Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кофтина Юлия Николаевна

Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации неразрывно связана с накоплением, формированием, обработкой и использованием значительных объемов сведений о всех категориях сотрудников. В исследуемой проблематике организации управления документами и информационными потоками, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу, центральными становятся вопросы обеспечения динамичного функционирования всех звеньев системы. Современные информационные технологии позволяют систематизировать данные и унифицировать процессы управления персоналом, поддерживать единую политику управления человеческими ресурсами в масштабах МВД России, что существенным образом упрощает деятельность руководителя органов внутренних дел на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кофтина Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVING THE STAFFING OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

The organization of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation is inextricably linked with the accumulation, formation, processing and use of significant amounts of information about all categories of employees. In the studied problems of the organization of document management and information flows, which would ensure the most effective work, the issues of ensuring the dynamic functioning of all parts of the system become central. Modern information technologies make it possible to systematize data and unify personnel management processes, maintain a unified human resource management policy on the scale of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which significantly simplifies the activities of the head of internal affairs bodies in the field

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_242 УДК 351.74

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ON ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVING THE STAFFING OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

КОФТИНА Юлия Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, В. E-mail: Yulenka1979@mail.ru;

Koftina Yulia Nikolaevna,

Associate Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of work with Personnel Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: Yulenka1979@mail.ru

Краткая аннотация. Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации неразрывно связана с накоплением, формированием, обработкой и использованием значительных объемов сведений о всех категориях сотрудников. В исследуемой проблематике организации управления документами и информационными потоками, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу, центральными становятся вопросы обеспечения динамичного функционирования всех звеньев системы. Современные информационные технологии позволяют систематизировать данные и унифицировать процессы управления персоналом, поддерживать единую политику управления человеческими ресурсами в масштабах МВД России, что существенным образом упрощает деятельность руководителя органов внутренних дел на местах.

Abstract. The organization of work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation is inextricably linked with the accumulation, formation, processing and use of significant amounts of information about all categories of employees. In the studied problems of the organization of document management and information flows, which would ensure the most effective work, the issues of ensuring the dynamic functioning of all parts of the system become central. Modern information technologies make it possible to systematize data and unify personnel management processes, maintain a unified human resource management policy on the scale of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which significantly simplifies the activities of the head of internal affairs bodies in the field.

Ключевые слова: кадровая политика, кадровое обеспечение, государственная служба, информатизация, информационные технологии, персональные данные, органы внутренних дел.

Keywords: personnel policy, personnel support, public service, informatization, information technology, personal data, internal affairs bodies.

Дата направления статьи в редакцию: 25.07.2021

Дата публикации: 30.09.2021

Постановка проблемы: В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что современное общество XXI века является информационным, основу которого составляет беспрецедентное по объему и скорости передачи информации развитие новых технологий. И ставшая столь крылатой фраза «тот, кто владеет информацией, владеет миром», затрагивает проблему огромной роли информации для достижения преимуществ в экономической, политической, социальной и, в том числе, кадровой деятельности.

Эффективность функционирования подразделений МВД России увеличивается при достаточно высокой организации информационного обеспечения деятельности, использования унифицированного программного обеспечения и реализации принципа оперативного доступа к банкам данных, в том числе, это касается и информации о персональных данных сотрудников органов внутренних дел.

Следует отметить, что принятие управленческих и кадровых решений основывается на четкой и точной оценки ситуации и перспектив ее изменения. Если раньше в такой оценке участвовало множество факторов и вычислялись они вручную, была относительная статичность, то теперь события развиваются динамично и требуется в короткие сроки принимать обоснованные решения. Информационные потоки увеличились, а требования к качеству и оперативности предоставления данных повысились.

Подчеркнем, что на актуальность рассматриваемой проблемы указывают, во-первых, развитие информационных технологий в системе государственной службы, как важное условие обеспечения эффективного управления персоналом, и во-вторых, модернизация в области кадровой политики в целом, а также в органах внутренних дел Российской Федерации. В своих выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно обосновывал необходимость совершенствования управления государственной службой, преобразований кадровой политики и внедрения новейших технологий, а также посредством подписания конкретных нормативных правовых актов. В первую очередь, речь идет о «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» [1]. Во исполнение госу-

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 290.

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

дарственной политики по активизации и централизации кадровых ИТ-ресурсов создаются единые, обще ведомственные системы управления кадрами, ярким примером которых может служить информационный кадровый сервис «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (ЕИСУКС).

Автоматизация кадровых учетов, заметно активизированная последние три - четыре года, не достигла еще требуемого уровня и разрознена в большинстве органов власти, ведомствах и организациях. Вместе с тем, спрос на кадровую информацию очень высок, поскольку большая доля сведений, касающихся квалификации и образования сотрудников, должностных обязанностях, их перемещений, показателей деятельности, сконцентрирована именно в них. Очевидно, что для решения задач создания кадровых систем необходим сбор всей информации в одном месте, обеспечив тем самым доступ к этому ресурсу сотрудникам кадровых аппаратов и руководителям.

Отметим, что в современных условиях "цифровой революции" именно информационные технологии становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти, и МВД России здесь не исключение. Технические и информационные преобразования неизбежны, законодатель не случайно включил в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем как один из основополагающих принципов деятельности правоохранительных органов [1].

Внедрение цифровых технологий, создание и совершенствование процессов формирования и использования кадровых учетов, основанных на принципах интегральности, однократности ввода и широкого спектра использования информации, автоматизация и оптимизация работы с персональными данными сотрудников, позволят осуществить качественные преобразования в системе МВД России и выведут кадровую систему на качественно новый уровень.

К сожалению, в деятельности органов внутренних дел до сих пор не решен ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с формированием, ведением и использованием баз данных, содержащих персональные сведения о сотрудниках. Существует актуальная проблема быстрого и всестороннего доступа к информации, отсутствует единая информационная база, которая аккумулировала бы в себе сведения персонального характера. Основные усилия ведомственной кадровой политики необходимо сосредоточить на создании централизованной системы, которая обеспечит достоверность, полноту информации и своевременность ее получения, а также надежную защиту персональных данных личного состава.

Среди факторов, определяющих актуальность рассматриваемой проблемы, очевидно также влияние процессов, вызванных пандемией COVID-19, которая наглядно продемонстрировала приоритеты информатизации общества в целом, государственных организаций и ведомств в частности, существенно изменив устоявшиеся рабочие процессы. В связи с принятыми мерами социального дистанирования на первый план была поставлена задача по созданию удаленных рабочих мест во всех отраслях, в том числе, и в государственном секторе. Переход на дистанционный формат трудовой деятельности и образования не миновал и органы внутренних дел, кроме того, продиктовал необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий, оптимизацию работы серверов и информационных систем, а также приняти е эффективных кадровых решений.

Справедливо будет отметить, что в условиях роста темпов распространения информации, технологии больших данных, облачных вычислений, интернета, искусственного интеллекта имеют не только положительное влияние, но и провоцируют вызовы и угрозы, связанные с неконтролируемым накоплением и незащищенной обработкой данных об индивидах.

Внедрение информационных технологий заметно упрощает и ускоряет решение управленческих и кадровых вопросов. На вооружении у современного полицейского состоят программные продукты, которые могут самостоятельно исполнять запросы, позволяют в считанные минуты получать требуемую информацию. В разделе работы с персональными данными сотрудников неоспоримы такие преимущества, как удобство, оперативность и простота удаленного доступа, сокращение времени на обработку документов; построение произвольных запросов и отчётов; создание электронного архива, с возможностью поиска документов по различным атрибутам персональных данных; пересылка и доставка документов в электронном виде до рабочих мест пользователей как внутри учреждения, организации, так и в удаленные обособленные учреждения, организации.

Вместе с тем экономия времени сотрудников, возможность централизованного администрирования и многие другие позитивные факторы убеждают в необходимости реконструкции всех региональных электронных баз данных и объединение их на общую площадку.

На сегодняшний день достижения реализованы лишь в незначительной степени, что связано с недостаточным материально-техническим обеспечением различных подразделений, слабой компьютерной грамотностью некоторых сотрудников и их неумением или не желанием работать с новыми средствами. Вынуждены признать, что в органах внутренних дел имеются нерешенные проблемы, связанные с формированием и ведением ЭБД персональных данных, как организационного, так и технического характера.

Следует отметить, что в настоящее время назрела необходимость пересмотра определения персональных данных. В ходе исследования проблемных вопросов в организации работы с электронными базами персональных данных сотрудников выявлен ряд факторов теоретического и прикладного характера.

Новые технологии и совершенствование правовой базы развиваются с учетом потребностей и условий современного общества. Благодаря государственной поддержке цифровизации государственных органов Российской Федерации можно предположить, что введение

1 О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

повсеместного кадрового документооборота будет осуществлено в обозримом будущем, в течение ближайших пяти - десяти лет.

В настоящее время МВД России разработана Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года, цель которой, научно-техническое обоснование перспективного и инновационного развития [1]. Основные направления сосредоточены на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий и цифровой связи, сформулированы цели по созданию концептуального облика «Цифрового полицейского»; полицейской робототехники, специальных транспортных и технических средств, вооружения и боеприпасов.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что достижения в развитии информационной службы за последние годы очевидны. Пройден значительный путь в автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и использования информации. Вместе с тем имеется существенный потенциал в данном направлении и многое ещё предстоит сделать. В настоящее время МВД России основной акцент сосредоточен на цифровизации использования биометрических параметров, в перспективе в дополнение к дактилоскопической, фотографической и геномной информации планируется обеспечить хранение таких биометрических параметров, как голоса, рисунки татуировок и др. Создание унифицированной многосоставной автоматизированной базы данных, содержанием которой станут сведения о сотрудниках органов внутренних дел, по нашему мнению, позволит повысить эффективность функционирования кадровых подразделений в части организации информационного обеспечения деятельности, реализации принципов доступности и оперативности информации, а также укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 290.

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

3. Бецков А.В. О научно-технической политики МВД России до 2030 года. // Труды международного симпозиума: «Надежность и качество». 2020. Т.1. С. 26-29.

4. Горошко И.В., Лебедев В.Н., Макаров В.Ф., Петрова В.Ю., Баранов В.В., Торопов Б.А. Информационные технологии управления и организации защиты информации: учебник. - М.: Академия управления МВД России, 2018.

5. Карцихия А. Цифровые технологии - правовой аспект // Авторское право и смежные права. 2019. № 2. [Электронный ресурс] // http://www.znanium.com.

References (transliterated):

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017- 2030 gody» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2017. № 20. St. 290.

2. O policii: Federal'nyj zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 7. St. 900. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru

3. Beckov A.V. O nauchno-tekhnicheskoj politiki MVD Rossii do 2030 goda. // Trudy mezhdunarodnogo simpoziuma: «Nadezhnost i kachestvo». 2020. T.1.

S. 26-29.

4. Goroshko I.V., Lebedev V.N., Makarov V.F., Petrova V.YU., Baranov V.V., Toropov B.A. Informacionnye tekhnologii upravleniya i organizacii zashchity informacii: uchebnik. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2018.

5. Karcihiya A. Cifrovye tekhnologii - pravovoj aspekt // Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2019. № 2. [Elektronnyj resurs] // http://www.znanium.com.

1 Бецков А.В. О научно-технической политики МВД России до 2030 года. // Труды международного симпозиума: «Надежность и качество». 2020. Т.1. С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.