Научная статья на тему 'Образовательное пространство Санкт-Петербурга: неценовые факторы конкуренции вузов (подготовка к приемной кампании 2009 года)'

Образовательное пространство Санкт-Петербурга: неценовые факторы конкуренции вузов (подготовка к приемной кампании 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ ВУЗОВ / НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Наталия Юрьевна, Рождественская Екатерина Сергеевна, Попова Ю. А.

В современных условиях существенно изменившихся правил приема абитуриентов и проведения очередного этапа образовательной реформы подготовка к приёмной кампании 2009/10 уч. г. является важным фактором конкурентоспособности вуза. Во многом именно от того, как осуществляется предварительная работа по подготовке вуза к очередному приему абитуриентов, зависит сегодня успех кампании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Наталия Юрьевна, Рождественская Екатерина Сергеевна, Попова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство Санкт-Петербурга: неценовые факторы конкуренции вузов (подготовка к приемной кампании 2009 года)»

начальник отдела маркетинга планово-финансового управления

Е. С. Рождественская, ведущий маркетолог Ю. А. Попова, ведущий маркетолог

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ ВУЗОВ (подготовка к приемной кампании 2009 года)

В современных условиях существенно изменившихся правил приема абитуриентов и проведения очередного этапа образовательной реформы подготовка к приёмной кампании 2009/10 уч. г. является важным фактором конкурентоспособности вуза. Во многом именно от того, как осуществляется предварительная работа по подготовке вуза к очередному приему абитуриентов, зависит сегодня успех кампании в целом. Тем более, что грядущее лето преподнесет вузам множество организационных новшеств, главным следствием которых выступают сложность прогнозирования количества подлинников документов абитуриентов (аттестата и оригиналов ЕГЭ), трудности при установлении проходного балла, невозможность начала приема абитуриентов на платную основу без заполнения бюджетных мест.

Проведенное исследование, результаты которого предлагаются вниманию читателей данной статьи, главной своей целью имело выявление основных путей оптимизации подготовки к приемной кампании, используемых этой весной петербургскими государственными вузами. Оставляя за рамками публикации предполагаемую динамику изменения стоимости обучения в государственных вузах Санкт-Петербурга в

2009/10 уч. г., обратимся к неценовым факторам привлечения абитуриентов. Растущая конкуренция в сфере высшего образования заставляет вузы с удвоенным вниманием относиться к разработке разнообразных бонусных программ для старшеклассников, соревнуясь в оригинальности методов привлечения потенциальных абитуриентов.

В качестве методов сбора информации использовались следующие: посещение

дней открытых дверей вузов; телефонный опрос сотрудников приемных комиссий и факультетов вузов; анализ интернет-ресурсов в области высшего профессионального образования; посещение ведущих образовательных выставок («Горизонты образования» 13 февраля 2009 г., КВЦ «Евразия»; «Дни открытых дверей — 2009» 14 марта 2009 г., ДК им. Ленсовета); анализ рекламных материалов вузов Санкт-Петербурга.

Общей тенденцией, наблюдаемой на петербургском рынке услуг высшего профессионального образования, выступает стремление вузов как можно раньше сформировать лояльное отношение потенциальных абитуриентов к конкретному учебному заведению. В условиях сложности прогнозирования ситуации с приемом вузы ведут целенаправленную работу, суть которой

очевидна: заранее стать «основным вариантом» для поступления, куда абитуриент почти наверняка направил бы после предварительного зачисления оригиналы документов (аттестат и сертификаты ЕГЭ). Для достижения этой цели вузы предпринимают целый ряд мер.

В числе первоочередных назовем участие в проведении олимпиад, включенных в перечень Министерства образования и науки, по результатам которых вуз имеет право зачислять абитуриентов без экзаменов (на льготных основаниях). В Санкт-Петербурге всего шесть вузов проводят олимпиады, включенные Министерством образования и науки в перечень 120 олимпиад, по итогам которых победители и участники имеют преимущества при зачислении: Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики; Балтийский государственный технический университет «Военмех»; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Российский государственный гидрометеорологический университет; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Например, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики участвует в проведении четырех олимпиад по трем предметам, учитывающихся в форме сертификатов ЕГЭ при поступлении в вуз. При зачислении абитуриентов университет будет предоставлять преимущества в первую очередь победителям и участникам олимпиад.

Второе важное направление работы, осуществляемой вузами в преддверии приемной кампании 2009 г., активное привлечение абитуриентов при помощи расширения спектра возможностей довузовской подготовки, включая участие во внутривузовских олимпиадах и иных мероприятиях.

Так, абитуриенты, окончившие подготовительные курсы Санкт-Петербургского

государственного морского технического университета, имеют право выбирать специальность внутри направления «18 000» (профильные специальности вуза). В Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств поступление на контрактную форму обучения будет проходить по представлению преподавателей Малого факультета (при этом обязательно представление оригиналов необходимых сертификатов ЕГЭ в приемную комиссию вуза, но сумма баллов ЕГЭ не будет играть решающей роли). Для тех абитуриентов, которые не прошли обучение на Малом факультете университета, для поступления на контрактную форму обучения до подачи заявления предусмотрено прохождение конкурсного творческого теста. В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» и Российском государственном гидрометеорологическом университете выпускные экзамены подготовительных курсов являются заданиями внутривузовской олимпиады университета, победителей которой вуз направляет на участие в городском туре. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет проводит краткосрочные подготовительные курсы по подготовке к внутривузовской олимпиаде (по физике и иностранному языку), победители которой также направляются на городской этап олимпиады.

Санкт-Петер бургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» проводит отдельные дни открытых дверей для учащихся 10-х и 11-х классов. В течение двух недель мая-июня у учащихся 11-х классов есть возможность пройти теоретическую и практическую подготовку в Летней школе университета.

Не теряет свою актуальность платное предварительное тестирование. Так, с последующим разбором заданий его проводит Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет по результатам предварительного платного тестирования

(стоимость составляет 1 700 руб.) осуществляет зачисление на коммерческую форму обучения вне конкурса по результатам ЕГЭ.

Продолжает свое развитие целевой прием. В частности, Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова «Военмех» принимает участие в проекте поддержки оборонного комплекса и производит набор абитуриентов по гособоронзаказу (студенты целевого направления, которые после окончания вуза обязаны отработать 3 года на направляющем предприятии).

Ярким примером планомерной реализации комплексной программы по привлечению потенциальных абитуриентов выступает деятельность Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Так, в эту программу входит поддержка внебюджетного приема: вуз предоставляет возможность абитуриентам подать заявление на коммерческую форму обучения с 1 февраля 2009 г., при этом оплату необходимо произвести до 31 августа 2009 г.; возможна оплата обучения сразу за 2 года, тогда в следующем учебном году для студента не будет производиться индексация стоимости. Одновременно абитуриентам предоставляется возможность участвовать в конкурсе на бюджетные места на общих основаниях.

Далее, вуз уже не первый год успешно практикует проведение студенческих дней открытых дверей: традиционное мероприятие проходит в оригинальном формате встречи школьников со студентами университета. Открытость вуза к диалогу с абитуриентами демонстрирует и практика проведения профориентационных экскурсий, в ходе которых гидами по университету выступают студенты.

Раннему привлечению внимания школьников к вузу способствует проведение олимпиады «Головастик» для учащихся 6-11-х классов. Действует рассчитанная на два года программа «Школа абитуриента», первый год обучения по которой является профориентационным: на занятиях происходит погружение в экономическое про-

странство, привитие экономической культуры, также даются знания по предметам вступительных ЕГЭ. Вуз предоставляет старшим классам школ и отдельным учащимся 10-х классов возможность участия в восьмимесячной образовательной программе «Учебные фирмы». Участие в проекте предполагает, помимо получения реальных профессиональных навыков по ряду экономических специальностей и сертификата, подтверждающего эти навыки, вовлеченность в большое количество мероприятий (ярмарки учебных фирм, в том числе международные). Программа предусматривает и возможность обучения школьных преподавателей.

Согласно требованиям времени, в университете оптимизируются формы довузовской подготовки: организованы платные краткосрочные курсы по подготовке к профильному экзамену по математике — дополнительному вступительному испытанию, проводимому вузом.

Положительный имиджевый эффект и широкий информационный резонанс имеют регулярно проводимые на сайте университета трехчасовые интернет-конференции, в ходе которых в режиме он-лайн на вопросы абитуриентов и родителей отвечает проректор по учебной работе. Предпринимаются вузом и РЯ-акции, направленные на поддержание интереса абитуриентов. В качестве примера приведем проводимый для старшеклассников конкурс «Поступи в Финэк с “Известиями”».

Немало оригинальных способов работы с потенциальными абитуриентами разработано в Санкт-Петербургском государственном университете. Большое внимание уделяется раннему привлечению старшеклассников к учебной и даже научной деятельности вуза. Так, биологический и медицинский факультеты проводят кружковые занятия совместно с отделом биологии Дворца творчества юных; факультет географии и геоэкологии в ходе школьных весенних каникул организует учебно-тренировочные сборы (для участников олимпиад по географии); на Малом факультете экономиче-

ского факультета, помимо традиционных занятий, в течение учебного года проводятся бесплатные еженедельные занятия по ориентации абитуриентов по специальностям факультета.

Важная роль отводится привлечению абитуриентов из регионов. На факультетах географии и геоэкологии, биолого-почвен-ном и физическом существуют заочные подготовительные курсы, рассчитанные именно на данный контингент поступающих. Для учащихся 8-11-х классов школ Петербурга, Ленинградской области и регионов открыта академическая гимназия с углубленным изучением предметов по профилям. Гимназисты имеют возможность обучения по любой форме (очной, вечерней, заочной), причем для иногородних предоставляется возможность проживания на базе интерната. Также для учащихся из регионов организуются выездные сессии преподавателей университета.

Не теряет свою актуальность и такой фактор неценовой конкуренции, как предлагаемые вузами для абитуриентов дополнительные опции и различные сервисы. Чаще всего сюда относится упрощение процедуры оформления документов. Например, с 1 февраля 2009 г. подать заявление на поступление (причем сразу на несколько факультетов) в Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики можно, зайдя на сайт вуза и заполнив электронную форму. Заполнение заявления в электронной форме практикуется и в Северо-Западной академии государственной службы.

В числе значимых факторов привлечения абитуриентов нельзя не назвать и оригинальную форму проведения дней открытых дверей. Весна 2009 г. показала, что даже государственные вузы города, тяготеющие к традиционной форме проведения подобных мероприятий, в условиях ужесточения конкурентной борьбы стремятся внести разнообразие в почти каноническую программу проведения дней открытых дверей. Так, в Санкт-Петербургском государствен-

ном технологическом институте (техническом университете) после официальной части общеуниверситетского дня открытых дверей для желающих в течение полутора часов проводились показательные опыты в Менделеевской химической аудитории. В Санкт-Петербургском государственном горном институте им. Г. В. Плеханова по завершению официальной встречи руководства вуза с абитуриентами и их родителями последовала экскурсия по уникальному горному музею вуза. День открытых дверей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств был ознаменован яркой электронной презентацией творческих работ студентов в аудитории, оборудованной современными техническими средствами («эффект кинотеатра»).

Важно отметить, что сегодня большинство вузов Петербурга включают в программу проведения дней открытых дверей общение посетителей с руководством учебного заведения. Предоставление такой возможности является не столько фактором информационной необходимости (запрашиваемую информацию могут с успехом предоставить сотрудники приемной комиссии вуза), сколько неотъемлемым атрибутом имиджевой поддержки вуза как открытого к общению, современного учебного заведения, дорожащего каждым потенциальным абитуриентом. В настоящее время — период обостренной борьбы за абитуриента — «живое» общение и персонифицированная работа со старшеклассниками и их родителями играют роль существенного конкурентного преимущества.

Завершая разговор о прошедших в вузах днях открытых дверей, отметим, что, безусловно, темой самых горячих весенних дискуссий был круг вопросов, связанных с ЕГЭ. В условиях значительной неопределенности вузы стремятся подстраховать себя и обеспечить поток абитуриентов. Так, при приеме абитуриентов на факультет международных отношений Северо-Западной академии государственной службы ЕГЭ по иностранному языку не предусмотрен из опасения получения абитуриентами низко-

го балла ЕГЭ в школе и не преодоления ими минимального проходного балла; одновременно вуз увеличивает количество часов изучения иностранного языка с первого семестра обучения для улучшения языковой подготовки студентов. На дне открытых дверей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств был поднят вопрос о том, что в некоторых общеобразовательных школах не преподается предмет «Обществознание», а при поступлении во многих вузах требуется сертификат ЕГЭ по этому предмету. По примерным учебным планам, рекомендованным Министерством образования и науки для общеобразовательных учреждений для разных профилей, допускается замена предмета «Обществознание» на «Право», «Экономика» или «Обществоведение». Предположительно, в 2009/10 уч. г. повышенным спросом будут пользоваться подготовительные курсы, готовящие абитуриентов к сдаче ЕГЭ по предмету «Обществознание» (в РГПУ им. А. И. Герцена сертификат ЕГЭ по предмету «Общество-знание» требуется при участии в конкурсе на 51% специальностей/направлений подготовки).

Ни в коей мере не умаляя значения ценовых факторов конкуренции — их значение особенно возросло в условиях разразившегося финансового коллапса, — отметим, что тенденция к расширению неценовых средств и методов привлечения абитуриентов, наблюдаемая в течение последних лет, сохраняется и сегодня. Ярким тому подтверждением служит деятельность государственных вузов Петербурга — учебных заведений, казалось бы, с незыблемыми имиджевыми позициями. Однако ужесточение конкурентной борьбы и очевидное усложнение существования вузов в условиях затяжного реформирования образовательной сферы не позволяет надеяться, что сложившийся имидж будет поддерживать вуз «по накатанной» бесконечно. Новые поколения абитуриентов постепенно приучаются к тому, что вузы всерьез и загодя интересуются их профессиональным выбором и пытаются повлиять на него, используя разнообразный арсенал приемов. Все чаще инициатором интенсификации общения между школьником и вузом выступает последний — и именно в этом, как показывает опыт, кроется успешное развитие имиджа вуза и стабильно высокие конкурсные показатели приема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.