Научная статья на тему 'О возможных мерах защиты внутреннего товарного рынка в условиях вступления Украины в ВТО'

О возможных мерах защиты внутреннего товарного рынка в условиях вступления Украины в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиш Е.В., Телюк В.А.

Розглянуто передумови інтеграції промислового комплексу України до світової господарської системи; показано фактори, які визначають наслідки вступу до СОТ щодо розвитку внутрішнього товарного ринку.Рассмотрены предпосылки интеграции промышленного комплекса Украины в мировую хозяйственную систему; показаны факторы, определяющие последствия вступления в ВТО для развития внутреннего товарного рынка.Preconditions for integration of the Ukrainian industrial complex to the world economic system have been considered, the factors defining results of entering to WTO for the domestic goods market development have been shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможных мерах защиты внутреннего товарного рынка в условиях вступления Украины в ВТО»

Е.В. Кулиш, В.А Телюк

О ВОЗМОЖНЫХ МЕРАХ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО ТОВАРНОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВТО

Одним из приоритетных направлений экономической политики Украины является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), что обеспечит активное участие страны в современных процессах интеграции и позволит преодолеть искусственную обособленность от мирового хозяйства и его товарных рынков.

Опыт других стран-членов ВТО свидетельствует о том, что необходимо применять сбалансированный подход к оценке положительных и отрицательных последствий для внутреннего рынка в условиях вступления в ВТО. Обеспечение оптимальной емкости, устойчивой структуры и динамичности внутреннего рынка является важной проблемой государственной

экономической политики на данном этапе развития.

Проблемы интеграции

промышленного комплекса Украины в мировое хозяйство активно

разрабатываются многими авторами: в работах В.Гееца, В. Точилина [1], В. Лагутенко [2], Т.Чаюна [3] рассмотрены концептуальные основы перспектив развития внутреннего рынка; в работах Б.Губского [4], В.Захарченко [5], Г. Семенова, А.Семенова [6], О.Богороша [7] исследуются последствия вступления в ВТО и Европейский союз.

Целью настоящей статьи является обобщение предпосылок интеграции товарного рынка Украины посредством вступления в ВТО и выявление последствий функционирования

национального рынка на принципах ВТО (в разрезе отраслей промышленности).

По уровню экономического и научного потенциала Украина входит в первую пятерку стран Европы, однако по эффективности его использования замыкает первую сотню стран мира. Это связано с низкой

конкурентоспособностью экспортного производства, тяжелым периодом депрессии в экономике, связанной со структурными преобразованиями и переходом на рыночные отношения. Рыночный период развития с определенной закономерностью

подчеркнул, что настоящее богатство заключено не в обеспеченности страны природными ресурсами, трудовым и научным потенциалом, а в качестве жизни населения, возможности использовать новейшие достижения цивилизации. Необходимость активного участия Украины в современных интеграционных процессах обусловлена преимуществами международного

разделения труда и объективной потребностью преодолеть искусственную обособленность страны от мирового хозяйства и его товарных рынков. Для осуществления процесса интеграции Украины в современное

мирохозяйственное пространство

необходимы определенные предпосылки: политические, правовые, экономические, социально-культурные.

Политические и правовые предпосылки интеграции определяются территориальной целостностью и адекватной системой национальной безопасности, безусловным выполнением

© Кулиш Евгения Васильевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник; Телюк Вера Акимовна - младший научный сотрудник. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

международных обязательств, участием в региональных и глобальных

политических процессах, формированием соответствующего законодательства и выработкой эффективных механизмов и инструментов его исполнения.

Основными предпосылками

экономического характера являются переход Украины к рыночным отношениям, структурная перестройка экономики как долгосрочная ориентация на современные технико-

технологические, экономические и социальные стандарты.

Деформированная структура

национальной экономики имеет ряд негативных характеристик, среди которых несбалансированность

отраслевой структуры промышленности, значительный удельный вес физически и морально устаревших основных фондов, диспропорции в системе

инвестиционного обеспечения

хозяйственных комплексов. В связи с этим интеграция Украины в мировое хозяйство возможна лишь при условии развития положительных тенденций во всех отраслях экономики.

Экономические предпосылки

интеграции Украины поддерживаются социально-культурными предпосылками, среди которых - национальная идеологическая цель государства, направленная на создание условий обеспечения жизни всех слоев населения, формирование ориентированной на мировые приоритеты системы науки и образования, развитие современных информационных систем и

коммуникаций.

Вступлению Украины в

мирохозяйственный комплекс должны способствовать активная и либеральная внешнеэкономическая деятельность, создание благоприятных условий для иностранного инвестирования и

транснационализации крупных

производств, интенсификация

интеграционных процессов с ЕС посредством вступления в ВТО. На данном этапе следует подчеркнуть такие приоритеты структурной переориентации экономики:

научно-техническое и

технологическое обновление

производства посредством глубокой модернизации, что позволит обеспечить его конкурентоспособность;

снижение внешней зависимости национальной экономики в развитии ключевых отраслей посредством повышения уровня внутренней сбалансированности и обеспечения полных производственных циклов;

формирование условий для социальноориентированного развития национальной экономики за счет трансформации ее структуры и обеспечения баланса потребительского рынка и доходов населения.

Национальные конкурентные

преимущества могут быть реализованы посредством развития внутреннего рынка как фактора долгосрочного

экономического роста. Авторы работы [1] определяют это как новую парадигму развития, которая "представляет собой шаг от догмата свободного рынка и минимальной роли государства в экономике до активной государственной политики стимулирования долгосрочного роста и развития"[1, 3]. Новая парадигма взаимодействия внутренних факторов и адаптации к вхождению в межгосударственную интеграцию

рассматривает внутренний рынок как источник дальнейшего роста экономики. Развитию внутреннего рынка на новом этапе предшествуют разносторонние предпосылки, основными из них являются: экспортная ориентированность украинской экономики, которая на

определенном этапе обеспечила положительные экономические

результаты, а в условиях вступления в ВТО может быть ограничена в связи с конкурентными изменениями на внешних рынках; преобладание экстенсивного пути развития в экономике под влиянием внешних геополитических интересов; сужение внутреннего национального рынка в результате разрушения хозяйственных связей после распада СССР, что привело к резкому снижению объемов производства и его технологического уровня во всех отраслях экономики, росту безработицы и снижению уровня жизни населения; взаимосвязь

приоритетов становления внутреннего рынка, определяющих направления фактического развития экономики, с внешнеэкономической деятельностью.

Система рыночного хозяйствования Украины, несмотря на высокую потенциональную стоимость

разведанных запасов полезных ископаемых и достаточно высокий уровень промышленного развития, не нацелена на первоочередное и интенсивное использование новых технологий, что соответствовало бы инновационному характеру развития. Украина в ходе рыночных преобразований превратилась в сырьевой придаток развитых стран, конъюнктура мирового рынка сырья определяет верхнюю планку развития украинской экономики. Стимулировать развитие машиностроения и других

высокотехнологичных отраслей способен преимущественно внутренний рынок.

Политика опережающего развития внутреннего рынка в условиях интеграции Украины в

мирохозяйственную систему должна основываться на следующих

положениях. Во-первых, на

транснационализации украинской

экономики, ориентированной на международную конкурентоспособность; в этом направлении важны не только расширенное привлечение иностранных инвестиций, но и прежде всего создание транснациональных корпораций в ведущих отраслях промышленности Украины - приборо-, судо-, самолетостроении, аэрокосмической технике, транспортной инфраструктуре. Во-вторых, комбинированная модель экономического роста, основанная на сочетании внутренней и

внешнеэкономической направленности, должна поддерживаться государством с целью обеспечения оптимальных структур и устойчивости внутреннего рынка; в этом разрезе государство должно обеспечить эффективное взаимодействие с мировыми

регулятивными организациями,

основанное на предварительной оценке положительных и отрицательных последствий присоединения к ВТО. В-третьих, макроэкономические аспекты развития внутреннего рынка

предполагают, помимо приватизации и корпоратизации, необходимость развития национальных конкурентоспособных промышленно-технологических систем, модернизацию производства и стимулирование внедрения новых технологий. В-четвертых, одним из ведущих положений политики опережающего развития внутреннего рынка является направленность на преодоление сдерживающих факторов, основными среди которых являются: несбалансированность рынков

продукции и ресурсов; низкая покупательная способность предприятий; неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры.

Анализ проблем экономического развития Украины в контексте

интернационализации выявляет новые подходы к оценке целей и направлений преобразования внутреннего рынка страны. Во-первых, углубление международной интеграции эффективно только при условии развитости национальных рынков; во-вторых, открытость экономики в международной интеграции должна быть регулируемой, поскольку нерегулируемая открытость экономики опасна в условиях либерализации, характерной для мирового рынка.

По свидетельству зарубежных экспертов, уровень открытости украинской экономики невысок: в рейтинге 1998 г. из 161 страны Украина занимала 124 место, а в 1999 г. экспертами Мирового банка экономика Украины оценивалась как «закрытая» [8, 16]. Вместе с тем соотношение объемов экспортно-импортной деятельности и ВВП в Украине характерно для страны с достаточно высоким уровнем открытости экономики: доля экспорта в ВВП составила 56,4%, доля импорта - 51,4% (по данным 2002 г). Объемы экспорта и импорта товаров растут темпами, превышающими темпы роста ВВП [9; 10]. Однако эта открытость обусловлена как значительной зависимостью от импорта энергоносителей, так и вынужденной экспортной

направленностью крупнейших

промышленных комплексов Украины (черная металлургия, химическая промышленность). Кроме того, составляющими этой открытости являются потеря традиционных рынков сбыта в результате распада СССР и неразвитость внутреннего рынка вследствие структурного несовершенства национальной экономики.

Одним из показателей открытости украинской экономики является уровень использования ею прямых иностранных

инвестиций (ПИИ), относящихся к наи более надежным в условиях международной финансовой

нестабильности инвестиционным

источникам. За период с 2000 по 2003 г. в экономику Украины было привлечено 3375,8 млн. дол. США прямых иностранных инвестиций. На начало 2004 г общий совокупный капитал нерезидентов составил 6657,6 млн. дол. [9]. Индексы свидетельствуют о неравномерности поступления ПИИ в экономику страны: 2000 г. - 118,1, 2001 г. - 117,5, 2002 г. - 120,1, 2003 г. - 121,7 (в % к предыдущему году) и о незначительном росте в последние годы. Из общего объема ПИИ в промышленность поступает немногим более половины. Распределение их по отраслям неэффективно: в пищевой промышленности используется 31,7%, в машиностроении 17,5% [5, 128], значительные средства вложены в оптовую торговлю и посредничество в торговле, а также в финансовую деятельность. На начало 2004 г. показатель ПИИ на душу населения составил 140 дол., что выше, чем в предыдущие годы, но значительно ниже по сравнению с развивающимися странами, странами с переходной экономикой, а тем более - с развитыми странами. Национальная экономика практически исключена из мировых потоков прямых иностранных

инвестиций.

Инвестиционный спрос Украины составляет примерно 40 млрд. дол. [8, 19], однако на современном этапе страна не в состоянии эффективно использовать крупный иностранный капитал. Неблагоприятная конъюнктура

внутреннего финансового рынка при неэффективном использовании

иностранных инвестиций создает негативные условия для расширения

национального производства и соответственно внутреннего товарного рынка.

Одним из факторов привлечения иностранного капитала в процессе становления украинской экономики на этапе предстоящего членства в ВТО является активное использование различных источников внешнего финансирования, помимо прямых инвестиций. Среди них прежде всего государственные займы под гарантии правительства, а также кредиты МВФ, Мирового банка, ЕБРР, надежность которых достаточно высока, а условия использования - приемлемы. Авторы работы [8], оценивая доступ в экономику Украины различных источников внешнего финансирования,

подчеркивают его ограниченность по прямым и портфельным инвестициям, в том числе по государственным ценным бумагам (ОВГЗ, еврооблигации, внутренний и международный рынок). Незначительны объемы официальной финансовой помощи иностранных государств (институтов) при жестких условиях ее использования.

Роль членства в ВТО как активного способа привлечения инвестиций в экономику страны в настоящее время усиливается влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Общая либерализация международной торговли в условиях возрастающей глобализации обусловила усиление международной конкуренции, что требует повышения качества,

технологического уровня и оптимизации ценовых характеристик украинских товаров. Широкое применение зарубежными странами различных форм протекционизма и дискриминации украинских экспортеров и усложнение процедур сертификации ограничивают выход Украины на внешние рынки и,

следовательно, не способствуют модернизации промышленного

производства внутри страны.

Расширение возможностей для украинских производителей в

использовании иностранных инвестиций как конкретный результат присоединения к ВТО обеспечивает снижение негативного влияния перечисленных факторов и является стимулом для интеграции Украины в мировую систему. В случае неприсоединения Украины к ВТО средств на структурную перестройку экономики будет

недостаточно, что характеризует будущую ситуацию как

бесперспективную

При вступлении в ВТО Украина может иметь шанс на признание международными финансовыми

структурами перспективности ее экономического развития и на участие реальных финансовых потоков в этом развитии. При этом создание благоприятного климата для

иностранных инвестиций требует приведения законодательной и регулирующей систем страны в соответствие с нормами ВТО.

Учитывая современную роль ВТО, масштабы ее деятельности и уровень влияния на международную экономику, можно охарактеризовать позитивные результаты для Украины после присоединения к ВТО как систему следующих факторов: обеспечение доступа к мировым рынкам товаров, услуг, технологий, капиталов;

закрепление международно признанных прав для защиты национальных интересов на этих рынках; снижение коммерческих рисков, повышение конкурентоспособности и оживление производства в

экспортоориентированных отраслях экономики; уменьшение потерь от

дискриминационных мер; уменьшение транспортных расходов и пр.

Стратегические преимущества интеграции Украины сопряжены с резким обострением конкуренции в ряде секторов экономики, что связано со свободным допуском на национальный рынок импортных товаров. Негативные влияния имеют в большей мере тактический характер и характеризуются следующим:

во-первых, ограничения в получении преимуществ коснутся прежде всего внутренних рынков товаров с ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции и

стандартизированных массовых готовых изделий невысокой технологичности;

во-вторых, вступление в ВТО, не являясь гарантией урегулирования всех торговых проблем с зарубежными партнерами, угрожает ростом влияния жесткого нетарифного регулирования, что может отражаться на пополнении внутреннего рынка Украины

импортными товарами;

в-третьих, либерализация торговли может не только способствовать росту иностранных инвестиций, но и сдерживать их, так как более выгодным окажется импорт товаров и услуг.

Негативные проявления в экономике Украины могут коснуться не только отдельных товарных

производителей, отраслей, но и национальной экономики в целом. Однако, по мнению экспертов, преобладают позитивные оценки вступления Украины в ВТО без ожидания «шоковой» ситуации. К вступлению в ВТО необходимо серьезно готовиться не только высшему руководству страны, но и специалистам предприятий, прежде всего

экспортоориентированных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вступление Украины в ВТО позволит создать условия для интенсификации евроинтеграционной политики, что будет способствовать выполнению ею обязательств по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. По мнению российских специалистов, в

стратегической перспективе

преимущества от вступления России в ВТО намного превысят неизбежные тактические потери. При этом как следствие данного шага подчеркивается свободный доступ на отечественный рынок импортных товаров, что способно резко обострить конкуренцию в пищевой промышленности, фармавцевтической, химической, автомобильной

промышленности, авиастроении, мелком и среднем бизнесе [5, ¥5].Значителен перечень отраслей, вступление которых в ВТО связано с определенными трудностями и для украинской экономики.

Несмотря на схематичность и возможную неточность сведений, очевидны не только прямые, но и косвенные будущие потери, прежде всего для отраслей машиностроительного комплекса, в том числе авиа- и судостроения. Общие прогнозные потери национального производства могут составить 1,5 млрд. дол. США по оценке состояния в краткосрочном периоде (использованы материалы,

опубликованные в работах [2, 3, 5, 7]. О стратегическом характере позитивных изменений свидетельствует опыт членства в ВТО Молдавии, Киргизии и других стран.

Наиболее острыми негативными последствиями в Украине следует назвать: во-первых, усиление

конкуренции на внутреннем рынке в связи с активизацией импорта сравнительно более дешевых,

привлекательных и

высокотехнологичных товаров, что повлечет за собой сокращение объемов производства и сужение национального рынка; во-вторых, ограничение возможностей использования мер, стимулирующих производство

продукции на экспорт и способствующих расширению производства

отечественных товаров высоких стадий обработки; в-третьих, расширение номенклатуры экспортируемых товаров сырьевых секторов экономики, связанных с использованием природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Такие последствия характерны для черной и цветной металлургии, легкой,

химической, деревообрабатывающей, судо-, авиа-, автомобилестроения.

Характер положительных

последствий от вступления в ВТО связан, во-первых, с возможным увеличением иностранных инвестиций для

технологического и технического обновления производства, во-вторых, с отменой ограничений на поставку продукции в страны ЕС и расширением рынков сбыта. Такие ожидания характерны для черной металлургии, химической и легкой промышленности, некоторых отраслей машиностроения. Усиление позиций на товарных рынках стран-членов ЕС за счет инвестиционного наполнения

промышленного сектора создает перспективу расширения ассортимента и улучшения качества продукции, повышение ее конкурентоспособности.

Анализ предпосылок и возможных последствий вступления хозяйственного комплекса Украины в ВТО позволяет сделать следующие выводы:

основными предпосылками

интеграции внутреннего товарного рынка Украины являются переход страны к рыночным отношениям, структурная

перестройка экономики, достаточно активная и либеральная

внешнеэкономическая деятельность, стремление к созданию благоприятных условий для иностранного

инвестирования к транснационализации крупных производств;

национальные конкурентные

преимущества Украины на современном этапе интеграции в мирохозяйственную систему могут быть реализованы посредством политики активного развития внутреннего рынка. Основные положения этой политики состоят в ориентации украинской экономики на конкурентоспособность на мировом уровне, сочетании внутренней и внешнеэкономической направленности хозяйственного комплекса, эффективном взаимодействии с мировыми

регулятивными институтами;

помимо отраслевых характеристик, выход на международный рынок сопряжен с общими проблемами национальной экономики, среди которых - необходимость адаптации к международным стандартам, решение проблем защиты интеллектуальной собственности, преодоление внутренних противоречий, не согласованных с принципами ВТО;

в прогнозах и планах развития внутреннего рынка необходимо учитывать динамику будущих цен на мировых рынках по важнейшим товарам, что позволит предопределять насыщение рынка импортируемыми товарами. Это особенно важно относительно энергетических ресурсов, в обеспечении которыми Украина в значительной мере зависит от внешних поставок, прежде всего из России;

радикальные изменения в системе хозяйствования, связанные с адаптацией к условиям ВТО и открытости экономики, должны быть просчитаны

правительством Украины по отраслям и хозяйственному комплексу в целом. Предварительная подготовка таких материалов позволит предопределить изменения в промышленной, аграрной, инвестиционно-финансовой средах.

Специалисты подчеркивают, что либерализация условий развития национальной экономики наступит не ранее 2010-2012 гг., для других отраслей этот срок различен;

актуальной задачей сегодняшнего этапа подготовки ко вступлению в ВТО является изучение опыта Российской Федерации. В отличие от Украины, российские специалисты активно разрабатывают возможные сценарии форсированной интеграции в мировую экономику (например, в рамках программы «Стратегия развития России до 2010 г».) Подобные разработки способствуют согласованности позиций государства и бизнеса в вопросах вступления в ВТО;

в разработках правительства следует выявить возможности по осуществлению полной либерализации внешней торговли, ликвидации барьеров как для экспорта, так и для импорта продукции, ускорению процессов приватизации и ликвидации

экономически несостоятельных

предприятий. Особое внимание должно быть уделено неравенству стартовых условий для различных отраслей, возможному свертыванию производства на значительной части предприятий обрабатывающей промышленности, усилению импортной составляющей в продукции конкурентоспособных

предприятий, а также созданию государственной системы мониторинга для выявления «точек роста».

потенциал продуктивного

сотрудничества Украины с

межгосударственными экономическими

организациями сопряжен с

необходимостью включения в процессы формирования мировой

институциональной инфраструктуры через взаимодействие с МВФ, Мировым банком, системой ВТО. Украина имеет перспективы определенной

международной конкурентоспособности при условии собственной стратегии интеграционализации, обеспечивающей развитие национального производства и внутреннего рынка в соответствии с ключевыми мирохозяйственными

тенденциями.

Литература

1. Геець В.М., Точилш В О. Концепщя розвитку внутршнього ринку Украши // Вюник 1нституту економiчного прогнозування. - 2002. -№2. - С.3-9.

2. Лагутiн В. Розвиток внутршнього ринку в Украшк проблеми та перспективи //Вiсник КНТЕУ - 2003. -№2. - С. 5-12.

3. Чаюн Т. Умови розвитку внутршнього ринку Украши в контекст вступу до СОТ // Вюник КНТЕУ. - 2004. - №6. - С.56-62.

4. Губський Б. Свропейський вектор штеграцшно! полггики Украши // Економка Украши. - 2003. - №5. - С.19-27.

5. Захарченко В.1. 1нтегращя промислового комплексу Украши у свгтову промислову систему // Стратепчна панорама. - 2004. - №3. -С.124-132.

6. Семенов Г.А., Семенов А.Г. Роль Украины в мировом рынке черных металлов // Вюник економiчноi науки Украши. - 2004. - №2. - С.19-22.

7. Богорош О. Передбачення наслщюв вщ вступу Украiни до СОТ // Економют - 2003. - №4. - С. 51-54.

8. Губский Б., Лукьяненко Д., Сиденко В. Интернационализация

украинской экономики // Экономика Украины. - 2000. - №9. -С.16-26.

9. Укра'на в цифрах у 2003 рощ / Держкомстат Украши. - К., 2004. - 270 с.

10. Економка Украши за ачень -грудень 2004 року // Урядовий кур'ер. -2005. - № 15. (27 ач.). - С. 5-6.

11. Базилевич В. Розвиток внутршнього ринку в умовах глобалiзацГi: тенденци та суперечносп // Банкiвська справа. - 2004. - №2. - С.7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.