engineering Sciences
УДК 625.7
РС! 10.21661^г-112349 Л.Н. Павлова
Развитие городской транспортной системы г. о. Самары
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессами развития городской транспортной системы в целом и в г о. Самары. Представлены проблемы, возникающие в процессе развития городской транспортной системы, и изложены основные принципы развития городской транспортной системы города. Сформулированы концепции развития улично-дорожной сети городского округа Самары.
I Ключевые слова: городская транспортная система, проблемы развития, принципы развития, концепции развития, улично-дорожная сеть, Самара.
L.N. Pavlova
Development of urban transport system of U.D. Samara
Abstract
In the article some problems related to development processes of urban transport system generally and in U.D. Samara are discussed. These ones arising from development process of urban transport system are presented. Main principles of development of Samara urban transport system are expounded. Development concepts of the road network of the urban district Samara are designed.
I Keywords: urban transport system, problems of urban transport system development, principles of urban transport system development, development concepts of the road network, Samara.
Транспортная система городского округа Самара является территориальной транспортной системой. Площадь территории - 541 кв. км. В состав транспортной системы г. о. Самара входят компоненты, выделенные по признакам для планирования развития транспортной системы:
- улично-дорожная сеть, ее протяженность - более 2000 км;
- система организации дорожного движения;
- метрополитен - 1 линия, 9 станций;
- городской электротранспорт - трамвай и троллейбус;
- автомобильный транспорт: пассажирский - общественный (автобусы и маршрутные такси), индивидуальный, ведомственный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, сооружения хранения и обслуживания, пассажирские и грузовые терминалы;
- сеть железнодорожных путей сообщения, узловые объекты железнодорожного транспорта;
- водные пути сообщения, порт, причалы, стоянки маломерного флота, транспортные средства.
Самарский транспортный узел (рис. 1) включает в себя:
- сеть автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, улично-дорожную сеть муниципальных образований г. о. Самара, г. о. Ново-
куйбышевск, прилегающих к ним муниципальных об разований на территориях в границах обводной авто мобильной дороги;
- порт Самара;
- Самарский железнодорожный узел;
- аэропорт Курумоч.
Рис. 1
Interactive science | 6 • 2016
77
Технические науки
Основными принципами развития городской транспортной системы являются:
- поддержание и развитие городского коммуникационного пространства на уровне, необходимом не только для выживания, но и для самореализации городского сообщества;
- сохранение и развитие особых качеств городского коммуникационного пространства, привлекательных для ведения традиционных и новых видов деятельности;
- сохранение баланса интересов между деятельностью сегодняшнего дня и деятельностью будущих поколений.
Концепциями развития улично-дорожной сети городского округа Самара являются нижеизложенные положения.
Городской округ Самара по численности населения занимает шестое место в РФ среди городов-миллионеров и уступает только Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирску, Нижнему Новгороду и Екатеринбургу. Развитие структуры улиц и дорог г.о. Самара включает реконструкцию:
- автомагистралей общегородского значения регулируемого движения: ул. Авроры, ул. Ново-Садовая, Московское шоссе, XXII партсъезда, пр. Кирова, Заводское шоссе, ул. Гагарина, ул. Победы и др.;
- районных магистралей - регулируемого движения: ул. Советской Армии, ул. Солнечная, ул. Стара Загора, ул. Ново-Вокзальная, ул. Мичурина, ул. Вольская, ул. Владимирская и др.;
- улиц в жилой застройке.
Основными транспортными проблемами г.о. Самара являются:
- исчерпание пропускной способности магистральных улиц в связи со значительным ростом темпов автомобилизации;
- отсутствие автомагистралей непрерывного движения;
- несоответствие планировочных параметров магистралей принятой категории;
- отсутствие в «зонах притяжения» автомагистралей подземных и надземных паркингов для хранения автотранспорта.
С целью решения этих проблем предусматриваются следующие организационно-технические мероприятия:
- с целью недопущения техногенной катастрофы по результатам обследования моста через р. Самара в створе ул. Главная выполнить первоочередные ремонтные работы, обеспечить установленный режим пропуска транспортных средств;
- выполнить предпроектные проработки по определению створа нового мостового перехода, его проек-
тирование и строительство с учетом положений генерального плана развития г.о. Самара;
- обеспечить объезд намеченной к строительству станции метро «Алабинская» по ул. Соколова и далее по Волжскому проспекту;
- выполнить реконструкцию ул. Луначарского с устройством развязки в разных уровнях на пересечении с ул. Ново-Садовая;
- завершить реконструкцию пр. Гагарина от ул. Тухачевского до Московского шоссе;
- с целью поддержания транспортно-эксплуатаци-онного состояния Московского шоссе и ул. Ново-Садовая на нормативном уровне выполнить их ремонт, предусмотрев мероприятия по повышению пропускной способности;
- продолжить работы по строительству магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения К. Маркса;
- выполнить реконструкцию ул. Солнечная, обеспечив беспрепятственный проезд на всем протяжении от Московского шоссе до ул. Подпольщиков;
- строительство мостового перехода «Кировский» вести, по возможности, одновременно на разных участках;
- реконструировать пр. Кирова, переведя его в категорию магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения;
- выполнить реконструкцию Заводского шоссе, обеспечив движение грузового автотранспорта по периферии города от ул. Авроры до выхода на автодорогу Самара-Бугуруслан;
- осуществить резервирование земель и приостановить все отводы земельных участков с учетом перспективного развития улично-дорожной сети;
- целенаправленно осуществлять размещение паркингов в центральной части города с элементами архитектурной выразительности, предусматриваяразмеще-ние автостоянок в подземных этажах вновь строящихся зданиях, торговых центрах;
- предусматривать строительство паркингов.
Решение этих ближайших задач улучшит деятельность транспортной системы города и частично решит проблемы. Кроме того, следует произвести установку систем автоматизированного управления дорожным движением и устройство дополнительных полос для правоповорачивающих автомобилей.
Все эти мероприятия поднимут качество дорог г. о. Самара в смысле их соответствия интенсивности и безопасности движения [1-3].
Литература
1. Павлова Л.В. Пути повышения эксплуатационных качеств автомобильных дорог // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: Материалы 69-й научно-технической конференции. - Самара: СГАСУ, 2012. -С. 337-338.
2. Павлова Л.В. Влияние автомобилизации на экологическую ситуацию// Природоохранные и гидротехнические сооружения: проблемы строительства, эксплуатации, экологии и подготовки специалистов: Материалы Международной научно-технической конференции / Под. ред. М.И. Бальзанникова, С.В. Евдокимова. - Самара: СГАСУ, 2014. - С. 436-439.
3. Архитектурно-ландшафтные решения транспортных сооружений // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство: Сборник статей 73 научно-технической конференции по результатам НИР. -Самара: СГАСУ, 2016. - С. 135-141.
78
Интерактивная наука | 6 • 2016