ТЕМА НОМЕРА
УДК 37.013.73
Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий
В статье автор объясняет различия терминов «образовательное пространство» и «образовательная среда», видя в этом необходимость, потому что в значительном большинстве научных и методических публикаций имеет место путаница при употреблении этих терминов. Известно, что неточность в понятиях и определениях, исходные ошибочные представления ведут к неверной постановке задач и сбивают с правильного пути в поиске решений. В связи с необходимостью реализации законодательного принципа единства образовательного пространства, формирования современной образовательной среды такое терминологическое уточнение видится актуальным.
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда.
С.В. Иванова
Данная статья служит цели определить различия в понятиях «образовательное пространство» и «образовательная среда», ставших широко употребительными в педагогической науке и образовательной практике. При этом здесь исключается обращение к понятиям «пространство» и «среда» в дальней историко-философской ретроспективе. Это важный и интересный предмет, но его подробное исследование не входит в задачу этой статьи.
Рассмотрение того, как понимаются эти термины в публикуемых материалах, показывает поражающее многообразие возникающих толкований. Это неудивительно, если посмотреть исторически на исходные понятия «пространство» и «среда», однако в научных и практических целях целесообразно внести ясность в толкование тех понятий, которые в настоящее время определяют многое в системе образования и включаются не только в научные и методические размышления, но и в нормативные акты.
Толкования понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» до настоящего времени практически не включены в педагогические энциклопедии, профессиональные словари, нормативные акты и монографии, посвященные терминологии в педагогике.
© Иванова С.В., 2015
23
Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий
В частности, это понятие отсутствует в «Тезаурусе ЮНЕСКО — МБП по образованию» 1983 года, во «Всемирном докладе по мониторингу ОДВ — 2011» ЮНЕСКО, не учтено В.М. Полонским в «Рубрикаторе “Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы”», в Педагогической энциклопедии и т.п.
Первое употребление понятия «образовательное пространство» в отечественной научной литературе зафиксировано в 1993 году в статье И.Д. Фру-мина и Б.Д. Эльконина «Образовательное пространство как пространство развития (“школа взросления”)» [14]. В 1998 году С.К. Бондырева охарактеризовала «единое образовательное пространство как особое социокультурное явление, решающим фактором структурирования которого может выступить взаимодействие индивидуализирующихся в своих позициях субъектов». Она полагала, что «сложноорганизованное, иерархизированное, многоплановое взаимодействие субъектов образования» даст возможность создать «общие социокультурные структуры и единое образовательное пространство» [3]. Б.Л. Вульфсон в 2005 году описывает «новое понятие» — «мировое образовательное пространство, которое обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в планетарном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации разных сфер общественных жизни» [4]. А.М. Новиков объясняет образовательное пространство в постиндустриальном обществе через объектность и субъектность как «совокупность всех субъектов и объектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них, либо влияющих на них» [10]. И.Г. Шендрик называет пространством «системную совокупность реальных взаимодействий человека с действительностью, данную субъекту через восприятие и действие», а также он считает пространство «освоенной человеком средой (природной, культурной, социальной, информационной)», при этом уточняя, что для возникновения пространства «необходима специально организованная специфически человеческая деятельность» [15].
Частотность использования данного понятия расширяется. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 дается тезаурус, в котором среди 34 определений основных понятий Закона нет понятия «образовательное пространство». Однако в Законе вводится этот термин в ст. 3 и 11. В п. 4 ст. 3 значится принцип «единства образовательного пространства», а п. 1 ст. 11 гласит, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают «единство образовательного пространства Российской Федерации» [13].
Логично к толкованию пространства подходить с философской позиции: «Пространство — 1) форма созерцания, восприятия представления вещей, основной фактор высшего, эмпирического опыта; 2) способ сущест-
24
Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий
вования объективного мира, неразрывно связанный со временем» [9]. Если обратиться к топологии и оценить пространство через метрические системы, то очевидно, что объект (образовательное учреждение, образовательная система, государство и т.д.) и субъект (который с позиций неклассической методологии не элиминируем из образовательного пространства [11]) в зависимости от своих рамок (размеров) могут задавать рамки (размеры) своего топоса (места), под коим имеется в виду пространство. Таким образом задаются два вектора определения образовательного пространства [6].
Образовательное пространство — это объектный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство.
Семантическое богатство термина «образовательное пространство» вынуждает внимательнее к нему отнестись, особенно в части выявления соответствия целям образования относительно личности, общества, государства.
Важно предостеречь от интерпретации терминов «образовательное пространство» и «образовательная среда» как тождественных или даже синонимичных [6].
Что такое образовательная среда?
Словари трактуют понятие в едином ключе. Возьмем одно из определений: «Среда — совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества. Социально-бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановкой» [12]. Вероятно, первым об образовательной среде как о создании условий заговорил Д. Дьюи еще в начале XX века. Эта мысль в той или иной интерпретации прослеживается во многих его работах. Можно вспомнить, что по большому счету вопросами образовательной среды, которую можно изменять в ходе деятельности, занимались (в той или иной мере) В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. [1]. А.М. Новиков утверждал, что «образовательная среда — система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5]. Вслед за Новиковым И.М. Елкина определяет среду как «некий комплекс условий для осуществления или протекания определенного процесса» [7]. Таких более-менее схожих определений мы найдем множество [2; 5; 8].
Хотелось бы расширить эти представления. Образовательная среда — окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности. Образовательная среда обладает качественными характеристиками, собственными средовыми факторами и имеет многоуровневую
25
Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий
структуру с вертикальными взаимосвязями между уровнями. Образовательная среда является частью мегасистемы социальной среды.
Качественные характеристики образовательной среды связываются с результатом ее влияния на субъектов образовательного процесса, качество образовательной среды напрямую связано с оценкой качества образования. При этом среда является порождением целенаправленных усилий субъектов, в ней же осуществляющих свою деятельность, при влиянии разных факторов. Эта дихотомичность порождает сложности при определении и оценке эффективности сформированной образовательной среды.
К основным характеристикам образовательной среды следует отнести:
— деятельностьность (совместная деятельность субъектов среды);
— субъектность (наличие субъектов — участников образовательного процесса);
— ситуативность (возникновение различных ситуаций под влиянием различных факторов);
— оценочность (возможность качественной оценки среды);
— формирующее влияние на субъектов среды;
— проективность (способность к созданию новой среды или воспроизведению основных черт имеющейся среды при необходимости тиражирования опыта);
— изменчивость, неопределенность (способность к постоянному изменению);
— связанность с временем и пространством.
Эти характеристики суть характеристики ризомности — характерологического свойства современного образования, рассмотренного с позиций неклассической методологии.
Структура образовательной среды имеет несколько уровней. Определим две классификации уровней.
Первая классификация связана с педагогической компаративистикой, в ней выделяются следующие уровни:
— глобальный (мировая образовательная среда, включая глобальные информационные сети и др.);
— региональный (образовательная среда крупных регионов мира — по классификации ЮНЕСКО);
— национальный (образовательная среда страны, согласно международной терминологии);
— территориальный или муниципальный (внутри страны, к примеру, земли в Германии, края и области (а также и районы) в России и т.д.);
— локальный (учреждение, семья).
Вторая классификация может использоваться для применения внутри страны, здесь выделяются уровни:
— общегосударственный, федеральный;
— региональный (регион как часть Федерации);
26
Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий
— муниципальный;
— учрежденческий;
— индивидуальный.
При этом уровень не является определяющим при оценке влияния образовательной среды на субъектов. Так, локальная/индивидуальная среда может оказать большее влияние на субъекта в сравнении с влиянием, допустим, глобальной среды.
Средовые факторы методологически целесообразно рассматривать во взаимосвязи с классификацией уровней. К факторам, взаимосвязанным с образовательной средой, нужно отнести:
— внешние факторы (общественно-политические, геополитические, медийные, природно-климатические, социокультурные, социально-экономические);
— внутренние факторы (профессиональное мастерство педагогов, следование определенным педагогическим подходам, теориям и концепциям, качество принятия педагогических и управленческих решений, система взаимодействия всех участников образовательного процесса и т.п.).
Введение понятия «образовательная среда» способствует развитию инновационных процессов в системе образования, уточняет специфику современных дидактических подходов. Если использовать при введении инновационных направлений, подходов методологические основания, связанные с проработкой вопросов организации образовательной среды, с учетом качественных характеристик, уровней, факторов, а также мотивов и потребностей субъектов, то проектирование современной образовательной среды будем эффективным.
Образовательная среда является дидактическим концептом, позволяющим строить дидактические основания нового образовательного процесса с учетом многообразия современного пространства, новой роли педагога в процессе обучения и его места как созидателя образовательной среды-ситуации, задач формирования современной личности.
Образовательная среда оказывает влияние и на обучающихся, на формирование их личности и учебные достижения, и на педагогов — посредством приобретения определенного образовательного опыта, создаваемого в конкретной среде.
Понятие «образовательная среда» позволяет по-новому взглянуть на возможности осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и делает возможным создание эффективных условий для гуманистической модели образовательной среды.
Применение понятия «образовательная среда» уточняет задачи образования как части социума; легитимирует специальный учет влияния многообразных внешних факторов на образовательную среду.
Образовательная среда, выступая как нарративный, коммуникативный феномен, проясняет суть и значение современного образования, подчер-
27
Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий
кивает необходимость проектирования образовательного пространства как мира будущего.
Литература
1. Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского. М., 2014. [Электронный ресурс] URL: http://vygotsky.academic.ru/152.
2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2006.
3. Бондырева С.К. Социокультурные основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов. М., 1998.
4. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
5. Иванов О.Б. Глобальные риски и экономические тенденции в современном мире // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 1. С. 18—33.
6. Иванова С.В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятия, практика применения, сложности и риски // Ценности и смыслы. 2014. № 5 (33). С. 4—17.
7. Клименко И.Л., Елкина И.М. Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 1. С. 94—103.
8. Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности. [Электронный ресурс] URL: http://znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html.
9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., ис-пр. и доп. М.: Мысль, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru.
10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 137.
11. Сорина Г.В., Меськов В.С. Социокультурное изменение образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2013. № 5 (27). С. 83—99.
12. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание: М., 2000. С. 462.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Российская газета». 31 декабря 2012 г., федеральный выпуск 5976.
14. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 3.
15. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПКиПРО, 2003. С. 3—59, 149—154.