ОБ ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ВЕНГРИИ 2011 г.
ДАНИИЛ СЕРГЕЕВИЧ СТЕНЬКИН
Преподаватель кафедры государственного и административного права Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, e-mail: d.s.stenkin@gmail.com
Статья посвящена теоретическому анализу Основного закона Венгрии от 25 апреля 2011 г. Автор акцентирует внимание на наиболее значимых характеристиках документа, рассматривает его сущность и проводит некоторые параллели с прежней Конституцией 1949 г.
The article is devoted to theoretical analysis of the Hungarian's Fundamental Law of 25 April, 2011. The author focuses his attention on the most important features and the essence of this document, and draws some parallels with the previous 1949 Constitution.
Ключевые слова: Основной закон Венгрии, конституционное развитие, конституционализм, конституционные изменения
Key words: The Fundamental Law of Hungary, constitutional development, constitutionalism, constitutional changes
1 января 2012 г. в Венгрии вступила в силу новая конституция - Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 г. Отказ венгерских властей от понятия «конституция» в наименовании Основного закона продиктован в первую очередь стремлением отойти от пережитков советской эпохи. К примеру, абз. 20 Национального признания Основного закона гласит: «Мы не признаем коммунистическую конституцию 1949 года, поскольку она служила основой для тиранического правления».
Основной закон Венгрии состоит из Национального призвания (аналог преамбулы), пяти разделов и 106 статей. С точки зрения юридической техники документ отличается своеобразием. К примеру, статьи раздела «Основные положения» обозначены буквами («А» - «и»), раздела «Свобода и ответственность» - уже римскими цифрами (1-ХХ1), разделов «Государство» и «Особый правовой режим» - арабскими цифрами (1-54). Несмотря на данное обстоятельство, текст Основного закона ясен и предельно понятен.
С принятием Основного закона Венгерская Республика стала называться Венгрией (ст. «А»), хотя форма правления осталась республиканской (ч. 2 ст. «В»). Это обусловлено прежде всего тем, что в стране поменялась политическая элита: на
смену социалистам под руководством Ф. Дюрче-на пришли демократы, возглавляемые В. Орба-ном и намеревавшиеся отказаться от всего, что так или иначе было связано с коммунистическим прошлым Венгрии.
Национальное признание содержит указания на конституционные и культурные ценности страны, к примеру христианские ценности, традиции венгерской нации, почитание Святой короны (абз. 2, 6, 23). Помимо этого Национальное признание включает элементы идеологии правящих партий: устанавливает (повторим), что прошлая Конституция 1949 г. антидемократична и основана на тирании (абз. 20), осуждает деспотичные режимы, в особенности коммунистический.
Основной закон Венгрии воплотил в себе синтез демократии и традиционализма. Об этом свидетельствуют ярко выраженный христианский характер документа и множество норм, посвященных сохранению традиционных общественных ценностей и культуры. Так, в Основном законе закреплены нормы о том, что государство стоит на защите интересов традиционной семьи (абз. 13 Национального признания), т. е. брака как союза мужчины и женщины, заключенного по добровольному согласию (ч. 1 ст. <Л»). Причем это означает не запрет на дру-
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ЗА РУБЕЖОМ
гие формы брака, но государственную защиту лишь традиционной формы.
Согласно ст. II Основного закона Венгрии каждый имеет право на жизнь и человеческое достоинство, жизнь зародыша защищается с момента зачатия. Зарубежные средства массовой информации моментально «обрушились» на конституцию, называя ее «реакционной» или «теократической»1. Да, она существенно расширяет рамки права на жизнь. Конституционный суд Венгрии ранее заявлял, что утробный плод заслуживает защиты государства, хотя и не является человеком в понятиях закона2.
Концепция личности и взаимоотношений личности и государства в Основном законе излагается по-новому. Согласно ст. «О» каждый несет ответственность за самого себя и обязан в пределах своих возможностей содействовать выполнению государственных и общественных задач. Это означает, что венгерское государство отказалось от социалистической идеи о том, что государство должно обеспечить личности все необходимое, и перешло к классической либеральной.
основной закон обязал студентов-бюджетников проработать определенный срок в Бенгрии
после выпуска из университета, иначе они должны будут возместить бюджету всю сумму средств на их обучение
Несложно предположить, что за последние 20 лет общественные отношения сильно изменились, и появились новые области, нуждающиеся в правовом регулировании. К примеру, в ст. III Основного закона говорится, что «в Венгрии запрещаются евгеническая практика, направленная на отбор людей, использование человеческого тела или его частей как источника наживы, а также клонирование человека», в п. 3 ст. XXI запрещен ввоз на территорию Венгрии опасных отходов с целью их размещения, а в ст. «С» предусматривается защита природных ресурсов, особенно сельскохозяйственных земель. Основной закон затрагивает также проблемы экологической устойчивости, биоразнообразия, существования сельского хозяйства, свободного от ГМО (ст. XX), и защиты персональных данных (ч. 2 ст. IV).
В ст. «М» провозглашается, что «экономика страны базируется на работе и предпринимательстве», в ч. 5 ст. 36, ст. 37 прописаны строгие правила, которые направлены на защиту страны от возможного банкротства. По этой причине
правительство не сможет одобрить бюджет, который повышает уровень государственного долга. Кроме того, как отмечалось, принятие Основного закона способствовало утверждению новой политической элиты в стране. Это не случайно, поскольку принятие любой конституции - процесс не только юридический, но и политический. К примеру, усилились полномочия Президента страны (ст. 9-14), количество депутатов в Государственном Собрании (однопалатном законодательном органе) было снижено с 386 до 199.
Несмотря на то что Основной закон Венгрии вступил в силу 1 января 2012 г., уже почти через год (в марте 2013 г.) в него был внесен пакет поправок, вызвавший критику как внутри страны, так и за ее пределами. Поправки затронули следующие сферы.
1. Утратили силу все решения Конституционного суда Венгрии, принятые до вступления Основного закона в силу.
2. Председатель Курии и Генеральный прокурор получили полномочия по инициированию пересмотра законодательства страны на предмет конституционности.
3. Конституционный суд Венгрии получил право самостоятельной инициативы по пересмотру законов. Однако теперь полномочия Суда по отмене конституционных законов, принятых большинством голосов парламентариев в 2/3, были существенно ограничены.
4. Судьям, прокурорам (за исключением руководителей соответствующих органов власти) и нотариусам было предписано выходить на пенсию ранее возраста, который устанавливался в прошлом (не с 70, а с 65 лет).
5. В Основном законе были закреплены свобода вероисповедания и религии, а также право подавать «конституционные жалобы» касательно реализации религиозных прав.
6. Основной закон обязал студентов-бюджетников проработать определенный срок в Венгрии после выпуска из университета, иначе они должны будут возместить бюджету всю сумму средств на их обучение.
7. Только публичным СМИ стало дозволено рекламировать кандидатов на выборы в представительные органы Венгрии и Европейского союза в рамках избирательной кампании.
8. Правительству разрешили утверждать правила о запрете проживания в определенных публичных местах (например, вводить штрафы для бездомных людей, которые спят на улицах)3.
Подводя итоги, стоит отметить, что в Основной закон Венгрии заложено несколько позитивных предпосылок. Во-первых, он «отвергает атеистическое представление об обществе, которое не было в полной мере признано венгерским
народом с момента свержения коммунизма»4. Во-вторых, с его принятием была сделана попытка ликвидировать дисбаланс государственной власти5. Создание Основного закона, чьи разработчики руководствовались национальной историей, привело к конституционной «перестройке» общества. Значительные изменения, внесенные в документ спустя год его действия, свидетельствуют, с одной стороны, о политической нестабильности в стране, а с другой -о незавершенности конституционного процесса. Тем не менее Основной закон Венгрии является новым опытом в конституционном праве постсоветских европейских стран, попыткой синтеза традиционализма и демократии. Данная конституция, консервативная по характеру, в то
же время воплотила права и свободы человека и гражданина нового поколения.
1AbIonczy B. Conversations on the Fundamental Law of Hungary: Interviews with Jozsef Szajer, Hungarian Member of European Parliament, and Gergely Gulyas, Member of Parliament in Hungary // URL: mek.oszk. hu/1400/1472/14072.pdf. P. 11.
2 Решение Конституционного суда Венгрии № 48/1998.
3 Fourth Amendment to Hungary's Fundamental Law // URL: http://lapa.princeton.edu/hosteddocs/hun-gary/Fourth%20Amendment%20to%20the%20FL%20 Eng%20Corrected.pdf.
4 Пупинг Г., Пекорарио А. Меморандум. Новая Венгерская Конституция от 25 апреля 2011 г. // URL: eclj.org/PDF/ECLJreportinrussian.pdf. С. 3.
5 Там же.
СПРАВКА РП
Основной закон (Конституция) Венгрии был принят венгерским Парламентом 18 апреля 2011 г. и вступил в силу 1 января 2012 г.
В новом Основном законе присутствует ярко выраженная антикоммунистическая риторика, подчеркивающая отход от ценностей, которые были заложены в Конституции 1949 г. Акцент сделан на религиозной составляющей венгерского конституционализма, в частности христианских ценностях. Документ начинается со слов «Боже, благослови венгров!». Констатируется, что народ Венгрии объединяют «Бог и христианство» во имя сохранения «интеллектуального и духовного единства нашей нации, разорванного на части бурями прошлого века».
Влияние традиционной христианской догматики прослеживается во многих положениях Основного закона. Так, брак в Конституции понимается исключительно как «союз мужчины и женщины», а жизнь человека охраняется «с момента зачатия» (фактически это означает запрет абортов). Отдельно указывается, что Венгрия «поддерживает рождение детей».
Разработка и принятие Основного закона сопровождались критикой со стороны международного сообщества и акциями протеста внутри страны. Проект Конституции называли реакционным и националистическим. Тем не менее документ получил поддержку Парламента, в котором конституционное большинство составляли депутаты от консервативного Венгерского гражданского союза (партии «Фидес») в коалиции с Христианско-демократической народной партией.