Якуба Альберт Владимирович
преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583957)_
Футбольные фанаты как субкультура в России
Субкультуры футбольных фанатов занимают важное место в российской молодежной культуре. Развитие данного направления молодежной субкультуры в России показало теоретическую и практическую значимость социологического анализа поведенческого и мировоззренческого аспекта участников данной субкультуры.
Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, субкультура футбольных фанатов, дезорганизация, массовые беспорядки.
A.V. Yakuba, Teacher of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583957. Football fans as a subculture in Russia
The subculture of football fans occupies an important place in the Russian youth culture. Development of this direction of youth culture in Russia showed the theoretical and practical significance of the sociological analysis of the behavioral and attitudinal aspects of this subculture.
Key words: youth, youth culture, subculture of football fans, disorganization, riots.
Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Можно рассмотреть футбольных фанатов с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры.
Термин «фан-движение» может употребляться в 2 значениях: во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб, а во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.
Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но, тем не менее, оказываются охваченными социальны-
ми сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения [1, с. 23].
И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом служат специфические практики. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной российский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.
Именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура - ключевой момент, основание такого явления, как футбольный фанатизм. Если рассматривать фанатское движение в России, то, прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.
Футбольными фанатами называются те члены субкультуры, которые придерживаются норм и ценностей, специфических практик,
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 4 (26)
184
символики и т.д. и действуют в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение - это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Реально о существовании в России фан-движения, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х гг. XX в. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и пр. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая в силу своей моностилистичности не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов, таких как Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении [2, с. 10].
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.
Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.
Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.
И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 1980-х гг. по 1994-1995 гг. В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов [3, с. 17].
Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным, по сути, лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».
Второй этап начался после 1995 г. и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с проблемами мобилизации ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп. Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, поэтому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, полиции или «дедовщины» собственных «соратников». У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, т.к. многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.
Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, это не составляет для них особой проблемы -они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.
185
Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Существует специальная иерархия выездов - чем дальше, тем почетнее. Кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе, появляются фан-движения. Подобная ситуация обстоит с рядом клубов первого дивизиона. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, т.к. их численность не превышает нескольких сотен человек. Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) - около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) - около 10 тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, «Торпедо», «Локомотив» (Москва) - 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи [4, с. 26].
Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации: ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, т.к. определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, возможно, рано или поздно станет футбольным фанатом. Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в премьер-лигу, победа в чемпионате, успешная игра в ряде матчей и т.д. Наиболее характерный пример такого рода - московский «Локомотив», который на протяжении многих лет называли пятым колесом столичного футбола. В то время считались лидерами такие клубы, как «Спартак», «Динамо», «Торпедо», «ЦСКА», а железнодорожники продолжительное время выступали в первой союзной лиге. Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные
выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов.
Таким образом, на сегодня фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране. Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты. Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитая, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп. Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:
Во-первых, hooligan's. Так называемые hooligan's, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30 (реже 50) человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan's обязаны ежегодно совершать большинство выездов в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним, и участвовать во всех драках. К примеру, если брать во внимание наш регион, то наиболее враждебные отношения у фанатов футбольного клуба «Кубань» с фанатами футбольного клуба «Ростов» или с немногочисленными пока еще фанатами футбольного клуба «Краснодар».
В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan's враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Принадлежащая вражеской фан-группе символика может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который
_186
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 4 (26)
носится обмотанным вокруг щиколотки или запястья.
Если говорить с точки зрения понятия экстремизма, то футбольный фанатизм можно отнести к разновидности экстремизма, т.к. футбольные фанаты применяют крайние силовые методы для достижения поставленных перед собой целей.
Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.
Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду «большого города», или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою «отдельность» от остального города. А на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи», или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В то же время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan's. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной «дани».
Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следует затронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы и как они функционируют.
Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться
человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки.
Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывается количество выездов в другие города, которое должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на «ближние» и «дальние», в таких случаях предписывается минимально обязательное количество «дальних» выездов.
Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль. Чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции, существуют следующие роли: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик рилейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться. Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением. В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д. Таким образом, фан-группа - это достаточно автономное образование внутри фан-движения. Многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу.
Рассматривая фанатское движение, нельзя не упомянуть о фанатской атрибутике. Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х гг. XX в. символика и атрибутика, используемая фанатами, в большинстве была самодельной. В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено «на поток», поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. В связи с этим имеет смысл выстроить некоторые типизации этой разнообразной атрибутики.
В основу первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае, с точки зрения конкретного фаната, символика и атрибутика разделится
187
на 4 большие группы: 1) символика собственной команды; 2) символика дружественных фан-движений; 3) символика враждебных фан-движений; 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями - от дружеской до враждебной. Поэтому с данной типизацией связан ряд правил, определяющих поведение фаната, например его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд.
Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Скажем, если в Петербурге появляется человек с атрибутикой дружественных фан-движений, например фанат «ЦСКА», то у него не будет никаких проблем, а питерские фанаты отнесутся к нему вполне дружелюбно. В то же время ношение спартаковской символики повлечет негативные последствия, как минимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.
Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный момент отношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды. Например, фанаты «Зенита» сначала (года три назад) дружили с фанатами московского «Спартака», а напряженные отношения у них были с фанатами «ЦСКА» (фанаты «ЦСКА» и «Спартака» - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты «воюют» c фанатами «Спартака» и дружат с фанатами «ЦСКА». Также разный «вес» имеет разная атрибутика одной и той же команды. Здесь можно выделить 3 основные группы: 1) атрибутика «боевых организаций» - hooligan's; 2) атрибутика фан-групп; 3) общефанатская атрибутика. Первые две категории отличает то, что их нет в открытой продаже, вся атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная символика , что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатская атрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный «рейтинг». Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпу-
скалась раньше (желательно, чтобы ее выпуск в настоящий момент был прекращен).
В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна, и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако новые нестандартные ходы все же возможны. Кстати, именно благодаря появлению новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зе-нитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков «Зенита», а зенитовские фанаты получили обобщающее прозвище «мешки».
Если же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, определенный набор и последовательность цветов. И те клубы, у которых есть серьезные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского «Торпедо» выдерживается в черно-бело-зеленых тонах, петербургского «Зенита» - в сине-бело-голубых и т.д.
Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики клуба вынуждают фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко и может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того, стабильность клубных цветов - это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, т.к. клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре [5, с. 15].
Не стоит забывать и о фанатском сленге. Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо не только знать сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий. Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в России оказал английский язык, начиная с hooligan's и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако все слова, обозначающие коллективные практики, и все, связанное с ними, русские.
_188
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 4 (26)
Основная цель появления фанатского сленга, с одной стороны, очевидна - выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на «своих» и «чужих». С другой стороны, появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, т.к. это затруднит мобилизацию новых членов.
Говоря «невыгодно», мы не заявляем о том, что фан-движение настолько хорошо управляется. Едва ли кто-то всерьез планирует стратегию развития движения (тем более, что почти во всех фан-движениях процессы протекают примерно одинаково), скорее это происходит интуитивно. Подавляющее большинство фанатов - молодые, те, кто «фанатеют» 1-2 года и не могут похвастаться обилием выездов. Поэтому они, конечно, хотят иметь определенное превосходство над совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, пользуясь сленгом. В то же время они не могут реально развивать сленг дальше, т.к. не обладают достаточным авторитетом. А у авторитетных фанатов и всего движения в целом есть более актуальные проблемы, чем развитие сленга. Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать «языком улиц». Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.
Так что в настоящий момент специальными сленговыми словами обозначены в основном коллективные практики и то, что с ними свя-
зано. Едва ли есть смысл воспроизводить их в этой статье. Имеет смысл только подчеркнуть, что в большинстве случаев не происходит образования новых слов. В существующие в обычном языке слова просто вкладывается новый смысл, который иногда варьируется в зависимости от контекста.
Важным моментом жизни любого фаната, как указывалось выше, считаются выезды. Фанатский выезд в России - это дело не простое. Поездка из Петербурга, скажем, в Нальчик без денег на билеты длится несколько дней. Выезд -это определенный стиль жизни, и для многих это самое интересное, что есть в жизни фаната.
Человек не может считаться фанатом, если он не совершает определенное количество выездов, т.е. поездок вместе с командой в другие города. Существует определенная иерархия выездов. На рейтинг выезда влияет, прежде всего, его географическая удаленность, а кроме того, то, враждебны ли фанаты этого города по отношению к данному фан-движению [6, с. 9].
С 14 января 2014 г. в России вступил в силу закон, регламентирующий поведение болельщиков во время спортивных состязаний.
Уже сейчас одни называют его слишком жестким, другие считают, что иначе с противоправными явлениями бороться невозможно. Насколько в действительности эффективен закон о болельщиках, покажет время.
1. Бримсон Дуги. Фанаты. СПб., 2004.
2. Ионин Л. Свобода в СССР. СПб., 1997.
3. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.
4. Илле А. Футбольный фанатизм в России. СПб., 1999.
5. Щепаньская Т. Б. Символика молодежных субкультур. СПб., 1993.
6. Трибунам дали правила. URL: http://www. rg.ru/2014/01/21/bolelshiki.html
1. Brimson Dugi. Fans. St. Petersburg, 2004.
2. Ionin L. Freedom in the USSR. St. Petersburg, 1997.
3. Ionin L. Sociology of culture. Moscow, 1996.
4. Ille A. Football fanaticism in Russia. St. Petersburg, 1999.
5. Schepanskaya T.B. Symbols of youth subcultures. St. Petersburg, 1993.
6. The rules were given to tribunes. URL: http:// www.rg.ru/2014/01/21/bolelshiki.html
189