Использованные источники:
1. Казакова Т.П. Организация природоохранной деятельности учащихся в «Дубровской СОШ» «Мой край - мой дом»: Сборник материалов краевой экологической конференции, посвященный Году культуры в России, Пермь, 2014. - С. 23-25.
2. Мартинович Е.В. Экологическое воспитание младших школьников и его формы // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2015. №2. С. 12-14.
3. Полищук В.Н., Бушко Т.В. Повышение эффективности экологического образования через использование принципа региональности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современных научных исследований», г. Минск, Белоруссия, 07 февраля 2017 г. - С. 502-506.
4. Природоохранные акции. Экологический календарь: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. - 95 с.: ил.
УДК 378.18
Потапова И.Н. старший преподаватель кафедра иностранных языков Государственный аграрный университет Северного Зауралья
Россия, г. Тюмень ОБ УЧАСТИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В
АКЦИИ «TOTALES DIKTAT»
Аннотация
Статья посвящена значению участия студентов аграрного университета в Открытой всероссийской акции «Totales Diktat». Рассматриваются результаты диктанта и основные ошибки, допущенные студентами.
Ключевые слова: аграрный университет, немецкий язык, диктант, орфография, ошибки, методика преподавания.
Potapova I. N. senior teacher of foreign languages chair State Northern Trans-Urals Agrarian University
Russia, Tyumen ABOUT PARTICIPATION OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY IN THE ACTION «TOTALES DIKTAT» Abstract
The article is devoted to importance of participation of students of the Agrarian University in the Open All-Russian action «Totales Diktat». The article deals with the results of dictation and the spelling difficulties.
Keywords: Agrarian University, German, dictation, orthography, errors, methods of teaching.
В настоящее время немецкий язык как иностранный изучают в нашей стране значительно меньшее количество человек, чем это было несколько десятков лет назад. Однако следует отметить, что прилагается немало усилий для популяризации немецкого языка среди школьников и студентов, например проведение Открытой всероссийской акции «Totales Diktat».
Эта акция проводится ежегодно, начиная с 2013 года, и число ее участников из года в год увеличивается. В 2016 году в акции приняли участие 24705 человек из 62 регионов России, а также из Республики Казахстан и кантона Аргау в Швейцарии. Идея проекта «Тотальный диктант» возникла в начале 2000-х годов в студенческом клубе гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета.
Акция «Totales Diktat» проводится в феврале, поскольку с целью защиты языкового и культурного многообразия с 1999 года по учреждению ЮНЕСКО 21 февраля отмечается Международный День родного языка. Организаторами проведения диктанта являются Ассоциация общественных объединений «Международный союз немецкой культуры» и Областное государственное автономное учреждение культуры «Томский областной Российско-немецкий Дом» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно положению акции местом проведения могут быть как общеобразовательные учреждения, вузы, школы с углубленным изучением немецкого языка, так и Российско-Немецкие Дома, центры немецкой культуры и центры встреч российских немцев. Главные задачи акции заключаются в развитии культуры грамотного письма на немецком языке, а также в поддержке и развитии партнерских связей с организациями российских немцев в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья [1, с. 78; 2, с. 674].
Кафедра иностранных языков ГАУ Северного Зауралья ведет активную внеучебную работу со студентами [3, с. 71; 4, с. 81] и регулярно организует мероприятия эстетического, духовно-нравственного и патриотического характера (литературно-музыкальные вечера, круглые столы, викторины, творческие конкурсы и т.д.) [5, с. 720; 6, с. 40; 7, с. 410]. Для повышения мотивации к изучению немецкого языка в 2017 году на базе вуза была создана площадка по проведению «Totales Diktat-2017», координатором выступил Тюменский Государственный Университет. В акции приняли участие студенты 1 и 2 курса (31 человек) таких направлений подготовки как «Ветеринария», «Зоотехния», «Агроинженерия», «Агрономия» и др. Задача участников заключалась в том, чтобы написать текст правильно, без орфографических и грамматических ошибок, продолжительность диктанта - 40 минут.
Проверка и анализ письменных работ студентов нашего вуза показал, что самые распространенные ошибки - орфографические. Большая часть орфографических ошибок является результатом написания слова на основе его слухового восприятия, типичные орфографические ошибки можно
разделить на следующие группы:
1. написание существительных со строчной, а не прописной буквы, например: anfang - Anfang, unordnung - Unordnung;
2. раздельное и слитное написание слов: des halb - deshalb, Bauern Familien - Bauernfamilien;
3. несоответствие звука и буквы, например: Stelle - Ställe, Schtrümpfe -Strümpfe, Wleisch - Fleisch, gefil - gefiel, im - ihm.
К группе грамматических ошибок относятся несогласованное употребление подлежащего и сказуемого, неправильное написание глаголов с отделяемыми приставками, подмена единственного и множественного числа существительных, склонение прилагательных, пропуск целой части предложения.
Пунктуационные ошибки, отсутствие запятых, объясняется неправильным пониманием студентами членения текста, однако количество допущенных в диктанте пунктуационных ошибок минимально.
Результаты диктанта наглядно демонстрирует следующая диаграмма «Количество участников акции Totales Diktat 2017, допустивших»:
28
О ошибок 1-3 ошибок 4-6 ошибок 7-9 ошибок 10 и более
ошибок
Таким образом, большая часть орфографических ошибок является результатом недостаточного понимания студентами принципов построения немецкой орфографии и фонетики, а также преобладанием в обучении иностранному языку устной речи бытового общения и упражнений по переводу с иностранного языка на русский. Для устранения типичных ошибок необходимо соблюдать методику формирования навыков и умений не только в разделе дисциплины «Письмо», но и в других видах речевой деятельности. При изучении раздела «Лексика» следует обращать внимание на звучание и написание слов, отрабатывать умение дифференцировать отличительные признаки существительных, прилагательных и глаголов. Для повышения мотивации студентов во время самостоятельной внеаудиторной работы следует использовать современные образовательные технологии и активные методы обучения [8, с. 572; 9, с. 623].
Использованные источники:
1. Васильева А.А. «KIEZDEUTSCH» как явление современного немецкого языка // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 6 (58). - С. 78-79.
2. Касумова Г.А. Проблемы освоения орфографии во Франции // Теория и практика современной науки. - 2016. - №12-2 (18). - С. 672-674.
3. Богданова Ю.З. Роль кафедры иностранных языков в развитии творческого потенциала студентов ГАУ Северного Зауралья // В сборнике: Научный поиск в современном мире сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. НИЦ "Апробация". -2016. - С. 71-72.
4. Богданова Ю.З. Учебная и научная деятельность кафедры иностранных языков в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации.
- 2016. - № 11 (67). - С. 800-802.
5. Потапова И.Н., Таратута И.В. О творческой деятельности студентов аграрного университета // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 12-2 (18). - С. 720-722.
6. Богданова Ю.З. Воспитательная и внеучебная деятельность кафедры иностранных языков в аграрном вузе // Современная педагогика. - 2016. - № 11. - С.40-41.
7. Потапова И.Н., Таратута И.В. О проведении круглого стола «А.С.Пушкин
- грани творчества» в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60). - С. 410-404
8. Григоровская А.В. Опыт проведения занятия по иностранному языку с применением АМО-технологий // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 10 (66). - С. 572-574.
9. Богданова Ю.З. О развитии лингвострановедческой компетенции студентов аграрного вуза // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 3 (59). - С. 623-625.
УДК 37.091
Салмина Т.В. старший преподаватель Юсупов И.И. студент 1 курса факультет «Самолето и вертолетостроение» Ульяновский государственный технический университет Институт авиационных технологий и управления
Россия, г. Ульяновск ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА Аннотация: Высшее образование начинает оформляться в средние века, преимущественно в XI-XII веках в Европе. Основной формой такого образования явились университеты, которые в свою очередь стали логическим продолжением ранее существовавших городских и монастырских школ. Необходимо отметить значительное влияние,