Деятельность института довузовской подготовки..
лать: установить ограждения зеленых зон, освещение стендов и дорожек, устранить ямы, покрасить водосточные трубы, фасады гаража, 6, 8 и 9 корпусов, провести другие работы по благоустройству.
Только комплексное решение обозначенных задач и проблем при реализации новой стратегии ведения приемной кампании в рамках программы развития университета
позволит обеспечить пополнение контингента студентов и сохранить лидирующие позиции РГПУ им. А. И. Герцена. Поэтому мы предлагаем в программу развития университета включить комплексную целевую подпрограмму «Герценовский университет», в которую войдет перечень конкретных мероприятий, направленных на обеспечение приема в университет.
Т. Н. Сокольницкая,
директор института довузовской подготовки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ АБИТУРИЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА
Первоочередная задача института довузовской подготовки — это привлечение абитуриентов в структуры довузовской подготовки. С учетом особенностей демографической ситуации и серьезной конкуренции на рынке платных услуг по подготовке к ЕГЭ, можно сказать, что эта задача была выполнена успешно. В общей сложности сегодня в различных структурах института довузовской подготовки обучаются около 500 слушателей, то есть каждый сороковой выпускник Санкт-Петербурга выбрал институт довузовской подготовки для подготовки к поступлению и ЕГЭ. В этом году институт расширил сферу платных образовательных услуг: к обучению были привлечены выпускники 9-х классов по программам: «Русский язык», «Математика».
Для планирования и координации профориентационной работы среди уже набранного контингента выпускников и для его расширения необходимо было определить, в какой степени слушатели института довузовской подготовки ориентированы на поступление в Герценовский университет, на какие факультеты они нацелены, почему отдали предпочтение РГПУ им. А. И. Герцена и институту довузовской подготовки, из каких источников получили информацию о подготовительных курсах. С этими целями был опрошен 101 слушатель гуманитарных групп подготовительного факультета (80 выпускников 11-х классов; 21 выпускник 10-х классов). Результаты опроса показали, что ориентированы на поступление в РГПУ 68% слушателей, в числе прочих подадут документы в РГПУ 21%, не будут подавать документы 11% слушателей.
Большинство слушателей указало, что хотят поступить в РГПУ им. А. И. Герцена, чтобы получить высшее гуманитарное образование (83%). Получить же педагогическое образование и стать учителями планируют только 15% слушателей.
Так как в опросе участвовали слушатели гуманитарных групп, среди факультетов, выбранных для поступления, лидирует факультет иностранных языков (39%). На филологический факультет планируют поступать 18% обучающихся, юридическому факультету отдали предпочтение 8% слушателей, факультету философии человека 6% выпускников, 3% предпочли факультет социальных наук.
Исходя из этих показателей, институт довузовской подготовки видит свою задачи в том, чтобы, во-первых, повысить число слушателей, которые для поступления выберут наш университет, и привлечь внимание к университету тех, кто выбрал РГПУ им. А. И. Герцена только для того, чтобы получить качественную подготовку к ЕГЭ; во-вторых, раскрыть нашим слушателям возможности педагогического образования; познакомить с
образовательными программами факультетов; в-третьих, сориентировать слушателей на выбор такой образовательной программы, которая бы соответствовала их личным предпочтениям и устремлениям, их возможностям и способностям.
Пути решения поставленных задач видятся, прежде всего, в максимально возможном включении слушателей института и их родителей в университетскую среду. Это включение начинается со знакомства с университетом, с его историей, с корпусами, факультетами, с образовательными возможностями. Такое знакомство осуществляется на экскурсиях, на первых занятиях; с помощью сайтов университета и института довузовской подготовки, социальных сетей.
При анализе источников получения информации о курсах РГПУ им. А. И. Герцена обращает на себя внимание тот факт, что треть абитуриентов (32%) пришла в институт довузовской подготовки по отзывам знакомых, выпускников, что возможности университетских сайтов используются недостаточно (лишь 37% выпускников получили информацию благодаря сайтам РГПУ им. А. И. Герцена, института довузовской подготовки).
В связи с этим в задачу института довузовской подготовки входит вовлечение абитуриентов в университетскую среду с помощью университетских сайтов: слушатели и их родители должны привыкнуть к необходимости следить за новостями сайтов, искать на них нужную информацию; используя электронную почту, задавать вопросы приемной комиссии, отделу по работе с абитуриентами; общаться с методистами и преподавателями с помощью электронной почты, размещенной на сайте института довузовской подготовки.
С целью включения выпускников в университетскую среду в социальной сети «В контакте» в 2008 г. создана группа слушателей института довузовской подготовки, где они обмениваются своими впечатлениями, актуальной информацией. В этой группе есть выпускники прошлых лет, нынешние студенты РГПУ, которые дают советы «новичкам».
Слушатели института становятся участниками всех мероприятий, проводимых в университете как для абитуриентов (дни открытых дверей, все предметные олимпиады, педагогическая олимпиада «Первый успех»), так и для студентов (имиджевые общеуниверситетские праздники, в частности День университета, факультетские мероприятия и конкурсы). В решении этой задачи институт довузовской подготовки опирается на взаимодействие с факультетами и отделом по работе с абитуриентами.
С каждым годом повышается значимость работы института довузовской подготовки с родителями выпускников, связанная с их вовлечением в информационное пространство университета. С этой целью сотрудники института проводят индивидуальные консультации, родительские собрания, встречи с родителями, выбирая индивидуальный маршрут подготовки к поступлению, разъясняя особенности приема, возможности поступления в Герценовский университет по результатам предметных олимпиад, значимость педагогической олимпиады «Первый успех». Полагаем, что эффективность этой деятельности может повысить проведение специальных встреч родителей слушателей института довузовской подготовки с членами приемной комиссии, факультетов.
Как показывает практика, родители и абитуриенты рассматривают живое общение с представителями университета, факультетов в качестве одной из самых эффективных форм профориентационной деятельности университета. В целях привлечения абитуриентов, вовлечения их в университетскую среду институт довузовской подготовки планирует проведение таких совместных мероприятий, в ходе которых выпускники и их родители смогут задать вопросы сотрудникам приемной комиссии, пообщаться с
Деятельность института довузовской подготовки...
представителями отдела по работе с абитуриентами, пройти профориентационную и предметную диагностику, встретиться с деканами факультетов, посетить лекции преподавателей университета.
Еще два года назад в большинстве мероприятий, проводимых институтом довузовской подготовки, активно участвовали руководители школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учителя-предметники. Сегодня, к сожалению, ситуация изменилась: школы из партнеров института превратились в его конкурентов на рынке платных образовательных услуг. Эта особенность нашла отражение в результатах опроса: только один из опрошенных слушателей получил информацию о курсах института довузовской подготовки РГПУ им. А. И. Герцена в школе.
Вызовы времени поставили перед университетом задачу поиска новых путей информирования выпускников и их родителей о широком спектре возможностей, которые предоставляет институт довузовской подготовки: а это не только обучение на подготовительных курсах, но и профориентационные консультации, экскурсии по университету и факультетам, тренировочное тестирование, диагностическое тестирование, позволяющее определить уровень готовности к обучению в университете. Решение этой задачи возможно в процессе проведения педагогической практики, во время которой представители университета, преподаватели, студенты смогут донести до выпускников необходимую информацию. Кроме того, в 2010/11 учебном году в договор о сотрудничестве между факультетом и общеобразовательным учреждением включены изменения, позволяющие выпускнику самостоятельно прийти в институт довузовской подготовки и определить свою профессиональную направленность, уровень готовности к обучению в университете.
Результатом переориентации современной школы на подготовку к тестовым формам итоговой аттестации стало снижение уровня сформированности ведущих предметных и общеучебных компетенций выпускников. Именно поэтому выпускники и их родители, выбирая курсы института довузовской подготовки, рассчитывают в процессе обучения получить знания, умения и навыки, необходимые не только для сдачи единых государственных экзаменов, но и для дальнейшего успешного обучения в вузе.
Таким образом, можно отметить, что в последние годы институт довузовской подготовки выполняет еще одну важную функцию — коррекционную. В процессе обучения на курсах происходит совершенствование, а порой и формирование предметных, общеучебных знаний, умений и навыков, осуществляется углубленная профильная подготовка. В результате выпускники института довузовской подготовки, став студентами РГПУ им. А. И. Герцена, в большинстве своем не сталкиваются с такой проблемой, как академическая неуспеваемость: они просто переходят на другой уровень образования и стабильно сдают первую сессию. Эту закономерность подтверждают результаты тестирования студентов I курса факультета химии, где костяк студентов составили выпускники малого факультета химии.
В связи с обращениями факультетов на базе института довузовской подготовки открыта новая услуга — «Анализ сложных вопросов по отдельным предметам в рамках программ среднего общего образования». Дополнительная услуга открыта в соответствии с приказом по университету № 5347 от 17.09.2010 и предназначена для студентов-первокурсников. Утверждена форма договора, через организационно-студенческий отдел информация об открытии услуги была доведена до сведения руководителей факультетов. Рабочие встречи, проведенные с деканами, свидетельствуют о востребованности этой услуги.
Особенности современной образовательной ситуации ставят перед институтом довузовской подготовки новые задачи по привлечению абитуриентов к обучению в РГПУ
им. А. И. Герцена. Решение этих задач видится на пути расширения спектра платных образовательных услуг и форм профориентационной работы; поиска новых форм осуществления эффективной рекламы возможностей института; сотрудничества и взаимодействия со всеми структурами университета в решении проблемы включения выпускников и их родителей в образовательное и информационное пространство Герценовского университета.
Т. Г. Гдалина,
начальник отдела по работе с абитуриентами и региональному развитию
М. Ю. Челпанов,
начальник управления дополнительного профессионального образования
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УНИВЕРСИТЕТА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ АБИТУРИЕНТОВ
Работа по привлечению будущих студентов университета требует скоординированных усилий различных структурных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена. Налаживать такое взаимодействие призван отдел по работе с абитуриентами. Помимо прочего, в его функции входит не только информационное, организационное и административное сопровождение профориентационной деятельности институтов и факультетов университета, но также инициация, создание и поддержка пилотных проектов, ярких событий и новых направлений деятельности, имеющих целью популяризацию университета, укрепление его имиджа и привлечение благодаря этому абитуриентов.
Одним из таких мероприятий стал стартовавший в ноябре проект «День в университете», в рамках которого около 90 учеников одной из школ Санкт-Петербурга провели один учебный день в стенах Герценовского университета. Программа проекта включала в себя экскурсию по университету, знакомство с выбранными школой факультетами и кафедрами. «День в университете» позволил старшеклассникам получить актуальную информацию о правилах приема, особенностях обучения в университете, дал возможность пообщаться со студентами и прослушать лекции ведущих преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена. На последнем можно остановиться отдельно. Короткая 40-минутная лекция, прочитанная преподавателем филологического факультета, была настолько яркой и захватывающей, что вызвала интерес аудитории не только к предмету, к лектору, но и в конечном итоге — к факультету. По ее окончании многие школьники интересовались возможностью получения специальности «филолог».
Проведение таких событий — это лишь один пример. Не останавливаясь на всех видах и результатах новых направлений деятельности по привлечению абитуриентов, можно кратко представить лишь некоторые виды этой работы, актуальные в контексте заявленной тематики. К ним относятся: создание единой базы потенциальных абитуриентов; создание единой базы контактов факультетов и институтов с образовательными учреждениями, учительским сообществом; организация закрытого для внешних посетителей раздела сайта университета для оперативных внутренних коммуникаций; создание единого презентационного пакета, ориентированного на молодежную аудиторию, для использования во время практик в образовательных учреждениях; приведение к единому стилю страниц факультетов и институтов на сайте университета в разделе «Абитуриентам».