Научная статья на тему 'Об учебно-методическом пособии «Лингвокультурологический подход к преподаванию филологических дисциплин в вузе» для молодых преподавателей, аспирантов и школьных учителей'

Об учебно-методическом пособии «Лингвокультурологический подход к преподаванию филологических дисциплин в вузе» для молодых преподавателей, аспирантов и школьных учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летапурс Т. В., Малыхина Т. М., Писарева Л. Е., Харитонов В. И.

В статье излагаются основные причины создания новых учебнометодических комплексов для преподавания филологических дисциплин в вузе, а также раскрывается содержание учебнометодического пособия «Лингвокультурологический подход к преподаванию филологических дисциплин в вузе», которое обобщает практический опыт учебной деятельности авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летапурс Т. В., Малыхина Т. М., Писарева Л. Е., Харитонов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об учебно-методическом пособии «Лингвокультурологический подход к преподаванию филологических дисциплин в вузе» для молодых преподавателей, аспирантов и школьных учителей»

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ» ДЛЯ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, АСПИРАНТОВ И ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2006 Т.В. Летапурс, Т.М. Малыхина, Л.Е. Писарева, В.И. Харитонов

Т.В. Летапурс - к.филол. н., доцент кафедры специальных методик и русского языка;

Т.М. Малыхина - к.филол. наук, доцент кафедры специальных методик и русского языка;

Л.Е. Писарева - к.филол.н., доцент кафедры специальных методик и русского языка;

В.И. Харитонов - к.филол.наук, доцент кафедры специальных методик и русского языка e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье излагаются основные причины создания новых учебнометодических комплексов для преподавания филологических дисциплин в вузе, а также раскрывается содержание учебнометодического пособия «Лингвокультурологический подход к преподаванию филологических дисциплин в вузе», которое обобщает практический опыт учебной деятельности авторов.

Еще десять-пятнадцать лет тому назад учебно-методическая литература по филологическим дисциплинам на книжном рынке была представлена крайне недостаточно. Качество многих учебников и пособий также вызывало справедливые замечания педагогов. Переходный период в обществе, когда все осознали острую необходимость в новом поколении учебно-методической литературы, дал такие образцы, которые отличались поспешностью написания, в некоторых случаях претензией на новаторство (при отсутствии оного) и даже явной недобросовестностью авторов. В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону: учебники для филологов посыпались как из рога изобилия, и среди них, безусловно, есть работы, достойные высокой оценки. Вместе с тем отсутствие общественной стабильности, реформирование школьной и вузовской системы образования не способствовали возникновению системного комплекса учебников и разного рода пособий (бумажных и электронных), отвечающих потребностям вузовских преподавателей, школьных учителей, написанных в строгом соответствии с программами, стандартами современного образования, имеющих единую теоретикометодическую концепцию.

Кроме названного фактора, определившего причины, по которым авторы включились в процесс написания новых учебных пособий, есть и другие.

Во-первых, молодой филолог, вступающий на трудную стезю обучения русскому языку, культуре речи и литературе, пользуется основными вузовскими учебниками по курсам, опирается на основы психолого-педагогических знаний. Тот факт, что студенческая аудитория далеко не школьная, особых комментариев не требует, однако книг, раскрывающих различные аспекты обучения в вузе конкретным дисциплинам, явно недостаточно. Безусловно, есть программы курсов, государственные стандарты, есть требования к уровню знаний, умений и навыков студентов, но проходит несколько лет, пока начинающий педагог благодаря практической деятельности осознает, «что и как» он должен донести до студента, даже если за его плечами имеется стаж работы в школе.

Во-вторых, существенно изменилось поколение студентов. С одной стороны, оно освоило компьютерные технологии, стало более самостоятельным, критичным и требовательным к преподавателю. С другой стороны, к сожалению, стало менее читающим, не знающим мировую и родную культуру, зачастую стремящимся приложить минимум усилий там, где требуется вдумчивость, трудолюбие, творческий подход («Интернет» многими используется как источник информации, которая в случае надобности извлекается в готовом виде без изменений).

И наконец, в обществе, на наш взгляд, наступил критический момент, когда смена идеологии и поиск культурных доминант крайне обострили ситуацию с отношением к национальному языку, его роли в обществе, в жизни конкретной личности. Абсолютно необходимы воспитание уважения к отечественному языку и литературе, осознание их необычайной ценности.

Итак, сегодня студент приходит в вуз, имея за плечами сданный ЕГЭ по русскому языку, экзамен по литературе, чаще всего в форме защиты реферата по определенной теме. И поскольку вопрос о преемственности знаний, об определении содержания курсов - один из важнейших, посмотрим прежде всего на тот багаж знаний, с которым вчерашний школьник оказывается на пороге вуза. «Идеальный» вариант школьного обучения, «содержание предмета «Русский язык» в деятельностной форме» Е.А. Быстрова и С.И. Львова, ведущие специалисты в области современной лигводидактики, представили в четкой и ясной таблице. Позволим себе дать ее иллюстрацию.

Цели обучения Умения и навыки

Овладение системой знаний о Учебно-операционные,

языке, речи (лингвистическая компетенция) учебно-языковые умения и навыки (опознавательные, классификационные и др.)

Овладение средствами языка, его нормами (языковая компетенция) Частноречевые умения, навыки (орфографические, лексические, словообразовательные и др.)

Овладение видами речевой деятельности (коммуникативная компетенция) Речевые умения и навыки (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Овладение языком как средством общения (коммуникативная функция) Умения и навыки общения в разных сферах и ситуациях в соответствии с его мотивами, целями, социально принятыми нормами поведения

[Быстрова, Львова, Капинос 2004: 79]

Если студент поступает в вуз по результатам письменного тестирования, то высокий балл дает надежду, что кроме правильно выполненных письменных заданий он имеет навыки аудирования, говорения, чтения, а также и общения. В действительности же преподаватель сталкивается как с недостаточной языковой компетенцией, несформированностью частноречевых умений и навыков, так и с низким уровнем комммуникативной компетенции. Такая цель обучения русскому языку (она, кстати сказать, стоит первой в перечне целей, данных в государственном образовательном стандарте), как «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности», остается на уровне декларации, а иначе абсолютно невозможно объяснить в студенческой среде (!) преобладание нецензурной лексики, просторечия, жаргонизмов и сленга.

Глубинная связь языка, литературы, искусства и культуры осознается лишь незначительной долей абитуриентов. По сути, все выше перечисленные цели, требования к умениям и навыкам, предъявляемым в школе, остаются на начальных курсах вуза, на нефилологических факультетах, где введен в качестве федерального компонента в цикле «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» курс «Русский язык и культура речи». А если к этому добавить и недостаточную сформированность знаний, умений и навыков, которые предполагает школьный курс литературы, то вузовскому преподавателю приходится решать сложные проблемы выравнивания знаний и выполнения задач высшей школы. Отсутствие в течение продолжительного времени вузовских учебников по курсу «Русский язык и культура речи», «Русский язык и основы языкознания», «Литература с

основами литературоведения» для дефектологического факультета (два последних не появились и по сей день) послужило причиной создания авторами статьи пособий по курсам для студентов и преподавателей. Более чем двадцатипятилетний опыт преподавания филологических дисциплин в вузе реализовался в пособии для молодых преподавателей, аспирантов, учителей школы, в котором отражены наиболее продуктивные, на наш взгляд, методы и приемы обучения.

Общая тенденция современной филологии, направленная на целостное изучение языкового или литературного явления, которое предполагает единство методов исследования и всестороннее рассмотрение (язык, психология, искусство, культура, социум), сегодня существенно влияет на методику преподавания языка, культуры речи и литературы.

Поскольку последнее пятилетие авторы статьи занимались двумя научными проблемам в методике обучения (созданием и внедрением в учебный процесс электронных технологий и разработкой методов и приемов лингвокультурологического и культурологического анализа текста), то пособие прежде всего показывает:

• принципы формирования материалов для практических

занятий (анализируется важность краеведческого компонента);

• использование различных методик предварительного

исследования уровня знаний, умений, навыков студенческой аудитории 1 курса;

• своеобразие лингвокультурологического анализа языковых и литературных явлений, дает описание работы с художественными произведениями и различными связными текстами «на стыке искусств и наук»;

• приводит конкретные примеры использования

электронных источников, содержащих материалы

культурологического и этнографического характера.

Структурно пособие состоит из двух глав, в первой из которых рассматриваются методы и приемы лингвокультурологического и культурологического анализа текстов различной тематики, стиля, форм речевого выражения. Изучение произведений классиков русской литературы В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, современных писателей Е.И. Носова, В.П. Аксенова дается с точки зрения содержания художественного образа (действующего лица или образа-переживания) как сложной системы слагаемых лингвистического, культурного, социального, психологического характера. Кроме того, показывается стилистическое своеобразие автора как индивидуальности и «лица поколения». Включение художественного текста в контекст эпохи, представленной аудио- и видеоматериалами, искусствоведческими источниками, значительно расширяет возможности

осмысления таких компонентов личности героя и автора, как портрет (и всех «частей», оформляющих внешний вид человека, - одежду, прическу, аксессуары, и т. д.), речь (диалект и литературная речь, речевой этикет, наличие обсценной лексики, феномен молитвы), отношение к природе, национальное своеобразие. Вторая глава посвящена особенностям использования электронных технологий на практических занятиях по названным языковым и литературным курсам.

Формируя языковую и лингвистическую компетенцию студентов, авторы статьи пришли к выводу, что необходимо осуществить электронные версии учебных пособий «Практический курс русского языка», курса лекций «Русский язык с основами языкознания», «Русский язык и культура речи». Они могут быть с успехом использованы читателями учебно-методического пособия. Однако понимая, что для вышеописанного материала необходимы специальные “дидактические иллюстрации” в аудио- и видеоформе, мы приступили к созданию СБ-версии рассматриваемого пособия. Она будет не только дублировать печатный материал, но и включать живописные полотна, акварели, графику, записи фильмов на соответствующую тему: записи природных пейзажей, музейных хранилищ; музыкальные произведения, этнографические иллюстрации и т.д. Кроме того, там будет тематический словарь терминов и понятий, связанных с определенными темами, а также хрестоматия, содержащая материалы лингвокультурологического и культурологического характера, списки научной и учебно-методической литературы.

Библиографический список

Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.