Е.В. Кулиш, В.А. Телюк
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКОНОМИК УКРАИНЫ И РОССИИ В ВТО
Формальным проявлением
современной глобализации является интеграция национальных
хозяйственных комплексов в общее мировое хозяйство посредством объединения в ВТО, обеспечивающей единые правила для всех членов. Глубокие хозяйственные связи между Украиной и Россией определяют актуальность развития партнерских взаимоотношений в условиях их членства в ВТО. С этой точки зрения представляет интерес сравнительная открытость экономик стран и готовность бизнеса и правительственных структур к эффективным внешнеэкономическим связям в рамках ВТО.
Проблемы интеграции активно рассматриваются как украинскими, так и российскими авторами. В работах О. Богороша [1], И. Бураковского [2], Ю. Макогона [3], С. Фомина [4], Д. Венцковского [5] анализируются состояние экономики Украины перед
вступлением в ВТО и возможные последствия включения ее в мировой рынок. Основные этапы подготовки России к членству в ВТО показаны в работах Ж. Веркея [6], Р. Кучукова [7], В. Оболенского [8], В. Полякова [9] и других авторов.
Целью настоящей работы является сравнительная характеристика уровня открытости экономик Украины и России в период, непосредственно
предшествующий включению стран в мировой рынок.
Современный этап глобализации воздействует на условия хозяйствования в каждой стране, ориентируя национальные производства не только на внутренние потребности, но и на огромный мировой рынок. Одним из проявлений этого процесса являются высокие темпы роста мировой торговли по сравнению с темпами роста ВВП (табл.1).
Таблица 1. Среднегодовые темпы прироста ВВП и экспорта за период 1994-2001 гг., %
1994-2001 гг.
ВВП Экспорт товаров и услуг
Весь мир 3,7 7,2
Развитые страны 2,9 6,8
Развивающиеся страны 4,6 8,5
Россия х) 3,6 19,4
Украина х) -2,1 3,4
Источники: [8; 10; 11].
Среднегодовые показатели роста ВВП в целом в мировой экономике, развитых и развивающихся странах, а
также в России за период до 2001 г. примерно одинаковы; в Украине среднегодовой показатель отрицателен за
1 Кулиш Евгения Васильевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник; Телюк Вера Акимовна - младший научный сотрудник. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.
ISSN 1562-109X
счет ежегодного снижения объема ВВП в 1996-1999 гг. В течение анализируемого периода Россия значительно увеличила экспорт товаров и услуг (среднегодовой рост составил 19,4%); Украина при отрицательном показателе ВВП увеличила экспорт на 3,4%, при этом значительный рост экспортных поставок начался уже в 2000 г.
Таблица 2. Индексы роста ВВП, экспорта и импорта в России и Украине _за 2002-2005 гг. (% к предыдущему году)_
Индексы изменения Украина Россия
2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005
ВВП 104,8 109,6 112,0 102,4 104,7 107,3 107,1 106,4
Внешнеторговый оборот 109,0 131,9 133,8 116,1 108,1 126,0 131,1 127,8
Экспорт 111,1 124,1 139,0 106,4 105,3 126,7 134,8 130,3
Импорт 107,4 134,7 126,9 125,7 113,4 124,8 124,7 124,0
Сравнительные данные показателей мировой экономики до 2001 г. свидетельствуют о временном
отставании России и Украины от темпов развитых и развивающихся стран. Индексы роста ВВП, экспорта и импорта в России и Украине за 2002-2005 гг. показаны в табл.2.
Источники: [8;11;12].
Высокие темпы прироста экспорта товаров и услуг по сравнению с темпами увеличения ВВП характерны для всех групп стран, независимо от уровня их развития. Россия с 1995 г., а Украина - с 2002 г. показывают значительные темпы прироста как внешнеторгового оборота в целом, так и экспорта товаров и услуг. Это означает, что внешняя торговля является важным условием и неотъемлемой предпосылкой развития как мирового производства, так и хозяйственных комплексов обеих стран. Доля экспорта в ВВП, составляющая в мире в среднем
19-20%, в России на протяжении 20002005 гг. была равна более одной трети ВВП: 2000 г. - 44,1%; 2005 г. - 35,2%. Аналогичные данные по Украине.
Динамика экспортной
составляющей в ВВП свидетельствует, что в целом в последние годы этот показатель увеличивался и экономика стран стала значительно более открытой. В начале ХХ1 в. у разных групп стран в
среднем одна пятая часть произведенного ВВП предназначалась для реализации на внешних рынках.
Однако показатель доли экспорта товаров и услуг в ВВП не вполне адекватно характеризует степень открытости экономики, поскольку в этой характеристике помимо объемов внешней
торговли должна быть оценка ее структуры. Чем больше в структуре внешнеторгового оборота доля промежуточной продукции, тем глубже национальная экономика включена в международное разделение труда и, следовательно, сильнее зависит от мирового хозяйства. Во всех промышленно развитых странах наблюдается значительный рост объемов торговли деталями и комплектующими изделиями и одновременно увеличивается доля этой промежуточной продукции в общем объеме экспорта машин, оборудования и транспортных средств. То же
происходит во многих развивающихся во внешнеторговом обороте составляет странах. В России и Украине доля значительную величину (табл.3). сырьевой продукции и полуфабрикатов
Таблица 3. Товарная структура внешнеторгового оборота России и Украины в 2004 г.
Товарные группы Россия Украина
Экспорт
Всего 100 100
В том числе: 13,2х)
топливно-энергетические товары и другое минеральное сырье 57,7
черные металлы и изделия из них 20,3 40,0 хх)
машины, оборудование и транспортные средства 7,8 15,5ххх)
Импорт
Всего 100 100
В том числе: 37,4 х)
топливно-энергетические товары и другое минеральное сырье 4,0
машины, оборудование и транспортные средства 41,2 25,0ххх)
продукция химической промышленности, каучук 15,8 7,8
хх)
Минеральные продукты.
Недрагоценные металлы и изделия из них.
ххх) Механическое оборудование; машины и механизмы, электрооборудование и их части; устройства для записи или воспроизведения изображения звука. Источники: [8; 12; 13].
Несмотря на различие подходов к построению статистических данных о товарной структуре внешнеторгового оборота в России и Украине, можно показать вполне конкретные различия между странами.
Наибольшую часть товарного экспорта Украины составляют не топливно-энергетические ресурсы, как в России, а недрагоценные металлы. Основную долю в этой товарной группе составляют черные металлы. Экспорт металлопродукции составил в 2005 г. 35% от общего экспорта страны, из них продукции низкого передела (чугун, полуфабрикаты, металлолом) - 10%.
Импорт в Россию характерен преимущественными поставками машин, оборудования и транспортных средств (более 40% общего товарного импорта), Украина приобретает в значительной доле минеральные продукты (газ, нефть) - более 37% товарного импорта;
машины, оборудование, различные машины и устройства,
электрооборудование составляют 25% товарного импорта.
С позиций накопления источников инвестиционного роста структура российского импорта более
прогрессивна, чем в Украине. В то же время динамика производства в сырьевых отраслях и рост экспорта первичных продуктов определяли темпы экономического роста в России в последние пять лет. По оценке специалистов, импульс, придаваемый росту внутренним спросом, в последние годы составлял не более 3,5 - 4% ВВП в год. Такая модель развития в силу постепенно возрастающих ресурсных ограничений и отсутствия
дополнительных внутренних импульсов роста не способна дать эффективные результаты как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Корректировка экономической политики связана с реализацией инвестиционно-инновационного варианта. Существенное увеличение вклада инновационных и инвестиционных факторов в
экономическую динамику России способно обеспечить ускоренный рост производства в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг.
В 2004 г. в номинальном объеме произведенного ВВП доля
обрабатывающих производств в России составила 19,9% [13], а доля обрабатывающей промышленности в Украине (по показателю валовой добавленной стоимости) - 23,3 % [12, 33-
Значительная часть товарной продукции Украины в экспорте и импорте представлена продукцией обрабатывающих отраслей. При более глубокой детализации
внешнеэкономического оборота
продукции обрабатывающей
промышленности выясняется, что преимущественно экспортируется из Украины продукция первичных стадий обработки, а в импорте преобладают такие товары добывающих отраслей, как газ и сырая нефть.
При значительной доле на внутреннем рынке Украины импортных товаров легкой и пищевой промышленности положительная
динамика внешнеэкономического
34]. Наибольшую долю среди обрабатывающих отраслей в объеме ВВП Украины занимают металлургия и обработка металлов - 25,1%; машиностроение -12,7%; затем -производство кокса и продуктов нефтепереработки - 8%, химическая и нефтехимическая промышленность - 6%. Следует отметить позитивную динамику за 2002-2004 гг. рынка продукции обрабатывающей промышленности в Украине, прежде всего изделий машиностроения для угольной промышленности. Характеристика
внешнеэкономического оборота
промышленной продукции Украины дана в табл.4.
оборота не обеспечивает наполнения внутренних потребностей продукцией ведущих отраслей промышленности. Низкая ориентация на внутренний рынок характерна для химической
промышленности - 19,3%, металлургии и обработки металла - 20%, машиностроения - 31,3% ; в целом по обрабатывающей промышленности эта доля составляет 38,3% [14]. Производство добываемых в Украине энергетических материалов в основном поглощается внутренним рынком, однако собственных энергетических ресурсов (газа, нефти) крайне недостаточно для полного обеспечения потребностей промышленности.
Таблица 4. Внешнеэкономический оборот промышленной продукции Украины (%)
Показатели 2003 2004
экспорт импорт экспорт импорт
Удельный вес товарной продукции
промышленности во внешнеэкономическом обороте 80,0 91,0 81,4 91,8
В том числе:
добывающей промышленности 2,3 3,8 2,4 4,2
обрабатывающей промышленности 75,6 74,2 77,6 75,6
Рассчитано по [14, 45, 47].
Зависимость украинской экономики от экспорта энергетического сырья в условиях преобладания в структуре хозяйства энергоемких отраслей выдвигает особые требования к процессу вхождения страны в мировой рынок.
Процесс интеграции Украины и России в мировую экономику
продолжается уже более десяти лет, на протяжении которых государства постепенно овладевают инструментами торговой политики, однако в этой сфере остается множество проблем, требующих незамедлительного решения.
На этапе предстоящего вступления в ВТО анализируется состояние стран, чей опыт по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках наиболее показателен и ценен для Украины и России. Основными направлениями анализа являются средства защиты национальных экономических интересов, особенности защиты отдельных секторов экономики и внутреннего рынка, содействия экспорту. Изучение и применение опыта стран-членов ВТО предназначены для защиты интересов отечественных
производителей и потребителей, увеличения «плюсов» и уменьшения «минусов» от интеграции в мировое хозяйство посредством вступления в ВТО.
Россия и Украина являются крупными мировыми державами, обладающими рядом очевидных конкурентных преимуществ. Для России - это разнообразие природных ресурсов, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-
производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы,
развитая транспортная сеть. Украина, обладая значительным природным и кадровым потенциалом, имеет выгодное географическое положение в центре Европы с развитыми транзитными
железнодорожными, воздушными,
газотранспортными магистралями.
Вместе с тем вступление в ВТО, являясь безальтернативным для обеих стран, обусловливает необходимость
тщательной предварительной
подготовки со стороны государственных органов и бизнеса.
Одним из элементов такой подготовки в России стала Концепция присоединения Российской Федерации к ВТО, представленная ассоциациям и объединениям предпринимателей,
региональным и местным торгово-промышленным палатам. В соответствии с Концепцией программа
стратегического развития России на пути в ВТО направлена на решение следующих задач. Во-первых, следует восстановить приоритет национальных интересов над всеми остальными; иначе говоря, потребности российского экономического сообщества должны стать выше интересов любой компании. Во-вторых, необходимы радикальное усиление политики повышения доходов населения, расширение внутреннего спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей, умение развивать его как главный фактор подъема экономики. В-третьих, требуется создать широкую инфраструктуру, включающую четкое определение политики в области науки и высоких технологий, разработку эффективной промышленной политики, качественные изменения всего финансово-кредитного сектора. В-четвертых, следует резко улучшить кадровую составляющую этого процесса, обеспечить рост трудового потенциала.
В ракурсе реализации
представленных задач вступление в ВТО не рассматривалось в России в качестве фактора, способного привести к взрывному росту отечественной экономики и как следствие к усилению экспортной составляющей. Связано это с
тем, что ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют сырье и топливо. Кроме того, показанная выше структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в пользу перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности
производственных мощностей и транспортных средств.
Иная оценка возможна для перспективы импорта товаров и услуг, расширенный допуск которого на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, в основном в пищевой, фармацевтической,
химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, в секторах страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкого и среднего бизнеса.
На начальном этапе подготовки страна столкнулась с реальными трудностями переговорных процессов, связанных с получением статуса страны с рыночной экономикой и жесткой позицией партнеров, с
противопоставлением специфике страны требований опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового законодательства, с
присоединением к необязательным соглашениям ВТО (например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широким открытием рынка услуг, снижением объема аграрной защиты и т.д.
Одним из направлений
подготовительной работы к вступлению в ВТО явилось определение тактики переговорных процессов,
заключающейся в активном привлечении к разработке и реализации российской позиции на переговорах авторитетных
объединений деловых кругов,
проведении с участием последних оценок промежуточных итогов переговоров, поддержании твердой линии на «связывание» ставок таможенного тарифа (на уровне не ниже ставок действующего тарифа). Результатом организационной работы стало создание объединенного Консультационного
совета российского бизнеса по проблемам ВТО с участием отраслевых и функциональных структур деловых кругов.
Украина в последние годы принимает меры, способствующие ускорению ее вступления в ВТО, ориентируясь на то, что членство в мировой организации позволит выставлять определенные условия стране, которая еще не вступила. Поскольку одной из предпосылок развития является положительный диалог со стратегическим партнером по поставкам необходимых энергоресурсов - Россией, то Украина в качестве приемлемого варианта вступления в ВТО рассматривает и вариант «любой ценой», в достаточно сжатые сроки.
Немаловажным аргументом
является то, что членство в ВТО стимулирует рост и способствует диверсификации украинского экспорта, обеспечивает «игру на равных» с мировыми производителями.
Основываясь на правовом соглашении ВТО, согласно которому «богатые» и «бедные» страны имеют равные права и возможности в переговорах, украинские экспортеры рассчитывают на открытие рынков США, Евросоюза, поставки на которые лимитируются квотами. Процесс присоединения Украины
к системе ГАТТ/ВТО, начавшийся в 1993 г., значительно активизировался в 2003-2005 гг. После рассмотрения Рабочей группой Меморандума о внешнеторговом режиме Украины
начались переговоры о вступлении в организацию в многостороннем формате. По состоянию на январь 2006 г. подписано 39 двусторонних протоколов со странами-членами ВТО, в значительной мере согласованы торговый режим, перечень обязательств и тарифных соглашений в рамках доступа на рынок товаров.
С целью обеспечения правовой составляющей вступления в ВТО правительство Украины и Верховная Рада осуществляют работу по гармонизации национального
законодательства с нормами и правилами соглашений ВТО. Создан ряд структур, которые обеспечивают процесс вступления в ВТО: департамент сотрудничества с ВТО Министерства экономики Украины, подразделы и рабочие группы в составе отдельных министерств и ведомств, делегация Украины на переговорах по вступлению в ВТО, а также
совместная парламентско-правительст-венная комиссия по интеграции Украины в ВТО. Центральными органами исполнительной власти осуществлен анализ законодательства в сферах, которые регулируются соглашениями ВТО, и подготовлен ряд проектов законов с целью устранения несоответствия существующего
законодательства Украины в
таможенной, налоговой и
инвестиционной сферах, в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, нетарифного регулирования, сельского хозяйства, санитарных и фитосанитарных мер, технических барьеров в торговле и сфере услуг.
С начала 2005 г. были решены проблемные вопросы, которые сдерживали переговоры между Украиной и Рабочей группой ВТО. В частности, ликвидированы налоговые льготы, которые предоставлялись отдельным
предприятиям промышленности,
установлены одинаковые ставки акцизного сбора на отечественные и импортные транспортные средства, ликвидированы льготы в специальных экономических зонах и особые режимы для инвестиционной деятельности. Последнее решение рассматривалось правительством как одно из условий присоединения страны к ВТО, даже несмотря на то, что в составе СЭЗ и ТПР находились ведущие предприятия промышленного сектора.
Серьезным достижением переговорного процесса является получение Украиной статуса страны с рыночной экономикой, что не позволит другим странам не учитывать сравнительные ценовые преимущества Украины во время расчетов за экспортируемую продукцию. Кроме того, членство в ВТО может создать благоприятную почву для инвестиций в ведущие секторы экономики. Направлениями их использования предполагается
совершенствование технологий,
повышение конкурентоспособности продукции, интенсификация процесса техперевооружения. Учитывая опыт других стран, прошедших этап вступления в ВТО, украинским специалистам следует учитывать возможные негативные последствия, поскольку слишком активная
капитализация рынка иностранными компаниями может привести к потере национального контроля над отраслью. Эти опасения касаются прежде всего рынка металлопродукции, а также финансовых и страховых услуг. В оценке сегодняшней ситуации большое внимание должно быть уделено возможности защиты внутреннего рынка от иностранных товаров и услуг импортными пошлинами и другими мерами защитного характера. Примером может служить опыт Китая, который
сдерживает зарубежных инвесторов, не позволяя им приобретать более 49% акций предприятий.
Сравнивая позиции двух стран на современном этапе, следует отметить, что они значительно различаются по доступу мирового рынка на внутренние национальные товарные рынки. Украина вступает в ВТО на значительно более либеральных условиях.
Средневзвешенный тариф по
промышленным товарам, достигнутый на переговорах с ВТО, составляет в Украине 4,6%, в России - 7,5%. Переговоры о вступлении Украины в ВТО находятся на завершающей стадии, страна стоит на пороге новых экономических условий, которые могут быть условиями развития или консервации.
Анализ позиций двух стран на этапе вхождения в ВТО позволяет сделать следующие выводы:
переговоры о вступлении Украины в ВТО ведут правительственные структуры, а с конкуренцией на мировом рынке столкнутся компании. С этой позиции следует особо позаботиться о юридической защите последних, о лоббировании интересов украинских предприятий на внешних рынках, о нефискальных присоединениях;
правительству необходимо иметь четкие сведения о том, какие рынки и производства важны для обеспечения глобальной конкурентоспособности страны и для выявления условий, которые обеспечивают место украинским производителям на внешних рынках. В поле зрения правительственных органов должны быть не только металлургия, но и легкая, пищевая, химическая промышленность, различные подотрасли машиностроения, а также
агропромышленный комплекс;
в России на современном этапе подготовки к присоединению к ВТО значительно расширены меры
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в направлении повышения ее
эффективности, большего поворота от решения чисто финансовых задач к решению торгово-политических задач, к четко очерченной защите ключевых отраслей российской экономики. Национальный комплекс средств, регулирующий внешнюю торговлю с зарубежными странами, образует своеобразный «стыкующий механизм», с помощью которого национальная экономика сопрягается с экономикой других государств. Этот механизм призван поддерживать необходимое динамическое равновесие взаимных потоков товаров и услуг, пересекающих национальную границу, корректировать развитие национальной экономики при неблагоприятных процессах,
развивающихся в мировой экономике.
анализ товарной структуры внешнеторгового оборота стран свидетельствует о значительной сырьевой составляющей экспорта Украины и России. При этом открытость экономики Украины связана с зависимостью страны от импортных поставок из России энергоресурсов, необходимых для развития ведущих промышленных отраслей. Это создает необходимость ориентации страны на стратегию импортозамещения и активной интеграции в мировую экономику;
существующая характеристика внешнеторгового оборота Украины и России предопределяет необходимость корректировки экономического курса стран на увеличение влияния инвестиционных и инновационных факторов развития. Следует при этом подчеркнуть, что наполнение
украинского экспорта продукцией черной металлургии, а импорта -энергетическими сырьевыми ресурсами (а не машинами и оборудованием) не
способствует эффективному
обеспечению внутреннего рынка. В связи с этим главное направление внешней торговли должно состоять в импорте машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей с целью перевооружения всей промышленности, ее модернизации;
неблагоприятными особенностями российской экономики является то, что ее рост на 2/3 обеспечивается топливно-сырьевыми отраслями, более половины продукции которых идет на экспорт. Динамика производства в сырьевых отраслях и рост экспорта первичных продуктов характеризует модель развития, не способную обеспечить эффективное внутреннее развитие в ближайшей перспективе. Основным направлением экономического развития России должен стать опережающий рост выпуска сложной машинотехнической продукции при оптимальном
использовании природных минеральных ресурсов (в том числе и для экспорта);
вступление в ВТО как один из этапов процесса интеграции России и Украины в мировую экономику сопровождается согласованием
национальных экономических интересов с требованиями этой организации. В этом процессе важнейшей задачей является выбор каждой страной мер по защите экспорта и импорта, согласованных с ведущими странами - членами ВТО. С этой позиции необходима четкая оценка товарной структуры внешнеторгового оборота как источника дальнейшего роста экономики, то есть с точки зрения инвестиционно-инновационного содержания. Анализ развития стран позволяет подчеркнуть, что наиболее действенной стратегией интеграции Украины и России в мировой рынок является сочетание структурной перестройки экономик с ориентацией на активный экспорт
продукции высоких технологий. Важным шагом на пути вступления Украины в ВТО следует считать конкретизацию направлений ускоренного развития недостаточно окрепших структур промышленности, прежде всего машиностроения, добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса.
Литература
1. Богорош О. Передбачення наслщюв вщ вступу Украши до СОТ // Економют. - 2003. - № 4. - С. 51-54.
2. Бураковський I. Украша на шляху в СОТ: до питання про конкуренцш // Економiчний часопис. -2003. - №4. - С.10-12.
3. Макогон Ю., Янковский Н., Марченко М., Хаджинов И. Экономические последствия присоединения Украины ко всемирной торговой организации // Экономика Украины. - 2003. - №12. - С.69-77.
4. Фомш С. Хлiб наш насущний дай нам i в СОТ // Полiтика i час. - 2005.
- №4. - С.57-63.
5. Венцковський Д.Ю. Щодо формування сучасно'1 експортно'1 стратеги Украши // Економжа i держава.
- 2006. - №1. - С.28-34.
6. Веркей Ж. Вступление России в ВТО: выбор стратегии // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №5. - С.75-93.
7. Кучуков Р., Савка А. Мировое хозяйство и тенденции интеграции // Економист. - 2005. - №7. - С.10-22.
8. Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // Мировая экономика и международные отношения.
- 2006. - №1. - С. 76-87.
9. Поляков В. Сырьевая ориентация российского экспорта // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №1. - С.89-95.
10. Страновая открытость экономики в современном мире // Экономика и управление в зарубежных странах (По материалам иностранной печати). - М.: ВИНИТИ. - 2005. - №6. -48 с.
11. Соцiально-економiчне становище Украши за 2005 рш. Повщомлення Державного комггету статистики Украши // www.ukrstat.gov.ua
12. Статистичний щорiчник Украши за 2004 рк / Держкомстат Украши; За ред. О.Г. Осауленка. - Кшв: Консультант, 2005. - 591 с.
13. Россия в цифрах. 2005 г. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
14. Мiрко Н.В. Тенденци розвитку внутршнього ринку промислово'1 продукцп // Формування ринкових вщносин в Укра'ш. - 2005. - №8. - С.43-47.
13. Еременко И.В., Лисенкова Е.И. Влияние присоединения к ВТО на металлургический комплекс Украины. Субсидии по сравнению с антидемпингом, нужен ли компромисс? // www.sml.hw.ac. uk/cert
14. Павел Ф., Бураковський I., Селщька Н., Мовчан Н. Економiчний вплив вступу Украши до СОТ. Попередш результати розрахунюв на основi моделi загально! рiвноваги // www.ier.kiev.ua/ Ukraine/WP2005/wp2005_ukr.cgi