Научная статья на тему 'Об отдельных проблемах правового регулирования приема в вузы'

Об отдельных проблемах правового регулирования приема в вузы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИЕМ В ВУЗЫ / ЕГЭ / ЗАЧИСЛЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ / ВНЕКОНКУРСНОЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ / ADMISSION TO HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / UNIFIED STATE EXAMINATION / ENROLMENT OF APPLICANTS / NON-COMPETITIVE ENROLMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бунтов Семен Демьянович

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования приема в высшие учебные заведения в сложных демографических условиях, на которые накладываются перевод высшего профессионального образования на двухуровневую систему, переход на зачисление по итогам ЕГЭ и финансовый кризис. Отмечены недостатки действующих правил приема в вузы, предложены способы их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бунтов Семен Демьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of legal regulation of admission to higher educational establishments

The article considers some aspects of legal regulation of admission to higher educational establishments arising due to current demographic trends, transition to a two-level system of university education, university enrolment on the basis of the Unified State Examination results and the world financial crisis. The author highlights drawbacks and gaps of the current university admission rules. Some solutions to the discussed problems are suggested.

Текст научной работы на тему «Об отдельных проблемах правового регулирования приема в вузы»

С.Д. БУНТОВ, профессор,ректор Удмуртский государственный университет

Об отдельных проблемах правового регулирования приема в вузы

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования приема в высшие учебные заведения в сложных демографических условиях, на которые накладываются перевод высшего профессионального образования на двухуровневую систему, переход на зачисление по итогам ЕГЭ и финансовый кризис. Отмечены недостатки действующих правил приема в вузы, предложены способы их устранения.

Ключевые слова: прием в вузы, ЕГЭ, зачисление абитуриентов, внеконкурсное зачисление.

Проблемы правового регулирования приема в высшие учебные заведения до сих пор не привлекали большого внимания специалистов и руководителей вузов. Сегодня ситуация радикально изменилась. Это наглядно показала приемная кампания 2009 г. Представляется, что в ближайшее время эти проблемы могут стать еще более существенными. Такой рост их значимости во многом связан с переводом вузов на систему зачисления по результатам ЕГЭ, а также с рядом других причин, о которых будет сказано ниже.

Для большинства вузов Российской Федерации предстоящие пять лет будут очень трудными. В этот период они попадут под воздействие нескольких негативных факторов, которые в отдельности серьезной угрозы не представляют, но, сфокусировавшись одновременно,могут сыграть в отношении вузов роль кумулятивного снаряда большой разрушительной силы.

Во-первых, прием в вузы будет проходить под влиянием последствий «демографической ямы », которая образовалась у нас в стране в начале 90-х годов прошлого века. Число выпускников средней школы пока с каждым годом уменьшается, и будет уменьшаться еще несколько лет. В 2011 г. во многих регионах Российской Федерации оно будет в два раза меньше, чем в текущем.

Во-вторых, в следующем году российские вузы перейдут на полномасштабную

подготовку бакалавров, что означает сокращение сроков обучения на 1 год. Поэтому к середине 2014 г. только по этой причине контингент студентов во многих вузах резко уменьшится (на 20-25%): будут сделаны последние в их истории выпуски специалистов и первые полномасштабные выпуски бакалавров. К тому же многие граждане не понимают, что такое «бакалавриат». Нередко они отождествляют его со средним профессиональным образованием и по ошибке пойдут не в вузы, а в средние профессиональные учебные заведения.

В-третьих, как показал опыт нынешнего года, переход на штатный режим приема абитуриентов в вузы по итогам ЕГЭ, возможность без выезда с места жительства направить в них документы для участия в конкурсе и оперативно получать информацию о нем приводят к существенному оттоку абитуриентов из «глубинки» в центральные вузы и одновременно - к резкому возрастанию среди первокурсников числа иногородних жителей. Например, в Удмуртском государственном университете в этом году иногородних абитуриентов было зачислено в два с лишним раза больше, чем в прошлом. Сейчас иногородних первокурсников почти 70%, а 5 лет назад их было всего 25-30%. Но и тогда далеко не все из них были обеспечены местами в общежитиях. Поэтому число освобождаемых выпускниками мест почти в три раза меньше числа иногородних первокурсников. Многим пер-

вокурсникам региональные вузы вынуждены отказывать в удовлетворении их просьб о предоставлении мест в общежитиях. Это тоже приводит к сокращению числа желающих учиться в таких вузах.

Для решения указанной проблемы в стране ведется строительство новых студенческих общежитий. В будущем их число планируется существенно увеличить. Между тем во многих вузах около 20-30% мест в общежитиях занимают преподаватели и сотрудники, поэтому было бы более правильно на федеральном уровне принять решение о строительстве для них социального жилья, направив на эти цели средства, запланированные на строительство общежитий. Это позволило бы решить сразу обе задачи: обеспечить жильем преподавателей и сотрудников и, за счет этого обеспечить местами почти всех иногородних студентов вузов, включая заочников.

И, наконец, в-четвертых, из-за финансового кризиса уменьшается число студентов, имеющих возможность обучаться за свой счет или за счет своих родителей.

Фокусировка всех названных факторов "здесь и теперь" может привести к тому, что через 3-4 года многие региональные вузы останутся без студентов, а их преподаватели и сотрудники - без работы. Вузам придется пойти на существенное сокращение штатов и массовые увольнения. Без принятия соответствующих мер они могут лишиться значительной части своих профессоров и доцентов. Однако в следующей пятилетке число выпускников школ снова начнет увеличиваться, естественно, будет расти и число студентов. Потребность в преподавателях соответственно возрастет, но подготовить их за короткое время будет невозможно.

В условиях острого дефицита абитуриентов вузы ради своего выживания будут вынуждены вести за них жесткую борьбу. Это неизбежно приведет к нарушениям законодательства о приеме в вузы, особенно в тех случаях, когда в нем есть противоречия, пробелы или положения, явно не со-

ответствующие реальным потребностям субъектов образовательной деятельности. Например, в этом году вузы допускали различные злоупотребления, нарушающие принципы добросовестности конкуренции, а иногда и права абитуриентов. А именно: незаконное продление срока приема документов, запрет выдачи подлинников документов абитуриентам, в том числе и тем, кто не включен в списки рекомендованных к зачислению, возврат им документов с нарушением сроков, установленных правилами приема в вузы, требования представить подлинники документов ранее сроков, установленных законодательством, под угрозой исключения из списков рекомендованных к зачислению или, наоборот, с обещанием досрочного включения в приказ о зачислении, скрытое продление сроков представления подлинников документов и др.

В прошлом такие нарушения не приводили к серьезным последствиям для вузов и их руководства. Но с 1 декабря 2009 г. вступает в силу Федеральный Закон № 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" », который устанавливает за нарушения установленного законодательством порядка приема в образовательные организации крупные штрафы: на должностных лиц от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей, а за «нарушение или ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации» - на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.

Могут появиться проблемы и с дистан-

ционным обучением, поскольку названный Закон устанавливает такие же штрафы за нарушение установленных законодательством требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг. Крупные штрафы предусмотрены и за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса не в полном объеме.

Напомню, что многие вопросы, связанные с использованием дистанционных технологий, в законодательстве четко не урегулированы. В частности, не решен вопрос о правовом статусе подразделений вузов (пунктов удаленного доступа), организующих работу со студентами по месту их проживания. Между тем существенное увеличение объемов использования дистанционных технологий обучения позволит уменьшить потребности студентов в общежитиях, сократить их расходы, связанные с получением высшего образования, в том числе и для студентов, обучающихся на бюджетных местах, расширить возможности получения высшего образования на платной основе и таким образом частично снизить отрицательное влияние на вузы вышеназванных факторов.

В таких условиях порядок зачисления абитуриентов в вузы нуждается в существенном уточнении. Трехэтапное зачисление в текущем году лишило полноценного отдыха большую часть абитуриентов и их родителей, а правило, согласно которому число абитуриентов, включаемых в списки рекомендуемых к зачислению, должно равняться числу свободных бюджетных мест, сделало основную часть абитуриентов заложниками небольшой их части, прежде всего - имеющих право на льготы либо высокие баллы, направивших документы в приемные комиссии многихвузов (факультетов). Так, на девять бюджетных мест специальности «Государственное и муници-

пальное управление » Удмуртского государственного университета поступало почти 800 абитуриентов. Поэтому в три списка рекомендованных к зачислению можно было включить максимум 27 человек, а остальные 770 были вынуждены играть роль статистов вплоть до третьего приказа. По этой причине при наличии значительного числа абитуриентов, сразу представивших подлинники документов на названную специальность, но имевших баллы ниже, чем у первых 18-ти, не представивших подлинников, по итогам двух приказов на нее не было зачислено ни одного абитуриента. Многим из первых пришлось выбрать платную форму обучения, чтобы не ждать три недели решения своей судьбы, хотя в это время бюджетные места на указанной специальности все еще были свободны.

Представляется, что всех абитуриентов нужно по баллам распределять на равные части в соответствии с числом этапов зачисления. Затем по баллам поэтапно зачислять тех, кто представил подлинники документов.

Абитуриенты, зачисленные в какой-либо вуз и не имеющие намерения поступать в другие вузы, на другие специальности, куда они подали документы, по сути, злоупотребляют своими правами и тем самым препятствуют незачисленным абитуриентам в реализации их права на образование. Для обеспечения этого права надо предусмотреть в правилах право вуза исключать первых абитуриентов из списков, а также ограничить число вузов (специальностей), куда абитуриент имеет право подавать документы, а для контроля за этим создать единую систему учета заявлений.

Нужно четко урегулировать вопрос и о последствиях ряда других злоупотреблений абитуриентов своими правами. В частности, есть студенты, которые скрывают факт обучения в вузах, в том числе на бюджетных местах, указывая в заявлениях, что получают высшее образование впервые. Иногда это делают даже те, кто уже получил одно высшее образование, в том числе за счет бюджета.

Второе высшее образование у нас является платным, и те, кто умышленно скрывает факт наличия высшего образования при поступлении в вуз, совершает мошеннические действия и препятствует гражданам, не имеющим высшего образования, в реализации их права на образование, недобросовестно конкурируя с выпускниками школ и средних профессиональных учебных заведений. По сути дела, в этих случаях соревнуются абитуриенты разных весовых категорий. По этому поводу свою позицию неоднократно выражал Конституционный Суд Российской Федерации. Так, в своем определении от 22 мая 1996 г. N 70-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Машен-цева Алексея Валентиновича, как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации », Конституционный Суд Российской Федерации отметил: «Одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т.е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. В целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования вполне правомерно (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации)».

На наш взгляд, следует установить максимальный срок, в течение которого гражданин может обучаться в вузе за счет бюджета, например, 7 лет. Этот срок должен применяться и в случаях обучения студентов повторно на соответствующем курсе -при отчислении и последующем восстановлении, предоставлении академических отпусков и т.д. В связи с этим в заявлении абитуриента нужно предусмотреть пункт об ответственности за факт сокрытия сведений об учебе в вузе или наличии высшего образования, а также о том, что студент при выявлении таких фактов в будущем подле-

жит отчислению с обязательным возмещением потраченных на его незаконное обучение бюджетных средств.

Нуждается в четком регулировании вопрос о возможности обучения за счет средств бюджета лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, в сокращенные сроки. Сейчас они либо должны обучаться полный нормативный срок, либо получать образование в сокращенные сроки, но на платной основе. Представляется, что такие лица могут участвовать в конкурсе на общих основаниях и при прохождении по конкурсу должны переводиться в группы сокращенного обучения с сохранением бюджетного финансирования. Это в интересах государства (оно будет нести меньшие расходы по обучению такого студента), вуза (с учетом лицензионного контингента) и студента (он будет учиться на год меньше).

Нужно развести сроки зачисления на бюджетные места и на платную форму обучения, поскольку в условиях новой системы приема по результатам ЕГЭ на любое число специальностей до третьего приказа неясно, проходит абитуриент на бюджетное место или нет. Поэтому зачисление на платную форму должно быть возможным и после окончания приема на бюджет.

Нуждается в изменении порядок зачисления абитуриентов, имеющих льготы (сирот, инвалидов и т.д.). Их прием не должен исключать или делать практически невозможным поступление в вузы самых способных абитуриентов на самые престижные специальности, как это нередко случалось в текущем году. Отмена льгот для медалистов уже нанесла удар по наиболее одаренным абитуриентам.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Конституции РФ «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», а в п. 3 этой же статьи предусмотрено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере,

в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Представляется, что по этим соображениям права абитуриентов-льготников на внеконкурсное зачисление должны быть ограничены. В частности, для обеспечения права обычных абитуриентов на получение высшего образования на конкурсной основе можно установить квоты бюджетных мест для абитуриентов-льготников. В

противном случае на самых престижных направлениях подготовки и специальностях, а затем и должностях в большинстве случаев окажутся не самые талантливые и способные, а больные либо сироты. В конечном счете, в проигрыше будет все общество и государство.

Нет сомнения в том, что установление жестких санкций за нарушения правил приема в вузы, вводимых в действие с 1 декабря 2009 г., должно быть подкреплено их четкостью, полнотой и соответствием современным потребностям общества.

BUNTOV S. SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ADMISSION TO HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article considers some aspects of legal regulation of admission to higher educational establishments arising due to current demographic trends, transition to a two-level system of university education, university enrolment on the basis of the Unified State Examination results and the world financial crisis. The author highlights drawbacks and gaps of the current university admission rules. Some solutions to the discussed problems are suggested.

Keywords: admission to higher educational establishments, Unified State Examination, enrolment of applicants, non-competitive enrolment.

А.В. КОНЫШЕВА, доцент Полоцкий государственный университет

Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов

В статье рассматривается проблема управления самостоятельной работой студентов в вузе с использованием модульного метода обучения, который дает возможность каждому студенту самостоятельно планировать выполнение предлагаемых заданий и их количество, что ведет к развитию таких качеств личности, как самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

Ключевые слова: модульное обучение, управление, система контроля, индивидуальная программа, учебные элементы.

В последние десятилетия в педагогической науке все чаще стал использоваться термин из области технических наук, а именно «модуль» [1]. Понятие «модуль» (от лат. modulus - «мера») имеет различные значения в области математики, точных наук, архитектуры, но в общем и целом оно означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогической науке модуль рассматривается какважная часть всей системы, без знания которой дидак-

тическая система не срабатывает. По своему содержанию это полный, логически завершенный блок.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы показал, что зарождение модульного обучения относится к началу 70-х гг. XX в. Так, один из основателей модульного обучения Дж. Рассел определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.