ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИИ КАК ОСНОВА ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ МИГРАНТОВ
Е.Ю. Куликова
Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В настоящее время Российское государство в области иммиграционной политики стоит перед необходимостью интеграции в российское общество мигрантов, носителей другой этнической и языковой культуры. Идея создания равных возможностей для всех граждан России: коренных россиян и мигрантов — является актуальной и плодотворной. Вместе с тем вопрос асиммиляции и аккультурации мигрантов интересует исследователей как с социальной, так и научной точек зрения.
Ключевые слова: миграция, ассимиляция, аккультурация, эмиграция, иммиграция, адаптация.
Миграция — многомотивное, потребностное явление ярко выраженного общественного характера. Она связана с этническими, экономическими, политико-географическими проблемами, с судьбой популяций и личностей. Главная специфика миграции — намерение человека переменить место жительства, обустроиться на новом месте, для понятия миграции важен момент окончательности в перемене места жительства, намерение на прежнее место больше не возвращаться. Поскольку в судьбе человека не все определяется его намерениями, а многое — обстоятельствами, следует учитывать возможность неудачной миграции, когда человек покинул родные места с твердым намерением не возвращаться, но жизнь распорядилась иначе, и он был вынужден вернуться, оказавшись временным мигрантом.
Это позволяет нам дать расширенное определение миграции: миграция есть пространственная активность (перемещение) человека, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства.
Существуют и дифференцируются разные виды миграции, которым в контексте нашего исследования мы дадим характеристику и установим типологию. Различают миграцию внутригосударственную и межгосударственную (с пересечением
государственной границы); выезд из страны — эмиграцию, въезд в страну — иммиграцию. Подобная миграция имеет наибольшее значение в геополитических процессах. Дифференцируется миграция внутренняя и внешняя: миграция в пределах региона является внутренней, миграция за пределы региона считается внешней.
Случаи, когда человек вынужден мигрировать в связи с особыми политическими событиями, относят к постоянной или временной эмиграции.
Критериями ближней и дальней миграции служи преодолеваемое расстояние.
К примеру, ближней может оказаться и межгосударственная миграция, если перемещение индивида произошло в прилегающую к его стране часть другого государства.
Миграция суверенная и вынужденная учитывает, что в принципе любая миграция имеет вынужденный характер: человек уже не может в силу разных причин и обстоятельств оставаться на прежнем месте. К собственно вынужденной миграции следует относить те ее случаи, когда мотив миграции лежит вне индивида, к примеру, миграция по принуждению; в то время как суверенная миграция — ситуация, когда индивид принимает решение о миграции без внешнего давления, исходя из каких-либо своих потребностей.
Различие миграции политической и экономической связано с политическими обстоятельствами либо материальной заинтересованностью; при этом к числу случаев экономической миграции следует отнести трудовую миграцию: выезд в другие страны на заработки с намерением по возможности стать постоянным жителем страны прибытия.
Проблема легальной и нелегальной миграции соотносится с межгосударственной миграцией, когда внутри страны, как правило, не возникает препятствий в осуществлении подобных видов миграции. Миграция в другую страну связана со значительным числом факторов и обстоятельств этнического и правового характера, в частности, многие государства в связи с «наплывом» мигрантов из третьих стран вынуждены вводить ограничения на въезд граждан, стараясь регулировать и число, и характеристики въезжающих.
Миграцию индивидуальную и массовую (этническую) отличает то, что массовая миграция чаще носит этнический характер и одним из наиболее ярких вариантов ее проявления является диаспора.
Массовая миграция связана обычно с какими-либо остро неблагоприятными событиями на родине — так что диаспорическая миграция чаще является вынужденной, не суверенной.
Миграция однократная и многократная предполагает следующее: многократный мигрант — это уже странник, и дело здесь, скорее всего, в неудачной миграции, поэтому она оказывается и кратковременной, и многократной.
Миграция бывает подготовленной и неподготовленной (не следует смешивать это с характером мотивации к перемене места жительства). Подготовленная миграция чаше имеет место в процессе «утечки мозгов»: человек заранее находит работодателя и заранее обговаривает условия оплаты. Неподготовленная миграция включает все те случаи, когда на новом месте мигранта никто не ждет, никто не готов оказывать ему помощь, так что нередко он пребывает без средств к су-
ществованию, надеясь только на получение пособия. Вместе с тем если это пособие значительное, некоторые индивиды мигрируют в изначальной надежде на его получение.
Кроме того, к категории неподготовленной миграции следует отнести все случаи беженства, тогда как случаи вынужденного переселения частично могут оказаться разновидностью подготовленной миграции. Нередко миграция происходит по внутренним причинам: в связи с неспособностью к адаптации к имеющимся условиям, завышенным уровнем притязаний, в результате чего реалии данного места пребывания человека не устраивают; с отсутствием возможностей для положительной социальной динамики.
Иначе говоря, в основе миграции всегда лежит какая-либо неудовлетворенность человека или своим местом, или своим положением. К примеру, многие способные люди уезжают из сельской местности в город в связи с невозможностью получить высшее образование или найти престижную работу, реализовать себя на уровне своих способностей. Такая жизнь их не удовлетворяет, и они мигрируют.
В настоящее время закон признает два официальных вида мигрантов: вынужденные переселенцы и беженцы. Их законодательная квалификация в этом качестве важна с точки зрения получения государственной помощи и правового статуса. Этот подход вполне оправдан: внешняя причина, а не субъективное желание заставило людей покинуть родные места во многом против своей воли, и они объективно нуждаются в помощи. С другой стороны, государство не обязано устраивать жизнь каждого мигранта, если мотивы миграции сугубо внутренние, субъективные.
Термин вынужденная миграция относится ко всем случаям миграции, вызванным внешними причинами. Миграцию же не под внешним давлением мы назвали: у человека сохраняется возможность выбора — остаться или уехать.
Каковы внутренние различия между вынужденным переселенцем и беженцем? Сначала — о сходстве, которым является фактор вынужденности. Миграция и в форме вынужденного переселения, и в форме беженства является миграцией именно вынужденной, не суверенной. Различие же в том, что у беженца психологически господствует доминанта отдаления от опасного места, тогда как у вынужденного переселенца присутствует момент оценки места переселения. Поэтому вынужденный переселенец выбирает место, и порой достаточно тщательно, куда он, хотя и вынужденно, но взвешенно переселяется.
Главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, благополучие же имеет два аспекта: материальное благополучие и безопасность. В современном мире главным мотивом миграции признан экономический: мигранты ищут более сытого и экономически благоустроенного существования.
При этом в полной мере проявляются различные психические свойства индивидов, объединяемые понятием уровень притязаний. Совершенно очевидно, что на уровень притязаний индивида влияют (или смешаны с ним) такие явления, как завистливость, стремление к материальному благополучию без трудовых усилий. Естественно, что подобные мигранты, как более озабоченные материальной стороной жизни, оказываются более обеспеченными, чем многие местные жители:
всю свою энергию они направляют именно на материальное благополучие и достигают в этом больших успехов, чем те, кто этим не озабочен, хотя и обладает преимуществами местного жителя.
Такого рода мигранты легче включаются в товарно-денежные отношения и торговлю, проявляют повышенную инициативу в направлении поиска возможностей заработка. Складывается следующая иерархия благополучия: на первом месте — выдающиеся из числа аборигенов, на втором — наиболее выдающиеся из числа мигрантов, на третьем — все прочие местные жители. Миграция бывает обусловлена так называемым комплексом неполноценности. Некоторые индивиды не способны находить себя в повседневной жизни, такие есть в любом обществе. Для них миграция — выход из положения в их стесненном психическом состоянии. Вместе с тем редко миграция по данным основаниям бывает успешной, лишь при условии, что на новом месте найдется неожиданно интересное занятие, в ходе которого подобный индивид обретет возможности к самоутверждению, которых не находил у себя на родине.
Миграция из-за стремления более полно реализовать свой (творческий, интеллектуальный) потенциал. Это миграция типа «утечки мозгов», хотя последнее — более сложное по содержанию явление, так как в нем могут наличествовать чисто материальные мотивы. «Утечка мозгов» сочетает в себе возможности самоутверждения, самореализации, возможности улучшить материальное положение. Многое зависит от творческого потенциала человека. К этому виду миграции следует отнести и стремление оказаться ближе к источникам знания.
Миграция из соображений безопасности, миграция по политическим мотивам — таковой была миграция многих представителей немецкой культуры и науки из нацистской Германии: они мигрировали именно из соображений безопасности.
Общее у миграционных явлений — неудовлетворенность индивида на прежнем месте жительства, которая может иметь объективные или субъективные причины, но всегда это именно неудовлетворенность, которая сопровождается психическим напряжением и перерастает в отрицание возможности продолжения своего пребывания на прежнем месте жительства.
Миграция есть проблема именно неудовлетворенных потребностей, энергия которых преобразуется в энергию перемещения. В целом миграция — мультимо-тивное явление. Противоположными мотивам миграции могут быть мотивы патриотизма, мотивы усилий на благо родных мест, стремление улучшать свою жизнь, направляя именно на это свои усилия.
Следует различать три физические и две виртуальные структуры миграции. К физическим относят компактное и диффузное поселение (ассимилят), диаспоры. Виртуальные структуры включают национально-культурные автономии и псевдоэмиграции («антисистема»).
Название компактное поселение говорит само за себя — это совместное проживание на одной сравнительно небольшой территории представителей только одного этноса, прибывших сюда в качестве мигрантов. Они селятся вблизи друг друга — так легче находить взаимопонимание, ощущать себя в своей, более ком-
фортной среде, без акцентированных проблем с языком в повседневном общении. Компактные поселения могут быть двух типов: открытого и закрытого. Различия кроются, главным образом, в психологии их обитателей: дружелюбной или враждебной по отношению к представителям других этносов. Закрытые компактные поселения называются гетто, а процесс их образования — геттоизацией. Для жителей гетто характерно недоверчивое, недружелюбное, недоброжелательное, а порой и агрессивное отношение к посторонним.
Типичный пример компактного поселения открытого типа — «китайские кварталы» различных городов мира: жители дружелюбны к посторонним, тем более что, занимаясь торговлей, они заинтересованы в привлечении покупателей.
Во многих крупных городах мира есть свои компактные поселения различных этносов: индийские, турецкие, корейские.
Диффузное поселение мигрантов образуется в случае, если аборигенное население и мигранты высокотерпимы друг к другу, если у них нет контрастных различий в уровне цивилизованности. При этом происходят культурный обмен и взаимодействие. Нередко существенную роль играет сходство по какому-либо важному параметру, например по религиозной принадлежности.
Ассимиляция может быть полной и частичной. К частичной ассимиляции относятся все те случаи, когда индивид живет как бы в двух сферах: вовне он полностью усваивает характер поведения окружающих, внутри же своей семьи он сохраняет национальные обычаи, празднует свои традиционные праздники. Дело в том, что психические возможности и пластичность человека настолько велики, что ему нет необходимости «жертвовать» частью своей культуры, усваивая элементы новой: ресурсов индивида вполне может хватить для того, чтобы, сохраняя лучшее из старого, осваивать (усваивать) лучшее из нового. Главное, что при этой форме взаимодействия обычно нет почвы для религиозного или этнического экстремизма мигрантов и жизнь большинства из них протекает более благополучно.
Понятно, что ассимиляция лучше других удается тем, кто, обладая развитой психикой и емким внутрипсихическим пространством, не страдает вместе с тем завышенным уровнем притязаний.
Наиболее интересное миграционное образование (структура) и явление — диаспора.
Во-первых, это всегда миграция межгосударственная.
Во-вторых, она сочетает в себе и диффузные, и компактные поселения во многих странах мира.
В-третьих, диаспора накопила уникальный опыт адаптирования мигрантов к самым разнообразным окружающим условиям.
Исторически диаспора оказалась наиболее жизнеспособной формой продолжения жизни некоторых этносов: если бы они остались на месте прежнего обитания, возможно, следы их в истории давно бы уже стерлись. Чем больше опыт жизни этноса в условиях диаспоры, тем четче проступают специфические психические черты участника диаспоры: жизнеспособность, умение своевременно и качественно оценивать окружающее и строить правильные отношения, практичность, уме-
ние избирать наиболее выгодный род занятий (чаще по координатам: деньги — власть — информация). Почему? Потому что диаспора проходит естественный отбор дважды. Во-первых, в свое время сумели отправиться в другие края только наиболее жизнеспособные. Во-вторых, участники диаспоры (диаспоранты) получили многовековую закалку, участники диаспоры не теряют связей друг с другом, и это облегчает им обмен адаптивным опытом различных условий. Таким образом, диаспора — это историческая многовековая школа выживания в чужеродной среде.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Балыхина Т.М., Дронов В.В., Тарасов Е.Ф. Лигвокультурологический аспект процесса социализации новых соотечественников в России. Русский язык в семьях соотечественников: Сборник научно-методических материалов семинара для преподавателей русского языка, работающих с детьми мигрантов. — М.: Изд-во РУДН, 2007.
[2] Рыбаковский О.Л. Межрегиональный обмен населением: сущность и история изучения. — М.: Народонаселение. — 2008. — № 4.
[3] «Эффект клан». По материалам конференции Международного союза научных исследований в области народонаселения. — М.: Земляки, 2008. — № 4.
PROPERTIES OF MODERN MIGRATION AS THE BASIS OF THE CHOICE OF EDUCATIONAL AND LANGUAGE RESOURCES FOR MIGRANTS
E.U. Kulikova
Department of Russian Language and Teaching Methodology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Now the Russian state in the field of an immigration policy faces to necessity of integration into the Russian society of migrants, carriers of other ethnic and language culture. Idea of creation of equal possibilities for all citizens of Russia: radical Russians and migrants is actual and fruitful. The question of acculturations of migrants interests researchers as with social, and scientific the points of view.
Key words: migration, assimilation, acculturation, emigration, immigration, adaptation.