Научная статья на тему 'Генезис субкультуры футбольных фанатов в России'

Генезис субкультуры футбольных фанатов в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1089
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ / FOOTBALL FANS / ГЕНЕЗИС / GENESIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавков А. А.

Статья посвящена анализу возникновения и развития субкультуры футбольных фанатов в России. Перечислены основные исторические этапы данного явления. Дана оценка состоянию и масштабам фанатского движения в наши дни. Проведено сравнение отечественной и зарубежной субкультуры футбольных фанатов. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the emergence and development of subculture of football fans in Russia. The main historical stages of this phenomenon are shown. The condition and extent of fansubculture are estimated. There is comparison between domestic and foreign subcultures of football fans. The necessity of further research of this topic is proven.

Текст научной работы на тему «Генезис субкультуры футбольных фанатов в России»

3. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990.

4. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Итоги социологического исследования / [временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А. В. Соколова]; науч. ред.-сост. С. В. Тетерский. - М.: Российский союз молодежи, 2005. - 248 с.

5. Социологический словарь / пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.

6. Социологический энциклопедический словарь / [редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов]. - М.: Издательская группа ИН-ФРАМ - НОРМА, 1998. - 488 с.

7. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13 560 слов: Т. 1-2. / П. Я. Черных. - М.: Рус. яз., 1993. - Т. 1.

А. А. Журавков

ГЕНЕЗИС СУБКУЛЬТУРЫ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ В РОССИИ

Статья посвящена анализу возникновения и развития субкультуры футбольных фанатов в России. Перечислены основные исторические этапы данного явления. Дана оценка состоянию и масштабам фанатского движения в наши дни. Проведено сравнение отечественной и зарубежной субкультуры футбольных фанатов. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, субкультура, футбольные фанаты, генезис.

This article is devoted to the emergence and development of subculture of football fans in Russia. The main historical stages of this phenomenon are shown. The condition and extent of fan-subculture are estimated. There is comparison between domestic and foreign subcultures of football fans. The necessity of further research of this topic is proven. Keywords: socio-cultural activity, subculture, football fans, genesis.

Футбол по праву считается самым популярным видом спорта на Земле. За его более чем столетнюю историю у него появилось огромное количество почитателей. И во все времена находились люди, рьяно и самозабвенно поддерживающие национальные и местные команды, выступающие в разных лигах. Во все времена находились любители футбола как зрелища, болельщики, готовящие баннеры, устраивающие красочные шоу, распевающие песни на трибунах, и те, кто отстаивает честь своей команды не только на, но и за стадионом. Для многих людей футбол гораздо больше, чем просто игра. Для них - это мировоззрение и образ жизни. Речь идет о футбольных фанатах.

Футбольными фанатами в нашем исследовании мы будем называть футбольных болельщиков, принадлежащих к специфической субкультуре и действующих в соответствии с её нормами и ценностями, выполняющими специфические практики, использующих определённую символику. Термин «фан-движение» будет употребляться для обозначения общероссийского движения, объединяющего в себе всех фанатов, и обозначения объединения людей, поддерживающих какой-либо конкретный футбольный клуб.

Молодежная околоспортивная субкультура довольно бурно развивалась в России и в настоящий момент достигла своего апогея. «Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в России возникло в тот

момент, когда эта субкультура уже существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породил фан-движение в России. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить эту субкультуру. Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения культурной инсценировкой. В пользу этого тезиса можно привести целый ряд аргументов. Во-первых, в России до 70-х годов XX века никогда не существовало какого-либо аналога данной субкультуры. Во-вторых, популяризация данной субкультуры связана, во многом, с деятельностью СМИ. До тех пор, пока субкультура футбольных фанатов не стала объектом интереса электронных СМИ, она развивалась слабо. По мере повышения интереса к ней, ее развитие становилось все более бурным. В-третьих, не случайно, что фан-движение в России зародилось в Москве и Санкт-Петербурге — в тех городах, которые наиболее восприимчивы к западным культурным явлениям и западному образу жизни. В-четвертых, провинция до сих пор слабовосприимчива к этой субкультуре. Фанатское движение в провинции до сих пор существует лишь в зародыше, даже в тех городах, чьи команды удачно выступают в национальном первенстве или в европейских кубковых турнирах. В-пятых, средний возраст участников 15—20 лет, то есть они наиболее восприимчивы к новой культуре и готовы к изменению культурных стереотипов. Число аргументов можно продолжить» (2).

Используя историко-сравнительный метод, возможно спрогнозировать развитие этого явления в нашей стране за счет проведения параллелей с подобным явлением в другой стране, начавшимся в более раннее время. Именно поэтому важно знать историю появления и развития субкультуры футбольных фанатов в России и за рубежом.

Реально о существовании фан-движения в России, как о носителе определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов XX века. Точный год указать сложно. Основателями фанатского движения в СССР стали болельщики «Спартака». Начиная с середины 70-х годов, появилась их атрибутика, болельщики стали собираться вместе на определенном секторе стадиона, скандировать речёвки. Новое социальное образование было локализовало численно и территориально вследствие противодействия, оказываемого ему со стороны социальных институтов советского общества из-за несоответствия этого явления традиционным культурным нормам. Территориально фан-движение сосредоточилось крупных городах, таких как: Москва, Ленинград, Киев, — а численность задействованных участников не превышала нескольких сотен человек.

В 1976 году к ним присоединяются болельщики ЦСКА. Уже в то время начинается противостояние между поклонниками этих двух команд, которое в наше время станет определяющим для российского фанатизма. Самой реалистической причиной их вражды считается чемпионат страны по хоккею 1976—77 годов, когда эти команды сражались за золото. А может, просто потребовалось наличие близкого врага для дальнейшего развития движения, по образу и подобию того, что в тот время происходило в Англии. Бум футбольного фанатизма случился в 1977 году, когда «Спартак», вылетевший в 1-ю лигу, обрел огромное количество болельщиков. 1977-й год стал также годом основания первых фанатских бригад. В целом, в конце 70-х годов наблюдался подъем в лагере спартаковских фанатов и кризис в стане болельщиков ЦСКА. К началу 80-х годов намечается создание фанатских групп у других московских команд.

Новой вехой развития футбольного фанатизма в СССР стал 1981 год. ЦСКА обрел былую популярность, что позволило расшириться фанатскому движению этого клуба, и эффективно противостоять болельщикам «Спартака». На спартаковских фанатов, активно поддерживающих свою команду в других городах, стали обращать внимание не только сотрудники милиции, но и местные болельщики, преж-

де всего в Киеве - втором центре футбола СССР. А весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков «Спартака» под эгидой ЦК ВЛКСМ. Но он действовал всего несколько недель, вскоре последовали санкции, появились разгромные статьи в прессе, посвященные фанатизму, и идея была загублена. Второй клуб болельщиков «Спартака» появился 12 декабря 1987 года. Это начинание было более продуманным, его члены занимались организацией выездов болельщиков, приобретением для них билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона. В это же время в «Спартаке» появился новый президент Романцев, который весьма критически относился к болельщикам. При нем прекратились встречи фанатов с футболистами и руководством. К тому же сама жизнь стала меняться, наступило время рыночных отношений, больно ударивших по финансовому положению клуба. Все это сказалось на том, что клуб болельщиков просуществовал до 1990 года. В 1985-1986 годах в отношениях между фанатами ЦСКА и «Спартака» был практически заключен нейтралитет. В 1986 году спартаковские фанаты, чтобы «держать себя в тонусе», начали конфликт с киевским фан-движением. Это особенно проявилось в 1986 году, во время матча полуфинала Кубка СССР «Спартак» - «Динамо» (Киев). Именно киевское «Динамо» было главным соперником «Спартака» во всех последних чемпионатах СССР.

После распада СССР фан-движение стало расширяться, в связи с рядом причин. Во-первых, смена типа культуры. Общество стало более терпимо относиться к отклонениям от традиционных стереотипов. Во-вторых, российское общество стало открыто для информации. Фан-движение в западных странах развивалось очень бурно, но в Советском союзе почти ничего об этом не знали. Отечественное фан-движение формировалось в информационном вакууме, поскольку фанаты иностранных клубов опасались поездок в СССР. По мере роста демократии, появлялось все больше информации о ситуации в других странах, и появилась возможность контактировать с зарубежными фанатами. Все это способствовало увеличению интереса к новому общественному явлению, и сделало его по-настоящему массовым и популярным. В-третьих, развитию способствовало появление других общественных движений и субкультур, впоследствии включавшихся в фан-движение.

В постсоветский период развитие фан-движения можно разделить на два этапа. Первый продолжался с конца 80-х по 1994-95 год. Идёт адаптация западной субкультуры к российским условиям. Несмотря на то, что по-прежнему фан-движение остается локализованным в Москве и Санкт-Петербурге, оно прибавляет численно (около 5-7 тысяч человек). Самые многочисленные фан-группы были у московских «Спартака», ЦСКА, «Динамо».

Второй этап охватывает отрезок времени с 1995 года до наших дней. В этот период происходит перестроение фан-движения, создаётся множество малых фан-групп. В малочисленных группах значительно теснее коммуникации, поэтому подобные формирования более жизнеспособны, их члены чувствуют себя более защищенными. У фан-движений появляются определенные финансовые ресурсы, одни из них содействуют с руководством клубов, другие формируют систему членских взносов.

Однако большинство фанатов не входят в фан-группы. Субкультура в этот период уже достаточно развита. Фанаты могут держать руку на пульсе происходящих в фан-движении событий, участвовать во всех коллективных практиках и не чувствовать себя обделенными благодаря развитой системе коммуникаций (Интернет, тематические СМИ).

Масштабы общероссийского фан-движения увеличились и территориально, и численно. Фан-движения появились почти во всех городах, имеющих свои футбольные клубы в высшем дивизионе и даже у нескольких клубов, играющих в первом дивизионе. Самые многочисленные региональные фан-группы располагаются в Волгограде, Владикавказе, Самаре, Ярославле. Правда, многочисленными их можно

назвать только в сравнении с другими региональными фан-группами. Численность общероссийского фан-движения по приблизительным оценкам разных специалистов составляет более 70 тысяч человек.

Российский футбольный фанатизм пришел к тому, что было какое-то время назад в Англии. Процесс, начавшийся в свое время в этой стране и перекинувшийся на множество стран Европы, пришел и на российскую почву. Основным признаком возрождения футбольного фанатизма в России стали создаваемые с 1994 года группы фанатов ЦСКА и «Спартака». У фанатов ЦСКА фирма «Red-Blue Warriors» была продолжением старого армейского движения, которое лишь получило звучное название. В случае же с «Flint's Crew», первой новой группировкой спартаковских фанов, образовавшейся на философском факультете МГУ, имело место быть совершенно новое явление, говорящее о возрождении интереса у молодежи к околоспортивному движению. В то время, несмотря на информационный бум, происходящий в России, фанатское движение, по сравнению с европейским, оставалось на примитивной стадии развития. Однако со временем положение вещей стало меняться.

Московский фанатизм окончательно взял курс на Англию, с ее «атлетической» формой поддержки. Сегодня ведущими интересами у подростков стали спорт и мода. И, как мы понимаем, субкультура футбольных фанатов удовлетворяет одновременно оба этих самых актуальных запроса. Как писал культовый английский футбольный писатель Дуги Бримсон: «фанатизм - это мода плюс футбол» (1). Отсюда минимальное количество атрибутики. Нет того фейерверка красок, что мы видим в южных европейских странах, прежде всего в Испании и Италии. Ближе к концу 90-х годов российский фанатизм пришел к этой формуле Бримсона. Фанатская мода под названием «casual» захватила умы футбольных фанатов России. Дело в том, что использование таких лейблов, как Lonsdale, Burberry, Fred Perry, Lacoste, Stone Island, и др., популярных в фанатской среде, в сочетании с джинсами и спортивной обувью - есть ни что иное, как попытка маскировки английских фанатов в Европе под простых обывателей. Многие из представленных брендов - это одежда от очень дорогих производителей, и в нашей стране они не сильно распространены, поэтому данный стиль в России трудно назвать маскировкой. Указанные фирмы были возведены чуть ли не в ранг униформы, тогда как в Англии фанаты, наоборот, старались не выделяться и показать хороший вкус в одежде.

В настоящий момент можно говорить о том, что не существует самостоятельных национальных субкультур футбольных фанатов. Есть лишь некоторая национальная специфика: те или иные варианты сленга, практики, отличные от практик фанатов других стран. Но все это можно списать на различия в темпераменте, культурных традициях разных народов. Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры.

С большой степенью вероятности можно предположить, как дальше будет развиваться футбольный фанатизм в России, делая поправки на специфические особенности страны. Учитывая те масштабы, которые приобретает субкультура футбольных фанатов, очень важно изучать её и возможности её развития.

Примечания

1. Бримсон Д. Бешеная армия: Облик футбольного насилия / Д. Бримсон. - М.: Амфора, 2001.

2. Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов / А. Илле // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. - СПб.: СПБГУ, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.