Научная статья на тему 'Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена'

Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3217
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ / ФАН-ДВИЖЕНИЕ / ОКОЛОФУТБОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ФАНАТСКИЕ ГРУППИРОВКИ / ФИРМЫ / ФУТБОЛЬНЫЕ ХУЛИГАНЫ / УЛЬТРАС / SUBCULTURE / FOOTBALL FANS / THE FAN MOVEMENT / AROUND FOOTBALL LIFE / FAN GROUPINGS / COMPANIES / FOOTBALL HOOLIGANS / ULTRAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ветерков Александр Иванович

В статье исследуется актуальное и проблемное на сегодняшний момент явление существование в нашем обществе одного из направлений современной молодежной субкультуры, каковым являются футбольные фанаты. Рассматривается история российского фанатского движения, современное его состояние и социальная роль в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Football Fans in Modern Russia: the Analysis of the Social and Cultural Phenomenon

In the given article is investigated an urgent and problem phenomenon existence in our society one of the directions of a modem youth subculture that football fans are. Is regarded the history of the Russian fan movement, its modern status and its social role in the life of our society.

Текст научной работы на тему «Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена»

УДК 316.62

А. И. Ветерков

Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена

В статье исследуется актуальное и проблемное на сегодняшний момент явление - существование в нашем обществе одного из направлений современной молодежной субкультуры, каковым являются футбольные фанаты. Рассматривается история российского фанатского движения, современное его состояние и социальная роль в жизни общества.

Ключевые слова: субкультура, футбольные фанаты, фан-движение, околофутбольная жизнь, фанатские группировки, фирмы, футбольные хулиганы, ультрас.

А. I. Veterkov

Football Fans in Modern Russia: the Analysis of the Social and Cultural Phenomenon

In the given article is investigated an urgent and problem phenomenon - existence in our society one of the directions of a modern youth subculture that football fans are. Is regarded the history of the Russian fan movement, its modern status and its social role in the life of our society.

Keywords: subculture, football fans, the fan movement, around football life, fan groupings, companies, football hooligans, ultras.

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд болельщиками сложились еще в 1930-е гг., когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря - в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. В этих формах любительской активности сообщество фанатов автономно от поддерживаемой команды.

Фанатская субкультура пришла в СССР из Западной Европы, ее источником и эталоном выступила Великобритания, где традиция активной поддержки (в самых разнообразных формах) любимого футбольного клуба, собственно, и зародилась. Пионером в России выступила молодежь Москвы и Ленинграда, наиболее восприимчивая к инонациональным заимствованиям. В 1980-е гг. фан-движение развивалось лишь в крупных городах СССР. В 1990-х гг. футбольный фанатизм широко распространился по всем российским регионам, но по массовости и, соответственно, по влиянию с Москвой и Санкт-Петербургом сравниться никто не мог. За четверть века фанатская субкультура России выработала необходимые традиции,

© Ветерков А. И., 2011

ритуалы, сленг и стереотипы поведения, чтобы существовать в последние годы уже как достаточно обособленная подсистема общества, как сформировавшийся социальный организм.

Исследования по молодежной субкультуре, в том числе и по футбольному фанатскому движению в России, активно проводятся в нашей стране, однако в них нет единого подхода к рассматриваемому феномену. Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящена объемная монография С. И. Левиковой [1], опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сике-вич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов» [2, с. 335]. По мнению автора, молодежная субкультура - характеристика именно целого поколения, существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению. Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Си-кевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. До-

бренькова «Социология молодежи»[3, с. 165]. В дальнейшем позиция авторов по этому вопросу не изменилась, о чем говорят более поздние публикации [4].

Особенностью молодежи как социокультурной группы является не только опора на окружающую действительность, общественное мнение и мнение окружения. По мнению российского исследователя О. И. Карпухина, «культурная идентификация у молодежи носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся социуме новые формы» [5].

Вестернизация российского общества привела к формированию особых черт в молодежной субкультуре, базирующихся на западных ценностях, но культивированных на российской почве. Мы можем заключить, что сегодня в большей мере идет потребление культуры в ее массовом воспроизводстве, а основными «продуктами потребления» выступают западные «произведения искусства» [6]. Фанатская субкультура является одним из основных проявлений вестернизации сначала советского, а потом и российского общества.

Обратимся к краткой истории зарождения футбольного фанатского движения в России. Несмотря на гонения со стороны советских властей, в 1979 г. появился первый, хотя и неофициальный клуб болельщиков московского «Спартака» [7]. Однако следует отметить, что в начале первого круга чемпионата СССР по футболу 1978 г. на матче с участием ленинградского «Зенита» и московского «Спартака» присутствовала достаточно внушительная группа поддержки столичной команды, члены которой поразили остальных болельщиков своими красно-белыми одеждами домашнего изготовления, а также обилием флагов ДСО «Спартак». Та же картина открылась взорам болельщиков клубов, противостоявших «Спартаку » в 1977 г., когда эта команда играла в первой лиге союзного чемпионата. Сформированный для того, чтобы помогать своим членам решать проблемы, этот клуб являлся своего рода оплотом и защитой для столичных фанатов. А она была просто необходима, так как во многих крупных и малых городах Советского Союза московские фанаты очень часто становились объектом атак со стороны местной молодежи. Провинциальная милиция в ходе подобных инцидентов продолжала исполнять роль стороннего наблюдателя.

Всплеск фанатской субкультуры в СССР принято датировать периодом поздней перестройки. Демократические перемены в обществе привели к

тому, что футбольные фанаты вышли из полуподпольного положения. Освободившись от давления властей, они получили возможность свободно осуществлять то, что хотели. Для многих это означало возможность перенимать различные футбольные традиции и подражать хулиганской фан-культуре, получившей наибольшее развитие в Англии.

К концу 1994 г. практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако конфликты между ними были нечастыми и скоротечными, не говоря уже о сравнительно небольшом количестве их участников. Но уже весной 1995 г. более 200 человек из числа «Ред-Блю Уорриорз» (ЦСКА) и «Флинтс Крю» («Спартак») приняли участие в драке, произошедшей незадолго до начала матча этих команд. В наши дни, когда милиция заняла крайне жесткую позицию по отношению к фанатам, они, дабы не привлекать к себе лишнего внимания со стороны властей, стали осторожными и скрытными, приняв на вооружение тактику, характерную для Англии. Русские фанаты стали перенимать опыт английских хулиганов и в других областях деятельности. Часть из них оделась в одежду от всемирно известных спортивных брендов "Nike" и "Umbro", другая предпочла более традиционные для хулиганской среды марки "Lacoste", "Fred Perry" и "Ben Sherman", спровоцировав стремительный рост числа футбольных фирм, которые стали чувствовать, что их движение начинает приобретать индивидуальность [8].

Любопытно отметить, что в России стали появляться группы так называемых «карланов». Под руководством взрослых «наставников» эти подростки «воспитывались» для уличных драк и быстро завоевывали себе репутацию бесстрашных бойцов, особенно в стычках с милицией, которую все фанаты без исключения считали злейшим своим врагом.

Не следует считать, что фанатские футбольные группировки крайне аморфны, объединяют индивидов в некую экспрессивную активную толпу, нацеленную на деструктивизм. Футбольные фанаты - это абсолютно разные люди, с различной системой ценностей. Напомним, что состав участников фан-движения остается принципиально другим, нежели в странах Западной Европы. Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возраст которых около 26-40 лет, уже твердо стоящих на ногах. Средний возраст российских фанатов 15-25 лет. К наиболее радикальным членам фан-движения относят «хулиганов», цель которых

Футбольные фанаты современной России: анализ социокультурного феномена

147

- далеко не футбол, а «околофутбольная» жизнь, насыщенная драками с «хулиганами» соперничающих команд (что не мешает им иметь вполне дружеские отношения) и с органами правопорядка. Главная задача футбольных «ультрас» заключается в поддержке своих команд с помощью шумовых и визуальных технологий, однако, как отмечают российские журналисты, «от англичан по большому счету у нас взяли разве что манеру одеваться да драться. А вот петь, как английские фанаты, у нас так и не научились» [9]. Наиболее мирная часть фанатов - так называемые «шарфи-сты», люди, активно поддерживающие свой клуб, но гораздо реже выезжающие на матчи в другие города. В основном это преданные болельщики клуба, не участвующие в массовых драках, в возрасте старше 25 лет и имеющие устойчивый социальный статус. Также выделяют «кузьмичей» (простых любителей футбола), но к фан-культуре эти люди не имеют никакого отношения.

«Хулиганы» и «ультрас» неплохо организованы, представляют реальную силу (во время беспорядков на футбольных матчах хорошо экипированный ОМОН нередко занимает выжидательную позицию и не вмешивается, дабы не допустить эскалации конфликта). Эту силу стараются использовать политики с различных полюсов политического спектра. Даже сформировался миф о том, что существуют политические движения, которые могут манипулировать целыми фанатскими «фирмами» (так называются объединения футбольных фанатов). Такой миф возник в результате того, что в 1990-х гг. и в начале XXI в. к футбольным фанатам примыкали представители другой молодежной субкультуры - скинхеды. Однако исследования показали, что среди фанатов нет какой-либо политической определенности, единства, и даже в серьезных группировках, где жесткая дисциплина, весьма большие разногласия и много самостоятельных лидеров.

Политические силы стремятся выйти на контакт с лидерами движений, пока не очень успешно. Так, на футбольные фанатские группировки постоянно пытались и пытаются до сих пор выйти представители проправительственных сил [10], активно работает среди фанатов Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) - организация, целью которой является «борьба с терроризмом, расизмом, шовинизмом и экстремизмом в молодежной среде» [11], оппозиционные силы [12].

Анализ такого субкультурного феномена в современной России, как «футбольные фанаты», приводит нас к пониманию того, что в российской

социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности.

Образ футбольных фанатов крайне стереоти-пизирован, но чаще всего эта стереотипизация со знаком минус. В обществе существует расхожее мнение, что это некое сборище необразованных и невоспитанных подростков, агрессивных и увлекающихся алкоголем. А между тем это целый мир, не всегда понятный обывателю, но очень интересный тем, кто внутри этого мира живет. Фанаты, как и сам футбол, меняются, развиваются и совершенствуются, в каждой стране по-своему. Выбранный у нас в начале пути английский стиль, подразумевающий отстаивание своих позиций и на стадионе, и за его пределами, лишь задал направление.

Примечания

1. Левикова С. И. Неформальная молодежная субкультура. - М. , 2010.

2. Социология молодежи : учебник / отв. ред. В. Т. Лисовский. - СПб. , 1996. - С. 335.

3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И. , и др. Социология молодежи : учеб. пособие. - Ростов н/Д , 2001.

4. См. , например: Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Библиотека РГИУ, 2005.

5. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Библиотека РГИУ, 2003.

6. Полтараднева Е. В., Куруленко Е. А. Особенности социокультурной идентификации подростков в современном российском обществе // Вестник Самарского ГУ. - 2001. - № 3.

7. Бримсон Д. Фанаты: триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе. - СПб. , 2008.

8. Там же.

9. Покачуев А., Кадочкина С., Торина А. Футбольные болельщики в России: кто они и за что сражаются? // Московский комсомолец. - 2008. - 7 октября.

10. Бурдаков М. Восстание Спартака // Профиль: еженедельный журнал. - 2010. - № 48. - 27 декабря.

11. В ВОБ подчеркнули: болельщики непричастны к беспорядкам на Манежной площади // Спорт-Экспресс. - 2010. - 13 декабря.

12. Буданов Г. Фанаты - это оппозиция власти ОМОНА // Новая газета. - 2006. - 16 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.