УДК 343.8
В. И. Селиверстов, В. Н. Чорный
ОБ ОТДЕЛЬНОМ И РАЗДЕЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ОТБЫВАНИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В статье рассматривается современное состояние раздельного содержания осужденных к лишению свободы и перспективы его совершенствования. Так, одним из наиболее эффективных путей изменения критериев раздельного содержания осужденных является выделение особой категории — осужденных за экономические и должностные преступления. Приводятся факторы, обуславливающие данное положение, в частности, совместное содержание с лицами, отбывающими наказание за общеуголовные преступления, повышает риски вовлечения осужденных, отбывающих наказание за совершение экономических и должностных преступлений, в более опасную преступную деятельность. Также совместное содержание приводит к созданию условий для преступной деятельности осужденных за общеуголовные преступления в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение экономических и должностных преступлений.
По мнению авторов, практическая реализация раздельного содержания осужденных за экономические и должностные преступления от других лиц, отбывающих лишение свободы, видится в их размещении в отдельных исправительных учреждениях УИС России. К учреждениям для содержания рассматриваемой категории осужденных автор относит специализированные исправительные колонии строгого и общего режима, колонии-поселения. Размещение данных исправительных учреждений будет осуществляться по принципу административно-территориального деления по федеральным округам.
Ввиду того, что существующее законодательство не предусматривает особенностей направления осужденных за экономические и должностные преступления к месту отбывания наказания, предлагаются соответствующие изменения норм действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: раздельное содержание осужденных; лишение свободы; дифференциация осужденных; экономические преступления; должностные преступления.
© Селиверстов В. И., Чорный В. Н., 2021 © Seliverstov V. I., ^ту V. К, 2021
V. I. Seliverstov, V. N. Chorny
ON THE SEPARATE AND SEPARATE MAINTENANCE OF CONVICTED PERSONS WHILE SERVING A PRISON SENTENCE FOR ECONOMIC AND OFFICIAL CRIMES
The article examines the current state of the separation of prisoners sentenced to imprisonment and the prospects for its improvement. Thus, one of the most effective ways to change the criteria for the separation of convicts is to single out a special category — those convicted of economic and malfeasance. The factors that determine this provision are given, in particular, joint detention with persons serving sentences for ordinary crimes, increases the risks of involving convicts serving sentences for committing economic and official crimes in more dangerous criminal activities. Also, joint detention leads to the creation of conditions for the criminal activity of those convicted of ordinary crimes against persons serving sentences for committing economic and official crimes.
According to the author, the practical implementation of the separation of those convicted for economic and official crimes from other persons serving imprisonment is seen in their placement in separate correctional institutions of the Russian Penitentiary System. The author refers to institutions for the maintenance of the considered category of convicts specialized correctional colonies of strict and general regime, colony-settlements. The placement of these correctional institutions will be carried out according to the principle of administrative-territorial division by federal districts.
In view of the fact that the existing legislation does not provide for the specifics of sending convicts for economic and official crimes to the place of serving their sentences, the author proposes appropriate amendments to the norms of the current criminal executive legislation.
Keywords: separation of convicts; imprisonment; differentiation of convicts; economic crimes; malfeasance
Современная статистика деятельности уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) Российской Федерации свидетельствует о концентрации в местах лишения свободы наиболее опасных категорий преступников, в том числе лиц, отбывающих наказание за совершение террористических актов, сбыта наркотиков, преступлений против жизни и здоровья, что повышает риски вовлечения в более опасную преступную деятельность осужденных, отбывающих наказание за совершение экономических в сфере предпринимательства и должностных преступлений.
Существующее уголовное законодательство предусматривает дифференциацию назначения вида исправительного учреждения в зависимости от пола, возраста осужденных, тяжести совершенного преступления, рецидива, формы вины. Законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний дополняет данную дифференциацию, принимая во внимание ряд социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков (состояние здоровья, инвалидность, совершение преступления во время отбывания наказания, иное поведения осужденных). Со-
ответственно дифференцируются условия содержания осужденных.
Помимо этого, в интересах обеспечения безопасности нормами УИК РФ допускается направление в отдельные исправительные колонии осужденных из числа бывших работников судов и правоохранительных органов. При этом условия отбывания наказания указанных лиц не отличаются от условий отбывания наказания осужденными в других исправительных колониях.
Вместе с тем, в современных условиях развития рыночной экономики в России и присущей ей, причем не только России, коррупции государственных структур становится актуальной задача выделения отдельной группы осужденных, а именно — осужденных за совершение экономических в сфере предпринимательства (далее — осужденные за экономические преступления) и должностных преступлений. Потребность выделения рассматриваемой категории осужденных обуславливается рядом факторов.
1) В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (далее — Концеп-ция-2030) в качестве одного из направлений совершенствования и развития УИС определен учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных. Рассматриваемая категория осужденных отличается социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристикам. В частности, они имеют более высокий образовательный уровень в сфере общего и профессионального образования; для них характерно обладание опытом профессиональной деятельности в сфере экономики и управления; у них в большей степени сохраняются профессиональные связи по прежнему роду деятельности. Кроме того, у них, как пра-
вило, крепкие социально полезные связи с семьей и близкими родственниками. Они в своем большинстве обладают не только психологическими амбициями, но и интеллектуальными и креативными способностями, навыками и умениями, ранее способствовавшими им приобрести крупные материальные блага и (или) занять определенные высоты в государственной структуре общества. Вместе с тем указанные качества личности не гарантировали им надлежащую оценку рисков, существующих в их сферах деятельности, что в числе других факторов (например, элементарной жадности) может быть объяснено динамично меняющимися условиями политической, социальной и экономической действительности. Следует также учитывать, что осужденные из рассматриваемой категории отличаются стабильным позитивным поведением во время отбывания наказания и желанием постоянной профессиональной трудовой деятельности.
2) Совместное содержание указанных групп осужденных может привести и уже приводит к полному и тесному соединению (сращиванию) экономической и должностной преступности с общеуголовной преступностью, что в условиях изоляции от общества ведет к расширенному прирастанию преступности на новом более опасном уровне. Это явление в перспективе может повлечь необратимую криминализацию отечественного бизнеса, что опасно наступлением отрицательных последствий во всех сферах жизни общества.
3) Недифференцированное и совместное содержание указанных категорий осужденных в колониях опасно нарушениями прав человека, поскольку именно осужденные за экономические и должностные преступления, как свидетельствуют научные исследования, становится жертвами дальнейшей преступной деятельности осужденных за общеуголовные преступления. Данное поло-
жение необходимо исправлять, учитывая то, что в Концепции-2030 в качестве первоочередной поставлена цель обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в том числе и путем создания безопасных условий отбывания наказания.
4) Смешанное содержание осужденных указанных категорий тормозит экономическое развитие самой УИС. В настоящее время все больше появляется показателей, свидетельствующих о желании криминала подчинить деятельность исправительных учреждений. Нередко действия различного рода «смотрящих», «авторитетов» и прочих лидеров криминалитета тормозят экономическое развитие производственной деятельности УИС, затрудняя обеспечение желающих работать осужденных работой, тем самым оставляя осужденных и их семьи без средств к существованию. Между тем, недостатки в совершенствовании производственной деятельности для обеспечения необходимого уровня занятости осужденных указаны в Кон-цепции-2030 как один из вызовов, стоящих перед УИС, а развитие производства в УИС в условиях рыночных отношений согласно этому же концептуальному документу представляет собою важную задачу и стратегическое направление уголовно-исполнительной деятельности на ближайшие десять лет.
5) И последний аргумент, но не менее важный. Совершение экономического преступления, совершенное в условиях резко меняющейся экономической политики государства, всевозможных внутренних ограничений и немотивированных внешних санкций зарубежных государств, не должно умалять желания и исключать возможности осужденных применить свои профессиональные знания для экономической модернизации экономики страны и производственного потенциала УИС. В условиях совместного содержания экономических и должностных преступников с другими кате-
гориями осужденных это сделать затруднительно.
Практическая реализация обособления данной категории осужденных от других лиц, отбывающих лишение свободы, видится в раздельном содержании осужденных за экономические и должностные преступления в отдельных исправительных учреждениях УИС. Отсутствие воздействия уголовно-криминального элемента позволит наладить эффективный карательно-воспитательный процесс, частью которого будет производительный и творческий труд осужденных за экономические и должностные преступления. В отдельных исправительных учреждениях также возможно обеспечить личную безопасность осужденных и безопасность имеющегося у них бизнеса, что не может быть в полной степени достигнуто при «смешанной форме» отбывания лишения свободы [1, с. 34-36].
Переходя к рассмотрению вида исправительного учреждения для рассматриваемой категории осужденных, отметим, что для отбывания лишения свободы за экономические и должностные преступления, в зависимости от тяжести совершенного преступления, осужденные должны направляться в соответствии с общими основаниями, установленными ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации, в исправительные колонии общего или строгого режима, а также в колонии-поселения. Тем самым будет обеспечено единство карательного содержания уголовного наказания в виде лишения свободы, что продиктовано принципом равенства граждан перед законом независимо от должностного и имущественного положения.
Осужденные за экономические и должностные преступления должны направляться в специализированные исправительные колонии строгого и общего режима, колонии-поселения.
Соответственно, колонии-поселения будут предназначаться:
- для осужденных за экономические и должностные преступления, совершенные по неосторожности;
- для осужденных за экономические и должностные умышленные преступления небольшой и средней тяжести, если ранее не отбывали лишение свободы.
Кроме того, в этих же колониях могут содержатся положительно характеризующиеся осужденные, переведенные по определению суда на основании ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) из исправительной колонии общего (строгого) режимов, предназначенной для содержания осужденных за экономические и должностные преступления.
В исправительных колониях общего режима будут содержаться осужденные за экономические и должностные преступления:
- мужчины, впервые совершившие тяжкие преступления;
- женщины, впервые совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (при соблюдении требования раздельного содержания с мужчинами).
По мотивированному решению суда в исправительную колонию могут направляться осужденные за экономические и должностные преступления, впервые совершившие умышленные преступления небольшой и (или) средней тяжести и преступления по неосторожности.
В исправительных колониях строгого режима будут отбывать наказание мужчины, совершившие особо тяжкие экономические и должностные преступления впервые.
Отбывание лишения свободы в отдельных исправительных колониях осужденных за экономические и должностные преступления не нарушает международных обязательств по соблюдению международных стандартов обращения с осужденными. Оно находится
в полном соответствии с общими конституционными принципами, включая принцип равенства граждан перед законом, а также отраслевыми принципами уголовно-исполнительного права, предусматривающими дифференциацию исполнения уголовного наказания.
При создании исправительных колоний для отбывания наказания осужденными за экономические и должностные преступления необходимо формировать небольшие по лимиту наполнения исправительные колонии: не более чем на 400 осужденных колонии строгого или общего режима и на 200 человек колонии поселения. Вследствие малого числа осужденных к лишению свободы за экономические и должностные преступления возможно в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 74 УИК РФ) создание своеобразных гибридных, муль-тирежимных или многофункциональных исправительных комплексов, к примеру, исправительная колония строгого режима с изолированным участком колонии общего режима и при ней — исправительная колония-поселение. Именно на это направлено положение Концепции-2030 о создании учреждений УИС объединенного типа, предусматривающее кроме перечисленного выше функционирование в составе такого учреждения следственного изолятора.
Возможны две формы таких учреждений: 1) единое юридическое лицо (колония общего или строгого режима с соответствующим изолированным
участком и колония-поселение), включая общее руководство; 2) два самостоятельных исправительных учреждения, но расположенные рядом с друг другом, по примеру исправительно-трудовых отделений, существовавших ранее в системе ГУЛИТУ, когда при исправительных колониях общего или строгого режима обязательно создавалась колония-поселение. В основе такого объединения
лежали производственные вопросы лесозаготовок. Этот опыт возможно применить и сегодня.
Анализ назначения лишения свободы свидетельствует, что в последнее время ежегодно в исправительные учреждения направляется чуть больше 2000 осужденных, совершивших преступления рассматриваемых групп. Учитывая усиление государственной политики борьбы с коррупцией, можно прогнозировать стабильное увеличение осужденных за должностные преступления и, соответственно, необходимость наличия исправительных колоний для отбывания наказания осужденными за экономические и должностные преступления с общим лимитом наполнения не менее чем на 5000-7000 человек. Т. е. необходимо будет создать не менее пяти исправительных колоний общего и строгого режимов и 10-12 колоний-поселений.
Размещение данных исправительных учреждений будет осуществляться по принципу административно-
территориального деления по федеральным округам. Однако определение округов для размещения исправительных колоний для отбывания наказания осужденными за экономические и должностные преступления будет выборочным с учетом различных факторов: уровень экономической и должностной преступности, наличие условий для создания производства, развития рыночных механизмов и др.
Однако при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в кото-
ром имеются условия для их размещения (ч. 2 ст. 73 УИК РФ). На основании вышесказанного в специальные исправительные колонии для отбывания наказания за экономические и должностные преступления осужденные должны направляться по их письменному согласию, которое хранится в личном деле. Перед получением согласия осужденного о направлении в данные исправительные колонии ему разъясняются порядок исполнения и условия отбывания в них лишения свободы, осужденный уведомляется, что, возможно, ему придется отбывать лишение свободы в исправительной колонии за пределами субъекта Российской Федерации, в котором он проживал до совершения преступления. Также необходимо обращать внимание осужденного на положительные моменты, связанные с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии, специально предназначенной для осужденных, совершивших экономические и должностные преступления. В частности: а) менее криминогенная среда по сравнению с исправительными колониями в целом, отсутствие или значительно меньшее наличие «воровской» субкультуры; б) возможность использовать при организации труда профессиональные навыки осужденного, его образовательный уровень; в) специально подготовленный для работы в колониях такого типа персонал; г) более комфортные условия отбывания наказания за дополнительную плату на основании ч. 7 ст. 99 УИК РФ.
Порядок направления осужденных к месту отбывания лишения свободы устанавливается ведомственными нормативными актами. Осужденные, направленные для отбывания лишения свободы в колонию-поселение, следуют к месту расположения колонии самостоятельно на основании выданного предписания. Осужденные, которым назначено отбывание лишении свободы в колонии общего или строгого режима, до-
ставляются в учреждение под конвоем в соответствии с правилами конвоирования осужденных.
Поскольку ст. 73 УИК РФ не предусматривает особенностей направления осужденных за экономические и должностные преступления к месту отбывания наказания, которые, как правило, будут расположены вне места их осуждения или постоянного жительства, то необходимы соответствующие изменения норм действующего уголовно-исполнительного законодательства. Представляется, что эти нормы могли бы быть изложены в ст. 73 УИК РФ в следующей редакции:
«1.1. Осужденные за совершение преступлений, предусмотренных статьями 169-2042, 285-293 УК РФ, ранее не отбывавшие лишение свободы, с их письменного согласия могут быть направлены для отбывания наказания по месту нахождения исправительных учреждений, специально предназначенных для отбывания лишения свободы осужденными за совершение экономических и должностных преступлений» [2, с. 53-57].
Таким образом, раздельное содержание осужденных за экономические и должностные преступления в отдельных исправительных учреждениях позволит повысить эффективность исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Оказываемое на данную категорию осужденных карательное воздействие будет отделено от воздействия общеуголовной среды осужденных, представляющего опасность для психики, а нередко и здоровья осужденных, и зачастую сводящего на нет усилия по достижению целей уголовного наказ а-ния.
Раздельное содержание осужденных за экономические и должностные преступления в отдельных исправительных учреждениях УИС России откроет новые возможности по защите прав и законных интересов осужденных, использованию их частно-предпринимательских креативных способностей и активизации бизнеса как в исправительных учреждениях, при реализации трудовой деятельности, так и за их пределами.
Литература
1. Селиверстов, В. И. Отбывание лишения свободы осужденными за совершение экономических и должностных преступлений с учетом использования их интеллектуального и креативного потенциала: новый научный проект // Уголовно-исполнительное право. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 34-38.
2. Чорный, В. Н. Особенности отбывания наказания осужденными за экономические и должностные преступления в отдельных исправительных учреждениях // Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и (или) должностные преступления: итоги теоретического исследования / под науч. ред. В. И. Селиверстова. — Москва : ИД «Юриспруденция», 2019. — 464 с.
References
1. Seliverstov V. I. tbyvanie lisheniya svobody osuzhdennymi za sovershenie ekonomich-eskih i dolzhnostnyh prestuplenij s uchetom ispol'zovaniya ih intellektual'nogo i krea-tivnogo potenciala: novyj nauchnyj proekt [Serving prison sentences by convicted persons for committing economic and official crimes, taking into account the use of their intellectual and creative potential: a new scientific project]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo[PenalLaw], 2017, vol. 12, no. 1, p. 34-38.
2. Chorny V. N. Osobennosti otbyvaniya nakazaniya osuzhdennymi za ekonomicheskie i dolzhnostnye prestupleniya v otdel'nyh ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Features of serv-
ing sentences by convicted persons for economic and official crimes in certain correctional institutions]. In: Otbyvanie lisheniya svobody osuzhdennymi za ekonomicheskie i (ili) dolzh-nostnye prestupleniya: itogi teoreticheskogo issledovaniya [Serving of imprisonment by convicted persons for economic and (or) official crimes: the results of a theoretical study]. Under the scientific editorship of V. I. Seliverstov. Moscow, Jurisprudence Publishing House, 2019. 464 p.
Сведения об авторах
Вячеслав Иванович Селиверстов: Юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Российская Федерация), профессор кафедры уголовного права и криминологии, научный руководитель НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю. М. Ткачевского; Институт международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета (г. Москва, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Чорный Василий Николаевич: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук, профессор. E-mail: [email protected]
information about the authors
Vyacheslav I. Seliverstov: Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), professor of the Chair of Criminal Law and Criminology, scientific director of the REC "Problems of criminal enforcement law" named after Yu. M. Tkachev-sky; Institute of International Law and Justice of the Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia), professor of the Chair of Criminal Law, doctor of law, professor, honored scientist of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Vasily N. Chorny: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), professor of the Chair of Penal Enforcement Law, candidate of law, professor. E-mail: [email protected]