УДК 325.1:159.922.4 (571.54)
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТН МИГРАНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
© Кондрашова Наталия Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории
социальной работы Бурятского государственного университета.
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу менталитета мигрантов Республики Бурятия, что является чрезвычайно актуальным в современных условиях. Автор характеризует ментальность как важнейшее следствие адаптации различных групп региона, как поиск новых подходов к передаче социального опыта, как один из путей системного познания территориальной общности. Взаимодействие местного населения с мигрантами способствует возникновению некого синтеза в культурном укладе обеих сторон и, соответственно, особого менталитета среди жителей республики. Немаловажным является исследование проблем, связанных со стратегиями и последствиями межкультурного взаимодействия. Анализ различных источников, в частности результатов социологических исследований, позволил определить некоторые особенности ментальности мигрантов республики, что представляется весьма актуальным для российского полиэтнического государства, поскольку важность стабильности межэтнических отношений становится все более очевидной в связи с социально-экономическими процессами последних десятилетий.
Ключевые слова: глобальные проблемы, интеграция, национальный характер, межкультурное взаимодействие, социальные процессы, социальная структура.
ON THE PECULIARITIES OF MENTALITY MANIFESTATION AMONG MIGRANTS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Kondrashova Natalia V., PhD in Sociology, Associate Professor, department of the theory of social work,
Buryat State University.
24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.
The article is devoted to the analysis of mentality of migrants of the Republic of Buryatia that is extremely actual in modern conditions. The author characterizes the mentality as the most important consequence of adaptation of various groups of the region, as a search of new approaches of transfer of social experience, as one of the ways of system knowledge of territorial community. The interaction of local population and migrants promotes the arising of some synthesis in cultural mode of life in both sides, and respectively, a special mentality among inhabitants of the republic. The research of the problems concerning strategies and consequences of cross-cultural interaction is quite important. The analysis of various sources, in particular, the results of sociological researches have allowed to define some features of mentality of migrants of the republic that is rather urgent for the Russian multiethnic state as stability of the interethnic relations becomes more obvious in account of social and economic processes of the last decades.
Keywords: global problems, integration, national character, cross-cultural interaction, social processes, social structure.
В России как полиэтническом государстве актуальность сохранения стабильности межэтнических отношений становится все более очевидной в связи с социально-экономическими процессами последних десятилетий. К таким процессам относятся: распад СССР, террористические акты, угрозы экстремизма, ксенофобия, бытовой шовинизм и др. Указанные процессы имеют прямое или косвенное отношение и к притоку мигрантов, зачастую неконтролируемому. Проблема духовного взаимодействия, взаимообогащения и постепенной интеграции (конвергенции) все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социумов относится к числу глобальных проблем современной и, тем более будущей цивилизации.
Одним из ключевых понятий в данном исследовании выступает «регион», который в научной литературе трактуется по-разному. Его универсального определения не существует. Регионы играю важную роль в геополитических процессах той или иной страны, они влияют на отношения, складывающиеся между социальными группами, и с развитием глобализации это воздействие становится все более значимым.
Традиционно стратегии межкультурного взаимодействия рассматриваются в рамках психологии аккультурации, а модели стратегий предлагаются разными учеными. В связи с активными миграционными процессами в поликультурных обществах, данное направление вызывает повышенный интерес отечественных и зарубежных исследователей. Поэтому немаловажным является исследование проблем, связанных со стратегиями и последствиями межкультурного взаимодействия [5].
Так, например, К. Уорд отмечает, что хотя процесс взаимодействия мигрантов с принимающим населением касается многих областей жизни, возможно, самые фундаментальные перемены связаны с культурной и, соответственно, этнической идентичностью. Для нас представляется немаловажным изучение моделей К. Уорда, где рассматриваются три основные модели описания и интерпретации изменений культурной идентичности: 1) ассимиляция; 2) бикультурный подход; 3) аккультурация [2].
Стадии аккультурации, согласно С. Бокнер, включают в себя следующие основные стратегии: 1) интеграция - сохранение прибывшей группой своей культурной идентичности при одновременном принятии элементов культурной идентичности доминирующей группы; 2) ассимиляция - группа и ее члены утрачивают свою собственную культуру, которую стараются удержать, при этом поддерживают тесные контакты с другой культурой и фактически перенимают ее; 3) сегрегация - стремление к раздельному развитию групп; 4) геноцид - стремление к намеренному уничтожению группы [8].
Несмотря на многолетние процессы ассимиляции, смешения этносов, растворения переселенцев в общей массе населения и агрессивное воздействие массовой культуры, нивелирующей национальные различия, в Республике Бурятия сохраняются свои особенности, традиции и ценности, а населению присущ определенный уровень духовности.
Ментальность мигрантов интересна тем, что ее исследование служит прологом в изучении поведения людей. Региональная ментальность нередко выглядит как некая производная от этнической. Тем не менее, у этих форм ментальности - региональной и этнической - совершенно разные основания, разные механизмы развития, их совпадение друг с другом - частный случай. В отличие от этнической, региональная ментальность проявляется прежде всего на уровне «целого», как совокупности разнородных индивидов, но не отдельных индивидов как таковых, чья региональная ментальность может относиться к скрытой информации, которую приходится извлекать из сознания путем опросов, исследований средств массовой информации, анализа исторических источников и т.д.
Важнейшими составляющими понятия «ментальность», как нам показал анализ различных источников, являются следующие взаимосвязанные категории: мировоззрение, ценностные ориентации, предпочтения, переживания, поведенческие стереотипы, поведение, уклад жизни, язык и т.д. Однако исследование ментальности чрезвычайно затруднено тем, что данный феномен сложно исследовать с помощью традиционных способов научного анализа, понятие «ментальность» непросто концептуализировать. Ментальность, столь же обязательна, сколько и неотчетлива, поскольку представляет собой неявное множество, не поддающееся строгому определению и не подвластное стандартным методам измерения.
Народы России многие столетия развивались в условиях поликультурализма, в стране сложился ряд региональных общностей. Республика Бурятия характеризуется традиционно благополучными межнациональными отношениями. Основой для прочной консолидации является, прежде всего, наличие общего исторического прошлого народов.
К факторам, формирующим менталитет, относятся: во-первых, естественно-географические условия проживания в данной общности (климат, территория, ландшафт); во-вторых, контакты, соседство с другими народами, заимствование языка, верований, нравственности и других особенностей. Соответственно, сходные принципы функционирования народов и их культур обусловлены такими объективными факторами, как: удаленность от центра страны, расположение на примерно равном удалении от западных и восточных ее границ, континентальность, соседство с государствами Центральной Азии, народами Севера, относительная близость к Дальнему Востоку, Китаю, Монголии.
Итак, вырабатываясь исторически, менталитет образует ту духовно-поведенческую специфичность, которая делает представителей одного региона не похожими на представителей других регионов, в силу этого он становится важным фактором самоидентификации того или иного региона.
Численность населения Республики Бурятия на 1 января 2014 г. составляла 973 860 чел. В целом, республика является многонациональным субъектом - здесь проживает свыше 100 национальностей. Республика Бурятия - самобытный регион, имеющий свои традиции, свое культурное наследие, и в то же время один из типичных в своих проявлениях.
Для того чтобы приблизится к вопросу о характеристике ментальности мигрантов Республики Бурятия, нам необходимо определиться с национальным составом. Так, по официальной статистике, республика приняла за последние десять лет свыше 100 тыс. мигрантов, эта цифра свидетельствует об определенном фильтре, а также о временной и постоянной миграции. Причины миграции разные, что, в свою очередь, определяет ее добровольный или вынужденный характер. Население представлено коренными и укоренившимися этническими группами: русскими, бурятами, белорусами, украинцами, татарами, башкирами, чувашами, немцами, литовцами, поляками, евреями, корейцами, эвенками и другими малочисленными национальностями. А также более молодыми, так называемыми новыми диаспорами, этническими общинами, куда входят: азербайджанцы, армяне, китайцы, корейцы, таджики, афганцы, молдаване, казахи, киргизы, узбеки, дагестанцы, чеченцы и др.
С 1990 по 2013 гг., согласно данным официальной статистики, международная миграция Республики Бурятия выглядела следующим образом: прибыло из стран СНГ - 26 509 чел., из других зарубежных стран - 8 362 чел.
Рис. 1. Прибывшие из стран СНГ и других зарубежных стран в период с 1990 по 2013 гг.
В 2014 г. миграционные потоки отмечаются более интенсивными передвижениями, чем в предыдущем году. Общий объем миграционных передвижений составил 82 416 случаев и по сравнению с 2013 г. увеличился на 4,8% [7]. В 2014 г. из общего числа мигрантов в возрасте 14 лет и старше трудовую деятельность осуществляли 38,4% мигрантов, до переселения не работали 53%, в том числе учились 37,1% мигрантов. Основными причинами, вызывавшими смену места жительства, являются обстоятельства личного и семейного характера, причины, связанные с работой или учебой, а также возвращение к прежнему месту жительства.
Как правило, мигранты - это самая активная часть этноса, пассионарии. При уменьшении количества пассионариев в этносе снижается сопротивляемость этнической системы, при уменьшении доли этноса в соотношении с более крупным до значений менее 30-40% происходит активная ассимиляция, аккультурация, изменение этнического самосознания, смена языка [9, с. 16].
На территории Республики Бурятия зарегистрировано, начиная с 1992 г., более 40 национальностей (за весь период с момента начала регистрации беженцев и вынужденных переселенцев). Национальный состав их весьма разнообразен, ведь проблемы «горячих точек» охватили не просто отдельные регионы бывшего СССР, но и многие этносы. Каждый этнос в подобном случае перебирается на свою историческую родину, и большинство вынужденных мигрантов - это русские (61,6%) и буряты (10,1%) [4].
При изучении проблем социальной адаптации мигрантов в Республике Бурятия нами было выявлено, что подавляющее большинство вынужденных мигрантов характеризует свои взаимоотношения с окружающими на новом месте жительства как: дружеские - 39%, уважительные - 28%, нейтральные - 25%, доверительные - 3%, настороженные и неприязненные - 2% и лишь 1% как
враждебные. Во взаимоотношениях вынужденных мигрантов с местными жителями не наблюдается противостояния, как между представителями двух социальных групп.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило мнение специалистов о том, что, несмотря на сложный состав населения, Республика Бурятия остается одной из стабильно спокойных территорий России.
В отношении вынужденных мигрантов специалисты-эксперты, принявшие участие в нашем исследовании, отмечают, что трудностей в общении с указанной категорией мигрантов нет (8,33%). В основном сложности выявляются, по мнению экспертов, при неудовлетворительном материальном и социальном положении, которые, по словам экспертов, порождают негативное отношение к окружающим (16,33%); также вызывают трудности психологическое состояние (8,33%), национальный язык (8,33%).
Нами был задан вопрос «Влияет ли на Ваше отношение к мигрантам страна, из которой мигрант прибыл?». Мнения по этому вопросу разделились следующим образом: 41,67% отметили «не влияет», 41,67% - «скорее нет, чем да». Межнациональные отношения в Республике Бурятия оцениваются респондентами как очень хорошие (8,33%), спокойные (83,33%). Среди оценки качеств характера вынужденных мигрантов эксперты отмечают общительность (58,33%), терпеливость (50%), целеустремленность (75%), корыстность (66,67%). При переезде на новое место жительства мигранты в основном испытывают чувства тревоги и страха (75%), жалость к себе (41,7%), недовольство собой, гнев и возмущение (25%). Отсутствие готовности к принятию мигрантов в местах вселения отмечают (58,33%), в плане принятия решений по миграционному контролю мнения специалистов разделились: за ужесточение контроля мигрантов высказались 41,67%, оставить прежним - 41,67 %, смягчить контроль - 16,67%.
Разные прогнозные мнения высказали специалисты по поводу возможных последствий привлечения переселенцев в регион: рост безработицы - 41,67%, отвлечение на себя ресурсов социальных служб - 33,33%, оживление экономики - 25%. На вопрос «Каковы будут Ваши действия в связи с ростом привлечения переселенцев?» затруднились ответить 33,33%, ответили «ничего, мне это безразлично» 25%, заявили «я против, но ничего делать не буду» 16,67%, пойдут на митинг 8,33%, будут оказывать помощь в адаптации 8,33%.
На вопрос «Трудно ли вам здесь жить?» мигранты отвечают «нет», хотя в ходе дальнейшей беседы выясняется, что они постоянно сталкиваются или сталкивались с целым рядом проблем, основные трудности мигрантов связаны с жилищным обустройством (66,67%). Материальные ценности российских регионов привлекают 43,5% иммигрантов, семейные - 17,3%, культурные - 17%, религиозные - 11,3%, нравственные - 5,7% и духовные 5,2% [3, с. 45].
Приспособление к новому окружению, к новой социальной среде - наиболее сложная и болезненная для мигрантов часть общего процесса адаптации в местах расселения. Этот процесс может «затянуться» или не произойти совсем по ряду причин: из-за непривычных, часто контрастных по отношению к местам выхода природно-климатических условий; из-за заметных социальных отличий от местного населения - в менталитете, религии, обычаях, традициях; по психологическим причинам.
Термин «ментальность» в настоящее время считается наиболее общим и универсальным в круге понятий, который описывает совокупность качественных и количественных характеристик, сопряженных со специфичностью какого-либо данного культурного или географического индивида (личности, группы, территориальной общности, территории). На самом деле само понятие «географический индивид» предполагает наличие (и изучение) его мировоззрения, поведения, самосознания и т.д. Эта специфика и географическая индивидуальность должны быть отражены в представлениях самих мигрантов, местного населения, проживающих на данной территории.
Ментальность формируется в процессах воспитания и приобретения жизненного опыта. Таким образом, ментальность - это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание и приобретшие жизненный опыт в среде проживания. Общеустановленно, что в менталитете содержится нечто традиционное, что составляет основу, а к указанной основе приживается, прикрепляется со временем новое, которое, в свою очередь, трансформируется постепенно в традицию. Важным является определить содержание первостепенной основы, а в дальнейшем - постепенные надстройки. Понимание данного положения позволит определить ключ к осознанию некоторых социальных процессов, основу для их прогнозов и ожиданий, для успешности социальной практики.
Наблюдения выявили, что мигранты, приехавшие в Республику Бурятия, частично ассимилируются, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды, старается придерживаться своей (8%), своей и новой (25%), новой культуры (67%).
Словарь «Современная западная философия» определяет менталитет как совокупность готов-ностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сама, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики [6].
Многозначность термина «ментальность», размытость его понятия обуславливается природой его феномена, в связи с чем, российский исследователь ментальностей А. Я. Гуревич справедливо считает, что ментальность вездесуща, она пронизывает всю человеческую жизнь, присутствует на всех уровнях сознания и поведения людей, а потому так трудно ее определить, ввести в какие-то рамки [1]. Поэтому ментальность - это готовность человека определенным способом действовать или оценивать окружающее, как его потенциальная способность, но не само действие, которое может быть подвержено другим (внешним) влияниям, и не свершившийся результат.
Таким образом, менталитет мигрантов Республики Бурятия - это уникальный феномен, имеющий свою специфику, структуру и функции. Он влияет на стабильность населения, его социально-нравственные ориентиры. Соответственно, ментальность - это категория социальная, именно в социальной сфере формируются духовные ценности, с которыми отдельная личность бессознательно соотносит свои поступки и мысли.
Ментальность обладает постоянством, существует в исторической протяженности. Ментальность мигрантов, с одной стороны, формируется во взаимодействии с традициями, обычаями, нравами, институтами и законами, а с другой - формирует ее (культуру), проявляясь в существующих на данный момент типах ориентации сознания людей и их групп. Мир ментальности, структурируясь и рационализируясь лишь выборочно, связывает определенные, четко фиксированные формы общественного сознания с миром бессознательных структур, с неосознанными традиционными устоями, определяя тем самым соответствующую внутреннюю «картину мира» рассматриваемого социума.
Литература
1. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М., 1993. - С. 194.
2. Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - С. 657-709.
3. Голиков В. Д., Овчинников А. О. Социальный портрет мигранта в России (начало второго десятилетия XXI века) // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. - 2014. - № 4(72). -С. 38-46.
4. Кондрашова Н. В. Методы исследования социальной адаптации вынужденных мигрантов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №5. - С. 149-154.
5. Кондрашова Н. В. Роль вынужденных мигрантов в социальной структуре современного российского общества // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 6-2. - С. 58-61.
6. Малахов В., Филатов В. Современная западная философия: словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://terme.ru/dictionary/189/word/mentalnost-mentalitet (дата обращения: 04.03.2015).
7. Миграционная ситуация в Республике Бурятия в 2014 году [Электронный ресурс]. - URL: http:// burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/resources/190eef80476b8dadab28ff1e21662943/02-03-07a.htm (дата обращения: 04.03.2015).
8. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relation // Bochner S. Cultures in contact. - Oxford: Per-gamon Press, 1982. - Pp.5-44.
9. Нанзатов Б. 3. Бурятское этническое пространство: динамика развития // Санжеевские чтения-6. Актуальные проблемы монголоведения: материалы всерос. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - 4.2. -С. 66-69.