Научная статья на тему 'ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ В РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ АКЦИИ «ФАНАТ НЕ ПРЕСТУПНИК»: ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЗАЦИИ ПРОТЕСТА'

ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ В РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ АКЦИИ «ФАНАТ НЕ ПРЕСТУПНИК»: ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЗАЦИИ ПРОТЕСТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ / БОЛЕЛЬЩИКИ / ПРОТЕСТНЫЕ АКЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УЛЬТРАС / FOOTBALL FANS / FANS / PROTEST ACTIONS / CIVIL SOCIETY / ULTRAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Вадим Евгеньевич, Власова Кристина Владимировна

В статье рассматриваются фанатские объединения футбольных клубов России, с точки зрения особенности их гражданского взаимодействия в условиях проведения акции «Фанат - не преступник». Авторы задаются целью оценить потенциал политизации протестов фанатов на примере кейса 2019 года. Гипотеза исследования заключается в том, что несмотря на формально не связанное с политикой смысловое наполнение акции «Фанат - не преступник», неудовлетворенность активных болельщиков действиями силовых ведомств во многом знакома участникам политических акций протеста. В свою очередь, это создает возможности для объединения околоспортивной и политической протестных повесток в будущем. Методология теоретической части исследования выдержана в конструктивистской парадигме под влиянием Б. Андерсона. С целью подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу в исследовании используется метод ивент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTBALL FANS IN RUSSIA AS AN INSTRUMENT OF CIVIL SOCIETY ON THE EXAMPLE OF THE “FAN IS NOT A CRIMINAL” ACTION: THE POTENTIAL FOR POLITICIZING PROTESTS

The article examines the fan associations of football clubs in Russia, from the point of view of the peculiarities of their civil interaction in the context of the action «A fan is not a criminal». The authors aim to assess the potential for politicizing fan protests using the example of the 2019 case study. The hypothesis of the study is that, despite the semantic content of the action «Fan is not a criminal», which is not formally connected with politics, the dissatisfaction of active fans with the actions of law enforcement agencies is largely familiar to participants in political protests. In turn, this creates opportunities for the unification of sports and political protest agendas in the future. The methodology of the theoretical part of the research is sustained in the constructivist paradigm under the influence of B. Anderson. In order to confirm or refute the hypothesis put forward, the study uses the event analysis method

Текст научной работы на тему «ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ В РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ АКЦИИ «ФАНАТ НЕ ПРЕСТУПНИК»: ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЗАЦИИ ПРОТЕСТА»

Футбольные фанаты в России как инструмент гражданского общества на примере акции «Фанат не преступник»: потенциал политизации протеста

Football fans in Russia as an instrument of civil society on the example of the "Fan is not a criminal" action: the potential for politicizing protests

Васильев Вадим Евгеньевич

Студент 2 курса, магистр Факультет Политологии Санкт-Петербургский государственный университет Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9

e-mail: [email protected]

Vasiliev Vadim Evgenievich

Student 2 term Faculty of Political science St Petersburg University 13B Universitetskaya Emb., St Petersburg, Russia e-mail: [email protected]

Власова Кристина Владимировна

Студент 2 курса, магистр Институт образования Кемеровский государственный университет Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 e-mail: [email protected]

Vlasova Kristina Vladimirovna

Student 2 term Institute of Education Kemerovo state University Kemerovo, Russia, 6 Krasnaya Street e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассматриваются фанатские объединения футбольных клубов России, с точки зрения особенности их гражданского взаимодействия в условиях проведения акции «Фанат - не преступник». Авторы задаются целью оценить потенциал политизации протестов фанатов на примере кейса 2019 года. Гипотеза исследования заключается в том, что несмотря на формально не связанное с политикой смысловое наполнение акции «Фанат - не преступник», неудовлетворенность активных болельщиков действиями силовых ведомств во многом знакома участникам политических акций протеста. В свою очередь, это создает возможности для объединения околоспортивной и политической протестных повесток в будущем. Методология теоретической части исследования выдержана в конструктивистской парадигме под влиянием Б. Андерсона. С целью подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу в исследовании используется метод ивент-анализа.

Annotation

The article examines the fan associations of football clubs in Russia, from the point of view of the peculiarities of their civil interaction in the context of the action «A fan is not a criminal». The authors aim to assess the potential for politicizing fan protests using the example of the 2019 case study. The hypothesis of the study is that, despite the semantic content of the action «Fan is not a criminal», which is not formally connected with politics, the dissatisfaction of active fans with the actions of law enforcement agencies is largely familiar to participants in political protests. In turn, this creates opportunities for the unification of sports and political protest agendas in the future. The methodology of the theoretical part of the research is sustained in the constructivist paradigm under the influence of B. Anderson. In order to confirm or refute the hypothesis put forward, the study uses the event analysis method

Ключевые слова: футбольные фанаты, болельщики, протестные акции, гражданское общество, Ультрас.

Keywords: football fans, fans, protest actions, civil society, Ultras.

Введение

Футбол - один из наиболее популярных в мире командных видов спорта. Традиционно вокруг футбольных команд формируются сообщества активных болельщиков, фанатов. Численность фанатских группировок может сильно различаться в зависимости от известности и успешности клуба, длительности существования фанатского движения у того или иного клуба, наличия других популярных клубов-конкурентов, а также многих других причин. Фанатов принято воспринимать в первую очередь как хулиганов, чьи околофутбольные потасовки связывают с иррациональной психологией толпы. На деле, впрочем, условным беспорядкам на Манежной площади можно противопоставить немало примеров вполне рационального поведения фанатов, готовых объединяться вне зависимости от своих клубных предпочтений для защиты своих общих прав. Причем в мировом контексте можно вспомнить случаи, когда фанатские акции конвертировались и в политический протест, затрагивая более широкий круг проблем, порой весьма условно связанных со спортом.

Актуальность предлагаемого исследования напрямую вытекает из того факта, что российское фанатское сообщество проявляет себя как действительно функционирующий институт гражданского общества. Ярким примером тому является акция «Фанат - не преступник», состоявшаяся в конце календарного 2019 года. Это не единственное мероприятие подобного рода, в котором фанаты из разных городов России продемонстрировали солидарность по важному для всей субкультуры вопросу. Однако оно особенно показательно здесь тем, что идея акции имела ряд пересечений с проблемами политической повесткой в стране, чем вызвала немалый интерес в Интернете и в той части российской прессы, которую принято считать оппозиционной.

За рубежом социологические исследования, посвященные соотношению спортивного и политического футболе, а также изучению фанатов как института гражданского общества, выходят достаточно регулярно. Здесь можно выделить как работы, посвященные в самом общем виде феномену фанатского движения как носителю определенной гражданской культуры [11; 16] так и тексты, основанные на кейсах из конкретных стран. Например, о влиянии Чемпионата мира по футболу 2002 года на укрепление чувства гражданского единства южнокорейцев указывает С. Пак. С точки зрения исследователя, проявленная всеобщая гордость нации по поводу феноменального выступления сборной Южной Кореи на турнире, наравне с протестом против объявления импичмента президенту, Но Му Хена, блестяще характеризует поставторитарную политическую культуру страны [17]. О роли Чемпионата 2010 года в ЮАР на политику идентичности в африканских странах несколько лет назад был издан целый сборник статей [10]. Турецкому футболу и его фанатам в разные периоды политической истории государства посвящена монография Д. Ирака [13]. Попытку объяснить причины аполитичности фанатов трех главных команд Стамбула («Фенербахче», «Галатасарая» и «Бешикташа») в условиях усиления авторитаризма в стране предпринял А. Кадир Йилдырым [14]. О польских фанатах в контексте вопросов гражданского общества писал М. Гродецкий [12]. О роли активных болельщиков в протестных акциях в Греции и в Польше писали Я. Займакис и Д. Антонович, Р. Коссаковский, Т. Шлендак соответственно [19; 9]. О роли ультрас из Западного Сиднея как «культурных педагогов», положительно влияющих на общественную жизнь в городе, пишет Д. Кнайник [15]. В Испании о функции культурного представительства баскской идентичности фанатами клуба «Атлетик Бильбао» несколько лет назад опубликовал монографию М. Ваци [18]. В России о футбольных ультрас в политическом контексте пишут не слишком часто. Среди академических исследователей можно выделить О.В. Кильдюшова, который издал ряд статей о футбольных фанатах в контексте проблем национализма и национальной репрезентации [2; 3; 4]. При этом не лишним будет заметить, что часть использующейся сегодня информации о фанатских движениях организациях в текстах, посвященных им, может носить устаревший характер. Например, в некоторых исследованиях 2010-х годов, посвященных Ультрас, как субкультуре, оценочная численность фанатов у российских клубов приводится по материалам конца 1990-х [8;

6; 7]. Это говорит о том, что для отечественных социальных наук данное исследовательское направление - не только в контексте политологии - открывает немало простора для подробного изучения в будущем.

Российские фанаты и политика

История фанатского движения в нашей стране насчитывает не столь длинную историю, как в Великобритании, Испании, Италии и многих других странах Западной Европы. Одной из главных причин этого является особенности политической истории России. Отсутствие возможности для советских болельщиков выезда за рубеж, в страны капиталистического Запада, а также ограниченный объем визуальной информации о футбольных матчах заграничных команд отразились на особенностях формирования субкультуры фанатов в СССР.

Т.В. Рибокас выделяет 3 этапа в истории отечественного фанатского движения: это советский период, время с начала 1990-х до начала 2000-х и современный этап, который продолжается по сегодняшний день [6]. Попытаемся в самом общем виде рассмотреть генезис организованного боления в нашей стране.

Первый матч в еврокубках, клуб из Советского Союза провел в 1965 г., когда киевское «Динамо» дебютировало в розыгрыше Кубка обладателей кубков. Первым в финале европейского клубного турнира из советских команд сыграло московской «Динамо» - это произошло в том же самом турнире в 1972 г., их соперником в матче на стадионе «Камп Ноу» в Барселоне выступил шотландский «Глазго Рейнджерс». Примечательно, что телевизионная трансляция этой игры велась в СССР и, возможно, это событие повлияло на появление первых советских футбольных фанатов - благодаря тому, что советские зрители воочию смогли увидеть поведение поклонников команды из Шотландии во время матча. С 1972-м годом связывают первое подтвержденное появление фанатов на трибунах в СССР: на один из матчей с участием московского «Спартака» на сектор пришел молодой человек с простым шарфом в клубных красно-белых цветах. Впрочем, по-настоящему серьезные организованные движения фанатов стали появляться на рубеже 1970-х - 1980-х гг., первой заслуживающей внимания организацией здесь стоит назвать группу поддержки все того же московского «Спартака», созданную в 1979 г. Впрочем, на тот момент распространение фанатской субкультуры по стране воспринималось властными структурами негативно, и дело доходило до преследования участников группировок активных болельщиков со стороны КГБ. Ситуация стала меняться в середине 1980-х гг. с началом Перестройки. У фанатов появилось больше свободы в действиях, теперь они получили возможность, по сути, относительно свободно получать информацию о культуре боления за границей. Вместе с тем, в этот же период в СМИ начинает активно закрепляться ярлык «хулиганов» за футбольными фанатами, для чего имелись веские основания: в 1987 году состоялась крупнейшая драка истории советского футбола между поклонниками киевского «Динамо» и московского «Спартака». А в 1990 году фанаты московского клуба учинили беспорядки в Праге во время выездного матча против местной «Спарты». Распад СССР серьезно ударил по футбольной и околофутбольной инфраструктуре, посещаемость стадионов резко упала, а для московских фанатов, после исчезновения из календаря матчей в таких футбольных городах, как Киев, Тбилиси, Вильнюс, стало практически не с кем соперничать за пределами столицы. Ситуация стала меняться лишь к середине 1990-х, когда наметился постепенный подъем фанатского движения в России. Уже во второй половине десятилетия громко о себе заявляли группировки активных болельщиков «Спартака», ЦСКА, «Зенита». Вокруг других клубов постепенно формируются «мобы», небольшие организованные группы численностью по 20-30 человек. Пик же развития фанатского движения в России приходится на начало XXI века, что не в последнюю очередь связано с успешным выступлением российских клубов в еврокубках в 2000-х годах - особенно стоит отметить триумфы в Кубке УЕФА ЦСКА в 2005 году и «Зенита» в 2007.

Пусть и не без некоторых оговорок, историю российского фанатского движения можно экстраполировать на социально-политическую историю нашей страны, начиная со второй половины XX столетия. На начальном этапе своего существования мы можем условно уподобить первых активных болельщиков в СССР диссидентам. Затем, в перестроечные годы, контроль со стороны властных структур ослаб, что привело, с одной стороны, к возможности открытого проявления своей принадлежности к фанатскому движению, но с другой - к ряду негативных последствий, главным образом, распространению фанатских драк и погромов. Падение уровня жизни в начале 1990-х и отъезд ряда сильных игроков за рубеж привели к снижению активности фанатов на стадионах. Постепенное улучшение ситуации наметилось в 1990-х, но только в годы стабильного экономического подъема в 2000-х, вместе с которым пришли и спортивные успехи на международной арене. Однако можно ли говорить, что отмеченные политические изменения в стране повлияли на фанатское движение, политизировав его?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо объяснить, можно ли говорить о возможности взаимодействия между фанатами и политическими силами в принципе. Для этого необходимо подтвердить или опровергнуть тезис, согласно которому организации фанатов представляют собой институт гражданского общества.

За основу возьмем определение гражданского общества, предложенное американскими исследователями Дж. Коэн и Э. Арато. Они понимают под этим термином «сферу социальной интеракции между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (в частности, семью), объединений (в частности, добровольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации. Современное гражданское общество создается с помощью определенных форм самоконституирования и самомобилизации. Оно институционализируется и генерализируется посредством законов и, в особенности, субъективных прав, стабилизирующих социальную дифференциацию. Самосозидание (независимая деятельность) и институционализация не обязательно подразумевают друг друга, они могут осуществляться независимо друг от друга, но в долгосрочной перспективе оба этих процесса составляют неотъемлемое условие воспроизводства гражданского общества» [5, с.7].

Касательно фанатских движений, существующих на протяжении долгого времени вокруг клубов с богатой по российским меркам футбольной историей и традициями, можно говорить об исполнении обоих упомянутых в определении необходимых условий принадлежности к гражданскому обществу. Фанатские организации нередко выступают в качестве своего рода проводников коллективной позиции. Они могут артикулировать не только свои собственные интересы, но и значительной части болельщиков, появляющихся на стадионе «от случая к случаю». Например, это касается акции против введения Fan ID для матчей российского чемпионата. К слову, эта история прекрасно иллюстрирует интеракцию фанатского движения с вопросами политического и экономического характера. Среди противников введения Fan ID многократно озвучивались тезисы о возможности чрезмерного контроля за болельщиками и повышении стоимости билетов и абонементов из-за перехода к такой системе.

Вообще говорить о фанатах как институте гражданского общества можно в двух смыслах - узком и в широком. Узкое понимание основано на принципе аналогий, где футбольный клуб с его эмблемой, гимном, историей предстает в романтическом образе, сродни образу родной страны для ее граждан, а любовь к футбольному клубу подобна патриотическому чувству. При этом, скорее всего, такие чувства могут не распространяться на многих игроков команды, если те не воспринимаются фанатским сообществом как легенды клуба. Переход игрока из одного клуба в другой, тем более в стан принципиального соперника - сродни эмиграции, а в ряде ситуаций даже «национальному предательству». Многие игроки едва ли воспринимаются

фанатами как нечто неотчуждаемое от любимого клуба. Далее, по аналогии с государством, в футбольном клубе можно выделить «власть» в лице руководства клуба - президента, генерального директора, менеджеров и прочих - и «народ» - в лице болельщиков. Не всегда позиция руководства клуба может разделяться его поклонниками, но наиболее ясно о своем отношении по поводу того или иного действия руководства, игры команды, положения в турнирной таблице заявляют активные болельщики, фанаты - «гражданское общество» вокруг команды. При этом негатив в отношении конкретных лиц в администрации, порой перерастающий в конкретные, порой радикальные, действия, не мешает фанатам заявлять о своем патриотизме по отношению к клубу. Общность, которая ощущается фанатами одного клуба, по сути своей является сконструированной. С рядом оговорок это можно сравнить с воображаемым сообществом в интерпретации Б. Андерсона, которое применяется для описания нации [1, с.31-33]. Болельщики - не только фанаты, но все поклонники клуба - как представители небольшой нации, могут никогда не встретиться в реальной жизни со всеми своими «собратьями». У болельщиков какого-либо клуба могут быть представления о буквальных границах распространения популярности их любимой команды и о существовании иных «наций» - поклонников других команд. Но, как бы там ни было, в каждой такой «нации» при желании можно выделить условное «гражданское общество» в лице фанатов.

В более широком смысле восприятие фанатов как института гражданского общества выходит за пределы одного отдельно взятого футбольного клуба, распространяясь на проблемы фанатского сообщества в национальном масштабе или затрагивая проблемы, относящиеся к футболу косвенно, но волнующие самих фанатов прежде всего, как граждан своей страны. Например, Д. Нумерато указывает на то, что фанаты того или иного клуба могут быть объединены общностью взглядов в сфере политического активизма - либо же эта связь обусловлена историей клуба, который эти люди поддерживают. Фанаты немецкого «Санкт-Паули» и итальянского «Ливорно» известны своей склонностью к левым идеологиям, а ряд группировок Ультрас «Лацио» из Рима известны своими неофашистскими политическими предпочтениями. Лево-ориентированные футбольные фанаты в Каталонии, Стране Басков и Галисии характеризуются сепаратистскими тенденциями во взглядах. В Турции группы Ультрас различных клубов сыграли фундаментальную роль в политической мобилизации против Р. Эрдогана; участие фанатов отмечают также в событиях, связанных с Арабской весной; фанаты украинских клубов были вовлечены в протесты против В. Януковича вовремя Евромайдана. В Греции радикалы из Ультрас участвовали в протестах против экономической политики аскетизма с началом кризиса в стране [16, с.30-31]. Что касается России, то у нас наиболее известны выступления фанатов, связанные с недовольством миграционной политикой в стране. Связано это, прежде всего, с распространенностью праворадикальных и расистских убеждений среди части активных болельщиков. Всплеск выступлений по этому поводу пришелся на начало 2010-х, когда в российском обществе актуализировалась проблема межэтнического согласия. После убийства в Москве фаната Е. Свиридова, в котором были обвинены выходцы из Дагестана, прошли беспорядки в столице, а в ряде других городов страны - акции памяти погибшему. О.В. Кильдюшов в контексте этих событий назвал вышедших на улицы фанатов «гражданским обществом», противопоставив их образам «властей» и «продажных правоохранителей» [2, с.38].

Упомянутый пример, к слову, не самый однозначный с точки зрения положительной или негативной реакции со стороны общественности на него, все же является скорее исключением, чем правилом. Дело в том, что далеко не всегда конфликты с участием российским фанатов в нашей стране столь откровенно политизируются. Выступления активных болельщиков по поводу значимых событий не из спортивной сферы, будь то годовщина трагедии подводной лодки «Курск» или акция памяти погибших в кемеровском ТРК «Зимняя

вишня», либо вообще не содержат каких-либо жестких требований к политикам, либо эти требования представляются в слишком абстрактном виде. Кроме того, такие акции зачастую носят разовый характер.

Потенциальным источником для политизации протестов фанатов могло бы стать отношение к руководителям и спонсорам футбольных клубов. Подавляющее большинство спортивных команд в России финансируются либо из бюджетов субъектов федерации, либо средствами из госкорпораций или фирм с высокой долей государственного участия. В случае с сильнейшими клубами Премьер-Лиги речь идет, например, о «Газпроме», РЖД, ВЭБ, ВТБ. Руководство этих компаний в лице А. Миллера, О. Белозерова, И. Шувалова, А. Костина имеет непосредственное отношение к властным структурам в современной России. Нередко негативные коннотации из уст болельщиков в адрес клубов соперников подкрепляются уничижительными комментариями в адрес спонсирующих госкорпораций. В случае усиления разрыва в уровне доходов в обществе при сохранении высокого уровня финансирования некоторых футбольных клубов теоретически могут возникать потенциально политизированные конфликты в фанатском сообществе. Однако на сегодняшний день этот пример скорее умозрительный. Далее рассмотрим конфликт, который, на первый взгляд, в конце 2019 года имел гораздо больше реальных шансов для политизации.

Акция «Фанат - не преступник»: динамика развития событий

Для анализа в рамках исследования была выбрана акция «Фанат - не преступник», в которой приняли участие фанатские организации большинства клубов Премьер-Лиги, нескольких команд из низших по ранжиру лиг России, и даже некоторых иностранных клубов.

В рамках ивент-анализа конфликта между фанатами и силовыми структурами в лице правоохранительных органов было выделено 2 этапа в развитии конфликтной ситуации: это «нулевой» этап, в рамках которого были проанализированы события, непосредственно предшествовавшие акции и послужившие ее причиной, а также собственно этап проведения акции «Фанат - не преступник». Помимо двух указанных акторов, в анализе также были выделены «футбольные чиновники», к которым относятся руководители Российского футбольного союза (РФС), Российской Премьер-Лиги (РПЛ), а также футбольных клубов; «футбольное сообщество», в состав которого включены бывшие и нынешние футболисты и тренеры, спортивные комментаторы, а также известные болельщики, не входящие в состав фанатских группировок; «политики».

Временной охват анализируемых событий - с 19 ноября по 10 декабря 2019 года. «Нулевой» этап в рамках указанных дат охватывает период с 19 ноября по 5 декабря, а сама акция «Фанат - не преступник» - с 6 по 10 декабря.

Начало «нулевого» этапа привязано к дате проведения матча между сборными Сан-Марино и России, во время которого часть болельщиков российской сборной выкрикивала оскорбления в адрес капитана команды А. Дзюбы. Малый размер стадиона и компактное размещение зрителей стали причиной, по которой кричалки попали в прямую трансляцию матча на телевидении. На следующий день после этого события со стороны представителей футбольной общественности (преимущественно бывших и нынешних футболистов, тренеров) и Российского футбольного союза (РФС) последовала критика в адрес лиц, выкрикивавших оскорбления. На данном этапе действия акторов носили вербальный характер, а критика распространялась отнюдь не на всю совокупность российского фанатского движения, а лишь на небольшую его часть, замешанную в скандале. Этот момент всячески подчеркивался в выступлениях футбольных чиновников.

В дальнейшем можно было наблюдать стадию кратковременного угасания интереса к произошедшему, когда в информационном поле несколько дней не появлялись новые уникальные сообщения по поводу случившегося в Сан-Марино. Однако в связи с возобновлением турнира Российской Премьер-Лиги тема вновь оживает: 24 ноября фанаты московского «Спартака», воспитанником которого является Дзюба, выкрикивали

Вопросы студенческой науки

Выпуск №8 (48), август 2020

оскорбления в адрес футболиста во время выездного матча с екатеринбургским «Уралом». Впоследствии «Спартак» был наказан штрафом Контрольно-дисциплинарным комитетом (КДК) РФС. С этого момента наблюдается нагнетание обстановки, когда за день различные акторы совершают совокупно в районе 2-4 действий за сутки. Эти действия носят преимущественно вербальный характер. Однако примечательно, что оценка ситуации со стороны футбольной общественности претерпевает некоторые изменения. Так, бывший игрок сборной России Роман Широков, не одобряя сам факт оскорбления футболистов фанатами, в то же время критикует и РФС за непоследовательность. С точки зрения Широкова, с подобного рода событиями за карьеру сталкиваются многие футболисты, однако далеко не всегда истории с оскорблениями доходят до «закручивания гаек» со стороны РФС, как в истории с Дзюбой. Заявление фигурирует в СМИ 25 ноября, его можно назвать одним из первых случаев артикуляции подобного рода позиции публичным лицом. Позднее близкие по смыслу тезисы будут использоваться как рядом других публичных фигур, так и фанатами в официальных заявлениях.

Активное обсуждение в СМИ оскорблений Дзюбы преддверии матча «Зенита» со «Спартаком» только накаляло обстановку. Сам футболист за несколько дней до игры сравнил противостояние этих команд с войной. Вероятно, ажиотаж повлиял и на установки правоохранительным органам в Санкт-Петербурге по поводу действий в отношении московских фанатов. На это указывает резкая активизация сотрудников Центра «Э» накануне игры. Первые случаи задержания московских фанатов были зафиксированы 30 ноября во время матча молодежных команд «Зенита» и «Спартака». Тогда за оскорбления в адрес Дзюбы были задержаны 6 фанатов московской команды. Однако пик активности правоохранителей приходится на ночь на 1 декабря. Тогда ими были задержаны 86 фанатов, 81 из которых оказались поклонниками «Спартака». Со стороны полицейских и фанатов артикулировались противоречащие друг другу объяснения обстоятельств массового задержания. Первые заявляли о нарушении общественного порядка фанатами, в то время как вторые утверждали, что сотрудники полиции порой задерживала на улицах людей, просто одетых в атрибутику «Спартака». В течение последующей недели были известны случаи, когда полиция задерживала вернувшихся в Москву фанатов, чтобы доставить их на суд в Санкт-Петербург. Самым резонансным примером такого рода является история заводящего фан-сектора «Спартака» Валерия «Амиго» Бевза.

График 1. Суммарное число действий всех акторов по дням:

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

А 01

24

12 13

7 по 0 2 4 0 4 0 0 4 1 000^ 0 00 5 2 7 3 2

/

о/ «/ Л/ с,/

С? О5 <3*

■Действия

График 2.1. Число действий всех акторов по дням отдельно

1

График 2.3. Действия футбольных чиновников

График 2.6. Действия политиков

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

0 00000000000

0 0

-0 0 0 0

я я я я я я я я я я я я к к к к к к к к к к

о о о о о о о о о о о о е е е е е е е е е е

н. н. н. н. н. н. н. н. н. н. н. н. д. д. д. д. д. д. д. д. д. д.

.9 .0 .1 .2 .3 .4 .5 .6 г- 00 .9 .0 .1 .2 .3 .4 .5 .6 г- 00 .9 .0

1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1

График 3.1. Суммарное число физических и вербальных действий

СЕ ОС ОС ОС ОС ос ОС ОС ос ос ОС ОС

о о о о о о о о о о о о си си си си си си си си си ш

X X X X X X X X X X х X с! 1=1 с! 1=1 1=1 1=1 1=1 1=1 1=1

01 о гч т 1Л ю 00 О гч т 1Л ю 00 01 О

гч гч гч гч гч гч гч гч гч гч т О о о о о о о о о

График 3.2. Физические и вербальные действия фанатов

График 3.3. Физические и вербальные действия футбольных чиновников

2,5

1,5

0,5

0

Физические действия Вербальные действия

о/ ч/ у ь/ л/ у ч/ ь/ л/

П> "¡> гр- г{>- г^- ф Ф ф ф

2

1

График 3.4. Физические и вербальные действия силовых структур

График 3.5. Физические и вербальные действия футбольной общественности

График 3.6. Физические и вербальные действия политиков

1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2

1 1

^ ^ ^

Физические действия ■Вербальные действия

0

0

В конце концов, описанные события стали основной причиной для начала акции «Фанат - не преступник». Накануне последнего тура перед большим зимним перерывом в Премьер-Лиге, 6 декабря 2019 года, организация фанатов «Спартака» «Фратрия» призвала активных болельщиков других клубов покинуть сектора на 30-х минутах матчей своих команд. Примечательно, что в публикации в официальном сообществе «Фратрии» во «ВКонтакте», помимо событий в Санкт-Петербурге, в качестве причин проведения акции названы и другие конфликты с правоохранительными органами. Это агрессия ОМОНа в отношении спартаковских фанатов в Ростове (20 июля 2019 года), массовые задержания болельщиков московского «Локомотива» в Самаре (3 августа 2019 года), чрезмерно жесткие действия по отношению к болельщикам «Зенита» в Казани (23 ноября 2019 года), задержание свыше 100 поклонников ЦСКА в Туле (1 сентября 2019 года). Ни один из упомянутых случаев не вошел в подборку событий в рамках проведенного ивент-анализа, поскольку после этих случаев не происходило дальнейшей эскалации конфликта. Тем не менее, история с задержаниями фанатов «Спартака» за оскорбления Артема Дзюбы послужила спусковым крючком для всероссийской акции, в рамках которой фанаты целого ряда российских клубов припомнили о чрезмерно жесткой реакции правоохранителей в их отношении ранее.

Следующим клубом, чьи фанаты высказались за проведение акции, был петербургский «Зенит». В своем обращении «Ландскрона» вспомнила работу полиции в 2018 году, заявив о необходимости обратить внимание на «проблему, когда фанат, приехавший из другой страны к нам на ЧМ или ЧЕ, принимается как желанный гость, а русский фанат воспринимается не иначе как преступник». В отличие от «Фратрии», «Ландскрона» заявила о том, что фанаты «Зенита» покинут свой сектор после 40-й минуты матча. Далее к акции присоединились организованные болельщики и других клубов Премьер-Лиги, которые заявляли о своем участии за день до игр своих команд. То есть, публикация заявлений осуществлялась 6 и 7 декабря, а сами игры проходили с 6 по 8 декабря.

Из 16 клубов сильнейшей российской лиги только у 2-х фанаты не заявляли о своем участии в акции «Фанат - не преступник» - «Тамбова» и «Ахмата» из Грозного. Примечательно что свою поддержку российским ультрас высказали некоторые зарубежные коллеги - на матчах болгарского ЦСКА и сербских «Партизана» и «Црвены Звезды» в эти дни также были замечены баннеры с лозунгом «Фанат - не преступник» на русском языке. Акции российских фанатов носили как вербальный характер, в виде кричалок на тему акции, так и невербальный, в виде конкретных действий ненасильственного характера - речь идет об уходе с трибун в заранее назначенное время. Каких-либо столкновений между активными болельщиками и правоохранительными органами замечено не было, если не считать ситуации, когда в Санкт-Петербурге полиция какое-то время не давала возможность поклонникам московского «Динамо» покинуть гостевой сектор.

Одним из объектов нападок со стороны фанатов во время акции стал дрессировщик Э. Запашный. В его интервью интернет-изданию «Спорт день за днем», которое было опубликовано как раз к началу тура, артист резко отозвался о нецензурной брани на футбольных стадионах. Запашный заявил, что для решения этой проблемы он бы ввел ОМОН и «покрошил» фанатов, «чтобы завтра они на «вы» разговаривали». Это интервью показательно тем, что после его прочтения создается впечатление, будто дрессировщик говорит о всех фанатах вообще, не разделяя их на виновных и невиновных. Фактически, это было воспринято как то, против чего в своей акции выступали активные болельщики - очернение всего движения из-за проступков отдельных лиц; реализация коллективной ответственности за действия какой-то небольшой группы.

Об окончании акции было официально объявлено 10 декабря 2019 декабря. После возобновления чемпионата в 2020 году к этой проблеме фанатское сообщество совместно более не обращалось.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве заключения. Итоги акции и перспективы политизации фанатского движения в

будущем

В целом, политизации акции не произошло, хотя определенные предпосылки к такому развитию событий были. В первую очередь, стоит обратить внимание на освещение акции фанатов в СМИ и сравнить его с освещением оппозиционных митингов и протестов в российской прессе. Российские федеральные каналы часто критикуют за то, что они практически не уделяют внимание протестным акциям в стране, в лучшем случае ограничиваясь негативными выпадами в адрес их организаторов. Гораздо больше внимания этой теме обычно уделяется в Интернете, где можно натолкнуться на целый спектр мнений на этот счет - от радикально оппозиционных до глубоко консервативных провластных. Нечто похожее наблюдалось в случае с освещением акции «Фанат - не преступник». О ней очень много писали российские интернет-порталы, однако основной отечественный спортивный вещатель «Матч ТВ» полностью проигнорировал акцию. О произошедшем ничего не говорилось в спортивных новостях, в ходе трансляции матчей сектора с фанатами намеренно не попадали в кадр, а комментаторы не заостряли внимание на действиях фанатов.

Далее, можно провести параллели между не всегда оправданной жесткостью правоохранительных органов по отношению к фанатам и чрезмерными действиями Росгвардии и ОМОНа к участникам протестных

митингов последних лет. При изучении событий вокруг акции «Фанат - не преступник» удалось обнаружить интересный пример. На матче «Зенита» против «Динамо» на трибунах присутствовала мать фаната петербургского клуба Артура Данилова, который был осужден на 1 год 8 месяцев за удар ногой сотрудника ОМОНа во время матча с «Краснодаром». Женщина развернула плакат со словами «#СвободуАртуруДанилову #МойСынНеПреступник». Как сообщается в официальной группе «Ландскроны», вскоре женщину вывели за пределы стадиона. Известны приговоры суда по похожим делам в отношении фигурантов недавнего «Московского дела». В связи с этим, можно предположить, что существуют определенные предпосылки для вливания фанатского движения в политический протест в тех вопросах, которые волнуют и фанатов, и нефутбольную общественность одновременно.

Еще один мотив, который потенциально мог бы политизировать акцию, связан с реакцией фанатов российских клубов на беспрецедентно жесткие действия правоохранителей из-за оскорблений конкретного футболиста - Дзюбы. История с нападками на нападающего вызвало чрезвычайно большой резонанс. Ранее капитан российской сборной был признан одним из главных героев домашнего Чемпионата мира 2018 года, про него много говорили на телевидении, причем не только в разделе спортивных новостей. Дзюба даже был приглашен в студию на Прямую линию с президентом В.В. Путиным. Однако при всем том, что популярность футболиста в стране действительно заметно возросла, для фанатов «Спартака» он по-прежнему оставался противоречивой фигурой. Оскорбления в адрес Дзюбы для поклонников его родного клуба не были новым явлением, подобные действия с их стороны имели место и ранее, но ажиотаж в прессе привлек к этой истории в конце 2019 года слишком много внимания, в том числе со стороны правоохранительных органов. На этом фоне фанатская группировка ЦСКА «Люди в черном» даже обвинила руководство «Зенита» - фактически, в лице на половину государственной транснациональной компании «Газпром» - в использовании административного ресурса, чтобы «задобрить своего игрока». Между тем, схожие претензии о злоупотреблении властью артикулируются, например, участниками антикоррупционных митингов. Существующая на уровне обыденного болельщицкого сознания ассоциация ПАО «Газпром» с российской властью в перспективе могло бы повлиять на политизацию протеста, однако этого в итоге не случилось.

Можно выделить, по крайней мере, 2 причины, по которым протест фанатов не перерос в открыто политизированную акцию. Во-первых, сыграл свою роль зимний перерыв в российском футбольном чемпионате, длившийся почти 2,5 месяца. За это время инфоповод, из-за которого было положено начало акции, уже успел потерять свою актуальность. Очевидно, что мероприятие было завершено по итогам первого же тура в связи с такой длинной паузой. Во-вторых, гораздо большая вероятность политизации подобной акции могла бы быть в случае ее наложения на актуальный политический протест. Последние крупные оппозиционные митинги, следствием которых стало «Московское дело», состоялись летом 2019 года. В дальнейшем имели место лишь небольшие по численности участников мероприятия в поддержку обвиняемых - зачастую в формате пикетов. Иными словами, пики этих двух протестов - политического и футбольного - не совпали, хотя причины для недовольства у их участников имели ряд общих черт. Тем не менее, тот факт, что фанаты самых разных клубов, в том числе считающихся принципиальными соперниками, смогли в короткий срок объединиться, чтобы защитить свои общие права, говорит о высоком уровне координационного потенциала всего движения. То, что последняя акция не получила своего политического развития, еще не означает, что этого не произойдет в будущем. Проблема взаимоотношения фанатов и правоохранительных органов не канула в лету, она по -прежнему остается актуальной. В связи с чем нельзя исключать ее эскалацию в будущем - но, очевидно, произойти это может никак не раньше момента возобновления чемпионата после улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в связи с вирусом вируса COVID-19 в России и в мире.

Список используемой литературы:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.

2. Кильдюшов О.В. Больше, чем футбол: спортивные фанаты в роли гражданского общества // Вопросы национализма. 2011. № 1(5). С. 38-44.

3. Кильдюшов О.В. Изображая нацию: футбол и национальная репрезентацию // Вопросы национализма. 2015. № 2(22). С. 3-8.

4. Кильдюшов О.В. Спорт в социологической перспективе // Социология власти. 2018. Т. 30. № 2. С. 823.

5. Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. / Общ. ред. И.И. Мюрберг - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 784 с.

6. Рибокас Т.В. — Генезис отечественного фанатского движения и тенденции формирования образа футбольного фаната в нашей стране // Социодинамика. 2015. № 12. С. 142 - 163.

7. Рибокас Т.В. Собирательные образы футбольных фанатов, создаваемы и используемые в современной российской специализированной прессе // Психолог. 2015. № 4. С. 1-36.

8. Якуба А.В. Футбольные фанаты как субкультура в России // Вестник Краснодарского университета МВД России. Серия: Философия, социология, политология. 2014. № 4(26). С. 184-189.

9. Antonowicz D., Kossakowski R., Szlendak T. Flaming Flares, Football Fanatics and Political Rebellion: Resistant Youth Cultures in Late Capitalism // Eastern European Youth Cultures in a Global Context. London and New York: Palgrave MacMillan. 2016. P. 131-144.

10. Chari T. African Football, Identity Politics and Global Media Narratives: the Legacy of FIFA 2010 World Cup / Ed. by Tendai Chari and Nhamo A. Mhiripiri. London and New York: Palgrave MacMillan. 2014.

11. Cleland J., Doidge M., Millward P., Widdop P. Collective Action and Football Fandom: a Relational Sociological Approach. London and New York: Pallgrave MacMillan, 2018.

12. Grodecki M. The Social Phenomenon of Football: The Third Side Of The Stands. Activity of Supporter Trusts in Poland // Miscellanea Anthropologica et Sociologica. 2015. Vol. 16(4). P. 100-115.

13. Irak D. Football Fandom, Protest and Democracy: Supporter Activism in Turkey. London and New York: Routledge, 2019.

14. Kadir Yildirim A. Patronage and industrial football: explaining the de-politicization of Turkish soccer fandom // Soccer & Society. 2019. Vol. 20. Issue 2. P. 232-251.

15. Knijnik J. Social agency and football tfandom: the cultural pedagogies of the Western Sydney ultras // Sport in Society: Cultures, Commerce, Media, Politics. 2018. Vol. 21. P. 946-959.

16. Numerato D. Football Fans, Activism and Social Changes. London and New York: Routledge, 2018

17. Park S. Inoperative Community in Post-Authoritarian South Korea: Football Fandom, Political Mobilization and Civil Society // Journal for Cultural Research. 2010. Vol. 14. Issue 2. P. 197-220.

18. Vaczi M. Soccer, Culture and Society in Spain: an Ethnography of Basque Fandom. London and New York: Routledge, 2015.

19. Zaimakis Y. Football fan culture and politics in modern Greece: the process of fandom radicalization during the austerity era // Soccer & Society. 2018. Vol. 19. Issue 2. P. 252-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.