Научная статья на тему 'Об особых условиях формирования современного образовательного пространства'

Об особых условиях формирования современного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова С. В.

Несколько предлагаемых тезисов предваряют номер журнала, посвященный непрерывному образованию. В настоящее время является актуальным обращение к особенностям формирования образовательного пространства в условиях, характеризующихся, в основном, как эпоха постмодерна и постиндустриальное общество. Первичный анализ, сопоставляющий три позиции «место, время, условия», позволяет сделать некоторые выводы о состоянии современного образовательного пространства, о позитивных и негативных факторах влияния на него и путях преодоления противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особых условиях формирования современного образовательного пространства»

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ОБ ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Несколько предлагаемых тезисов предваряют номер журнала, посвященный непрерывному образованию. В настоящее время является актуальным обращение к особенностям формирования образовательного пространства в условиях, характеризующихся, в основном, как эпоха постмодерна и постиндустриальное общество. Первичный анализ, сопоставляющий три позиции «место, время, условия», позволяет сделать некоторые выводы о состоянии современного образовательного пространства, о позитивных и негативных факторах влияния на него и путях преодоления противоречий.

Особенности формирования современного образовательного пространства могут быть рассмотрены в контексте взаимодействия трех составляющих: пространства,

времени и условий. Вначале необходимо определиться с основным концептуальным аппаратом. Знаменитое декартовское высказывание: «Давайте договоримся о понятиях, и мы избавим мир от половины заблуждений» - в современности еще более актуально, чем во времена Декарта.

Понятие «образовательное пространство» может рассматриваться: а) как место, заполненное совокупностью разнообразных объек-

С.В. Иванова

Ключевые слова:

образовательное

пространство,

постиндустриальное

общество,

проектирование

образовательного

пространства.

5

Слово главного редактора I

тов, создающих и наполняющих это пространство; б) как место и предмет специфической субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии на пространство субъектов, которые связаны с ним тем или иным образом [3, 5].

Понятие современности тоже включает в себя множество характеристик, куда вместе с идеями постиндустриального общества [1], общества эпохи постмодерна, включены такие характеристики, как гибкость, подвижность, динамизм, способность развиваться поступательно, извлекать уроки из прошлого опыта и преодолевать неизбежно возникающие конфликты и противоречия [6].

Важно отметить, что современное общество предъявляет более высокие требования к квалификации и образованию кадров; ведет к росту числа людей, занятых в интеллектуальных сферах, к изменению интересов людей в сторону творческого развития и, следовательно, к изменению самой структуры общества, росту образовательных потребностей, повышению требований к качеству и уровню образования. Понимание этого особенно важно для системы образования, наполненной проблемами субъектности. Субъект выступает в качестве неэлиминируемого элемента образовательного пространства. Через субъектность, проявляющуюся в деятельности, формируется образовательное пространство и создаются те или иные социально-экономические условия его существования и дальнейшего развития. Важнейшие характеристики эпохи проявляются в уровне социального и экономического развития общества. На социальные условия жизнедеятельности общества прямое влияние оказывают политика государства, внутренняя и внешняя окружающая среда, геополитическая ситуация, и, конечно же, экономические условия. Важнейший показатель уровня развития современного общества связан с уровнем и качеством образования. Как на этот посыл времени и условий реагирует образовательное пространство?

О благотворном взаимовлиянии развитой экономики, благоприятных социальных условий и образовательного пространства можно говорить много, но это не является неизученной сферой. Думается, что самое время комплексно взглянуть на риски и негативные тенденции, когда обозначенные три аспекта - пространство, время и условия - слабо поддерживают друг друга.

Если образовательное пространство субъектами выстраивается вне социокультурного кода, на рыночных основаниях, как предоставляющее услуги (что собственно и является одной из характеристик постиндустриальной эпохи), то тогда возникает специфическая мотивация субъектов и

6

I Слово главного редактора

потребительское отношение к объектам образовательного пространства и субъектной деятельности внутри него. Такой подход вряд ли помогает успешно реализовать требование к качеству и уровню образования. В этом кроется глубокое противоречие современной постиндустриальной эпохи, несущее разрушительные тенденции: задается условие, которое достигается средствами, доступными времени и месту, но не подходящими для достижения позитивного результата. Социокультурное измерение образовательного пространства, по мнению Г.В. Сориной и В.С. Меськова, состоит в его рассмотрении как пространства «когнитивного, создающего условия для циклов последовательных развивающих трансформаций, мотивирующего на приобретение знаний, компетенций и творческое развитие. В этом случае образовательное пространство формирует пространство социума как знаниевое, поликультурное, способное создавать субъекта когнитивной деятельности, творческого человека культуры. Такое пространство формирует когнитивное общество, которое способно сохранять и преумножать культуру, порождающую новых когнитивных субъектов» [6].

Такая исходная установка определяет особое отношение к подходам к образовательному пространству на государственном уровне, в законодательстве Российской Федерации. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во второй статье, где дается тезаурус, содержащий 34 определения основных понятий Закона, понятия «образовательное пространство» нет. Тем не менее, в Законе этот термин употребляется в статьях 3 и 11. Так, в статье 3 четвертым значится принцип «единства образовательного пространства», а среди четырех пунктов в статье 11, пункте 1 записано, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают «единство образовательного пространства Российской Федерации». Не случайно этот пункт стоит первым. В сравнении со вторым и третьим - преемственностью основных образовательных программ, вариативностью содержания - задача обеспечения единства образовательного пространства выглядит геополитически и идеологически глобально, что усиливается и тем, что это названо принципом, требующим обеспечения. По отношению к первой задаче сохранения единства образовательного пространства пункт 4, касающийся обеспечения «государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения», является в некоторой мере уточняющим [7].

Понятно, что если пространство выстраивается без учета времени (эпо-

7

Слово главного редактора I

хи) и условий (состояния) объектов и субъектов, его наполняющих, то ожидать его успешного формирования не приходится. Однако подчас именно это наблюдается в практике принятия решений по формированию образовательного пространства, тем более - по соблюдению принципа единства образовательного пространства. Несколько примеров.

Состояние экономики, социально-экономических параметров жизни в регионах различно, этим определяется разное состояние объектов образовательного пространства и, следовательно, разные возможности взаимодействия и разная степень удовлетворенности субъектов этими объектами [2].

Что кроется за словом «единство» применительно к образовательному пространству, как это единство обеспечивается? Предполагается, что во всех образовательных организациях страны реализуются федеральные стандарты соответствующего уровня, а оценка результатов обучения осуществляется в соответствии с федеральными требованиями. Грандиозная, но пока сложно разрешимая задача. Так, в Законе в том же пункте 4 статьи 3 рядом с принципом единства образовательного пространства предусмотрены защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Известно, что демографические и экономические условия настолько значительно изменяют состав класса, группы, что при реализации стандарта на практике возникают трудности.

При формировании образовательного пространства нельзя не учитывать геополитические условия. В частности, 36 регионов нашей страны граничат с 18-ю зарубежными странами. Влияние целого ряда соседних стран на приграничные области и края России велико. И это следует учитывать при формировании единого образовательного пространства.

Политику в области формирования образовательного пространства и реализации целей образования каждое государство выстраивает, исходя из собственных геополитических и экономических интересов, зависимости от других стран и военно-политических блоков, с учетом своей национальной, исторической, религиозной и иной специфики, особенностей системы управления и идеологии [2]. И при этом важно учитывать, что в современном мире образовательное пространство должно быть поликультурным, социально-ориентированным, открытым для формирования международной образовательной среды, и все чаще - наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Узкое представление об образовательном пространстве, вне связи с эпохой, с социально-экономическими условиями его формирования, ведет к

8

I Слово главного редактора

тому, что при принятии решений методологически и практически не учитываются основные существенные противоречия условий, эпохи и пространства - топоса, времени и условий. Это ведет к трудностям при создании точных механизмов выработки решений и их реализации.

Выделение благоприятных факторов и факторов риска делают актуальным вопрос проектирования образовательного пространства [4]. И здесь важно учитывать потенциал проектного подхода в образовании. С учетом идей о социокультурном измерении образовательного пространства проектирование образовательного пространства важно рассматривать, прежде всего, в его деятельностном, содержательном аспекте.

Проектирование образовательного пространства в целом позволит минимизировать риски, определить точки фрустрации в обществе, устранить неопределенности в целях и реализации замыслов.

Для нашей многонациональной, многоконфессиональной, огромной по территории страны, обладающей мощными геоэкономическими ресурсами и сильными социокультурными традициями в области государственности и сохранения суверенитета, на современном этапе мировой геополитики проектирование образовательного пространства особенно актуально [4].

При осуществлении проектной деятельности, формирующей образовательное пространство, важно учесть характеристики постиндустриального, современного общества и социально-экономические условия в нашей стране, геополитическую ситуацию в мире. Однако надо понимать и то, что гуманитарная составляющая (человеческий фактор, вопросы идеологии, идентичности, религиозные, нравственные аспекты, правосознание) способна изменять в ту или иную сторону планируемые результаты. Эти аспекты при проектировании образовательного пространства как когнитивного (по определению, с неэлеминируемым субъектом и множественностью объектов) должны быть учтены самым тщательным образом.

Литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.

2. Иванов О.Б. Глобальные риски и экономические тенденции в современном мире // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. №1. С. 18-33.

3. Иванова С.В. О понятии «образовательное пространство» и целях образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №6. С.147-158.

9

Слово главного редактора I

4. Иванова С.В. Образовательное пространство как объект проектирования // Материалы международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в мировом образовательном пространстве». - ч. I. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. С.384-393

5. Новиков А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 137.

6. Сорина Г.В., Меськов В.С. Социокультурное измерение образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2013. №5 (27). С. 83-99.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Российская газета». 31 декабря 2012 г., федеральный выпуск 5976.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.