Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЕЙИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЕЙИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ДОЗНАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курилов С.И.

Рассматривается вопрос, связанный с организацией руководителями подразделениями следствия и дознания системы МВД России процессуальной профилактической деятельности (ч. 2 ст. 158 УПК РФ) и не процессуальной, осуществляемой следователями и дознавателями по находившимся в производстве уголовным делам. В целях повышения эффективности профилактической деятельности предлагаются дополнительные меры организационно-практического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORKOF INVESTIGATORS AND INTERROGATORS OF INTERNAL A AIRS BODIES AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the issue related to the organization by the heads of the investigation and inquiry units of the system of the Ministry of Internal A airs of Russia of procedural preventive activities (part 2 of article 158 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation) and non-procedural activities carried out by investigators and interrogators in criminal cases that were in progress. In order to increase the e ectiveness of preventive activities, additional organizational and practical measures are proposed.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЕЙИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 343.1

C.И.Курилов

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассматривается вопрос, связанный с организацией руководителями подразделениями следствия и дознания системы МВД России процессуальной профилактической деятельности (ч. 2 ст. 158 УПК РФ) и не процессуальной, осуществляемой следователями и дознавателями по находившимся в производстве уголовным делам. В целях повышения эффективности профилактической деятельности предлагаются дополнительные меры организационно-практического характера. К л ю ч е в ы е с л о в а: профилактика, организация, следователь, дознаватель.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK OF INVESTIGATORS AND INTERROGATORS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the issue related to the organization by the heads of the investigation and inquiry units of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia of procedural preventive activities (part 2 of article 158 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation) and non-procedural activities carried out by investigators and interrogators in criminal cases that were in progress. In order to increase the effectiveness of preventive activities, additional organizational and practical measures are proposed. K e y w o r d s: prevention, organization, investigator, investigator.

Поступила в редакцию 9 марта 2023 г.

На современном этапе развития системы профилактики и совершенствования организации данного направления деятельности являются обязательными условиями эффективного противодействия преступлениям и правонарушениям, а также повышения уровня защищенности конституционных прав граждан1. В реализации этого конституционного положения участвуют также органы внутренних дел (далее - ОВД), являющиеся одним из субъектов реализации уголовной политики, основная деятельность которых связана с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Целью в деятельности ОВД является осуществление предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений. В задачи ОВД по осуществлению данных целей входит сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для их жизни2.

1 См.: Курилов С. И. Роль и место подразделений дознания и следствия МВД России в профилактической деятельности // Академическая мысль. 2022. № 1 (18). С. 67-73.

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

© Курилов C. И., 2023

Органы внутренних дел хотя и не являются основным субъектом профилактики, однако данная функция включена в основные направления деятельности полиции3.

В подразделениях следствия и дознания системы МВД РФ направление «предупреждение преступлений» является также одним из приоритетных, поскольку оценивается в том числе и по состоянию работы по внесению представлений, в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ по находившимся в производстве уголовным делам4.

Основная работа по профилактике следователями и дознавателями проводится во время расследования уголовных дел в соответствии со ст. 73 УПК РФ. В связи с этим их профилактическая работа направлена на выявление в ходе уголовного судопроизводства обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Следует отметить, что работа по профилактике преступлений следователями и дознавателями осуществляется в двух формах - процессуальной и не процессуальной.

Таким образом, руководителям подразделений органов следствия и дознания необходимо осуществлять такие организационно-практические мероприятия, которые будут способствовать эффективной профилактической работе подчиненных сотрудников.

Однако результаты мониторинга профилактической работы следователей и дознавателей свидетельствуют о недостаточной эффективности их профилактической работы.

Так, продолжает оставаться низким качество вносимых следователями и дознавателями представлений. Как правило, они готовятся формально, без учета специфики и категории совершенных преступлений, носят шаблонный характер, не содержат конкретных рекомендаций, а некоторые содержат требования, не соответствующие действующему законодательству либо нарушающие права и законные интересы граждан и организаций, а также адресованы ненадлежащим должностным лицам (организациям). Остается высокой доля представлений, внесенных следователями и дознавателями в адрес должностных лиц ОВД, по предупреждению отдельных видов преступлений, а не в органы власти и местного самоуправления, образовательные и общественные организации, так как в основном они вносятся по преступлениям против личности и собственности, совершенным несовершеннолетними или с их участием.

Имеет также место недостаточная активность большинства органов предварительного следствия и подразделений дознания по комплексному анализу причин и условий, а также внесению данными подразделениями обобщенных представлений и информационных писем.

3 О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21.12.2021). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России : распоряжения МВД России от 19 июля 2021 г. № 1/8120 ; Об оценке деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению дознания : распоряжение МВД Российской Федерации от 30 августа 2018 г. № 1/10035. Доступ из справ.- правовой системы СТРАС «Юрист».

Так, не во всех органах предварительного следствия организована работа по учету и контролю за качеством вносимых представлений, а также своевременностью получения на них ответов. В отдельных следственных подразделениях такой учет не ведется5.

Статистические данные проведенного мониторинга свидетельствуют, что общее число представлений, внесенных следователями в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ, по находившимся в производстве уголовным делам за 2021 г., сократилось на 5,1 % (с 520 009 до 493 737), что непосредственно связано с уменьшением таких дел на 3,5 % (с 1 730 804 до 1 669 419).

При этом удельный вес уголовных дел, по которым внесены представления, к оконченным уголовным делам (с повторными) остался на уровне 2020 г. (97,7% ) и за пять прошедших лет является минимальным (2019 г. - 98,1 %, 2018 г. - 98,4 %, 2017 г. - 98 %, 2016 г. - 98,1 %) (рис.).

98,6% 98,4% 98,2%% 98,0°% 97,8%% 97,6% 97,4% 97,2% 97,0%

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок. Удельный вес уголовных дел, по которым внесены представления, к оконченным уголовным делам (с повторными)

Остается недостаточной профилактическая работа по приостанавливаемым уголовным делам.

Так, удельный вес представлений, внесенных следователями в 2021 г. по приостановленным уголовным делам, от общего их числа составил 39,5 % (2020 г. - 40,7 %). При этом сократились число (с 211 480 до 195 230 (- 7,7%) и доля (с 23,1 до 22,5%) внесенных по ним представлений на фоне снижения количества таких уголовных дел (с 917 308 до 866 209)6.

Проведенный мониторинг показывает о различном подходе к организации деятельности, связанной с внесением представлений по таким делам. Например, некоторыми следственными подразделениями представления внесены почти по каждому такому делу. В то же время в ряде следственных подраз-

5 О совершенствовании практики внесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений. иК1_: ШрБ://оад.мвд.рф. (дата обращения: 25.01.2023).

6 Приведенные данные получены на основе поступивших из органов предварительного следствия сведений в Следственный департамент МВД России. Государственная форма статистической отчетности по указанному показателю не предусмотрена.

делений профилактическая работа по приостанавливаемым уголовным делам практически не проводится.

Полагаем, что нарушение следователями и дознавателями при составлении представлений принципов законности, обоснованности и мотивированности может привести к признанию таких представлений незаконными.

Так, в отдельных регионах прокурорами признаны незаконными требования следователей и дознавателей об установлении в организациях розничной торговли дополнительных камер видеонаблюдения, противопожарных систем, о доведении до покупателей информации об административной и уголовной ответственности за хищения, об обеспечении присутствия в торговом зале сотрудников охраны по причине вмешательства в их оперативно-хозяйственную деятельность.

Устранению указанных недостатков будет также способствовать усиление процессуального контроля за деятельностью подчиненных следователей и дознавателей со стороны их непосредственных руководителей путем введения в практику личного изучения проектов вносимых следователями представлений.

В целях совершенствования данной работы необходимо организовать обучение следователей и дознавателей методике выяснения вопросов, подлежащих установлению до принятия решения о внесении представлений (с учетом специфики расследования отдельных видов преступлений) и определения конкретных должностных лиц и их полномочий.

Рассматривая профилактическую деятельность, необходимо заметить, что уровень ее результативности во многом характеризуется организацией эффективного взаимодействия следователей и дознавателей с субъектами административного процесса, а также качеством материалов, подготавливаемых для реализации положений ст. 17.7 КоАП РФ.

Отдельного внимания требуют также вопросы совершенствования контроля за своевременностью поступления от соответствующих должностных лиц в установленный месячный срок ответов на представления и принятие законных и обоснованных решений о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Следует отметить, что в большинстве своем учет и контроль за своевременностью получения ответов на представления осуществляются посредством ведения журнала руководителями подразделений следствия и дознания, что значительно осложняет контрольную функцию. Однако в некоторых подразделениях такой учет вообще не ведется, а в отдельных регионах не учитываются ответы, поступившие после напоминаний по представлениям, и представления попадают в разряд неисполненных. В результате получить объективную картину и оценить состояние организации такой работы невозможно.

Необходимо также отметить, что на современном этапе, наряду с внесением представлений по конкретным уголовным делам, в следственной практике актуальным и востребованным особенно является применение таких форм профилактической работы, как внесение обобщенных представлений7 и ин-

7 См.: Карпов А. А., Васильев Ф. П., Курилов С. И. В чем сущность значимости организации и нормативно-правового регулирования профилактической деятельности в ходе до-

формационных писем, подготовка которых должна основываться на обобщении обстоятельств, способствовавших их совершению.

Однако, согласно поступившим данным, органами предварительного следствия в 2021 г. активность по рассматриваемому направлению снизилась - количество обобщенных информационных писем и внесенных представлений сократилось на 13,8 % (с 10 639 до 9173), а их удельный вес от общего количества внесенных представлений составил 1,9 % (2020 г. - 2 %)8.

На современном этапе кроме процессуальной формы профилактической деятельности всё шире используется и так называемая непроцессуальная форма. Ее выбор может быть обусловлен материалами уголовного дела, обстоятельствами совершенного преступления, особенностями личности обвиняемого или потерпевшего, анализом криминогенной ситуации на территории обслуживания и другими факторами.

Данная форма в территориальных подразделениях дознания и следствия реализуется посредством использования сети Интернет; выступления на ТВ и радио, в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях; издания публикаций в печатных СМИ.

В настоящее время стали применяться новые формы профилактической работы, связанные с тесным взаимодействием с представителями основных религиозных конфессий в целях возрождения в молодежной среде духовности, основанной на традиционных нравственных ценностях, предупреждения и пресечения незаконной деятельности религиозных организаций, противодействия терроризму и экстремизму, участию в незаконных вооруженных формированиях, а также противоправного поведения.

Указанное обстоятельство свидетельствует, что непроцессуальные формы профилактики являются наиболее гибкими, доступными и разносторонними видами деятельности следователей и дознавателей, которые позволяют при должном их использовании эффективно решать задачи по предупреждению преступлений.

Таким образом, проведенный мониторинг практики внесения в органах предварительного следствия и дознания представлений показывает, что в целях повышения эффективности профилактической деятельности требуется принятие дополнительных мер организационно-практического характера.

В связи с этим для эффективной профилактической работы следователей и дознавателей на современном этапе их руководителям необходимо организовать:

- включение в планы расследования уголовных дел мероприятий профилактического характера;

- надлежащий ведомственный и процессуальный контроль за качеством вносимых следователями и дознавателями представлений, в том числе и по приостановленным уголовным делам, исключающих при этом вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, органи-

судебного производства по уголовным делам? // Achievements in science. Кемерово, 2021. С. 41-49.

8 См.: Там же.

заций. Ввести в практику изучение уголовных дел и проектов подготавливаемых представлений;

- изучение и установление по каждому уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;

- обучение следователей и дознавателей методике определения вопросов, подлежащих выяснению и их отработки (с учетом специфики расследования отдельных видов преступлений), установления компетенции должностных лиц, которым должны быть адресованы изложенные в представлении требования. Обеспечить применение в практической деятельности следователей и дознавателей соответствующих методических рекомендаций;

- направление представлений в адрес руководителей органов местного самоуправления, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и учреждений с предложениями по использованию разнообразных форм профилактического воздействия, в том числе правового просвещения и информирования, социальной адаптации и реабилитации. Исключить необоснованное направление представлений должностным лицам ОВД;

- должную работу по выявлению системных причин и условий, способствовавших совершению отдельных видов преступлений, в том числе в конкретной отрасли или на предприятии, с оценкой эффективности ранее принятых мер по их устранению. По результатам инициировать подготовку и направление обобщенных информационных писем и представлений в соответствующие органы власти, организации (как по оконченным, так и по приостановленным уголовным делам);

- взаимодействие с операторами связи, интернет-провайдерами, администраторами социальных сетей, сайтов с целью своевременного получения ответов на запросы и представления;

- проведение сверки внесенных представлений, напоминаний и полученных на них ответов. В каждом случае игнорирования законных требований следователей и дознавателей принимать соответствующие меры;

- повысить качество подготовки материалов для применения ст. 17.7 КоАП РФ с учетом позиции надзирающих прокуроров и сложившейся в регионе судебной практики.

Академия управления МВД России Курилов C. И., кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation Kurilov C. I., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Management of Crime Investigation Bodies Department

E-mail: skurilov78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.