Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РФ В СФЕРЕ МОЛОДЁЖНЫХ ФАНАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РФ В СФЕРЕ МОЛОДЁЖНЫХ ФАНАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / РАБОТА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ / СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / ФАНАТ / СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ / ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / NORMATIVE LEGAL ACT / WORK WITH FANS / SPORTS COMPETITION / FAN / MEANS OF SUPPORT / FOOTBALL CLUB / RULES OF CONDUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асанов Вячеслав Басировичэ, Береснева Наталья Ириковна

В статье рассматривается современное состояние нормативно-правовой базы, связанной с регулированием работы с болельщиками со стороны футбольных клубов и футбольных функционеров и даётся сравнение существовавших нормативно-правовых актов по работе с болельщиками и проведения спортивных мероприятий в СССР и современной России. Отмечается основная задача обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных соревнований, а также обращается внимание на значение терминов, встречающихся в современных нормативно-правовых актах и присущих футбольным болельщикам и фанатским объединениями. Выделяются виды санкций за административные правонарушения, касающиеся болельщиков на спортивных мероприятиях, отмечается деятельность Российского футбольного союза по вопросам, касающимся безопасности проведения спортивных мероприятий и работе с болельщиками в российском футболе, а также предложений по усовершенствованию мер безопасности при проведении спортивных мероприятий. Утверждается, на какие правовые акты должен опираться специалист по безопасности работе с болельщиками футбольного клуба и необходимость правового регулирования деятельности молодёжных фанатских объединений и деятельности по работе с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асанов Вячеслав Басировичэ, Береснева Наталья Ириковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РФ В СФЕРЕ МОЛОДЁЖНЫХ ФАНАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РФ В СФЕРЕ МОЛОДЁЖНЫХ ФАНАТСКИХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ_

Асанов Вячеслав Басировичэ

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

студент, г. Пермь Береснева Наталья Ириковна д-р филос.н, доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается современное состояние нормативно-правовой базы, связанной с регулированием работы с болельщиками со стороны футбольных клубов и футбольных функционеров и даётся сравнение существовавших нормативно-правовых актов по работе с болельщиками и проведения спортивных мероприятий в СССР и современной России. Отмечается основная задача обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных соревнований, а также обращается внимание на значение терминов, встречающихся в современных нормативно-правовых актах и присущих футбольным болельщикам и фанатским объединениями. Выделяются виды санкций за административные правонарушения, касающиеся болельщиков на спортивных мероприятиях, отмечается деятельность Российского футбольного союза по вопросам, касающимся безопасности проведения спортивных мероприятий и работе с болельщиками в российском футболе, а также предложений по усовершенствованию мер безопасности при проведении спортивных мероприятий. Утверждается, на какие правовые акты должен опираться специалист по безопасности работе с болельщиками футбольного клуба и необходимость правового регулирования деятельности молодёжных фанатских объединений и деятельности по работе с ними.

ABSTRACT

The article discusses the current state of the regulatory framework related to the regulation of work with fans by football clubs and football functionaries and provides a comparison of the existing regulatory acts on work with fans and sporting events in the USSR and modern Russia. The main task of ensuring public order and public safety during sporting events is noted, as well as the attention is paid to the meaning of terms that are found in modern legal acts and inherent to football fans and fan associations. The types of sanctions for administrative offenses relating to fans at sports events are highlighted, the activities of the Russian Football Union on issues related to the safety of sports events and work with fans in Russian football, as well as proposals to improve security measures during sports events, are noted. It is affirmed what legal acts the safety specialist working with fans of the football club and the need for legal regulation of the activities of youth fan associations and activities to work with them should rely on.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, работа с болельщиками, спортивное соревнование, фанат, средства поддержки, футбольный клуб, правила поведения.

Keywords: normative legal act, work with fans, sports competition, fan, means of support, football club, rules of conduct

Необходимость правового регулирования спортивных отношений и вопросов, связанных с комплексным обеспечением безопасности в период проведения спортивных мероприятий, была вызвана растущей коммерциализацией профессионального спорта, начиная с 80-х годов XX века, еще в период существования СССР. В 1983 году в целях улучшения организации подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий Совет Министров СССР издал постановление «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране». Согласно данному акту Совет Министров СССР постановил обеспечить улучшение воспитательной работы со

зрителями, особенно с молодежью и подростками. Помимо этого Совет Министров СССР постановил утвердить правила поведения посетителей спортивных сооружений при проведении массовых мероприятий. Также Министерству внутренних дел СССР было постановлено улучшить профилактическую работу по недопущению правонарушений зрителей на массовых спортивных мероприятиях1. В исполнении данного Постановления спустя несколько месяцев после его публикации были выпущены профильные приказы Спорткомитета СССР о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей

1 Постановление Совета Министров СССР «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране» от 28 марта 1983 г. N 245. Доступ из справ.-

правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 03.07.2019)

при проведении массовых спортивных мероприятий. В соответствии с частью 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации, нормативно-правовые акты СССР применяются на территории России, если не противоречат Конституции РФ, и если не было выпущено закона, отменяющего действие определенного правового акта СССР2. Так как нет специального акта, отменяющего действие Постановления Совета Министров СССР о порядке проведения спортивных мероприятий, то оно не утратило свою силу. Что касается специальных нормативно-правовых актов о болельщиках или молодёжных фанатских объединений, то таковых не было, так как данная субкультура в СССР только зарождалась.

В современном правовом поле РФ все спортивные болельщики, как обычные, так и фанаты, именуются зрителями. Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» зрители - это физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении такого соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении такого соревнования3. Естественно, у зрителей на спортивных мероприятиях есть свои права и обязанности, которые они обязаны соблюдать и, обращаясь к статье 20 данного ФЗ «Права и обязанности устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации». В настоящем Постановлении используется понятие «объединение зрителей», обозначающее «группу лиц, состоящую из более чем 20 человек, поддерживающих одного из участников официальных спортивных соревнований, аккредитованная организатором официального спортивного соревнования в порядке, определяемом самим организатором»4. Организатором официального спортивного мероприятия является «юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится официальное спортивное соревнование и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и

проведения такого спортивного соревнования». Соответственно, в роли организаторов при проведении футбольных соревнований могут являться: Российский футбольный союз, как организация, единственно признанная

международными футбольными организациями, обеспечивающей контроль над развитием футбола в России, федерации футбола регионов, общественные организации, футбольный клуб, который проводит свой матч и другие. Аналогично, полномочия организатора могут возлагаться на и субъекты РФ. Например, согласно закону Пермской области «О физической культуре и спорте» от 20 июля 1995 года N 288-50 с изменениями 2019 года, Пермский край обладает полномочиями по содействию обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Пермского края5. Также в данных Правилах поведения зрителей даётся определение такому понятию, как сектор активной поддержки, где фанаты собираются вместе во время матча и поддерживает свою команду. Такой сектор по настоящим Правилам интерпретируется, как «обособленный блок зрительских мест, являющийся обязательным на объекте спорта, определяемый собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с организатором официального спортивного соревнования, предназначенный для поддержки зсрителями участников официальных спортивных соревнований, в том числе с использованием средств поддержки, указанных в приложении к настоящим Правилам». Соответственно, используемые средства поддержки являются атрибутами, по которым можно идентифицировать фаната. Данные атрибуты начинали использоваться фанатами ещё при зарождении субкультуры фанатов как таковой в 70-80 годах XX века.

«Средства поддержки - предметы, которые содержат информационные или графические данные, материалы для визуального оформления трибуны, а также духовые приспособления для извлечения звуков, которые используются или могут быть использованы зрителями за исключением некоторых предметов,

предусмотренных в одном из подпунктов настоящих Правил». Все средства поддержки должны быть согласованы с организатором официального спортивного соревнования. Предметы, которые могут быть использованы

2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.07.2019)

3 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3 (последняя редакция). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 14.05.2019)

4 Постановление Правительства РФ «Об

утверждении Правил поведения зрителей при

проведении официальных спортивных соревнований» от 16.12.2013 N 1156 (ред. от 30.01.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 14.05.2019)

5 Закон Пермской области «О физической культуре и спорте» от 20.07.1995 N 288-50 (с изменениями на 4 апреля 2019 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/910003646 (дата обращения 19.05.2019)

фанатским объединением: мегафон, барабан, духовые приспособления для извлечения звуков (дудки и горны), флаг, флаг-полотнище, баннер-транспарант, баннер-полотнище. У каждого из данных требований есть свои разрешенные размеры или требования. Например, только барабан и баннер-транспарант могут использоваться на других секторах стадиона, все же остальные средства поддержки должны использоваться только на секторах активной поддержки, если иное не согласовано с организатором. Также у всех видов флагов и баннеров должен быть перевод на русский язык, заверенный в нотариальном порядке либо организатором официального спортивного соревнования, надписей на иностранных языках и языках народов России. У этих же предметов обязательно наличие сертификата

противопожарной безопасности, исключая из данного перечня флаг. Все требования и правила проноса средств прописаны в III разделе Правил поведения зрителей. Организатор официального спортивного соревнования или лицо, им уполномоченное, обязано письменно уведомить представителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, ответственного за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования, о количестве и местах размещения согласованных средств поддержки в месте проведения официального спортивного соревнования. Соответственно, все средства поддержки фанатского объединения согласует клуб, далее клуб уже уведомляет полицию об этих средствах.

Ограничения и требования к проносу средств поддержки прежде всего связаны с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований. Основной задачей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований является предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в местах проведения соревнований. Это регламентировано Правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 3536. Одним из видов выявление правонарушений на объектах спорта является система видеонаблюдения позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, с возможностью хранения информации не менее

6 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» от

18.04.2014 N 353 (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 14.05.2019)

одного месяца. Стоит отметить, что согласно пункту 9, данная система может применяться «только при проведении соревнований по таким видам спорта, как "баскетбол", "волейбол", "регби", "футбол" и "хоккей", а также по спортивным единоборствам», т.е. исключая единоборства, только по игровым видам спорта. Также помимо организаторов соревнования на матчах с фанатами могут взаимодействовать органы внутренних дел, то есть полиция, и контролеры-распорядители, так называемые стюарды. Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «контролер-распорядитель - физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, имеет удостоверение контролера-распорядителя, выданное в порядке, установленном федеральным органом

исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования». Зачастую, стюардами становятся молодые люди от 18 до 25 лет или люди среднего преклонного возраста от 55 до 65 лет. Профессиональные футбольные клубы активно работают в этом направлении - создают собственные службы стюардов. Это связано с тем, что клубы стараются выполнить одну из стратегических задач, которые установлены Общенациональной стратегией развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Постановлением №8 Конференции РФС от 08 апреля 2017 г.7 Помимо создания собственных служб стюардов, клубы активно работают с движениями болельщиков и внедряют современные системы идентификации.

Повышение качества работы с аудиторией футбольных матчей приносит клубам доход от спонсорства, так как потенциал такого дохода -производная от размера аудитории и качества работы клубов с ней. Естественно, за счёт этого формируется и определённый бренд клуба, а любые правонарушения со стороны активных фанатских объединений бросает тень на имидж команды. Поэтому законодательство достаточно жёстко наказывает за правонарушения на спортивных соревнованиях. Согласно статье 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных

постановление №8 Конференции РФС «Об утверждении Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года» от 08.04.2017 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://rfs.ra/subject/Шocuments?cat_id=15 (дата

обращения 18.05.2019)

спортивных соревнований гражданин может быть наказан административным штрафом, либо обязательными работами с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных

соревнований в дни их проведения, либо без такового. При повторном нарушении размер штрафа, либо срок обязательным работ и срок административного запрета увеличивается. Грубое же нарушение правил поведения зрителей влечёт за собой те же санкции, кроме того, что обязательные работы здесь заменяются на административный арест. Под грубым нарушением понимается осуществление действий, создающих угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц, находящихся в месте проведения официального спортивного соревнования или на прилегающей к нему территории, либо нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, повлекшее за собой приостановление, либо прекращение официального спортивного соревнования. Под

административным запретом на посещение мест проведения официальных спортивных

соревнований в дни их проведения, согласно статье 3.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понимается временный запрет гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований. Данная санкция назначается только судьей.8

Курирует все вопросы, касающиеся безопасности проведения спортивных мероприятий и работе с болельщиками в российском футболе специализированный Комитет по безопасности и работе с болельщиками Российского футбольного союза. Также согласно пункту 26 статьи 5 Устава РФС, для достижения уставных целей и решения задач РФС, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет такую деятельность, как проведение мероприятий по работе с футбольными болельщиками и их объединениями9. Помимо этого, РФС возлагает данную работу и на сами клубы. У каждого клуба есть специалист, который отвечает за работу с болельщиками и есть должностная инструкция таких специалистов. Согласно статье 13 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, инструкция разрабатывается собственниками (пользователями) объектов спорта на основе типовой инструкции, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, согласовывается с территориальными органами безопасности и

территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и утверждается собственниками (пользователями) объектов спорта не реже одного раза в 3 года. В своей деятельности специалист по безопасности и работе с болельщиками должен руководствоваться законодательством РФ, регламентирующим правила и нормы обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий, предупреждению совершения преступлений, правонарушений, террористических актов и т.п., деятельностью общественных объединений, документами, регламентирующими проведение официальных соревнований по футболу.

Можно сделать вывод, что нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере молодёжных фанатских объединений не систематизирована и нет никакого специального нормативно-правового акта, дающего определение фанатам, регулирующего напрямую их деятельность или деятельность по работе с ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 03.07.2019)

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.07.2019)

3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.07.2019)

4. Постановление Совета Министров СССР «О порядке проведения массовых спортивных мероприятий в стране» от 28 марта 1983 г. N 245. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 03.07.2019)

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» от 16.12.2013 N 1156 (ред. от 30.01.2014). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.07.2019)

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» от 18.04.2014 N 353 (последняя редакция). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 02.07.2019)

8«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N

195-ФЗ (ред. от 01.05.2019). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 14.05.2019)

9Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» от 08.02.1992 (с изменениями на 26 мая 2018 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rfs.ra/subject/Шocuments?cat_id=1 (дата

обращения 18.05.2019)

7. Закон Пермской области «О физической культуре и спорте» от 20.07.1995 N 288-50 (с изменениями на 4 апреля 2019 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.rU/document/910003646 (дата обращения 02.07.2019)

8. Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» от 08.02.1992 (с изменениями на 26 мая 2018 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https :/Мз.т^иЬ ect/1/documents?cat_id=1 (дата обращения 02.07.2019)

9. Постановление №8 Конференции РФС «Об утверждении Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года» от 08.04.2017 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https :/Мз.т^иЬ ect/1/documents?cat_id=15 (дата обращения 02.07.2019)

УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Бурлака Сергей Анатольевич

заведующий кафедрой юриспруденции, кандидат юридических наук, доцент Филиал Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в г. Старый Оскол (Филиал АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Старый Оскол) 309500, Белгородская обл., г. Старый Оскол, ул. Ленина, д. 59

8-906-604-48-10 Прасолова Полина Сергеевна старший преподаватель кафедры юриспруденции Филиал Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» в г. Старый Оскол (Филиал АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Старый Оскол)

8-908-785-73-49

THE CRIMINAL PENALTIES NOT CONNECTED WITH THE CONVICT'S ISOLATION FROM THE SOCIETY: CRIMINOLOGICAL ASSESSMENT AND THE MAIN WAYS OF INCREASING

EFFICIENCY

Burlaka Sergey Anatolyevich

Head of the Department of Jurisprudence, the candidate of Jurisprudence, the Assistant Professor The branch of the Autonomous non-commercial educational organization of the higher education

"The Voronezh Economical and Law Institute" in Stary Oskol (Branch of ANEO HE "VELI" in Stary Oskol) 309500, Belgorod Region, Stary Oskol, Lenin St., 59

8-906-604-48-10 Prasolova Polina Sergeevna Lecturer of the Department ofjurisprudence The branch of the Autonomous non-commercial educational organization of the higher education

"The Voronezh Economical and Law Institute" in Stary Oskol (Branch of ANEO HE "VELI" in Stary Oskol)

8-908-785-73-49

АННОТАЦИЯ

В условиях реформирования отечественной уголовной политики уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, призваны стать основным средством государственного реагирования на криминальную экспансию. В связи с этим возникает немало вопросов относительно эффективности этих уголовно-правовых мер, их соответствия криминологическим данным о параметрах и причинах преступности, личности современного преступника и основным методам предупреждения преступности в сложившихся социально-экономических условиях. Научная статья посвящена криминологическому анализу совокупности уголовно-правовых норм об уголовных наказаниях, применяемых в режиме свободы или «полусвободы», проблемам эффективности их применения. SUMMARY

In the conditions of reforming the domestic criminal policy the criminal penalties not connected with the convict's isolation from the society are intended to become the main means of the state response to criminal expansion. In this connection there are many questions concerning the efficiency of these criminal and legal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.