ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ВВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАСПОРТОВ БОЛЕЛЬЩИКОВ (FAN ID)
ON CERTAIN ASPECTS OF THE INTRODUCTION OF FAN PASSPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION (FAN ID)
УДК 342.9
Д.Б. ТРОШЕВ,
кaндидaт юридичecких нaук (Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, Россия, Москва)
А.В. КАРАГОДИН,
^нд^^т юридичecких нaук, дoцeнт (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
DENIS B. TROSHEV,
Candidate of Law (Department of Office Management and work with appeals of citizens and organizations of Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia)
ALEXANDER V. KARAGODIN,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных соревнований, решением которых стал паспорт болельщика, являющийся частью системы идентификации футбольных болельщиков и важным фактором повышения эффективности деятельности полиции в ходе проведения мероприятий по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и общественной безопасности во время подготовки к массовым спортивным мероприятиям. Для определения эффективности принятия решения о введении паспортов болельщика (FAN ID) изучен опыт деятельности полиции зарубежных стран в вопросах пресечения групповых нарушений общественного порядка в период подготовки и проведения спортивно-массовых мероприятий. Данный опыт показывает, что полиция зарубежных стран действует более слаженно и активно, с применением большего количества технических и специальных средств, в том числе паспортов болельщика, при этом действия полиции четко регламентированы законодательством. Правительство Российской Федерации определило перечень официальных спортивных соревнований, при посещении которых идентификация и аутентификация зрителей, участников официального спортивного соревнования, иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований, являются обязательными. В этих случаях реализация входных билетов или иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований, будет осуществляться при наличии действующей персонифицированной карты и соблюдении установленного порядка идентификации и аутентификации. Это уникальный проект, разработанный Российской Федерацией и реализованный впервые специально к чемпионату мира по футболу 2018 года. Минцифры России является ответственным исполнителем по созданию и обеспечению функционирования системы идентификации футбольных болельщиков. Для получения паспорта болельщика российские власти собирали личные данные фанатов: фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, серию и номер паспорта, кем он выдан. Также требовалось приложить фотографию, указать email и почтовый адрес, добавить номера брони билетов на матчи. Сам факт наличия соответствующего закона вовсе не означает начало незамедлительного функционирования системы идентификации болельщиков, для его выполнения понадобится реализация еще целого комплекса правовых, организационных, материально-технических и иных мероприятий, ряд из которых проанализируем в рамках данной публикации.
Ключевые слова: паспорт болельщика (FAN ID), персонифицированная карта зрителя, идентификация футбольных болельщиков.
Для цитирования: Трошев Д.Б., Карагодин А.В. Об отдельных аспектах введения в Российской Федерации паспортов болельщиков (Fan ID) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2022. - № 3. - С. 76-82.
Abstract: the article deals with the problems of ensuring law and order and public safety during sports competitions, the solution of which was the fan passport, which is part of the identification system of football fans and an important factor in improving the effectiveness of police activities during the prevention of group violations of public order and public safety during preparation for mass sporting events. To determine the effectiveness of making a decision on the introduction of FAN ID passports, the experience of the police of foreign countries in the suppression of group violations of public order during the preparation and holding of mass sports events was studied. This experience shows that the police of foreign countries act more smoothly and actively, using more technical and special means, including fan passports, while the actions of the police are clearly regulated by law. The Government of the Russian Federation has defined a list of official sports competitions, during which the identification and authentication of spectators, participants of an official sports competition, and other persons involved in conducting such competitions are mandatory. In these cases, the sale of entrance tickets or other documents granting the right to attend such competitions will be carried out in the presence of a valid personalized card and compliance with the established identification and authentication procedure. This is a unique project developed by the Russian Federation and implemented for the first time specifically for the 2018 FIFA World Cup. The Ministry of Finance of Russia is responsible for creating and ensuring the functioning of the identification system of football fans. To obtain a fan passport, the Russian authorities collected personal data of fans: full name, citizenship, date of birth, passport series and number, by whom it was issued. It was also required to attach a photo, specify an email and mailing address, add ticket booking numbers for matches. But the very fact of the existence of the relevant law does not mean the beginning of the immediate functioning of the fan identification system, because its implementation will require the implementation of a whole range of legal, organizational, logistical and other measures, a number of which we will analyze in this publication.
Keywords: a fan's passport (FAN ID), a personalized spectator card, identification of football fans.
For citation: Troshev D.B., Karagodin A.V. On certain aspects of the introduction of fan passports in the Russian Federation (Fan ID) // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. -2022. - № 3. - P. 76-82.
Проблема обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных соревнований, несмотря на ряд принятых в последние годы важнейших мер нормативного правового, организационного, материально-технического и иного характера, не теряет своей актуальности и по сей день, обостряясь в отдельные периоды.
Безусловно, положительная динамика налицо. Очень важной вехой в этой работе стало принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ1, сформировавшего условия для надлежащего обеспечения безопасности зрителей спортивных соревнований, а также разграничившего сферы ответственности за их проведение. Положения закона были развиты в различных подзаконных актах, в том числе правительствен-
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: Федеральный закон от 23.07.2013 № 192-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4025.
ных2 и ведомственных3. Вместе с тем если по итогам 2012 года, по данным МВД России, в ходе проведения спортивных соревнований было зафиксировано 220 правонарушений, то в первом полугодии 2021 года уже 280.
Понятно, что статистические показатели зачастую зависят от активности правоприменителей, выявляющих и пресекающих подобные нарушения. В то же время их рост на протяжении уже почти 9 лет свидетельствует о необходимости принятия следующих шагов по обеспечению правопорядка и безопасности в рассматриваемой сфере.
2 Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2194.
3 Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безо-
пасности: приказ МВД России от 17.11.2015 № 1092 (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 № 40464) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru
Таким шагом стало принятие Федерального закона от 30.12.2021 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации"», предусматривающего в числе прочего введение в нашей стране паспортов болельщиков (Fan ID) и системы идентификации зрителей.
Паспорт болельщика является частью системы идентификации футбольных болельщиков. Это уникальный проект, разработанный Российской Федерацией и реализованный впервые специально к чемпионату мира по футболу 2018 года [1, с. 103].
Изданию указанного законодательного акта предшествовала долгая и кропотливая работа, сроки завершения которой не раз корректировались в сторону их увеличения по ряду причин. Так, разработка акта начата во исполнение поручений главы государства, датированных еще 2017-2018 годами4.
Фактически Fan ID направлен на противодействие противозаконным действиям футбольных болельщиков во время матчей. После массовых беспорядков на Манежной площади в 2010 г., когда несколько тысяч фанатов вышли к Кремлю из-за убийства болельщика «Спартака» Егора Свиридова, власть и фанаты не конфликтовали шесть лет [2, с. 59].
Новая глава в отношениях была открыта в 2016 г. после серии драк российских фанатов с британскими и полицией Марселя во время чемпионата Европы во Франции. С учетом предстоящего чемпионата мира российские власти начали применять меры в отношении фанатов. «Власти прекратили диалог с фанатами и отдали его исключительно на откуп силовикам», - рассказывал DW глава Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин.
По его словам, Всероссийское объединение болельщиков назвали виновным в погромах и исключили из Российского футбольного союза. С лидерами фанатских движений начали регулярно встречаться сотрудники Главного управления по противодействию экстремизму МВД России для бесед. «Не все выдерживают, когда звонят из полиции, из уголовного розыска и приглашают на беседу, это продолжается систематически и чувствуется определенный „крючок"», - пояснил глава Всероссийского объединения болельщиков.
В результате растущего давления фанаты начали уходить из движений, а некоторые ре-
4 Поручения от 25.10.2017 № Пр-2166 (подпункт «в» пункта 2), от 08.08.2018 № Пр-1419 (подпункт «б» пункта 1), указание от 17.07.2018 № Пр-1224.
гиональные объединения даже приостановили работу до мирового первенства. «Насколько я знаю, многим фанатам рекомендовали на время чемпионата мира провести отпуск за пределами России, чтобы у них было алиби, если вдруг произойдут какие-то стычки», - говорил основатель Telegram-канала о фанатском движении «Мог дома сидеть» Vlad MDS.
Мы видим, что положения закона основаны в том числе на опыте создания и эксплуатации Минцифры России информационной системы идентификации болельщиков в соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению безопасности в периоды подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Данная система запатентована Минцифры России и является собственностью Российской Федерации. Предполагается, что принятие законопроекта создаст возможность использовать накопленный при проведении указанных мероприятий опыт в рамках российских соревнований5.
Законом закрепляется полномочие Правительства Российской Федерации по определению официальных спортивных соревнований, при посещении которых идентификация зрителей, участников, а также иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований, является обязательной. В этих целях вводится понятие «персонифицированная карта на посещение спортивного соревнования» - электронный документ, необходимый для идентификации зрителя, участника официального спортивного соревнования, а также иного лица, задействованного в проведении такого соревнования, осуществляемой в целях обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований.
Сам факт наличия соответствующего закона вовсе не означает начало незамедлительного функционирования системы идентификации болельщиков, ведь для его выполнения понадобится реализация еще целого комплекса правовых, организационных, материально-технических и иных мероприятий, ряд из которых проанализируем в рамках данной публикации.
В МВД России осуществляется реализация мероприятий [3, с. 144], направленных на выполнение поручения Президента Российской Федерации
5 Пояснительная записка к законопроекту № 1195605-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1195605-7
В.В. Путина от 17 июля 2018 г. № 1224 о внедрении системы идентификации болельщиков6.
Как мы отметили ранее, в настоящее время принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации"»7, направленный на внедрение СИБ.
8 ноября 2021 года Минцифры России утверждена Концепция применения системы идентификации болельщиков и системы контроля доступа8.
Концепцией предусмотрен следующий механизм формирования и функционирования СИБ.
Болельщик при формировании заявки на получение персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования проходит процедуру регистрации посредством Единого портала государственных услуг, после чего верификацию.
Данная заявка, содержащая набор персональных данных и фотографию лица, поступает в СИБ (оператор Минцифры России) и далее в автоматическом режиме направляется в МВД России и ФСБ России для проверки кандидата на получение персонифицированной карты на предмет наличия оснований для отказа в оформлении болельщику персонифицированной карты.
По предварительным оценкам, в целях создания удобства и комфорта болельщиков длительность данной процедуры по обработке заявки на получение персонифицированной карты не должна превышать 10-15 минут.
В части взаимодействия между МВД России и Минцифры России по обмену информацией в рамках функционирования СИБ в тестовой среде единой системы межведомственного электронного взаимодействия размещен вид сведений МВД России «Сведения о запретах посещения официальных спортивных соревнований».
Вид сведений содержит следующую информацию:
- фамилия;
- имя;
- отчество;
- дата рождения;
- уникальный идентификатор зрителя;
- пол;
- гражданство;
- данные документа, удостоверяющего личность.
6 Далее - СИБ.
7 Далее - Закон.
8 Далее - Концепция.
К настоящему времени Сервис обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России9 доработан в части осуществления в автоматическом порядке (в режиме онлайн, 24/7) проверки болельщиков на предмет наличия оснований для отказа в оформлении персонифицированной карты [4, с. 295].
Основаниями для отказа в оформлении персонифицированной карты являются вступившее в законную силу решение суда о наложении на лицо административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, а также если в отношении лица вступило в законную силу решение суда об установлении административного надзора и судом в отношении данного поднадзорного лица установлено административное ограничение в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
По результатам проверки в СООП ИСОД МВД России формируется соответствующая информация и направляется в СИБ для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче болельщику персонифицированной карты.
После получения СМС-сообщения о положительном результате болельщик с имеющейся персонифицированной картой вправе приобрести билет/абонемент, аккредитацию на посещение спортивного соревнования; в мобильном приложении (или на бумажном носителе) формируется персонифицированный токен доступа в виде QR-кода.
Непосредственно при проходе на стадион болельщик прикладывает QR-код к считывателю системы контроля доступа стадиона для проверки сведений о персонифицированной карте и персонифицированном токене доступа с последующим визуальным сличением лица болельщика со сведениями, отображаемыми на мониторе системы контроля доступа (фотография, частично маскированные данные фамильно-именной группы).
При положительном результате болельщик получает доступ на стадион.
Вместе с тем в целях реализации Закона потребуется решение ряда проблемных вопросов в системе МВД России.
1. Проверка заявок болельщиков на получение персонифицированной карты для посещения спортивного соревнования.
Закон предусматривает три основания отказа в оформлении персонифицированной карты.
9 Далее - СООП ИСОД МВД России.
Второе и третье основания, как выше изложено, связаны с решениями суда о запрете на посещение спортивных соревнований и о лицах, находящихся под административным надзором, уже реализованы путем соответствующей доработки СООП ИСОД МВД России.
Однако требуется проведение тестирования указанной доработки после получения информации от Минцифры России о развертывании системы, а также подготовка Регламента информационного взаимодействия между Минцифры России и МВД России.
Также проблемным вопросом остается реализация первого основания отказа в выдаче персонифицированной карты, которое предусматривает проверку кандидата на получение персонифицированной карты по оперативным учетам.
Первое основание предполагает отказ в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка или если имеется полученная в соответствии с законодательством Российской Федерации или на основании международных договоров Российской Федерации информация о фактах нарушения зрителями, участниками и иными лицами, задействованными в проведении таких соревнований, общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий, в том числе за пределами территории Российской Федерации, или о намерении совершить соответствующие противоправные деяния.
Решение по первому основанию принимается точечно и позволит на законных основаниях пресечь доступ на объекты спорта лицам (в т.ч. иностранцам), планирующим террористические, экстремистские преступления, организацию массовых беспорядков, а также намеревающимся осуществить несанкционированные публичные акции. Так, иностранным болельщикам для посещения чемпионата мира по футболу в России было выдано 629 тыс. паспортов болельщиков (Fan ID), которые позволили посетить Российскую Федерацию без визы (в соответствии с гарантиями безвизового въезда). Для сравнения: численность иностранных студентов в российских вузах в 2018 г. составила не более 250 тыс. чел., из них 72,1% - граждане СНГ, то есть почти в три раза меньше, чем приехавших болельщиков чемпионата мира по футболу - 2018 [5].
Для проверки по первому основанию требуется проработка данного вопроса в первую очередь со стороны оперативного блока во взаимодействии с иными подразделениями МВД России,
являющимися держателями баз данных в части определения:
- перечня сведений, получаемых из СИБ и требующихся для качественной проверки;
- алгоритма, сроков и методов проверки;
- срока действия отказа;
- баз данных, по которым будет проводиться проверка;
- круга должностных лиц, принимающих решение об отказе в оформлении персонифицированной карты по первому основанию;
- формы и содержания типового документа (акта), закрепляющего решение об отказе в оформлении персонифицированной карты по первому основанию;
- механизма передачи информации об отказе в СИБ.
Необходимо закрепление указанных вопросов ведомственным нормативным правовым актом.
2. Организация доступа сотрудникам оперативных подразделений к данным СИБ для возможного использования в оперативно-служебной деятельности.
СИБ является государственной информационной системой, аккумулирующей значительный объем данных о лицах (в том числе фотоизображения).
Указанные данные возможно использовать в следующих аспектах:
- в профилактических целях до соревнования;
- в случае совершения правонарушений на стадионе для установления виновных лиц;
- в иных целях, не связанных непосредственно с проведением соревнований.
Для решения указанных вопросов требуется их проработка со стороны оперативного блока во взаимодействии с иными подразделениями МВД России, являющимися держателями баз данных в части определения:
- перечня сведений, получаемых из СИБ и требующихся для оперативно-служебной деятельности;
- информационного ресурса, аккумулирующего данные сведения;
- порядка оперативного доступа сотрудников полиции к указанным сведениям;
- целесообразности закрепления указанных вопросов ведомственным нормативным правовым актом.
Издание ведомственных и межведомственных актов/документов непосредственно зависит от издания постановлений Правительства Российской Федерации, закрепляющих полномочие МВД России на проведение проверки заявок на получение персонифицированной карты, порядок идентификации лиц, а также
взаимодействие СИБ с информационной системой МВД России.
Учитывая изложенное, а также исходя из норм Закона и положений Концепции, выстраивается следующий алгоритм в части обработки информации, поступающей из СИБ в МВД России:
- издание постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия СИБ с иными информационными системами» (головной разработчик -Минцифры России), в соответствии с которым разрабатывается Регламент информационного взаимодействия между Минцифры России и МВД России10;
- издание Регламента информационного взаимодействия, которым определяются порядок получения информации о заявках зрителей на получение персонифицированной карты для ее проверки в базах данных МВД России, порядок получения информации о болельщиках и порядок получения обезличенных QR-кодов (для сотрудников МВД России и Росгвардии);
- издание приказа МВД России, устанавливающего порядок проверки заявок зрителей на получение персонифицированной карты на предмет принятия решения об отказе в их оформлении по первому основанию, а также распорядительного акта, регулирующего алгоритм получения обезличенных QR-кодов;
- издание акта МВД России и Росгвардии, конкретизирующего механизм получения указанных QR-кодов сотрудниками МВД России и Росгвардии.
В этой связи подготовка проекта приказа МВД России, согласуемого с иными федеральными органами исполнительной власти и организациями, не требуется, так как согласно Закону вопросы внешнего (межведомственного) взаимодействия (в частности, как будет осуществляться информационный обмен между Минцифры России и МВД России) могут быть отражены в постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия СИБ с иными информационными системами»11.
3. Организация получения сотрудниками органов внутренних дел и Росгвардии QR-кодов для работы при проведении спортивных соревнований.
Согласно Закону для прохода в периметр безопасности объекта спорта требуется наличие
10 Далее - Регламент информационного взаимодействия.
11 О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ: в ред. от 30.12.2021 № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» ч. 6 ст. 205. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
персонифицированной карты абсолютно всем: зрителям, участникам соревнований, а также иным лицам, задействованным в проведении таких соревнований.
В категорию иных лиц, задействованных в проведении соревнований, попадают в том числе сотрудники органов внутренних дел, работающие в периметре безопасности.
Для исключения утечки персональных данных сотрудников органов внутренних дел, а также недопущения пересечения данных сотрудников органов внутренних дел при посещении ими соревнований в качестве зрителей предлагается разработка особого (обезличенного) порядка получения QR-кодов.
В указанных целях Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России разработан следующий механизм, который требует дополнительного обсуждения и согласования:
- проработка создания в СИБ отдельной категории посетителей стадиона, которым предусмотрено получение персонифицированной карты без проведения проверочных мероприятий и без передачи персональных данных;
- определение в МВД России, а также в заинтересованных территориальных органах на региональном уровне администраторов СООП ИСОД МВД России, наделение их функционалом централизованной обработки заявок на доступ на стадионы для сотрудников полиции, получения ими соответствующих обезличенных QR-кодов, ведения учета номерных QR-кодов за конкретными сотрудниками.
С учетом практики привлечения к охране общественного порядка при проведении соревнований военнослужащих (сотрудников) Росгвардии целесообразно предусмотреть для указанного федерального органа исполнительной власти подобный механизм.
В Росгвардии аналогично назначаются региональные ответственные лица, обобщающие и формирующие списки сотрудников, привлекаемых для работы на соревнованиях. Ответственные лица Росгвардии передают региональным модераторам МВД России количество сотрудников Росгвардии (с присвоенными им номерами) для занесения в соответствующую заявку для СИБ.
Для реализации предлагаемого механизма потребуется:
- доработка СИБ в части создания отдельного реестра посетителей стадиона, которым предусмотрено получение персонифицированного токена доступа без передачи персональ-
ных данных и проведения соответствующих проверочных мероприятий (со стороны Минцифры России); - модернизация СООП ИСОД МВД России;
- разработка и издание соответствующего межведомственного документа, определяющего механизм взаимодействия МВД России и Росгвардии.
Литература
1. Буянова А.В., Палуб А.Ю. Единый Паспорт болельщика // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. -№ 5. - С. 103-106.
2. Воробей Е.К., Баранова А.Ю. Конкурентоспособность Российской туриндустрии: государственная поддержка и направления развития // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26 (4). - С. 57-62.
3. Сафонов Д.Н., Мамин А.С. Организационные основы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1-2 (64). - С. 143-145.
4. Ситников К.А. Перспективы внедрения системы паспортов болельщиков в Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. - 2021. - № 1. - С. 289-301.
5. Краснова Г.А. Экспорт образования в эпоху брекзита // Независимая газета. - 2019. - 10 апреля.
References
1. Buyanova A.V., Palub A.Yu. Edinyi Pasport bolel'shchika // Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki. - 2017. - № 5. -S. 103-106.
2. Vorobei E.K., Baranova A.Yu. Konkurentosposobnost' Rossiiskoi turindustrii: gosudarstvennaya podderzhka i napravleniya razvitiya // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. - 2019. - № 26 (4). - S. 57-62.
3. Safonov D.N., Mamin A.S. Organizatsionnye osnovy deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii po obespecheniyu obshchestvennogo poryadka pri provedenii ofitsial'nykh sportivnykh sorevnovanii // Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2022. - № 1-2 (64). - S. 143-145.
4. Sitnikov K.A. Perspektivy vnedreniya sistemy pasportov bolel'shchikov v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2021. - № 1. - S. 289-301.
5. Krasnova G.A. Eksport obrazovaniya v epokhu brekzita // Nezavisimaya gazeta. - 2019. - 10 aprelya.
(статья сдана в редакцию 14.03.2022)