Е.В. Кулиш, В.А Телюк
О ВОЗМОЖНЫХ МЕРАХ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО ТОВАРНОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВТО
Одним из приоритетных направлений экономической политики Украины является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), что обеспечит активное участие страны в современных процессах интеграции и позволит преодолеть искусственную обособленность от мирового хозяйства и его товарных рынков.
Опыт других стран-членов ВТО свидетельствует о том, что необходимо применять сбалансированный подход к оценке положительных и отрицательных последствий для внутреннего рынка в условиях вступления в ВТО. Обеспечение оптимальной емкости, устойчивой структуры и динамичности внутреннего рынка является важной проблемой государственной
экономической политики на данном этапе развития.
Проблемы интеграции
промышленного комплекса Украины в мировое хозяйство активно
разрабатываются многими авторами: в работах В.Гееца, В. Точилина [1], В. Лагутенко [2], Т.Чаюна [3] рассмотрены концептуальные основы перспектив развития внутреннего рынка; в работах Б.Губского [4], В.Захарченко [5], Г. Семенова, А.Семенова [6], О.Богороша [7] исследуются последствия вступления в ВТО и Европейский союз.
Целью настоящей статьи является обобщение предпосылок интеграции товарного рынка Украины посредством вступления в ВТО и выявление последствий функционирования
национального рынка на принципах ВТО (в разрезе отраслей промышленности).
По уровню экономического и научного потенциала Украина входит в первую пятерку стран Европы, однако по эффективности его использования замыкает первую сотню стран мира. Это связано с низкой
конкурентоспособностью экспортного производства, тяжелым периодом депрессии в экономике, связанной со структурными преобразованиями и переходом на рыночные отношения. Рыночный период развития с определенной закономерностью
подчеркнул, что настоящее богатство заключено не в обеспеченности страны природными ресурсами, трудовым и научным потенциалом, а в качестве жизни населения, возможности использовать новейшие достижения цивилизации. Необходимость активного участия Украины в современных интеграционных процессах обусловлена преимуществами международного
разделения труда и объективной потребностью преодолеть искусственную обособленность страны от мирового хозяйства и его товарных рынков. Для осуществления процесса интеграции Украины в современное
мирохозяйственное пространство
необходимы определенные предпосылки: политические, правовые, экономические, социально-культурные.
Политические и правовые предпосылки интеграции определяются территориальной целостностью и адекватной системой национальной безопасности, безусловным выполнением
© Кулиш Евгения Васильевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник; Телюк Вера Акимовна - младший научный сотрудник. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.
международных обязательств, участием в региональных и глобальных
политических процессах, формированием соответствующего законодательства и выработкой эффективных механизмов и инструментов его исполнения.
Основными предпосылками
экономического характера являются переход Украины к рыночным отношениям, структурная перестройка экономики как долгосрочная ориентация на современные технико-
технологические, экономические и социальные стандарты.
Деформированная структура
национальной экономики имеет ряд негативных характеристик, среди которых несбалансированность
отраслевой структуры промышленности, значительный удельный вес физически и морально устаревших основных фондов, диспропорции в системе
инвестиционного обеспечения
хозяйственных комплексов. В связи с этим интеграция Украины в мировое хозяйство возможна лишь при условии развития положительных тенденций во всех отраслях экономики.
Экономические предпосылки
интеграции Украины поддерживаются социально-культурными предпосылками, среди которых - национальная идеологическая цель государства, направленная на создание условий обеспечения жизни всех слоев населения, формирование ориентированной на мировые приоритеты системы науки и образования, развитие современных информационных систем и
коммуникаций.
Вступлению Украины в
мирохозяйственный комплекс должны способствовать активная и либеральная внешнеэкономическая деятельность, создание благоприятных условий для иностранного инвестирования и
транснационализации крупных
производств, интенсификация
интеграционных процессов с ЕС посредством вступления в ВТО. На данном этапе следует подчеркнуть такие приоритеты структурной переориентации экономики:
научно-техническое и
технологическое обновление
производства посредством глубокой модернизации, что позволит обеспечить его конкурентоспособность;
снижение внешней зависимости национальной экономики в развитии ключевых отраслей посредством повышения уровня внутренней сбалансированности и обеспечения полных производственных циклов;
формирование условий для социальноориентированного развития национальной экономики за счет трансформации ее структуры и обеспечения баланса потребительского рынка и доходов населения.
Национальные конкурентные
преимущества могут быть реализованы посредством развития внутреннего рынка как фактора долгосрочного
экономического роста. Авторы работы [1] определяют это как новую парадигму развития, которая "представляет собой шаг от догмата свободного рынка и минимальной роли государства в экономике до активной государственной политики стимулирования долгосрочного роста и развития"[1, 3]. Новая парадигма взаимодействия внутренних факторов и адаптации к вхождению в межгосударственную интеграцию
рассматривает внутренний рынок как источник дальнейшего роста экономики. Развитию внутреннего рынка на новом этапе предшествуют разносторонние предпосылки, основными из них являются: экспортная ориентированность украинской экономики, которая на
определенном этапе обеспечила положительные экономические
результаты, а в условиях вступления в ВТО может быть ограничена в связи с конкурентными изменениями на внешних рынках; преобладание экстенсивного пути развития в экономике под влиянием внешних геополитических интересов; сужение внутреннего национального рынка в результате разрушения хозяйственных связей после распада СССР, что привело к резкому снижению объемов производства и его технологического уровня во всех отраслях экономики, росту безработицы и снижению уровня жизни населения; взаимосвязь
приоритетов становления внутреннего рынка, определяющих направления фактического развития экономики, с внешнеэкономической деятельностью.
Система рыночного хозяйствования Украины, несмотря на высокую потенциональную стоимость
разведанных запасов полезных ископаемых и достаточно высокий уровень промышленного развития, не нацелена на первоочередное и интенсивное использование новых технологий, что соответствовало бы инновационному характеру развития. Украина в ходе рыночных преобразований превратилась в сырьевой придаток развитых стран, конъюнктура мирового рынка сырья определяет верхнюю планку развития украинской экономики. Стимулировать развитие машиностроения и других
высокотехнологичных отраслей способен преимущественно внутренний рынок.
Политика опережающего развития внутреннего рынка в условиях интеграции Украины в
мирохозяйственную систему должна основываться на следующих
положениях. Во-первых, на
транснационализации украинской
экономики, ориентированной на международную конкурентоспособность; в этом направлении важны не только расширенное привлечение иностранных инвестиций, но и прежде всего создание транснациональных корпораций в ведущих отраслях промышленности Украины - приборо-, судо-, самолетостроении, аэрокосмической технике, транспортной инфраструктуре. Во-вторых, комбинированная модель экономического роста, основанная на сочетании внутренней и
внешнеэкономической направленности, должна поддерживаться государством с целью обеспечения оптимальных структур и устойчивости внутреннего рынка; в этом разрезе государство должно обеспечить эффективное взаимодействие с мировыми
регулятивными организациями,
основанное на предварительной оценке положительных и отрицательных последствий присоединения к ВТО. В-третьих, макроэкономические аспекты развития внутреннего рынка
предполагают, помимо приватизации и корпоратизации, необходимость развития национальных конкурентоспособных промышленно-технологических систем, модернизацию производства и стимулирование внедрения новых технологий. В-четвертых, одним из ведущих положений политики опережающего развития внутреннего рынка является направленность на преодоление сдерживающих факторов, основными среди которых являются: несбалансированность рынков
продукции и ресурсов; низкая покупательная способность предприятий; неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры.
Анализ проблем экономического развития Украины в контексте
интернационализации выявляет новые подходы к оценке целей и направлений преобразования внутреннего рынка страны. Во-первых, углубление международной интеграции эффективно только при условии развитости национальных рынков; во-вторых, открытость экономики в международной интеграции должна быть регулируемой, поскольку нерегулируемая открытость экономики опасна в условиях либерализации, характерной для мирового рынка.
По свидетельству зарубежных экспертов, уровень открытости украинской экономики невысок: в рейтинге 1998 г. из 161 страны Украина занимала 124 место, а в 1999 г. экспертами Мирового банка экономика Украины оценивалась как «закрытая» [8, 16]. Вместе с тем соотношение объемов экспортно-импортной деятельности и ВВП в Украине характерно для страны с достаточно высоким уровнем открытости экономики: доля экспорта в ВВП составила 56,4%, доля импорта - 51,4% (по данным 2002 г). Объемы экспорта и импорта товаров растут темпами, превышающими темпы роста ВВП [9; 10]. Однако эта открытость обусловлена как значительной зависимостью от импорта энергоносителей, так и вынужденной экспортной
направленностью крупнейших
промышленных комплексов Украины (черная металлургия, химическая промышленность). Кроме того, составляющими этой открытости являются потеря традиционных рынков сбыта в результате распада СССР и неразвитость внутреннего рынка вследствие структурного несовершенства национальной экономики.
Одним из показателей открытости украинской экономики является уровень использования ею прямых иностранных
инвестиций (ПИИ), относящихся к наи более надежным в условиях международной финансовой
нестабильности инвестиционным
источникам. За период с 2000 по 2003 г. в экономику Украины было привлечено 3375,8 млн. дол. США прямых иностранных инвестиций. На начало 2004 г общий совокупный капитал нерезидентов составил 6657,6 млн. дол. [9]. Индексы свидетельствуют о неравномерности поступления ПИИ в экономику страны: 2000 г. - 118,1, 2001 г. - 117,5, 2002 г. - 120,1, 2003 г. - 121,7 (в % к предыдущему году) и о незначительном росте в последние годы. Из общего объема ПИИ в промышленность поступает немногим более половины. Распределение их по отраслям неэффективно: в пищевой промышленности используется 31,7%, в машиностроении 17,5% [5, 128], значительные средства вложены в оптовую торговлю и посредничество в торговле, а также в финансовую деятельность. На начало 2004 г. показатель ПИИ на душу населения составил 140 дол., что выше, чем в предыдущие годы, но значительно ниже по сравнению с развивающимися странами, странами с переходной экономикой, а тем более - с развитыми странами. Национальная экономика практически исключена из мировых потоков прямых иностранных
инвестиций.
Инвестиционный спрос Украины составляет примерно 40 млрд. дол. [8, 19], однако на современном этапе страна не в состоянии эффективно использовать крупный иностранный капитал. Неблагоприятная конъюнктура
внутреннего финансового рынка при неэффективном использовании
иностранных инвестиций создает негативные условия для расширения
национального производства и соответственно внутреннего товарного рынка.
Одним из факторов привлечения иностранного капитала в процессе становления украинской экономики на этапе предстоящего членства в ВТО является активное использование различных источников внешнего финансирования, помимо прямых инвестиций. Среди них прежде всего государственные займы под гарантии правительства, а также кредиты МВФ, Мирового банка, ЕБРР, надежность которых достаточно высока, а условия использования - приемлемы. Авторы работы [8], оценивая доступ в экономику Украины различных источников внешнего финансирования,
подчеркивают его ограниченность по прямым и портфельным инвестициям, в том числе по государственным ценным бумагам (ОВГЗ, еврооблигации, внутренний и международный рынок). Незначительны объемы официальной финансовой помощи иностранных государств (институтов) при жестких условиях ее использования.
Роль членства в ВТО как активного способа привлечения инвестиций в экономику страны в настоящее время усиливается влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Общая либерализация международной торговли в условиях возрастающей глобализации обусловила усиление международной конкуренции, что требует повышения качества,
технологического уровня и оптимизации ценовых характеристик украинских товаров. Широкое применение зарубежными странами различных форм протекционизма и дискриминации украинских экспортеров и усложнение процедур сертификации ограничивают выход Украины на внешние рынки и,
следовательно, не способствуют модернизации промышленного
производства внутри страны.
Расширение возможностей для украинских производителей в
использовании иностранных инвестиций как конкретный результат присоединения к ВТО обеспечивает снижение негативного влияния перечисленных факторов и является стимулом для интеграции Украины в мировую систему. В случае неприсоединения Украины к ВТО средств на структурную перестройку экономики будет
недостаточно, что характеризует будущую ситуацию как
бесперспективную
При вступлении в ВТО Украина может иметь шанс на признание международными финансовыми
структурами перспективности ее экономического развития и на участие реальных финансовых потоков в этом развитии. При этом создание благоприятного климата для
иностранных инвестиций требует приведения законодательной и регулирующей систем страны в соответствие с нормами ВТО.
Учитывая современную роль ВТО, масштабы ее деятельности и уровень влияния на международную экономику, можно охарактеризовать позитивные результаты для Украины после присоединения к ВТО как систему следующих факторов: обеспечение доступа к мировым рынкам товаров, услуг, технологий, капиталов;
закрепление международно признанных прав для защиты национальных интересов на этих рынках; снижение коммерческих рисков, повышение конкурентоспособности и оживление производства в
экспортоориентированных отраслях экономики; уменьшение потерь от
дискриминационных мер; уменьшение транспортных расходов и пр.
Стратегические преимущества интеграции Украины сопряжены с резким обострением конкуренции в ряде секторов экономики, что связано со свободным допуском на национальный рынок импортных товаров. Негативные влияния имеют в большей мере тактический характер и характеризуются следующим:
во-первых, ограничения в получении преимуществ коснутся прежде всего внутренних рынков товаров с ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции и
стандартизированных массовых готовых изделий невысокой технологичности;
во-вторых, вступление в ВТО, не являясь гарантией урегулирования всех торговых проблем с зарубежными партнерами, угрожает ростом влияния жесткого нетарифного регулирования, что может отражаться на пополнении внутреннего рынка Украины
импортными товарами;
в-третьих, либерализация торговли может не только способствовать росту иностранных инвестиций, но и сдерживать их, так как более выгодным окажется импорт товаров и услуг.
Негативные проявления в экономике Украины могут коснуться не только отдельных товарных
производителей, отраслей, но и национальной экономики в целом. Однако, по мнению экспертов, преобладают позитивные оценки вступления Украины в ВТО без ожидания «шоковой» ситуации. К вступлению в ВТО необходимо серьезно готовиться не только высшему руководству страны, но и специалистам предприятий, прежде всего
экспортоориентированных.
Вступление Украины в ВТО позволит создать условия для интенсификации евроинтеграционной политики, что будет способствовать выполнению ею обязательств по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. По мнению российских специалистов, в
стратегической перспективе
преимущества от вступления России в ВТО намного превысят неизбежные тактические потери. При этом как следствие данного шага подчеркивается свободный доступ на отечественный рынок импортных товаров, что способно резко обострить конкуренцию в пищевой промышленности, фармавцевтической, химической, автомобильной
промышленности, авиастроении, мелком и среднем бизнесе [5, ¥5].Значителен перечень отраслей, вступление которых в ВТО связано с определенными трудностями и для украинской экономики.
Несмотря на схематичность и возможную неточность сведений, очевидны не только прямые, но и косвенные будущие потери, прежде всего для отраслей машиностроительного комплекса, в том числе авиа- и судостроения. Общие прогнозные потери национального производства могут составить 1,5 млрд. дол. США по оценке состояния в краткосрочном периоде (использованы материалы,
опубликованные в работах [2, 3, 5, 7]. О стратегическом характере позитивных изменений свидетельствует опыт членства в ВТО Молдавии, Киргизии и других стран.
Наиболее острыми негативными последствиями в Украине следует назвать: во-первых, усиление
конкуренции на внутреннем рынке в связи с активизацией импорта сравнительно более дешевых,
привлекательных и
высокотехнологичных товаров, что повлечет за собой сокращение объемов производства и сужение национального рынка; во-вторых, ограничение возможностей использования мер, стимулирующих производство
продукции на экспорт и способствующих расширению производства
отечественных товаров высоких стадий обработки; в-третьих, расширение номенклатуры экспортируемых товаров сырьевых секторов экономики, связанных с использованием природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Такие последствия характерны для черной и цветной металлургии, легкой,
химической, деревообрабатывающей, судо-, авиа-, автомобилестроения.
Характер положительных
последствий от вступления в ВТО связан, во-первых, с возможным увеличением иностранных инвестиций для
технологического и технического обновления производства, во-вторых, с отменой ограничений на поставку продукции в страны ЕС и расширением рынков сбыта. Такие ожидания характерны для черной металлургии, химической и легкой промышленности, некоторых отраслей машиностроения. Усиление позиций на товарных рынках стран-членов ЕС за счет инвестиционного наполнения
промышленного сектора создает перспективу расширения ассортимента и улучшения качества продукции, повышение ее конкурентоспособности.
Анализ предпосылок и возможных последствий вступления хозяйственного комплекса Украины в ВТО позволяет сделать следующие выводы:
основными предпосылками
интеграции внутреннего товарного рынка Украины являются переход страны к рыночным отношениям, структурная
перестройка экономики, достаточно активная и либеральная
внешнеэкономическая деятельность, стремление к созданию благоприятных условий для иностранного
инвестирования к транснационализации крупных производств;
национальные конкурентные
преимущества Украины на современном этапе интеграции в мирохозяйственную систему могут быть реализованы посредством политики активного развития внутреннего рынка. Основные положения этой политики состоят в ориентации украинской экономики на конкурентоспособность на мировом уровне, сочетании внутренней и внешнеэкономической направленности хозяйственного комплекса, эффективном взаимодействии с мировыми
регулятивными институтами;
помимо отраслевых характеристик, выход на международный рынок сопряжен с общими проблемами национальной экономики, среди которых - необходимость адаптации к международным стандартам, решение проблем защиты интеллектуальной собственности, преодоление внутренних противоречий, не согласованных с принципами ВТО;
в прогнозах и планах развития внутреннего рынка необходимо учитывать динамику будущих цен на мировых рынках по важнейшим товарам, что позволит предопределять насыщение рынка импортируемыми товарами. Это особенно важно относительно энергетических ресурсов, в обеспечении которыми Украина в значительной мере зависит от внешних поставок, прежде всего из России;
радикальные изменения в системе хозяйствования, связанные с адаптацией к условиям ВТО и открытости экономики, должны быть просчитаны
правительством Украины по отраслям и хозяйственному комплексу в целом. Предварительная подготовка таких материалов позволит предопределить изменения в промышленной, аграрной, инвестиционно-финансовой средах.
Специалисты подчеркивают, что либерализация условий развития национальной экономики наступит не ранее 2010-2012 гг., для других отраслей этот срок различен;
актуальной задачей сегодняшнего этапа подготовки ко вступлению в ВТО является изучение опыта Российской Федерации. В отличие от Украины, российские специалисты активно разрабатывают возможные сценарии форсированной интеграции в мировую экономику (например, в рамках программы «Стратегия развития России до 2010 г».) Подобные разработки способствуют согласованности позиций государства и бизнеса в вопросах вступления в ВТО;
в разработках правительства следует выявить возможности по осуществлению полной либерализации внешней торговли, ликвидации барьеров как для экспорта, так и для импорта продукции, ускорению процессов приватизации и ликвидации
экономически несостоятельных
предприятий. Особое внимание должно быть уделено неравенству стартовых условий для различных отраслей, возможному свертыванию производства на значительной части предприятий обрабатывающей промышленности, усилению импортной составляющей в продукции конкурентоспособных
предприятий, а также созданию государственной системы мониторинга для выявления «точек роста».
потенциал продуктивного
сотрудничества Украины с
межгосударственными экономическими
организациями сопряжен с
необходимостью включения в процессы формирования мировой
институциональной инфраструктуры через взаимодействие с МВФ, Мировым банком, системой ВТО. Украина имеет перспективы определенной
международной конкурентоспособности при условии собственной стратегии интеграционализации, обеспечивающей развитие национального производства и внутреннего рынка в соответствии с ключевыми мирохозяйственными
тенденциями.
Литература
1. Геець В.М., Точилш В О. Концепщя розвитку внутршнього ринку Украши // Вюник 1нституту економiчного прогнозування. - 2002. -№2. - С.3-9.
2. Лагутiн В. Розвиток внутршнього ринку в Украшк проблеми та перспективи //Вiсник КНТЕУ - 2003. -№2. - С. 5-12.
3. Чаюн Т. Умови розвитку внутршнього ринку Украши в контекст вступу до СОТ // Вюник КНТЕУ. - 2004. - №6. - С.56-62.
4. Губський Б. Свропейський вектор штеграцшно! полггики Украши // Економка Украши. - 2003. - №5. - С.19-27.
5. Захарченко В.1. 1нтегращя промислового комплексу Украши у свгтову промислову систему // Стратепчна панорама. - 2004. - №3. -С.124-132.
6. Семенов Г.А., Семенов А.Г. Роль Украины в мировом рынке черных металлов // Вюник економiчноi науки Украши. - 2004. - №2. - С.19-22.
7. Богорош О. Передбачення наслщюв вщ вступу Украiни до СОТ // Економют - 2003. - №4. - С. 51-54.
8. Губский Б., Лукьяненко Д., Сиденко В. Интернационализация
украинской экономики // Экономика Украины. - 2000. - №9. -С.16-26.
9. Укра'на в цифрах у 2003 рощ / Держкомстат Украши. - К., 2004. - 270 с.
10. Економка Украши за ачень -грудень 2004 року // Урядовий кур'ер. -2005. - № 15. (27 ач.). - С. 5-6.
11. Базилевич В. Розвиток внутршнього ринку в умовах глобалiзацГi: тенденци та суперечносп // Банкiвська справа. - 2004. - №2. - С.7-13.