УДК 340
Яменсков Александр Иванович
заместитель главы, муниципальное образование, г. Новороссийск [email protected]
Голубкина Ксения Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Абрамян Сюзанна Кароевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Alexander I. Yamenskov
Deputy Head, Municipal formation, city of Novorossiysk [email protected]
Ksenia V. Golubkina
Candidate of Legal Sciences,
Docent of Department
of Theory and History of State and Law,
State Maritime University
named after Admiral F.F. Ushakov
SYuzanna K. Abramyan
Candidate of Legal Sciences,
Docent of Department
of Theory and History of State and Law,
State Maritime University
named after Admiral F.F. Ushakov
Проблемы качества
перевозок пассажиров городским общественным транспортом в городе новороссийске
Problems of the quality
of transportation
of passengers by city public
transport
in the city of novorossiysk
Аннотация. Жизнь современного человека невозможно представить без активного передвижения в пространстве. При этом человек использует все возможные способы передвижения: от самостоятельного передвижения до транспортных перевозок. Обеспечивая основные потребности населения, пассажирские перевозки играют важную роль в социальной и экономической жизни общества. В статье представлен анализ организации пассажирских автомобильных перевозок и их качества в городе Новороссийске. Представлены результаты оценки удовлетворенности потребителей качеством перевозок. Обоснованы мероприятия, направленные на улучшение качества перевозок в г. Новороссийске.
Ключевые слова: транспорт, автомобильный транспорт, пассажирские перевозки, качество перевозок, проблемы качества пассажирских перевозок
Annotation. The life of a modern person cannot be imagined without active movement in space. At the same time, a person uses all possible ways of movement: from independent movement to transportation. Providing the basic needs of the population, passenger transportation plays an important role in the social and economic life of society. The article presents an analysis of the organization of passenger road transport and their quality in the city of Novorossiysk. The results of the assessment of customer satisfaction with the quality of traffic are presented. Substantiated measures aimed at improving the quality of traffic in the city of Novorossiysk.
Keywords: transport, road transport, passenger traffic, quality of traffic, quality problems of passenger traffic.
Одним из наиболее распространенных видов наземного транспорта в современном мире является автомобильный транспорт. Именно он занимает ведущее место в перевозках пассажиров, в том числе и во внутригородском сообщении. Высокая конкурентоспособность пассажирских перевозок автомобильным транспортом
объясняется его доступностью, повышенной маневренностью и мобильностью, повышенной степенью комфортности поездок и автономностью движения по сравнению с иными видами транспорта. Поэтому, не случайно, что доля пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в общем объеме пас-
сажирских перевозок составляет более 60%. Принятие 220 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом...» ознаменовало собой новую веху в организации деятельности в сфере пассажирских перевозок в России [1]. В настоящее время организационный процесс транспортного обслуживания населения включает в себя: выбор перевозчика; изучение пассажиропотоков; разработка и утверждение маршрутных схем; составление расписаний движения автобусов; разработка текущих и перспективных планов развития и др. Решает указанные задачи заказчик в лице муниципального органа управления. В нашем городе данным органом выступает Управление транспорта и связи администрации муниципального образования город Новороссийск. Еще одним, не менее важным участником процесса выступает перевозчик. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации перевозку пассажиров осуществляют юридические лица различных форм собственности и индивидуальные предприниматели, которые законодательно обязаны обеспечить качество перевозки пассажиров в рамках требований, установленных законодательством. Итак, качество обслуживания пассажиров общественного транспорта ученые определяют следующим комплексом показателей: минимум затрат времени на передвижение и регулярность сообщения; комфортабельность поездки; доступность транспортных услуг (приемлемые тарифы), безопасность поездки, информирование пассажира (объявление остановочных пунктов, вывешивание схемы маршрута, наличие информационного расписания на остановочных пунктах) и др.
Для того чтобы определить уровень качества предоставляемых услуг в сфере пассажирских перевозок городским общественным транспортом в городе Новороссийске, нами было использовано два метода - социологическое обследование населения методом анкетирования и метод непосредственного наблюдения. Не будем акцентировать внимание на конкретных маршрутах, хотелось бы сделать выводы в общем. Нами опрошено тысячу человек разного социального статуса, возраста, которые активно пользуются услугами пассажирского транспорта г. Новороссийска.
По результатам анкетирования на прямой вопрос о качестве перевозок установлено, что уровнем качества пассажирских автомобильных перевозок в г. Новороссийске удовлетворены 19 %, частично удовлетворены - 60 % и не удовлетворены - 21 %. Основным видом автомобильного общественного транспорта является автобус малого класса, на котором перемещаются 58 % опрошенных пассажиров, 22 % опрошенных предпочитают автобус большого и среднего класса. В целом общаясь с пассажирами на тех или иных маршрутах и обрабатывая анкетные данные, мы пришли к выводу, что общее отношение людей к сложившейся ситуации в городе с пассажирскими перевозками неудовлетворительное, имеется достаточно много пре-
тензий, в числе которых претензии к внешнему вид транспортного средства. Автомобили зачастую грязные как снаружи, так и в салоне. На вопрос Удовлетворены ли Вы чистотой транспортного средства только 32 % горожан ответили: «да, машины этого маршрута всегда чистые и внутри, и снаружи». Уровнем комфортабельности салона удовлетворены 19 % горожан, частично удовлетворены 60 %. Достаточно много претензий к водителям автобусов из-за недопустимо низкого уровня культуры поведения. Об этом заявляют 67 % респондентов. Цифра конечно не может не обращать на себя внимание. К сожалению, вынуждены признать, что большинству из наших водителей элементарно не хватает культуры поведения и воспитания. Превышают допустимую скорость, неоправданно рискуют, ведут себя зачастую грубо. В Российской Федерации, в условиях сложившегося менталитета безнаказанности водителей только крайние меры заставят их понять, что в конце концов они имеют дело с источником повышенной опасности и отвечают за жизнь пассажиров. И здесь достаточно показателен опыт зарубежных стран. Например, во Франции и Германии предусматривается ответственность за «небрежное вождение» (неосторожное нарушение ПДД) и «опасное вождение», его еще называют «агрессивным вождением» (с умышленным нарушением ПДД). При этом первое признается административным правонарушением, а второе -уголовно наказуемым деянием. В качестве наказания за агрессивное вождение законами разных стран предусмотрено: тюремное заключение на срок от 5 дней до 6 месяцев; также лишение водительской лицензии на срок от 1 месяца до 1 года с обязательной пересдачей экзамена не только по управлению автомобилем, но и прослушивание курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения. На наш взгляд только жесткие меры будут действенными, и аналогичную практику необходимо внедрять в Российской Федерации. Введение уголовной ответственности за умышленное нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой создание аварийных ситуаций, может изменить сложившуюся ситуацию. Причем уголовную ответственность ввести не только для водителей общественного транспорта, но и всех автолюбителей. Следующим вопросом в анкете является вопрос об удовлетворенности пассажиров состоянием остановочного пункта. 51 % опрошенных пассажиров состояние остановочных пунктов частично устраивает, 38 процентов населения все устраивает. Режимом работы подвижного состава удовлетворены всего 31 % респондентов. Частично удовлетворены - 37 % опрошенных горожан. У большинства пассажиров (60 %) нет чувства безопасности в поездке. По мнению опрошенных, это связано в первую очередь многократными случаями нарушения правил дорожного движения и с отрицательным состоянием дорожного полотна. Один из главных параметров перевозок - стоимость проезда - и, пожалуй, это единственный показатель качества перевозок, которым удовлетворены больше половины опрошенных пассажиров 63 % пассажиров считают стоимость проезда доступной, и даже 4 % говорят о том, что дешево. По мнению
большинства респондентов руководство по транспортным перевозкам города делает недостаточно для улучшения ситуации с пассажирскими перевозками, однако при этом пассажиры отмечают, что именно в последние полгода после смены руководства транспортной сферой в администрации города Новороссийска, ситуация в городе в целом улучшилась. Наблюдается обратная связь между администрацией и перевозчиками. Успешно функционирует совет по регулированию рынка транспортных услуг. Принимаются действенные меры в отношении нарушителей.
Таким образом для осуществления качественного обслуживания пассажиров городским общественным транспортом, транспортные средства должны иметь следующие характеристики: ком-
фортабельность проезда, высокая скорость передвижения, возможность перевозки багажа, достаточное отопление, вентиляция салона, хорошая обзорностью местности, шумоизоляция, отсутствие задымленности. Очевидно, что на сегодняшний день, не все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки в городе Новороссийске отвечают указанным требованиям. В настоящее время состояние сферы пассажирских перевозок в городе Новороссийске характеризуется низким качеством, неэффективным функционированием, а главное неудовлетворенностью большинства потребителей. Поэтому крайне важным представляется выявление и изучение наиболее значительных проблем в области обслуживания пассажирских перевозок, а также разработка мероприятий по совершенствованию и улучшению их качества.
Литература:
1. Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015. № 220-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Literature:
1. Federal Law «On the Organization of Regular Transportation of Passengers and Baggage by Road and Urban Ground Electric Transport in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated July 13, 2015. № 220-FZ».