К. А. Ситников
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ПАСПОРТОВ БОЛЕЛЬЩИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF THE FAN ID IN THE RUSSIAN FEDERATION
В статье приводится анализ зарубежного опыта внедрения аналогов паспорта болельщика для идентификации зрителей на футбольных стадионах. Дается оценка потенциальной эффективности Fan ID на матчах Российской Премьер-Лиги в противодействии экстремистской и иной противоправной деятельности фанатских группировок.
The article analyzes the foreign experience of introducing analogues of the fan passport to identify spectators at football stadiums. The article assesses the potential effectiveness of Fan ID at Russian Premier League matches in countering extremist and other illegal activities of fan groups.
Современное общество постоянно сталкивается с серьезной опасностью разрушения нравственных устоев и опустошения источников человеческой солидарности. Ненависть, культивируемая в общественном сознании представителями определенных социальных коллективов, реализуется в различного рода экстремистских идеологиях и практиках. Не является исключением, к сожалению, и такая массовая игра, как футбол. Роль ее негативного «попутчика» уже долгое время играет «хулиганское» движение фанатов. На наш взгляд, уже сейчас можно говорить о складывающемся в России комплексе средств борьбы с данным отрицательным общественным явлением [1. — С. 2—8.]. Однако факты совершения правонарушений различного уровня общественной опасности указанными лицами все еще не искоренены [2].
Положительный опыт организации проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в России продемонстрировал достаточную эффективность в рамках данного турнира Fan ID (пас-
порт болельщика, документ, обязательный для всех зрителей футбольных матчей). В связи с этим активизировались споры, касающиеся возможности применения аналогичной системы и на матчах Российской Премьер-Лиги (РПЛ) в качестве инструмента по обеспечению безопасности и порядка на трибунах.
Подводя итоги первенства, экс-министр спорта П. А. Колобков просил Президента Российской Федерации «дать поручение на внедрение системы идентификации для внутреннего футбольного первенства» [3].
13 февраля 2019 года прошел круглый стол Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи на тему «Система идентификации личности зрителей на спортивных соревнованиях», по результатам которого экс-глава отдела Министерства спорта РФ по развитию олимпийских видов спорта и проведению соревнований на территории России И. И. Григорьева заявила о завершении подготовки концепции применения Fan ID на матчах РПЛ.
Предполагалось внедрение персонифицированной карты зрителя (ПКЗ) и оснащение стадионов необходимым оборудованием. При этом, в отличие от практики Чемпионата мира по футболу, ПКЗ должен был оформляться до приобретения билета, выступая в качестве допуска к соответствующей гражданско-правовой сделке [4]. Озвученная примерная стоимость проекта — 5-6 миллиардов рублей. Подобная новость вызвала резко-негативную реакцию со стороны футбольной общественности: от рядовых болельщиков до клубных функционеров.
«Шесть миллиардов рублей на внедрение Fan ID — или годовая пенсия, четыре новых роддома, семь новых школ, одна современная онкобольница, 31 новый детский сад», — выразили свою позицию на одном из матчей фанаты ПФК ЦСКА (профессиональный футбольный клуб ЦСКА, г. Москва, ранее — часть Центрального спортивного клуба Армии) [5].
Первоначально сообщалось о грядущем введении системы с 1 июля 2019 года, но острая критика и отсутствие финансирования, по всей видимости, вынудили руководство Министерства спорта отказаться от категоричных высказываний и сроки постепенно начали сдвигаться. О невозможности реализации концепции ПКЗ в сезоне 2019/2020 высказался и представитель Российского Футбольного союза (РФС) В. И. Маркин [3].
В ноябре 2020 года президент РПЛ С. Г. Пряд-кин заявил: «РПЛ совместно с РФС ведет диалог со всеми заинтересованными сторонами на тему возможного введения системы идентификации болельщиков. Посыл лиги в разговоре с органами государственной власти — сделать так, чтобы нововведение было максимально комфортным и необременительным для зрителя. Приоритет РПЛ — безопасное и комфортное проведение футбольных матчей» [6].
Вскоре в СМИ все чаще и чаще стали появляться заголовки о введении паспорта болельщика в сезоне 2021/2022 [3; 7; 8], однако теперь говорится о предположительной стоимости в 700 000 000 рублей [9].
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ Правительство Российской Федерации планирует перераспределить 773 600 000 рублей на осуществление комплекса мер по «адаптации и оснащению оборудованием системы контроля доступа футбольных стадионов, принимающих матчи Российской Премьер-Лиги» [10].
Вероятно, именно данный пункт и явился поводом для вышеуказанных заявлений журналистов. Однако нам не представляется возможным
согласиться с данным высказыванием или признать его заведомо ложным ввиду неоднозначности представленной формулировки в законе.
Говоря о рациональности идеи внедрения системы обязательной идентификации зрителей при проведении матчей Тинькофф Российской Премьер-Лиги в целях предотвращения актов футбольного хулиганства, в частности экстремистского характера, считаем целесообразным обратиться к аналогичному опыту зарубежных стран. На примере иных государств, на наш взгляд, возможно выявить преимущества и недостатки данной системы и ее эффективность в рамках противодействия противоправной деятельности болельщиков с учетом местной «околофутбольной» субкультуры.
«Пионером» в сфере применения паспортов болельщиков, безусловно, можно считать Италию, где они постепенно начали появляться в Серии А и Б (первый и второй футбольные дивизионы Италии — К. С.) еще в 2009/2010 футбольном сезоне под названием Tessera del tifoso (TdT) («Карточка болельщика» (итал.)) в тестовом режиме. С получением одобрения от властей карточки стали общеобязательными для всех болельщиков главной футбольной лиги страны.
TdT представляла собой банковскую карту, аффилированную с одним из местных клубов, что позволяло также автоматически идентифицировать и футбольные пристрастия болельщика. Стоимость — от 10 до 20 евро [5].
21 ноября 2009 экс-министр внутренних дел Роберто Марони начал кампанию по совершенствованию данной инициативы, согласовывая будущие положения нормативных правовых актов с клубами, чтобы получить согласие на функционирование TdT от участников Серии А. Это обусловлено спецификой местного фанатского движения. Политика занимала центральное место в движении ультрас с самого его зарождения. Основной причиной такого положения дел в послевоенной Италии стало довольно быстрое распространение политического конфликта на все сферы жизни общества, включая спорт. «В футболе же политические разногласия привели к тому, что одни команды стали считаться левыми, а другие — правыми, в зависимости от социального статуса их сторонников» [11]. Большая часть крупных фанатских объединений Италии сотрудничает с руководством клуба, за что им предоставляется определенная материальная помощь [1. — С. 19].
30 июля 2010 МВД Италии подписало меморандум о взаимопонимании с Ferrovie dello stato Italiane (Государственной железной дорогой) и Autogrill Spa (одна из крупнейших итальянских
компаний в сфере услуг) для продвижения карточки болельщика. Цель данного шага — создать льготы для болельщиков в виде скидки 15% от стоимости железнодорожного билета и 10% — на напитки в ресторанах «Qao» [12].
Однако все попытки властей добиться расположения болельщиков так и не привели к успеху, что на протяжении длительного времени в определенной степени сказывалось на посещаемости матчей (рис. 1) [13].
26000
25000
24000
ti
<D £
£ 23000 о
и ■
ti
g 22000
21000
20000
iP*
Футбольный сезон
VV*
Рис. 1. Средняя посещаемость матчей Серии А
«Карта болельщика — это реальная надвигающаяся опасность», — отметили в ходе совещания представители около семидесяти групп ультрас (в том числе представители «Ромы», «Лацио», «Ювентуса», «Удинезе», «Милана», «Фиорентины» и т.д.) [14].
Такая активная позиция привела к частичной отмене TdT. С 2017 года карточки трансформировались из обязательного документа, необходимого для приобретения билета и получения допуска на стадион, в систему лояльности для фанатов. Постепенно начала возвращаться к прежнему уровню и посещаемость матчей (рис. 1).
Рассмотрим, что представляет собой Tessera del tifoso сейчас, на примере «Siamo Noi», выпускаемой ФК «Интер» (Football Club Interna-zionale Milano — итальянский профессиональный футбольный клуб из города Милана, выступающий в Серии А). Оформить карту можно через официальный сайт клуба за 10 евро. Для ее получения необходимо загрузить:
- 1 фото паспортного размера;
- номер, дату выдачи и дату окончания действия документа, удостоверяющего личность;
- персональные данные (дата и место рождения, идентификационный налоговый код, адрес и т.д.)
Такая карта нужна для:
- резервации льготного периода для владельцев карт;
- покупки билетов на сайте «Интера»;
- оформления абонемента;
- приобретения билетов в сектор гостей любого матча.
Последнем пункт связан с тем, что после изменений в нормативной правовой базе в 2017 году карточка болельщика, как мы отмечали ранее, не была отменена полностью. Она все еще требуется для «выездных» матчей, а также для посещения игр с наибольшим потенциальным риском для безопасности болельщиков (например, ввиду сложных взаимоотношений ультрас разных клубов) [5; 15].
Наиболее авторитетной организацией, борющейся с проявлениями расизма и ксенофобии в футболе, является FARE (Football Against Racism in Europe — футбол против расизма в Европе). Специфика ее деятельности обуславливается разнообразием членов, включая фанатские группы, неправительственные правозащитные организации и любительские клубы, а также низовые группы, которые вносят свой вклад и опыт в функционирование всего зонтичного механизма. FARE работает в более чем 45 странах Евро-
пы, США, ЮАР, Бразилии и Сент-Люсии, а также активно сотрудничает с УЕФА [16]. Пытаясь проанализировать эффективность итальянского аналога Fan ID в рамках противодействия экстремизму среди футбольных фанатов, мы обратились за экспертным мнением к директору по развитию в Восточной Европе организации П. Клименко (комментарий был получен в ходе индивидуальной переписки с экспертом — К. С.).
С его точки зрения, ситуация с расизмом и дискриминацией в стране не стала сколько-нибудь лучше. FARE каждый год фиксирует «огромное количество довольно громких инцидентов». Еще одним показателем недостаточной продуктивности рассматриваемого метода борьбы, на наш взгляд, можно признать уже отмеченное решение властей Италии отказаться от всеобщего обязательного применения карточек.
Обратимся к опыту применения Passolig Card для идентификации зрителей в Турции. Данный вид паспорта болельщика, являющийся вместе с тем и дебетовой или кредитной банковской картой, был введен в сезоне 2014/2015 согласно ст.ст. 5 и 15 закона от 31.03.2011 № 6222 «О предотвращении насилия и беспорядков в спорте» [17].
Стоимость оформления документа «привязана» к конкретному клубу (вместе с тем при регистрации можно указать, что вы не являетесь сторонником той или иной спортивной организации). Чем популярнее клуб, тем дороже обходится карта: для «Бешикташа» и «Галатасарая» — 53 лиры в год, «Фенербахче» — 52,5, «Трабзон-спора» — 43 и т.д. При этом если вы выбираете карту с привязкой к клубу, то вы лишаетесь права посещать матчи «чужих» команд. Данная мера принята в целях противодействия потенциальным провокационным акциям [5; 18].
Эмитентом карты выступает Aktifbank. Первоначально отмечалось, что данный банк был выбран на такую роль благодаря его заслугам в сфере внедрения электронной системы оплаты в общественном транспорте. Вскоре СМИ заинтересовала личность победителя тендера. Им оказался Б. Албайрак, являющийся одним из родственников действующего президента Турции Р. Т. Эрдогана. Данный факт вызвал всеобщее недовольство фанатов [5].
Также можно выделить еще несколько факторов, которые существенно повлияли на сложившуюся крайне негативную оценку такого нововведения:
- возникавшие технические ошибки при оформлении документа;
- затратность такой системы для любителей семейных посещений стадиона;
- введение системы в ходе незавершенного на тот момент чемпионата;
- большой объем запрашиваемой информации о болельщике (помимо паспортных данных — род занятий, место жительства, семейное положение и т.д.).
Все вышеперечисленное вызвало массовые протесты. Депутат Республиканской народной партии от Измира Э. Аксюнгер отмечал: «Под названием „ежегодный взнос на карту" в некотором смысле скрывается грабеж». Представители клуба «Бурсаспор» заявили, что отказываются признавать проект Passolig, который претворяется в жизнь в рамках не одобряемой ими модели распределения доходов [19].
Несколько организаций, отвечающих за права болельщиков, обратились в суд по правам потребителей, который в сентябре 2014 года решил, что Passolig нарушал ряд действовавших законов, однако федерация футбола Турции проигнорировала данное постановление [20].
С точки зрения главы ассоциации по защите прав болельщиков К. Улусоя, организованная подобным образом система идентификации зрителей противоречит конституции страны и Европейской конвенции по правам человека. Но вскоре Конституционный суд вынес решение в пользу Passolig [19].
Фанаты «Бешикташа», «Фенербахче» и «Га-латасарая» объединились против решений властей и устроили совместные массовые протесты. Полиция была вынуждена применять слезоточивый газ и водометы для разгона фанатов. На этом местные ультрас не остановились [21]. События нанесли серьезный урон футбольной инфраструктуре и субкультуре. Часть клубов потеряла до 90% поддержки. Катастрофически снизилась посещаемость матчей (рис. 2) [5; 22].
Споры вокруг Passolig Card продолжаются до сих пор и используются как инструмент политической борьбы. Так, в предвыборной программе одного из кандидатов в президенты Турции в 2018 году указывалась отмена системы идентификации.
Действующего президента регулярно обвиняют в использовании футбола в качестве собственного «оружия». Так, немецкая газета Die Welt, отмечает размытие границ между политикой и спортом в Анкаре. «Футбол всегда был политической игрой в Турции, — говорит Джеймс Дорси, спортивный ученый, исследующий турецкий футбол. — Тем не менее, ситуация снова обострилась за последние шесть лет: с 2011 года мы испытываем новое измерение политизации игры».
17000 16000 15000
« 14000
§
1 13000 а
00
g 12000 I
ч
£ 11000
10000 9000 8000
2012/2013
2013/2014
2014/2015 Футбольный сезон
2015/2016
2016/2017
Рис. 2. Средняя посещаемость матчей Турецкой футбольной суперлиги
(График основан на данных одного из крупнейших футбольных сайтов transfermarkt.com. На наш взгляд, приведенные цифры нельзя воспринимать в качестве абсолютно достоверных. Однако анализ информации, собранной в турецких СМИ, позволяет говорить о высоком уровне валидности представленного графика в рамках отражения общей динамики посещаемости матчей Чемпионата Турции по футболу после введения Passolig Card)
В 2013 году болельщики различных стамбульских клубов объединились против режима на улицах. Правительство Анкары «справилось с твердостью», проведя ряд показательных процессов. Для Р. Т. Эрдогана, с точки зрения немецких аналитиков, самый популярный вид спорта является центральным инструментом власти. «Эрдоган понимает политическую ценность футбола так же хорошо, как и любой дру-
гой до него, — пишет Д. Дорси. — И он использует его» [23].
Исходя из всего вышесказанного, заявленные цели и использованные при этом средства с сопутствующими им последствиям представляются объективно несоразмерными. Достаточно спорен вопрос и о степени эффективности в борьбе с действиями противоправного характера со стороны болельщиков Passoling Card в целом.
Количество выпущенных Passoling Card
Турецкая Суперлига Турецкая Первая Лига Банка Азии
Клуб Кол-во карт Клуб Кол-во карт
Галатасарай 1 091 406 Бураспор 152 185
Фенербахче 1 017 965 Эскишехирспор 83 974
Бешикташ 813 437 Адана Демирспор 75 722
Трабзонспор 312 251 Самсунспор 57 118
Коньяспор 146 966 Акхисар Бел 40 215
Антальяспор 117 466 Аданаспор 37 947
Гёзтепе 85 464 Балыкесирспор 35 395
Иени Малатьяспор 79 028 Гиресунспор 29 293
Кайсериспор 74 931 Анкараспор 24 848
Сивасспор 70 081 Болуспор 14 496
Эрзурум ББ 58 108 Алтай 7 981
Истанбул ББ 57 009 Истанбулспор 7 321
Турецкая Суперлига Турецкая Первая Лига Банка Азии
Клуб Кол-во карт Клуб Кол-во карт
Газиантеп ББ 55 980 Алтинорду 7 297
Денизлиспор 54 454 Бандырмаспор 4 852
Анкарагюджю 51 103 Кечиоренгюджю 4 069
Резиспор 47 555 Умраниеспор 3 554
Аланьяспор 55 383 Менемен Беледияспор 1 448
Генчлербирлиги 26 068 Тузласпор 2
Хатайспор 23 211 Итого: 587 717
Касымпаша 18 594
Фатих Карагумрук 2 937
Итого: 3 241 432
Всего карт выпущено (в т.ч. без указания клуба): 5 561 749
Карта «позволяет болельщикам уверенно ходить на стадионы... и спокойно наблюдать за... встречей, вдали от всякого негатива!» — указано на официальном сайте [24]. По состоянию на 9 января 2021 года было выпущено 5 561 749 таких паспортов (табл.).
Первая группировка ультрас в Турции берет свое начало в 1996 году (Aslanar). В том же году зародились объединения болельщиков «Галатасарая» и «Фенербахче». «Добро пожаловать в ад!» — гласила надпись, украшавшая старый стадион «Галатасарая». Нанесение ножевых ранений десяткам людей после каждого стамбульского дерби было вполне привычным явлением.
Турецкие болельщики по праву носят титул одних из самых рьяных футбольных фанатов [1. — С. 20, 21]. Так или иначе, после введения Passolig Card уровень насилия на стадионах упал. Однако считаем целесообразным сделать три основополагающие оговорки.
Во-первых, говорить об абсолютной безопасности или даже близкой по уровню к сложившейся в Англии на данный момент рано. Все также продолжают возникать инциденты дискриминационного характера, иные противоправные действия, например:
- 2015 год — нападение фанатов «Бешикта-ша» на болельщиков московского «Локомотива» на стадионе и за его пределами;
- 2016 год — нанесение повреждений автобусу того же российского клуба ультрас «Фенер-бахче» [25];
- 2017 год — на 79-й минуте Суперкубка Турции в игроков бросили нож [26];
- 2018 год — во врем игры в тренера «Беши-кташа» попали оторванным креслом и зажигалкой по голове с трибун; наставник был госпитализирован [27] и т. д.
Во-вторых, на стабилизацию обстановки существенно повлияло одновременное оснащение стадионов комплексами видеонаблюдения, кото-
рые позволяют отслеживать все, что происходит на трибунах. Однако, когда заявляют о «высокой» эффективности паспорта болельщика в Турции, данный аспект, как правило, намеренно опускается.
В-третьих, Passoling Card никак не повлияла на насилие ультрас за пределами стадиона, что объективно обуславливается особенностями ее функционирования, указанными ранее.
В 2018 году карта болельщика была введена и на Кипре в целях формирования «черных списков» болельщиков, которые не должны быть допущены в последующем на стадион, для предотвращения возможных правонарушений.
Согласно отчетам Министерства юстиции республики, нововведение оказало положительное влияние на криминогенную обстановку в период проведения внутринационального чемпионата по футболу. «Нет причин, по которым должны быть внесены какие-либо изменения, будь то отмена карт или временная приостановка их действия», — заявил глава ведомства Й. Саввидис.
Вместе с тем местные правоохранители и представители футбольных клубов столкнулись с рядом проблем, главная из которых — техническая неготовность к подобного рода преобразованиям в сфере обеспечения безопасности. Многие спортивные объекты, несмотря на достаточно продолжительный период действия законоположений, не имеют требуемого оборудования. В связи с этим зачастую принятые нормы оказываются фактически недействительными.
Даже в таких условиях фанатские объединения выступают категорически против функционирования системы идентификации, обосновывая свою позицию потенциально возможной «тотальной слежкой» за различными структурными подразделениями группировок ультрас со стороны полиции. Недовольны оказались и клубы первого дивизиона, что связано с сократившимися на треть доходами от продаж билетов [28].
Таким образом, проанализировав опыт применения аналогов Fan ID за рубежом, мы можем говорить о серьезном негативном воздействии данных систем на местные футбольные субкультуры, обострение внутриполитической обстановки, серьезный вред экономической составляющей. Как отмечалось ранее, эффективность систем идентификации зрителей подобного рода в противодействии противоправной деятельности и проявлениям дискриминационного и экстремистского характера тоже не однозначна.
Солидарен с нами и П. Клименко. С его точки зрения, инцидентов не стало меньше, а «идентификация все так же маловозможна, особенно когда проблема заключается не в нескольких болельщиках, а намного глубже, в культуре болельщиков, наличии организованных крайне правых групп среди болельщиков, когда кричал-ки и прочие инциденты затрагивают десятки, сотни, иногда тысячи» скандирующих. Сравнивать цифры инцидентов сложно, поскольку не существует универсальной методологии сбора требуемых сведений на национальном и надго-сударственном уровнях.
Действительно, главный недостаток Fan ID — его противоречие специфике культуры «боле-ния». Речь идет о проблеме, требующей куда более широкого диапазона мер, чем исключительно улучшение идентификации. Категорически игнорируется и динамика отношений между представителями власти, клубов и группами самых активных болельщиков (которые также имеют существенные отличия в рамках одного национального чемпионата и сложную внутреннюю структуру).
Наиболее долгой и показательной является история борьбы с радикальными фанатскими группировками в Англии. Британский метод считается наиболее последовательным и эффективным.
Первой мерой по борьбе с рассматриваемым негативным социальным явлением стало использование уже в 60-х годах XX века сотрудников полиции в штатском, которые проникали в толпы фанатов и устанавливали источники вспышек агрессии, наиболее «активных» зрителей.
Постепенно конфликт властей и футбольных фанатов усугублялся. На 1980-е годы пришелся пик фанатского экстремизма в Англии. За 30 лет посещаемость стадионов сократилась на 50 млн человек, регулярными стали нанесение телесных повреждений и причинение смерти фанатами друг другу и случайным прохожим. В связи с этим власти провели кропотливую законодательную работу, результатом которой стало исчезновение целого ряда хулиганских групп и нормализация обстановки.
Помимо общей нормативной базы, направленной на пресечение противоправной деятельности маргинальных групп (например, Акт «О публичных беспорядках» 1986 г. [29]), в Британии действует целый комплекс норм, представляющих собой в совокупности «футбольное законодательство»:
- Акт «О футбольных болельщиках» 1989 г. [30];
- Акт «О футбольных правонарушениях» 1991 г. [31];
- Акт «О спортивных мероприятиях (о контроле за употреблением алкоголя)» 1985 г. [32];
- Акт «О противоправном поведении на футболе и сообщениях, содержащих угрозы» (Шотландия) от 2012 г. [33; 34].
Таким образом, в Великобритании детально регламентированы правовой статус футбольных болельщиков; порядок их прибытия и размещения на стадионах; обширный перечень запретов, нарушение которых влечет юридическую ответственность; комплекс возможных мер, применяемых в рамках данной ответственности.
При этом существенное внимание уделяется специфике футбольной субкультуры и особенностям поведения болельщиков разных регионов и отдельных клубов.
Еще в начале 2000-х гг. была запущена национальная программа, «координирующая действия всех 42 полицейских управлений Англии и Уэльса в деле борьбы с футбольными хулиганами», — пишет Д. Бримсон. На данный момент на территории государства функционирует специальный Отдел футбольной полиции Соединенного Королевства (иОТРи), цель которого «сократить насилие, антиобщественное поведение и беспорядки на футбольных мероприятиях с участием футбольных команд Великобритании» [35]. Данное учреждение выступает и в роли Национального футбольного информационного пункта [36], собирающего информацию обо всех фанатских объединениях, их отличительных чертах, планах, составе и обменивающегося подобными сведениями с иными национальными полициями.
Ежегодные отчеты ЦКЕРи свидетельствуют о том, что те или иные негативные инциденты продолжают возникать, однако их объем и степень общественной опасности за прошедшие десятилетия упорной работы властей существенно снизились. Производится их полный и детализированный учет и обработка, что обуславливает снижение латентности негативных «околофутбольных» явлений.
Это свидетельствует о возможном достижении положительных результатов в противодействии проявлениям экстремистского
характера среди футбольных фанатов без применения специальной системы паспортов болельщика, избежав связанных с ними негативных последствий.
Исходя из приведенного анализа зарубежного опыта применения аналогов Fan ID, считаем возможным рассмотреть рациональность введения данной системы в Российской Федерации на основе трех ключевых критериев.
1. Эффективность.
Как мы уже видели ранее, паспорт болельщика нельзя признать инструментом, гарантирующим абсолютное искоренение фактов экстремистского, дискриминационного характера на трибунах.
Например, идентификация болельщиков в случае массового скандирования расистского характера, как отмечал П. Клименко, остается все еще «маловозможной». Это одно из последствий специфики культуры футбольных фанатов, игнорирование которой сведет результативность любых действий со стороны властей к минимуму.
Подобные системы куда более эффективны для противодействия наиболее общественно-опасным и радикальным правонарушениям футбольных хулиганов. Однако обзоры FARE свидетельствуют о том, что подобные инциденты возникают в РПЛ достаточно редко [2]. Это подтверждает и высказывание одного из лидеров фанатского движения ПФК ЦСКА А. Малосоло-ва: ««Уже лет 10 мы не видим на футболе ни драк, ни беспорядков, даже на фанатские заво-ротки (сектор фанатов, расположенный за футбольными воротами — К. С.) ходят семьи и папы с маленькими детьми и ничто им не угрожает. Когда система безопасности, стюарды, видеонаблюдение и прочие механизмы работают так, что устроить какой-то непорядок себе дороже — мгновенно вычислят по камерам и определят наказание уже на следующий день решением ближайшего суда!» [3]
2. Целесообразность.
Поскольку в противодействии тем правонарушениям, которые распространены на российских стадионах, Fan ID, на наш взгляд, неэффективен, возникает более глобальный вопрос, о целесообразности функционирования данной системы в целом.
Речь идет о нескольких аспектах. Во-первых, как уже отмечено выше, на стадионах РПЛ уже предусмотрена система видеоконтроля за зрителями, неоднократно применявшаяся ранее и продолжающая свое развитие и совершенствование.
Во-вторых, если говорить о противоправной деятельности футбольных хулиганов за пределами арены, то Fan ID не сможет сыграть абсолют-
но никакой роли в их предотвращении, поскольку позволяет идентифицировать лицо лишь в пределах мест проведения официальных спортивных соревнований. Возможность же запрета на посещения матчей нарушившим определенные нормы законодательства уже предусмотрена. Согласно официальной статистике МВД России, по состоянию на январь 2021 года подобная мера вынесена в отношении 177 граждан [37].
В-третьих, немаловажно затронуть и вопрос экономической целесообразности. Нами уже приводилось предположение о расходах в размере 773 600 000 рублей на внедрение Fan ID. Однако техническая сложность данной системы с учетом количества клубов РПЛ и ФНЛ (ассоциация профессиональных футбольных клубов «Футбольная Национальная Лига», вторая по силе футбольная лига в России — К. С.) свидетельствует о том, что такая сумма потребуется лишь для первоначального этапа реализации проекта.
Вместе с тем в качестве одной из важнейших проблем отечественного футбола многие эксперты называют недостаток финансирования инфраструктуры, детского и юношеского, а также массового и любительского спорта.
3. Влияние на субкультуру футбольных фанатов.
Зарубежный опыт ярко продемонстрировал вероятную реакцию футбольной общественности на обязательный порядок получения паспортов болельщика. Изменить отношение к рассматриваемому вопросу не смогли и попытки параллельного введения системы льгот (введение такой системы в России, а значит, и дополнительная нагрузка на федеральный бюджет, снова ставит вопрос об экономической целесообразности).
Против проекта уже высказались представители наиболее крупных фанатских объединений, в том числе «Фратрии» [38], «Red Blue Warriors» и «Викингов» [7], а также некоторые футбольные функционеры. По мнению президента ФК «Урал», необходимые технические меры уже действуют, Fan ID же будет их лишь дублировать и негативно сказываться на желании граждан посетить стадион: «Одно дело, если эта система будет необязательной. Другое, если придется на каждый матч делать этот Fan ID. Представьте, что приехал человек в Екатеринбург, . а тут что-то надо оформлять. Он же никуда не пойдет».
Действительно, опираясь на зарубежный опыт, мы можем с уверенностью прогнозировать резкий спад посещаемости матчей РПЛ. Однако в нашем случае это может повести за собой куда более негативные последствия по двум причинам.
Во-первых, с учетом действующей ценовой политики, уровня доходов населения, качества спортивной инфрастурктуры и особенностей отечественной культуры «боления» РПЛ на протяжении многих лет демонстрирует достаточно низкую посещаемость (рис. 3) [39] по сравнению с европейскими чемпионатами (Англии, Германии, Италии и т.д.). Немаловажную
роль сыграла и текущая санитарно-эпидемиологическая ситуация, наложившая свой отпечаток и на данную сферу жизни общества. Исходя из этого, очередное событие, наносящее удар по футбольной субкультуре, может детерминировать нарастание отторжения к самому популярному в мире виду спорта у российского населения.
17000
16000
й 15000 ейл
g 14000 ир
з
во13000 -
-л
оК
К12000
11000 10000
X X X
X1 У У
Футбольный сезон
т»
Рис. 3. Средняя посещаемость матчей РПЛ
Во-вторых, полноценно «частными» клубами РПЛ можно назвать только 2 из 16: «Спартак» и «Краснодар». Остальные финансируются за счет государственных корпораций или дотаций субъекта РФ.
За последнее десятилетие ведущие европейские футбольные клубы произвели увеличение бюджета на 200—350%, в то время как Россия сократила почти на 50% [40].
Очередное снижение доходов от продажи билетов увеличит нагрузку на бюджет клубов, а потому может обусловить дальнейшую деградацию уровня РПЛ.
Таким образом, введение Fan ID в обязательном порядке на матчах отечественного футбольного чемпионата, на наш взгляд, нель-
зя признать необходимым и рациональным решением.
На данный момент в России уже складывается комплекс мер по противодействию противоправной деятельности футбольных фанатов, в том числе экстремистской направленности. Для того чтобы оказывать эффективное противодействие рассматриваемому негативному социальному явлению среди фанатских движений, необходимо в первую очередь понять сущность данного явления и его характерные черты [41]. Именно такой подход должен определять вектор дальнейшего развития указанного комплекса и искоренить проявления дискриминационного характера на стадионе и за его пределами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирнос А. В., Колесников В. А., Ситников К. А. Радикальные футбольные фанатские движения и основные направления противодействия экстремизму в их среде : учебное пособие. — Воронеж, 2019. — 142 с.
2. Панченко К. С., Ситников К. А. Дискриминационные инциденты в российском футболе как одно из проявлений молодежного экстремизма // Вестник Воронежского института МВД России. — 2019. — № 4. — С. 276—284.
3. Урбан У. На Fan ID нет денег, но систему все равно вводят — разбираемся, зачем // МК-Спорт [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sportmk.ru/sports/2020/11/16 (дата обращения: 30.11.2020).
4. Fan ID планируется ввести в РПЛ с 1 июля // Спорт-Экспресс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sport-express.ru/footboll/rfpl/ news/ (дата обращения: 30.11.2020).
5. Горбатенко К. До России Fan ID внедряли в Турции и Италии. Фанаты сначала протестовали, а затем смирились // Daily Storm [Электронный ресурс]. — URL: https://dailystorm.ru/ obschestvo/ (дата обращения: 10.12.2020).
6. Фейгин Р. Глава премьер-лиги сообщил о возможном введении системы Fan ID // РБК Спорт [Электронный ресурс]. — URL: https://sportbc.ru/ news/5faff2c19a79479c72612Se5?ruid=UET9A1+N XcoEcgSHA0LEAg== (дата обращения: 10.12.2020).
7. Коростелев Е. Тинькофф РПЛ. В России введут Fan ID. Что это такое и почему многие против? // Eurosport [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eurosport.ru/football/russian-premier-league/2020-2021/story_sto 7994029.shtml (дата обращения: 10.12.2020).
8. В России введут систему Fan ID по типу ЧМ 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sports.ru/football/1090979612 (дата обращения: 10.12.2020).
9. На внедрение Fan ID в России планируют выделить 700 млн рублей из бюджета [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sports.ru/ football/1091390481 (дата обращения: 10.12.2020).
10. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2020. — № 50 (ч. 1). — Ст. 8030.
11. Бримсон Д. Фанаты. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — С. 199.
12. Tessera del tifoso [Электронный ресурс].
— URL: https://it.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 10.12.2020).
13. Серия А [Электронный ресурс]. — URL: https://www.transfermarkt.ru/serie-a/besucherzah lenentwicklung/wettbewerb/IT1 (дата обращения: 11.12.2020).
14. Ultras contro la Tessera del Tifoso chi non ce l'ha non va in trasferta // La Gazzetta dello Sport [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazzetta. it/Calcio/SerieA/16-0S-2009/ (дата обращения: 11.12.2020).
15. Tessera del tifoso [Электронный ресурс].
— URL: https://interfans.org/forum/threads/ (дата обращения: 12.12.2020).
16. (English) About Fare // FARE [Электронный ресурс]. — URL: https://www.farenet.org/ (дата обращения: 12.12.2020).
17. Sporda ¡jiddet ve düzensizligin önlenmesine dair kanun № 622 31.03.2011 // Türkiye Büyük Millet Meclisi Resmi [Электронный ресурс]. — URL: https ://www.tbmm.gov.tr/develop/owa/kanunlar _gd.durumu?kanun_no= 6222 (дата обращения: 15.12.2020).
18. Ürün ve Hizmet Ücretleri [Электронный ресурс]. — URL: https://www.passolig.com.tr/urun-ve-hizmet-ucretleri (дата обращения: 15.12.2020).
19. Karadaj B., Güler H. e-Bilet degil, e-ziyet [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zaman. com.tr/spor_e-bilet-degil-e-ziyet_2211661. html (дата обращения: 11.11.2019).
20. Türkiye: Passolig' e karji zafer mi geliyor? // Football Supporters Europe [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fanseurope.org/tr/news/ 1227-12-2015-passolig-trial-victory-tur.html (дата обращения: 15.12.2020).
21. Протест турецких фанатов против введения «Passolig» [Электронный ресурс]. — URL: https://fanat1k.ru/ultras-4229-protest-turetskih-fanatov-protiv-vvedeniya-passolig.php (дата обращения: 15.12.2020).
22. Süper Lig [Электронный ресурс]. — URL: https://www.transfermarkt.com.tr/super-lig/besucer zahlen/wettbewerb/TR1/plus/ ?saison_id=2013 (дата обращения: 31.12.2020).
23. Naber I. Wie Erdogan den Fußball zu seiner Waffe mach // Welt [Электронный ресурс]. — URL: https://www.welt.de/sport/article162587162/ (дата обращения: 31.12.2020).
24. Passolig [Электронный ресурс]. — URL: https://www.passolig.com.tr (дата обращения: 31.12.2020).
25. Терентьев А. Выездные матчи в Турции -это действительно ад? Мифы и факты // Матч! [Электронный ресурс]. — URL: https://matchtv.ru/ football/ucl/matchtvnews_NI896050 (дата обращения: 01.01.2021).
26. В Турции на поле бросили нож. И вот что сделал Куарежма [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/mama4h/ 1362494.html (дата обращения: 01.01.2021).
27. Турецкая резня. Почему Стамбул — худшее место для большого футбола [Электронный ресурс]. — URL: https://life.ru/p/1235476 (дата обращения: 01.01.2021).
28. Карты болельщика успокоили фанатов // Вестник Кипра [Электронный ресурс]. — https://vkcyprus.com/blog-pavlovskaya/8854 (дата обращения: 01.01.2021).
29. Public Disorder Act [Электронный ресурс]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1986/64 (дата обращения: 03.01.2021).
30. Football Spectators Act 1989 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.legislation.gov.
uk/ukpga/1989/37/pdfs/ukpga_19890037_en.pdf (дата обращения: 03.01.2021).
31. Football (Offences) Act 1991 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.legislation.gov. uk/ukpga/1991/19/pdfs/ukpga_19910019_en.pdf (дата обращения: 03.01.2021).
32. Sporting Events (Control of Alcohol etc.) Act 1985 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1985/57/pdfs/ ukpga_19850057_en.pdf (дата обращения: 03.01.2021).
33. Offensive Behaviour at Football and Threatening Communications (Scotland) Act 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.legisla-tion. gov.uk/asp/2012/1/pdfs/asp_20120001_en.pdf (дата обращения: 03.01.2021).
34. Понкин И. В., Соловьев А. А., Понкина А. И. Правовое обеспечение противодействия противоправному поведению спортивных болельщиков. — Москва, 2014. — С. 51—71.
35. United Kingdom Football Policing Unit [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gov.uk/ government/groups/ (дата обращения: 04.01.2021).
36. Ситников К. А., Колесников В. А. Роль национальных полицейских футбольных пунктов в предотвращении проявлений экстремизма в среде футбольных болельщиков // Актуальные вопросы науки и практики : материалы VI Международной научно-практической конференции
курсантов, слушателей и студентов. — Краснодар, 2018. — С. 16—21.
37. Список лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований [Электронный ресурс]. — URL: https://мвд.рф/bannedfans (дата обращения: 07.01.2021).
38. Почему фанаты против введения Fan ID // Рамблер [Электронный ресурс]. — URL: https://sport.rambler.ru/football/45262464 (дата обращения: 07.01.2021).
39. Статистика игр Российской Премьер-Лиги // Тинькофф Российская Премьер-Лига [Электронный ресурс]. — URL: https://premierliga.ru/ tournaments/championship/ (дата обращения: 13.01.2021).
40. Леонид Федун: «Наступает очень тяжелый финансовый период для футбольных команд в России» [Электронный ресурс]. — URL: https://www. sports.ru/football/10913 52407 (дата обращения: 15.01.2021).
41. Ситников К. А. Специфика экстремизма в среде футбольных фанатских движений // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке : сборник материалов всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. — Ростов-на-Дону, 2017. — С. 489—495.
REFERENCES
1. Kirnos A. V., Kolesnikov V. A., Sitnikov K. A. Radikal'nye futbol'nye fanatskie dvizheniya i osnovnye napravleniya protivodejstviya ekstremizmu v ih srede : uchebnoe posobie. — Voronezh, 2019. — 142 s.
2. Panchenko K. S., Sitnikov K. A. Diskrimi-nacionnye incidenty v rossijskom futbole kak odno iz proyavlenij molodezhnogo ekstremizma // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 4. — S. 276—284.
3. Urban U. Na Fan ID net deneg, no sistemu vse ravno vvodyat — razbiraemsya, zachem // MK-Sport [Elektronnyj resurs]. — URL: https:// www.sportmk.ru/sports/2020/11/16 (data obrash-cheniya: 30.11.2020).
4. Fan ID planiruetsya vvesti v RPL s 1 iyulya // Sport-Ekspress [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.sport-express.ru/football/rfpl/news/ (data obrashcheniya: 30.11.2020).
5. Gorbatenko K. Do Rossii Fan ID vnedryali v Turcii i Italii. Fanaty snachala protestovali, a zatem smirilis' // Daily Storm [Elektronnyj resurs]. — URL: https://dailystorm.ru/obschestvo/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).
6. Fejgin R. Glava prem'erligi soobshchil o vozmozhnom vvedenii sistemy Fan ID // RBK Sport [Elektronnyj resurs]. — URL: https://sportrbc.ru/
news/5faff2c19a79479c726128e5?ruid=UET9A 1+NXcoEcgSHA0LEAg== (data obrashcheniya: 10.12.2020).
7. Korostelev E. Tin'koff RPL. V Rossii vvedut Fan ID. Chto eto takoe i pochemu mnogie protiv? // Eurosport [Elektronnyj resurs]. — uRL:https:// www.eurosport.ru/football/russian-premier-league/ 2020-2021/story_sto 7994029.shtml (data obrashcheniya: 10.12.2020).
8. V Rossii vvedut sistemu Fan ID po tipu CHM 2018 [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.sports.ru/football/1090979612 (data obrashcheniya: 10.12.2020).
9. Na vnedrenie Fan ID v Rossii planiruyut vydelit' 700 mln rublej iz byudzheta [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.sports.ru/ football/1091390481 (data obrashcheniya: 10.12.2020).
10. O federal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov : federal'nyj za-kon ot 08.12.2020 № 385-FZ // Sobranie za-konodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2020. — № 50 (ch. 1). — St. 8030.
11. Brimson D. Fanaty. — Sankt-Peterburg : Amfora, 2005. — S. 199.
12. Tessera del tifoso [Elektronnyj resurs]. — URL: https://it.wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya: 10.12.2020).
13. Seriya A [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.transfermarkt.ru/ serie-a/besucherzah lenentwicklung/wettbewerb/IT1 (data obrashcheni-ya: 11.12.2020).
14. Ultras contro la Tessera del Tifoso chi non ce l'ha non va in trasferta // La Gazzetta dello Sport [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.gazzetta.it/ Calcio/SerieA/16-08-2009/ (data obrashcheniya: 11.12.2020).
15. Tessera del tifoso [Elektronnyj resurs]. — URL: https://interfans.org/forum/threads/ (data obrashcheniya: 12.12.2020).
16. (English) About Fare // FARE [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.farenet.org/ (data obrashcheniya: 12.12.2020).
17. Sporda ¡jiddet ve düzensizligin önlenmesine dair kanun № 622 31.03.2011 // Türkiye Büyük Millet Meclisi Resmi [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.tbmm.gov.tr/develop/owa/kanunlar_gd. durumu?kanun_no= 6222 (data obrashcheniya: 15.12.2020).
18. Ürün ve Hizmet Ücretleri [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.passolig.com.tr/urun-ve-hizmet-ucretleri (data obrashcheniya: 15.12.2020).
19. Karadaj B., Güler H. e-Bilet degil, e-ziyet [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.zaman.com. tr/spor_e-bilet-degil-e-ziyet_2211661 .html (data obrashcheniya: 11.11.2019).
20. Türkiye: Passolig' e karji zafer mi geliyor? // Football Supporters Europe [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.fanseurope.org/tr/news/ 1227-12-2015-passolig-trial-victory-tur.html (data obrashcheniya: 15.12.2020).
21. Protest tureckih fanatov protiv vvedeniya «Passolig» [Elektronnyj resurs]. — URL: https:// fanat1k.ru/ultras-4229-protest-turetskih-fanatov-protiv-vvedeniya-passolig.php (data obrashcheniya: 15.12.2020).
22. Süper Lig [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.transfermarkt.com.tr/super-lig/besucher zahlen/wettbewerb/TR1/plus/ ?saison_id=2013 (data obrashcheniya: 31.12.2020).
23. Naber I. Wie Erdogan den Fußball zu seiner Waffe mach // Welt [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.welt.de/sport/article162587162/ (data obrashcheniya: 31.12.2020).
24. Passolig [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.passolig.com.tr (data obrashcheniya: 31.12.2020).
25. Terent'ev A. Vyezdnye matchi v Turcii - eto dejstvitel'no ad? Mify i fakty // Match! [Elektronnyj resurs]. — URL: https://matchtv.ru/football/ucl/match tvnews_NI896050 (data obrashcheniya: 01.01.2021).
26. V Turcii na pole brosili nozh. I vot chto sdelal Kuarezhma [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/mama4h/1362 494.html (data obrashcheniya: 01.01.2021).
27. Tureckaya reznya. Pochemu Stambul — hud-shee mesto dlya bol'shogo futbola [Elektronnyj resurs]. — URL: https://life.ru/p/1235476 (data obrashcheniya: 01.01.2021).
28. Karty bolel'shchika uspokoili fanatov // Vest-nik Kipra [Elektronnyj resurs]. — https://vkcyprus. com/blog-pavlovskaya/8854 (data obrashcheniya: 01.01.2021).
29. Public Disorder Act [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1986/64 (data obrashcheniya: 03.01.2021).
30. Football Spectators Act 1989 [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/ 1989/37/pdfs/ukpga_19890037_en.pdf (data obrashcheniya: 03.01.2021).
31. Football (Offences) Act 1991 [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/uk pga/1991/19/pdfs/ukpga_19910019_en.pdf (data obrashcheniya: 03.01.2021).
32. Sporting Events (Control of Alcohol etc.) Act 1985 [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1985/57/pdfs/ ukpga_19850057_en.pdf (data obrashcheniya: 03.01.2021).
33. Offensive Behaviour at Football and Threatening Communications (Scotland) Act 2012 [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.legislation. gov.uk/asp/2012/1/pdfs/asp_20120001_en.pdf (data obrashcheniya: 03.01.2021).
34. Ponkin I. V., Solov'ev A. A., Ponkina A. I. Pravovoe obespechenie protivodejstviya pro-tivopravnomu povedeniyu sportivnyh bolel'-shchikov. — Moskva, 2014. — S. 51—71.
35. United Kingdom Football Policing Unit [El-ektronnyj resurs]. — URL: https://www.gov.uk/go vernment/groups/ (data obrashcheniya: 04.01.2021).
36. Sitnikov K. A., Kolesnikov V. A. Rol' na-cional'nyh policejskih futbol'nyh punktov v predot-vrashchenii proyavlenij ekstremizma v srede futbol'nyh bolel'shchikov // Aktual'nye voprosy nauki i praktiki : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii kursantov, slushatelej i studentov. — Krasnodar, 2018. — S. 16—21.
37. Spisok lic, kotorym zapreshcheno pose-shchenie mest provedeniya oficial'nyh sportivnyh sorevnovanij [Elektronnyj resurs]. — URL: https://mvd.rf/bannedfans (data obrashcheniya: 07.01.2021).
38. Pochemu fanaty protiv vvedeniya Fan ID // Rambler [Elektronnyj resurs]. — URL: https://sport.rambler.ru/football/45262464 (data obrashcheniya: 07.01.2021).
39. Statistika igr Rossijskoj Prem'er-Ligi // Tin'koff Rossijskaya Prem'er-Liga [Elektronnyj resurs]. — URL: https://premierliga.ru/tournaments/ championship/ (data obrashcheniya: 13.01.2021).
40. Leonid Fedun: «Nastupaet ochen' tyazhelyj finansovyj period dlya futbol'nyh komand v Rossii» [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.sports.ru/ football/1091352407 (data obrashcheniya: 15.01.2021).
41. Sitnikov K. A. Specifika ekstremizma v srede futbol'nyh fanatskih dvizhenij // Perspektivy gosudar-
stvenno-pravovogo razvitiya Rossii v XXI veke : sbornik materialov vserossijskoj nauchno-teoreti-cheskoj konferencii kursantov i slushatelej vuzov MVD Rossii, studentov gumanitarnyh vuzov, ad"yunktov, aspirantov i soiskatelej. — Rostov-na-Donu, 2017. — S. 489—495.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ситников Кирилл Алексеевич. Преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. Тел. (473) 200-53-56.
Sitnikov Kirill Alexeevich. Lecturer of the chair of Theory and History of State and Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Те1 (473) 200-53-56.
Ключевые слова: молодежный экстремизм; спортивный экстремизм; дискриминационные инциденты; действия экстремистской направленности; футбольные фанаты; расизм; паспорт болельщика.
Key words: youth extremism; sports extremism; discriminatory incidents; extremist actions; football fans; racism; Fan ID.
УДК 343.2