МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ЗОИДОВ К. Х., ИОНИЧЕВА В. Н., КОБИЛ Ш.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ВТО СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС И НЕСТАБИЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ I1
Аннотация. Статья посвящена анализу предварительных итогов членства в ВТО стран постсоветского пространства в условиях евразийской экономической интеграции и глобальной нестабильности. Проанализированы основные макроэкономические показатели этих стран, выявлены факторы, влияющие на динамику таких показателей. Освещены проблемы либерализации внешней торговли в условиях перехода стран постсоветского пространства к рыночной экономике и интеграции в рамках ЕврАзЭС. Сформулированы предложения по оптимизации применения механизмов ВТО для стран постсоветского пространства для получения максимального экономического эффекта от их членства в ВТО.
Ключевые слова: моделирование, внешнеэкономическая деятельность, ВТО, страны СНГ, страны Балтии, постсоветское пространство, евразийская экономическая интеграция, Таможенный союз, ЕАЭС, нестабильность.
ZOIDOV К.КН., IONICHEVA ^Ы., КОЫЬ БН.
MODELING EXPERIENCE OF THE PARTICIPATION OF POST-SOVIET COUNTRIES IN THE WTO IN THE CONTEXT OF THE EEU INTEGRATION AND INSTABILITY. PART I
Abstract. This article analyzes preliminary results of the WTO membership of post-Soviet countries in the context of the Eurasian economic integration and global instability. It analyzes the main macroeconomic indicators in these countries, identifies factors affecting the dynamics of such indicators. It poses problems of trade liberalization in the context of transition of post-Soviet countries to a market economy and integration within the Eurasian Community. It gives proposals to optimize the use of the WTO mechanisms for the post-Soviet countries to maximize the economic benefits from their WTO membership.
Keywords: modeling, foreign economic activity, WTO, the CIS countries, the Baltic countries, the post-Soviet space, the Eurasian economic integration, customs union, EAEC, instability.
Введение
Внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших показателей состоятельности экономической системы государства и важнейшим фактором успешного обеспечения экономической безопасности, так как объём внешнеторгового оборота, и в особенности экспорта, служит мерилом востребованности, конкурентоспособности производимой продукции на внешнем мировом рынке.
Особенность циклического характера взаимосвязей между составными частями внешнеэкономической деятельности государств евразийского пространства обоснована нормальной логикой развития сырьевой страны с низким уровнем технологичности её экономической системы. В период роста цен на экспортные товары увеличиваются поступления валютной выручки, что создаёт финансовую основу для роста импортных поставок как в сфере потребления, так и в сфере средств производства. То есть рост финансовых возможностей за счёт экспорта товаров приводит к увеличению спроса на конкурентную по техническим характеристикам (соответственно, и по качеству) продукцию. Отсюда и несовпадение периодов роста импорта
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 1502-00436 а) и Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-08771 а).
ЗОИДОВ К.Х., ИОНИЧЕВА В.Н., КОБИЛ Ш.
МОПГЛИРОВАПИГ ОПЫТА УЧАСТИЯ Б ВТО СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ - В РАМКАХ ГАЭС И НЕСТАБИЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ I -
и экспорта. При этом валовое превышение экспорта над импортом позволяет снижать негативное влияние циклических спадов [12-14, 20-27].
Актуальность исследования опыта членства в ВТО стран постсоветского пространства в условиях евразийской экономической интеграции и глобальной нестабильности обусловлена острой необходимостью поиска и расширения источников экономического роста и устойчивого развития этих стран, в частности, роста их взаимной торговли, повышения инвестиционной привлекательности, развития промышленного производства, улучшения условий ведения бизнеса. Эффективность применения либеральных механизмов ВТО оказывает непосредственное влияние на уровень развития экономик стран-участниц, способствует сокращению барьеров при взаимной торговле между ними и повышению благосостояния граждан.
Основная цель настоящей статьи заключается в системно-комплексном исследовании основных проблем членства в ВТО стран постсоветского пространства в условиях евразийской экономической интеграции и глобальной нестабильности.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
- анализ условий вступления в ВТО стран постсоветского пространства;
- исследование динамики макроэкономических показателей стран постсоветского пространства, являющихся членами ВТО;
- разработка предложений по оптимизации применения механизмов ВТО для получения максимального экономического эффекта от членства в этой организации стран постсоветского пространства.
Таким образом, в рассматриваемой статье проанализированы условия вступления в ВТО стран постсоветского пространства; выявлены факторы, влияющие на экономическое развитие стран постсоветского пространства в период их членства в ВТО; проведена классификация этих стран по признаку их интеграционных предпочтений; осуществлён сравнительный анализ макроэкономических показателей стран постсоветского пространства в условиях их членства в ВТО; сформулированы рекомендации по оптимизации применения механизмов ВТО для стран постсоветского пространства, в том числе меры по развитию промышленного производства при поддержке экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства.
1. Анализ условий вступления в ВТО стран постсоветского пространства в условиях евразийской экономической интеграции и глобальной нестабильности
Интеграционные процессы, протекающие в мире, оказывают непосредственное влияние на развитие экономик государств и внешнеторговых связей между нами. Нередко государства участвуют в нескольких экономических союзах. Например, ряд стран постсоветского пространства, являясь членами ВТО, одновременно вступили (или готовятся к вступлению) в ЕАЭС [11, 14].
По мнению В. В. Перской, региональная интеграция является альтернативой многостороннему межгосударственному регулированию на базе соглашений ВТО; помимо этого, региональные объединения развивающихся стран направлены на импортозамещение за счёт взаимной торговли и расширения экспортной диверсификации [34]. Вместе с тем, защищая свои интересы и объединяясь на региональном уровне, страны — участницы региональных экономических союзов также активно вступают в ВТО в целях получения возможности применять механизмы этой международной торговой системы. Поэтому формирование региональных экономических объединений отнюдь не только не противоречит участию стран в ВТО, а при грамотном применении механизмов этой организации без ущерба для национальных интересов стран-участниц сможет вывести их внешнюю торговлю и национальное благосостояние на более высокий уровень. Именно поэтому исследование опыта стран постсоветского пространства в ВТО в условиях экономической интеграции в рамках ЕАЭС в современных условиях приобретает особую важность.
ВТО была создана на основании вступившего в силу 1 января 1948 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Первоначально данное соглашение подписали восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия, Великобритания, США и Куба). Впоследствии к ВТО стали присоединяться и другие страны: Бразилия, ЮАР, Индия,
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ИРОВЛГМЫ ПРЮЬРЛЙО&ЛНИУ экономики, №2, 2015
Пакистан, Норвегия. В настоящее время членами ВТО являются 160 государств. Инициатором создания организации считаются США, которые первые почувствовали необходимость в многостороннем регулировании международной торговли и снижении таможенных тарифов, поэтому считается, что, в первую очередь, именно США выгодно членство в ВТО как организаторам, поскольку членство в любой экономической организации выгодно, прежде всего, её создателям и первым участникам. Каждая последующая страна, вступающая в ВТО, оговаривает условия такого вступления и отстаивает свои интересы, что предполагает долгий и многоэтапный переговорный процесс.
Опыт стран — участниц ВТО показывает, что такое членство является выгодным для стран — производителей конкурентоспособной продукции. Эти страны с помощью механизмов ВТО нашли рынки сбыта такой продукции, а также источники сырья. Развивающиеся страны, вступая в ВТО, получили возможность по более низким ценам закупать готовую импортную продукцию, а также продавать сырьё за рубеж без торговых ограничений. Позиции экспортёров дешёвой сырьевой продукции являются более слабыми — они имеют меньше возможностей отстаивать свои интересы и заявлять свои условия.
Членство в ВТО предполагает распространение принципа свободной торговли по всему миру. Экономическая наука выделяет два основных преимущества свободной торговли, которые при грамотном применении механизмов ВТО могут быть достигнуты странами-участницами:
1. Стимуляция конкуренции и ограничение монополии. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Соперничество вынуждает их вводить новшества и внедрять технологии научно-технического прогресса, повышая качество продукции и способствуя экономическому росту.
2. Вторая выгода свободной торговли состоит в объединении различных стран, что позволяет преодолевать межнациональную вражду [27].
Свободная торговля достигается за счёт снижения и минимизации торговых барьеров, которые включают в себя методы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. Тарифные методы регулирования применяются путём введения таможенных пошлин на различные категории товаров; нетарифные методы регулирования представляют собой квотирование и лицензирование внешней торговли, т. е. введение количественных ограничений на ввоз товаров либо создание стандартов качества, для подтверждения которых импортёры должны получать лицензии на ввозимые товары [23]. Членство в ВТО допускает применение торговых барьеров, вместе с тем одним из принципов \той организации является регулирование торговли преимущественно тарифными методами. Что касается нетарифных мер, то их применение регулируется отдельными соглашениями ВТО, например, Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашением по применению статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг), Соглашением по защитным мерам и пр.
Принципы ВТО закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ 1947). Среди них: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров и др.[20-21].
Что касается вопроса правомерности и экономической целесообразности вступления в ВТО стран — членов ЕАЭС и других стран постсоветского пространства, уже вступивших в ВТО, то его можно рассматривать как с экономической, так и с юридической точек зрения.
С юридической точки зрения, в соответствии с договором от 19.05.2011 «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» положения Соглашения об учреждении ВТО становятся частью правовой системы ТС, при этом стороны приняли меры по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением ВТО. Договором исключается возможность превышения ставок Единого таможенного тарифа над ставками импортного таможенного тарифа в соответствии с договорённостями сторон по вступлению в ВТО. Если в Едином таможенном тарифе ТС указаны меньшие ставки таможенных пошлин,
ЗОИДОВ К.Х., ИОНИЧЕВА В.Н., КОБИЛ Ш.
МОПГЛИРОВАПИГ ОПЫТА УЧАСТИЯ Б ВТО СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ - В РАМКАХ ГАЭС И НЕСТАБИЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ I -
чем в соответствии с договорённостями вступающей в ТС страны — члена ВТО, то страны
ЕАЭС должны пересмотреть ставки таможенных пошлин своего таможенного тарифа.
Данная норма согласуется с частью 1 статьи XXIV ГАТТ 1947 положения соглашения ГАТТ, которая применяется к таможенным территориям, причём каждая такая таможенная территория рассматривается, как если бы она была договаривающейся стороной. Кроме того, согласно части 5 вышеуказанной статьи, положения Соглашения ГАТТ не препятствуют образованию территориями договаривающихся сторон таможенного союза или зоны свободной торговли либо принятию временного соглашения, необходимого для образования таможенного союза или зоны свободной торговли при соблюдении некоторых условий. Следовательно, не имеется юридических противоречий для вступления в ЕАЭС страны, которая уже является членом ВТО (например, Армении или Киргизии).
С экономической точки зрения при вступлении страны — участницы ВТО в ЕАЭС ставки Единого таможенного тарифа ТС должны быть приведены в соответствие со ставками таможенных пошлин вступающей в ЕАЭС страны (в соответствии с ее юридическими обязательствами перед ВТО). Следовательно, вступление данной страны в ЕАЭС затрагивает экономические интересы стран — участниц ЕАЭС. Снижение ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа окажет влияние на стоимость импортных товаров на внутреннем рынке стран ЕАЭС, скажется на уровне развития их промышленности. Например, Армения, являясь членом ВТО с 2003 года, вступила в ЕАЭС 1 января 2015 года; Киргизия, также являясь членом ВТО с 1998 года, проходит завершающие процедуры по вступлению в ЕАЭС, при этом страны — участницы ЕАЭС приводили Единый таможенный тариф в соответствие с договорённостями с ВТО стран, вступающих в ЕАЭС.
Успех членства стран постсоветского пространства в ВТО зависит от того, на каких условиях страна присоединялась к ВТО, а также от состояния экономики и уровня промышленного производства стран на момент присоединения. Поэтому переговорный процесс по вступлению в ВТО и начинается с анализа торгово-политического режима и состояния экономики присоединяющейся страны в рамках рабочей группы.
На сегодняшний день в ВТО вступили десять стран постсоветского пространства (табл. 1).
Таблица 1
Страны постсоветского пространства, вступившие в ВТО
№ п/п Государство — участник ВТО Год вступления
1 Киргизия 20.12.1998
2 Латвия 10.02.1999
3 Эстония 13.11.1999
4 Грузия 14.06.2000
5 Литва 31.05.2001
6 Молдавия 26.07.2001
7 Армения 05.02.2003
8 Украина 16.05.2008
9 Россия 22.08.2012
10 Таджикистан 02.03.2013
Результаты исследования Европейского банка развития (ЕАБР), представленные в проекте «Интеграционный барометр ЕАБР 2014», показывают, что для таких стран, как Казахстан, Таджикистан и Киргизия, характерна ориентация преимущественно на интеграцию со странами постсоветского пространства. Ориентация на интеграцию со странами ЕС характерна для Грузии, Молдовы и Украины (подписавшими соглашение «Об ассоциации с ЕС в июне 2014 года). В этой связи в рамках настоящего исследования страны постсоветского пространства, указанные в таблице 1, следует разделить на следующие группы, основываясь на их интеграционных предпочтениях:
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ПРОВЛГМЫ ПРЮЬРЛЙО&ЛНИУ экономики, №2, 2015
1. Страны, вступившие в ВТО, участвующие в процессе евразийской экономической интеграции (являющиеся членами ЕАЭС или ЕврАзЭС): Россия, Армения, Киргизия, Таджикистан.
2. Страны — участницы ВТО, заключившие Соглашение об ассоциации с Евросоюзом (Украина, Молдова, Грузия).
3. Страны Балтии — члены ЕС (Литва, Латвия, Эстония).
Отдельно следует упомянуть, что Белоруссия и Казахстан, которые являются членами ЕАЭС, до настоящего времени не вступили в ВТО, имея разную степень готовности. Беларусь в настоящее время ведёт переговоры о присоединении к ВТО, Казахстан в 2015 году должен пройти завершающую стадию переговоров [19].
Для нашей страны особенно важно исследование опыта членства в ВТО стран постсоветского пространства и оценка перспектив развития взаимных экономических и торговых связей. Россия нацелена на интеграцию в мировую торговую систему, с 22 августа 2012 года является полноправным членом ВТО. Опыт других стран постсоветского пространства помогает избежать ошибок в согласовании условий членства в ВТО, а также в применении норм и правил организации. Кроме того, развитие взаимной торговли со странами СНГ и другими государствами постсоветского пространства (странами Балтии и Грузией) имеет для России первостепенное значение. По мнению экспертов ЕАБР, страны постсоветского пространства имеют ключевую особенность — наличие сформировавшейся структуры экономики, которая является не только наследием СССР, но и результатом развития в последние 20 лет. Использование имеющегося экономического потенциала постсоветского пространства является ключевым вопросом долгосрочной экономической политики.
Вместе с тем в последнее время (январь-март 2015 года) наблюдается существенное падение объёмов взаимной торговли России и стран СНГ (табл. 2). Падение стоимостных объёмов экспорта частично объясняется снижением мировых цен на энергоносители.
Таблица 2
Объёмы торговли со странами СНГ в январе-марте 2014-2015 годов
(млн долл. США) [32]
Страна Экспорт Импорт
Январь-март 2014 года Январь-март 2015 года Январь-март 2014 года Январь-март 2015 года
Азербайджан 553,6 634,1 115,00 73,20
Армения 271,9 222,9 60,80 24,10
Беларусь 5 321,7 3 533,5 3 679,80 1 737,90
Казахстан 3 070 2 444,4 1 795,40 1 214,00
Киргизия 452,9 407,1 18,80 12,40
Молдова 440,9 381,3 68,40 37,80
Таджикистан 187,6 195,4 4,60 15,00
Туркмения 224,1 194,8 31,50 10,50
Узбекистан 671,1 533 228,90 128,70
Украина 5 854,7 2483 2 816,80 1 192,90
Диаграмма, представленная на рисунке 1, показывает, что основные объёмы взаимной торговли России осуществляются с Беларусью, Казахстаном и Украиной. Именно поэтому для России было так важно вхождение Украины в ЕЭП и ЕАЭС. По данным ЕАБР на 2013 год, кооперационные связи между Россией и Украиной в рамках машиностроительных производств обеспечивали до 2,5% от украинского ВВП, или 4,2 млн долл. доходов [14, 18-21].
Рис. 1. Объёмы взаимной торговли России (экспорта и импорта) со странами СНГ согласно данным ФСТ за январь-март 2015 года (в %) [32]
В первом приближении после распада СССР стартовые позиции и условия у стран, относящихся к постсоветскому пространству, должны быть идентичными, поскольку СССР являлся государством с ЕЭП и народнохозяйственным комплексом. С другой стороны, производительные силы на территории бывшего СССР размещались в зависимости от множества факторов (сырьевого, географического, транспортного, демографического и пр.), и экономики бывших советских республик взаимодополняли друг друга. Поэтому при разрыве созданных десятилетиями кооперационных связей одни бывшие республики оказались в более выигрышном, а другие в менее выигрышном положении. Кроме того, после обретения независимости режимы политического и экономического развития стран бывшего СССР отличались друг от друга. В этой связи в настоящее время страны постсоветского пространства имеют различные экономические показатели и эффект от членства в ВТО [12-24, 35-38].
При исследовании опыта членства в ВТО бывших союзных республик, по нашему мнению, следует особое внимание уделить следующим показателям: динамика внешней торговли стран — участниц ВТО; динамика ВВП; уровень развития производства в странах; поступление ПИИ; условия ведения бизнеса.
Следует отметить, что после распада СССР бывшие союзные республики осуществляли переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям [13, 35-38]. Эффективный переход к рыночной экономике требует внедрения государств в мировую торговую систему, которая предлагает свои условия и правила. Поэтому именно в переходных условиях те страны постсоветского пространства, которые готовы были ускоренными темпами внедрять либеральную систему внешней торговли, первыми начали переговорный процесс по вступлению в ВТО (Киргизия, Грузия, Молдавия и страны Балтии). Армения, Украина, Россия и Таджикистан более основательно подходили к согласованию условий членства в ВТО, стремились к поэтапной либерализации внешней торговли.
В настоящем исследовании рассмотрен опыт членства Китая в ВТО как страны, оптимальным образом согласовавшей условия вступления в данную международную организацию. Китаю удалось нарастить объёмы внешней торговли, при этом не потеряв темпов роста промышленного производства.
2. Опыт членства в ВТО Китая как пример для стран постсоветского пространства
Китай не относится к странам постсоветского пространства, но является социалистической страной, и его опыт вступления и членства в ВТО может стать примером для бывших союзных республик. При вступлении в ВТО именно Китай смог максимально отстоять свои интересы и получить наиболее выгодные для себя условия, которые не отразились негативным образом на производстве национальной продукции. Вступление Китая в ВТО принесло пользу всем участникам международной организации, и в первую очередь самому Китаю. Китай, вступивший в ВТО 11 декабря 2001 года, в рамках переговорного процесса настоял на статусе развивающейся страны, добился права на переходный период сроком в среднем 3-5 лет, права субсидировать сельское хозяйство и не ориентированное на экспорт промышленное производство; права регулирования цен на основные виды продукции; права на сохранение экспортных
пошлин на товары.
С момента вступления Китая в ВТО в 2001 году его ВВП вырос в семь раз (см. рис. 2 и рис. 3), при этом рост ВВП в 2014 году по сравнению с 2013 годом вырос на 7,4%.
Немаловажным является уровень развития промышленности КНР, который в настоящее время растёт и опережает все страны мира. Китай является одной из самых развитых промышленных стран — доля промышленного производства в ВВП Китая в 2013 году составила 44% [33].
Изменение объёмов внешней торговли Китая за два года до членства в ВТО и в последующие годы, наглядно отражены в таблице 2 и на рисунке 4.
Рис. 2. Динамика ВВП Китая с 1978 по 2014 год к индексу 1978 года
Рис. 3. Темпы прироста в 1978-2014 годах: ВВП Китая — dY
Внешняя торговля Китая в 1999-2014 годах [33]
Таблица 3
Объём внешней торговли (100 млн долл. США) Экспорт (100 млн долл. США) Импорт (100 млн долл. США) Торговый баланс (100 млн долл. США) Динамика поступления иностранных инвестиций (100 млн юаней)
1999 3 606,3 1 949,3 1 657 292,3 2 006,8
2000 4 742,9 2492 2 250,9 241,1 1 696,3
2001 5 096,5 2 661 2 435,5 225,5 1 730,7
2002 6 207,7 3 256 2 951,7 304,3 2 085,0
2003 8 509,9 4 382,3 4 127,6 254,7 2 599,4
2004 11 545,5 5 933,3 5 612,3 321 3 285,7
2005 14 219,1 7 619,5 6 599,5 1 020 3 978,8
2006 17 604,4 9 689,8 7 914,6 1 775,2 4 334,3
2007 21 765,7 12 204,6 3 551,2 8 653,4 5 132,7
2008 25 632,6 14 306,9 11 325,7 2 981,2 5 311,9
2009 22 075,4 12 016,1 10 059,2 1 956,9 4 623,7
2010 29 740 15 777,5 13 962,4 1 815,1 4 703,6
2011 36 418,6 18 983,8 17 434,8 1 549 5 062,0
2012 38 671,2 20 487,1 18 184,1 2 303 4 468,8
2013 41 589,9 22 090 19 499,9 2 590,1 4 319,4
2014 42 789,3 23 172,4 19 616,9 3 555,5 4 168,2
Таблица 3 показывает, что начиная с 2001 года (времени вступления Китая в ВТО) значительно увеличились объёмы внешней торговли, причём из года в год увеличивается сальдо торгового баланса (за исключением 2009, 2010, 2011 годов), что говорит о возрастающем спросе на китайские товары на мировом рынке. Таким образом, данные внешней торговли Китая отражают положительный эффект по результатам вступления данной страны в ВТО. Данные НБС Китая показывают плавный рост объёма инвестиций в страну начиная с 1999 года. Однако наиболее показательными являются данные по темпам прироста объёма инвестиций в КНР — они отражают увеличение темпов прироста инвестиций после вступления страны в ВТО (рис. 5).
Что касается условий ведения бизнеса в Китае, то из года в год этот показатель улучшается. Если в 2014 году показатель Doing business был 93 пункта, то в 2015 году он повысился на 3 пункта [39].
Рис. 4. Сальдо торгового баланса Китая с Рис. 5. Динамика поступления ПИИ в Китай 1999 по 2014 год (100 млн долл. США) в 2000-2014 годах (100 млн юаней)
Таким образом, Китай является страной, которую можно считать примером успешного членства в ВТО для стран постсоветского пространства. Результаты вступления в ВТО КНР характеризуются ростом ВВП страны, притоком иностранных инвестиций, ростом показателей промышленного производства. Положительное сальдо торгового баланса Китая поддерживается мировым спросом на недорогие и качественные товары.
3. Анализ опыта стран в системе ВТО, участвующих в процессе евразийской экономической интеграции: России, Армении, Киргизии, Таджикистана
В целях данного исследования перечисленные выше страны, исходя из их направленности на участие в процессе евразийской экономической интеграции, выделены в одну группу. При этом Россия и Армения являются членами ЕАЭС, а Киргизия 8 мая 2015 года подписала соглашение о вступлении в ЕАЭС, и после их ратификации страна станет полноправным членом союза. Что касается вступления в ЕАЭС Таджикистана, то в настоящее время данная страна является членом ЕврАзЭС и в конце 2015 года может получить статус наблюдателя при ЕАЭС. Созданный в Таджикистане Центрально-азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие» занимается выработкой и продвижением концепции евразийского развития; вопрос о присоединении Таджикистана в ЕАЭС прорабатывается экспертами в Проектно-аналитическом докладе «Евразийская интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообщества».
Россия. 22 августа 2012 года вступил в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению "Об учреждении Всемирной торговой организации"» от 15 апреля 1994 года. Членство России в ВТО продолжается уже более двух лет, вместе с тем с 2014 года внешнеэкономическая деятельность страны осуществляется в условиях западных экономических санкций, введённых против Российской Федерации в связи с кризисом на Украине.
По данным агентства Moody's, эффект от членства России в ВТО будет заметен не ранее 2016 года. По оценке ВБ (июль 2012 года), вступление нашей страны в ВТО в течение
Региональные проблемы нРгог>РлаоЕ>лнид экономики, №2, 2015
трёх лет должно приносить ей около 3,3% ВВП в год, а через десять лет — до 11% ВВП. Фактически, в соответствии с данными Росстата, ВВП России за 2014 год вырос лишь на 0,6%, таким образом, на сегодняшний день прогноз ВБ не оправдывается.
Период с 1995 по 2014 год характеризуется плавным ростом ВВП, за исключением 2009 года [16-17, 35-37] (рис. 6 и рис. 7). После вступления России в ВТО также имеет место положительная динамика ВВП, однако ВБ в середине января 2015 года сообщил, что ожидается спад ВВП на 2,9%; ЕБРР прогнозирует снижение ВВП России в 2015 году до 4,8% [41]. Следует отметить, что снижение таможенных пошлин в отношении продукции автомобильной промышленности с 1 сентября было компенсировано введением утилизационного сбора2.
Рис. 6. Динамика ВВП России с 1991 по 2014 год в индексах к 1991 году
—х—СУ -Аппроксимация
Рис. 7. Темпы прироста в 1991-2014 годах: ВВП России — dY
Любые интеграционные процессы, в том числе членство в ВТО, предполагают существенные риски для развития промышленности, учитывая, что Россия за годы рыночных преобразований потеряла более половины отечественной промышленности (рис. 8 и рис. 9). Индекс промышленного производства — агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» [1, 32] — наиболее полно отражает проблемы и перспективы роста промышленности в России на фоне протекающих интеграционных процессов. Увеличение данного индекса означает укрепление экономики, рост физического объёма произведённой продукции, положительно влияет на курс национальной валюты.
Динамика иностранных инвестиций в Россию с 2009 по 2013 год характеризуется всплеском роста их поступления в середине 2012 года — года вступления России в ВТО, после чего наблюдается снижение (рис. 10). В первом полугодии 2013 года инвестиции сократились на 1,4% [1, 32]; в первой половине 2014 года объём инвестиций снизился ещё на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За два года членства России в ВТО существенного увеличения объёмов внешней торговли не наблюдается. Более того, в 2014 году, по сравнению с данными за 2013 год, зафиксировано снижение объёмов внешней торговли, в том числе со странами ЕС и некоторыми странами АТЭС.
Наиболее существенное падение общих объёмов внешней торговли России, как импорта, так и экспорта, наблюдается в январе-марте 2015 года (рис. 11).
При вступлении России в ВТО наша страна рассчитывала на увеличение объёмов экспорта, в том числе несырьевых товаров. Рост объёмов экспорта мог быть обеспечен за счёт выхода на зарубежные рынки новых производителей, а не за счёт увеличения объёмов экспорта уже присутствующих на рынке компаний.
2 См. постановление Правительства РФ от 30.08.2012 № 870.
Рис. 8. График абсолютных величин в индексах 1991-2014 годов: объём промышленного производства — Yp
15
10
-5
-10
-15
-20
-25
А
/
/
А
У 1Е- )6> 6. 0,0 00 >х5 + :08 8 х4-25 0,' ■7 20 5х: + 5,8 )з: X2 11 ,02 8х
1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013
—5Ур -Аппроксимация
Рис. 9. Темпы прироста в 1991-2014 годах: объём промышленного производства — dYp
Рис. 11. Объёмы импорта и экспорта в январе-марте 2015 года по сравнению январе-марте 2014 года
Рис. 10. Динамика иностранных инвестиций в Россию с 2009 по 2013 год (млн долл. США)
В России зафиксировано сокращение предприятий обрабатывающей промышленности, при этом основную часть экспорта (более 70%) из нашей страны составляют сырьевые товары (рис. 12). По данным таможенной статистики внешней торговли, предоставленным ФТС России, в январе-марте 2015 года удельный вес топливно-энергетических товаров в товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья снизился и составил 67,6% (в январе-марте 2014 года — 75,4%) [32]. Вместе с тем физический объём экспорта топливно-энергетических ресурсов вырос. Уменьшение доли указанных товаров в структуре экспорта обусловлено падением мировых цен на топливно-энергетические ресурсы. Статистические данные 2014 года фиксируют рост объёмов экспорта сырьевых товаров, продовольственных товаров и сырья для их производства; доля экспорта продукции химической промышленности, а также машин и оборудования по сравнению с 2013 годом осталась на том же уровне (рис. 12).
Сведения об объёме внешней торговли России за 2013 и 2014 годы наглядно отражают снижение в ноябре и декабре 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (рис. 13). Данная тенденция объясняется падением курса рубля по отношению к иностранным валютам, что стало причиной сокращения импорта в Россию.
Анализ данных таможенной статистики внешней торговли по группам стран с 2011 по 2014 год отражает рост объёмов внешней торговли с одними странами (например, Бразилия, США
с 2011 по 2013 год, большинство стран АТЭС) и снижение объёмов внешней торговли с другими: страны ЕС, Австралия.
Рис. 12. Товарная структура экспорта России в 2014 году
■
Рис. 13. Объём внешней торговли России в 2013 и 2014 годах (млн долл. США)
По мнению авторов работы [29], экономика России всё сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда, выполняя роль поставщика топливных и сырьевых ресурсов, доход от которых сильно зависит от конъюнктуры на рынке и политической ситуации. Авторы считают, что вступление России в ВТО на сегодняшний день породило больше проблем, чем благоприятных результатов для экономики страны.
По итогам двухгодичного членства России в ВТО можно сделать следующие выводы:
- на динамику внешней торговли России в большей степени, чем её членство в ВТО, повлиял финансово-экономический кризис 2014-2015 годов, действие которого усилилось по причине введения экономических санкций;
- наибольшую выгоду от членства России в ВТО в настоящее время получают российские компании, экспортирующие минеральные продукты и топливно-энергетические товары;
- роста экспорта продукции обрабатывающей промышленности российского производства, вопреки ожиданиям на момент вступления в ВТО, до настоящего времени, не наблюдается;
- эффект от снижения ввозных таможенных пошлин минимизируется за счёт высоких темпов инфляции, наблюдаемых в России в 2014 и 2015 годах.
Таким образом, фактором снижения объёмов внешней торговли Российской Федерации является не членство в ВТО, а недостаток конкурентоспособной отечественной продукции, которую наша страна могла бы предложить на зарубежный рынок. Экспорта сырьевых товаров недостаточно для того, чтобы обеспечить стабильное сотрудничество с зарубежными странами в рамках ВТО, которое может принести России долгосрочный экономический эффект. Необходима диверсификация экспорта, которая должна выражаться в увеличении видов товаров и услуг, предлагаемых на внешние рынки [18-22, 35-37].
Армения. Армения вступила в ВТО 5 февраля 2003 года после десяти лет переговорного процесса. Рыночные реформы, курс на либерализацию экономики и режима внешнеэкономической деятельности оказали непосредственное влияние на ход переговоров и условия вступления страны в ВТО. Наибольшего результата в области экономических рыночных реформ Армения достигла именно в обеспечении либерализации внешней торговли. По данной категории по оценке Heritage Foundation Армения входит в четвёрку наиболее свободных стран мира наряду с Гонконгом, Сингапуром и Эстонией (очень низкий уровень протекционизма). Средний фактический тариф на импорт в Армении в 2001 году составлял 1,9% [3]. Вместе с тем руководство Армении предприняло меры для поддержки своего сельскохозяйственного производителя и настояло на освобождения сельхозпродукции от НДС. С 2009 года вместо указанной меры были введены государственные субсидии для сельхозпроизводителей.
В 2013 году структура экспорта Армении представляет собой практически равные доли экспорта продукции сельского хозяйства (26.9%), минеральных продуктов (28,3%), металлов и драгоценных камней (34,3%) (рис. 14). Данная структура показывает, что Армения не имеет
достаточно конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности, способной конкурировать на зарубежных рынках с иностранными товаропроизводителями. При этом в товарной структуре импорта Армении представляют практически равные доли импорта продукция сельского хозяйства (18,7%), минеральные продукты (20,9%), машины и транспортные средства (22,3%) (рис. 15). Ведущей импортной товарной группой является минеральное топливо, на второй позиции — котлы, оборудование и механические устройства, на третьей — средства наземного транспорта. По первым двум группам в 2013 году наблюдался рост импортных поставок, по третьей незначительное снижение.
Рис. 14. Структура экспорта Армении (в %, 2013 год) [1]
Рис. 15. Структура импорта Армении (в % 2013 год) [1]
Вместе с тем введение в 2009 году НДС на сельхозпродукцию негативно сказалось на сельхозпроизводителях страны, которые ощутили на себе тенденцию к вытеснению продукции сельского хозяйства за счёт возросшего импорта данной категории товаров — конкурентоспособность отечественного производителя была снижена. В этой связи в 2011 году в целях поддержки сельхозпроизводителя правительство Армении приняло решение освободить от НДС импортируемую сельхозтехнику и удобрения. Данная мера принята в целях развития отраслей сельского хозяйства республики и в расчёте на снижение цен на сельхозпродукцию.
Динамика ВВП Армении и темпов прироста ВВП с 1991 по 2014 год показывает, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом темпы прироста ВВП значительно снизились. В кризисный 2009 год темпы прироста ВВП показали отрицательное значение (рис. 16 и рис. 17). Кроме того, в 2004 году в Армении наблюдалось снижение темпов прироста производства промышленной продукции, а в 2006-м и кризисном 2009 году — отрицательные темпы прироста. Снижение темпов прироста промышленной продукции зафиксировано статистической службой и в 2014 году (рис. 18 и рис. 19).
В течение длительного периода времени в Армении существует дефицит платёжного баланса, который является следствием дефицита её торгового баланса. Существенное превышение импорта над экспортом отражено на рис. 20. Значительная разница между показателями импорта и экспорта вызвана большим потоком импортных товаров на территорию Армению при минимальных значениях экспорта в связи с недостатком конкурентоспособной продукции для продажи на зарубежные рынки (рис. 21). Данную ситуацию можно объяснить либерализацией внешней торговли в связи со вступлением страны в ВТО.
За период с 2002 по 2009 год в Армении наблюдалось отрицательное сальдо торгового баланса Армении, однако начиная с 2010 года показатели по экспорту товаров стали корректироваться — отрицательное сальдо сократилось (рис. 20 и рис. 21). Особенно сильный удар по экономике страна получила в период мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, когда статистика показала отрицательные темпы прироста ВВП и объёмов промышленного производства.
220 200 180 160 140 120 100 80 60 40
> л
> \ ■А .Л /
7
\ .и
■л .л ,л
•г>
1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013
—ж—5У -Аппроксимация
Рис. 16. Динамика ВВП Армении с 1991 по Рис. 17. Темпы прироста в 1991-2014 годах:
2014 год в индексах к 1991 году
ВВП — dY
Рис. 18. График абсолютных величин в индексах 1991-2014 годов: объём промышленного производства — Yp
20,0% 10,0% 0,0% -10,0% -20,0% -30,0% -40,0% -50,0% -60,0%
1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 —5Ур -Аппроксимация
Рис. 19. Темпы прироста в 1991-2014 годах: объём промышленного производства — dYp
Л У
5 } - г т А Н
/ / Р г ч Г Г
1 /
1
1
: и Е- )7> ь + ЗЕ -0! X» 0 00 X4 1,0 + 0 01 ,01 1 49 0, 23 5х- + ),5 18; ¡х-
-Внеш. оборот —С—экспорт —Ж— импорт
Рис. 20. Динамика внешнеторгового оборота, экспорта и импорта Армении в период с 1991 по 2014 год
^^БУ —:-БУэ -.-К-ВУи
Рис. 21. Темпы прироста внешнеторгового оборота, экспорта и импорта Армении в период с 1991 по 2014 год
До настоящего времени Армения является индустриально-аграрной страной с меньшими объёмами производства, чем в СССР. Дефицит внешнеторгового баланса, сопровождающий республику весь период членства в ВТО, отражает отсутствие конкурентоспособных товаров
для экспорта в зарубежные страны. Лишь в последние несколько лет экономика Армении стабилизировалась, медленными темпами растут показатели экспорта, сокращается дефицит внешнеторгового баланса.
Следует отметить, что Армения 1 января 2015 года вступила в ЕАЭС. Экономические санкции Западных стран, принятые и действующие в отношении России, сопровождающиеся финансово-экономическим и валютным кризисом, в ближайшее время могут лишь усугубить и без того сложную экономическую ситуацию в стране.
Киргизия. Анализ опыта членства Киргизии в ВТО имеет ценность для настоящего исследования, так как Киргизия проходит завершающие процедуры, связанные со вступлением в ЕАЭС. Так, 9 марта 2015 года Правительством России издано постановление, в соответствии с которым Президенту РФ предлагается подписать Протокол о присоединении Республики Армении к Договору о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС. Необходимость издания данного документа была вызвана тем, что Армения присоединилась к ЕАЭС позже, чем был подписан Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС. Поэтому окончательное присоединение Киргизии к ЕАЭС должно дополнительно пройти согласование с участием Армении как нового члена ЕАЭС.
В период с 19 по 24 апреля и с 5 по 7 мая ЕЭК была проведена оценка системы таможенного контроля Киргизской Республики и проверка выполнения страной мероприятий, необходимых для отмены таможенного контроля на киргизско-казахстанском участке государственной границы [30].
В соответствии с Договором от 19.05.2011 «О функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы», ставки Единого таможенного тарифа ТС должны быть приведены в соответствие со ставками Киргизии (в соответствии с юридическими обязательствами данной страны перед ВТО). Следовательно, вступление Киргизии в ЕАЭС затронет интересы стран — участниц ЕАЭС. Снижение ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа окажет влияние на стоимость импортных товаров на внутреннем рынке стран ЕАЭС, на развитии их промышленности.
По данным Минэкономразвития России, средневзвешенная ставка таможенных пошлин в ЕАЭС в 2015 году понизится до 5,9% (для сравнения: в 2013 году такая ставка составляла 9,5%, в 2014-м — 8,7, в 2019 году она будет находиться на уровне 5-5,3%). Средняя ставка таможенной пошлины в Киргизии в настоящее время составляет 5,4 % от таможенной стоимости. Таким образом, на завершающем этапе присоединения Киргизии к ЕАЭС средние ставки таможенных пошлин Киргизии и ЕАЭС практически сравнялась, договорно-правовая база Киргизии приведена в соответствие с договорно-правовой базой ЕАЭС в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по присоединению Киргизской Республики к ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденным 29 мая 2014 года. Отсюда можно сделать вывод, что членство Киргизии в ВТО не является препятствием для вступления в ЕАЭС.
Киргизия вступила в ВТО в 1998 году. Из стран СНГ она первой присоединилась к ВТО. Переговорный процесс длился 2,5 года (на практике в среднем опыт присоединения стран к ВТО занимает 5-7 лет). Поспешность согласования условий вступления Киргизии в ВТО была продиктована желанием руководства страны как можно быстрее влиться в мировое сообщество стран с рыночной экономикой и отойти от планового типа хозяйствования.
Поскольку успех членства стран в ВТО в первую очередь зависит от условий их вступления в эту организацию, рассмотрим некоторые условия вступления Киргизии в ВТО. Киргизия из-за поспешности не настояла на некоторых важных для неё условиях, которые могли бы защитить некоторые отрасли промышленного производства.
Во-первых, на момент вступления в ВТО руководство Киргизии не поставило вопроса о предоставлении ей статуса развивающейся страны (в отличие от Китая), что даёт стране право поэтапного открытия внутреннего рынка снижения таможенного тарифа, субсидирования сельского хозяйства и внутреннего производства и прочие права.
Во-вторых, Киргизия не предпринимала попыток защитить отрасли промышленности (сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность). В результате поток недорогих товаров (преимущественно из Китая) вытеснил с внутреннего рынка Киргизии товары про-
мышленного производства (в том числе лёгкой промышленности) и сельского хозяйства.
Рисунок 22 и рисунок 23 отражают положительную динамику ВВП Киргизии после вступления в ВТО. Плавный рост ВВП обусловлен развитием внешней торговли страны, в том числе увеличением импорта, притоком иностранных инвестиций в основной капитал (рис. 24 и рис. 25).
Рассмотрим структуру промышленного производства в Киргизии в 2014 году (табл. 4). Данные Национального статистического комитета Киргизской Республики наглядно демонстрируют, что 75% обрабатывающей промышленности занимает производство основных металлов и готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, 10% — производство пищевых товаров, и чуть более 5% — производство резиновых и пластмассовых изделий.
140 130 120 110 100 90 80 70 60 50
Л ч
и /
} Л-Л ч / ч
Л / / к
\ / \ / Ч~) ч
/ Ч
\ ? с-5 •и"
/
13% 8% 3% -2% -7% -12% -17%
-22%
/ = 4Е ■07 X6 31 5х£ + 1,0 зо с ,0( -0 66 01 31 0, )9 )3х 2. >,2 28 с +
/ \ ) \ 1 / - -
1 / Г [ \ •
Л
/
ь {/ /
V \ / / Ч
1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013
1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013
Рис. 22. График абсолютных величин в индексах 1991-2014 годов: ВВП — Y
— '-—о У -Аппроксимация
Рис. 23. Темпы прироста в 1991-2014 годах: ВВП — dY
Рис. 24. График абсолютных величин в индексах 1991-2014 годов: инвестиции в основной капитал — К
40% 30% 20% 10% 0% -10% -20% -30% -40%
1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013
—'.—5К -Аппроксимация
Рис. 25. Темпы прироста в 1991-2014 годах: инвестиции в основной капитал — dK
У — ¡Е- 07х6 - 4Е -0! *5 + ( ,ос Их 0 35 1,0 11; 3 + 0, )4£ 8х -- ( ),0 32 гх-
N к
п
| /
/ 7
V /
\
Годовая публикация НСК Киргизии «Промышленность Киргизской Республики наглядно отражает, что основную долю промышленной продукции производят крупные предприятия (75,8%). При этом доля промышленной продукции, произведённой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объёме промышленного производства за истёкшие пять лет оставалась неизменной. Промышленными предприятиями с иностранными инвестициями в 2013 году произведено более трети продукции от общего объёма по Киргизской Республике, и в 1,7 раза выше уровня 2009 года (рис. 26) [1].
Таблица 4
Объём производства промышленной продукции: обрабатывающие производства [1]
Вид обрабатывающей промышленности Доля в %
Производство пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий 10,8
Текстильное производство; производство одежды и обуви, кожи и прочих кожаных изделий 1,7
Производство деревянных и бумажных изделий; полиграфическая деятельность 1,1
Производство кокса и очищенных нефтепродуктов 3,2
Производство химической продукции 0,5
Производство фармацевтической продукции 0,1
Производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов 5,3
Производство основных металлов и готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 75,3
Производство компьютеров, электронного и оптического оборудования 0,0
Производство электрического оборудования 0,8
Производство машин и оборудования 0,1
Производство транспортных средств 0,3
Прочие производства, ремонт и установка машин и оборудования 0,7
Таким образом, экспорт Киргизии до сих пор имеет сырьевой характер. Практика показала, что Западные страны использовали Киргизию как источник сырья и рынок для продвижения своей продукции внутрь СНГ. За период членства Киргизии в ВТО промышленное производство страны лишилось производства ряда отечественных товаров (пострадали текстильная промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, электроника и пр.).
Рис. 26. Объём промышленной продукции Киргизии по типам предприятий (2013 год)
Во внешней торговле Киргизии в период с 2009 по 2013 год наблюдался плавный рост объёмов, причём как импорта, так и экспорта (рис. 27 и рис. 28). Уменьшение экспортных поставок в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлено снижением поставок фруктов почти в 1,5 раза, кожи — на 12,1%, овощей — на 22,7%, а также предметов одежды — на 3,8%. Сокращение импортных поступлений обусловлено в основном сокращением ввоза обуви — на 30,7%, природного газа — на 26,1%, предметов одежды — на 16,7%, каменного угля — на 11,8%, а также нефтепродуктов — на 8,7% (из них авиакеросина — на 23,7%, бензина — на 17,2%, дизельного топлива — на 23,7%).
В январе 2015 года по сравнению с январём 2014 года наблюдался рост экспортных поставок, что обусловлено увеличением поставок золота в 1,5 раза, транспортных средств — в 3 раза, табака — в 2,3 раза и кожевенного сырья — на 13,1%. Импортные поступления снизились в основном за счёт сокращения ввоза транспортных средств в 2,4 раза, пластмассы и изделий из них — на 23,6%, мяса и мясопродуктов — на 10,2%, а также нефти и нефтепродуктов — на 4,7%3
Основные показатели социально-экономического развития Киргизии в январе-феврале 2015 года. Экспресс-информация Национального статистического комитета Киргизии.
-Внеш. оборот —^—экспорт —Ж—импорт
Рис. 27. Динамика внешнеторгового оборота, экспорта и импорта Киргизии в период с 1991 по 2014 год
Рис. 28. Темпы прироста динамики внешнеторгового оборота, экспорта и импорта Киргизии в период с 1991 по 2014 год
Что касается условий ведения бизнеса в Киргизии, то членство в ВТО не сыграло здесь положительной роли. Так, рейтинг ВБ Doing business в 2015 году в сравнении с 2014 годом упал на три пункта — в 2015 году Киргизия заняла 102-е место в данном рейтинге (всего 189 стран). Несмотря на членство в ВТО и намерения присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, по показателю «Международная торговля» Киргизия находится на 183-м месте (данный показатель также снизился на один пункт в сравнении с 2014 годом). Снизился и показатель «Налогообложение» — в 2015 году Киргизия заняла 136-е место среди стран, участвующих в рейтинге, в сравнении 132-м местом в 2014 году.
Таким образом, после вступления Киргизии в ВТО в течение двух лет наблюдались низкие темпы прироста ВВП страны, например, в 2002 году темпы прироста ВВП Киргизии составили всего 2%. Лишь в 2006-м ВВП страны вырос на 12%, при этом темпы его прироста по сравнению с 2005 годом увеличились в два раза. В частности, рост ВВП страны был обеспечен притоком иностранных инвестиций в указанный период времени. К сожалению, структура промышленного производства республики так же, как и показатели, отражают сырьевую направленность экономики страны; показатель ВБ по условиям ведения бизнеса, налогообложению и внешней торговле по-прежнему не соответствуют показателям развитых стран с либеральным экономическим режимом. Таким образом, учитывая длительный период членства Киргизии в ВТО, до сих пор не наблюдается положительного экономического эффекта от этого.
Литература
1. 10 лет СНГ ( 2000). Статистический сборник/МСК СНГ. — М., 2001 — 800 с.; 15 лет СНГ (19912005). Статистический сборник /МСК СНГ. — М., 2006 — 437 с.; СНГ в 2008 году Краткий справочник /МСК СНГ — М., 2009. — 448 с.; 20 лет СНГ 1991-2010 годы: Статистический сборник /МСК СНГ. — М; 2011 — 516 с.; СНГ в 2012 году: Статистический ежегодник /МСК СНГ — М., 2013. — 604 с.; СНГ в 2013 году: Статистический ежегодник / МСК СНГ — М., 2014. — 614 с.; СНГ в 2014 году: Статистический ежегодник /МСК СНГ — М., 2015.
2. Белоусов Р. А. Экономическая история России: XXвек. — М.: ИздАТ, 1999. — 407 с.
3. Доклад «Перспективы членства Республики Армения в ВТО в контексте устойчивого развития». Режим доступа: http://trade.ecoaccord.org/WTOandSD/armenia.htm (дата обращения 10.05.2015).
4. Дохолян С. В. Концептуальные подходы к формированию механизма интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов / С. В. Дохолян, А. М. Садыкова // Вестник Дагестанского государственного технического университета. — Махачкала, 2010. — № 1. — С. 179-188.
5. Дохолян С. В. Институциональные инструменты интеграционного взаимодействия социально-экономических систем регионов / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2, 2011. С. 17-23
6. Дохолян С. В. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий / С. В. Дохолян, А. С. Дохолян // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 6-22.
7. Дохолян С. В. Методологический подход к моделированию социально-экономического развития региона //Экономика. Налоги. Право. — М., 2012. — №5. — С. 82-87.
8. Дохолян С. В. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики /В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, А. С. Каллаева //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. —№ 1. — С. 4-17.
9. Дохолян С. В., Дохолян А. С. Особенности моделирования процессов развития различных типов экономических территорий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики» (25-26 октября 2011 года), ИСЭИ ДНЦ РАН. — Махачкала, 2011. — С. 238-258.
10. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. — М.: Экономика, 2003.— 376 с.
11. Зиядуллаев Н. С. Национальные приоритеты и перспективы Евразийского экономического союза в условиях интеграции и глобальной нестабильности // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. — 2015. — 15 (300), апрель. — С. 2-19.
12. Зоидов К. Х., Медков А. А. Россия и Молдова: определённое «недоверие» и перспективы экономического сотрудничества//Международная экономика. — 2011. — № 8. — С. 39-49.
13. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Ретроспективный анализ и прогнозирование циклических колебаний макроэкономической динамики Республики Таджикистан на основе эконометрических методов. — М.: ЦЭМИ РАН, 2012. — 341 с.
14. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н., Медков А. А. Современные проблемы и перспективы развития Евразийской экономической интеграции в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 9(47). — С. 247-258.
15. Зоидов К. Х., Зоидов З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Южного Кавказа в условиях интеграции и глобальной нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 9(47). — С. 188-202.
16. Зоидов К. Х., Турсунова Г. Н., Зоидов З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Центральной Азии в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 9(47). — С. 215-228.
17. Зоидов К. Х., Турсунова Г. Н., Зоидов З. К. Эволюция трансформационных экономических систем стран Центральной Азии в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 10(48). С. 200-214.
18. Зоидов К. Х., Медников В. В., Кобил Ш. Эволюция трансформационных экономических систем стран Европейской части СНГ в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 11(49).
19. Зоидов К. Х., Медников В. В., Кобил Ш. Эволюция трансформационных экономических систем стран Европейской части СНГ в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 12(50).
20. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н., Лебедева А. В. Евразийский экономический союз: причины снижения объёмов взаимной торговли и перспективы развития с учетом экономической безопасности. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Секция 1 /Материалы Третьего Международного форума. Москва, 21-22 октября 2014 года. Под ред. член-корр. РАН В. А. Цветкова. — М.: ИПР РАН, 2014.
21. Зоидов К. Х., Ионичева В. Н. Россия и ВТО в условиях экономических санкций: тенденции, проблемы, перспективы. Международная экономическая интеграция с участием Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития / Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 января 2015 года / Под ред. чл.-корр. РАН В. А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2015. — 257 с. — С. 113-124.
22. Зоидов К. Х., Омарова З. К., Петросянц Д. В. Формирование механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Евразийской интеграции и глобализации в рамках ВТО. Международная экономическая интеграция с участием российской федерации: опыт, проблемы, перспективы развития /Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 января 2015 года /Под ред. чл.-корр. РАН В. А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН/ИПР РАН, 2015. — 257 с. — С. 125131.
23. Ионичева В. Н. Совершенствование государственной политики в таможенной сфере // Международная экономика. — 2013. — № 6.
24. Ионичева В. Н., Кобил Ш. Анализ данных статистики внешней торговли России по итогам двухгодичного членства России в ВТО. Секция 4. Материалы Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 14-15 апреля 2015 года. Под ред. чл.- корр. РАН Г. Б. Клейнера. — М.: ЦЭМИ РАН, 2015. — 215 с. — С. 85-87.
25. Ионичев Н. П. Внешние экономические связи России (IX — начало XX века): учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 399 с.
26. Козлов О. Особенности внешнеторговых связей стран Балтии и России (1991-2012 годы) // Власть, 2014. — № 4. — С. 118-122.
27. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: в 2 т. Т. II: Пер. 16-го англ. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 430.
28. Мельник А. А. Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Международной научной конференции (Уфа, июнь 2014 года). — Уфа: Лето, 2014. — С. 166-168.
29. Мудрецов А. Ф., Тулупов А. С. ВТО и проблемы устойчивого развития России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 1(51).
30. Официальный сайт Всемирного Банка. Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/publication/ global-economic-prospects/data?region=ECA (дата обращения 07.05.2015).
31. Официальный сайт Агентства статистики при Президенте Республики Таджикистан. Режим
доступа: http://www.stat.tj/ru/analytical-tables/external-sector/ (дата обращения 11.05.2015).
32. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php? option=com_content&view=article&id=20993&Itemid=1981 (дата обращения 11.05.2015)/.
33. Официальный сайт Национального бюро статистики Китая. Режим доступа: http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm (дата обращения 10.05.2015).
34. Перская В. В. Глобализация и государство. — 2-е изд. — М.: Изд-во РАГС, 2011. — 208 с.
35. Цветков В. А., Зоидов К. X и др. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. — М.: Финансы и кредит, 2009. — 472 с.
36. Цветков В. А., Зоидов К. X. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. — М.: ЦЭМИРАН, 2010. — 310 с.
37. Цветков В. А., Зоидов К. X., Губин В. А., Зоидов З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития — М.: ЦЭМИ РАН, 2012. — 207 с.
38. Цветков В. А., Зоидов К. X., Медков А. А. Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной системы России в условиях интеграции и глобализации. — М.: ИПР РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. — 800 с.
39. Электронный ресурс Группы Всемирного банка Doing business. Режим доступа: http:// russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/china (дата обращения 10.05.2015).
40. Doing business. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/ data/ exploreeconomies/georgia/(дата обращения 11.05.2015).
41. Morgan Stanley понизил прогноз по спаду ВВП РФ в 2015 году до 5,6%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2015/01/30/morgan-stanley-ponizil-prognoz-po-spadu-vvp-rf-v-2015-g-do-5_6/ (дата обращения 11.05.2015).
References:
1. 10 years of CIS ( 2000). Statistical digest/ GMT CIS. — M, 2001 — 800 S.; 15 years of CIS (1991-2005). Statistical digest / GMT CIS. — M., 2006 — 437p.; CIS in 2008 a Short guide / MSK CIS — Moscow, 2009. — 448 p.; 20 years of the CIS 1991-2010 years: a Statistical compendium / GMT CIS. — M; 2011 — 516 S.; CIS countries in 2012: Statistical Yearbook / GMT CIS — M., 2013. — 604 p.; CIS in 2013: Statistical Yearbook / GMT CIS — M., 2014. — 614p.; CIS in 2014: Statistical Yearbook/ GMT CIS — M., 2015.
2. Belousov, R. A., Economic history of Russia: XXcentury. — M.: Publishing house, 1999. — 407p.
3. The report "prospects for the accession of Armenia to the WTO in the context of sustainable development". Available at: http://trade.ecoaccord.org/WTOandSD/armenia.htm (10.05.2015).
4. Dokholyan S. V. Conceptual approaches to formation of the mechanism of integration interaction of socio -economic systems of regions / S. V. Dokholyan, A. M. Sadykov // Bulletin of the Dagestan state technical University. — Makhachkala, 2010. — No. 1. — P. 179-188.
5. The S. V. Dokholyan Institutional instruments of integration interaction of socio-economic systems of regions / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. M. Sadykov // Regional problems of transforming the economy. No. 2, 2011. P. 17-23
6. Dokholyan S. V. Modeling of processes of socio-economic development economic areas / S. V. Dokholyan, A. S. Dokholyan // Regional problems of transforming the economy. — 2011. — No. 4. — P. 6-22.
7. Dokholyan S. V. Methodological approach to the modeling of socio-economic development of the region // Economics. Taxes. Right. — M., 2012. — No. 5. — P. 82-87.
8. Dokholyan S. V. Econometric model forecasting and scenario options for modernization of the regional economy / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan, A. S. Kulaeva // Regional problems of transforming the economy. — 2008. — No. 1. P 4-17.
9. Dokholyan S. V., Dokholyan A. S. Peculiarities of modeling ofprocesses of development of different types of economic areas // proceedings of all-Russian scientific-practical conference "Regional problems of transforming the economy" (25-26 October 2011), ISAI, Dagestan scientific center RAS. — Makhachkala, 2011. — P. 238-258.
10. The) I. the world trade organization. — M.: Economics, 2003.— 376 p.
11. Ziyadullaev N. C. National priorities and prospects of the Eurasian economic Union in terms of integration and global instability // National interests. Priorities and safety. — 2015. — 15 (300), April. — P. 2-19.
12. Saidov K. Kh., Medkov A. A. Russia and Moldova: a certain "mistrust" and the prospects for economic cooperation// international economy. — 2011. — No. 8. — S. 39-49.
13. Saidov K. H., Z. K. Saidov Retrospective analysis and forecasting of cyclical fluctuations of macroeconom-ic dynamics of the Republic of Tajikistan on the basis of econometric methods. — Moscow: CEMI RAS, 2012. — 341 p.
14. Saidov K. H., Yoncheva V. N., Medkov A. A. Modern problems and prospects of development of Eurasian economic integration in the conditions of instability // Regional problems of transforming the economy. — 2014. — № 9(47). — P. 247-258.
15. Saidov K. H., Z. K. Saidov The evolution of the transformation of the economic systems of the countries of the South Caucasus in terms of integration and global instability // Regional problems of transforming the economy. — 2014. — № 9(47). — P. 188-202.
16. Saidov K. H., Tursunov, N., Saidov Z. K. the Evolution of the transformation of economic systems of Central Asian countries in terms of integration and global instability. Part I // Regional problems of transforming the economy. — 2014. — № 9(47). — P. 215-228.
17. Saidov K. H., Tursunov, N., Saidov Z. K. The evolution of transformational economic systems of Central Asian countries in terms of integration and global instability. Part II // Regional problems of transforming the
economy. — 2014. — № 10(48). P. 200-214.
18. Saidov K. H., Vladimir Mednikov, Kobil sh transformational Evolution of the economic systems of the countries of the European part of the CIS in terms of integration and global instability. Part I // Regional problems of transforming the economy. — 2014. — № 11(49).
19. Saidov K. H., Vladimir Mednikov, Kobil Sh The evolution of the transformation of the economic systems of the countries of the European part of the CIS in terms of integration and global instability. Part II // Regional problems of transforming the economy. — 2014. — № 12(50).
20. Saidov K. H., Yoncheva V. N., Lebedev A. V. Eurasian economic Union: the causes of the decline in the volumes of mutual trade and development prospects taking into account economic security. Russia in the XXI century: global challenges and perspectives of development. Section 1 / Proceedings of the Third International forum. Moscow, October 21-22, 2014. Under the editorship of corresponding member. RAS V. A. Tsvetkov. — M.: IPE RAS, 2014.
21. Saidov K. H., Yoncheva V. N. Russia and the WTO in the face of economic sanctions: trends, problems, prospects. International economic integration, with the participation of the Russian Federation: experience, problems, prospects / materials of the International scientifically-practical conference. Moscow, January 2930, 2015 /Under the editorship of Prof. interviewer RAS V. A. Tsvetkov. — Moscow: CEMI RAS / IPE RAS, 2015. — 257 p. — P. 113-124.
22. Saidov K. H., Omarova Z. K., Petrosyants D. V. The formation mechanisms of regulation offoreign economic activity in the conditions of Eurasian integration and globalization in the WTO. International economic integration, with the participation of the Russian Federation: experience, problems, prospects / materials of the international scientifically-practical conference. Moscow, January 29-30, 2015 / Under the editorship of Prof. interviewer RAS V. A. Tsvetkov. — Moscow: CEMI RAS / IPE RAS, 2015. — 257p. — P. 125-131.
23. Yoncheva V. N. Improvement of the state policy in the field of customs // international economy. — 2013. — No. 6.
24. Yoncheva V. N., Kobil Sh Analysis of the statistics offoreign trade of Russia at the end of two of Russia's membership in WTO. Section 4. The materials of the Sixteenth all-Russian Symposium. Moscow, April 14-15, 2015. Under the editorship of Prof. interviewer RAS G. B. Kleiner. — Moscow: CEMI RAS, 2015. — 215 p. — P. 85-87.
25. Ionice N. P. External economic relations of Russia (IX — beginning of XX century): textbook for universities. — M.: Aspect Press, 2001. — 399 p.
26. Kozlov O. Features of foreign trade relations of the Baltic States and Russia (1991-2012) // Power, 2014.
— No. 4. — Pp. 118-122.
27. McConnell C. R., Brue S. L. Economics: principles, problems and policies: in 2 t. T. II: TRANS. 16th eng.
— M.: INFRA-M, 2008. — S. 430.
28. Miller A. A. Topical issues of Economics: proceedings of the III International scientific conference (Ufa, June 2014). — Ufa: Summer, 2014. Pp. 166-168.
29. Sages, A. F., Tulupov A. S. the WTO and the challenges of sustainable development of Russia // Regional problems of transforming the economy. — 2015. — № 1(51).
30. Official website of the world Bank. Available at: http://www.worldbank.org/en/publication/global-economic-prospects/data?region =ECA (07.05.2015).
31. Official site of the Agency for statistics under the President of the Republic of Tajikistan. Available at: http://www.stat.tj/ru/analytical-tables/external-sector/ (accessed on 11.05.2015).
32. The official site of the FCS of Russia. Available at: http://www.customs.ru/index2.php? option=com_content&view=article&id=20993&Itemid=1981 (11.05.2015)/.
33. Official website of the National Bureau of statistics of China. Available at: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ ndsj/2014/indexeh. htm (10.05.2015).
34. Persky V. V. Globalization and the state. — 2nd ed. — M.: Publishing house of the Russian Academy of public service, 2011. — 208 p.
35. Tsvetkov V. A., Saidov K. H., and others. the post-Soviet space: current status and prospects of development. — M.: Finance and credit, 2009. — 472p.
36. Tsvetkov V. A., Saidov K. H. and others the Study of economic cycles in the post-Soviet countries. — Moscow: CEMI RAS, 2010. — 310 p.
37. Tsvetkov V. A., Saidov K. H., V. A. Gubin, Saidov Z. K. a study on the socio-economic cyclical dynamics of Russia and the better regulation strategy of advanced development — Moscow: CEMI RAS, 2012. 207.
38. Tsvetkov V. A., Saidov K. Kh., Medkov A. A. The formation of evolutionary models of transport and transit system of Russia in the conditions of integration and globalization. — M.: IPE RAS; SPb.: Nestor-History, 2014. — 800 p.
39. Electronic resource of the world Bank Group Doing business. Available at: http:// russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/china (10.05.2015).
40. Doing business. [Electronic resource]. Available at: http://russian.doingbusiness.org/ data/ exploreeconomies/georgia/(accessed on 11.05.2015).
41. Morgan Stanley lowered its forecast for the decline of Russia's GDP in 2015 to 5.6%. [Electronic resource]. Available at: http://expert.ru/2015/01/30/morgan-stanley-ponizil-prognoz-po-spadu-vvp-rf-v-2015-g-do-5_6/ (accessed on 11.05.2015).