Научная статья на тему 'Задачи университета по организации и обеспечению приема в 2011 году'

Задачи университета по организации и обеспечению приема в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ 2011 / РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи университета по организации и обеспечению приема в 2011 году»

ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ

Материалы заседания Ученого совета университета от 25 ноября 2010 года

Е. А. Филиппов,

ответственный секретарь приемной комиссии ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИЕМА в 2011 году

Ученый совет университета впервые обратился к специальному рассмотрению вопроса об организации и обеспечении приема. Это связано с особой значимостью данного вопроса в современных условиях, когда невыполнение контрольных цифр государственного задания при приеме на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры реально угрожает благосостоянию университета. В результате работы комиссии по подготовке этого вопроса к заседанию Ученого совета выявлены как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на результаты приема в университет.

К внешним факторам мы относим: 1) социальные и демографические изменения в обществе; 2) сокращение государственного задания на подготовку специалистов; 3) введение уровневого образования и новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; 4) изменение законодательства и подзаконных актов, регулирующих порядок приема в высшие учебные заведения (в первую очередь в части безальтернатовности единого государственного экзамена — ЕГЭ, установления ограниченного перечня ЕГЭ по направлениям и сроков приема документов).

Подробнее рассмотрим внутренние факторы, которые в полной мере зависят от нас самих и обусловлены действиями коллектива нашего университета.

Следует понимать, что в сложившихся условиях главной становится задача прив-

лечения абитуриентов, а задача отбора лучших из пришедших в университет становится чисто технической, требующей неукоснительного, буквального исполнения нормативно-правовых актов. Именно задача организации системной работы по привлечению в университет абитуриентов, особенно по направлениям подготовки, находящимся в условиях повышенной конкуренции, является сегодня наиважнейшей. Только участие всех сотрудников университета, от охранника до преподавателя, поможет обеспечить университет необходимым контингентом. Каждый член трудового коллектива должен понимать, что от выполнения государственного заказа зависят размер оплаты его труда и само наличие соответствующей ставки. Когда важен каждый абитуриент, обратившийся в университет, нельзя терять его в результате грубости или недопонимания отдельных сотрудников.

Работа по организации и обеспечению приема в университет постоянно находится в центре внимания ректората. Эти вопросы поднимаются на совещаниях в структурных подразделениях разного уровня. Необходимо контролировать выполнение принятых на таких совещаниях решений. На основе анализа и обсуждения результатов прошедших приемных кампаний и маркетинговых исследований мы должны более тщательно планировать структуру и численность приема. При разработке правил приема важно установить правильный баланс между количеством вступительных испытаний и их качеством, чтобы не потерять потенциального абитуриента.

В университете ведется работа с абитуриентами, родителями и учителями, направленная на формирование контингента студентов I курса. Благодаря этому университет много лет держит ведущие позиции среди вузов Санкт-Петербурга по конкурсу поступающих на бюджетные места.

В настоящее время осуществляются индивидуальные консультации по электронной почте (в течение года сотрудники приемной комиссии отвечают на более чем полторы тысячи писем), используются социальные сети (ежегодно более 2, 5 тысяч ответов), форум Герценовского университета (до 200 ответов в год), интернет-телефон и другие средства. Однако сотрудники ряда факультетов, отвечая по телефонам, размещенным в рекламных материалах, не всегда могут дать абитуриентам качественную консультацию относительно реализуемых образовательных программ и других возможностей факультета. Секретарь скорее даст телефон приемной комиссии, чем ответит на вопросы абитуриентов относительно реализуемых на факультете образовательных программ.

Для современного абитуриента важна информация, размещенная на сайте университета. Силами сотрудников приемной комиссии и факультетов постоянно обновляется содержание раздела, предназначенного для абитуриентов. Эту работу необходимо распространить и на другие разделы сайта, поскольку впечатление об университете складывается комплексно. Нельзя допускать наличие на сайте материалов, которые не соответствуют нормам русского языка или потеряли актуальность (например, новостей, датированных прошлым годом или устаревшей информации о реализуемых образовательных программах). Инициатива в обновлении содержания разделов сайта должна исходить от ответственных за эти разделы, а не от технических работников.

Создан и активно функционирует отдел по работе с абитуриентами и региональному развитию. Постоянно обновляются рекламные материалы, образовательные воз-

можности учебных подразделений представляются на университетских, районных и городских выставках. Идет поиск новых форм представления факультетов и институтов, привлекающих внимание абитуриентов и их родителей. Издаются брошюры, карманные календари, закладки, информирующие об образовательных возможностях факультетов и институтов, выпускаются карандаши, значки и брелоки с символикой университета. Но этого недостаточно: в современных условиях необходимо создавать единую базу потенциальных абитуриентов для адресной рассылки информации (соответствующие возможности есть в нашем издательстве). В отделе по работе с абитуриентами эта работа ведется, но в ней практически не участвуют факультеты. Правда, некоторые факультеты ведут такую работу самостоятельно.

До сих пор мало внимания уделяется способам ведения рекламной кампании и работе по привлечению абитуриентов в магистратуру. Мы привыкли рассматривать магистратуру как V и VI курсы, но в условиях конкуренции этого явно недостаточно. Сегодня выпускники нашего бакалавриата уже имеют большой выбор бюджетных магистерских программ в вузах Санкт-Петербурга.

Конкурсная ситуация 2010 г. показала, что не все предлагаемые магистерские программы учитывают тенденции рынка образовательных программ и интересы потребителей. На многие магистерские программы, предлагаемые на бюджетной основе, спрос оказался ниже ожидаемого. В условиях зачисления на направления подготовки магистров в рамках факультета очень важно после зачисления вести дальнейшее распределение по магистерским программам на конкурсной основе. Результаты зачисления в магистратуру должны стать предметом обсуждения коллектива факультетов и институтов, послужить основанием для распределения бюджетных мест в следующем году. А отделам маркетинга и рекламы

Задачи университета по организации и обеспечению приема в 2011 году

необходимо согласовывать свою работу с потребностями факультетов.

Для решения этой проблемы в настоящее время в университете ведется работа по оптимизации образовательных программ, направленная на более эффективное использование кадровых и материальных ресурсов. Разрабатываются новые основные и дополнительные образовательные программы с учетом требований рынка образовательных услуг.

Еще одна проблема, которая сводит на нет усилия по привлечению абитуриентов, — это сохранение контингента студентов университета. Количество вакантных бюджетных мест на II и III курсах некоторых факультетов сопоставимо с их планом приема. Этот показатель коррелирует с конкурсом при поступлении. Очевидно, что проблема в недостаточной довузовской подготовке студентов и в их низкой мотивации к обучению, в отсутствии профессиональной ориентации. Институтом довузовской подготовки разработаны программы коррекции таких проблем, которые должны помочь задержать студентов в университете, не дать им потерять интерес к обучению. Но кроме этого, факультетам необходимо активизировать профориентаци-онную работу в школах, например, в ходе практики. В идеале в приемную комиссию должны подавать заявления в основном те абитуриенты, которых в течение нескольких предыдущих лет подготовил и пригласил факультет.

Имея такие значительные потери контингента, факультеты не проводят работу по привлечению на старшие курсы Гер-ценовского университета студентов, обучающихся на бюджетной основе в других вузах, — а это значительный ресурс. Для привлечения студентов из других вузов можно использовать возможности сетевого взаимодействия, применять механизмы академической мобильности.

Исследование абитуриентов нашего университета показало, что значение в

выборе будущей профессии и вуза имеет прежде всего мнение родителей, затем -студентов университета. Но для работы с абитуриентами этот фактор используется недостаточно эффективно как в течение учебного года, так и летом во время приема документов. Нам необходимо продумать и реализовать программу вовлечения родителей в деятельность университета. Одна из идей — проведение родительского дня в Герценовском университете.

Для сопровождения абитуриентов по территории университета, информирования об образовательных возможностях, юридического консультирования и других видов деятельности мы предлагаем создать студенческий волонтерский отряд из студентов каждого факультета и учебного института. Такой опыт уже имеется на некоторых факультетах. Студентов можно приобщать к профориентационной работе и в ходе учебной практики.

Еще один ресурс — целевой прием. Наш университет активно помогает регионам Сибири, Дальнего Востока и Севера России в целевой подготовке специалистов. Установлены прочные связи с этими регионами. Но эти связи недостаточно используются для привлечения абитуриентов на отдельные направления подготовки. Факультеты и учебные институты должны включиться в работу по целевому приему. Вместе с тем по ряду направлений подготовки мы вынуждены делить одно целевое место с нашими постоянными надежными партнерами. В связи с сокращением доли целевого приема и в целом бюджетного приема требуют совершенствования механизмы распределения целевых мест между заказчиками.

Активизируются связи с органами государственного и муниципального управления образованием Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К обучению в магистратуре привлекаются учителя и воспитатели, а в целевую магистратуру — выпускники вузов других регионов, особенно по направ-

лениям подготовки, испытывающим высокое конкурентное давление.

Еще одна проблема, которая является существенным препятствием к расширению контингента абитуриентов, — нехватка мест в общежитиях для иногородних студентов. За последние годы их доля значительно увеличилась, и уже в этом году достигла половины зачисленных на I курс. В 2010 г. иногородним абитуриентам с помощью одного из агентств недвижимости предлагали аренду квартир. В дальнейшем необходимую координационную работу должен проводить отдел по работе с общежитиями. Для поселения студентов нужно привлекать сторонние организации, такие как агентства недвижимости, общежития учреждений среднего и начального профессионального образования и другие. Информировать абитуриентов о наличии таких возможностей можно с помощью сайта университета или через приемную комиссию. Здесь стоит упомянуть о рейтинге сайтов вузов, составленном специалистами Высшей школы экономики. Только отсутствие конкретной информации о возможностях поселения иногородних студентов стало препятствием для получения нашим сайтом наивысшей оценки.

В сложившихся условиях принять каждого абитуриента и помочь ему определиться с выбором, подать заявление — первоочередная обязанность приемной комиссии. В связи с отсутствием проводимых в вузе вступительных испытаний по большинству образовательных программ резко возрос поток абитуриентов, желающих подать заявление на поступление. Как ответ на новые условия изменилась технология приема.

В целях привлечения абитуриентов на договорной основе приемная комиссия уже третий год расширяет рамки платного приема по заочной форме обучения, продлевая срок приема до 15 декабря. Со следующего года мы планируем начать прием заявлений на платное обучение уже с 1 февраля, как только будут утверждены Ученым советом новые правила приема.

В этом году впервые опробована система подачи документов в одном помещении. Абитуриент, посетив ряд факультетов и определившись с выбором, стоит только в одну очередь (электронную) для подачи документов.

В целях сокращения очередей и для повышения удобства абитуриентов введена запись на прием. Это позволяет абитуриенту не стоять несколько часов в очереди, а приходить к заданному времени, планируя свой день. Благодаря электронной организации очереди, наш университет стал единственным в Санкт-Петербурге, избежавшим чрезмерного скопления абитуриентов как в прошлом, так и в этом году.

Более того, такая запись позволяет значительно быстрее оформить необходимые бумаги в приемной комиссии, поскольку большая часть необходимой информации вводится абитуриентом при регистрации на сайте. Это позволило сократить время работы технического секретаря с каждым абитуриентом и также сократить нагрузку на приемную комиссию.

Для выполнения поставленных задач приемная комиссия обеспечивается техническими условиями, организована локальная сеть, внутренняя телефонная связь между аудиториями. Но не соответствует современным требованиям электронного документооборота и новым формам ведения приема программное обеспечение приемной комиссии. В 2009 и в 2010 г. из-за нагрузки вдвое выше расчетной отказывала проверенная годами система «Абитуриент», что вызывало нарушение работы приемной комиссии. Разработку и внедрение нового программного обеспечения необходимо завершить к началу приема документов в 2011 г.

Интерьеры и инфраструктура территории вуза имеет не меньшее значение для абитуриентов, чем отношение к ним со стороны сотрудников и преподавателей университета. Для абитуриентов оборудуется территория приемной комиссии, организована информационная площадка со стендами. Но многое еще необходимо сде-

Деятельность института довузовской подготовки..

лать: установить ограждения зеленых зон, освещение стендов и дорожек, устранить ямы, покрасить водосточные трубы, фасады гаража, 6, 8 и 9 корпусов, провести другие работы по благоустройству.

Только комплексное решение обозначенных задач и проблем при реализации новой стратегии ведения приемной кампании в рамках программы развития университета

позволит обеспечить пополнение контингента студентов и сохранить лидирующие позиции РГПУ им. А. И. Герцена. Поэтому мы предлагаем в программу развития университета включить комплексную целевую подпрограмму «Герценовский университет», в которую войдет перечень конкретных мероприятий, направленных на обеспечение приема в университет.

Т. Н. Сокольницкая,

директор института довузовской подготовки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ АБИТУРИЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА

Первоочередная задача института довузовской подготовки — это привлечение абитуриентов в структуры довузовской подготовки. С учетом особенностей демографической ситуации и серьезной конкуренции на рынке платных услуг по подготовке к ЕГЭ, можно сказать, что эта задача была выполнена успешно. В общей сложности сегодня в различных структурах института довузовской подготовки обучаются около 500 слушателей, то есть каждый сороковой выпускник Санкт-Петербурга выбрал институт довузовской подготовки для подготовки к поступлению и ЕГЭ. В этом году институт расширил сферу платных образовательных услуг: к обучению были привлечены выпускники 9-х классов по программам: «Русский язык», «Математика».

Для планирования и координации профориентационной работы среди уже набранного контингента выпускников и для его расширения необходимо было определить, в какой степени слушатели института довузовской подготовки ориентированы на поступление в Герценовский университет, на какие факультеты они нацелены, почему отдали предпочтение РГПУ им. А. И. Герцена и институту довузовской подготовки, из каких источников получили информацию о подготовительных курсах. С этими целями был опрошен 101 слушатель гуманитарных групп подготовительного факультета (80 выпускников 11-х классов; 21 выпускник 10-х классов). Результаты опроса показали, что ориентированы на поступление в РГПУ 68% слушателей, в числе прочих подадут документы в РГПУ 21%, не будут подавать документы 11% слушателей.

Большинство слушателей указало, что хотят поступить в РГПУ им. А. И. Герцена, чтобы получить высшее гуманитарное образование (83%). Получить же педагогическое образование и стать учителями планируют только 15% слушателей.

Так как в опросе участвовали слушатели гуманитарных групп, среди факультетов, выбранных для поступления, лидирует факультет иностранных языков (39%). На филологический факультет планируют поступать 18% обучающихся, юридическому факультету отдали предпочтение 8% слушателей, факультету философии человека 6% выпускников, 3% предпочли факультет социальных наук.

Исходя из этих показателей, институт довузовской подготовки видит свою задачи в том, чтобы, во-первых, повысить число слушателей, которые для поступления выберут наш университет, и привлечь внимание к университету тех, кто выбрал РГПУ им. А. И. Герцена только для того, чтобы получить качественную подготовку к ЕГЭ; во-вторых, раскрыть нашим слушателям возможности педагогического образования; познакомить с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.