Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМООЦЕНКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМООЦЕНКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION / PRIMARY SCHOOL AGE / INDIVIDUAL APPROACH / HIGH SELF-ESTEEM / VISUAL SENSATIONS / COGNITIVE PROCESSES / PSYCHOPHYSICAL DISORDERS / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

В статье представлены результаты исследования особенностей самооценки слабовидящих детей. Полученные результаты позволяют говорить о некоторых различиях самооценки слабовидящих детей и детей с нормальным зрением. Проблема самооценки у слабовидящих детей младшего школьного возраста считается весьма актуальной в современной психологии, и с каждым годом интерес к ней значительно возрастает. Негативное влияние слепоты и слабовидения на процесс развития личности человека связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется даже в тех случаях, когда, по-видимому, нарушения зрения не должны вредить развитию ребенка. Со временем количество получаемой информации уменьшается, качество ее меняется. Значительное уменьшение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. Самооценка слабовидящих детей считается одним из способов определения успешности их адаптации в обществе, в связи с этим современная психология рассматривает проблему исследования особенностей формирования самооценки у слабовидящих младших школьников как одну из наиболее значимых. Результаты могут быть использованы в практике работы со слабовидящими детьми в процессе их адаптации к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF SELF-ASSESSMENT OF VISUALLY IMPAIRED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article presents the results of a study of the features of self-assessment of visually impaired children. The results obtained allow us to talk about some differences in the self-esteem of visually impaired children and children with normal vision. The problem of self-esteem in visually impaired children of primary school age is considered to be very relevant in modern psychology, and with each year interest in it increases significantly. The negative impact of blindness and visual impairment on the development of a person’s personality is associated with the appearance of deviations in all cognitive processes and is manifested even in cases where, apparently, visual impairments should not harm the development of the child. Over time, the amount of information received decreases, its quality changes. A significant reduction or complete absence of visual sensations, perceptions and ideas limits the possibilities of forming shapes of imagination and memory. Self-assessment of visually impaired children is considered as one of the ways to determine the success of their adaptation in society, in this regard, modern psychology considers the problem of studying the formation of self-esteem in visually impaired primary school students as one of the most significant. The results can be used in the practice of working with visually impaired children in the process of their adaptation to school

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМООЦЕНКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

психологические науки

Платонова Зинаида Николаевна ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМООЦЕНКИ ...

УДК 159.9.

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0084

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМООЦЕНКИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020

SPIN: 5750-8270 Author ID 531079 ORCID: 0000-0003-4935-4507 Scopus ID: 57211873873

Платонова Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии и социальных наук Северо-Восточный Федеральный университет (677000, Россия, Якутск, ул.Белинского 58, е-mail: zplatonova@mail.ru) Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей самооценки слабовидящих детей. Полученные результаты позволяют говорить о некоторых различиях самооценки слабовидящих детей и детей с нормальным зрением. Проблема самооценки у слабовидящих детей младшего школьного возраста считается весьма актуальной в современной психологии, и с каждым годом интерес к ней значительно возрастает. Негативное влияние слепоты и слабовидения на процесс развития личности человека связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется даже в тех случаях, когда, по-видимому, нарушения зрения не должны вредить развитию ребенка. Со временем количество получаемой информации уменьшается, качество ее меняется. Значительное уменьшение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. Самооценка слабовидящих детей считается одним из способов определения успешности их адаптации в обществе, в связи с этим современная психология рассматривает проблему исследования особенностей формирования самооценки у слабовидящих младших школьников как одну из наиболее значимых. Результаты могут быть использованы в практике работы со слабовидящими детьми в процессе их адаптации к школе.

Ключевые слова: адаптация, младший школьный возраст, индивидуальный подход, завышенная самооценка, зрительные ощущения, познавательные процессы, психофизические нарушения, слабовидящие дети, развитие личности.

THE FEATURES OF SELF-ASSESSMENT OF VISUALLY IMPAIRED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

© 2020

Platonova Zinaida Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of psychology and social sciences Northeastern Federal University (677000, Russia, Yakutsk, Belinsky St. 58, е-mail: zplatonova@mail.ru) Abstract. The article presents the results of a study of the features of self-assessment of visually impaired children. The results obtained allow us to talk about some differences in the self-esteem of visually impaired children and children with normal vision. The problem of self-esteem in visually impaired children of primary school age is considered to be very relevant in modern psychology, and with each year interest in it increases significantly. The negative impact of blindness and visual impairment on the development of a person's personality is associated with the appearance of deviations in all cognitive processes and is manifested even in cases where, apparently, visual impairments should not harm the development of the child. Over time, the amount of information received decreases, its quality changes. A significant reduction or complete absence of visual sensations, perceptions and ideas limits the possibilities of forming shapes of imagination and memory. Self-assessment of visually impaired children is considered as one of the ways to determine the success of their adaptation in society, in this regard, modern psychology considers the problem of studying the formation of self-esteem in visually impaired primary school students as one of the most significant. The results can be used in the practice of working with visually impaired children in the process of their adaptation to school

Keywords: adaptation, primary school age, individual approach, high self-esteem, visual sensations, cognitive processes, psychophysical disorders, visually impaired children, personality development.

ВВЕДЕНИЕ

Доля слепых и слабовидящих людей неукоснительно повышается из десятилетия в десятилетие: по современным источникам слепых уже около 42 миллионов, слабовидящих больше 11 миллионов. Нужно отметить, что у четверти их потеря зрения произошла по причине детской травмы. Тифлопедагоги считают, что слепота и слабовидение -это психофизические нарушения, из-за которых люди плохо видят или слепнут полностью, что, как следствие, скажется позже на процессе формирования и развития личности, в частности, на самооценке пострадавших.

Актуальность проблемы самооценки у слабовидящих детей младшего школьного возраста очевидна в современной психологии, и с годами интерес к ней не теряется. Безусловно, что дети с нарушениями зрения все свое внимание направляют на свой недостаток - зрительный дефект, что и определяет их особенности психики. Для дальнейшего формирования их самосознания и психического развития в целом эта направленность становится особенно значимой. На наш взгляд, проблема исследо-

вания и формирования адекватной самооценки через принятие своего зрительного недостатка младшими школьниками, являющимися слепыми или имеющими зрительный недостаток, является актуальной [1].

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследованием самооценки занимались в свое время Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Леонтьев, М.И. Лисина С.Р. И.С. Кон, Пантелеев, Н.И. Сарджвеладхе, В.В. Столин и др. Позже эту проблему освещали К. Абульханова-Славская, Д. Эльконин, Б. Ломов, В. Мильман, Ф. Шоев С. Хорош и др. Зарубежные авторы также уделяли внимание изучению самооценки: М. Розенберг, Э. Келлер, Т. Руппонен ,К. Бурклен и многие

др [2].

Итак, проблема самооценки приобретает остроту, когда мы касаемся детей с ОВЗ- детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Успешность их социализации напрямую связана с особенностями самооценки таких детей, потому важность изучения особенностей ее формирования и коррекции значительно возрастает. Исследователи выявили своеобразность самоо-

Platonova Zinaida Nikolaevna

THE FEATURES OF SELF-ASSESSMENT ..

psychological science

ценки детей с ОВЗ, вызванных нарушениями в развитии их личности, наличием негативного влияния различных социальных факторов и тем, что она часто зависит от мнения окружающих людей. Самооценка детей с ОВЗ часто бывает нерасчлененная, неустойчивая, противоречивая, упрощенная [3].

Речь идет о неадекватности самооценки многих детей с ОВЗ. Возможно, здесь играет роль специфика данного возраста: дети только начинают учебу в школе, для них учеба является ведущей деятельностью в развитии. Часто школа становится причиной психологической травмы ребенка с ОВЗ из-за того, что расходятся школьные требования и потенциал или ресурс учащегося с ОВЗ. Далее и без того нестабильная психика ребенка развивает неуверенность в себе, как результат-изменит-ся самооценка.

Тем не менее в литературе по тифлопсихологии находим не так много исследований экспериментального характера об эмоциональной слепых и слабовидящих людей. Чаще всего они описываются как результат наблюдения или самонаблюдения. Неоспоримым является процесс сужения познавательных интересов и потребностей человека, если у него имеется зрительный дефект. И если список эмоций и чувств у зрячих и у слепых и слабовидящих людей практически одинаковый, по уровню развития они могут значительно отличаться друг от друга. Особенно остро проблема развития эмоций и чувств проявляется у детей.

Необходимо отметить, что у большей части детей с ограниченными возможностями здоровья есть проблема самооценки, которая проявляется в осознании себя, своих личностных качеств, межличностных отношений и их причин. Различные исследователи определили примерно у 30% первоклассников проблемы с адаптацией в школе, в отношениях одноклассниками, с учёбой, а также проблемы с разными заболеваниями, носящими психосоматический характер. Как следствие были выявлены неадекватно завышенная или заниженная самооценка [4-15].

Для того чтобы определить успешность адаптации в обществе слабовидящих детей, необходимо изучать особенности формирования у них самооценки как одну из наиболее важных проблем. При исследовании самооценки были обнаружены все ее уровни: адекватно устойчивая, завышенная и заниженная. Такой разброс данных указывает на ее неустойчивость и изменчивость в младшем школьном возрасте, что требует внешнего контроля и адекватного оценивания учебной деятельности детей

[5].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы сравнили в своем исследовании самооценку у 2 групп детей: детей с дефектом зрения и детей младшего школьного возраста с нормальным зрением:30 слабовидящих детей и 30 детей со здоровым зрением, всего 60 человек.

Наше предположение заключалось в том, что уровень самооценки детей с ОВЗ может быть ниже чем у здоровых детей.

Отличие слабовидящих людей (острота зрения начинается от 0,05 до 0,2) от слепых заключается в том, что несмотря ни на что они именно через зрительный канал воспринимают поступающую извне информацию. Детей с таким дефектом зрения обучают в специализированных школах 3-го и 4-го видов, они умеют самостоятельно читать и писать.

Исследователями было отмечено негативное влияние слепоты и слабовидения на процесс развития личности человека: познавательные процессы развивались у них медленнее, чем у детей с нормальным зрением. Ученые связывают данный факт с уменьшением количества и ухудшением качества поступающей информации. У детей с ОВЗ «страдают» процессы воображения и памяти.

Поступление в школу детей со слепотой или слабо-видением - значимый период в их жизни. Важность его

заключается в выявлении появляющихся трудностей у ребенка, в своевременной помощи в адаптации к школьной учебе, в предотвращении формирования вторичных отклонений и п.

Отсутствие самокритики, неадекватная оценка своих способностей -вот далеко неполный перечень подобных отклонений слабовидящих младших школьников.Из-за упрощенности эмоциональных переживаний дети с ОВЗ считают, что все люди к ним относятся и должны относиться только положительно.

Они не умеют оценивать собственную работу адекватно, чаще всего их оценка часто бывает завышенной. По мнению исследователей, слабовидящие школьники плохо регулируют учебную деятельность, испытывают разные трудности в решении задачи, при этом понимая ее; у них не хватает разных вариантов ее решения, отсутствует контроль полученных результатов.

Из-за возрастных особенностей младших школьников выбранный набор психодиагностических методик оказался довольно простым для выполнения: методики «Лесенка», «Какой я?» и «Опросник по самооценке».

По методике «Лесенка» детям предлагалось нарисовать себя на одной из 10 ступенек лестницы. По рисункам детей более высокий уровень оказался у слабовидящих детям по сравнению с детьми с нормальным развитием. Низкой самооценки не оказалось ни у одного слабовидящего школьника. У большинства детей с нормальным развитием диагностируется адекватная самооценка. По критерию Манна — Уитни по уровню самооценки были обнаружены различия. В нашем случае значение меньше 0,05 показывает, что существуют различия по уровню самооценки между 2 группами (детьми с нормальным развитием и слабовидящими)

Цель методики «Какой Я?» состояла также в выявлении характера самооценки 6-9 летнего ребенка, которому предлагалось оценить самого себя по 10 положительным качествам личности. Эти качества были прописаны в соответствующих колонках протокола, после заполнения они баллируются. Так за ответ т «да» выставляется 1 балл, за ответ «нет» ребенок получает 0 баллов. Если он выбирает ответ «не знаю», то такой ответ оценивается в 0,5 балла. По общей сумме баллов определяется уровень развития самооценки.

У 13 (43,5%) слабовидящих детей и 15 (50%) младших школьников с нормальным развитием был обнаружен средний уровень самооценки. У 12 (40%) слабовидящих детей и 14 (46,5%) школьников с нормальным развитием была выявлена высокая самооценка. Очень высокую самооценку имеют 5 (16,5%) слабовидящих детей и 1 (3,5%) ребенок с нормальным развитием. Интересным оказался факт, что ни у одного ребёнка из 2-х групп не была выявлена низкая самооценка. Эмпирическое значение и не находится в зоне значимости.

Третья методика «Опросник по самооценке» также выявляла уровень самооценки. Ребёнку предлагалось ответить «да» (+) или «нет» (-) на 10 вопросов. Подсчитывались только положительные ответы («да»). Заниженная самооценка была выявлена только у 3-х (10%) младших школьников с нормальным развитием и не выявлена совсем ни у одного слабовидящего ребёнка; у 9-и (30%) слабовидящих детей младшего школьного возраста и у 12 (40%) детей с нормальным зрением оказалась адекватная самооценка; с завышенной самооценкой - 21 (70%) слабовидящих детей и 15 (50%) детей с нормальным развитием.

По полученным данным можно отметить, что по этой методике разница между шкалами «адекватная самооценка» и «завышенная самооценка» стала намного заметнее. Завышенная самооценка больше характерна слабовидящим детям, чем школьникам с нормальным развитием, и так же как и в предыдущих результатах, ни у одного слабовидящего ребёнка не диагностируется заниженная самооценка.

Преобладающее количество младших школьников

368

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

психологические науки

Платонова Зинаида Николаевна ОБ ОСОБЕННОСТЯХ САМООЦЕНКИ ...

пот третьей методике имеют неадекватно завышенную самооценку. Общеизвестно, что завышенная самооценка не позволяет адекватно оценивать себя и свои поступки, увидеть свои недостатки. Построенный самообраз противоречит мнению и оценке о них ровесников и взрослых. Как следствие у ребенка могут возникнуть асоциальные реакции, затрудниться общение с другими людьми. Непараметрический критерий и Манна-Уитни показал, что эмпирическое значение и (таблица 3) не находится в зоне значимости.

Таким образом, результаты всех проведенных исследований, особенно у слабовидящих детей, показали неадекватно завышенную самооценку.

Чаще всего дети с неадекватной самооценкой необъективно завышают свой интеллектуальный потенциал, имеющиеся навыки и умения, они не любят и не принимают критику, которая вызывает у них иногда проявления агрессивности. По мнению исследователей, такие дети придерживаются мнения, что они во всем и всегда правы. Недостаточно развитое самосознание у младших школьников с ОВЗ может быть следствием излишней опеки родителей, испытывающих подсознательно чувство вины перед собственными детьми из-за их дефекта в зрении. Их желание защитить своих детей от проблем в учебе, общении может развить у детей закрытость, личностную тревожность, неуважение к мнению родителей и других взрослых и т.д. Завышенная или заниженная самооценка не позволяют им объективно оценивать себя, собственную деятельность любого плана. Речь может идти также о неких формах психологической защиты: проекции, уходе в себя и т. д. Кроме того нужно учитывать особенности возраста и слабовидение (относится к слабовидящим младшим школьникам).

Можно сделать вывод о том, что завышенная самооценка присуща преобладающей массе детей с дефектами зрения и детей с нормальным зрением. А заниженная самооценка больше характерна для младших школьников с нормальным развитием, чем для слабовидящих детей. У слабовидящих она не была выявлена. На наш взгляд, такое явление связано с обучением слабовидящих детей в особых условиях -школах интернатах, где к каждому их них применяется индивидуальный они в обучении и воспитании.

ВЫВОДЫ

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

Выявлена высокая самооценка у обеих выборок детей(слабовидящих и с нормальным зрением).

Заниженная самооценка не обнаружена у детей с ОВЗ, также таких оценок мало у детей без дефекта зрения.

Гипотеза о различиях самооценки в исследуемых нами выборках детей не подтвердилась: уровень самооценки слабовидящих оказался не ниже чем у детей с нормальным развитием.

Мы считаем, что несмотря на наличие большого количества исследований, проблема исследования самооценки у слабовидящих детей младшего школьного возраста остается достаточно актуальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова Н.С. Психологическое влияние зрительного недостатка на особенности формирования самооценки у младших школьников с нарушениями зрения. Современные научные исследования и ин-новации.2016. №11(67). с.949-953.

2. Платонова З.Н., Борисова И.П. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, серия: Педагогика, психология, философия.2018. №4(12).с.84-90.

3. Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья// Современная педагогика. — 2012. — № 1. — 158 с.

4. Горина Е.А. Особенности формирования самооценки у школьников с нарушениями зрения в сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития, материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной), 2016. с.229-233.

5. Яшкова А.Н., Голубева Е.В. Особенности самооценки младших школьников. Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2019. № 1. с. 236-240.

6. Андриенко О.А. Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 71-73.

7. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

8. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.

9. Логинова Е.В. Формирование реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1 (80). С. 18-32.

10. Ханина М.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 28-31.

11. Алферова Ж.И. Особенности самооценки младших школьников из неблагополучных семей. Студенческий. 2018. №23-3(43). с.6-8.

12. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте [текст] / В.Э. Пахальян. -Саратов: Вузовское образование, 2015.

13. Стеркина Р.Б. Самооценка как показатель психического развития ребенка. В сб.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе/Тезисы всесоюзного симпозиума. Тула. М.: НИИ ОПП НИИ ОП АПН, 2016, 390 с

14. Щербинина Н.А. Самооценка детей младшего школьного возраста / Н.А. Щербинина, Н.В. Васинская // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы V Междунар. науч.—практ. конф. (Чебоксары, 9 сент. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 135-137.

15. Юдина В.А., Бушуева Ю. Психологические особенности и коррекция самооценки у младших школьников с дцп: в сборнике:Психология образования:проблемы и перспективы развития. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный университет; Составитель и редактор С.В.Истомина. 2017.С.305-311.

Статья поступила в редакцию 22.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.