Научная статья на тему '"ядро" и "защитные" слои экономического знания в науке и высшем образовании'

"ядро" и "защитные" слои экономического знания в науке и высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЯДРО И ЗАЩИТНЫЙ СЛОЙ НАУЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крышка Виктор Иванович

Статья посвящена ходу, промежуточным результатам и перспективам реформирования отечественного высшего экономического образования как проекции развития экономической науки, включая ее концептуальное ядро и защитные слои. В частности, говорится о том, что развитие науки экономики включает тенденции дифференциации и интеграции научного экономического знания. Крайними вариантами названных тенденций, соответственно, являются формирование: 1) набора экономических дисциплин, не имеющих внутренней связи, и 2) образование «жесткого ядра», исключающего многообразие мнений и концепций. Ядро современного научного экономического знания теоретическая экономика, которая включает: а) микроэкономику и б) макроэкономику. Обосновывается необходимость выделения мезо-экономики как промежуточного звена между микрои макроэкономикой. Теоретическое ядро научного экономического знания окружено защитным слоем, в котором можно выделить три довольно устойчивых слоя. Первый непосредственно связан с экономической теорией, с одной стороны, вытекает из нее, с другой является ее фактической основой. К этому слою можно отнести экономическую историю, историю экономических учений, экономическую статистику, эконометрику и т. п. дисциплины. Второй образуют общепрофессиональные дисциплины, которые необходимо преподавать в любом экономическом направлении и специальности. Речь идет о бухгалтерском учете, экономике отраслей народного хозяйства, региональной экономике и других. Третий профессиональные дисциплины, которые направлены на формирование соответствующих профессиональных компетенций, дифференцированных по профилям подготовки бакалавров, включая его академическое и прикладное направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крышка Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ядро" и "защитные" слои экономического знания в науке и высшем образовании»

УДК 658.7

«ЯДРО» И «ЗАЩИТНЫЕ» СЛОИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В. И. Крышка

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена ходу, промежуточным результатам и перспективам реформирования отечественного высшего экономического образования как проекции развития экономической науки, включая ее концептуальное ядро и защитные слои. В частности, говорится о том, что развитие науки экономики включает тенденции дифференциации и интеграции научного экономического знания. Крайними вариантами названных тенденций, соответственно, являются формирование: 1) набора экономических дисциплин, не имеющих внутренней связи, и 2) образование «жесткого ядра», исключающего многообразие мнений и концепций. Ядро современного научного экономического знания — теоретическая экономика, которая включает: а) микроэкономику и б) макроэкономику. Обосновывается необходимость выделения мезо-экономики как промежуточного звена между микро- и макроэкономикой. Теоретическое ядро научного экономического знания окружено защитным слоем, в котором можно выделить три довольно устойчивых слоя. Первый — непосредственно связан с экономической теорией, с одной стороны, вытекает из нее, с другой — является ее фактической основой. К этому слою можно отнести экономическую историю, историю экономических учений, экономическую статистику, эконометрику и т. п. дисциплины. Второй — образуют общепрофессиональные дисциплины, которые необходимо преподавать в любом экономическом направлении и специальности. Речь идет о бухгалтерском учете, экономике отраслей народного хозяйства, региональной экономике и других. Третий — профессиональные дисциплины, которые направлены на формирование соответствующих профессиональных компетенций, дифференцированных по профилям подготовки бакалавров, включая его академическое и прикладное направлении.

Ключевые слова: научно-исследовательская программа, научно-образовательная программа, ядро и защитный слой научного экономического знания.

THE "CORE" AND "PROTECTIVE" LAYERS OF ECONOMIC KNOWLEDGE IN SCIENCE AND HIGHER EDUCATION

V. I. Krishka Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the progress, interim results and prospects of reforming of the Russian higher economic education as the projection of economic science development, including its conceptual core and the protective layers. In particular, the article states that the development of the science of Economics trends includes differentiation and integration of scientific economic knowledge. The extremes of the named tendencies respectively are 1) set of economic disciplines, having no internal communication, and 2) formation of the «hard core», which excludes the diversity of opinions and concepts. The core of the modern scientific economic knowledge is theoretical Economics, which includes: a) microeconomics b) macroeconomics. The article substantiates the need for the provision of mesoeconomics as intermediates between micro and macroeconomics. The theoretical core of scientific economic knowledge is surrounded by a protective layer in which it is possible to identify three fairly stable layers. The first is directly linked to economic theory, on the one hand, it follows from it, and, on the other, are the actual basis. To this layer include economic history, history of economic thought, economic statistics, econometrics, etc. discipline. The second — form common professional discipline to be taught in any economic sector and profession. We are talking about accounting, Economics sectors of the national economy, regional economy and other. Third — professional disciplines, which focus on the formation of the corresponding professional competences differentiated according to specialization of bachelors, including its academic and applied direction.

Keywords: scientific-research program, scientific-educational program, the core and the protective layer of scientific economic knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

В действующих с 2015 г. федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 — «Экономика» разработка перечня дисциплин обязательного и вариативного характера является правом вуза. В сравнении с предыдущими стандартами, которые были введены в высшее образование начиная с 1993 года, этот ФГОС с позиции развития самостоятельности и ответственности вузов за качество образования можно рассматривать как шаг вперед. Вместе с тем возникает опасение, что разработчики учебных планов на основе данного и последующих ФГОС могут пойти по пути дробления единой экономической науки, введения в образование совокупности дисциплин, не объединенных единым системообразующим ядром.

Реформированию современных систем высшего образования и науки посвящено множество статей. Среди них можно выделить работы следующих ученых: В. М. Полтерович, И. А. Степанова, Т. А. Шастун, Г. А. Ключарев, Н. Р. Кельчевская и др. [1-5]. Наиболее обсуждаемые вопросы — это эффективность фундаментальных исследований, организационное единство российской академии наук (РАН), дифференциация и интеграция науки и образования и другие. Менее обсуждаемые проблемы связаны с влиянием науки на развитие образования, с формированием ядра научного знания и его отражение в составе и структуре высшего образования.

Цель статьи — исследование влияния «ядра» и «защитного» слоя экономической науки на формирование современной системы высшего экономического образования.

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЯДРА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

ля достижения поставленной цели обратимся к принципам методологии современной науки, сформулированным в работах признанных мастеров К. Поппера, Т. Куна, П. Фейер-абенда, И. Лакатоса [6-9] и др.

Исходя из целей статьи, обратим внимание прежде всего на идеи И. Лакатоса. В своей концепции научно-исследовательских программ (НИП) он выдвинул идею, что любая НИП включает 1) «жесткое ядро», которое согласно принятому решению (конвенции) является неопровержимым, и 2) «позитивную эвристику», которая, в свою очередь,

определяет проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии и победоносно превращает их в подтверждающие примеры [9, с. 217-218].

Если обобщить сказанное и рассматривать, например, науку экономики как единую НИП, то в ней также можно выделить ядро и защитный слой. Ядром экономической науки является теория экономики, ее основное течение (мейнстрим), а «защитным слоем» — комплекс взаимосвязанных философских, эмпирических, общих и прикладных экономических наук. Если ввести в экономическую науку функцию наукоучения, которую для философии выделил еще И. Г. Фихте [10], то по аналогии с НИП Лакатоса можно выделить научно-образовательную программу (НОП) подготовки экономистов с высшим образованием.

НИП науки экономики в целом и НОП по экономике взаимосвязаны следующим образом. НИП науки экономики через функцию наукоучения с известным лагом времени определяет НОП, создает ее ядро и комплекс дисциплин, которые в целом определяют высшее профессиональное образование в вузах. Высшее профессиональное экономическое образование, в свою очередь, готовит необходимые кадры для развития науки и образования. В этом взаимодействии ведущая роль принадлежит науке.

II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯДРА НАУЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Экономическая наука и соответствующее образование в своем развитии прошли следующие этапы.

Первый этап — формирование первоначаль-нъх научнъх знаний об экономике.

Указанное формирование происходило первоначально в рамках древнего и античного законодательства, социальной философии и богословия [11]. В этот период экономика как «наука в себе» еще не имела четко сформулированного ядра и соответствующего защитного слоя. В первых средневековых университетах, которые стали возникать в Европе в Х1-Х111 вв. (Болонский университет был основан в 1088 г., Парижский — в 1208 г.) преподавание экономических знаний имело фрагментарный характер и входило, как правило, в богословие, римское право и формирующиеся светские науки. В эпоху реформации идеи гуманизма постепенно распространялись по Европе. Под влиянием новых идей университеты начали готовить студентов не только к церковной, но и к активной свет-

ской жизни, включая хозяйственную и предпринимательскую. Изобретение книгопечатания привело к популяризации печатного слова. Так, уже в XV в. стали популярными научные журналы и к XVIII в. каждый уважающий себя европейский университет обычно выпускал собственный журнал.

Второй этап — формирование ядра экономического знания в рамках классической политической экономии.

Формирование указанного ядра происходило постепенно в работах А. Смита, Т. Мальтуса, Д. Ри-кардо, Ж. Б. Сэя, Дж. С. Милля и других классиков. Так, по трактовке Дж. С. Милля политэкономия — это наука о производстве, распределении, обмене и потреблении богатства [12]. В этот же период происходит уточнение формулировок ядра, начинается его критика со стороны немецкой исторической школы и марксизма. Эта критика приводит к формированию альтернативных школ в политической экономии, которые оказали существенное влияние на развитие ее ядра. Первые кафедры политэкономии возникают в Европе и России в начале XIX века. Кстати сказать, кафедра политэкономии в МГУ была открыта в 1804 г., на год раньше, чем на родине А. Смита в Шотландии. После открытия кафедр научное политэкономическое знание вошло в университетское образование.

По мере развития теоретического ядра классической политэкономии в ее первоначальный защитный слой входят: 1) история экономической мысли, 2) история экономических учений, 3) политическая арифметика (экономическая статистика) и др. На определенном этапе развития политэкономии названные и более поверхностные дисциплины защитного слоя экономической науки обособляются и выделяются в качестве самостоятельных наук, имеющих свое ядро и, соответственно, защитный слой. Выделяющиеся относительно самостоятельные экономические науки начинают образовывать некую систему как предпосылку образования экономических факультетов и вузов.

Третий — выделение «чистой» экономической науки и ее дифференциация.

После маржинальной революции, которая произошла в последней четверти XIX века, в качестве ядра научного экономического знания из политэкономии выделяется неоклассическая экономика, которую А. Маршалл назвал economics. По его мнению, экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества, т. е. она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая непосредственно связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния [13, с. 56].

За 40-50 лет существования маржинализма и неоклассического направления (современного

ядра экономической науки) в нем формируются и в 30-е гг. XX в. выделяются: а) микроэкономика и б) макроэкономика. Один из известных основателей современной микроэкономики — Дж. Хикс [14], а макроэкономики — Дж. М. Кейнс [15]. Наиболее яркими оппонентами защитного слоя неоклассического направления в этом периоде являются направления: 1) институционализма, 2) австрийской школы экономической мысли и 3) консервативного монетаризма. С позиции методологии индивидуализма названные направления входят в современный неоклассический мейнстрим.

П. Самуэльсон, обобщив и переработав неоклассический и кейнсианский подходы, в 1948 г. в США опубликовал первый учебник по современной экономике неоклассического синтеза, включая микро- и макроэкономику [16]. Учебник под этим названием был переиздан 18 раз и на сегодняшний момент (2016 г.) является одним из наиболее известных в учебном экономическом мире. В настоящее время economics (экономическая теория, экономика) — это совокупность преимущественно неоклассических, включая хиксианское кейнси-анство и идеи П. Самуэльсона, научных экономических знаний, очищенных (абстрагированных) от институциональных элементов защитного ядра, кроме математики, которая является методологической основой современного мейнстрима. Здесь следует отметить, что в так называемом западном мире (США, Канада, Австралия, Западная Европа, Япония и другие страны этого мира) политическая экономия была возрождена примерно в середине прошлого века как преимущественно институциональная дисциплина.

Примерно в этот же период другая картина наблюдается в странах социализма и прежде всего в бывшем Советском Союзе. В нем, начиная с 1918 года до конца 80-х лет XX в., в экономических исследованиях и преподавании в качестве ядра выступает марксистко-ленинская политическая экономия, включавшая политэкономию капитализма и политэкономию социализма. Политэкономия капитализма была основана на преподавании «Капитала» К. Маркса и ленинских работ, посвященных империализму как высшей стадии капитализма. Политэкономия социализма разрабатывалась на основании соответствующих ленинских работ, решений съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и советского правительства. Политэкономия капитализма и социализма преподавалась преимущественно на основании учебников, подготовленных в Институте экономики Академии наук СССР [17-18], и курса политической экономии под ред. Н. А. Цаголова, заведующего кафедрой политэкономии МГУ в 1957-1985 гг. [19]. На неэкономических факультетах вузов политэкономия преподава-

лась в течение двух семестров, на экономических факультетах вузов — в течение четырех семестров.

В период перестройки в 1988 году был опубликован новый учебник по политической экономии [20], в котором была сделана попытка сблизить некоторые элементы защитного слоя марксист-ко-ленинской политической экономии с соответствующими элементами есопошкБ. Полный отказ от преподавания марксистско-ленинской политэкономии в вузах страны в качестве обязательной дисциплины происходит в период введения первых временных образовательных стандартов (19931999 гг.). Место политической экономии на неэкономических специальностях вузов занимает экономика (экономическая теория), а на экономических — микро- и макроэкономика, дифференцированные по уровням образования (бакалавриат и магистратура). Такая ситуация сохраняется в большинстве экономических вузов и факультетов до настоящего времени.

В 90-е гг. дисциплины защитного слоя полит-экономического ядра в нашей стране стали обособляться от него и приобретать относительно самостоятельное значение. Крайним случаем этого процесса стала ситуация, когда частные экономические науки стали в один ряд с фундаментальным экономическим знанием, т. е. с экономической теорией. Был нарушен принцип логической субординации, принцип, когда наиболее общее знание является методологической основой знания частного и особенного. Процесс прагматизации экономического образования (приближения к хозяйственной практике) превратил его в набор плохо взаимосвязанных общих и частных прикладных наук, выбор которых зависит от потребностей факультетов и вузов, конъюнктуры на рынке образовательных услуг. Не смог остановить этот процесс и федеральный компонент образовательных стандартов, введенных впервые во временных образовательных стандартах 1993 года. На деле этот компонент бывших образовательных стандартов включил в себя просто набор неких предпочитаемых Министерством образования и науки и соответствующих учебно-методических объединений вузов (УМО) дисциплин без их логического обоснования в качестве ядра экономического знания. Так, в действовавших до 2015 года стандартах второго поколения по направлению 080100.62 «Экономика» в состав общепрофессиональных дисциплин (предполагаемое ядро экономического образования) входили дисциплины: 1) макроэкономика; 2) микроэкономика; 3) эконометрика; 3) статистика; 4) безопасность жизнедеятельности; 5) бухучет и аудит; 6) деньги, кредит банки; 7) институциональная экономика; 8) история экономических учений; 9) корпоративные финансы; 10) макроэкономическое

планирование и прогнозирование; 11) маркетинг, 12) менеджмент; 13) теория отраслевых рынков; 14) финансы; 15) экономика труда; 16) экономика общественного сектора [21]. Как говорится, здесь комментарии излишни.

Четвертый этап — интеграция научного экономического знания и образования на основании частнъх принципов и дисциплин.

Этот этап начинается, по нашим наблюдениям, примерно в середине прошлого века. На стыке некоторых экономических наук (микроэкономики, менеджмента, экономики предприятия и других) возникает новая интеграционная наука — экономика организаций [22]. Эта наука в настоящее время активно развивается и преподается в вузах страны либо под собственным названием, либо как экономика предприятия (организации). На наш взгляд, эта наука имеет довольно перспективные шансы стать методологической основой для определеннъж экономических организаций микро- и макроуровней народного хозяйства страны. Например, в рамках микроэкономики — для экономики фондов, экономики предприятия, экономики домашнего хозяйства, экономики малых и средних предприятий и других, связанных с организацией физических лиц в единую организацию (юридическое лицо). Ее методологическое применение возможно и в макроэкономике, поскольку народное хозяйство страны в целом с учетом роли государства можно вполне рассматривать с позиции организации. Однако этой науке не хватает фундаментализма, чтобы стать ядром современного экономической науки и образования.

Пятый этап — конституирование ядра и за-щитнъх слоев современного экономического знания в сферах науки и образования.

Выделение чистой экономической науки (теории) из политэкономии, дифференциация этой науки, выделение многих частных и прикладных наук — вполне естественный процесс развития любой науки. Однако в процессе дифференциации целого научного экономического знания возникает проблема соотношения и взаимодействия гносеологических и методологических принципов плюрализма и монизма. Плюрализм обеспечивает разнообразие и необходимую свободу в научном творчестве и преподавании, а монизм — однообразие и необходимость в научных исследованиях тех или иных проблем. Решение указанной проблемы в современных условиях гипотетически возможно в следующих трех направлениях.

Первое направление связано с тем, что можно отказаться от внутреннего единства экономической науки и в сфере образования перейти к преподаванию частных и прикладных экономических курсов. Этому направлению с формальной стороны

способствует введение в действующих стандартах (2015 г.) наряду с академическим бакалавриатов — прикладного бакалавриата. Ясно, что в этом случае будет господствовать принцип абстрактного плюрализма. Вместе с тем превалирование абстрактного плюрализма может привести, как указывалось выше, к потере целостности экономической науки и образования, поскольку без своего ядра любая эпистемологическая и дидактическая системы превращаются в простой агрегат знаний, экономический словарь, удобный для пользования, но не удобный для формирования научно-исследовательских и практических профессиональных компетенций.

Второе — можно выделить жесткое ядро экономического знания и вокруг него построить также довольно жесткую монистическую систему особенного предметного знания, дифференцированного по экономическим специальностям с 5-6-летним сроком обучения. В этом случае будет превалировать принцип монизма. Плюсом этой системы, безусловно, является единообразие учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин, что позволяет освободить преподавателей вузов от рутинной работы по ежегодной разработке и обновлению рабочих программ преподаваемых дисциплин, учебно-методических комплексов, фондов оценочных средств и т. п. Но для развития этого направления необходимо усилить роль учебно-методических объединений вузов (УМО), которые взяли бы на себя всю указанную рутинную работу, включая выпуск учебной литературы.

Третий — выделить ядро экономического знания и вокруг него создать защитный слой, или лучше слои, из взаимосвязанных экономических дисциплин всеобщего, особенного (общего) и единичного (частного) профессионального характера. Последний путь из представленных трех является, на наш взгляд, наиболее приемлемым, поскольку он соответствует логике развития науки, ее научно-исследовательским программам и позволяет учесть «народную мудрость», выраженную в перефразированной поговорке обыденного сознания, когда «за деревьями необходимо видеть лес, а в лесу — деревья».

Если двигаться по последнему пути, то возникает препятствие, которое можно выразить в вопросе: какая наука должна стать ядром современного экономического знания и образования?

Ответ на сформулированный вопрос напрашивается как бы сам собой: нужно вернуться к преподаванию политической экономии, но наполнить ее новым, некоторым транснациональным евразийским содержанием. По этому пути двинулись авторы нового учебника по политической экономии [23].

Новизна этого учебника, по мнению его авторов, заключается в следующем:

— предложена новая евразийская парадигма политэкономии, которая имеет критическое отношение как к западному мейнстри-му, так и некоторым отечественным теориям, имеющим, по мнению С. Е. Нарышкина, «почвеннический» характер;

— эта парадигма исходит из того, что есть типы экономик, которые не вписываются в западную модель капиталистической рыночной экономики и принципиально являются нерыночными, т. е. построены не на рынке, а на плане;

— экономика, в ее простейшем определении, — это продукт, который в процессе своего всемирно-исторического развития принял противоположные формы капитала (рынка) и плана. Эпицентром развития продукта в форме рынка стали Западная Европа и Северная Америка, а центрами развития плана — Азия, Восточная Европа и Северная Африка;

— социализм не был первой фазой коммунизма, он был исторической формой плана, которая по формационному развитию стоит не выше, а на уровне капитализма;

— плановый способ производства объективно обусловлен и ничем не хуже и не лучше капиталистического способа производства;

— смешанная экономика — это сочетание капитала с планом. Экономика западного типа — это сочетание капитала и плана при первичной роли капитала. Экономика евразийского типа — это сочетание плана и капитала при первичной роли плана;

— относительно теоретической методологии, положенной в основу учебника, авторы стоят на позиции синтеза односторонних экономических школ. В учебнике активно используется теоретический аппарат ин-ституционализма и других школ;

— основная задача, которую авторы поставили перед собой, — это изложение экономики евразийского типа наиболее системно [23, с. 18-23].

Не вступая в полемику с авторами учебника по его ядру и защитному слою, хотелось бы отметить следующее.

Возрождение политической экономии в нашей стране назрело, но не в качестве коренной дисциплины высшего профессионального экономического образования, а в качестве одной из дисциплин институциональной экономики. Современная институциональная экономика, на наш взгляд, должна стать основой для преподавания

прежде всего на неэкономических факультетах и в вузах страны с привязкой соответствующего института к специфике факультета и вуза. Так, отмеченная политическая экономия должна преподаваться на факультетах политологии, правовая экономика — на юридических, этическая экономика — на педагогических и т. д. На экономических факультетах и в соответствующих вузах институциональная экономика должна входить в один из первых защитных слоев профессионального экономического образования. Подробнее об этом и другом речь пойдет ниже.

В экономических вузах страны и на экономических факультетах основой экономического образования должна стать логическая энциклопедия экономических наук, т. е. некоторое подобие знаменитой энциклопедии философских наук, созданной еще Г. В. Ф. Гегелем [24]. Эта логическая энциклопедия, по нашему мнению, должна включать: 1) ядро экономического знания и образования, которое имело бы всеобщее, общепризнанное и методологическое значение для всей экономической эпистемологической системы; 2) защитные слои, включающие несколько уровней, которые могут изменяться по мере развития потребностей экономической науки и хозяйственной практики. Остановимся на этом подробнее.

Ядро экономического образования в целом для бакалавров и специалистов должно включать следующие всеобщие (т. е. общие для всех студентов-экономистов) профессиональные дисциплины.

1. Введение в экономическую науку (экономическая пропедевтика) [25], в которую должны входить модули: а) предмета и метода экономической науки, б) ее состава и структуры, в) основных принципов и функций экономической теории в системе экономического знания, г) основных этапов развития экономической теории и, возможно, другие модули. В качестве дисциплин по выбору здесь можно предложить курсы по: 1) методологии экономической науки, 2) философии хозяйствования, 3) организации исследовательской деятельности и др. дисциплины. Их необходимо разделить на уровни бакалавриата и магистратуры.

2. Общая экономика (экономическая система общества, типы экономических систем, современная глобальная экономическая система). Этот курс дидактически уже выделился из микро- и макроэкономики. Его просто нужно конституировать и ввести в образовательный процесс в качестве предпосылки преподавания микро-, мезо- и макроэкономики. Вариативными дисциплинами здесь могут быть курсы: 1) цивилизационная и формаци-онная экономика, 2) формирование начал информационно-роботизированной экономики, 3) современные противоречия глобальной экономики, 4)

этапы и актуальные проблемы развития региональных экономических систем и другие курсы, логически вытекающие из данного модуля.

3. Микроэкономика (основы микроэкономики, микроэкономика рынка и торговли, микроэкономика потребления и потребительского поведения, микроэкономика производства и фирмы, микроэкономика распределения и благосостояния и т. п.). Приведенная традиционная структура курса микроэкономики должна быть пересмотрена. Во-первых, в нее необходимо включить теорию денег и торговли, без которых рыночная экономика превращается в безжизненную (нереалистическую) абстракцию. Во-вторых, из курса микроэкономики необходимо вывести материалы, связанные с отраслевыми структурами, рынками факторов производства, распределением благосостояния, экстерналиями и провалами рыночной системы, поскольку указанные темы не связаны с поведением отдельнъх и обособленных хозяйственных единиц (рынок, домашнее хозяйство, фирма), а связаны с поведением их рефлексивного множества (фирмы, домашние хозяйства и т. д.). Все указанные и другие родственные материалы целесообразно выделить и объединить под названием «Мезо-экономика». Из курса микроэкономики вытекают такие общепрофессиональные и профессиональные дисциплины, как: 1) экономика торговли; 2) экономика домашнего хозяйства; 3) экономика организации (предприятия) и другие. К числу вариативных можно отнести курсы, связанные с: а) неопределенностью и рисками рыночной конъюнктуры, б) экономикой малого предприятия, в) организацией бизнеса и другие.

4. Мезоэкономика (основы мезоэкономики, рыночные структуры экономики, рынки факторов производства и готовой продукции, рынок капитала и процент, фондовый рынок и т. п.). На необходимость выделения данного курса мы указали выше. Из этого раздела ядра можно выделить такие общепрофессиональные и профессиональные дисциплины как 1) региональная экономика, 2) экономика отраслей народного хозяйства, 3) финансовая экономика и другие, относящиеся к данному разделу дисциплины. К дисциплинам по выбору сюда можно причислить курсы, связанные с: 1) отраслевым классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), 2) экономикой недвижимости и регистрацией прав собственности, 3) фиктивный капитал и финансовые пирамиды и другие.

5. Макроэкономика (основы макроэкономики, общее равновесие макроэкономики, общее неравновесие макроэкономики, политическая экономия и экономическая политика, открытая и закрытая макроэкономика). Из этого модуля ядра научного экономического знания вытекают сле-

дующие общепрофессиональные и профессиональные дисциплины: 1) национальная экономика, 2) международная экономика, 3) международные экономические отношения, 4) мировая экономика. Вариативными дисциплинами в данном разделе ядра могут быть: а) система национального счетоводства (СНС).

Итак, ядро современного научного экономического знания и предположительно образования включает 1) экономическую пропедевтику, 2) общую экономику, 3) микроэкономику, 4) ме-зоэкономику и 5) макроэкономику. Во избежание путаницы, включения в это ядро других более поверхностных дисциплин, ядро целесообразно именовать экономологией.

Защитный слой первого уровня — это наиболее близкие к ядру дисциплины, которые в процессе развития выделились из политической экономии, вошли в экономическую науку в целом и стали ее неотъемлемой частью в качестве фактической и концептуальной баз. В этот слой должны входить следующие дисциплины:

— история экономических учений;

— экономическая история;

— экономическая статистка;

— эконометрика;

— институциональная экономика.

Формирование этого слоя имеет дискуссионный характер, его можно как расширить, так и сжать.

Защитный слой второго уровня — совокупность дисциплин, которые выступают в качестве относительно самостоятельных, имеющих свои ядра и защитные слои общепрофессиональных дисциплин. К их числу можно отнести:

— экономику труда;

— деньги, кредит и банки;

— экономику отраслевых рынков;

— бухгалтерский учет и аудит;

— государственное регулирование и т. п. дисциплины, о которых уже упоминалось при анализе ФГОС второго поколения.

Защитный слой третьего уровня — это совокупность профессиональных дисциплин, наиболее близких к практике хозяйственной и предпринимательский деятельности. В этот слой должны входить такие дисциплины, как:

— банковское дело;

— торговое дело;

— предприятия и предпринимательская деятельность;

— организация промышленного и аграрного производства;

— городское и жилищно-коммунальное хозяйства;

— экономика сферы услуг и т. д.

Возможно выделение еще одного слоя, имеющего факультативный характер.

С позиции дидактики преподавания высшей экономики выбор общепрофессиональных и профессиональных дисциплин должен исходить из того, что выпускники бакалавриата общего профиля должны быть готовы для работы в любой отрасли народного хозяйства, любом регионе, на предприятиях любой формы собственности, выполнять любые экономические функции. Поэтому для практического приближения к названному идеалу в учебных планах обязательными должны стать следующие базовые дисциплины этого уровня: 1) экономика отраслей народного хозяйства; 2) региональная экономика; 3) бухгалтерский учет и аудит; 4) экономика предприятия и труда; 5) государственно-муниципальное регулирование экономики и т. п.

С позиции организации учебного процесса подготовку бакалавров общего профиля необходимо сделать не только особенной, наряду с подготовкой по другим профилям, но и всеобщей, т. е. общей для всех профилей и, возможно, специальностей. С этой целью бакалавриат направления 38.03.01 в целом необходимо разделить, две части (периода): 1) младший (1-2 курсы) и 2) старший (3-4 курсы). В младшем бакалавриате приоритетное значение должны иметь дисциплины, относящиеся к ядру и первому защитному слою, научного экономического знания. В старшем бакалавриате приоритетное значение приобретают общепрофессиональные и профессиональные дисциплины, связанные с соответствующими профилями бакалавриата. В этой связи деление бакалавриата на академический и прикладной необходимо начинать не с первого курса, а со старшего бакалавриата. В академический бакалавриат должны идти наиболее успешные и успевающие студенты, в прикладной — студенты, не проявившие особей склонности к научно-исследовательским и преподавательским видам работы. Причем выпускники академического бакалавриата должны составить основной удельный вес обучающихся в академической магистратуре.

Разумеется, реализация названных и других мероприятий требуют соответствующих правовых, финансовых и организационных решений, но рассмотрение этих и других аспектов не входит в цель данной статьи.

В заключение статьи можно сделать следующие выводы.

1. Развитие науки экономики включает тенденции дифференциации и интеграции научного экономического знания. Крайними вариантами названных тенденций, исходя из принципов плюрализма и монизма, соответственно, являют-

ся формирование набора экономических дисциплин, не имеющих внутренней связи, и образование «жесткого ядра», исключающего многообразие мнений и концепций. Для систематизации научного экономического знания в сфере образование и науки необходимо сочетать указанные принципы, т. е. на основании выделения ядра экономического знания сформировать несколько защитных слоев, которые бы «окутывали» ядро и слой за слоем приближали бы экономические знания к их практическому применению.

2. Ядро научного экономического знания — теоретическая экономика, которая является промежуточным звеном между эмпирической и прикладной экономикой и соответствующими учебными дисциплинами. Современная теория экономики включает микро- и макроэкономику. Между ними пока не выделился раздел (мезоэкономика), хотя его дидактическая необходимость назрела. Этот раздел должен включать: а) отраслевые структуры экономики, 2) рынки факторов производства, 3) экономику благосостояния и т. п. части современной микро- и макроэкономики.

3. Ядро научного экономического знания окружено защитным слоем, в котором можно выделить три довольно устойчивых слоя. Первый — непосредственно связан с экономической теорией, с одной стороны, вытекает из нее, с другой, — является ее фактической основой. К этому слою можно

отнести экономическую историю, историю экономических учений, экономическую статистику, эконометрику и т. п. дисциплины. Второй — образуют общепрофессиональные дисциплины, которые необходимо преподавать на любом экономическом направлении, профиле и специальности. Речь идет о бухгалтерском учете, экономике отраслей народного хозяйства, региональной экономике и других. Третий — профессиональные дисциплины, которые направлены на формирование соответствующих профессиональных компетенций дифференцированные по профилям подготовки бакалавров, включая его академическое и прикладное направления.

5. По периодам подготовки бакалавриат необходимо подразделить на младший и старший. В младшем бакалавриате (1-2 курсы) преимущественно должны изучаться дисциплины ядра экономического образования и первого защитного слоя. В старшем (3-4 курсы) — общепрофессиональные и профессиональные дисциплины обязательного и вариативного характера в зависимости от направления и профиля подготовки. Между младшим и старшим бакалавриатом необходимо ввести промежуточную рейтинговую аттестацию студентов. Наиболее активные и успевающие студенты, начиная с третьего курса, должны быть ориентированы на возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Полтерович В. М. Кризис экономической науки // Экономическая наука современной России. 1998. № 1. С. 46-66.

2. Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 627-630.

3. Шастун Т. А. Парадигма системной трансформации российской высшей школы // Крымский научный вестник. 2016. № 1 (7). URL: http://krvestnik.ru (дата обращения: 15.08.2017).

4. Ключарев Г. А. О ходе реформ в российском образовании // Россия реформирующаяся. 2015. № 13. С.324-346.

5. Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Оценка процесса реформирования высшего образования в России // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 20-24.

6. Попер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход / пер с англ. Д. Г. Лахути; отв. ред. В. Н. Садовский. М., 2002. 384 с.

7. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. М., 2009. 317 с.

8. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / пер. с англ. А. Л. Никифорова. М., 2010. 378 с.

9. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки / пер. с англ. И. Н. Весе-ловского, А. Л. Никифорова, В. Н. Поруса. М., 2008. 475 с.

10. Фихте И. Г. Философские произведения. М., 2013. 503 с.

11. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков : в 5 т. Т. I. От зари цивилизации до капитализма / отв. ред. Г. Г. Фетисов ; редкол. Г. Г. Фетисов, А. Г. Худокормов. М., 2004. 718 с.

12. Милль Дж. С. Основания политической экономии : в 3 т. / пер. с англ. общ. ред. член-корр. АН СССР А. Г. Милейковского. М., 1980.

13. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М., 1993. Т. I. 415 с.

14. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / пер. с англ. ; общ. ред. и вступ. ст. Р. М. Энтова. М., 1993. 488 с.

15. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999. 352 с.

16. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика : учебник / пер. с англ. 18-е изд. М., 2016. 1360 с.

17. Политическая экономия : учебник. М., 1954. 455 с.

18. Политическая экономия : учебник для неэкон. вузов / А. М. Румянцев, Г. А. Козлов, М. И. Волков и др.; редкол. А. М. Румянцев и др. 4-е изд., доп. М., 1985. 591 с.

19. Курс политической экономии : в 2 т. / под ред. Н. А. Цаголова. М., 1970.

20. Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. Политическая экономия : учебник. М., 1988. 735 с.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf (дата обращения: 15.08.2017).

22. Менар К. Экономика организаций / пер. с франц. ; под ред. А. Г. Худокормова. М., 1996. 160 с.

23. Евразийская политическая экономия : учебник / под ред. И. А. Максимцева, Д. Ю. Миропольско-го, Л. С. Тарасевича. СПб., 2016. 767 с.

24. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. М., 1975.

25. Крышка В. И. Экономическая пропедевтика : учебное пособие. Барнаул, 2014. 76 с.

REFERENCES

1. Polterovich, V. M. (1998) Krizis ekonomicheskoy nauki. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. 1, 46-66 (in Russian).

2. Stepanova, I. A. (2015) Reformirovanie sistemy obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy. Molodoy uchenyy. 21, 627-630 (in Russian).

3. Shastun, T. A. (2016) Paradigma sistemnoy transformatsii rossiyskoy vysshey shkoly. Krymskiy nauchnyy vestnik. 1 (7). Available from: http://krvestnik.ru/IAccessed: 15th August 2017] (in Russian).

4. Klyucharev, G. A. (2015) O khode reform v rossiyskom obrazovanii. Rossiya reformiruyushchayasya. 13, 324-346 (in Russian).

5. Kel'chevskaya, N. R. & Shirinkina, E. V. (2016) Otsenka protsessa reformirovaniya vysshego obrazovaniya v Rossii. Ekonomika, sotsiologiya i pravo. 10, 20-24 (in Russian).

6. Poper, K. R. (2002) Ob'ektivnoe znanie. Evolyutsionnyy podkhod / per s angl. D. G. Lakhuti; otv. red. V. N. Sadovskiy. Moscow (in Russian).

7. Kun, T. (2009) Struktura nauchnykh revolyutsiy/per s angl. I. Z. Naletova. Moscow (in Russian).

8. Feyerabend, P. (2010) Nauka v svobodnom obshchestve/per. s angl. A. L. Nikiforova. Moscow (in Russian).

9. Lakatos, I. (2008) Izbrannye proizvedeniya po filosofii i metodologii nauki/per. s angl. I. N. Veselovskogo, A. L. Nikiforova, V. N. Porusa. Moscow (in Russian).

10. Fikhte, I. G. (2013) Filosofskie proizvedeniya. Moscow (in Russian).

11. Mirovaya ekonomicheskaya mysl'. Skvoz' prizmu vekov. (2004) V 5 t. T. I. Ot zari tsivilizatsii do kapitalizma/otv. red. G. G. Fetisov; sopred. redkol. G. G. Fetisov, A. G. Khudokormov. Moscow (in Russian).

12. Mill', Dzh. S. (1980) Osnovaniya politicheskoy ekonomii: v 3 t./per. s angl. Obshch. red. chlen-korr. AN SSSR A. G. Mileykovskogo. Moscow (in Russian).

13. Marshall, A. (1993) Printsipy ekonomicheskoy nauki. Moscow (in Russian).

14. Khiks, Dzh.R. (1993) Stoimost' i kapital/per. s angl.; obshch. red. i vstup. st. R. M. Entova. Moscow (in Russian).

15. Keyns, Dzh.M. (1999) Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg. Moscow (in Russian).

16. Samuel'son, P. & Nordkhaus, V. (2016) Ekonomika: uchebnik. 18-e izd. Moscow (in Russian).

17. Politicheskaya ekonomiya: uchebnik (1954). Moscow (in Russian).

18. Politicheskaya ekonomiya: uchebnik dlya neekon. vuzov (1985)/ Rumyantsev A. M., Kozlov G. A., Volkov M. I. i dr.; redkol.: Rumyantsev A. M. [i dr.]. 4-e izd., dop. Moscow (in Russian)

19. Kurs politicheskoy ekonomii (1970): v 2 t./pod red. N. A. Tsagolova. Moscow (in Russian)

20. Medvedev, V. A., Abalkin, L. I. & Ozherel'ev O. I. (1988) Politicheskaya ekonomiya: uchebnik. Moscow (in Russian).

21. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080100 Ekonomika (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") (2010) Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf/[Accessed 15th August 2017] (in Russian).

22. Menar, K. (1996) Ekonomika organizatsiy /per s frants.; pod red. A. G. Khudokormova. Moscow (in Russian).

23. Evraziyskaya politicheskaya ekonomiya: uchebnik (2016)/pod red. I. A. Maksimtseva, D. Yu. Miropol'skogo, L. S. Tarasevicha. Saint Petersburg (in Russian)

24. Gegel', G. V. F. (1975) Entsiklopediya filosofskikh nauk: v 3 t. Moscow (in Russian).

25. Kryshka, V. I. (2014) Ekonomicheskaya propedevtika [Tekst]: uchebnoe posobie. Barnaul, Altai State University (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.