Научная статья на тему 'Об особенностях преподавания экономической теории как общей гуманитарной и социально-экономической дисциплины'

Об особенностях преподавания экономической теории как общей гуманитарной и социально-экономической дисциплины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об особенностях преподавания экономической теории как общей гуманитарной и социально-экономической дисциплины»

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

1 40

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАК ОБЩЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Т.А. ПРОТАСЕВИЧ

кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва,

Л.Б. ЩУКИНА

старший преподаватель, Государственный университет -

Высшая школа экономики, Москва

Знание законов функционирования рыночного механизма является неотъемлемой составляющей современной культуры, поэтому экономическую теорию в настоящее время изучают не только будущие экономисты, но и студенты, получающие неэкономическое образование. Проблемы преподавания экономической теории на неэкономических факультетах в последнее время широко обсуждаются профессиональным сообществом [19, 24]. Имея многолетний опыт преподавания экономической теории на факультетах права, прикладной политологии, отделении деловой и политической журналистики Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), авторы статьи хотели бы принять участие в этой дискуссии.

Отметим, что ориентация на сильную экономическую составляющую подготовки студентов неэкономических факультетов всегда была особенностью ГУ-ВШЭ. Накопленный уникальный опыт обобщен в Концепции преподавания экономической теории на неэкономических факультетах, разработанной кафедрой экономической теории ГУ-ВШЭ. Результаты работы авторов над Концепцией легли в основу настоящей статьи.

Главный тезис, из которого мы исходим, состоит в том, что преподавание экономической теории на неэкономических факультетах должно учитывать сферу будущей профессиональной деятельности студентов. Содержательное наполнение курсов следует сфокусировать на тех экономико-теоретических проблемах, знание которых способствует всесторонней подготовке будущих конкретных специалистов - юристов, менеджеров, политологов - и будет прямо или опосредованно востребовано ими в будущей профессиональной деятельности. Измениться должна и методика преподавания экономической теории.

Преподавание экономической теории на факультете права

Общая характеристика курсов микро- и макроэкономики и задачи преподавания. Полноценное изучение студентами факультета права экономической теории рассматривается как обязательное условие подготовки высококвалифицированных специа-

© Протасевич Т.А., 2006 © Щукина Л.Б., 2006

листов в области юриспруденции и преследует конкретную цель, которая вытекает из тесной взаимосвязи и воздействия экономики и права друг на друга.

Право, регулируя экономические отношения, оказывает непосредственное влияние на поведение экономических агентов. Качество законов, регулирующих экономические отношения, зависит от того, насколько законодатели, разрабатывающие законопроекты, понимают экономические последствия введения или изменения формального правила, могут предвидеть и проанализировать реакцию экономических субъектов, рационально планирующих свои действия. Не менее важна проблема реализуемости или действенности нормативных актов. Чтобы законы были не только приняты, но и исполнялись, законодатели должны учитывать реалии окружающего мира, в котором будут действовать принимаемые законы, знать и понимать экономическую природу неисполнения законов.

Основные задачи преподавания микро- и макроэкономики будущим юристам мы видим в формировании у них на основе изучения принципов экономического анализа экономического мышления и интуиции, которые необходимы им:

- для понимания необходимости правового регулирования экономики и роли правовых институтов в экономической жизни общества;

- анализа экономических последствий изменения юридически определенных правил, влияющих на поведение потребителей и производителей;

- предсказания на этой основе реального эффекта правовых норм, регулирующих экономические отношения.

Специфические требования к читаемым курсам. Поставленные задачи предопределяют расстановку акцентов в преподавании будущим юристам курсов экономической теории. При изучении микроэкономики внимание студентов фокусируется на изучении поведенческих последствий введения или изменения правовых норм, регулирующих экономические отношения. Изменение юридически определенных экономических регуляторов ведет к сдвигам в системе экономических стимулов, реакцией на которые является изменение поведения потребителя и производителя. Эта логика - от изменения экономического регулятора через систему стимулов к поведенческим последствиям - прослеживается при изучении всех концепций микроэкономики. Ставится задача освоения студентами аналитических методов микроэкономического анализа, которые они впоследствии смогут применить при разработке конкретных юридических вопросов.

В вводной теме наряду с анализом влияния права на хозяйственную жизнь общества рассматриваются особенности экономического подхода к анализу социальных взаимодействий, основные понятия - рациональность, эффективность, полезность, образующие фундамент экономического образа мышления. Значительное место отводится экономическому анализу категории «собственность», значению четкой спецификации и защиты прав собственности с точки зрения влияния на поведенческую мотивацию экономических агентов и систему взаимодействия между ними.

В теме «Спрос и предложение» большое внимание уделяется использованию модели рыночного равновесия для предсказания последствий изменения юридически определенных правил рыночной игры - введения налогов, субсидий, квот, фиксированных цен. Отдельно обсуждаются спрос и предложение на черном рынке легальных товаров, особенности спроса и предложения на рынке наркотиков, демонстрируется возможность использования концепции рыночного равновесия для анализа преступной деятельности.

В теме «Поведение потребителя» на вербальном уровне рассматривается основная экономическая модель рационального выбора потребителя. Акцент перенесен с формальной постановки задачи оптимизации потребительского выбора на сравнительный анализ поведения потребителя при различных формах налогообложения, субсидирования и рационирования потребления товаров и изменения его благосостояния в результате применения тех или иных мер государственного регулирования. Особо рассматривается поведение потребителей на черном рынке, особенности потребления вредных благ.

При изучении темы «Поведение производителя» главное внимание уделяется рассмотрению основных показателей деятельности фирмы: затраты, выручка и прибыль. При

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

этом ставится задача освоения студентами экономического подхода к расчету и анализу выручки, затрат и прибыли, при котором задействованные в производстве ресурсы оцениваются с учетом их альтернативного использования.

Для понимания объективных причин монополизации рынков и существования естественных монополий будущим юристам следует познакомиться с таким понятием, как «эффект масштаба».

В теме «Типы рынков и фирм» исследуется зависимость поведения фирм от структуры рынка. Особое место отводится изучению неконкурентных рынков, прежде всего теории монополии, лежащей в основе российского антимонопольного законодательства. В центре внимания - вопросы монопольного ценообразования и неэффективности монополий, обусловливающие необходимость государственного регулирования деятельности монополий, меры и последствия государственного регулирования. Важно также познакомить будущих юристов с инструментами оценки структуры рынка (перекрестная эластичность спроса, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана) и монопольной власти фирмы (индекс Лернера), поскольку вполне вероятно, что подобные оценки им придется выполнять в практической юридической деятельности. В силу актуальности для России проблемы естественных монополий полезно изучение теории и практики регулирования естественных монополий, моделей адаптивного поведения регулируемых монополий. Для студентов факультета права представляет интерес применение теории монополии для анализа организованной преступности.

Изучение теории фирмы дополняется рассмотрением ряда прикладных вопросов. С экономической точки зрения анализируются преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм ведения бизнеса; факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы ведения бизнеса; особенности организации корпоративного бизнеса при различных правовых системах (по Р. Ла Порта). Рассматривается нелегальная экономика, затраты легализации и затраты внелегальности по Э. де Сото, стимулы к ведению нелегальной и криминальной экономической деятельности. Дается экономическое объяснение возникновения криминальных фирм (организованной преступности).

В теме «Рынок труда» акцент делается на методах государственного регулирования рынка труда и моделях адаптивного поведения участников этого рынка. В связи с включением в новый Трудовой кодекс нормы о соответствии размера минимальной заработной платы прожиточному минимуму актуальным становится вопрос о воздействии минимальной заработной платы на рыночное равновесие и об экономическом поведении в этой ситуации работников и работодателей. Существенное внимание уделяется исследованию теневого рынка труда с позиций стимулов работников и работодателей к использованию неправовых трудовых практик.

При изучении темы «Рынок капитала» важно, чтобы студенты усвоили идею о различной ценности денег в разные моменты времени. Будущим юристам, особенно работающим в фирмах, придется столкнуться с использованием методики расчета дисконтированной стоимости. В рамках данной темы студенты знакомятся с понятиями, которые не рассматриваются в традиционном курсе микроэкономики, но которые будут востребованы при изучении других социально-экономических или общепрофессиональных дисциплин: основной и оборотный капитал, амортизация, внутренние и внешние источники финансирования фирмы, акции и облигации. Завершает изучение темы микроэкономический анализ теневого рынка капитала и «отмывания» денег.

Учитывая влияние материальных стимулов на поведение экономических агентов, выделена отдельная тема «Факторные доходы и налогообложение факторных доходов». При изучении этой темы подчеркиваются такие аспекты, как государственное регулирование оплаты труда и перераспределения доходов, влияние налогов на изменение поведения экономических агентов, искажение экономических сигналов в результате предоставления налоговых льгот. С позиций взвешивания затрат и выгод налогоплательщиков анализируется проблема уклонения от уплаты налогов.

Завершает курс тема «Государство как экономический агент в микроэкономике», в рамках которой изучаются случаи несостоятельности рынка и роль государства в реше-

нии возникающих проблем, а также несостоятельность самого государства. Здесь особое место занимает теорема Коуза, синтезирующая взаимодействие права и экономики. Анализ деятельности правоохранительных органов в контексте производства общественных благ и поиск оптимального объема ресурсов, направляемых на борьбу с преступностью, помогает продемонстрировать студентам экономические принципы конструирования и применения правовых норм. Для будущих юристов полезно познакомиться с экономическим подходом к процессу формирования правовых норм. При таком подходе юридические нормы и правила рассматриваются как продукты политического рынка, особенности функционирования которого, связанные прежде всего с существованием групп особых интересов, обусловливают экономическую неэффективность (с точки зрения развития экономики, роста богатства и благосостояния общества) многих законов и нормативных актов.

Курс макроэкономики базируется на основных теоретических положениях и макроэкономических концепциях, обобщающих опыт функционирования и развития рыночной экономики. В курсе используются фактические материалы и статистические данные, характеризующие современные тенденции макроэкономических процессов, динамику основных макроэкономических показателей в России и в странах с экономикой рыночного типа.

Особое внимание в курсе уделяется вопросам экономической политики государства на макроуровне. При этом важно объяснить будущим юристам, в какой степени экономическое регулирование циклических колебаний или денежной массы в обращении связано с правовым регулированием; каковы возможные правовые инструменты проведения бюджетно-налоговой или денежно-кредитной политики государства и насколько адекватно они используются. Например, одним из основных инструментов реализации бюджетно-налоговой политики является снижение налоговых ставок в фазе экономического спада и увеличение налоговых ставок в период «перегрева» экономики. Наличие временных лагов между осознанием экономической необходимости изменения налоговых ставок и законодательным закреплением новых ставок часто приводит к последствиям, прямо противоположным намерениям правительства.

При изучении многих проблем курса макроэкономики акцент делается на связи между экономическими и юридическими аспектами нормотворчества с привлечением к экономическому анализу отдельных нормативных документов. Так, макроэкономическая политика рассматривается в связи с законами, принятыми в РФ в годы экономических реформ, с привлечением Бюджетного кодекса и Налогового кодекса. Аналогичный подход реализуется и при изучении политики занятости, для анализа которой привлекаются Закон о занятости и Трудовой кодекс. Данный подход позволяет очертить и показать будущим юристам те области экономики, где роль права весьма велика.

Отдельное место в курсе отводится проблемам определения размеров теневой экономики в стране (тема «Методы измерения макроэкономических величин»), а также вопросам приватизации (тема «Макроэкономическая политика государства»).

Методическое обеспечение курсов. Сегодня не существует хороших учебников или учебно-методических пособий на русском языке по экономической теории, подготовленных для студентов-юристов, которые бы позволяли решать сформулированные выше задачи. В качестве базовых учебников авторы рекомендуют: по курсу микроэкономики -учебник Р.Х. Франка «Микроэкономика и поведение» (М.: ИНФРА-М, 2000), по курсу макроэкономики - учебник С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи «Экономика» (М.: Дело, 1993).

Дополнительная литература для самостоятельного изучения и использования при подготовке эссе, рефератов и домашних заданий подбирается с учетом профессиональных интересов студентов (например [11, 12, 16, 17, 23, 25]).

При подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется использовать законодательные акты, на которые государство опирается при проведении политики в социально-экономической сфере (в частности [1-9]).

Методика преподавания. Курсы микро- и макроэкономики на факультете права должны представлять строгую систематизированную методологию экономического ана-

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

лиза, чтобы студенты овладели инструментарием и техникой экономического мышления и смогли применить аналитический подход экономической теории к рассмотрению конкретных вопросов в своей юридической практике. Вместе с тем экономическая теория на этом факультете должна преподаваться не как математически формализованная, сложная система, а как инструмент исследования и реформирования социальных взаимодействий.

Поэтому в курсах микро- и макроэкономики акцент переносится с формального представления экономических моделей на их качественное содержание и практические выводы из этих моделей. Например, традиционно в модели рационального выбора для описания предпочтений потребителя используются кривые безразличия. В восприятии студентов факультета права аппарат кривых безразличия представляется очень абстрактным инструментом анализа, и целесообразно отказаться от его использования. Выбор «лучшего» набора товаров на линии бюджетного ограничения описывается без потери строгости изложения основной идеи как процедура взвешивания затрат и выгод в каждой точке и продвижения вдоль линии бюджетного ограничения до тех пор, пока затраты не сравняются с выгодами.

Вместе с тем изложение экономической теории невозможно без использования простейших графиков, формул и определенной формализации учебного материала, однако следует отметить, что для освоения всех тем микро- и макроэкономики, читаемых на факультете права, достаточно знаний математики в объеме 9-го класса общеобразовательной школы.

Изложение многих тем курса на уровне вербального описания взаимосвязей и взаимозависимостей делает необходимым уменьшение доли такой традиционной формы работы, как решение задач, в пользу анализа кейсов, проблемных ситуаций, обсуждения конкретных экономических вопросов. Целесообразно более активно использовать дискуссии и презентации в образовательном процессе. В ходе дискуссии студенты учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения, приводя теоретические и фактологические доводы, что полезно для их будущей профессии.

Преподавание экономической теории на факультете прикладной политологии

Общая характеристика курсов микро- и макроэкономики и задачи преподавания. В рыночной экономике государство выступает как экономический агент. На микроуровне необходимо компенсировать провалы рынка через проведение соответствующей микроэкономической политики. На макроуровне возникает проблема управления экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста, решаемая с помощью инструментов проводимой правительством и Центральным банком РФ экономической политики. В связи с этим экономическая теория является той фундаментальной дисциплиной, усвоение которой представляется обязательным условием подготовки высококвалифицированных специалистов в области прикладной политологии.

В процессе преподавания микро- и макроэкономики на факультете прикладной политологии ставятся следующие задачи:

- формирование и закрепление у студентов навыков использования понятийного аппарата и моделей экономической теории в качестве активного инструментария;

- развитие у студентов навыков самостоятельной ориентации в основных направлениях и инструментах экономической политики и ее последствий на микро- и макроуровне;

- подготовка студентов к освоению специальных дисциплин.

Специфические требования к читаемым курсам. Содержательное наполнение

курса экономической теории для данного факультета определяется, с одной стороны,

требованиями государственного образовательного стандарта, с другой - необходимостью учесть индивидуальные особенности факультета прикладной политологии.

Индивидуальные особенности факультета прикладной политологии - значительная дифференциация студентов по уровню математической подготовки, наличие пересекающихся дисциплин в базовом учебном плане подготовки специалистов по направлению «Политология», содержание будущей профессиональной деятельности выпускников факультета - обусловливают несколько упрощенную в сравнении со стандартом структуру курса микроэкономики за счет исключения некоторых тем и вопросов. Тема «Основные институты рыночной экономики» исключена, чтобы избежать пересечений с курсом институциональной экономики, который читают студентам третьего года обучения. Поэтому в курсе микроэкономики достаточно привести краткую характеристику основных рыночных институтов. Другие темы - «Общее экономическое равновесие и теория общественного благосостояния» и «Теория производства» в той ее части, в которой рассматриваются вопросы оптимального выбора производителя, - не вошли в курс микроэкономики, поскольку ни прямо, ни косвенно не связаны со специализацией факультета. Это позволяет уделить больше времени подробному изучению актуальных для будущих политологов тем, в которых рассматривается содержание микроэкономической политики государства.

Что касается структуры курса микроэкономики на факультете прикладной политологии, то представляется оправданным после темы «Введение в экономическую теорию» излагать теоретический материал двумя крупными разделами: «Рынок совершенной конкуренции» и «Государство в рыночной экономике. Основные направления микроэкономической политики», что позволит сделать особый акцент на вопросах, связанных с микроэкономической политикой государства.

В I разделе - «Рынок совершенной конкуренции» - предлагается рассматривать следующие темы: • Оптимальный выбор потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос. • Производство и предложение благ. Индивидуальное и рыночное предложение.

• Рыночное равновесие. Эффективность и регулирование конкурентного рынка благ.

• Конкурентные рынки факторов производства.

Во IIразделе - «Государство в рыночной экономике. Основные направления микроэкономической политики» - предлагается изучать такие темы, как: • Рынки несовершенной конкуренции. Антимонопольная политика и защита конкуренции. • Асимметричная информация. Роль государства в развитии информационной системы. • Внешние эффекты. Природоохранительная политика государства. • Производство общественных благ. • Социальная дифференциация и основные направления социально- экономической политики. • Теория общественного выбора.

Для формирования и закрепления у студентов навыков использования понятийного аппарата и моделей экономической теории в качестве активного инструментария при изучении микроэкономики анализируются конкретные примеры практического применения тех или иных микроэкономических моделей. В частности, при изучении рынков несовершенной конкуренции рассматриваются возможности применения модели монополистической конкуренции (модели линейного города) к анализу деятельности политических партий. Изучение такой формы неценовой конкуренции, как реклама, позволяет обосновать роль политической рекламы в период избирательной кампании. С позиций теории общественного выбора объясняется необходимость и важность многообразия форм голосования и принятия решений, применяемых Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Структура курса макроэкономики в связи с особой важностью этого раздела экономической теории для будущих политологов должна быть стандартной с углубленной проработкой тем, в которых рассматриваются роль и функции государства в экономике, различные направления макроэкономической политики: бюджетно-налоговая, кредитноденежная, а также политика занятости, антиинфляционная политика, политика стимулирования экономического роста, внешнеэкономическая политика. Однако недостаточный объем аудиторных часов не позволяет рассматривать вопросы эффективности бюджет-

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

но-налоговой и монетарной политики с использованием такого аналитического инструмента, как модель К-ЬМ. По той же причине вопросы экономического роста и политики стимулирования экономического роста излагаются только на качественном уровне, а от использования модели Манделла-Флеминга для анализа эффективности проводимой политики в открытой экономике вообще приходится отказываться.

В теме «Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели и их измерение» рассматриваются проблематика курса, особенности предмета и метода макроэкономики. Студентов знакомят с основными макроэкономическими понятиями и показателями, которые наиболее часто используются для анализа и оценки экономической политики: ВВП, индексы цен, уровень безработицы. В последующих темах выявляются факторы, определяющие эти показатели.

Далее рассматривается макроэкономическое равновесие на базе модели совокупного спроса и совокупного предложения, которая позволяет показать, как в экономике определяется равновесный выпуск и уровень цен.

Особое значение для будущих политологов имеет исследование закономерностей макроэкономических колебаний, поскольку инфляция, безработица, экономический рост являются не только экономическими, но и политическими проблемами. Их изучение актуально для будущих политологов, так как колебания деловой активности, безусловно, отражаются на благосостоянии общества, а следовательно, на социальном климате и политической конъюнктуре.

В ходе избирательных кампаний находящееся у власти правительство оценивается, в том числе, и по результатам его деятельности в экономической сфере. Поэтому особое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике государства и ее влиянию на экономику. Акцент делается на изучении основ экономической политики, анализе инструментов и методов влияния государства на экономическую систему. Теория государственного бюджета и государственного долга, реальные проблемы проведения стабилизационной бюджетно-налоговой политики из-за дефицита учебного времени не находят должного отражения в курсе, хотя авторы считают их важными для студентов-политологов.

Анализ кредитно-денежной политики дается в теме, касающейся равновесия на денежном рынке. Рассматриваются ее цели, инструменты, передаточный механизм, последствия. Поскольку в стране разные направления экономической политики проводятся не изолированно, очень важно, не прибегая к чрезмерной формализации, обосновать необходимость их координации, проанализировав последствия взаимодействия бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик, реализуемых в тех или иных сочетаниях.

Методическое обеспечение курсов. В качестве базового учебника по экономической теории рекомендован учебник Л.С. Гребнева, Р.М. Нуреева «Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям» (М.: Вита-Пресс, 2000)1. В качестве дополнительных источников рекомендуются учебники как более высокого уровня сложности (например [14, 15]), так и те, в которых экономические явления рассматриваются с учетом специфики переходной экономики, в том числе российской (например [10])2.

Специфика факультета прикладной политологии в преподавании экономической теории находит отражение в списке дополнительных источников, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения (например [13, 18, 20-22]).

1 В настоящее время этот учебник вошел составной частью в электронный вариант систематизированного учебно-методического комплекса, который также включает выполненные Л.С. Гребневым методические указания и видеолекции и разработанные Л.Б. Щукиной тесты, задачи и упражнения.

2 На сегодняшний день отмечается острый дефицит методических материалов, использующих фактические данные о состоянии и процессах в российской экономике. В 2006 г. планируется издание переведенного на русский язык американского учебника Филипа К.Й. Янга и Джона Дж. Мак-Оли «Портативный курс МВА по экономике». Научные комментарии к каждой главе данного учебника подготовлены преподавателями кафедры экономической теории ГУ-ВШЭ с использованием статистических данных и большого числа примеров из экономики России.

Методика преподавания. Курсы микро- и макроэкономики на факультете прикладной политологии не могут быть такими же математизированными, как на тех факультетах, где экономическая теория относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Вместе с тем формирование и закрепление у будущих политологов навыков использования понятийного аппарата и моделей экономической теории в качестве активного инструментария предполагает более широкое использование математического аппарата по сравнению с факультетом права или отделением деловой и политической журналистики. Студенты должны владеть понятием функции, уметь работать с графиками функций, понимать смысл первой производной функции одной переменной, т.е. обладать знаниями по математике в объеме средней школы.

В процессе преподавания основное внимание уделяется экономическому содержанию изучаемых моделей, возможностям их использования для анализа микро- и макроэкономической политики государства и ее последствий. Поэтому графический анализ обязательно дополняется комментариями на вербальном уровне с привлечением фактологического материала.

Будущая профессиональная деятельность требует развития у студентов определенных аналитических навыков и формирования умения аргументировать свою позицию. В этой связи необходимо использовать разнообразные методы обучения: анализ кейсов, обсуждение открытых вопросов, решение различных типов задач, дискуссии по актуальным проблемам экономической политики в современной России и западных экономиках.

Преподавание экономической теории на отделении деловой и политической журналистики

Общая характеристика курсов микро- и макроэкономики и задачи преподавания. На отделении деловой и политической журналистики экономическая теория относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам и изучается двумя курсами вводного уровня: микроэкономики и макроэкономики.

Значение экономической теории в подготовке будущих журналистов определяется прежде всего тем, что содержание их профессиональной деятельности будет связано с освещением экономических событий на микро- и макроуровне. Обязательные требования к этой деятельности включают корректное использование экономической терминологии; знание особенностей поведения экономических субъектов на рынках с разным строением; правильное представление о целях, инструментах и последствиях микро- и макроэкономической политики государства.

Специфические требования к читаемым курсам. Прежде всего, следует отметить, что по экономической теории государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления «Деловая и политическая журналистика» пока еще не принят. Это осложняет преподавание экономической теории, поскольку вопросы содержательного наполнения курса экономической теории для этого отделения кафедра должна определять самостоятельно.

Будущая журналистская деятельность потребует от выпускников отделения умения излагать простым и ясным языком сложные экономические вопросы для самой широкой аудитории. Поэтому внимание студентов должно быть сфокусировано на углубленном изучении сути ключевых экономических явлений и базовых взаимосвязей различных экономических процессов с широким привлечением иллюстративного материала. Ставится задача дать студентам хорошо структурированную целостную картину функционирования как всей экономики, так и отдельных рынков, привлекая минимальный математический инструментарий. Это определяет упрощенную структуру курсов микро- и макроэкономики, методику преподавания, формы аудиторной и самостоятельной работы студентов, методическое обеспечение курса.

Упрощение курса микроэкономики для студентов отделения деловой и политической журналистики может достигаться за счет исключения некоторых стандартных для

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

этой дисциплины тем и вопросов, а также снижения уровня сложности рассматриваемого материала. Без какого-либо существенного ущерба для подготовки будущих журналистов могут не изучаться темы «Теория потребительского поведения», «Теория производства» и «Общее экономическое равновесие и теория общественного благосостояния». Их содержание в сжатом виде и на неформальном уровне может быть освещено при изучении других тем курса. В частности, характеристику поведение потребителя, не прибегая к модели оптимального потребительского выбора, можно дать в связи с интерпретацией обратной функции спроса: рассмотреть закон убывающей предельной полезности, предпочтения потребителя и его бюджетное ограничение. При изучении затрат на производство полезно рассмотреть технологический аспект их формирования, введя понятия среднего и предельного продукта переменного фактора производства и показав на числовом примере закон убывающей предельной производительности. Что касается проблем общего рыночного равновесия, то в теме «Спрос и предложение» достаточно наряду с частичным рыночным равновесием ввести понятие общего равновесия и на конкретном примере показать взаимосвязь рынков в экономике.

С другой стороны, в курс микроэкономики целесообразно включить темы «Основные институты рыночной экономики», «Теории международной торговли и внешнеторговая политика государства» и «Экономическое поведение в условиях неполной информации». Эти знания будут полезны выпускникам отделения деловой и политической журналистики в их будущей профессиональной деятельности.

Структура курса макроэкономики также должна быть упрощенной, что достигается за счет снижения уровня формализации изучаемого теоретического материала и использования самых простых вариантов макроэкономических моделей с акцентом на их содержательный анализ. Поскольку студенты отделения изучают экономическую теорию на вводном уровне, то в программе по макроэкономике отсутствуют такие темы, как «Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM», «Модель внутреннего и внешнего равновесия». Применение этих моделей в макроэкономическом анализе невозможно без хорошей математической подготовки обучаемых. Вопросы же взаимодействия товарного и денежного рынков, эффективности экономических политик можно рассмотреть на качественном уровне, без использования модели IS-LM. Главное внимание необходимо уделить основным макроэкономическим проблемам и направлениям макроэкономической государственной политики: безработице и политике занятости; инфляции и антиинфляционной политике; циклическому развитию и стабилизационным (бюджетноналоговой и кредитно-денежной) политикам; экономическому росту и политике стимулирования экономического роста; равновесию платежного баланса и валютной политике. Акценты при этом должны быть сделаны на содержательной стороне макроэкономического анализа с широким привлечением иллюстративного фактического материала, как зарубежного, так и отечественного.

Методическое обеспечение курсов. Студентам отделения деловой и политической журналистики мы рекомендуем использовать в качестве базового учебника один из переводных курсов «Economics», прежде всего: Мэнкью Н.Г. Принципы экономике СПб.: Питер Ком, 1999 или: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.

Методика преподавания. При изложении теоретического материала на лекциях большое внимание уделяется содержательным аспектам микро- и макроэкономических моделей, рассматриваемых в их графическом варианте. При этом формальный анализ сведен к минимуму.

На семинарских занятиях обсуждаются основные теоретические положения изучаемых тем, открытые вопросы, заслушиваются сообщения по отдельным вопросам, формируется умение применять полученные знания при анализе конкретных экономических проблем и ситуаций, решении типовых задач, в дискуссиях. Принимая во внимание специфику отделения, не следует перенасыщать семинары решением громоздких задач, отдавая предпочтение дискуссионной форме закрепления материала. Для будущих журналистов чрезвычайно полезными формами практических занятий являются подготовка докладов, сообщений с их последующим обсуждением на семинарах, а также проведе-

ние дискуссий и круглых столов. Однако полноценно использовать подобные формы работы можно только в том случае, если в учебном плане на семинарские занятия отводится достаточно большой объем часов. Вместе с тем важно не абсолютизировать преимущество каких-то конкретных методов и не допускать перекосов, например вообще отказываясь от решения задач только потому, что студенты имеют довольно слабую математическую подготовку. Главное при проведении семинарских занятий - использовать все доступное многообразие методических форм и приемов, добиваясь, чтобы будущие журналисты понимали суть экономических процессов и явлений, научились корректно пользоваться экономической терминологией. Интересной формой работы является анализ конкретных ошибок, допущенных журналистами в средствах массовой информации в статьях и сообщениях, посвященных экономической проблематике.

К сожалению, объем журнальной статьи не позволил включить конкретные примеры организации занятий по микро- и макроэкономике по определенным темам, на которых было бы возможно пояснить принципы отбора учебного материала и методики преподавания для студентов разных факультетов, продемонстрировать возможности подготовленных авторами кейсов.

В заключение следует подчеркнуть, что особенности преподавания экономической теории студентам неэкономических факультетов проявляются в нюансах содержательного наполнения курсов микро- и макроэкономики, уровнях формализации экономических моделей, методическом обеспечении читаемых курсов, методике преподавания, тематике спецкурсов и факультативов, тематике рефератов и эссе, выборе форм организации аудиторной и самостоятельной работы, а также текущего и итогового контроля.

Построение курсов по экономической теории с учетом профессиональных интересов студентов будет способствовать повышению интереса к изучению экономической теории и подготовке в конечном счете более квалифицированных специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября

1994 г. № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон от 26 ноября

2001 г. № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

7. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 апреля 1996 г.

№ 36-ФЗ.

8. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Федеральный закон от 22 марта 1991 г. № 948-1.

9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля

2002 г. № 86-ФЗ.

10. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: Дело и Сервис, 2004.

11. Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки. Вып. 4. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

12. Боулз Р. Экономика и право // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб.: Экон. школа, 2002.

13. Бъюкенен Дж.М. Сочинения: Пер. с англ. Сер.: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1 // Фонд экономической инициативы / Гл. ред. кол. Нуреев Р.М. и др. М.: Таурус Альфа, 1997.

14. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М.: ЮНИТИ, 1997.

15. Галъперин В.М., Игнатъев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экон. школа, 1994.

16. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.

17. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001. Ч. 1.

18. Маклин И. Экономическая и политическая науки // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб.: Экон. школа, 2002. Т. 2.

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2006 Том 4 № 2

19. Мамедов О.Ю. О концептуальной специфике экономического образования студентов неэкономических специальностей // Экон. вестник Рост. гос. ун-та. 2004. Т. 2. № 1.

20. Милнер К. Группы интересов и выработка политики // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб.: Экон. школа, 2002. Т. 2.

21. Мюллер Д. Теория общественного выбора // Там же. Т. 1.

22. Пикок А. Экономические консультации и экономическая политика // Там же. Т. 2.

23. Познер Р. Экономический анализ права (введение). СПб.: Экон. школа, 2004.

24. Савицкая Е.В., Розанова Н.М. Особенности преподавания экономической теории для экономических и неэкономических специальностей // Вопросы статистики. 2005. № 6.

25. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.