DOI 10.24412/2227-7315-2022-6-289-297
УДК 343.231
В.А. Зоз, A.C. Лагуточкина
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Введение: в статье раскрывается вопрос о правовом генезисе проблем связанных с преступностью несовершеннолетних, которые используют в своей повседневной, в том числе, и преступной деятельности современные средства телекоммуникаций и Интернет. Цель: комплексное изучение рассматриваемой темы, проанализированы мнения ученых относительно понимания сущности правового регулирования сетевой безопасности цифровой среды, его цели и задачи. Акцентировано внимание на значимости противодействия преступлениям совершаемых в отношении детей с использованием цифрового пространства сети Интернет. Методологическая основа: ее основу составляют теоретические и эмпирические методы исследования. Результаты: выяснено, что сегодня современная информационная сфера представлена возникновением и распространением информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который является наиболее удобным и оперативным средством поиска, формирования, распространения и использования информации. Подростки используют Интернет реализуя свои потребности: в социальном внимании, как средство заработка и отвлечения от повседневности проблем. Выводы: эффективность деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности несовершеннолетних зависит от ряда факторов, в том числе, от совершенствования, действующего законодательства в части обеспечения цифровой безопасности детства.
Ключевые слова: оперативные подразделения органов внутренних дел, конституция, несовершеннолетние, правоохранительная деятельность, Интернет, социальная сеть.
© Зоз Владимир Александрович, 2022 1
Старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, подпол- )
ковник полиции (Крымский филиал Краснодарского университета МВД России); e-mail: [email protected] 2
© Лагуточкина Анастасия Сергеевна, 2022 S Оперуполномоченный отдела уголовного розыска отдела полиции № l «Железнодорожный», старший лейтенант полиции (УМВД России по г. Симферополю); e-mail: [email protected]
© Zoz Vladimir Aleksandrovich, 2022
Senior Lecturer of the Department of Investigative Activity and Special Technology, Lieutenant Colonel of Police (Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia) © Lagutochkina Anastasia Sergeevna, 2022
Criminal Investigation Officer of Police Department No. 1 "Zheleznodorozhny", Senior Lieutenant of Police (Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Simferopol) 289
V.A. Zoz, A.S. Lagutochkina
ON CERTAIN DIRECTIONS OF LEGAL REGULATION OF NETWORK SECURITY OF THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF COUNTERING JUVENILE DELINQUENCY
Background: the article reveals the question of the legal genesis of the problems associated with juvenile delinquency, which modern means of telecommunications and the Internet use in their daily, including criminal activity. Objective: a comprehensive study of the topic under consideration, analyzed the opinions of scientists regarding the understanding of the essence of the legal regulation of network security of the digital environment, its goals and objectives. Attention is focused on the importance of combating crimes committed against children using the digital space of the Internet. Methodology: It is based on theoretical and empirical research methods. Results: it was found that today the modern information sphere is represented by the emergence and spread of information and telecommunication network Internet, which is the most convenient and rapid means of finding, forming, distributing and using information. Teenagers use the Internet to realize their needs: in social attention, as a means of earning money and distraction from everyday problems. Conclusions: the effectiveness of law enforcement agencies in combating juvenile delinquency depends on a number of factors, including the improvement of existing legislation to ensure the digital security of children.
Key-words: operational units of internal affairs bodies, constitution, minors, law enforcement, Internet, social network.
Специфика подросткового интереса к открытым социальным сетям, а также подверженность детской психики влиянию разнообразного контента выступают благоприятной почвой для роста преступности в социальных сетях и принимают особую форму девиации, пока не получившей глубокого и всестороннего изучения. В частности, доказано, что 69% среднестатистических подростков от 13 до 18 лет проводят в социальных сетях более 5 часов в день, обновляя информацию каждые полчаса. Уточним, что таким образом несовершеннолетние не только становятся жертвами преступников, но и могут сами совершать противоправные деяния.
В частности, согласно статистике, активными пользователями отечественного сегмента сети Интернет в 2021 г. стали более 88 млн граждан, то есть 72% населения страны, а среди несовершеннолетних — от 95 до 100% в зависимости от возрастных категорий1.
Таким образом, становится очевидным, что дети и подростки составляют основную часть пользователей Интернет-пространства, и не случайно. Интернет сегодня представляет из себя наиболее прогрессивную образовательную и культурную платформу. Научно-исследовательские и художественные организации всероссийского и международного уровня открывают виртуальный мир, предоставляя детям и подросткам широкий спектр возможностей для самореализации и последующей социализации в обществе, раскрытии потенциала в области образования. Широкий простор для выражения индивидуальности, развитие и совершенствование образовательных платформ, преодоление традиционных
1 См.: WebCanape. URL: statLstika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-290 rossii/ (дата обращения: 01.02.2022).
географических барьеров для виртуальной коммуникации — основные причины возрастания количества несовершенных пользователей Интернет-ресурсов.
Однако позитивные моменты, связанные с возникновением и последующим распространением возможностей Интернет-ресурсов для детей и подростков, одновременно порождают современные угрозы в сфере безопасности несовершеннолетних в виртуальном пространстве. Исследование содержимого информационного пространства глобальной сети невольно приводит к выводу о том, что Интернет имеет двойственный характер: с одной стороны, с созданием и распространением сети у населения планеты появились колоссальные возможности по обеспечению информационного обмена, а с другой — появились проблемы, связанные с распространением информации, оказывающей криминогенное влияние на несовершеннолетних пользователей.
Так, результаты исследований интернет-угроз Лаборатории Касперского позволили сделать вывод о том, что на сегодняшний день Россия является одной из лидеров антирейтинга по доле опасного контента в сети. Специалисты утверждают, что значительная часть угроз для детей и подростков содержится на сайтах «для взрослых», онлайн-казино и сайтах, содержащих информацию об оружии1.
Однако негативное содержание вышеуказанных Интернет-ресурсов — не единственная угроза, преследуемая молодое поколение. Основная проблематика, в первую очередь, заключается в открытых возможностях трансграничного оборота информации, активно используемого для достижения криминальных и иных антиобщественных целей, направленных на самую незащищенную аудиторию — детей и подростков.
В представленной ситуации невольно встает вопрос о формировании методов и способов регулирования сети и ее использования несовершеннолетними. Осуществление политики в области безопасности несовершеннолетних в сети — приоритетное направление не только для Российской Федерации, но и для всех динамично развивающихся и развитых стран.
Исследование практики международных государств позволяет выделить на сегодняшний день три возможных способа само- и сорегулирования отношений, возникающих в Интернет-пространстве:
Государственный (заключается в выработке официально-правовых механизмов, имеющих властный характер и направленных на регулирование пользователей Интернет-пространства);
Саморегулирование, применяемое в странах с наиболее высокой «цифровой культурой» пользователей (в данном случае регулирование процессов, возникающих в области использования глобальной сетью, осуществляется опытными Интернет-провайдерами, контент-провайдерами и непосредственно пользователями);
Комплексный (механизм, основанный на системном регулировании отношений, возникающих в сети путем объединения государственного способа и саморегулирования).
Из представленных вариантов регулирования информационного потребления в отечественной практике закрепился комплексный. Таким образом, обеспечение информационной безопасности детей и подростков в современной России
1 См.: Отчет Лаборатории Касперского 2019: «Чем интересуются дети в сети?». URL: https:// www.kaspersky.ru/ (дата обращения: 01.02.2022). 291
реализуется путем взаимоувязанных нормативных, организационных, оперативно-разыскных, информационно-аналитических и иных средств, которые направлены на прогнозирование, обнаружение, сдерживание, предотвращение, отражение информационных угроз и ликвидацию последствий их проявления.
Отметим, что основополагающей мерой, направленной на регулирование несовершеннолетних пользователей глобальной сети, является создание устойчивого правового пространства, являющегося базисом всех отношений, возникающих в области обеспечения безопасного информационного потребления.
В рамках исследования вопроса о правовом регулировании процесса использования Интернет-пространства нами будет использован концептуальный аспект термина «безопасность несовершеннолетних», который рассматривается специалистами как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и устойчивое развитие молодого поколения, способного противостоять социальным и индивидуальным угрозам окружающей среды, целенаправленно реализуя свои основные социальные функции, как ресурс и потенциал общества» [1].
Итак, основным нормативным правовым актом, устанавливающим защиту несовершеннолетних в качестве приоритетного направления, является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает в ст. 38 следующее положение: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства», а также «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей»1.
Руководствуясь данным положением, можно прийти к выводу о том, что в обязанность родителей несовершеннолетних детей и подростков в том числе входит координация их деятельности в Интернет-пространстве.
В частности, в докладе «Детский Рунет — 2019»2, подготовленный Институтом исследования Интернета под эгидой Минкомсвязи РФ, были представлены цифры, свидетельствующие о степени родительского контроля за несовершеннолетними пользователями Интернет-пространства. Благодаря исследованию удалось выяснить, что в среднем 80% родителей осуществляют мониторинг активности детей в Интернет-пространстве. Согласно информационным данным, 90% родителей детей в возрасте менее семи лет следят за их действиями в сети, в возрастной группе 8-10 лет этот процент ниже — 87%, 11-13 лет — 81,6%, 14-17 лет — 60,8%.
Среди наиболее популярных механизмов ограничения информационного потребления несовершеннолетними родители назвали запрет пользоваться интернетом (17%), ограничение по времени (11%) и программы родительского контроля (9%). Беседами и убеждениями пытаются повлиять на своих детей в 7% случаев, а установкой паролей лишь в 2%. Лишь 5% родителей вовсе не слышали о такой проблеме.
На сегодняшний день наиболее популярным способом обеспечения родительского контроля являются специализированные программы, позволяющие ограничить доступ ребенка к некачественным приложениям, сайтам и негативной информации, а также регулировать время, на протяжении которого несовершен-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2 См.: Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуни-292 каций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 01.02.2022).
нолетний может осуществлять деятельность в сети. В частности, большинство родителей, согласно исследованию, на сегодняшний день доверяет специальному продукту для детской безопасности в сети, разработанному «Лабораторией Ка-сперского» — Kaspersky Safe Kids.
Таким образом, мы видим положительную динамику мониторинга за безопасностью детей и подростков в сети.
Однако уточним, что при условии успешного контроля за использованием несовершеннолетними глобальной сети со стороны родителей, необходимость государственного регулирования не была бы настолько актуальной. Процессы, связанные с влиянием негативной информации или воздействием преступных элементов на несовершеннолетних крайне сложно отследить и своевременно ликвидировать.
В частности, советское и Российское информационное сообщество федерального уровня ТАСС поставило под сомнение эффективность мониторинга пользования Интернет-контента несовершеннолетними со стороны родителей, ведь осуществило социологических опрос детей и подростков с целью выяснить, с какими угрозами сталкивались несовершеннолетние респонденты. Согласно социологическому опросу удалось выяснить, что 34% несовершеннолетних сталкивались в порнографическим контентом, 26% — с кражей аккаунтов; 18% — с вирусами; 12% совершали случайные покупки; остальные 10% сталкивались с навязчивыми попытками знакомства со стороны взрослых незнакомцев, спамом различного характера и иными угрозами1. Становится очевидным, что каждый из несовершеннолетних пользователей Интернет-ресурсами в процессе информационного обмена как минимум несколько раз сталкивался с неблагоприятными угрозами.
Именно поэтому контроль за обеспечением защиты несовершеннолетних в сети Интернет возлагается на государство, в соответствии с приведенной выше статьей Конституции РФ.
Отметим, что в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, подчеркивается, что в современном мире происходят процессы усиления влияния на представителей молодого поколения негативной информации, в результате чего национальные нравственные ценности размываются2.
Таким образом, в нормативном правовом акте подчеркивается, что в современных условиях расширения информационного пространства именно молодежь в возрасте до 18 лет в настоящее время нуждается в особой государственной защите.
Для реализации заданного курса необходимо, прежде всего, формулирование основных положений в сфере информационной безопасности детей и подростков. Официальные теоретические положения на сегодняшний день представлены в специальном Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф33. В частности,
1 См.: Официальный сайт Российского информационного агентства ТАСС — Статистика. URL: https: tass.ru/tag/statistika (дата обращения: 01.02.2022).
2 См.: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50, ст. 7074.
3 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011.
№ 1, ст. 48. 293
в указанном нормативном акте раскрыто понятие «информационная безопасность детей», которая представляет из себя «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
Кроме того, перспективной, на наш взгляд, является поправка в ч. 1 и ч. 5 ст. 15, определившая перечень информации, распространение которой в России находится под запретом. Указанная поправка также ввела Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие запрещенную информацию, в целях ограничения доступа к ним.
В ч. 1 ст. 5 указанного нормативного акта содержится исчерпывающий перечень информации, причиняющий вред и ущерб здоровью несовершеннолетних и, следовательно, запрещенный к обороту в сети. Его список постоянно обновляется, а статья претерпевает редакции. В частности, в список такой информации были включены данные, побуждающие детей к совершению суицида; информация, оправдывающая жестокое обращение к людям и животным. Однако, по нашему мнению, законодательный акт в данной части содержит существенный пробел и не отвечает новым угрозам, содержащимся в глобальной сети Интернет.
Итак, психологические особенности несовершеннолетних определяются склонностью к самовыражению, достигаемому различными способами. Сегодня самореализация детей и подростков достигается пропагандой и романтизацией различных субкультур, которые характеризуются разветвленной сетевой структурой с высоким уровнем Интернет-координации. Примером подобной организации, основной костяк которой образуют несовершеннолетние, может случить движение АУЕ — «Арестантское уголовное единство» (в 2020 г. насчитывало 34 тыс. приверженцев из 40 регионов России1), содержанием которой является пропаганда и романтизация криминального мира среди детей и подростков. Угроза, исходящая от данного движения скрыта в вовлечении несовершеннолетних в преступной мир — подражая арестантскому укладу, дети и подростки зачастую начинают вести соответствующий образ жизни [2].
По данным СМИ, в период с 2017 по 2020 гг. по всей России сотрудники органов внутренних дел и спецслужб пресекли деятельность более 30 группировок АУЕ. Было выявлено свыше 4,2 тыс. сетевых сообществ АУЕ-тематики, в которых числилось 13,25 млн пользователей2. В 2020 г. Верховный суд России вынес постановление, запрещающее деятельность АУЕ, признав его организацией экстремистской направленности3.
Однако отметим, что на сегодняшний день поток информации «ауешного» характера не прекращается в социальных сетях. Следовательно, можно прийти к выводу о низкой степени организации контроля за подобными преступными проявлениями.
1 См.: Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ — Противодействие экстремизму и терроризму. URL: И'Ир8://мвд.рф/пе'№8/гиЬг1с/12/ (дата обращения: 01.02.2022).
2 См.: Официальный сайт Российского информационного агентства ТАСС — Деятельность правоохранительных органов в 2017-2020 гг. URL: https://tass.ru/obschestvo/9219115 (дата обращения: 01.02.2022).
3 См.: Официальный сайт Верховного суда РФ — Документы. URL: https://www.vsrf.ru/ 294 (дата обращения: 01.02.2022).
К иным подобным организациям, продвигающим моду неформальных преступных группировок, являются организации «поясни за шмот» (агрессия к каждому, кто одевается «неподобающим» для приверженцев группы образом); «фашисты» (название говорит само за себя); «около футбола» или «футбольные хулиганы» (еще одна группа, романтизирующая жестокость преступного мира, оправдывая противоправные деяния футбольными пристрастиями) и многие другие.
Таким образом, перечисленные нами криминальные субкультуры, активно продвигаемые в глобальной сети и создающие опасность не только для подростков, но и для мирного населения — бич на теле общества. Отметим, что, несмотря на запрет движения АУЕ, иные нормативные акты (в частности, уже упомянутый нами Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1) не закрепляют запрет на его продвижение и распространение в сфере обмена информации. Не регламентируют они запрет на иные подобные и активно развивающиеся организации, что, по нашему мнению, является весомым упущением в рамках правотворческой деятельности, требующей немедленного решения.
Далее отметим, что в содержании вышеуказанного нормативного акта существует еще один существенный пробел, не позволяющий осуществить профилактику новой онлайн-угрозы, связанной с совершением преступлений в отношении несовершеннолетних в онлайн-играх. Итак, 1 июня 2020 г. в Следственном комитете Российской Федерации заявили о новой угрозе современности — об «увеличении рисков, исходящих от популярных онлайн-игр»2.
Основные риски связаны с присутствием элементов насилия и жестокости в онлайн-играх, которые значительным образом влияют на психику детей и подростков. В частности, еще в середине прошлого века в США были проведены обширные исследования влияния онлайн-игр на детей; было доказано, что несовершеннолетние зачастую копируют увиденное и используют это при общении с ровесниками [3].
Вторая угроза связана с вовлечением детей и подростков в действия сексуального характера посредством популярных онлайн-игр. Факт был доказан неравнодушными специалистами информационного портала Live.ru, которые провели исследование посредством создания фейковых аккаунтов несовершеннолетних с их последующим внедрением в популярные Интернет-игры: «Аватария», «The Sims», «Мой мир». Главная задача персонажей представленных игр заключается в знакомстве и взаимодействии с другими участниками игры. В течение нескольких часов на каждую из фейковых страниц откликнулись «несовершеннолетние», призывающие к действиям сексуального характера (обмену фотографиями, общению по видеосвязи, покупкой фото- и видеоматериалов сексуального характера и т.д.), оказавшиеся при мониторинге их личности взрослыми мужчинами в возрастном диапазоне от 35 до 45 лет3.
1 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 48.
2 См.: Официальный сайт Следственного Комитета Российской Федерации — Взаимодействие со СМИ. URL: https://sledcom.ru/ (дата обращения: 01.02.2022).
3 См.: Информационный портал «Live.ru» — Расследования. URL: https://life.ru/s/ rassledovaniya (дата обращения: 01.02.2022). 295
Кроме того, исследователи заметили удивительную активность детей и подростков в таких взрослых онлайн-играх как «Целуй и знакомься», «Бутылочка», «Знакомства», предусмотренных для более взрослой аудитории. Участие детей и подростков в подобных играх также является угрозой, влекущий к последствиям, представленным нами выше.
По нашему мнению, отсутствие в нормативной базе положения об обвязывании производителей и распространителей особых экспертиз (социальных, психологических, педагогических) в рамках онлайн-игр на предмет насилия и агрессии, а также мониторинг возраста и деятельности участников таких игр — значительный пробел в законодательстве, способный привести к опасным последствиям.
Еще одним правовым актом в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети можно отнести Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1, в котором указаны основные задачи уполномоченных органов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных деяний и случаев склонения их к суицидальным действиям.
Для реализации этих целей была создана специализированная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав практически в каждом субъекте Российской Федерации. В частности, в Московской области была создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Савелки города Москвы (далее — КДНиЗП) по профилактике негативных тенденций среди детей и подростков в наиболее популярной сети «ВКонтакте». Основополагающей задачей созданной Комиссии является осуществление постоянного мониторинга социальных сетей с целью выявления противоправных фактов и направления информации о них по подведомственности.
Отметим, что в субъектах Российской Федерации, и даже в Московской области, реализация повсеместного мониторинга сети комиссиями не находит широкого применения. Практике известны случаи, когда подростки, совершающие преступные деяния, ранее опубликовывали в сети желание их совершить.
К основам правового регулирования в сфере безопасности несовершеннолетних пользователей глобальной сети мы считаем наиболее целесообразным отнести Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статью 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в образовании» , в которой закреплены направления по модернизации учебных стандартов и их перехода к современному типу передачи информации с учетом социально-экономического развития Российской Федерации.
Однако, по нашему мнению, существенным упущением в рамках данной статьи является отсутствие специального положения о закреплении особой компетенции у представителей образовательных организациях в рамках формирования у обучающегося медиаграмотности и безопасности в информационной
1 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собр. законодательства Рос. Фе-296 дерации. 1999 г. № 26, ст. 3177.
среде, как необходимого условия стабильного существования в рамках непрекращающихся угроз в данной сфере.
Еще одной группой наиболее важных нормативных актов в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних являются Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 и Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, которые на сегодняшний день выступают материальным и процессуальным правовым основанием для пресечения уже совершенных преступлений в данной сфере. Для реализации задач уполномоченными органами в содержание акта были включены следующие статьи: статья 110 — «Доведение до самоубийства»; статья 119 — угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; статья 128.1 — «Клевета»; статья 150 — «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»; статья 159 — «Мошенничество» и другие статьи.
Содержание отмеченных нормативных правовых актов по рассматриваемому направлению, в целом соответствуют сегодняшним реалиям, но по ряду вопросов являются «догоняющими», не соответствуют современным цифровым требованиям обеспечения безопасности детей и подростков в процессе обмена информации в Интернет-пространстве. Проблема не в непонимании законодателями выявляемых ситуаций требующих правовой реакции, а в неповоротливости системы, способной экстренно реагировать и вносить своевременные правки в существующие статуты.
Библиографический список
1. Бештоков М.В. Компьютерно-интерактивная социальная система как среда социализации российской молодежи: структура, потенциал и социализационные риски: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов Н/Д, 2018. С. 12.
2. Иванов С.И. Нарушение прав и свобод человека и гражданина сотрудниками уголовного розыска в условиях раскрытия неочевидных преступлений // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 3 (29). С. 44-47.
3. Полякова О.О. Особенности компьютерной игровой активности подростков // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 1 (18). С. 13.
References
1. Beshtokov M.V. Computer-Interactive Social System as the Environment of Socialization of Russian Youth: Structure, Potential and Socialization Risks: extended abstract of diss. ...cand. of sociological sciences. Rostov N/D, 2018. P. 12.
2. Ivanov S.I. Violation of the Rights and Freedoms of Man and Citizen by Employees of Criminal Investigation in the Conditions of Disclosure of Non-obvious Crimes // Bulletin of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 3 (29). P. 44-47.
3. Polyakova O.O. Features of Computer Game Activity of Teenagers // Povolzhsky pedagogichesky vestnik. 2018. No. 1 (18). P. 13.