ВЕСТИ
ответствуют их требованиям, 18% не доверяют агентствам по подбору персонала и около 30% не испытывают трудности при поиске работы.
Около 28% студентов при устройстве на работу испытывают сложности в составлении резюме, более 40% опрошенных учащихся не знают, с какими трудностями могут столкнуться при устройстве на работу.
Оценивая эффективность проведения ярмарки вакансий на территории университета, основная часть студентов (более 50%) считает, что ими получена полезная информация о рынке труда, которая может повысить их успешность при поиске и устройстве на работу, а также определиться с будущей сферой деятельности и специальностью.
При организации ярмарок вакансий важно учитывать пожелания и замечания как работодателей, так и студентов. В дальнейшем необходимо представлять большее разнообразие сфер деятельности организаций и учреждений, нацеленных на работу с молодыми специалистами. Для увеличения числа посетителей ярмарки следует проводить более активную работу по информированию студентов о мероприятии с пояснением целей, перечислением основных участников-работодателей. Информирование должно проводиться как сотрудниками центра содействия трудоустройству, так представителями факультетов. Достаточно высокая эффективность проведения ярмарки вакансий подтверждается заинтересованностью работодателей, а также тем, что большинство из них смогли найти среди студентов и выпускников РГПУ им. А. И. Герцена потенциальных сотрудников. Студенты и выпускники университета проявили несомненный интерес к работе ярмарки вакансий.
Эффективность проведения ярмарки подтверждается тем, что более половины опрошенных студентов нашли для себя интересные вакансии или находятся в процессе принятия решения о работе на определенной позиции.
Необходимость проведения подобных мероприятий определяется в первую очередь рядом проблем, выявленных в результате опроса участников ярмарки, а именно наши студенты и выпускники обнаруживают недостаточную ориентацию на рынке труда (что предлагают работодатели, где и как искать необходимые вакансии), неопределенность со сферой будущей профессиональной деятельности, завышенные требования к работе, переоценку своих возможностей, неправильную стратегию поведения при поиске работы. Другими словами, часто складывается такая ситуация, когда студенты ищут работу не по специальности, получаемой в университете, не имея опыта работы, дополнительных квалификаций, но с высокой оплатой труда.
Таким образом, ярмарка вакансий помогает, с одной стороны, работодателям оперативно подобрать персонал с качественным гуманитарным образованием, ознакомиться с потенциалом современной молодежи. С другой стороны, студенты смогут лучше ориентироваться на рынке труда, понять в какой сфере деятельности они смогут работать, получить навыки собеседования, выстроить эффективную стратегию поиска работы.
Цель ярмарки — содействие трудоустройству студентов и выпускников университета — была достигнута.
А. Л. Мальчукова,
маркетолог центра содействия трудоустройству выпускников
ЗАДАЧИ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Своеобразие современной образовательной ситуации на довузовском этапе представлено двумя важнейшими особенностями: во-первых, значительным сокращением потенциального числа абитуриентов, обусловленным демографической ситуацией в стране; во-вторых, переходом образовательных учреждений к новой форме итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний в вуз — единым государственным экзаменам (ЕГЭ).
В течение значительного времени в Государственной Думе ждет своего рассмотрения соот-
ветствующий проект федерального закона, в котором прием в вузы предлагается проводить только по результатам ЕГЭ, творческих конкурсов и олимпиад.
Опыт целого ряда регионов, где ЕГЭ проводится по большинству предметов, свидетельствует о том, что в такой ситуации для структур довузовской подготовки возможны два пути развития.
Первый — переход от довузовской предметной подготовки абитуриентов к профориента-ционной деятельности и организации и проведению альтернативных форм вступительных
Задачи довузовской подготовки в современной образовательной ситуации
испытаний: предметных олимпиад и творческих конкурсов. Это обусловлено тем, что большая часть платных образовательных услуг по подготовке к ЕГЭ реализуется в общеобразовательных учреждениях.
Второй — повышение качества и расширение спектра образовательных услуг по подготовке абитуриентов к ЕГЭ с целью обеспечения конкурентоспособности довузовской структуры в образовательном пространстве региона, наряду с расширением характера и возможностей профориентационной и других направлений деятельности.
Какими видятся в этой непростой образовательной ситуации возможности института довузовской подготовки РГПУ им. А. И. Герцена? Этот вопрос обсуждался 16 октября 2006 года на заседании ректората.
В Санкт-Петербурге эксперимент по введению ЕГЭ продолжается уже четвертый год, причем количество абитуриентов постоянно сокращается. В связи с этим в институте довузовской подготовки в качестве приоритетных были определены следующие направления деятельности: 1) образовательная — направленная на обеспечение качественной подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям в университет и реализацию их профориентационных потребностей в процессе обучения; 2) профори-ентационная — нацеленная на обеспечение отбора наиболее подготовленной молодежи к продолжению образования на различных факультетах Герценовского университета; 3) организационно-содержательная — обеспечивающая проведение альтернативных форм вступительных испытаний — региональных олимпиад вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи и Герценовской педагогической олимпиады «Первый успех».
Перспективы образовательной деятельности института довузовской подготовки видятся, в первую очередь, в повышении качества довузовского образования, в максимальном удовлетворении профориентационных потребностей слушателей.
С целью обеспечения качества образовательных услуг по подготовке абитуриентов к ЕГЭ в первый год эксперимента преподаватели института довузовской подготовки прошли повышение квалификации и получили сертификаты «Специалист по подготовке к ЕГЭ». Кроме того, был создан библиотечный фонд, обеспечивший слушателей и преподавателей учебно-методической литературой, дидактическими материалами на
печатных и электронных носителях; были разработаны индивидуальные учебные программы; организована апробация материалов ЕГЭ по русскому языку, открыта платная образовательная услуга по подготовке к ЕГЭ. Вся эта работа осуществлялась при тесном взаимодействии института довузовской подготовки с факультетами и другими структурами университета. Решались вопросы финансовой политики, организации оплаты обучающих семинаров и приобретения учебно-методической литературы, рекламы новых образовательных услуг, кадрового обеспечения курсов подготовки к ЕГЭ.
В результате в институте довузовской подготовки была создана мобильная сеть образовательных услуг высокого качества и сохранен контингент слушателей, ориентированных на поступление в РГПУ им. А. И. Герцена.
В настоящее время рано подводить итоги набора старшеклассников на новый учебный год, однако можно сказать, что для успешного его начала сделано самое главное: слушателям предлагается широкий перечень качественных образовательных услуг (от базового до углубленного уровня) по подготовке к поступлению в вуз по всем предметам, в том числе по подготовке к ЕГЭ, рассчитанный на самых разных потребителей.
Профессионализм преподавателей, работающих в институте довузовской подготовки, высоко оценен в нашем городе и за его пределами. Они работают экспертами в предметных комиссиях ЕГЭ, в конфликтной комиссии по проведению ЕГЭ Комитета по образованию Санкт-Петербурга, читают лекции и проводят семинары для учителей.
В перспективе институт довузовской подготовки во взаимодействии с факультетами и кафедрами планирует продолжить обучение специалистов-предметников в Москве, проводить обучающие семинары внутри университета, пополнять фонд учебно-методической литературы, обновлять формы контроля знаний слушателей.
В рамках повышения эффективности учебной деятельности предполагается провести модернизацию программ учебных курсов в соответствии с программами вступительных испытаний, расширить использование новых информационных технологий обучения, особенно на занятиях по иностранным языкам, начать переход к кредитно-модульной системе довузовского образования.
Профориентационная работа — это неотъемлемая составляющая деятельности института
ВЕСТИ
довузовской подготовки. В прошлом учебном году совместно с факультетами, благодаря большой поддержке и личному участию деканов, были разработаны и реализованы в учебном процессе профориентационные модули, которые позволяют слушателям познакомиться с будущей специальностью и направлением образования, с жизнью выбранного факультета, его кафедрами, лабораториями, получить ответы на многие интересующие вопросы.
Создание научно-практического центра профессиональной ориентации абитуриентов открывает новые перспективы совместной деятельности института довузовской подготовки и других подразделений университета по развитию профориентационной работы с выпускниками образовательных учреждений и молодежи.
Первоочередной задачей центра сейчас становится создание информационного банка профориентационных возможностей факультетов (рекламные ролики о специальностях и направлениях подготовки на факультете, буклеты, раскрывающие специфику отдельных кафедр и лабораторий) и оснащение профориентационно-го кабинета. Этот кабинет должен стать местом встречи абитуриентов, их родителей с представителями факультетов для проведения проф-ориентационных консультаций и тренингов.
Опыт подобных встреч свидетельствует о том, что наибольшим спросом у аудитории слушателей пользуются те факультеты, которые предлагают красочные и интересные рекламные проспекты. Например, в Санкт-Петербурге и других регионах большой популярностью пользуется рекламный диск факультета физики, в котором использованы новые, современные технологии и возможности для представления факультета.
Одной из перспективных и значимых задач института довузовской подготовки является профориентационная работа с выпускниками и образовательными учреждениями других регионов. Уже второй год в институт довузовской подготовки принимает десятиклассников Республики Коми, которые знакомятся с университетом, его факультетами, специальностями и направлениями образования.
Более пяти лет продолжается сотрудничество института довузовской подготовки с Гумани-
тарно-педагогическим лицеем г. Ухты Республики Коми. На базе этого лицея осуществляется подготовка абитуриентов к поступлению в РГПУ им. А. И. Герцена, проводятся профори-ентационные мероприятия университета с учащимися выпускных классов и их родителями, семинары для учителей города по проблемам подготовки к ЕГЭ. Таким образом, можно говорить о том, что лицей стал своеобразным центром, представляющим университет в регионе.
С каждым годом повышается актуальность альтернативных форм вступительных испытаний в РГПУ им. А. И. Герцена. Уже пять лет институт довузовской подготовки участвует в организации и проведении региональных олимпиад вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи, Герценов-ской педагогической олимпиады «Первый успех». В 2006 году в Герценовской предметной олимпиаде — первом туре региональных олимпиад вузов Санкт-Петербурга для профессионально ориентированной молодежи приняло участие 1830 человек. Около 1000 старшеклассников участвовало в первом туре Герценовской педагогической олимпиады «Первый успех». Эти цифры говорят о том, насколько востребованы и популярны такие формы вступительных испытаний среди абитуриентов.
В связи с этим именно олимпиады могут рассматриваться в качестве основной возможности расширения числа выпускников, пробующих свои силы для поступления в РГПУ им. А. И. Герцена. Среди участников олимпиады большое число абитуриентов, которые в силу особенностей своей личности затрудняются при решении тестов ЕГЭ, но проявляют творческие способности на олимпиадах. Для таких выпускников, возможно, нужны особые формы проведения вступительных испытаний в виде творческих экзаменов, например, конкурсного сочинения, защиты учебно-исследовательского проекта по профильному предмету и других. Механизм проведения таких творческих экзаменов, конкурсов, их содержание могут быть апробированы в учебном процессе и профориентационной деятельности института довузовской подготовки.
Т. Н. Сокольницкая,
директор института довузовской подготовки
ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ НА ВВЦ
27-30 сентября 2006 года в Москве прошел РГПУ им. А. И. Герцена на выставках форума Всероссийский форум «Образовательная сре- представлял экспонаты-победители 10-й уни-да — 2006». верситетской выставки научных достижений от