Научная статья на тему 'Об изменении структуры преподавания экономической теории в российских вузах'

Об изменении структуры преподавания экономической теории в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОИ МАКРОЭКОНОМИКА / QWERTY-ЭФФЕКТ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ / "ЛОСКУТНАЯ" ЭКОНОМИКА / "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМЕР" / ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ТЕОРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ / ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ / ДОРОЖНАЯ КАРТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ / MICRO AND MACROECONOMICS / QWERTY-EFFECT IN ECONOMIC THEORY / "PATCHWORK" ECONOMY / "ECONOMIC TRANSFORMER" / FORMALIZATION OF ECONOMIC ACTIVITIES / COMPUTERIZATION OF ECONOMIC PROCESSES / OPTIMIZATION THEORY / COMPETITION THEORY / THEORY OF INNOVATION / ROAD MAP FOR ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Дмитрий Геннадьевич

В статье рассмотрены недостатки современного «академического подхода» к преподаванию экономической теории в российских вузах. Традиционное деление экономической теории на микрои макроэкономику тормозит ее развитие, но сохраняется в силу так называемого QWERTY-эффекта. Наряду с традиционным, «академическим подходом» к структуре экономической теории сформировался «практический (макроэкономический или бухгалтерский) подход», основанный на модели кругооборота доходов и расходов (модели круговых потоков) и системы национальных счетов. В этих условиях автор предлагает использовать практический подход для обучения будущих экономистов, основанный на новом, секторном критерии деления экономической теории. В настоящее время мы наблюдаем формирование третьего подхода к структуре экономической теории, который с известной долей условности можно назвать «компьютеризированным подходом». К этому подходу экономическую теорию привела дальнейшая формализация экономической деятельности человека и компьютеризация экономических процессов. Автор выделяет и рассматривает особенности заключительного этапа трансформации экономической теории и предлагает новую дорожную карту современной экономической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the Structure of Economic Theory for Teaching Purposes at Russian Higher Schools

The article discusses the shortcomings of today’s “academic approach” to teaching the economic theory in Russian higher schools. The traditional division of economic theory in micro and macroeconomics hinders its development, but it remains unchanged due to the so-called QWERTY-effect. Along with the traditional “academic approach” to the structure of economic theory there is a “practical (macro-economic or accounting) approach” which is based on the model of circular flow of incomes and expenses (circular flow models) and system of national accounts. In these circumstances, the author proposes to use the practical approach to training future economists as this approach is based on a new, sectoral criterion for economic theory division. Currently, we are witnessing the introduction of a third approach to the structure of economic theory; this new approach can be defined as a “computerized approach”. The emergence of above-mentioned approach to economic theory was conditioned by further formalization of human economic activities and computerization of economic processes. The author identifies and describes recent features of economic theory transformation and suggests a new road map for modern economic science.

Текст научной работы на тему «Об изменении структуры преподавания экономической теории в российских вузах»

УДК 330.8

ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

АЛЕКСАНДРОВ ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, д-р экон. наук, профессор кафедры экономической теории Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены недостатки современного «академического подхода» к преподаванию экономической теории в российских вузах. Традиционное деление экономической теории на микро- и макроэкономику тормозит ее развитие, но сохраняется в силу так называемого QWERTY-эффекта.

Наряду с традиционным, «академическим подходом» к структуре экономической теории сформировался «практический (макроэкономический или бухгалтерский) подход», основанный на модели кругооборота доходов и расходов (модели круговых потоков) и системы национальных счетов.

В этих условиях автор предлагает использовать практический подход для обучения будущих экономистов, основанный на новом, секторном критерии деления экономической теории.

В настоящее время мы наблюдаем формирование третьего подхода к структуре экономической теории, который с известной долей условности можно назвать «компьютеризированным подходом». К этому подходу экономическую теорию привела дальнейшая формализация экономической деятельности человека и компьютеризация экономических процессов. Автор выделяет и рассматривает особенности заключительного этапа трансформации экономической теории и предлагает новую дорожную карту современной экономической науки.

Ключевые слова: микро- и макроэкономика; QWERTY-эффект в экономической теории; «лоскутная» экономика; «экономический трансформер», формализация экономической деятельности; компьютеризация экономических процессов; теория оптимизации; теория конкуренции; теория инноваций; дорожная карта экономической науки.

Changing the Structure of Economic Theory for Teaching Purposes at Russian Higher Schools

DMITRY G. ALEXANDROV, ScD (Economics), fuLL professor of the Economic Theory Chair, the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin

The article discusses the shortcomings of today's "academic approach" to teaching the economic theory in Russian higher schools. The traditional division of economic theory in micro and macroeconomics hinders its development, but it remains unchanged due to the so-called QWERTY-effect. Along with the traditional "academic approach" to the structure of economic theory there is a "practical (macro-economic or accounting) approach" which is based on the model of circular flow of incomes and expenses (circular flow models) and system of national accounts. In these circumstances, the author proposes to use the practical approach to training future economists as this approach is based on a new, sectoral criterion for economic theory division. Currently, we are witnessing the introduction of a third approach to the structure of economic theory; this new approach can be defined as a "computerized approach". The emergence of above-mentioned approach to economic theory was conditioned by further formalization of human economic activities and computerization of economic processes. The author identifies and describes recent features of economic theory transformation and suggests a new road map for modern economic science.

Keywords: micro and macroeconomics; QWERTY-effect in economic theory; "patchwork" economy; "economic transformer"; formalization of economic activities; computerization of economic processes; optimization theory; competition theory; theory of innovation; road map for economics.

«Академический подход» к структуре преподавания экономической теории и его формирование в экономической науке

Современная структура преподавания экономической теории сформировалась под влиянием ряда исторических факторов и обстоятельств. В традиционном, «академическом подходе» к структуре учебников по экономической теории выделяют, как правило, несколько уровней, к которым относятся микро-, мезо-, макро-, мегауровень.

Соответственно в учебниках принято выделять несколько разделов, связанных с этими уровнями деления: микроэкономика, мезоэко-номика, макроэкономика, мегаэкономика.

Такое «подробное» деление было использовано в учебнике Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова [1].

По мнению авторов данного учебника, ме-зоэкономика (греч. теБОБ — средний) исследует поведение, содержание и сущность промежуточных (между микро- и макроэкономикой) подсистем национальной экономики, которые имеют важное самостоятельное значение. Сюда относятся агропромышленный комплекс (АПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), военно-промышленный комплекс (ВПК) и другие подсистемы. В мезоэкономике изучаются поведение отдельных отраслей народного хозяйства, их место и роль в рыночной экономической системе. Особое значение отводится проблемам региональной экономики — важного составляющего звена национальной экономики в целом [1, с. 324].

Как следует из вышеприведенного, мезоэконо-мика—это экономика комплексов и отраслей, к которой относится и региональная экономика. К ме-гаэкономике авторы учебника относили мировое хозяйство или мировую экономику [1, с. 517-588].

Необходимо отметить, что такая структура учебника по экономической теории была достаточно прогрессивной для своего времени.

В современных учебниках используются, как правило, лишь три основных блока: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика. В ряде случаев в учебниках по экономической теории содержатся дополнительные разделы, которые должны помочь студенту сориентироваться в такой структуре экономической науки

и облегчить самим преподавателям переход к западной экономической доктрине [2-5].

В некоторых учебниках отсутствует четкое деление на такие разделы, как микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика, хотя, по сути, они повторяют подобную структуру деления, копируя и ту логическую неточность, возникшую в силу исторических причин, которая имеется и тиражируется в западных и российских учебниках по экономической теории [6].

В западной доктрине исторически сложилось такое деление экономической теории на микро-и макроэкономику, в котором нет строгого соблюдения границ между этими двумя разделами.

Так, микроэкономика содержит разделы из макроэкономики (раздел «Рынки факторов производства»), а макроэкономика — разделы из микроэкономики (раздел «Потребительский спрос. Концепции потребительского выбора»). Но на эту «несуразицу» давно никто из экономистов не обращает внимания.

Каким образом сформировались такое деление и такая структура экономической науки? Эту структуру деления экономической науки мы условно назвали «академической структурой», а сам подход, разделяющий экономическую теорию на микро-, макроэкономику и мировую экономику, мы также условно называем «академическим подходом».

На этот вопрос не просто ответить, поскольку развитие экономической науки происходило за счет «внутренней» и «внешней» экспансии. Здесь следует отметить, что под развитием экономической науки мы понимаем не качественный скачок, не улучшение и развитие ее содержания, а накопление новых знаний и появление новых теорий. Поэтому было бы правильней говорить о трансформации экономической науки под влиянием изменяющихся внутренних и внешних факторов в процессе исторического развития человеческого общества.

Термин «экспансия» применим к процессам трансформации экономической науки, поскольку его значение связано с расширением и распространением экономической науки за отведенные ей ранее границы1.

1 Экспансия (от лат. ехрат'ю — распространение) — расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за

Внутренняя и внешняя экспансия экономической науки

Мы выделяем внутреннюю и внешнюю экспансию» экономической науки.

Внутренняя экспансия экономической науки связана с самим развитием экономической теории и взглядов экономистов на ее предмет. Представим это развитие в виде табл. 1. В отличие от внутренней экспансии, внешняя экспансия экономической науки осуществлялась за счет ее колонизации другими научными дисциплинами, такими как философия, математика, статистика, история, психология, демография, юриспруденция, физика, и даже за счет «религиозной колонизации» (табл. 2).

«Лоскутная» экономика

Внутренняя и внешняя экспансии экономической науки привели к росту многообразия экономических школ и подходов, которые трудно уложить в некую общую схему. Поэтому все это многообразие экономических школ и теорий напоминает нам «лоскутное одеяло старого индейца». «Сшитая» из разных лоскутков различных теорий экономическая наука более всего напоминает такое «лоскутное одеяло».

«Великие закройщики» экономической науки

Где же находится выход из сложившейся ситуации, кто и как будет «кроить» и «сшивать» весь этот «материал» для того, чтобы создать более

первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая экспансия). — Большой энциклопедический словарь [7].

или менее «удобоваримый» учебник экономической теории?

Одним из таких «великих закройщиков» стал А. Маршалл, который осуществил попытку слияния или синтеза, казалось бы, несвязанных между собой теорий в единую экономическую теорию. В дальнейшем эта попытка получила название неоклассического синтеза, или «мар-шаллианской революции» [8].

А. Маршалл разработал «компромиссную» теорию цены. Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих формирование равновесной цены на рынке. «Так идеи из теории „ факторов производства"» были включены им в систему объяснений закономерностей формирования предложения товаров, идеи из теории предельной полезности и сама эта категория вошли в структуру объяснений закономерностей формирования потребительского спроса» [8, т. I, с. 6-7].

Следующим «великим закройщиком», создававшим новую структуру экономической теории, стал П. Самуэльсон.

«Синтез», по Самуэльсону, заключается в согласовании теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, анализа на микро-и макроуровне, подходов к изучению статики и динамики, взаимосвязанного анализа равновесия и отклонения от него. Математические модели и расчеты помогают уточнить логические обоснования, выявить функциональные взаимосвязи, проверить выводы и предсказания. «Неоклассический синтез» нацеливает на поиски согласований, взаимоприемлемых выводов

Таблица 1

Внутренняя экспансия экономической науки

Экономические школы Экономические интересы

Меркантелисты Торговый и ссудный капитал

Физиократы Сельскохозяйственный капитал

Классическая политическая экономия Промышленный капитал

Марксистская политическая экономия Промышленный пролетариат

Макроэкономика Национальный капитал

Монетаризм Международный финансовый капитал

Таблица 2

Внешняя экспансия экономической науки

Дисциплины-колонизаторы Экономика - колонизируемая дисциплина

Новая дисциплина Новая экономическая школа

Религия Исламская экономика Утопический социализм Коммунистический марксизм Анархизм Левый радикализм и терроризм

Философия Философия экономики Философская школа в экономике Философия экономической науки1

Математика Математическая экономика. Математические методы в экономике: - эконометрика; - исследование операций; - теория вероятности; - теория игр и др. Математическая школа в экономике Маржинализм

Статистика Экономическая статистика Статистическая школа в экономике

История Экономическая история История экономических учений Историческая школа в Германии

Психология Экономическая психология Кейнсианство

Демография Экономическая демография Мальтузианство

Юриспруденция Экономическое право Международное экономическое право Институционализм

Физика Экономическая синергетика, теория мультипликации в экономике, теория хаоса в экономике и др. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории2

1 Канке В.А. Философия экономической науки. М.: Инфра-М, 2009. 384 с.

2 Занг В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999. 335 с.

между различными, борющимися концепциями, представителями разных школ и направлений. «Синтез» — своего рода общая тенденция, традиция в развитии американской экономической мысли.

Самая известная работа П. Самуэльсона — «Экономикс» (1948), где изложена общая экономическая теория и представлены собственные разработки П. Самуэльсона, который рассматривает смешанную экономику частно-государственного типа.

Так, П. Самуэльсон приводит несколько возможных определений экономической теории, одно из которых гласит, что экономическая теория — это наука «об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов... для производства различных товаров.

и распределении их между членами общества в целях потребления». Экономическая теория становится универсальной наукой, которая отвечает на вопросы: что производить? как производить? как это произведенное распределять? [9].

Русский перевод 5-го издания учебника П. Са-муэльсона «Экономика. Вводный курс», выполненный советскими экономистами в 1964 г., еще не похож на будущие западные учебники «Экономикс» ни по структуре, ни по содержанию и включает шесть частей:

• часть I «Основные экономические категории и национальный доход»;

• часть II «Определение уровня национального дохода и его колебаний»;

• часть III «Национальный продукт: его составные части и ценообразование»;

• часть IV «Распределение доходов: установление цен на факторы производства»;

• часть V «Международная торговля и финансы»;

• часть VI «Современные экономические проблемы» [10].

В то же время в 16-м издании учебника П. Самуэльсона и Вильяма Д. Нордхауза, который вышел в Москве в 2001 г. [11], уже заметно «традиционное» деление экономической теории, согласно которому сейчас выпускается большинство учебников «Экономикс» и их российских «аналогов».

Книга состоит из семи частей:

• часть I «Базовые понятия»;

• часть II «Микроэкономика: предложение, спрос и рынки товаров»;

• часть III «Рынки факторов производства и распределение дохода»;

• часть IV «Роль государства в экономике»;

• часть V «Макроэкономика: теории экономического роста и экономических циклов»;

• часть VI «Экономический рост и макроэкономическая политика»;

• часть VII «Международная торговля и мировая экономика».

QWERTY-эффект в экономической теории

Несмотря на очевидные недостатки (абстрактный характер и оторванность от реальной экономики, отсутствие четких границ между микро- и макроэкономикой), этот подход «прижился» в экономической науке, и им продолжают пользоваться многие ученые-экономисты и преподаватели экономической теории в силу так называемого QWERTY- эффекта. Монопольное положение данного стандарта структуры экономической теории и его повсеместное распространение сделали невозможным развитие других подходов к структуре экономической теории.

(«Когда в 1860-е гг. в Америке изобрели печатную машинку, то первоначально ее клавиши располагались в два ряда, на которых были последовательно изображены буквы от A до Z. Однако первые модели печатных машинок, выпускаемые с 1874 г. фирмой «Ремингтон», работали так, что при быстром последовательном нажатии

на две соседние клавиши они цеплялись одна за другую, останавливая работу. Тогда изобрели другой вариант клавиатуры, где самые часто встречающиеся двухбуквенные комбинации были разнесены по разным краям. В середине 1870-х гг. появилась QWERTY-клавиатура (ее так называют по первым буквам верхнего ряда клавиш), которая стала всеобщим стандартом. Авторство QWERTY-стандарта приписывают тому же, кто изобрел саму печатную машинку, — американцу К. Шоулзу. Таким образом, QWERTY-клавиатура, появилась в силу временных и, в общем, случайных технических обстоятельств. Уже два десятилетия спустя печатные машинки были настолько усовершенствованы, что сцепление клавиш стало невозможным, но QWERTY-клавиатура так и осталась монопольным стандартом... Стихийно из множества конкурирующих стандартов побеждает какой-то один, и возврат к многообразию стандартов становится практически невозможным. Возникает необратимая обратная связь (feedback effect). Б. Артур назвал это явление lock-in tendency, что лучше всего перевести как эффект блокировки: происходят необратимые изменения только в одном направлении. Это значит, что в войне стандартов неизбежна победа какого-то одного») [12].

Несмотря на широкое распространение и победу «академического подхода» к структурному делению экономики на три части: микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику, в иностранных курсах «Экономикс» встречается и другое деление, другой порядок в изложении учебного материала.

Так, в известном американском учебнике К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю [14] авторы рассматривают сначала макроэкономикс, затем микроэкономикс и международный экономикс.

Учебник состоит из девяти частей:

• часть I «Введение в экономикс и экономику»;

• часть II «Национальный доход, занятость и фискальная политика»;

• часть III «Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика»;

• часть IV «Проблемы и противоречия в макроэкономике»;

• часть V «Микроэкономикс товарных рынков»;

• часть VI «Микроэкономикс рынков ресурсов»;

• часть VII «Государство и микроэкономикс»;

• часть VIII «Микроэкономические проблемы и политика»;

• часть IX «Международная экономикс и мировая экономика».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кризис «академического подхода» в экономической науке связан с формализацией, специализацией, деструктуризацией и вульгаризацией экономической теории. Формализация экономической науки привела к ее отрыву от реальной экономики и невозможности использовать имеющиеся экономические модели в реальной практике. Деление экономической теории на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику делает невозможным использование этих разделов для изучения, например, экономики фирмы, которая оказывается разбросанной по этим трем разделам. Из сложившейся ситуации есть только один выход — отказаться от «академического принципа» деления экономической теории и предложить другой критерий деления структуры экономической науки. Таким новым критерием деления экономической теории может стать секторный критерий деления экономической науки.

Практический (макроэкономический, бухгалтерский) подход к структуре преподавания экономической теории и его формирование в экономической науке

Параллельно с «академическим подходом» в экономической теории развивался другой подход, который с известной долей условности мы назвали «практический (макроэкономический, бухгалтерский) подход».

Этот подход появился в США в начале 1920-х гг. с появлением и развитием системы национального счетоводства или системы национальных счетов (далее — СНС). Именно в это время группа ученых под руководством известного в будущем экономиста С. Кузнеца начала разработку системы национального счетоводства, которая базировалась на модели кругооборота доходов и расходов или «модели круговых потоков». Эта модель является центральной и включает четыре макроэкономических

агента: домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор и три макроэкономических рынка: рынок товаров и услуг, финансовый рынок и рынок экономических ресурсов. Между макроэкономическими агентами происходит движение товарных и денежных потоков, которое осуществляется через макроэкономические рынки. Домохозяйства и фирмы в совокупности образуют частный сектор экономики. Государство образует государственный сектор экономики, государственный и частный сектора образуют национальный сектор экономики. Добавление в модель иностранного сектора экономики делает модель открытой. Национальный сектор экономики взаимодействует с иностранным сектором экономики, когда расходы государства превышают его доходы или импорт товаров и услуг превосходит его экспорт. В этом случае национальная экономика в лице государства производит займы финансовых средств у иностранного сектора на внешних мировых рынках.

СНС, разработанная на базе модели круговых потоков, представляет собой систему балансовых счетов и применяется в настоящее время в России, начиная с 1993 г.

Исходя из нового секторного критерия деления экономической теории можно предложить следующую структуру учебника:

Раздел I. Экономика частного сектора

Часть 1. Теория рынка. Провалы рынка

1. Сущность и функции рынка. Участники рыночных отношений.

2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

3. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция (монополия и монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия).

Часть 2. Экономика фирмы

1. Теория производства. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Часть 3. Экономика домашних хозяйств

1. Теория потребительского поведения.

2. Потребление и сбережения домашних хозяйств и их влияние на национальную экономику.

Раздел II. Экономика государственного сектора

Часть 1. Государство и его роль в рыночной экономике. Провалы государства

Часть 2. Государственное регулирование макроэкономических рынков. Экономическая политика государства и антимонопольное законодательство

1. Государственное регулирование финансового рынка:

• финансовая система и денежно-кредитная политика государства;

• налоговая система и бюджетно-налоговая политика государства;

• ценообразование и ценовая политика государства;

• страховая система и страховая политика государства;

• антиинфляционная политика государства.

2. Государственное регулирование рынка товаров и услуг:

• производственно-торговая политика государства и экономический рост национальной экономики.

3. Государственное регулирование рынка экономических ресурсов:

• государственное регулирование рынка труда. Политика обеспечения доходов и занятости населения;

• государственное регулирование рынка капитала;

• государственное регулирование рынка земли.

Раздел III. Мировая экономика

Часть 1. Международная торговля и ее влияние на национальную экономику

Часть 2. Международная миграция капитала и ее влияние на развитие национальной экономики

Часть 3. Международная миграция рабочей силы и ее влияние на национальную экономику

Часть 4. Международная валютная система и обеспечение экономической безопасности национальной экономики

«Экономический трансформер»

Секторный критерий позволяет создать своеобразный «экономический трансформер»,

состоящий из экономических модулей. Например, в случае с таким модулем, как «экономика фирмы», нам не придется выискивать разрозненную информацию сразу в трех разделах: в микроэкономике, макроэкономике и мировой экономике. Данное деление более простое и практичное и опирается на СНС. СНС является статистической базой для экономических исследований. Более того, данные модули можно расширять и быстро переходить к более конкретным дисциплинам, например от экономики фирмы к корпоративным финансам.

Но и данный подход не является окончательным, а только подготавливает переход к новому этапу развития экономической теории, к которому мы все рано или поздно вынуждены будем перейти в связи с дальнейшей математизацией, формализацией и компьютеризацией экономической науки.

Компьютеризированный подход и его формирование в экономической науке

На сегодняшний день мы выделяем три этапа и три подхода к развитию экономической теории (табл. 3).

Новая дорожная карта экономической науки

В настоящее время происходит стремительная математическая формализация экономических процессов и, следовательно, самой экономической науки.

Дальнейшая математическая формализация экономической науки приведет, на наш взгляд, к появлению нового компьютеризированного подхода, к анализу экономических процессов и явлений и возникновению новых компьютеризированных направлений в экономической науке.

На наш взгляд, можно выделить как минимум пять новых направлений и соответственно пять новых специальностей в новой, компьютеризированной экономике:

1. Теория оптимизации («оптимизатор»).

2. Теория конкуренции («компетитор»).

3. Теория инноваций («инноватор» — экономист-технолог).

4. Теория реализации («реализатор» — продавец, маркетолог).

Таблица 3

Этапы развития экономической науки

Этапы Академическая экономика Практическая экономика Компьютеризированная экономика

Подходы Академический, исторический подход, разделяющий экономическую теорию на микро- и макроэкономику Макроэкономический или бухгалтерский подход, основанный на модели круговых потоков и СНС Компьютеризированный подход, основанный на математической формализации экономической деятельности человека и компьютеризации экономических процессов

5. Теория коммуникации («коммуникатор» — программист, системный администратор).

Наконец, потребуется «координатор», который будет координировать усилия всех перечисленных специалистов. Впоследствии роль «координатора» будет полностью отводиться компьютерной программе, а соревнование и

конкуренция между фирмами превратятся в соревнование и конкуренцию компьютерных программ. Лучшая экономическая компьютерная программа, применяемая на фирме, станет залогом ее побед на конкурентных рынках.

Таким образом, мы можем говорить о новой дорожной карте экономической науки.

Литература

1. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. 592 с.

2. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория. Краткий курс: учебник. М.: КНОРУС, 2008. С. 9-56.

3. Экономическая теория: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002; см. раздел I «Основные понятия экономической теории». С. 7-89.

4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. М., 2003. 832 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебн. пособие / под ред. М.В. Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2001. 832 с.

6. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. М.: Норма, 2009. 673 с.

7. Сайт dic.academic.ru. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153276/%D0 %AD%D0 %BA%D1 %81 %D 0 %BF%D0 %B0 %D0 %BD%D1%81 %D0 %B8 %D1%8F.

8. Маршалл А. Принципы политической экономии Т. I-III. М.: Прогресс, 1983.

9. Сайт allendy.ru. URL: https://allendy.ru/ieu/507-ieu-samuelson.html.

10. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1964. 844 с.

11. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика. М.: Вильямс, 2001. 688 с.

12. Сайт ergosolo.ru. URL: http://ergosolo.ru/reviews/history/qwerty_eff.

13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2002. — XXXVI, 972 с.

References

1. Economic Theory (Political Economy): textbook / ed. Vidyapin V.I., Zhuravleva G.P. M.: Publishing House of the Russian Economic Academy [Jekonomicheskaja teorija (politjekonomija): uchebnik / pod red. V.I. Vidjapina, G.P. Zhuravlevoj]. Moscow, Izd-vo Ros. jekon. akad., 2000. 592 p.

2. Kamaev V.D., Ilchikov M.Z., Borisov T.A. Economic Theory. Short Course: Textbook [Jekonomicheskaja teorija. Kratkij kurs: uchebnik]. Moscow, KNORUS, 2008, 384 p.

3. Economic Theory: textbook for students of Higher Educational Institutions / ed.V.D. Kamaeva. Moscow, Publishing Center for Humanities VLADOS - Gumanit. izd. centr VLADOS, 2002, 640 p.; See Section I "The Basic Concepts of Economic Theory", pp. 7-89. [Jekonomicheskaja teorija: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. V.D. Kamaeva. Razdel I «Osnovnye ponjatija jekonomicheskoj teorii»].

4. The Course of Economic Theory: Textbook / Ed. Chepourin M. N., Kiseleva E.A. [Kurs jekonomicheskoj teorii: uchebnik / pod red. M.N. Chepurina, E.A. Kiselevoj]. Moscow, 2003, 832 p.

5. The Course of Economic Theory. General Principles of Economic Theory. Microeconomics. Macroeconomics. Fundamentals of the National Economy: Training Manual / ed.M.V. Sidorovich [Kurs jekonomicheskoj teorii. Obshhie osnovy ekonomicheskoj teorii. Mikrojekonomika. Makrojekonomika. Osnovy nacional'noj ekonomiki: uchebn. posobie / pod red. M.V. Sidorovicha]. Moscow, Business and Service, 2001, 832 p.

6. Economic Theory: textbook / M.A. Sazhin, G.G. Chibrikov ^konomicheskaja teorija: uchebnik]. Moscow, Norma, 2009. 673 p.

7. Website dic.academic.ru URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153276/%D0 %AD%D0 %BA%D1 %81% D0 %BF%D0 %B0 %D0 %BD%D1 %81 %D0 %B8 %D1 %8F.

8. Marshall A. Principles of Economics. Vol. I—III. [Principy politicheskoj ekonomii. T. I—III]. Moscow, Progress, 1983.

9. Website allendy.ru. URL: https://allendy.ru/ieu/507-ieu-samuelson.html.

10. Samuelson P. Economics. Introductory course [Jekonomika. Vvodnyj kurs]. Moscow, Progress, 1964, 844 p.

11. Samuelson Paul A., Nordhaus William D. Economics [Jekonomika]. Moscow, Vil'jams, 2001, 688 p.

12. Website ergosolo.ru. URL: http://ergosolo.ru/reviews/history/qwerty_eff.

13. McConnell Campbell R., Brue Stanley L. Economics: Principles, Problems and Policies [Jekonomiks: principy, problemy i politika]. Moscow, INFRA-M, 2002, 972 p.

Выступление В.В. Путина на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 июня 2016 г. Н

Ипотека - это мощный двигатель жилищного строительства, и Правительству совместно с Центральным банком, безусловно, нужно искать пути снижения ставки по таким кредитам, искать новые механизмы привлечения финансовых ресурсов в ипотеку, при этом не нагружать бюджет новыми дополнительными расходами.

* * *

Известно, что действующая сметно-нормативная база уже давно устарела, отсутствуют четкие, обоснованные и достоверные сведения о расходах и в проектировании, и в строительстве. Безусловно, такая, с позволения сказать, вольница позволяет составлять сметы на основе некой сложившейся практики, а если говорить честно, часто просто с неба берутся эти цифры, от фонаря. В итоге невозможно проконтролировать обоснованность и эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство различных объектов. Похожая ситуация и в сфере технического регулирования, которое значительно отстает от современных требований и международных стандартов. Очевидно, что необходимо законодательное установление строительных норм, обязательных к применению. Нужно создавать государственную систему информирования о ценообразовании в отрасли, вводить технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций в строительство, формировать единый комплекс нормативных документов...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.