DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_33 УДК 349.3
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С МОБИЛИЗОВАННЫМИ, ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ДОБРОВОЛЬЦАМИ About the peculiarities of the legal regulation of certain labor relations with demobilized, military personnel undergoing military service under contract and volunteers
НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;
ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;
КОЛЕСНИКОВ Михаил Евгеньевич,
начальник факультета (командного)
Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: vitya-shen@mail.ru;
ШЕНШИН Виктор Михайлович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доцент кафедры правоведения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;
NAZAROVA Irina Sergeevna,
Candidate of Law, Associate Professor,
Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;
SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;
KOLESNIKOV Mikhail,
Head of the Faculty (command)
St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: vitya-shen@mail.ru;
SHENSHIN Viktor Mikhailovich,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Associate Professor of the Department of Law St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru
Краткая аннотация: В представленном исследовании проводится анализ особенностей правового регулирования некоторых трудовых отношений с мобилизованными, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и добровольцами.
Abstract: The presented study analyzes the features of the legal regulation of some labor relations with conscripts, military personnel undergoing military service under contract and volunteers.
Ключевые слова: трудовые отношения; мобилизованные; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; добровольцы; трудовой договор.
Keywords: labor relations; mobilized; military personnel undergoing military service under contract; volunteers; employment contract.
Для цитирования: Назарова И.С., Шевченко К.В., Колесников М.Е., Шеншин В.М. Об особенностях правового регулирования некоторых трудовых отношений с мобилизованными, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и добровольцами // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 33-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_33.
For citation: Nazarova I.S., Shevchenko K.V., Kolesnikov M.E., Shenshin V.M. About the peculiarities of the legal regulation of certain labor relations with demobilized, military personnel undergoing military service under contract and volunteers // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 3336. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_33.
Статья поступила в редакцию: 12.08.2023
Проводимая в современных условиях специальная военная операция наложила ряд ограничений на реализацию мобилизованными, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту1 и добровольцами трудовых правоотношений2.
В представленном исследовании авторами предпринимается попытка проанализировать правовое регулирование некоторых трудовых правоотношений, субъектами которых являются мобилизованные граждане3.
Представляется необходимым обратиться к исследованию Федерального закона от 04.08.2023 № 471-ФЗ, в соответствии с которым уточнены особенности расторжения срочных трудовых договоров с мобилизованными, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и добровольцами4.
Так, начиная с 4 августа 2023 года, была ограничена возможность расторжения срочного трудового договора, который истек в период службы работника по мобилизации, контракту или добровольного выполнения задач Вооруженных сил Российской Федерации.
Ряд приостановленных срочных трудовых договоров, заключенных по соглашению сторон, при возврате сотрудника на работу необходимо будет возобновить. При этом продолжительность возобновления равна остатку срока действия договора на день, когда его приостановили.
Исключения предусмотрены в ряде случаев, в которых срочные трудовые договоры оформили:
5
с пенсионерами по возрасту или с теми, кому по медицинскому заключению разрешен только временный труд ;
для неотложных работ, чтобы предотвратить в т.ч. катастрофы, аварии и устранить их последствия;
с теми, кто получает образование очно;
с членами экипажей морских и других судов, зарегистрированных в специальном реестре;
с совместителями.
В этих случаях договоры, как и ранее, можно расторгнуть, если срок истек в период приостановки. Правило действует также для срочных трудовых договоров, заключенных не по соглашению сторон, а по части
1 статьи 59 ТК РФ, например, на сезонные или временные работы.
Тем более, что Минтруд России разъяснил, как расторгнуть трудовой договор с мобилизованным. Так, согласно части 10 статьи 351.7 ТК РФ, расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником в период приостановления действия трудового договора не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора, если он был заключен на определенный срок.
При прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Так как уведомить указанного работника не представляется возможным, а также невозможно довести приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора до сведения работника, в соответствии с частью 2 статьи 84.1 ТК РФ на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Трудовые книжки, не полученные работниками при увольнении, хранятся до востребования у работодателя.
Акцентируем внимание на том, что при прекращении срочного трудового договора окончательный расчет не производится, связано это с тем, что «в период приостановления действия трудового договора по указанной причине рабочее место сохраняется, но заработная плата ему не начисляется»6.
Стоит отметить, что в случае приостановления действия трудового договора в связи с призывом работника на военную службу по мобилизации компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в порядке, предусмотренном статьей 126 ТК РФ: часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника и с согласия работодателя может быть заменена денежной компенсацией.
В обоснование сказанного отметим, что за все дни ежегодного оплачиваемого отпуска, на которые работник имеет право, денежная компенсация выплачивается при увольнении (часть 1 статьи 127 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 351.7 ТК РФ в случае призыва работника на военную службу по мобилизации действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы.
В период приостановления действия трудового договора стороны трудового договора приостанавливают осуществление прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, ло-
1 Шеншина, Л. А. О некоторых особенностях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 9(302). - С. 36-43. - EDN BDCFSX.
2 Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM.
3 Назарова, И. С. Правовые аспекты реализации алиментных обязательств на несовершеннолетних детей / И. С. Назарова, А. С. Павлык, Л. А. Шеншина // Государственная служба и кадры. - 2023. - № 2. - С. 113-116. - DOI 10.56539/23120444_2023_2_113. - EDN JXSFSO.
4 Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.
5 Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.
6 Письмо Минтруда РФ от 21 февраля 2023 г. № 14-6/В-173
кальными нормативными актами, а также прав и обязанностей, вытекающих из условий коллективного договора, соглашений, трудового договора, за исключением прав и обязанностей, установленных настоящей статьей (часть 3 статьи 351.7 ТК РФ).
Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан выплатить работнику заработную плату и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора (часть 5 статьи 351.7 ТК РФ)1.
При этом нормы статьи 351.7 ТК РФ не обязывают работодателя произвести выплату компенсации за неиспользованный отпуск. Поэтому компенсация за все неиспользованные отпуска, которая выплачивается в порядке статьи 127 ТК РФ, не производится.
Анализ нормативных актов свидетельствует о том, что какого-то отдельного порядка, устанавливающего особенности выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в отношении мобилизованных работников, не принято.
Как отметил Минтруд России в письме от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042, при приостановлении действия трудового договора в связи с призывом на военную службу по мобилизации компенсация за неиспользованные дни отпуска свыше 28 календарных дней может производиться по заявлению работника в соответствии с законодательством.
То есть компенсация выплачивается в обычном порядке, предусмотренном статьей 126 ТК РФ: часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (часть 2 статьи 126 ТК РФ). Это означает, что в процессе работы претендовать на компенсацию части отпуска может лишь тот работник, у которого каждый ежегодный отпуск в отдельности превышает 28 календарных дней (работник имеет право на удлиненный основной отпуск и (или) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска).
Помимо прочего, частью 3 статьи 126 ТК РФ установлены дополнительные ограничения на замену отпуска денежной компенсацией для случаев, не связанных с увольнением. Согласно этой норме, не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях. Словосочетание «за работу в соответствующих условиях», по нашему мнению, следует понимать таким образом, что не подлежат замене компенсацией отпуска, предоставляемые работникам, занятым на вредных и опасных производствах, именно в связи с работой на этих производствах.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (семь календарных дней), может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами (часть 4 статьи 117 ТК РФ).
Это означает, что в случае установления работнику, например,
14 календарных дней дополнительного отпуска за «вредность» денежной компенсацией может быть заменена только часть отпуска, то есть семь дней.
Соблюдение антикоррупционного законодательства участниками специальной военной операции заслуживает особого внимания.
Так, в 2022 году Президент Российской Федерации подписал указ от 29.12.2022 № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции», которым освободил участников специальной военной операции, а также работников, командированных для выполнения задач на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей от обязанности предоставлять сведения о доходах за 2022 год. Но это далеко не все особенности соблюдения служащими / работниками антикоррупционных стандартов в период проведения СВО.
Минтруд подготовил обширную методичку по применению данного акта, где ответил на самые частые вопросы по его реализации2.
Так, по результатам анализа документа становится очевидным, что в целях применения приведенного указа срок пребывания участников СВО и командированных лиц на новых территориях / территории Украины значения не имеет. Одновременно с тем, что участники СВО и командированные в новые регионы освобождены от декларирования доходов за 2022 год, при смене места работы / службы сведения о доходах подать придется (если, конечно, это предполагает новая должность) - в этой части никакие особенности указом не установлены. А вот о вознаграждениях и подарках гуманитарного / благотворительного характера, полученных в связи с участием в СВО или непосредственным выполнением задач, связанных с ее проведением, можно не уведомлять.
Минтруд России по этому поводу особо подчеркивает: предоставляя указанные послабления, указ № 968 не отменяет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законом за совершение коррупционных правонарушений.
рации / Назарова И.С., Шевченко К.В. // Аграрное и земельное право. - 2023. - № 7 (223). - С. 20-23.
2 Письмо Минтруда России от 21 марта 2023 г. № 28-6/10/П-2161.
Законодательные предпосылки реализации правительством Российской Федерации полномочий по государственной поддержке участников специальной военной опе-
Затронем региональное правовое регулирование в рассматриваемой сфере. Так, постановлением Губернатора Курской области от 24.10.2022 № 307-пг предусмотрено, что работодателям, осуществляющим деятельность на территории Курской области, рекомендовано установить для работников, призванных на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 или поступивших на военную службу по контракту в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, следующие дополнительные социально-трудовые гарантии:
сохранение уровня доходов работников и осуществление выплаты в размере средней заработной платы работникам на период прохождения ими военной службы;
исключение периода испытательного срока при приеме на работу для работников, проходивших военную службу;
предоставление работникам, проходившим военную службу, преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Приказом Министерства образования Омской области от 19.10.2022 № 74 установлена выплата материальной помощи в размере одного среднего месячного заработка работникам Министерства образования Омской области, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Омской области, а также работникам подведомственных государственных учреждений, призванным с 21 сентября 2022 года на военную службу по мобилизации или заключившим с 21 сентября 2022 года контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Таким образом, нормативная регламентация трудовых отношений с мобилизованными, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и добровольцами, характеризуется спецификой, обусловленной необходимостью особой правовой защиты1 указанной категории граждан со стороны государства. Правовое регулирование анализируемой сферы носит как общий, так и ведомственный характер. Практических аспектов реализации норм трудового права применительно к регулированию правоотношений, субъектами которых являются мобилизованные, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и добровольцы, на данный момент не выделяется, но соответствующая законодательная база развивается.
Библиография:
1. Виниченко, Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Виниченко Людмила Александровна. - Белгород, 2009. - 231 с. - EDN QEIOBL.
2. Григонис, В. П. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства / В. П. Григонис, Н. Ю. Немова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 39-44. - EDN KEWNXE.
3. Законодательные предпосылки реализации правительством Российской Федерации полномочий по государственной поддержке участников специальной военной операции/ Назарова И.С., Шевченко К.В. // Аграрное и земельное право. - 2023. - № 7 (223). - С. 20-23.
4. Назарова, И. С. О правовом регулировании предоставления социальных гарантий гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации / И. С. Назарова, Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. -2023. - № 2(307). - С. 57-67. - EDN HZCCTM.
5. Назарова, И. С. Правовые аспекты реализации алиментных обязательств на несовершеннолетних детей / И. С. Назарова, А. С. Павлык, Л. А. Шеншина // Государственная служба и кадры. - 2023. - № 2. - С. 113-116. - DOI 10.56539/23120444_2023_2_113. - EDN JXSFSO.
6. Шеншина, Л. А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR.
References:
1. Vinichenko, L. A. Formation of a socially adapted personality of an orphanage pupil in the process of interaction with social institutions : specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education" : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Vinichenko Lyudmila Aleksandrovna. - Belgorod, 2009. - 231 p. -EDN QEIOBL.
2. Grigonis, V. P. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state / V. P. Grigonis, N. Y. Nemova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 39-44. - EDN KEWNXE.
3. Legislative prerequisites for the implementation by the Government of the Russian Federation of the powers to provide state support to participants in a special military operation/ Nazarova I.S., Shevchenko K.V. // Agrarian and land law. - 2023. - № 7 (223). - Pp. 20-23.
4. Nazarova, I. S. On the legal regulation of the provision of social guarantees to citizens of the Russian Federation called up for military service on mobilization in the Armed Forces of the Russian Federation / I. S. Nazarova, L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-Legal Review. - 2023. - № 2(307). - Pp. 57-67. - EDN HZCCTM.
5. Nazarova, I. S. Legal aspects of the implementation of alimony obligations for minor children / I. S. Nazarova, A. S. Pavlyk, L. A. Shenshina // Public service and personnel. - 2023. - No. 2. - pp. 113-116. - DOI 10.56539/23120444_2023_2_113. - EDN JXSFSO.
6. Shenshina, L. A. Social guarantees of cadets of universities of the EMERCOM of Russia from the category of orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care / L. A. Shenshina // Law in the Armed Forces - Military-legal review. - 2022. - № 10(303). - Pp. 60-64. - EDN DMJTXR.
1 Шеншина, Л. А. Социальные гарантии курсантов ВУЗов системы МЧС России из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Шеншина // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 10(303). - С. 60-64. - EDN DMJTXR.